Жизнь его была образцом умеренности, бескорыстия и кротости. Служение Иринарха за границей (до епископства) развило в нем замечательное уме­ние общаться с людьми и в трудных обстоятельствах держать себя с достоинством. Эти-то качества особенно потребовались преосвященному при его служении в Риге, где до него не было своего викарного епископа. Пять лет преосвященный Иринарх трудился в Риге на пользу Православной Церкви. Прежде всего он приступил к обращению раскольников и имел в этом деле значительный успех. При Иринархе произошел первый массовый переход латышей от евангельско-лютеранской церкви к Православию. Преосвященный сочувственно относился к этому движению, но действия его вызывали недовольство среди немецких дворян-помещиков и евангелических патеров, не желавших укрепления Православия среди латышей. На преосвященного Иринарха посыпались доносы, его обвиняли в том, что он является виновником якобы начинающегося бунта против правительства. Эта клевета имела успех. Конфликт епископа Иринарха с губернатором Остзейского края был усугублен вмешательством государственных властей в это чисто церковное дело – порок в то время весьма распространенный. Преосвященный был вывезен из Риги почти как арестант. Однако произведенное затем следствие доказало невиновность епископа Иринарха, и он еще долгое время продолжал служить в разных епархиях. В последние годы жизни преосвященный Иринарх постоянно углублялся в созерцание тайн мира невидимого. Его занимали вопросы о бессмертии души, о будущем суде, о загробном состоянии. Скончался преосвященный, как и жил, совершенным бессребреником. После него остались лишь его сочинения, которые он издал еще в 1868 году. Посылая их в 1874 году к редактору «Вологодских епархиальных ведомостей», он просил напечатать список их «в надежде, что, может быть, кто-нибудь выпишет эти книжки и воспользуется ими, и послужат они, по слову апостола, к обращению грешника от пути заблуждения, ко спасению души его от смерти 10 ». Труды: Письма (к графу Павлову)//Рижские епархиальные ведомости.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В пресс-службе Керсти Кальюлайд сказали, что отношения с религией — это крайне личный вопрос для каждого человека 2 ноября. ПРАВМИР. Новая президент Эстонии Керсти Кальюлайд отказалась в день вступления в должность от благодарственного богослужения в свою честь. Как пишет Postimees со ссылкой на архиепископа Эстонской евангелической лютеранской церкви Урмаса Вийлма,  в день избрания он поздравил госпожу Керсти Кальюлайд по телефону и сообщил также о традиции благодарственных служб и готовности провести службу. «Избранная президент обещала подумать»,  — сказал архиепископ. Чуть позже канцелярия президента сообщила о решении отказаться от службы. «Это решения, которые самостоятельно принимает президент. Но в этой должности, несомненно, сложно найти баланс между желаниями самого человека и должностными обязанностями»,  — сказал архиепископ. Урмас Вийлма напомнил,  что традицию проведения богослужения в честь инаугурации основал президент Леннарт Мери. Тогда служба прошла в Таллиннской Домской церкви —  главном соборе Эстонии. «Я уверен, что 25-летний обычай можно назвать традицией. До сих пор все три президента, избранных после восстановления независимости, следовали этой традиции и по-своему включали благодарственную службу в протокол вступления в должность», — сказал Урмас Вийлма. Архиепископ также рассказал, что обратился в канцелярию президента с предложением обсудить порядок проведения службы и при необходимости внести в него изменения. В частности,  служба могла бы быть экуменической, то есть с участием представителей всех членов Эстонского совета церквей. Но ответ пока так и не был получен. По словам пресс-секретаря главы государства Таави Линнамяэ, отношения с религией — это крайне личный вопрос для каждого человека. «Я высоко ценю ту работу, которую проводят с сообществами церкви и их приходы, и роль, которую они играют в жизни сообществ и своих членов. У нас есть и общие темы для обсуждений, и мы непременно найдем форму для сотрудничества»,  — сказал он. Керсти Кальюлайд, напомним, была избрана президентом Эстонии 3 октября. Она стала первой женщиной-президентом этой страны.

http://pravmir.ru/novyiy-prezident-eston...

Еще раз хотим подчеркнуть, что в то время речь шла именно о вхождении в ЕЛЦ отдельных общин, а не всей ЕЛЦ АИ. ЕЛЦ АИ предложило следующий вариант объединения: сначала уполномоченные представители ЕЛЦ знакомятся с общинами ЕЛЦ АИ и дают своё заключение о возможности принятия конкретной общины в состав ЕЛЦ (зная наши общины, мы не сомневались в положительном решении, только у нас было одно требование, если ответ будет отрицательный, он должен быть аргументированный). После чего должно быть решение Консистории ЕЛЦ о необходимости принять наши общины в состав ЕЛЦ, после чего ЕЛЦ АИ проводит Генеральный Синод, на котором принимает решение о своей ликвидации и каждая община, в отдельности, подает заявление, в уполномоченную инстанцию ЕЛЦ, с просьбой принять ее в состав ЕЛЦ. На основании опроса было направлено официальное письмо в Консисторию ЕЛЦ с данными предложениями. На заседании Консистории ЕЛЦ, весной 2010 года, наше обращение было рассмотрено и дано поручение Архиепископу Августу Крузе и Епископскому Визитатору Дитриху Брауэру провести работу в этом направлении. На основании совместных консультаций был подготовлен Протокол о намерениях, причем его окончательный вариант был подготовлен именно ЕЛЦ, приводим его содержание: " Стороны договорились о нижеследующем: 1. Настоящий протокол является рамочным и служит основой для изучения возможности форм взаимного сотрудничества или интеграции " Сторон " путем вхождения общин ЕЛЦ АИ в структуру ЕЛЦ в России. 2. Для оценки возможности реализации целей, обозначенных в п. 1 данного протокола, и, в случае возникновения необходимости, разработки конкретных договоренностей " Стороны " намереваются: 2.1 Провести ряд консультативных встреч на уровне руководителей " Сторон " . 2.2 Провести встречи ( " круглые столы " ) с участием пастората и теологов для прояснения теологических позиций " Сторон " . 2.3 Провести взаимные посещения общин, учебных заведений и управленческих структур с целью прояснения существующей ситуации. 2.4 На основании результатов реализации п. 2.1, 2.2, 2.3 в случае взаимного согласия приступить к разработке конкретных соглашений и договоренностей.

http://religare.ru/2_93521.html

—586— рению среднего и высшего женского образования, а также предоставление женщине доступа к некоторым высшим профессиям, но и здесь он обставляет дело ограничениями, обусловливаемыми, по его мнению, как физическими, так и духовными особенностями женщины. Обзор истории протестантства за 19 век автор заканчивает главой о движении к объединению в евангелической церкви. Разрозненность и слабосилие немецких протестантских официальных церквей были причиной того, что они сами не в состоянии были выполнить эту задачу; потребовалась помощь общества, и она явилась в виде ферейнов, взявших на себя защиту протестантских интересов и сплочение протестантских сил. Старший и могущественнейший из них ферейн Густава Адольфа (Gustav-Adolt-Verein), основанный в 1832 г., в двухсотлетнюю годовщину смерти знаменитого шведского короля и имеющий целью „помогать угнетаемым единоверцам и облегчать нужды протестантских общин в Германии и вне её, если они в собственном отечестве не находят достаточной поддержки“. Не смотря на все препятствия и невзгоды, которые ферейну пришлось перенести, он неизменно идёт по намеченному пути и может по праву гордиться своей плодотворной деятельностью; им построено множество церквей, молитвенных домов, домов для духовенства и сирот, устроено несколько кладбищ, оказана богатая поддержка вдовам и сиротам духовного звания, учителям, а также семинариям и гимназиям. За время своего существования ферейн истратил колоссальную сумму в 33 миллиона марок, причём оказана поддержка 4518 общинам. – Подобную же программу наметил себе и лютеранский ферейн Gotteskasten, существующий с 1853 г. – Между тем как эти два ферейна преследуют мирные цели, третье учреждение – „Евангелический Союз“ (Evangelischer Bund) отличается воинственным характером. Основанный в 1886 г., он поставил себе задачей борьбу с Римом и защиту немецких протестантских интересов; средствами для достижения этой цели служат ему: влияние на повседневную прессу в антиримском смысле, публичные протесты против наступательной политики Рима, распространение евангелических убеждений (через рефераты, сочи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Д-р Вебер (Weber) из Бонна принял на себя труд решения щекотливого и сложного вопроса об отношении библейской веры и историко-критической науки. В своей небольшой, но содержательной книжке 1121 он показывает, как различные «противоречия» опричиниваются не историей и ее методами, но стоящими за ними догматическими воззрениями. Современное историческо-критическое исследование Библии стоит также под догматическим влиянием идеи имманентности, характеризующей мировоззрение нашего времени. Впрочем, догматическая обусловленность исследования не факт лишь, но и необходимость, что оправдывает «верующую в откровение» теологию, в подчинении и ею исторической работы влиянию своей веры. На тему о церковном исповедании и догмате написаны трактаты Цаном (Eh. v. Zahn), Вальтером (W. Walther) и Люттге (Lüttge). Выражающееся в исповедании и догмате сознание Церкви представляет собой второй, после Библии, источник истины. Спрашивается, санкционирован ли этот источник Библией и Христом. Цан в докладе, прочитанном на всеобщей евангелически лютеранской конференции, ответил на поставленный вопрос утвердительно. Вальтер считает исповедание церковного учения прямою обязанностью духовенства. Люттге, наконец, высказывает ту мысль, что, как догмат ведет к религии, так обратно, и религия требует догмата. Дела людей следуют за ними не только в вечность, но часто также и в историю. Одним из таких, по сознанию немецкой положительно-теологической прессы вообще, был Мартин Кэлер, одинаково замечательный и как человек-христианин, и как профессор-ученый. Личность этого —598— выдающегося теолога с обеих сторон нашла себе освещение в печати прошлого года. В Allgemeine Εv.-Lut. Kirchenzeitung дочь M. Кэлера, Анна Кэлер напечатала характеристику своего отца, личность которого живо обрисована здесь его собственными словами и словами его друзей. Теология же Кэлера, со стороны своих центральных идей и важности, обследовалась в том же издании Цэнкером. Воспоминанию о Кэлере посвящена также речь Лютгерта (Lütgert), произнесенная им в зале· Галльского университета 1122 . В этой речи указана связь знаменитого теолога с общим духовным движением нашего времени и особенно с идеалистически-теософическими спекуляциями, которым сам Кэлер придавал большое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

были конфискованы. В колониях большое количество безземельного населения не имели необходимых средств для нормального существования. В соответствии с приоритетами советской национальной политики значительная часть меннонитских населенных пунктов была включена в состав немецких национальных территориально-административных единиц - Молочанского (1924) и Высокопольского (1926) районов в УССР, Автономной Советской Социалистической Республики Немцев Поволжья (1918), Гальбштадтского р-на (1927) в РСФСР, а также большого числа немецких сельских советов на Украине, в Сибири и Ср. Азии. После окончания гражданской войны Советское гос-во первоначально проводило толерантную политику по отношению к мелким конфессиональным группам с целью ослабления влияния православной, евангелическо-лютеранской и католической Церквей. М. частично восстановили молитвенные дома и школы, открыли новые, проводили религиозно-просветительскую работу. Для подготовки проповедников создавались библейские школы-семинарии: в Чонграве близ Симферополя (1918-1924), в Давлеканове близ Уфы (1923-1926), в Карагуе, а затем в Каменке под Оренбургом (1923-1926). Снятие ограничений на проповедническую деятельность привело к активизации миссионерской работы новоменнонитских проповедников как среди М., так и среди иноконфессионального (инонационального) населения (Сибирь, Ср. Азия). Появились новые пиетистские группы и кружки. Однако в целом антирелигиозная политика советской власти вскоре стала создавать немалые сложности в работе учебно-просветительских заведений М. Давление со стороны властей главным образом было направлено на претворение в жизнь декрета об отделении Церкви от гос-ва. В поселениях М. стали принудительно выселять церковные организации из общих со школами помещений. В школах осуществлялась активная атеистическая пропаганда. Особенное внимание власти уделяли борьбе с групповым обучением детей основам вероучений. Виновные привлекались к судебной ответственности по ст. 121 УК. Памятник меннонитам, жертвам репрессий XX в.

http://pravenc.ru/text/2562994.html

Первым центром Реформации был Брашов, где евангелическая служба впервые была проведена в окт. 1542 г. В следующем году трансильванский ученый нем. происхождения Йоханнес Хонтерус издал программное соч. Reformatio Ecclesiae Coronensis ac totius Barcensis provinciae (Реформация Королевской Церкви для всей Страны Бырсы), которое способствовало распространению идей Реформации в Трансильвании. В соответствии с этим сочинением в Брашове была проведена городская реформа, инициатива к-рой принадлежала магистрату (т. е. светским городским властям), а городское сообщество было преобразовано с помощью мер, проводимых посредством богослужения, социальной помощи, образования и социальной дисциплины. Хонтерус считал Страну Бырсы вслед. ее географического положения местом встречи восточных и зап. церковных традиций, в своем сочинении он привлек внимание к совершавшейся в Брашове правосл. литургии (греческой, болгарской и румынской). С его т. зр., эти «экстравагантные церемонии с алтарем и иконами» способствовали той путанице в вопросах веры и морали, к-рая вела к подмене веры незначительными мирскими обычаями, сложившимися на протяжении веков ( Honterus. 1898. S. 12). В том же году Хонтерус издал соч. Apologia Reforma (Апология Реформации). С богословской т. зр. Реформация в Брашове представляла собой эклектический синтез лютеранской и цвинглианской теологии: подобный синтез Хонтерус видел во время пребывании в Базеле, где городская община пыталась сохранить равновесие между различными протестант. течениями (после господства лютеранства во 2-й пол. XVI в. Базель превратился в кальвинист. город уже к концу того же века). С др. стороны, в Трансильвании, как и вообще в Центр. и Вост. Европе, до нач. XVII в. преобладали умеренные варианты различных протестант. течений, которые, если и считались лютеранскими или кальвинистскими, фактически представляли собой проявления меланхтонианской теологии ( Winfried. 1999). На гос. собрании в Алба-Юлии в 1543 г. кард. Дьёрдю Мартинуцци (Иржи Утешеновичу), к-рый на тот момент был фактическим правителем Трансильвании (регент малолетнего Яноша II Жигмонда Запольяи), были представлены сочинения Хонтеруса. Решения этого собрания не сохранились, однако можно предположить (принимая во внимание продолжение процесса религ. реформы в Трансильвании), что центральная власть не могла остановить распространение движения.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

2. Сократить также до двух лет сроки, установленные для расторжения, по безвестному отсутствию одного из супругов, браков старообрядцев и отделившихся от Православия сектантов (свод. зак., т. XVI, ч. I, уст. гражд. суд., изд. 1892 г., ст.ст. 1356 3 п. 4, 1356 4 и 1455) и лиц евангелическо-лютеранского исповедания (свод. зак., т. XI, ч. I, уст. ин. испов., изд. 1896 г., ст. 376). Государь Император, 19-го сентября 1907 г., положение сие Высочайше утвердить соизволил. 4. Новейшие проекты положения о поводах к разводу Вопрос об улучшении вашего бракоразводного права (формального, т. е. бракоразводного процесса, и материального – поводов к разводу) рассматривался в Высочайше учрежденном (14 января 1906 года), под председательством С.-Петербургского митрополита Антония, Предсоборном Присутствии, в III-м отделе этого Присутствия, состоявшего под председательством архиепископа Ярославского (ныне Симбирского) Иакова. По всестороннем обсуждении этого вопроса в заседании 13 декабря 1906 года 1 , отдел пришел к заключению, что поводами к разводу могут быть: 1, прелюбодеяние одного или обоих супругов; 2, неспособность к брачному сожитию (по мнению не которых членов отдела, без определения срока на пред явление иска); 3, болезненное состояние, устраняющее возможность супружеского сожития вредно отражающееся на потомстве (проказа, сифилис, сумасшествие после-брачное и. т. п.); 4, безвестное отсутствие одного из супругов или зло намеренное оставление одним супругом другого в течении не менее 5-ти лет; 5, ссылка по суду или административная – удаляемых обществом за порочное поведение из своей среды; 6, жестокое обращение с супругом – при установлении виновности судом. За недостатком времени, выработанные III-м отделом положения о поводах к разводу не были обсуждаемы в общем собрании Предсоборного Присутствия, 15 декабря 1906 года прекратившего свои работы. Но определением Св. Синода от 28 февраля 1907 г. было образовало, под председательством члена Св. Синода, высокопреосвященного митрополита Киевского Флавиана, а позднее преосвященного епископа Тамбовского Иннокентия, особое при Св. Синоде Совещание для обсуждения и выработки проекта положения о поводах к разводу, согласно указаниям бывшего Предсоборного присутствия, с целью представления сего проекта на законодательное рассмотрение параллельно с реформой бракоразводного процесса. В виду того, что некоторые поводы к разводу могут найти надлежащую оценку только в медицинской науке, в состав Совещания были приглашены также представители медицинского совета, компетенции которого и ныне представляется удостоверение фактов добрачной неспособности к супружескому сожительству и добрачного сумасшествия, составляющих повод к расторжению брачного союза 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Тут надо заметить, что предыдущий «маленький шаг навстречу будущему» - поставление в США открытого содомита в епископы - вызвал в англиканском сообществе не то, что рознь, а просто-таки раскол. Африканские общины заявили, что разрывают общение с американскими и со всеми, кто из поддерживает. А недавно даже рукоположили епископа для консервативно настроенных скандинавских англикан. Еще раньше введение женского священства в Англии привело к десяткам случаев перехода священников из англиканства в католичество или Православие. Есть ли какой-то предел на пути отпадения современного человека от христианства? Или просто достаточно того, что бы все шло постепенно – сегодня один «маленький шаг навстречу будущему», завтра другой… Вот сообщают из Финляндии , что там лютеранский епископ подал в отставку после того, как стало известно, что он в течение нескольких лет изменял своей жене с женщиной-«пастором». При этом сама любовница епископа была также замужем - за проповедником. А глава евангелическо-лютеранской церкви Финляндии (с самым серьезным выражением лица, надо думать) прокомментировал случившееся: " Епископ - это наставник, учитель, поэтому естественно, что к нему предъявляются более высокие требования, чем к остальным " . А какие именно? В Англии, например, уже телевизионное голосование устраивают – какие заповеди поудобнее современному человеку. Потому что ведь многое же устарело, правда? Ну, там, «не кради», «не прелюбодействуй», «не убивай»… Старо ведь? А вот классные новые заповеди - «наслаждайся жизнью», «относись к другим так же, как они относятся к тебе». А судьи-то кто? Кто те эксперты, которые из предлагаемого списка выберут " десять новых заповедей " . А телезрители. Они и решат, какие именно заповеди, «по их мнению, нужно соблюдать, чтобы вести праведную жизнь в современном обществе». Ну, а если «эксперты» вообще не видят нужды в каких-либо заповедях? А если у них нетрадиционное представление о «праведной жизни в современном обществе». Или они вообще слов таких не слышали – «заповедь», «праведный»? Да ничего – главное маленькими шажками продвигаться…

http://radonezh.ru/analytics/malenkie-sh...

[xxiii] При этом Владыка Стефан еще 23 ноября подписал окружное послание Софийской митрополии о приеме евреев в лоно Православной Церкви, в котором отмечалась необходимость принять всех желающих и резко порицались некоторые священники, бравшие деньги за крещение иудеев. [xxiv] По вопросу о сектах и чуждой религиозной пропаганде Синод 18 декабря направил министру иностранных и религиозных дел отдельное письмо с предложением о внесении дополнений в законопроект, которые бы имели целью запретить деятельность сект, подрывавших авторитет Болгарской Православной Церкви. В этом письме предлагалось помимо Православия официально признать следующие вероисповедания: римо-католическое, армяно-григорианское, методистско-епископальное, евангелистско-лютеранское, реформаторское, соборно-евангелическое, иудейское и мусульманское с условием управления ими болгарскими гражданами. Ответа на письмо не последовало. [xxv] Несмотря на критику Синода, закон «О защите нации» все-таки был принят Народным собранием 24 декабря 1940 г. и утвержден царским указом от 15 января 1941 г.; 17 февраля вышло приложение к закону, определявшее механизм его реализации, при этом он оказался мягче, чем аналогичные антиеврейские акты в соседних странах. Однако после присоединения к Болгарии Македонии и Эгейской Фракии и первоначальных успехов немцев на Восточном фронте правительство Б. Филова и, в конечном счете, царь Борис III усилили антиеврейский курс. Только в 1941 г. были приняты два новых закона об экономических ограничениях евреев, три соответствующих постановления Совета Министров (в том числе от 12 августа о создании трудовых еврейских лагерей для военнообязанных) и указ МВД, запрещавший евреям посещать общественные места и передвигаться по улицам с 21 до 6 часов утра. [xxvi] В первый раз после принятия закона Синод подверг его критике на заседании 3 апреля 1941 г. в связи с обсуждением вопроса о браках евреев-христиан и болгар, которые запрещались законом «О защите нации», но разрешались уставом экзархата.

http://bogoslov.ru/article/581419

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010