Начался процесс создания новых лютеранских общин. Они формировались по национальному признаку: на северо-западе из финнов, в Сибири и Казахстане из немцев. Соответственно одни ориентировались на Финскую Евангелическо-Лютеранскую Церковь, другие – на Евангелическую Церковь Германии. Но единого центра не существовало и совсем не потому, что общины не хотели объединиться им просто не разрешали этого сделать и опять лютеранская церковь была единственной у которой не было своей Централизованной религиозной организации. К началу 1990-х годов в России насчитывалось около 200 лютеранских общин и групп. В 1991 году были организованы две Церкви по национальному принципу: Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь в СССР (ныне Евангелическо-Лютеранская Церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии, или ЕЛЦ) и Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии. Кроме них, была образована Единая Евангелическо-Лютеранская Церковь в России, которая сразу заявила, что именно она возрождает российское лютеранство. За короткое время ими было создано порядка двадцати общин, большинство которых после распада Единой Евангелическо-Лютеранской Церкви России сохранились и влились либо в " немецкую " ЕЛЦ, либо в ЕЛЦ Ингрии. Возрождение лютеранства немецкой традиции в постперестроечное время сопровождалось процессом создания общин нового типа, которые сильно отличались от прежних братских общин. Они создавались преимущественно в крупных городах, в основном в европейской части России, из людей, мало знакомых с лютеранством. Зачастую базой их развития становились культурные общества российских немцев. Тогда же из Германии к нам стали приезжать пасторы, которые и начали формировать эти общины. В последнее время сложилась странная ситуация. В частности, прекратился процесс формирования новых общин, а те, которые создавались, не принимались в Церковь, например, общины в Воронеже и Рязани. Их просто не хотели принимать. Ведь с появлением новых общин появились бы и новые люди, которые могли бы реально изменить существующий баланс сил в высшем руководящем органе ЕЛЦ – Синоде, а следовательно, и в Церкви. В итоге именно эти общины послужили основой создаваемой нами Церкви.

http://religare.ru/2_93521_1_21.html

– Что вы можете сказать о положении возглавляемой вами Церкви? Увеличилось ли число входящих в нее общин с момента образования? – Мы начали создавать новую Церковь не из каких-то амбиций, а только потому, что вновь создаваемые общины оказались не нужны действующим Церквам. Два года назад я даже давал интервью вашей газете, в котором говорил на эту тему (см. " НГР " 13 от 02.08.06). Тогда у нас было три зарегистрированные общины, а на прошедшем Генеральном Синоде присутствовали представители уже от восьми официально зарегистрированных общин. Я бы сказал, что положение нашей Церкви в обществе после этого Генерального Синода кардинально изменилось. На Синод приехали три епископа Евангелическо-Лютеранской Церкви и официальный представитель епископа Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церкви, так что определенный прорыв произошел, нас стали признавать. Более того, мы заключили на Синоде официальный договор с Евангелическо-Лютеранской Церковью Узбекистана, и ее глава, епископ Корней Вибе, принял участие в посвящении наших пасторов и дьяконов. Активное участие в работе Синода приняли епископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Казахстана Юрий Новгородов и епископ Единой Евангелическо-Лютеранской Церкви России Йозеф Барон, а также представитель епископа Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церкви Всеволода Лыткина. – Каковы отношения с другими лютеранскими Церквами, действующими на территории России? – Частично на этот вопрос я уже ответил. В России сейчас помимо нас зарегистрировано пять лютеранских Церквей. Официальные представители двух из них были на нашем Синоде. Епископы Корней Вибе и Юрий Новгородов, несмотря на то, что они представляют Узбекистан и Казахстан, входят в состав российской лютеранской Церкви. Так что отношения очень разные – от полного принятия до игнорирования. Некоторые говорят, что вообще не знают такой Церкви, как наша. Но на этом Генеральном Синоде случился прорыв. Чтобы осмыслить его последствия, нужно время. Еще на прошлой неделе я мог бы точно ответить на этот вопрос, а теперь я даже не знаю что сказать. Генеральный Синод прошел очень успешно, и мы будем ждать результатов его работы.

http://religare.ru/2_55812.html

Примечание. Служебник, изданный в 1832 году, вместе с Уставом Евангелическо-Лютеранской Церкви и Наказом ее духовенству, под названием Агенда, не принадлежит к составу сего Свода. 141 . Определенные до обнародования в 1832 году сего Устава в виде текстов для проповедей перикопы (избранные места Св. Писания) должны вообще служить основанием для проповедей, как дотоле было. Местные Консистории могут, однако ж, иногда, с разрешения Генеральной Консистории, назначать для проповедей и другие тексты. 142 . В Евангелическо-Лютеранских в Империи церквах празднуются, кроме воскресных, следующие дни: два дня для Рождества Христова (25 и 26 Декабря), Новый год (1 Января), Богоявление Господне (6 Января), Благовещение (25 Марта), Великий четверток, Великая пятница, первый и второй день Светлой недели, Вознесение Господне, два дня для праздника Сошествия Св. Духа, Рождество Предтечи (24 Июня), день всеобщего покаяния и моления (в среду после воскресенья Invocavit), праздник жатвы (в первое воскресенье после дня Св. Архангела Михаила), день Реформации (19/31 Октября, или в первое за тем воскресенье), день поминовения усопших в течение того года (Todtenfeier), в последнее воскресенье Церковного года (Kirchenjahr), и, наконец, день освящения храма (Kirchweihfest), где уже существует, или прихожане пожелают ввести обычай торжествовать оный. Примечание. Когда Благовещение приходит на Страстной неделе или в один из первых двух дней Светлой недели: то в первом случае оно празднуется в Вербное воскресенье, в последнем же – во вторник Светлой недели. 143 . Сверх церковных праздников, во всех Евангелическо-Лютеранских в России церквах торжествуются дни рождения и тезоименитства Государя Императора, Государыни Императрицы, Наследника Престола Государя Цесаревича Великого Князя, и другие, означаемые в особой табели, ежегодно составляемой Министерством Внутренних Дел. 144 . Там, где и по некоторым другим дням в течение недели установлены проповеди и молитвенные часы, сей порядок имеет быть по-прежнему (1832 Дек. 28) в точности соблюдаем. – Впрочем, особые молитвенные часы и проповеди в течение недели должны быть назначаемы и во всех Евангелическо-Лютеранских церквах, по крайней мере на время Четыредесятницы для созерцания страданий Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

– Чтобы сразу поставить все точки над " i " и предупредить обвинения в раскольничестве, подчеркну, что созданием новой Церкви мы никоим образом не противопоставляем себя другим лютеранским Церквам в России, как это сделал в свое время Йозеф Баронас, руководитель ныне не существующей Единой Евангелическо-Лютеранской Церкви России. И уж тем более мы не хотим противопоставлять себя братским Церквам в Германии и Финляндии. Мы не хотели создавать новую лютеранскую церковь в России, как нам казалось, двух существующих церквей вполне достаточно, понимали пагубность дробления лютеран и как только появилась такая возможность обратились к руководству " Евангелическо-Лютеранской Церкви " немецкой традиции, с просьбой принять наши общины в состав ЕЛЦ. В результате длительных переговоров в ответ получили " Совместное заявление Архиепископа Августа Крузе и Епископа Арри Кугаппи от 08.02.2011 года " , причем первого февраля 2011 года я встречался с Архиепископом Августом Крузе и Епископом Дитрихом Брауэром, мы обсуждали дальнейшие шаги по сближению наших церквей и вдруг восьмого февраля в интернете читаю подобное заявление. Причем история повторилась, еще в 2006 году, когда мы только планировали создание новой Церкви, 30 апреля у меня состоялась встреча с Архиепископом ЕЛЦ Эдмундом Ратцем и Епископом ЕЛЦЕР Зигфридом Шпрингером,на встрече присутствовали также Управляющий делами ЕЛЦ Ханс Шван и мой заместитель по Представительству ЕЛЦ в Москве Владимир Кукушкин), где я объяснил почему хочу уйти из ЕЛЦ и зачем мы хотим создать новую Церковь, к моему глубокому удивлению они согласились и с моим уходом и сказали, что будут сотрудничать с новой Церковью. Со спокойной совестью, после этой встречи, мы распространили информацию о создании новой лютеранской церкви и о том, что руководство Евангелическо-Лютеранской Церкви с этим согласно, каково же было наше удивление, когда где то в июне 2006 года в интернете увидели письмо Президента Генерального Синода Евангелическо-Лютеранской Церкви Александра Пастора о том, то что это все не так, и что они против создания новой Церкви.

http://religare.ru/2_93521_1_21.html

Это запрещение не стеснило, однако, свободы организации немцев в церковном отношении. В одной немецкой слободе было до 11-ти церквей или приходов, в состав которых входили генералы, полковники и всякого рода чины иноземные. Отсюда можно вывести то заключение, что приходские общины организовались в Москве совершенно свободно и на основаниях чисто церковных. В XVIII веке лица Евангелическо-Лютеранского исповедания, являвшиеся в Москву, по приглашению русского правительства, входили в состав приходских общин, уже существовавших, или же составляли новые общины. Под влиянием идеи, что благополучие государства зависит, между прочим, от количества населения, русское правительство в XVIII и даже в XIX столетии старалось колонизовать многие слабо населенные местности юга и юго-востока России выходцами из Западной Европы. Многие, теснимые за свои религиозные воззрения, протестанты тогда переселились в Россию и образовали из себя религиозные общины разнообразного устройства, согласно догматическим началам своих вероучений. При разделе Польши к России отошли, между прочим, области, отчасти заселенные поляками – лютеранами (евангелическо-аугсбургского исповедания), и, отчасти, хотя и в меньшей степени, реформаторами (кальвинистами). Далее, присоединенная при Александре I-м Финляндия представляет из себя особую лютеранскую церковь в России, отличительная черта которой епископальная система устройства. Наконец, как на особую Лютеранскую церковь , можно указать на Закавказские немецкие колонии, явившиеся там вскоре после покорения Кавказа. Они в религиозном отношении являются объединенными, хотя и чисто внешним путем, в лице общего представителя – Обер-Пастора. Таким образом, история образования Евангелическо-Лютеранской церкви в России различна в различных местах, поэтому и права учреждений церковных в разных местах различны. Общий состав Евангелическо-Лютеранской церкви имеют следующие части: 1) приходы, 2) пробстские или супер-интендантские округа, 3) консисториальные округа и 4) генеральная консистория и Генеральный Евангелическо-Лютеранский Синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

— Будет ли Святейший Патриарх во время визита встречаться с представителями других христианских конфессий, с представителями Совета Церквей Эстонии, с главой Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии? — Предполагается встреча с главой Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии архиепископом Андерсом Пыдером. — Могла бы поддержка со стороны братских христианских конфессий способствовать решению имущественного вопроса? — У меня нет ответа на этот вопрос, но убежден, что такие встречи нужны и полезны, потому что перед христианами в современном мире стоит общая миссия. Когда мы встречаемся с представителями иных христианских конфессий, мы говорим, прежде всего, о том, что нас объединяет, — это стремление сохранять традиционные духовно-нравственные ценности христианства. И здесь у нас обширное общее поле для взаимодействия с Евангелическо-Лютеранской Церковью Эстонии, с которой мы поддерживаем теплые отношения. — Хотел бы снова коснуться вопроса взаимоотношений с так называемой Эстонской Апостольской Православной Церковью Константинопольского Патриархата , которую возглавляет митрополит Стефан. Во время Вашего визита в Таллин Вы имели общение с митрополитом Корнилием, который возглавляет Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата, а также с митрополитом Стефаном. У меня даже сохранились снимки — Вы за дружеской беседой, как и положено братьям-христианам. Какие последствия имела эта встреча? — Хотел бы сказать, что моя встреча с архиепископом Стефаном, на мой взгляд, была очень дружественной и корректной. Более того, мы договорились о каких-то возможных совместных шагах. Однако уже после этой встречи я получил довольно резкое письмо, в котором, по сути дела, все наши договоренности сводились на нет. Мне показалось, что тон этого письма был совсем другим, чем тон нашей встречи. Конечно, мы будем работать в направлении нормализации отношений, но думаю, этот процесс будет небыстрым. — Когда я находился в Москве в ожидании встречи с Вами, из Эстонии пришла весть о том, что митрополит Стефан побывал в мэрии Таллина, встретился с мэром Эдгаром Сависааром и заявил, что в сентябре этого года по приглашению властей Эстонии, на государственном уровне, в страну прибудет с официальным визитом Константинопольский Патриарх Варфоломей . 6 сентября мэрия Таллина собирается дать торжественный прием в честь Патриарха Варфоломея, в ходе которого, очевидно, будут подняты вопросы статуса Эстонской Апостольской Православной Церкви. В то же время известно, что до сего дня мэрия Таллина и лично г-н Сависаар активно помогали Московскому Патриархату — в частности в строительстве храма в Ласнамяэ. Что Вы можете сказать по этому поводу?

http://patriarchia.ru/db/text/3041760.ht...

Составленный главой экуменического департамента документ был одобрен Евангелической церковью в Рейнской области и вскоре разослан по другим земельным Церквам, в которых, однако, документ был воспринят неоднозначно. Например, входящий в Евангелическую церковь Германии Союз евангелических церквей выступил против документа. «Мы настаиваем на том, что нельзя отказываться от выполнения главной миссионерской христианской обязанности, а именно евангельской проповеди, обращенной к людям других вероисповеданий», – сказал генеральный секретарь союза Хартмут Стиб. Такое разномыслие внутри немецкой Церкви объясняется тем, что исторически Евангелическая церковь, как и сама территория, на которой теперь располагается Германия, не была монолитным образованием, а состояла из земельных Церквей, которые после Второй мировой войны были объединены на основе не запятнавшей себя связями с нацистами Исповедующей церкви. Часть земельных церквей Третьего рейха оказались на территории ГДР и в 1969 году заявили о своем отделении от Евангелической церкви Германии и создании собственной организационной структуры – Союз евангелических церквей, который после объединения Германии вновь вошел в Евангелическую церковь, но сохранил собственную структуру. Сейчас к Евангелической церкви Германии принадлежит около 30% населения страны. Кроме Союза евангелических церквей несогласие с документом, составленным Барбарой Рудольф, высказала маленькая Независимая евангелическая лютеранская церковь, объединяющая не более 1% населения страны (около 36 тыс. человек). По сравнению с допускающей женское епископство и ведущей споры о возможности гей-браков среди пасторов Евангельской церковью Германии Независимая евангелическая лютеранская церковь стоит на более консервативных позициях. Существующая в Германии организация по координации миссионерской активности земельных церквей – Консорциум евангелических миссий – не высказала своего отношения к данной инициативе, но по общему направлению работы организации сложно представить, что Консорциум поддержит идею Рудольф. В сентябре с.г. организация обратилась к своим членам со следующим посланием: «Мы получили уникальную возможность познакомить с Христом бесчисленное количество людей, до которых еще не дошла благая весть». В заявлении Консорциума подчеркивается, что большинство беженцев, которых сейчас принимает Германия, – это мусульмане, которые спаслись от «исламистского террора». В заявлении также сообщается, что многие выходцы из Сирии хорошо образованы, трудолюбивы и уровень рождаемости среди них не выше, чем в Европе, поэтому «опасения, что мусульмане вскоре станут большинством в Европе, не имеют под собой никаких оснований».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

После провозглашения Прусской унии 31 окт. 1817 г. лютеране М. Литвы объединились с немногочисленными реформатами. В 1822 г. Прусская консистория ввела в качестве обязательного литургического руководства в М. Литве Берлинскую агенду, а в 1834 г. в порядке борьбы с пиетизмом запретила домашние собрания верующих. В Б. Литве в 1830 г. Литовская консистория была упразднена, а по Указу имп. Николая I от 28 дек. 1832 г. приходы ее были включены в создаваемую общеимперскую единую Евангелическо-Лютеранскую церковь в России. Одновременно была введена и единая Имперская агенда; в 1896 г. ей на смену пришла С.-Петербургская агенда, которая использовалась в Литве до 1997 г. Статистика численности лютеран в Б. Литве ненадежна, но в 1864 г. в Ковенской губ. их количество оценивается в 37 тыс. прихожан в 22 приходах, тогда как в Виленской губ. насчитывалось только 3 прихода. Пасторами обычно были немцы, получившие образование в ун-тах Германии, в Дерпте (ныне Тарту) или Риге, паству составляли немцы, литовцы и поляки. Из литовцев наибольшим влиянием пользовались Криступас Кукайтис (1844-1914), много лет редактировавший церковную газ. «Pakajaus Paslas» (Вестник мира), и Вилюс Гайгалайтис (1870-1945), в 1904-1939 гг. редактор ежемесячника «Pagalba» (Помощь). В июле-сент. 1915 г. территория Литвы была оккупирована войсками Германии. Герм. власти активно поддерживали лютеранство, что иногда имело обратный эффект. 16 февр. 1918 г. Литовская Тариба приняла Акт о независимости Литвы фактически в условиях герм. оккупации. После поражения Германии и аннулирования Брестского мира 15 дек. 1918 г. в Вильно была провозглашена советская власть. Правительство М. Сляжявичюса с помощью немцев управляло страной из Каунаса. В нач. 1919 г. на Литву напали польск. легионеры: они разгромили Красную Армию, а 21 апр. 1919 г. захватили Вильно. 27 июля того же года Антанта провела демаркационную линию между литовцами и поляками, оставив Вильно полякам. Литовская Республика признала Церкви юридическими лицами. Лютеране Б. Литвы продолжали жить по Имперскому уставу 1832 г., единая Евангелическо-Лютеранская церковь в России в 1917 г. перестала существовать, в окт. 1919 г. в Каунасе был проведен синод, на к-ром была создана церковь Б. Литвы и избрана временная консистория. Однако уже в 1921 г. приходы были разделены по языковому принципу между 3 синодами во главе с синьорами, и деление это сохранялось до нач. нем. оккупации в 1941 г. Первый синьор Литовского синода - Мартинас Кибелка - в 1922-1925 гг. возглавлял и консисторию, синьор Латышского синода Эрикас Лейерис руководил консисторией в 1941-1950 гг., синьор Немецкого синода Пауль Титтельбах занимал эту должность на протяжении 20 лет и никогда не руководил консисторией. Консистория из 6 членов (по 2 представителя от каждого из синодов) возглавляла церковь скорее номинально. Всего в 1920 г. в Б. Литве насчитывалось 55 приходов, включавших ок. 70 тыс. лютеран, 32 пастора.

http://pravenc.ru/text/2110573.html

Вскоре после кончины царя-реформатора, благоволившего всему иностранному, в империи была учреждена Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Курляндских дел – орган для ведения духовных дел лютеранского исповедания. Просуществовав ровно сто лет, Юстиц-коллегия Лифляндских дел в 30-х годах Х1Х века была преобразована в Генеральную евангелическо-лютеранскую консисторию. Генеральная консистория находилась в ведении Министерства внутренних дел, ее главу, Президента, назначал сам Государь, который официально и являлся главой Российской Евангелическо-Лютеранской Церкви, ее епископом. В немецкой лютеранской традиции, доминировавшей в России, существовал единственный духовный сан – пасторский. Епископство являлось административной должностью, что и позволило православному императору взять на себя это звание. Здесь следует сказать, что российское лютеранство никогда ранее не являлось лютеранством русским. Реально это была немецкая лютеранская Церковь на территории Российской Империи, полностью контролируемая властями. Немцы, в свою очередь, контролировали иные национальные лютеранские образования (шведские, латышские и проч.), богослужебная практика которых отличалась от традиций германского лютеранства. Неизбежно возникали внутрицерковные нестроения, преодолеть которые был призван Устав Евангелическо-Лютеранской Церкви в России. Устав содержал главы об учении лютеранской Церкви, о богослужении, о совершении таинств, о браках. Параллельно с Уставом был утвержден общий для всех российских лютеран служебник " Литургическая агенда " , устанавливающий порядок богослужения. Духовному единомыслию соответствовал административный порядок. Церковь делилась на пять консисторий, во главе каждой стоял генерал-суперинтендент. Консистории делились на пробства. Пробст – глава пробства, курировал духовную и финансовую деятельность приходов. Из 3 762 756 подданных Российской империи лютеранского вероисповедания в 1911 году 35% составляли немцы. Остальная часть приходилась на латышей, эстонцев, голландцев, шведов, финнов и, как нынче принято говорить, на незначительное число лиц других национальностей. Особой сложностью отличалось положение лютеранских приходов в прибалтийских консисториях, где нередко возникали конфликты между прихожанами и назначенными сверху проповедниками. В 1915 году на волне борьбы с " немецким засильем " решено было закрыть немецкую Генеральную консисторию, а ее административные функции поручить Департаменту духовных дел иностранных вероисповеданий. Эта затея не была воплощена. Война, перевороты и прочие беды помешали православным властям начать " русификацию " российского лютеранства сверху. После революции лютеране, наконец, смогли беспрепятственно собрать Синод, на котором были внесены необходимые изменения в Устав, и Церковь, декларировав лояльность Советской власти, просуществовала до 1937 года.

http://religare.ru/2_7178.html

После 1836 г., когда предполагаемое пришествие Христа не произошло, разочаровавшиеся члены И. о., не имевшие собственной церковной орг-ции, приняли решение о присоединении к Евангелическо-лютеранской церкви Российской империи (см. ст. Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии ), в составе к-рой они образовали Сепаратистскую церковь Закавказья во главе с оберпастором. Закавказский округ евангелическо-лютеран. общин в отличие от остальных церковных округов не зависел от Генеральной консистории в С.-Петербурге, а управлялся Департаментом духовных дел иностранных исповеданий и подчинялся кавказскому наместнику. Для решения наиболее важных вопросов регулярно созывались синоды. Первый Синод закавказских общин 1841 г. (колония Еленендорф) постановил, что на приходы И. о. распространяется Устав Церкви 1832 г. «Правила для немецких поселенцев в Грузии», регламентировавшие порядок богослужения, назначение пасторов и управление Сепаратистской церковью Закавказья, были утверждены 25 нояб. 1841 г. В кон. XIX в. часть закавказских нем. колонистов, принадлежавших к И. о., переселилась в Пятигорский, Моздокский и Кизлярский уезды. Деятельность И. о. в России активизировалась во 2-й пол. XIX в. в общинах, отделившихся от меннонитов . В 1871 г. поступили первые сведения о том, что разрабатывается новый закон о воинской повинности, который будет распространяться и на меннонитов. Делегации, направленные в С.-Петербург для выяснения подробностей, ничего не добились. В результате началась волна эмиграции в Америку. В молочанских колониях лидером движения стал А. Петерс, он возглавил группу, отделившуюся в 1873 г. от церковных общин,- Братскую общину среди меннонитов. К нему присоединились общины М. Классена (Лихтенфельд) и К. Эппа (группа селений в Самарской губ.). Члены группы отличались от меннонитской братской общины отношением к крещению. Верующие этой общины, подобно волжским братьям, получили «откровение», что убежищем для Божия народа (Откр 12), т. е. для меннонитов, должна стать Ср. Азия, а не Запад в соответствии с воззрениями Юнга-Штиллинга. С 1881 г. нем. поселенцам вменялось в обязанность несение воинской повинности. Однако в «Правила...» отбывания обязательной воинской службы были внесены пункты об освобождении меннонитов от ношения оружия. В 1880-1881 гг. ок. 1 тыс. лютеран Закавказья и ок. 600 меннонитов с Украины и из Поволжья направились к месту Второго пришествия в Хивинское ханство. Часть членов братских общин вернулась обратно, не доехав до места назначения, др. часть, после того как не осуществились пророчества, эмигрировала в Америку. Недалеко от Ташкента выходцы из братских общин с Украины и из Поволжья основали поселение, к-рое к нач. ХХ в. состояло из 5 деревень.

http://pravenc.ru/text/1237707.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010