4. Священные одежды Священными одеждами называются такие одежды, которые освящены в церкви, надеваются священнослужителями и употребляются при совершении Богослужения. Эти одежды делаются из дорогой материи, потому что они употребляются при драгоценнейшем из всех служений – при Богослужении. Их украшают крестами, как знаками нашего спасения и обшивают парчовыми полосами (гасом), которые означают язвы на теле Иисуса Христа и потоки крови, текшие из Его ран. Одежда диакона: 1) Стихарь, 2) Орарь, 3) Поручи. 1) Стихарь – это длинная одежда с широкими короткими отверстием для головы. Ее надевают и псаломщики, которые на это посвящены архиереем. Стихарь напоминает светлый вид ангелов. 2) Орарь – это длинная, узкая лента, которую диакон носит на левом плече сверх стихаря; одним концом орарь опускается наперед, а другим назад. Орарь изображает собою ангельские крылья. Поднятием переднего конца ораря диакон показывает время, когда молиться предстоящим и когда петь певцам. 3) Поручи – это короткие нарукавники, их диаконы надевают на концы рукавов под стихарь. Поручи прикрепляются к рукавам длинными шнурками и означают узы или веревки на руках Спасителя во время Его страданий. Одежды священника: 1) Подризник, 2) Епитрахиль, 3) Пояс, 4) Поручи, 5) Фелонь или Риза, 6) Крест, 7) Набедренник, 8) Скуфья 9) Камилавка, 10) Наперсный крест, 11) Палица, 12) Митра. 1) Подризник – это длинная одежда из тонкой материи с узкими рукавами. Рукава подризника подвязываются шнурами. Эта одежда надевается под ризу, почему и называется подризник. Подризник указывает на чистоту и непорочность, какую должны иметь священники. 2) Епитрахиль. Эта одежда образовалась из диаконского ораря, сложенного и для удобства вместе сшитого. Епитрахиль надевается на шею сверх подризника и спускается спереди сверху до низу. Она означает излияние на священника благодати Св. Духа, подобно тому, как миром помазывали ветхозаветных священников при их посвящении. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Литургические облачения духовенства За православным богослужением все священнослужители облачаются в соответствующие их сану священные одежды. Диаконы, иподиаконы и чтецы за богослужением носят стихарь – длинное одеяние с широкими рукавами, не достающее до пола примерно 10–15 см. На правую и левую руку диакона надеваются поручинарукавники с изображением креста. На левое плечо диакона возлагается орарь – длинная лента с нашитыми на нее крестами, спускающаяся до пола сзади и спереди. Стихарь, орарь и поручи изготовляются обычно из парчи разных цветов. Иподиаконы, как и диаконы, носят орарь, но препоясываются им крестообразно. Священник для совершения литургии облачается в стихарь, который называется подризником и имеет несколько иную форму, чем у диакона: он бывает длиной до пят, с узкими рукавами, из легкой белой ткани (шелка, хлопка). Поверх подризника священник носит епитрахиль – широкую двойную ленту с нашитыми на нее крестами, надеваемую через голову и спускающуюся почти до пола. Поверх епитрахили надевается пояс с крестом посередине. Так же как и диакон, священник за богослужением носит поручи. Некоторые священники в качестве награды получают право ношения набедренника и палицы. Набедренник представляет собой прямоугольный плат на длинной ленте, надеваемый через плечо. Палица представляет собой такой же плат, только ромбовидной формы. Верхней одеждой священника является фелонь – плащ с отверстием, надеваемый через голову, облекающий плечи и грудь священника и сзади спускающийся почти до пола. Некоторые священники в качестве награды получают право ношения камилавки – цилиндрического головного убора фиолетового цвета. За особые заслуги священник может быть награжден правом ношения митры – богато украшенного головного убора полукруглой формы, напоминающего корону. Священник Русской Православной Церкви и во внебогослужебное время носит на груди крест. Архиереи за богослужением надевают подсаккосник, по форме не отличающийся от священнического подризника, но имеющий разрезы по бокам и застегивающийся на пуговицы. Поверх подсаккосника архиерей надевает пояс, палицу и поручи. Затем надевается саккос – стихарь с укороченным низом и укороченными рукавами, также застегивающийся по бокам на пуговицы и украшенный бубенцами. На груди архиерей носит крест и панагию – медальон овальной формы, обычно с изображением Пресвятой Богородицы. На плечи архиерея возлагается большой омофор – широкая лента, облекающая плечи епископа и спускающаяся одним концом с левого плеча спереди, другим – с того же плеча сзади. В некоторых случаях вместо большого омофора надевается малый омофор – лента такой же ширины, но более короткая, спускающаяся обоими концами вперед. Архиерейская митра увенчивается крестом. В некоторые моменты богослужения архиерей берет в руки жезл – высокий посох с крестом наверху. В некоторых случаях архиерей совершает богослужение в мантии – одеянии с длинным шлейфом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Степени священства      В Православной Церкви три степени священства: диаконы; пресвитеры (или священники, иереи); епископы (или архиереи). Духовенство в Православной Церкви делится на белое (женатое) и черное (монашествующее). Иногда в качестве исключения в священный сан посвящаются лица не семейные и не принявшие монашеского пострига, они называются целибатами. В епископы, согласно канонам Церкви, посвящаются только монашествующие. Диакон в переводе с греческого означает служитель . Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он — сослужащий священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий, но самостоятельно никакого богослужения не совершает. Старший диакон называется протодиаконом. Диакона рукополагает (посвящает) епископ во время совершения литургии. Во время службы диакон облачен в стихарь (длинную одежду с широкими рукавами). На левом плече диакона закрепляется длинная широкая лента, называемая орарь. Произнося ектении, диакон держит орарь правой рукой, поднимая его вверх в знак того, что наша молитва должна возноситься ввысь, к Богу. Орарь также символизирует ангельские крылья, ибо, по толкованию святителя Иоанна Златоуста, диаконы представляют в Церкви образ ангельского служения. На руки диакон надевает поручинарукавники, охватывающие запястья. Священник (пресвитер) — вторая степень священства. Он может совершать все Таинства, кроме Таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Священник является не только совершителем священнодействий, но и пастырем, духовным руководителем и учителем для своих прихожан. Он проповедует, учит и наставляет паству. Детали облачения священника Для служения литургии священник облачается в специальные одежды. Подризник — длинная рубашка, которая напоминает стихарь. Белый цвет подризника символически указывает на чистоту жизни и духовную радость служения литургии. Епитрахиль является символом благодати священника. Поэтому без нее священник не совершает ни одного священнодействия. Епитрахиль имеет вид сложенного вдвое ораря. Это означает, что священник имеет благодать большую, чем диакон. На епитрахили изображаются шесть крестов — по числу шести Таинств, которые он может совершать. Седьмое Таинство — рукоположение — может совершать только архиерей.

http://pravoslavie.ru/104975.html

Понятно, почему Церковь устрояет все сии облачения из драгоценных тканей, украшает златом и другими драгоценностями даже те облачения, кои относятся к смиренному и уничиженному виду Спасителя во время Его страданий: она показывает тем, что для нее нет драгоценнее и славнее сих знаков смирения и страданий ее Господа. С тем же благоговением к знамениям спасения, Церковь имеет обыкновение полагать на всех облачениях своих кресты; ибо она, подобно Ап. Павлу, ни о чем не хочет более хвалиться, только о кресте Господа нашего Иисуса Христа ( Гал. 6:14 ). 7.Первая священная одежда служителя Церкви есть Стихарь (слово, означающее волнистую одежду), который дается как нисшим служителям до Диакона, так и высшим до Иерарха, в знак того, что все они служители Иисуса Христа. У высших священнослужителей, т. е. Иереев и Архиереев, стихарь составляет нисшую одежду, и называется обыкновенно подризником. Одежда сия, всегда почти блещащаяся или светлая, самым видом своим напоминает те блещащиеся ризы, в коих являлись св. Ангелы, во дни служения самого Иисуса Христа нашему спасению, например в день славного Его воскресения ( Лк. 24:4 ) и в день вознесения ( Деян. 1:10 ). Другое отличие служителя Церкви есть Орарь (слово, которое можно производить или от os , уста, или от oro , молюсь), род длинного плата, коим в древности Диаконы отирали уста причащающихся, а также подавали знак к начатию молитвословий. Орарь и ныне служит диаконам при возношении общественных молитв, причем держат они его правою рукою и возвышают, но иподиаконы им только препоясуются. Но мнению св. Златоуста, плат сей у диаконов уподобляется ангельским крыльям, и потому означает готовность служителей Церкви исполнять волю Божию. На сие же значение указывают и слова Ангельской песни: свят, свят, свят, кои иногда видим вышитыми на орарях. Третье облаченье, употребляемое диаконом, суть Поручи или нарукавники скрепляющие одежду на руках для свободнейшего действия при богослужении, – облачение, которое для той же цели употребляют и высшие священнослужители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Церковнослужители к должности допускаются с благословением и возложением руки епископа. Только возложение руки епископской здесь бывает символом не преподания Святого Духа, как в таинстве священства, но только обычного благословения. Все церковнослужители вместе называются клиром и причтом, как причисленные на службу Церкви. § 4. Священные одежды священно и церковнослужителей . Ради благолепия и святости Богослужения священно и церковнослужители, при отправлении его, облачаются в особые одежды, имеющие различное духовное значение. Они суть следующие: 1) стихарь, 2) орарь, 3) поручи, 4) епитрахиль, 5) пояс, 6) набедренник, 7) палица, 8) фелонь, 9) саккос, 10) омофор и 11) митра. Все эти одежды особенностью своей формы, с одной стороны, напоминают служителям Церкви о душевных доблестях, благих расположениях, требуемых от них, а с другой внушают верующим о важности священного служения. 1) Стихарь есть верхняя одежда диакона и нижняя у священников и архиереев, отчего у последних называется подризником. Подризник, по большей части, бывает из ткани светлого цвета и напоминает собой о непорочности и чистоте сердца, требуемых от священного сана. 2) Орарь имеет вид длинной узкой ленты и носится диаконами на левом плече. Орарь есть собственно принадлежность диаконского служения; диакон подает им знак народу о времени молитвы, а певчим о времени пения. Поскольку диаконы во время литургии напоминают своим служением о служении ангелов на небесах, то орарю и усвоено значение ангельских крыльев 3) Поручи или нарукавницы введены Церковью в число священных одежд для того, чтобы священнослужители, стянув ими концы рукавов нижней одежды, удобнее могли действовать при служении. Возлежа на руках священнослужителей, они, с одной стороны, изображают узы, коими были связаны пречистые руки Спасителя, когда Он был веден к Пилату, а с другой, напоминают служителю Христову, чтобы он, совершая таинство веры Христовой, не уповал на собственные силы, но поручал бы себя силе Божией. 4) Епитрахиль есть одежда, носимая архиереями и священниками, обходящая около шеи и опускающаяся спереди до низа. Эту одежду, по преимуществу, можно назвать священнической, потому что, по уставам церкви, священник без неё, как диакон без ораря, не может совершать ни одной службы. Епитрахиль происходит от диаконского ораря, сложенного вместе, и означает высшую совершительную благодать, излитую на священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

«Вниду в дом Твой, поклонюся храму Твоему во страсе Твоем» , и пр. И, приступив к престолу (лицом к востоку), бьют пред ним три наземные поклона и целуют на нём лежащее евангелие, как бы Самого Господа, сидящего на престоле; целуют потом и сам престол и приступают к облачению себя в священные одежды, чтобы отделиться не только от других людей, но и от самих себя, ничего не напомнить в себе другим похожего на человека, занимающегося обыкновенными житейскими делами. И произнося: «Боже! Очисти мя грешнаго и помилуй мя!» священник и диакон берут в руки одежды, см. рис. 1 . Сначала облачается диакон: испросив благословение у иерея, надевает стихарь блистающего цвета, во знаменование светоносной ангельской одежды и в напоминание непорочной чистоты сердца, какая должна быть неразлучна с саном священства, произнося при надевании его: «Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту, украси мя красотою». (Т.е., «Возрадуется душа моя о Господе, ибо он облек меня в ризу спасения, и одеждою веселия одел меня, как на жениха возложил на меня венец, и как невесту украсил меня украшениями»). Затем берёт, поцеловав, «орарь» — узкое длинное лентие, принадлежность диаконского звания, которым подаёт он знак к начинанию всякого действия церковного, воздвигая народ к молению, певцов к пению, священника к священнодействию, себя к ангельской быстроте и готовности во служении. Ибо звание диакона, что звание ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоустаго, ангельское летание. Лентие это он, поцеловав, набрасывает себе на плечо. После этого диакон одевает «поручи» (или нарукавницы), думая в этот момент о всетворящей, содействующей силе Божией; одевая правую, он говорит: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости: десная Твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты». (Т.е., «Правая рука Твоя, Господи, прославилась силою: правая рука Твоя, Господи, сокрушила врагов, и множеством Твоей славы уничтожила противников»).

http://pravmir.ru/poyasnenie-bozhestvenn...

Священник, которому предстоит совершать Литургию, должен еще с вечера трезвиться телом и духом, должен быть примирен со всеми, должен опасаться питать какое-нибудь неудовольствие на кого бы то ни было. Когда же наступит время, идет он в церковь; вместе с диаконом поклоняются они оба пред царскими вратами, целуют образ Спасителя, целуют образ Богородицы, поклоняются ликам святых всех, поклоняются всем предстоящим направо и налево, испрашивая сим поклоном себе прощения у всех, и входят в олтарь, произнося в себе псалом: Вниду в дом Твой, поклонюся храму Твоему во страсе Твоем. И, приступив к престолу лицом к востоку, повергают пред ним три наземные поклона и целуют на нем пребывающее Евангелие, как бы Самого Господа, сидящего на престоле; целуют потом и самую трапезу и приступают к облачению себя в священные одежды, чтобы отделиться не только от других людей, - и от самих себя, ничего не напомнить в себе другим похожего на человека, занимающегося ежедневными житейскими делами. И произнося в себе: Боже! очисти меня грешного и помилуй меня! священник и диакон берут в руки одежды. Сначала одевается диакон; испросив благословение у иерея, надевает стихарь, подризник блистающего цвета, во знаменование светоносной ангельской одежды и в напоминанье непорочной чистоты сердца, какая должна быть неразлучна с саном священства, почему и произносит при воздевании его: Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя; яко жениху, возложи ми венец и, яко невесту, украси мя красотою. Затем берет, поцеловав, орарь, узкое длинное лентие, принадлежность диаконского звания, которым подает он знак к начинанью всякого действия церковного, воздвигая народ к молению, певцов к пению, священника к священнодействию, себя к ангельской быстроте и готовности во служении. Ибо званье диакона, что званье ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоуста, ангельское летание. Лентие это, поцеловав, он набрасывает себе на плечо. Потом надевает, он поручи, или нарукавницы, которые стягиваются у самой кисти его руки для сообщенья им большей свободы и ловкости в отправлении предстоящих священнодействий. Надевая их, помышляет о всетворящей, содействующей повсюду силе Божией и, воздевая на правую, произносит он: Десница Твоя, Господи, прославилася в крепости; десная рука Твоя, Господи, сокрушила врагов и множеством славы Своей Ты истребил супостатов. Воздевая на левую руку, помышляет о самом себе, как о творении рук Божиих и молит у Него же, его же сотворившего, да руководит его верховным, свышним Своим руководством, говоря так: Руки Твои сотворили и создали мя. Вразуми меня, и научуся Твоим заповедям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Одежды диакона составляют: стихарь, орарь и поручи . Стихарь есть длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и с широкими рукавами. Стихарь полагается и для иподиаконов. Право ношения стихаря может быть дано и псаломщикам и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь знаменует чистоту души, которую должны иметь лица священного сана. Орарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства. Поручами именуются узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они, совершая таинства или участвуя в совершении таинств веры Христовой, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий. Облачение священника составляют: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза). Подризник есть стихарь в несколько измененном виде. Отличается он от стихаря тем, что делается из тонкой белой материи, и рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они затягиваются на руках. Белый цвет подризника напоминает священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и проводить беспорочную жизнь. Кроме того, подризник напоминает собою еще и тот хитон (нижнюю одежду), в которой ходил на земле Сам Господь наш Иисус Христос и в котором Он совершил дело нашего спасения. Епитрахиль есть тот же орарь, но только сложенный вдвое так, что, огибая шею, он спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства сшиты или чем-нибудь соединены между собою. Епитрахиль знаменует особенную, двойную сравнительно с диаконом, благодать, подаваемую священнику для совершения таинств. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и диакон – без ораря. Пояс надевается поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу. Пояс знаменует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

В средней части храма, пред самым иконостасом, устраивается возвышение, средина которого, против царских врат, называется амвоном. По сторонам этого возвышения отеляются места для чтецов и певцов, называемые клиросами. Подле клиросов ставятся хоругви, или приделанные к длинным древкам иконы. Их всегда носят во время крестных ходов, как церковные знамена. Притвор занимает западную часть храма. В древние времена здесь стояли оглашенные, то есть, такие лица, которые еще не были крещены, а только приготовлялись к принятию крещения. Над храмом, или отдельно от храма, возвышается колокольня. В колокола звонят пред началом богослужения и во время самого богослужения, чтобы верующие могли знать, что совершается в храме. В великие же праздники (Пасха, Рождество Христово) и в царские дни, в знак духовной радости, звонят в течение целого дня. Звон в один колокол называется благовестом, потому что этим звоном дается верующим благая весть о начале богослужения; звон во все колокола вместе называется трезвоном, а во все колокола попеременно – перезвоном. Лица, совершающие богослужение. Священные облачения, усвоенные их сану Совершать богослужение могут только лица священного сана: епископ, священник и диакон. Епископ может совершать все таинства и все церковные службы. Священник, по благословению епископа, совершать все таинства, кроме таинства священства, и все церковные службы, кроме освящения мира и антиминсов. Диакон помогает епископу или священнику при богослужении. Лица священного сана для совершения богослужения обличаются в особые священные одежды 1 , которые шьются из парчи, или другой дорогой материи и украшаются крестами. Диаконы одевают стихарь, поручи и орарь. Стихарь – это длинная одежда с широкими рукавами; орарь – длинная, узкая лента, которую диаконы носят на левом плече; поручи – узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Облачение священника составляют: подризник, епитрахиль, поручи, пояс и фелонь, или риза. Подризник – то же, что и стихарь у диакона, только с узкими рукавами и из тонкой материи. Епитрахиль – тот же орарь, сложенный вдвое; фелонь, или риза – широкая одежда без рукавов, с вырезом спереди. Кроме того, за усердную, продолжительную службу священникам дается в награду набедренник – четырехугольный плат, привешиваемый к поясу за два угла, а также головные украшения – скуфья и камилавка.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Одежды иподиакона и диакона , кроме указанных, суть следующие: Орарь – Орарь есть род длинной широкой ленты, которою иногда опоясуются крестообразно чрез плечи, а иногда носят на левом плече (раме). Орарь имеют иподиаконы и диаконы. Низшим же церковным служителям (т.е. чтецам, певцам) не позволяется носить ораря. Кого посвящают в иподиаконы, того опоясуют орарем крестовидно чрез плечи. Иподиакон всегда носит таким образом орарь, ибо при этом ему удобно исполнять те обязанности в церкви, для коих он посвящается. При посвящении (хиротонии) же во диакона разрешают препоясание ораря. Архиерей возлагает орарь на левое плечо посвящаемого. Диакон опоясуется орарем только на литургии, после «Отче наш», т.е. в то время, когда приуготовляет себя к принятию Тела и крови Господних, в прочее же время он обыкновенно орарь имеет на левом плече и при молитвенных возглашениях ектений, при словах: «Вонмем», «Благослови, Владыко» и под., возвышает конец ораря, держа тремя перстами правой руки. Таким действием он то возбуждает народ к молитве, то дает знать другим диаконам, певцам и даже иерею о времени священнодействования и пения. В древности диакон орарем отирал уста причащающихся. Диаконы изображают собою херувимов и серафимов. И орарь изображает собою крылья ангельские. Иногда на ораре вышивается ангельская песнь: «Свят, свят, свят». Орарь есть неотъемлемая одежда диакона при богослужении. К одеждам диакона принадлежат: Поручи , иначе «нарукавники». Они употребляются для того, чтобы стянуть края рукавов нижней одежды, как бы укрепить руки, сделать их более способными при священнодействовании. Поручи напоминают облачающемуся в них, что он должен уповать не на свои силы, а на десницу Господа, всемогущего и всеблагого Бога, на Его силу и помощь. Поручи иереев и архиереев, изображающих собою Христа Спасителя, напоминают о тех узах, которыми были связаны пречистые руки Господа. К одеждам иерея принадлежат: Епитрахиль – Епитрахиль («навыйник») есть одежда, объемлющая шею (выю) сзади и через грудь простирающаяся донизу. Епитрахиль есть тот же диаконский орарь, только обернутый около шеи. Епитрахиль означает освящающую благодать священства. Сходство епитрахили с орарем показывает, что иерей облечен саном диакона и что дарованная ему как диакону благодать неотъемлема и по посвящении в иерея. Но возложение епитрахили на оба плеча означает преимущество священника пред диаконом – сугубую благодать священства. Иерей без епитрахили, как диакон без ораря, не совершает ни одной службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010