Диакон не совершает таинств, но помогает священнику в богослужении; священник совершает таинства (кроме таинства священства) с благословения архиерейского. Архиерей не только совершает все таинства, но и поставляет священников и диаконов. Старшие из епископов именуются архиепископами и митрополитами; но благодать, которую имеют они по обилию даров Св. Духа, одинакова с епископами. Старшие из епископов суть первые между равными. Такое же понятие о достоинстве касается и священников, из которых иные именуются протоиереями, т.е. Первыми священниками. Архидиаконы и протодиаконы, встречающиеся в некоторых монастырях и соборах, имеют преимущество старшинства между равными им диаконами. В монастырях монашествующие священники называются архимандритами, игуменами. Но ни архимандрит, ни игумен не имеют благодати архиерейской; они старшие между иеромонахами, и им поручается епископом управление монастырями. Между прочими священнодействиями епископов и священников, имеет значение для всякого православного христианина их благословение рукою. В сем случае епископ и священник слагают свою благословляющую руку так, чтобы пальцы изображали начальные буквы имени Иисуса Христа: ΙΣ ΧΣ. Этим показывается, что пастыри наши преподают благословение именем Самого Иисуса Христа. Божие благословение низводится на того, кто с благоговением принимает благословение епископа или священника. Издревле народ неудержимо стремился к лицам священным, чтобы осениться крестным знамением от их рук. Цари и князья, свидетельствует св. Амвросий Медиоланский, преклоняли свои выи (шеи) пред священниками и целовали их руки, в надежде оградить себя их молитвами (О достоинст. Священства, гл. 2) Священные одежды диакона: а) стихарь, б) орарь, надевающийся на левое плечо, и в) поручи, или нарукавники. Орарем диакон возбуждает людей к молитве. Священные одежды священника: подризник, епитрахиль (по-русски нашейник) и фелонь. Епитрахиль для священника служит знаком благодати, полученной им от Господа. Без епитрахили ни одна служба не отправляется священником.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2160...

Епиманикии – поручи или нарукавники ( πιμανκια, π – на и μανκιον, из лат. manica, рукав) ко времени Симеона Солунского перешедшие и ко всем священникам (но ещё не к диаконам) 570 конечно, суть одни и те же от древнего и до настоящего времени. Епигонатий – πιγοντιον, т. е. наколенник, по нашему теперешнему – палица, а по древнему – полица 571 , во времена Симеона Солунского дававшийся уже архиереями некоторым священникам и некоторым архимандритам 572 , в древнее время, как кажется, имел форму, отличную от нынешней. По Вальсамону он означает тот ручник – лентий ( του λεντου γχειρδιον), которым Господь отёр ноги апостолам 573 ; по Симеону Солунскому он означает победу над смертью и воскресение Спасителя и имеет как бы форму меча ( ς σχμα ομφαας χει) 574 : в обоих случаях даётся знать, что он был нечто длинное и узкое наподобие епитрахили или даже ораря 575 . Наши митрополиты периода до-монгольского не только не принадлежали к числу немногих избраннейших митрополитов Константинопольского патриархата, но и среди рядовых его митрополитов, как же говорили выше, занимали весьма невысокое место. Из этого следует, что в богослужебном одеянии они ничем не отличались от своих епископов. Их отличие вместе с епископами от священников состояло только в поручах и епигонатии (и не состояло в головном покрове, о котором сейчас ниже) 576 . Богослужебную одежду чтецов и певцов и вообще низших клириков, как мы сказали выше, составляла в древнее время краткая фелонь 577 или малая риза. Собственное название этой фелони у Греков было καμσιον 578 , что значит рубашку (от латинского camisa, camisia 579 , из которого французское chemise), но надеваемую не непосредственно на тело, а поверх другой в собственном смысле рубашки как бы блузу (ибо собственная рубашка у Греков от этого καμσιον есть ποκμισον). По своему названию краткая фелонь должна бы быть коротким стихарём. Весьма вероятно, что такой она и была в древнейшее время 580 ; но на иконографических памятниках конца Х – начала XI века, именно – в Менологии императора Василия, она является совсем в другом виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Поручи, короткие нарукавники, назначенные для стягивания рукавов подризника. Они напоминают собою узы, связывавшие руки Спасителя. Орарь, узкий, длинный плат, носимый диаконом на левом плече. Название его происходит или от слова os, oris, рот, так как в древности орарем называли плат, которым отирали уста после причастия, или – от слова oro молиться, потому что поднятием ораря диакон указывает время молитвы. Таинственно орарь изображает крылья ангелов. Епитрахиль (нашейник), облачение священника, сделанное из ораря, в знак того, что священник был прежде диаконом и, в отсутствие его, заменяет диакона. В духовном смысле епитрахиль означает благодать св. Духа и напоминает миро, которым обливали ветхозаветных священников при их посвящении. Пояс, опоясывающий подризник с епитрахилью, означает силу и готовность к служению. Набедренник, четвероугольный, продолговатый плат, носимый на правой стороне и обозначающий меч духовный. Он дается только как отличие. Фелонь или риза, верхняя, долгая, круглая, без рукавов одежда священника. Прежде передняя ее часть поднималась для удобства в служении, а теперь она нарочно делается короче. Она напоминает хламиду, в которую облекли Спасителя для поругания, и означает ризу правды и духовного веселия. В древности Фелонь носили и архиереи; только у архиереев была она многокрестная (полиставрион). Самое название Фелони сделано из греческого фелопис, т. е. блестящая одежда. Саккос, одежда архиерейская, подобная стихарю. Архиереям усвоили эту одежду цари, которые сами носят ее. Духовный смысл его тот же, что и фелони, а название происходит от формы одежды, похожей несколько на мешок (саккос). Палица, квадратный плат, носимый архиереями и некоторыми заслуженными священниками на правом плече. Значение ее тоже, что и набедренника. Омофор (нарамник), облачение, исключительно принадлежащее архиерею. По форме он походит на орарь диаконский и накладывается кругом выи поверх всего облачения. Смысл его тот же, что и епитрахили у священника. Делаемый обыкновенно из волны или овечьей шерсти, омофор означает заблудшую овцу, понесенную на раменах пастырем небесным Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Это троекратное отречение оканчивается тем, что крещаемый или (если младенец) восприемник его дует в знак того, что он изгоняет диавола из глубины сердца и плюет на него в знак презрения.     Сочетание Христу. Сюда относятся: обращение на восток (взрослый — «доле имея руце»), изъявление своего сочетания Христу, чтение Символа веры и поклонение Богу.    Сочетание со Христом — то же, что вступление в завет или в духовный союз со Христом и обещание быть Ему верным и покорным. Сочетаясь Христу, крещаемый обращается на восток, как источник света, потому что рай был на востоке, да и Бог называется Востоком: «Восток имя Ему».    Само сочетание выражается в следующем: на три вопроса священника: «Сочетаваешися ли Христу?» — крещаемый трижды отвечает: «Сочетаваюся». Потом на три вопроса священника: «Сочетался ли еси Христу и веруеши ли Ему?», он трижды отвечает: «Сочетахся и верую Ему, яко Царю и Богу», — и читает Символ веры. Наконец, еще три раза отвечает: «Сочетахся», — на тот же троекратный вопрос священника и, по его приглашению, поклоняется до земли, говоря: «Покланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Священник читает молитву о крещаемом.     Примечание. Все до сих пор, касающееся оглашения, священник совершает в епитрахили. После же поклонения Святой Троице и молитвы о крещаемом священник, по Уставу, входит с крещаемым в храм, облачается в фелонь (белую) и надевает поручи («нарукавницы») для удобства священнодействия.    После окончания оглашения священник приступает к совершению самого таинства Крещения. «Вжигаемым всем свещам, священник, взем кадильницу, отходит к купели и кадит окрест». Обыкновенно три свечи поставляются при самой купели и даются свечи восприемникам.    Как белая одежда священника, так и зажжение светильников выражает духовную радость о просвещении человека в таинстве Крещения. Крещение и называется просвещением по своим благодатным дарам.     Примечание о восприемниках.    Восприемники должны быть как при Крещении взрослых, так и младенцев. По Уставу полагается для крещаемого один восприемник того же пола, что и крещаемый. В обычае же принято иметь двух восприемников (мужского и женского пола).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

3. Лица, совершающие богослужение, и священные облачения их Лица, имеющие право совершать церковное богослужение, суть: диакон, священник, иначе иерей, пресвитер, и епископ, иначе архиерей. Старшие диаконы при церквах соборных называются протодиаконами, а диаконы-монахи иеродиаконами; старшие священники носят титул протоиереев, а некоторые из них – протопресвитеров; священники-монахи называются иеромонахами, старшие из них архимандритами; епископы главных областей имеют титул архиепископов, а столичных городов – титул митрополитов. Диакон только служит при совершении таинств, священник совершает все таинства, кроме священства, а епископ, кроме того, посвящает и других лиц на совершение таинств, а также освящает храмы, антиминсы и миро. Священнослужителям при их посвящении даются особенные одежды, которые указывают обязанности их. Диакон получает стихарь, орарь и поручи. Стихарь – длинная с рукавами одежда; она напоминает служителю церкви, что Господь одевает его в одежду спасения и веселия. Орарь – длинная лента с крестами, которую диакон носит на левом плече и только иногда опоясывается им крестообразно, служит знаком благодати Святаго Духа, на него изливаемой. Поручами называются нарукавники, которые указывают, что служащий церкви дожен надеяться не на свои силы, а на помощь Божию. Священник имеет все диаконские одежды; только священнический стихарь делается с узкими рукавами и называется подризником, а орарь – другого вида надевается на оба плеча так, что он огибает шею и спускается спереди двумя концами, которые для удобства сшиты или соединены пуговицами, и называются епитрахилью. Епитрахиль показывает, что священник получает большую, сугубую, пред диаконом благодать Святаго Духа для исполнения высшего служения церкви. Кроме диаконских одежд, священнику присвоены пояс и риза. Риза – широкая одежда без рукавов, сзади длинная, спереди короткая она напоминает, что священник должен быть облечен правдою. Пояс же служит ему знаком, что Бог укрепляет его силою на непорочное служение. Епископу присвоены все одежды священника, только риза у него заменяется саккосом, одеждой в роде короткого стихаря с короткими рукавами. Особенная одежда епископа – омофор; это – длинный плат, возлагаемый на плечи архиерея так, что один конец его спускается спереди, а другой сзади. Омофор служит знаком власти епископа и напоминает ему, что он должен заботиться об обращении заблуждающихся в истине, как добрый пастырь, берущий на свои плечи заблудившуюся овцу. Кроме означенных одежд, употребляются еще знаки отличия, таковы: набедренник, палица, скуфья, камилавка, митра, наперсный крест, панагия, посох и коврик, называемый орлецом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Вступив в алтарь, священнослужители делают три поклона пред святым престолом 8 , целуют его и лежащее на нем св. Евангелие. III. Облачение священнослужащих Кончив «входное», или молитвы пред входом в алтарь, священник и диакон «облачаются», т. е, надевают на себя священные одежды, без которых ни в каком случае и ни под каким предлогом служить литургию они не могут. Облачение совершается следующим образом: Оба священнослужителя берут в руки – каждый свои одежды, делают три поклона на восток и читают молитву: «Боже, очисти меня грешного и будь милостив ко мне». Сделав поклоны, диакон подходит к священнику, держа в правой руке стихарь 9 , орарь 10 и поручи 11 , и, наклонив голову, говорит: «Преподай, владыко, благословение (надеть) стихарь с орарем». Священник отвечает: «Да будет прославлен Господь ваш теперь, всегда и вечно». Приняв благословение, диакон отходит в сторону и надевает прежде всего стихарь, читая молитву: «Полна душа моя радостью о Господе. Вот он одел меня в одежду спасения и покрыл покровом веселия; как на жениха, он положил на меня венец и, как невесту, украсил меня красотой». Затем, поцеловав крест, нашитый на ораре, он кладет его себе на левое плечо и, наконец, надевает нарукавники – на правую руку, говоря: «Правая рука Твоя, Господи, прославилась крепостью; правая рука Твоя, Господи, поразила врагов и всемогуществом. Своим Ты уничтожил противников»; и на левую руку, – читая: «Господи, руки Твои сотворили меня и создали меня; просвети меня и я научусь исполнять заповеди Твои». Облачившись, диакон отходит к жертвеннику 12 , чтобы приготовить здесь священные сосуды и вещи, необходимые для совершения проскомидии 13 . Эти сосуды и вещи суть: дискос 14 , чаша 15 , звездица 16 , копие 17 , лжица 18 , грецкая губа 19 , блюдца и покровы, или воздухи 20 . Дискос ставится диаконом слева на жертвеннике, а потир, или чаша – справа; остальные вещи полагаются возле чаши и дискоса, на правой и на левой сторонах жертвенника. Священник, облачаясь, берет в левую руку подризник 21 и, положив три поклона на восток как это сказано выше, благословляет и целует подризник, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Посвящение его указано первоначально в апостольском рукоположении семи диаконов ( Деян. 6:1–6 ). По предварительном испытании и приготовлении избранного, таинство диаконского посвящения совер- иается на Литургии внутри алтаря, по освящении даров Причащения, чем внушается, что диакон поставляется не для совершения Таинств, а для служения при Таинствах. Посвящение его совершается венчанием или высшим соединением его с Церковию, таинственным рукоположением и молитвою (во время преклонения посвящаемого о страну престола на одно правое колено), облачением в священныя одежды, при возглашении: аксиос – достоин. Священныя одежды суть: сверх стихаря орарь, положенный и распущенный на левом плече, чем означается как-бы окрыление его, по подобию Ангелов, и высшее нежели иподиакона приближение к престолу Божию для служения; поручи или нарукавники, скрепляющие одежду на руках для свободнейшего действия при Богослужении, в знамение благодатной силы, утверждающей руки священнодействующих. В степени диакона принадлежат звания иеродиакона и протодиакона. § 132. Средняя есть степень пресвитера. Посвящение на сию и высшую степень есть облачение во образ Христа Спасителя, священника по чину Мелхиседекову. Посвящение во пресвитера совершается внутрь алтаря, на Литургии по великом входе пред освящением даров Причащения, для совершения коих иерей поставляется, и также венчанием, таинственным рукоположением и молитвою (при преклонении посвящаемого на оба колена о страну престола), облачением в одежды пресвитерския, при пении: аксиос. Священные одежды пресвитера сверх стихаря, который у иереев и архиереев называется подризник, и поручей, суть епитрахиль (навыйник), который возлагается на выю, в знамение излияния высшей благодати на священника, яко мира, по подобию Христа, помазанного паче причастник своих; пояс, стягивающий одежду, знаменует всегдашнюю готовность священнослужителя к Богослужению, по подобию Христа, который некогда Сам препоясывался лентием для послужения ученикам; фелонь (или феноль – одежда всепокрывающая) иначе риза, по подобию хламиды, в которую облечен был Спаситель страждущий, и означает одежду правды и радости; для некоторых–набедренник– знамение духовного меча.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Но зачем священник просит прощения у прихожан? Опыт показывает, что все мы, даже и духовные лица, можем кого-то невольно обидеть. Понятно, что человек, имеющий верное представление о христианской жизни, испытав обиду, например, на священнослужителя, тут же, в ближайший день-два разрешит свое недоумение. Может быть, поймет свою неправоту, а может, и подойдет к священнику на несколько слов и искренне расскажет о том, что огорчен каким-то словом или действием священника. Но не все прихожане — люди со зрелым христианским сознанием. Нередко прихожане, обидевшись на священника, начинают его избегать, с кем-то сплетничают о батюшке… Древний обряд испрашивать прощения перед службой говорит о том, что священник в любом случае всем открывает свое сердце и объятия отчая. Затем священник и диакон идут в алтарь и облачаются в священные одежды. …В известном американском фильме «Троя» есть очень выразительный момент: один из главных героев — Гектор облачается перед смертельным боем. Он надевает кольчугу, зашнуровывает нарукавники… Ничего лишнего… Ничто не должно сковывать его движения, все должно быть на своем месте. На моменте облачения воина режиссер делает акцент. Потому что это не нечто маловажное. От того, как одет воин, в каком-то смысле зависит исход боя. Что-то подобное происходит в алтаре перед Божественной Литургией. Священнослужители облачаются в священные одежды. Не одеваются, а именно облачаются . Диакон, облачаясь, испрашивает на то благословения священника, священник благословляет одежды себе сам. Для совершения Литургии священнослужители надевают полное облачение. Для священника это: стихарь, епитрахиль, пояс, поручи, палица, фелонь . Надевая на себя священные ризы, священник произносит соответствующие молитвы. Например, на стихарь читается: «Возвеселится душа моя о Господе, Который облек меня в ризу спасения и одел меня одеждою правды. Как на жениха возложил на меня венец и, как невесту, украсил убранством». Стихарь — напоминает о белоснежной крещальной одежде, в которую были облачены в день крещения все христиане. Само греческое слово «стихарь» имеет корнем слово стих, что указывает на прямой, как стих, как строка, покрой одежды. Такой же прямой и цельной должна быть и жизнь христианина.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Стихарь зенденинной зеленой, оплечье и нарукавники дорогильные, крест камчатой, подольник кумачной.   Епитрахели Епитрахель бархотная золотная, кресты мишурные, пугвицы сребреные сканные, каймы отласные жолтые, семь кистей шелковых з золотом. Поручи изорбавные красные травчетые з золотом, кресты и кайма отласные зеленые, шесть пуговиц сребреных. Епитрахель аксамитная по таусинной земле, кайма камчатая зеленая, десять пуговиц сребреных. Ветха. (Л. 718 об.) Епитрахель камчатая осиновая, кресты отласные, пять пуговиц сребреных, каймы камчатые таусинные, пять кистей шелковых з золотом и сребром.   Два пояса шелковые: один с кафимскими узлами золотными, четыре кисти с ворворки; у другова четыре кисти. Поес нитной.   Поручи отласные белые шитые золотом и сребром; звески, кресты и кайма шитые золотом; двенатцеть пугвиц канительных, из них у десяти по жемчюжине. Подбиты киндяком. Поручи отласные жолтые, кресты плетенковые золотные, кайма кружевная шолковая. Подбиты крашениною. Поручи отласные красные, на них травы и кресты шитые золотом и сребром, каймы отласные зеленые, десять пугвиц глатких сребреных вызлащены. Поручи отласные белые, кресты и каймы бархотные отласные, пугвицы оловянные. Двои поручи ветхие изорбавные, у одних пугвицы медные. Поручи аксамитные по таусинной земле ветхи, восем (Л. 719) пуговиц сребреных.   Орарий изорбавной травчетой. Кресты и кайма тафтяные белые. Пугвица сребреная вызлащена. Орарий камчатой белой, кресты обьеринные, кайма дорогильная красная. Орарий киндяшной, кресты тафтяные белые. Подбит крашениною.   Пелена камчатая красная, крест мишурной, кайма дорогилная. Пелена обьеринная таусинная, крест и кайма тафтяные. Ветха. Пелена тафтяная зеленая, крест плетенковой золотный, кайма камчатая красная. Три пелены: одна отласная жолтая, другая кумачная, третья выбойчетая. Ветхи.   В олтаре же над горним местом образ Вознесения Господня. Над царскими дверми образ Снятия со креста. На южной стене образ пророка Моисея. На северной стране Илии Пророка, Похвалы Богородицы, по полям оклад сребренной; да образ святые Троицы; образ Николая Чюдотворца.

http://sedmitza.ru/lib/text/10264715/

Плод 1031  бо духовный есть во всякой благостыни и правде и истине, искушающе, (л. 283 об.) 1032  что есть благоугодно Богови. И паки: Плод 1033  духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. И по мале. Аще живем Духом, Духом и да ходим. Не бываим тщеславни, друг друга раздражающе, друг друга завидяще. Ты же которыя от сих плоды в себе носиши? Не все ли противныя, по писаному: Или сотвориши древо добро, и плод его добр, или сотворши древо зло, и плод его зол. Тако и твое дело явлено есть, от дел и глагол уст твоих. Святый Бог да возмерит в день Судный противу твоих беззаконных смыслов. Обаче же (л. 284) 1034  от отец 1035 , епатрахиль есть по единому повести образу, уже, имже связавше злодеи Владыку Христа и распяша, по образному же видению есть препоясание царьское и ангельское знамение. Поручи, глаголеши, прообразуют ужи, что были связаны руки Христовы. Аще и не правословил еси в сих, якоже последи скажем, обаче есть связание рук ужи знаменуют, почто тех не велел еси связати, дабы не действовали по неправде смысла твоего? Или паче поминая Владыку своего связана тебе ради, почто не постыделся теми связати бремя тяжко и неудобь носимо на брата своего? Сам же единым перстом не хощеши двигнути. Послушай Христова (л. 284 об.) 1036 наказания: Аще соблажняет тя рука твоя, отсецы ю. Лутче ти, беднику, внити в Царьство Небесное, неже обе руце имуще, ввержену быти в геену огненую, идеже червь их не умирает и огнь не угасает. По Писанию святому: Нарукавницы 1037  ко благочестию и сопрятанию точию умышлены Быша. По иному же образу нарукавницы яже знаменуют вседетелное Божие, яко вся дела создания Той сотвори. Сие глаголет и молитва: Десница Твоя, Господи, прославися в крепости и руце Твои сотвористе мя. По другому же образу нарукавницы являют силу, еже Христос победи враги своя. Пояс, глаголешь, (л. 285) 1038  связание Христово. Как в первых солгал, так и в сем ничто же истинствуеши. По Писанию же пояс являет благолепие, им же Христос, царьствовав, препоясался благолепною и красною силою Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010