Каждая из степеней иерархии, имея в себе дар низшей степени, носит и соответствующую ему одежду. Священные одежды диакона – стихарь, орарь, поручи и пояс. Стихарь (прямая длинная одежда до пят) символизирует чистую и непорочную жизнь и происходящую от нее благодать Божию. Орарь (от греч. глагола «оро» – «смотрю, стерегу, наблюдаю», и от лат. слов «орариум» – «полотенце, лентион», и «ора» – «молитва») – лента, висящая на левом плече диакона, символизирующая ангельские крылья, ибо этот церковный чин исполняет ангельское служение и поднятием конца ораря призывает всех христиан к общей молитве с Ангелами. Поручи, или нарукавники, напоминают о том, что через руки священнослужителя действует Сам Бог. Они также символизируют те наручники, которые были на руках господа перед казнью. Особые облачения священника – это епитрахиль, фелонь, поручи и пояс. Награжденные священники носят также набедренник (или палицу), камилавку и митру. Первой из одежд священника является епитрахиль («нашейник»), сдвоенный орарь, он означает двойную благодать священства и символизирует собой веревку, на которой вели Христа на смерть. Без епитрахили нельзя совершить никакой службы. Вторая одежда священника – пояс, знак укрепляющей силы Господа, сокрушающей врага. Набедренник (плат на бедре священника) – меч духовный. Это облачение является наградой за заслуги священника. Такое же значение имеет архиерейская палица. Фелонь (плащ без рукавов) знаменует ту багряницу, которую надели на Христа римские воины. Это облачение надевается на самые торжественные богослужения. Особые одежды епископа – омофор, саккос, митра, палица, панагия и посох. Саккос (евр. – «рубище») – особая одежда, подобная стихарю. Символизм его тождествен фелони. До XVII-ro века почти все епископы, кроме патриархов, носили фелони. Омофор (особая широкая лента, носимая на плечах) означает ту заблудившуюся овцу, которую добрый Пастырь взял на плечи и принес к Отцу ( Лк. 15, 4–7 ). Митра (особая корона) символизирует золотые венцы небесных старцев и напоминает о терновом венце распятого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   При посвящении иподиакона в диакона, орарь разрешается, и архиерей возлагает его на левое плечо новопосвященного диакона. Только на литургии, после «Отче наш», и диакон препоясуется орарем крестовидно, уготовляя этим себя к приобщению Св. Таин Тела и Крови Господней. Обычно он носит орарь на левом плече и при возглашениях ектений и иных возгласов диаконских возвышает конец ораря, держа его тремя перстами правой руки, певцам и самому иерею дает знак о времени того или другого священнодействия. В древности диакон орарем отирал уста причащающихся. Слово «орарь» производят или от латинского «oro» «прошу, или молюсь», или от греческого «ωρα» «время», или от латинского «os» «уста». Орарь изображает собою крылья ангельские, ибо диаконское служение символизирует собою служение ангелов у престола Божия. Поэтому на ораре иногда вышивается ангельская песнь: «Свят, Свят, Свят». При возложении на себя ораря диакон не читает, однако, никакой молитвы.    К одеждам диакона принадлежат еще:     Поручи, или «нарукавники». Они употребляются для того, чтобы стянуть края рукавов нижней одежды, как бы укрепить руки, сделать их более способными для священнодествования. Поручи напоминают священнослужителю, что он должен уповать не на свои силы, а на десницу Господа, Его силу и помощь. Поэтому при надевании поручей на правую руку произносится молитва: «Десница твоя, Господи, прославися в крепости: десная рука твоя, Господи, сокруши враги, и множеством славы твоея стерл еси супостаты». Надевая же на левую руку, произносит: «Руце твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя и научуся заповедем твоим». Поручи напоминают о тех узах, которыми были связаны пречистые руки Господа.    К одеждам иерея принадлежат:     Епитрахилий (от επι­на, τραχηλος­шея), «навыйник» — есть одежда, объемлющая шею сзади и через грудь простирающаяся донизу. Епитрахиль это есть ничто иное, как диаконский орарь, обернутый вокруг шеи так, чтобы оба конца его спускались спереди. В древности при посвящении диакона во иереи епископ, вместо того, чтобы возлагать на него епитрахиль, переносил только задний конец ораря на правое плечо так, чтобы оба конца висели спереди. На это указывает и самая форма епитрахили, представляющей, как бы вдвое сложенный орарь. Епитрахиль означает сугубую благодать священства, дарованную иерею. При облачении в епитрахиль произносится молитва: «Благословен Бог, изливаяй благодать свою на священники своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его» (Пс. 132:2). Иерей без епитрахили, как и диакон без ораря, не совершает ни одной службы. Менее торжественные службы он совершает в одной епитрахили.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Одежды иподиакона и диакона , кроме указанных, суть следующие: Орарь – Орарь есть род длинной широкой ленты, которою иногда опоясуются крестообразно чрез плечи, а иногда носят на левом плече (раме). Орарь имеют иподиаконы и диаконы. Низшим же церковным служителям (т.е. чтецам, певцам) не позволяется носить ораря. Кого посвящают в иподиаконы, того опоясуют орарем крестовидно чрез плечи. Иподиакон всегда носит таким образом орарь, ибо при этом ему удобно исполнять те обязанности в церкви, для коих он посвящается. При посвящении (хиротонии) же во диакона разрешают препоясание ораря. Архиерей возлагает орарь на левое плечо посвящаемого. Диакон опоясуется орарем только на литургии, после «Отче наш», т.е. в то время, когда приуготовляет себя к принятию Тела и крови Господних, в прочее же время он обыкновенно орарь имеет на левом плече и при молитвенных возглашениях ектений, при словах: «Вонмем», «Благослови, Владыко» и под., возвышает конец ораря, держа тремя перстами правой руки. Таким действием он то возбуждает народ к молитве, то дает знать другим диаконам, певцам и даже иерею о времени священнодействования и пения. В древности диакон орарем отирал уста причащающихся. Диаконы изображают собою херувимов и серафимов. И орарь изображает собою крылья ангельские. Иногда на ораре вышивается ангельская песнь: «Свят, свят, свят». Орарь есть неотъемлемая одежда диакона при богослужении. К одеждам диакона принадлежат: Поручи , иначе «нарукавники». Они употребляются для того, чтобы стянуть края рукавов нижней одежды, как бы укрепить руки, сделать их более способными при священнодействовании. Поручи напоминают облачающемуся в них, что он должен уповать не на свои силы, а на десницу Господа, всемогущего и всеблагого Бога, на Его силу и помощь. Поручи иереев и архиереев, изображающих собою Христа Спасителя, напоминают о тех узах, которыми были связаны пречистые руки Господа. К одеждам иерея принадлежат: Епитрахиль – Епитрахиль («навыйник») есть одежда, объемлющая шею (выю) сзади и через грудь простирающаяся донизу. Епитрахиль есть тот же диаконский орарь, только обернутый около шеи. Епитрахиль означает освящающую благодать священства. Сходство епитрахили с орарем показывает, что иерей облечен саном диакона и что дарованная ему как диакону благодать неотъемлема и по посвящении в иерея. Но возложение епитрахили на оба плеча означает преимущество священника пред диаконом – сугубую благодать священства. Иерей без епитрахили, как диакон без ораря, не совершает ни одной службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В средней части храма, пред самым иконостасом, устраивается возвышение, средина которого, против царских врат, называется амвоном. По сторонам этого возвышения отеляются места для чтецов и певцов, называемые клиросами. Подле клиросов ставятся хоругви, или приделанные к длинным древкам иконы. Их всегда носят во время крестных ходов, как церковные знамена. Притвор занимает западную часть храма. В древние времена здесь стояли оглашенные, то есть, такие лица, которые еще не были крещены, а только приготовлялись к принятию крещения. Над храмом, или отдельно от храма, возвышается колокольня. В колокола звонят пред началом богослужения и во время самого богослужения, чтобы верующие могли знать, что совершается в храме. В великие же праздники (Пасха, Рождество Христово) и в царские дни, в знак духовной радости, звонят в течение целого дня. Звон в один колокол называется благовестом, потому что этим звоном дается верующим благая весть о начале богослужения; звон во все колокола вместе называется трезвоном, а во все колокола попеременно – перезвоном. Лица, совершающие богослужение. Священные облачения, усвоенные их сану Совершать богослужение могут только лица священного сана: епископ, священник и диакон. Епископ может совершать все таинства и все церковные службы. Священник, по благословению епископа, совершать все таинства, кроме таинства священства, и все церковные службы, кроме освящения мира и антиминсов. Диакон помогает епископу или священнику при богослужении. Лица священного сана для совершения богослужения обличаются в особые священные одежды 1 , которые шьются из парчи, или другой дорогой материи и украшаются крестами. Диаконы одевают стихарь, поручи и орарь. Стихарь – это длинная одежда с широкими рукавами; орарь – длинная, узкая лента, которую диаконы носят на левом плече; поручи – узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Облачение священника составляют: подризник, епитрахиль, поручи, пояс и фелонь, или риза. Подризник – то же, что и стихарь у диакона, только с узкими рукавами и из тонкой материи. Епитрахиль – тот же орарь, сложенный вдвое; фелонь, или риза – широкая одежда без рукавов, с вырезом спереди. Кроме того, за усердную, продолжительную службу священникам дается в награду набедренник – четырехугольный плат, привешиваемый к поясу за два угла, а также головные украшения – скуфья и камилавка.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Считать такие пояса заносными из России или же заимствованными из обычной житейской обстановки, так как простой и даже интеллигентный восточный обыватель любит щеголять в широких поясах, мы не решаемся. Западная богослужебная практика, как известно, также не чужда обычая употреблять при богослужении широкие пояса, хотя и дозволяет их только епископам, священники же довольствуются узкими поясами. Священнический подризник (стихарь) – камисий, имея рукава «широци и долзи», узко стягивавшиеся у самых кистей рук, в древнее время не нуждался в особых поручах (τ πιμανκια) или нарукавниках, которыми бы можно было стягивать рукава священнических подризников или стихарей и через то давать рукам священников большую свободу действия. В Минологии императора Василия И Македонянина таких особых поручей в изображениях не только святых пресвитеров, но даже епископов мы не видим: рукава их подризников – камисиев украшаются в большинстве случаев особыми полосками (τ λρια) в виде зигзогов в два ряда и иногда крестом между ними 106 . Экзегеты православного богослужения древнейшого времени, умалчивая о существовании в богослужебном одеянии священнослужителей особых поручей, говорят об этих украшениях на рукавах (ες τ πιμανκια λρια) и придают им особенное символическое значение. «Обшивки на рукавах стихаря, по словам Германа, патриарха Константинопольского, знаменуют узы Христовы, которыми, связав, отвели Его к архиерею Каиафе и Пилату» 107 . Поручи, как самостоятельная часть в облачении пресвитеров и епископов, – несомненно позднейшого происхождения. Поручи явились сначала в костюме византийских императоров и составляли естественное и необходимое дополнение дивитисия=далматики или саккоса, надевавшогося поверх остальных одежд и имевшого весьма короткие рукава, для прикрытия туники или стихаря 108 . Появились в церковном употреблении поручи прежде всего в архиерейском облачении и несомненно вместе с саккосом, дарованным византийскими императорами сначала Константинопольскому патриарху, а потом другим патриархам и почетнейшим Митрополитам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

2.2. Диаконские одежды Стихарь (греч. στιχαpιον) – прямая, длинная, с широкими рукавами одежда, покрывающая все тело. Стихарь символизирует собой «ризу спасения и одежду веселия», то есть он означает чистоту, спокойную совесть, непорочную жизнь и духовную радость. Своим светлым цветом и благолепным видом стихарь напоминает тем, кто его надевает, об ангельской чистоте, к которой должен стремиться священнослужитель, посвятивший себя, подобно ангелу, на служение Богу. При облачении в стихарь диакон (на литургии) произносит молитву: «Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждою веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою». Диаконы (а также церковнослужители), чтобы облачиться в стихарь, испрашивают благословение иерея за всякой службой. Держа стихарь в сложенном виде, немного наклонив голову, облачающийся обращается к священнику со словами – диакон: «Благослови, Владыко, стихарь с орарем», церковнослужитель: «Благослови, Владыко, стихарь». Получив благословение, облачающийся целует стихарь, совершает крестное знамение и облачается. Орарь (ρριον) – узкая длинная лента с нашитыми на ней крестами, которую диакон во время богослужения носит поверх стихаря на левом плече. Орарь символизирует собой ангельские крылья. Иногда на ораре вышиваются слова ангельской песни: «Свят, Свят, Свят». Когда диакон на Литургии опоясывает себя крестообразно орарем, он выражает этим свою готовность к принятию Тела и Крови Христовых. Обыкновенно во время службы диакон, произнося ектении и молитвословия, поднимает конец ораря правой рукой. Этим он дает знак к молитве и особому вниманию молящихся. Протодиаконы и архидиаконы носят в отличие от других диаконов орарь, охватывающий тело с левого плеча под правую руку. Такой орарь называется двойным . При возложении на себя ораря диакон не произносит никакой особой молитвы. Поручи (πιμανκια) – небольшие короткие нарукавники с крестами. Они употребляются при богослужении для того, чтобы стянуть края рукавов низшей одежды и этим дать рукам священнослужителей большую свободу. Поручи напоминают облачающемуся в них о том, что он должен уповать не на свои силы, а на силу и помощь Всемогущего и Всеблагого Бога. Поручи знаменуют также те узы, которыми был связан Иисус Христос во время страданий. При надевании поручей диакон или священнослужитель читает особые молитвы:

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

Стихарь тафта лазоревая , оплечье и нарукавники обьярь вишневая, подольник тафта дикой цвет, ветх. Стихарь камчатой рудожелтой, ветх. Стихарь кумачной красной, оплечье камка желтая, нарукавники кежа полосатая, подольник выбойка полосатая.   Улари Уларь, шит золотом и серебром по червчатому отласу, обложен тесьмою золотною ускою, у него пять кистей шелковых. Два уларя бархотных золотных по червчатой земле, обложены отласом червчатым, у них две пугвицы серебреные, двенатцеть кистей шелковых. (Л. 26) Уларь бархот золотной по червчатой земле, обложен отласом зеленым, у него кисти шелковые, пугвица серебреная. Пять уларей камка чешуйчатая, обложены камкою зеленою, у них кисти шелковые. Два уларя круживо зеленое польское, обложены отласом червчатым, у них кисти шелковые, з золотом. Уларь круживо польское алое, обложен галуном лазоревым золотным польским уским, кисти шелковые. Уларь камка рудожелтая, обложен отласом зеленым, кисти шелковые. Уларь отлас золотной, обложен отласом зеленым, кисти шелковые. Пять уларей отласных красных, один из них бархатной, ветхи; у всех кисти шелковые. (Л. 26 об.) Тринатцетеры поручи розных цветов, ветхи. Гроб Господень, оболочен сукном зеленым, на нем плащаница — образ Положение во Гроб Господа, писано по камке осиневой; обложен камкою червчатою, на нем же пелена бархот лимонной, на нем крест и около слова шиты серебром, на нем же пелена камка зеленая мелкотравная, обложена камкою двоеличною.   Пелены Пелена налойная бархот золотной виницейской по червчатой земле, обложена бархатом золотным по червчатой земле, подложена тафтою зеленою. Пелена байберек травы золотные и серебреные по желтой земле, обложена бархотом золотным червчатым. (Л. 27) Пелена отлас золотной по червчатой земле, обложена обьярь серебреная, з золотом, лица херувимов. Пелена большаго налоя обьярь серебреная, з золотом, лица херувимов, крест польского кружива по червчатой земле, около опушки шито золотом и серебром по червчатому бархоту, подложена тафтою желтою.   Да у местных икон пелены ж

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

§ 35. Также точно необходима к служению литургии кадильница, которая в течение обыкновенной литургии употребляется следующие пять раз: 1) по окончании проскомидии для окаживания звездицы и воздухов, и пред литургией для каждения церкви и всего народа; 2) во время чтения апостола; 3) во время херувимской песни для каждения местных икон, церкви и народа, и для окаждивания св. даров пред началом великого входа и после оного для каждения большого воздуха и св. даров по поставлении их на престоле; 4) на изрядном для каждения св. даров и престола, и 5) пред окончанием литургии для каждения св. даров пред взятием их с престола и по перенесении обратно на жертвенник. Кроме сего, если служится литургия соборне и случится два или более диаконов, то один или два из них также идут еще с кадилом пред св. Евангелием во время малого входа. (Дополн. к Учит. Изв. Сравн. Прав. Св. Ап. 4). Кадило можно благословлять всякий раз так же, как и на проскомидии, т. е. с молитвой: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже...» Основание для этого действительно находится в некоторых старинных служебниках южнорусских, в коих, напр. о благословении кадила пред Апостолом, прямо говорится: «Иерей же, десницею знаменая, глаголет тихо кадильную молитву: «Кадило ти приносим», и т. д. (Сравн. Львовский служебник 1666 г. стр. 122, 134 на обор. и др.). § 36. Литургия никогда не может быть совершена также и без особых священных облачений как для священника, так и для диакона. Сюда относятся: 1) для священника: стихарь или подризник, епитрахиль, нарукавницы или поручи, пояс и фелонь или риза; 2) для диакона: стихарь, нарукавницы и орарь, надеваемый поверх стихаря чрез левое плечо. Без этих облачений ни священник, ни диакон не могут совершать литургии никаким образом. Если же бы какой-либо священник решился поступать иначе, то таковой, хотя и совершит таинство, но, ка преступник церковного правила, согрешит смертно, и за свое дерзновение должен подлежать суду архиерейскому, и даже казни отлучения и низвержения. (Учит. Извест. Сровн. Симеона Солунск. Епископу Иситапольскому Ответ 17). Исключение из этого составляют набедренник, палица, скуфья, камилавка, митра и т. п., которые обыкновенно даются у нас, в награду достойным священнослужителям. Хотя они и должны быть всегда надеваемы при служении лицами, имеющими право на это, но если который- либо священник станет служить и без этого, то ни мало не согрешит, особенно в случае надобности, а тем более не положит никакого препятствия к совершению таинства; ибо одежды эти не относятся к сущности литургии по узаконению церковному (Дополнение к Учит. Извест.).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

3) Язык в колоколе должен быть прилажен так, чтобы средина яблока ударяла в имеющееся внутри колокола ребро (самое толстое место в колоколе) ни ниже, ни выше, иначе и звон будет неприятный, и колокол может разбиться. Если ремень по времени обтянется то следует немедленно исправить подвеску языка, приноровив его опять как выше сказано. 4) Звон в колокола нужно производить умеренно, иначе при усиленных ударах будет слышаться стука более нежели гула да и колокол, не соразмерно разгорячась может лопнуть, в особенности во время мороза. 5) Звон в два края можно производить только начиная с 120 пудового колокола и то с выдержкой языка на средине колокола, иначе звон будет похож на набат и металл будет усиленно разгорячаться. Глава VI. Ризница, Богослужебные книги и церковные библиотеки I. Состав ризница 21 . В ризнице для облачения священно-церковнослужителей должно быть по несколько перемен священных одежд, или облачений, а в небогатых церквах, хотя по две дары, как-то фелони, стихари с орарями для диакона, стихари для псаломщика, подризники, епитрахили, набедренники, поручи, пояса, палицы, для покрытия св. даров воздухи. В архиерейской же ризнице, кроме упомянутых выше, должны быть еще: саккосы, омофоры, набедренники и палицы, кресты надеваемые епископами при служении на перси, митры, жезлы, или посохи, орлецы, короткие фелони, надеваемые на посвящаемых в стихарь, рипиды, дикирии и трикирии, мантии, подсвечник об одной свече и кадила. Все облачения должны быть устроены не из низкой материи (Инстр. благ. § 1). «Одеяния священная иерей да имеет по установленному Богопреданному чину: стихарь, епитрахили, нарукавницы, пояс, фелонь. Диакон же стихарь, нарукавницы и орарь на левое плечо полагающийся носить. И Божественные литургии без сего служить иерею и диакону отнюдь не подобает.... Прочие же тайны святые: мольбы же и в церкви пения, о облачении священных одежд по уставу имуть быти, якоже указан в чине коем. (Извест. Учит.)». Все облачения следует делать из парчи, бархата и шелковой материй.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§37. Для совершения литургии непременно необходимы: Потир или чаша, дискос, звездица и лжица, и к ним три покровца, один меньший для покровения потира, другой такой же для покровения дискоса и третий больший называемый иначе аером или воздухом для покровения обоих. Эти покровцы должны быть сделаны из приличной материи, и как и другие вещи церковные, всегда должны быть чисты и целы, по обычаю. Что касается до самих этих сосудов, то они должны быть золотые или серебряные или по крайней мере оловянные. На сосудах, сделанных из меди, железа или дерева (а также и на стеклянных) священник не может служить никаким образом. §38. Также точно необходима к служению литургии кадильница, которая в течение обыкновенной литургии употребляется следующие пять раз: 1) по окончании проскомидии для окаживания звездицы и воздухов и пред литургиею для каждения церкви и всего народа; 2) во время чтения апостола; 3) во время херувимской песни для каждения местных икон, церкви и народа, и для окаживания Св. Даров пред началом великого входа и после оного для каждения большого воздуха и Св. Даров по поставлении их на престоле; 4) на изрядном для каждения Св. Даров и престола, и 5) пред окончанием литургии для каждения Св. Даров пред взятием их с престола и по перенесении обратно на жертвенник. Кроме сего, если служится литургия соборно и случится два или более диаконов, то один или два из них также идут еще с кадилом пред Св. Евангелием во время малого входа. (Дополнение к учит. извест.). §39. Литургия никогда не может быть совершена также и без особых священных облачений как для священника, так и для диакона. Сюда относятся 1) для священника: стихарь или подризник, епитрахиль, нарукавницы или поручи, пояс и фелонь или риза; 2) для диакона: стихарь, нарукавницы, и орарь, надеваемый поверх стихаря чрез левое плечо. Без этих облачений ни священник, ни диакон не могут совершать литургии никаким образом. Если же бы какой-либо священник решился поступать иначе, то таковой хотя и совершит Таинство, но как преступник церковного правила, согрешит смертно, и за свое дерзновение должен подлежать суду архиерейскому, и даже казни отлучения и низвержения. (Учит. извест.). Исключение из этого составляют набедреник, палица, скуфья, камилавка, митра и т.п., которые обыкновенно даются у нас в награду достойным священнослужителям. Хотя они и должны быть всегда надеваемы при служении лицами, имеющими право на это, но если который-либо священник станет служить и без этого, то ни мало не согрешит, особенно в случае надобности, а тем более не положит никакого препятствия к совершению Таинства; ибо одежды эти не относятся к сущности литургии по узаконению церковному (дополнение к Учит. извест.).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010