А я вам скажу еще более о них. Каждая из этих священных одежд содержит в себе поучение, так что если бы вы знали, что значит каждая из них, то уж довольно было бы взглянуть на священника в полном облачении, чтобы получить наставление. II. Всех одежд священнических пять. Верхняя называется попросту ризой, под ней епитрахиль, которая опоясывается поясом, на руках нарукавницы, или поручи, а нижняя одежда называется подризником. Посмотрим же, что значит каждая из них. а) Начнем с подризника, так как его прежде всех одежд надевает на себя священник, когда готовится служить обедню. Подризник он надевает на обедню, а при других службах он весьма редко употребляется, всего семь раз в году: пять раз на заутрени, именно: три раза, когда крест выносим – на Воздвижение, в третью неделю Великого поста и в первый день Успенского поста, – потом, в четвертый раз, в Великую Субботу, когда Плащаницу выносим, и в заутреню на Светлое Христово Воскресение; а еще два раза на вечерне – накануне Богоявления при освящении воды и в первый день Пасхи. Вы видите, как эта одежда сделана: – она длинная с рукавами; это почти та же одежда, какую вы видите на диаконе и которая называется стихарем. Там только она уже и с рукавами широкими, а на священнике она шире и с узкими рукавами. Стихарь напоминает, что должно приступать к службе церковной в простоте и чистоте сердца, а подризник, кроме этого, напоминает еще тот хитон, или ту одежду, в который ходил на земле Сам Господь наш Иисус Христос и в которой Он совершил наше спасение. Поэтому-то Отцы Церкви с давних времен и называли подризник одеждой Спасения, одеждой веселия. Вот почему и священник, когда надевает подризник, то произносит слова: «Да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждой веселия одея мя». б) После подризника священник, а равно и диакон, надевает поручи. Это – небольшие нарукавники, которыми стягиваются широкие рукава стихаря для удобнейшего действования при священнослужении. В духовном смысле поручи означают узы Христовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Диаконам, кроме стихаря, принадлежат еще – орарь и поручи. Орарь – длинное узкое полотенце, напоминающее собою то полотенце, которым опоясался Иисус Христос, желая послужить своим ученикам, а также и крылья той скорой ангельской готовности к молитве, которою, по примеру небесных Господних служителей, должны отличаться диаконы, показывающие видимым знаком, поднятием ораря, время усердной молитвы 4 . Поручи и нарукавники, употребляющиеся для стягивания рукавов, напоминают узы, которыми связаны были пречистые руки нашего Спасителя. Поручи составляют принадлежность священнического и епископского облачения. Одежды священника (кроме подризника и поручей) епитрахиль, пояс и фелонь. Епитрахиль значит навыйник, потому что эта одежда надевается на выю (шею). Это ни что иное, как орарь, сложенный вдвое и спускающийся с шеи до пола, что означает высшую благодать, обитающую в священниках, которые не совершают ни одной службы без этой одежды. Пояс означает духовную силу, изливающуюся через священников в таинствах. Фелонь или риза – это безрукавная священническая одежда, которая напоминает собою то вретище или багряницу, в которую был облечен наш Спаситель, во время страданий Его во дворе Пилата 5 . Епископ, кроме одежд священнических, напоминающих одежды поругания Христова, облачается еще в одежды, представляющие славу Христову: саккос, омофор, палицу, митру и имеет некоторые другие священные символы власти и славы: жезл, орлецы, дикирии, трикирии и лампаду. Саккос, заменяющий собою фелонь, имеет одно значение с фелонью и в тоже время, как напоминающий одежду греческих императоров, может указывать и на то, что царственная Христова одежда поругания принадлежала Ему вполне по праву, как Царю 6 . Омофор, возлагающийся на плечи (рамена) означает принятие Иисусом Христом тела человеческого и взятие Им на Себя грехов заблудшего человечества, на подобие того, как добрый пастырь, найдя заблудшую овцу, берет и несет ее на своих плечах, в ознаменование чего в древности омофор делался из шерсти. Это – самая важнейшая святительская одежда, надеваемая им при совершении всех важнейших священнодействий. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Им же поручалось смотреть за народом, входящим и выходящим из храма, хранить таинства и священные вещи, стоять на амвоне и указывать народу время молитвы, произносить за него с поднятием ораря прошения, и, по подражанию церкви Ветхозаветной, соблюдавшей обычай читать закон и Пророков в Иудейской синагоге и заканчивать чтение словом «аминь», давать знать народу с возвышенного места посредством колебания плата или ораря об окончании молитвы. На Западе в позднейшее время орарь носил название stola – длинная одежда, впоследствии измененная в ленту около 3-х дюймов. Об употреблении ораря при Богослужении упоминает Лаодикийский собор и святой Иоанн Златоуст . 1235 Последний сообщает и о том, как диакон должен действовать сим знаком во время освящения св. даров. Орарь напоминает собой о том лентионе, которым Иисус Христос отирал ноги своим ученикам и, подобно Ангельским крыльям, выражает готовность диакона исполнять волю Божию. Поручи или нарукавники (πιμανκια) тоже принадлежат к диаконскому облачению. Это священное облачение введено в употребление для стягивания или сжимания широких рукавов нижней священной одежды для удобного действия при священнослужении. В духовном значении они напоминают собой те узы, коими связаны были руки Спасителя, 1236 затем могущество и крепость Господа, зависимость и бессилие священнослужителя, и внушают ему, как творению Божию, что только при помощи благодати Божией он может с бодрым и бдительным духом совершить священнодействие. Поэтому, при надевании поручи на правую руку читаются слова: десница твоя, Господи, прославися в крепости: десная твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы твоея стерл еси супостаты; а при надевании на левую читается: руце твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем твоим. 1237 Когда введены поручи в употребление при Богослужении, сказать что-либо положительное довольно трудно. О поручах упоминает Вальсамон (12 в.), как о принадлежности Патриарха. Между тем как древность поручей некоторые писатели относят ко временам Апостольским.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

К диаконским облачениям относятся стихарь, орарь и поручи. Стихарь (греческое «стихарион» связано со словом «стихос» – стих, строка, прямая линия) – это верхняя длинная одежда с широкими рукавами. Символизирует ризу спасения, одежду веселия, чистую совесть, непорочную жизнь, духовную радость. Перед облачением в стихарь диакон читает молитву. Орарь – длинная лента, которую диакон носит на левом плече. Наименование этой части одеяния происходит от греческого слова «орао» – вижу, наблюдаю, или латинского «ораре» – молиться, «орариум» – полотенце. Согласно Иоанну Златоусту , орарь символизирует ангельские крылья. Также орарь символизирует благодать или крестную ношу (перед причащением диакон опоясывается орарем крестовидно). При возглашении ектении диакон держит в правой руке край передней части ораря. В Русской Церкви орарь бывает двух видов – простой орарь и двойной орарь. Двойной орарь является наградой. Поручи (нарукавники) напоминают узы Христа, а также говорят о том, что священнослужитель должен уповать не на свои силы, а на силу Божию. В Служебнике имеется две молитвы на облачение поручей. При поставлении во чтеца используется короткая фелонь. Она является знаком посвящения на служение Богу, символизирует ярмо на вые (шее). Облачения священника Из элементов диаконского облачения священник носит стихарь (подризник) и поручи. Однако стихарь в облачении священника имеет несколько иной вид и называется подризник. Подризник отличается от стихаря тем, что изготавливается из легкой ткани (шелковой) и имеет узкий рукав. Поверх подризника священник одевает пояс. Пояс знаменует достоинство и чистоту служения. Символизирует готовность к прохождению служения и ту силу, которую Господь дарует Своему служителю. С поясом связывают воспоминание о том лентии, которым опоясался Христос при омовении ног ученикам. При облачении в пояс читается особая молитва. Епитрахиль (с греческого – «нашейник») одевается на шею священника. Симеон Солунский связывал происхождение епитрахили с диаконским орарем. Епитрахиль – это символ благодати Божией, изливаемой на священника, а также символ крестной ноши, ига священства, которое берет на себя служитель Христа. Епитрахиль имеет семь нашитых крестов. Количество их указывает на семь таинств Церкви. Шесть крестов нашиваются на передней части епитрахили, а седьмой – на шее. Это указывает на то, что священник имеет право совершать только шесть таинств, указывает на подвластность священника епископу.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Церковное богослужение совершают дьяконы, священники (иереи) и Епископы (Архиереи). Каждый из них имеет священные облачения по сану своему. Дьякон имеет стихарь , орарь и поручи . Стихарь – это одежда с рукавами. Орарь – длинная лента на левом плече. На службе он приподнимает конец ораря, когда призывает народ к молитве. Поручи – это нарукавники. Они напоминают священнослужителю, что на службе укрепляет его сила Божья. Священник имеет все диаконские облачения, только он орарь носит на обоих плечах – в знак того, что получил полную сугубую благодать священства. У него орарь на шее и называется епитрахиль . Кроме диаконского облачения священник имеет пояс и ризу . Риза – это верхняя одежда без рукавов спереди короткая, надевается на стихарь, потому стихарь у священника называется подризником. Серебряный крест на груди отличает священника от низших церковных служителей. Архиереи имеют все священнические облачения, только они вместо ризы носят саккос – одежду вроде короткого стихаря. Ещё особое облачение Архиерея – омофор . Это вроде широкого ораря с крестами. Возлагается он на так, что концы его спускаются – один спереди, а другой сзади. Омофор – знак Епископской власти и ещё знак того, что Епископ заботится о спасении заблуждающихся как Евангельский пастырь, который нашёл погибшую овцу и понёс её на раменах (плечах) своих ( Лк. 15:4–7 ). В церкви употребляются ещё знаки отличия за добрую и полезную службу, каковы набедренник и палица – на бедре, скуфия , камилавка и митра – на голове, наперсный золотой крест и панагия на персях (на груди). У Епископа ещё употребляется круглый коврик, называемый орлецом. Жезл или посох есть принадлежность каждого пастыря. Подобные священные облачения и вещи были и в Скинии ветхозаветной ( Исх. 36 и 39 главы). 6. Важнейшие праздники В ветхозаветной церкви кроме субботы были и другие праздники, например Пасха (в память избавления евреев от рабства Египетского), праздник Пятидесятницы (в память Синайского законодательства); так и в христианской Церкви кроме воскресения есть ещё праздники во славу Господа, а также в честь Пресвятой Богородицы и других Святых.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Помянник смотри Диптих. Понамарь – слово, образовавшееся из парамонарий – находящийся при ком-нибудь для услужения, от греческого – нахожусь при ком ни будь. Так называется церковнослужитель, прислуживающий священнику в алтаре и проч. (смотри Параэкклисиарх.) Понамарские двери – северные двери, ведущие в алтарь, называются так потому, что в этой стороне алтаря находятся угли, вода, ладан и проч. свящ. церк. вещи, находившиеся под ведением понамаря. Поручи–это небольшие нарукавники, украшенные крестами. „На руках нарукавницы, пишет Симеон Солунский , образуют узы Спасителя, которыми он был связан, когда вели Его к Пилату.“– (Нов. Скр. ч. II. гл. VI, § 11.) Поручи надевают кроме диакона и иерей и епископы. Посвящение. Церкви или молитвенные храмы одни освящаются во имя Всесвятой и Живоначальной Троицы или одного из лиц Св. Троицы, другие во имя Пресвятой Богородицы, а некоторые во имя Свят. Ангелов, Апостолов или одного из святых иерархов, мучеников, святого или святой. Посему и храмы носят имена тех Святых, которым они посвящены, говорит Преосвященный Вениамин. Послание-ия. – Так называются писания святых апостолов, написанные в форме писем или посланий, именно: одно апостола Иакова, два апостола Петра, три апостола Иоанна, одно апостола Иуды и 14 посланий святого апостола Павла. Последование есть то самое моление, порядок совершения которого избирает из устава и предлагает чин. (Нов. Скр. ч. II. гл. I, § I.) Пострижение власов новокрещенного, по объяснению Симеона Солунского , совершается частию в знамение того, что он (новокрещенный) имеет главою своею Христа и что он должен молиться с непокровенною главою, а больше потому, что чрез сие (пострижение) как бы возлагается некоторая печать на новокрещенного, почему и постригает его священник крестообразно, дабы он отверг всякий лишний помысел. Кроме того, волосы крестившегося приносятся Христу, как начаток и жертва человеческого тела. Посты – это более или менее продолжительное время, в которое, по установлению святой Церкви христиане не должны вкушать не только мяса, масла, молока, сыра и яиц, – но и всякую другую пищу употреблять в количестве и во время, определенное уставом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Церковнослужители к должности допускаются с благословением и возложением руки епископа. Только возложение руки епископской здесь бывает символом не преподания Святого Духа, как в таинстве священства, но только обычного благословения. Все церковнослужители вместе называются клиром и причтом, как причисленные на службу Церкви. § 4. Священные одежды священно и церковнослужителей . Ради благолепия и святости Богослужения священно и церковнослужители, при отправлении его, облачаются в особые одежды, имеющие различное духовное значение. Они суть следующие: 1) стихарь, 2) орарь, 3) поручи, 4) епитрахиль, 5) пояс, 6) набедренник, 7) палица, 8) фелонь, 9) саккос, 10) омофор и 11) митра. Все эти одежды особенностью своей формы, с одной стороны, напоминают служителям Церкви о душевных доблестях, благих расположениях, требуемых от них, а с другой внушают верующим о важности священного служения. 1) Стихарь есть верхняя одежда диакона и нижняя у священников и архиереев, отчего у последних называется подризником. Подризник, по большей части, бывает из ткани светлого цвета и напоминает собой о непорочности и чистоте сердца, требуемых от священного сана. 2) Орарь имеет вид длинной узкой ленты и носится диаконами на левом плече. Орарь есть собственно принадлежность диаконского служения; диакон подает им знак народу о времени молитвы, а певчим о времени пения. Поскольку диаконы во время литургии напоминают своим служением о служении ангелов на небесах, то орарю и усвоено значение ангельских крыльев 3) Поручи или нарукавницы введены Церковью в число священных одежд для того, чтобы священнослужители, стянув ими концы рукавов нижней одежды, удобнее могли действовать при служении. Возлежа на руках священнослужителей, они, с одной стороны, изображают узы, коими были связаны пречистые руки Спасителя, когда Он был веден к Пилату, а с другой, напоминают служителю Христову, чтобы он, совершая таинство веры Христовой, не уповал на собственные силы, но поручал бы себя силе Божией. 4) Епитрахиль есть одежда, носимая архиереями и священниками, обходящая около шеи и опускающаяся спереди до низа. Эту одежду, по преимуществу, можно назвать священнической, потому что, по уставам церкви, священник без неё, как диакон без ораря, не может совершать ни одной службы. Епитрахиль происходит от диаконского ораря, сложенного вместе, и означает высшую совершительную благодать, излитую на священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

В христианской Церкви существуют три степени священства: епископы; пресвитеры (то есть священники); диаконы. Диакон Прежде чем стать священником, необходимо пройти степень диаконского служения. Также и епископом может быть человек, обязательно прошедший сначала диаконское, а потом священническое служение. Диаконы – это низшая степень священства. Диакон по-гречески означает «служитель». Диаконы не могут сами совершать богослужений, они сослужат, то есть помогают, епископам и священникам при совершении богослужений. Обычно именно диаконы произносят ектении – ряд прошений, возглашаемых на амвоне, на которые хор отвечает: Господи, помилуй: или, Подай, Господи. Облачение (то есть богослужебная одежда) диакона: Стихарь – длинная одежда с широкими рукавами; стихарь могут носить также псаломщики и прислуживающие в храме миряне. Орарь – длинная широкая лента на левом плече; он символизирует ангельские крылья, а также благодать, полученную в Таинстве рукоположения. Поручи – узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Поручи носят также священники и епископы, они символизируют узы на руках Христа и еще напоминают священнослужителям, что, совершая Таинства или участвуя в совершении Таинств (диаконы сами Таинства не совершают), выполняют это они не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Диакон может быть возведен в сан протодиакона или архидиакона. Сан архидиакона встречается крайне редко. Его имеет диакон, постоянно сослужащий Святейшему Патриарху, а также старшие диаконы крупных ставропигиальных монастырей. Он носит двойной орарь и камилавку. Протодиакон также носит двойной орарь, камилавка может быть, но в качестве награды. Диакон-монах именуется иеродиаконом, он носит камилавку черного цвета. Священники – второй чин священства. Греческое название священника – «иерей», или «пресвитер». Священники могут совершать все Таинства и церковные службы, кроме тех, которые имеет право совершать только епископ – Таинство Священства, освящение мира 46 и антиминса 47 . Облачение священника:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Диакон помогает епископу и священнику при Богослужении и совершении таинств. Священные одежды Одежды диакона: 1)  Стихирь – прямая длинная одежда с широкими рукавами. 2) Орарь – узкая длинная лента, которую диакон носит на левом плече. 3)  Поручи – это узкие нарукавники со шнурком для стягивания. Одежды священника: 1)  Подризник – прямая, длинная одежда, похожая на диаконский стихарь, только с узкими рукавами. Надевается он под ризу, почему и называется подризник. 2) Епатрихиль – длинная узкая лента, или орарь, сложенный вдвое, надеваемый священником чрез шею на оба плеча и спускающийся спереди. 3) Пояс – небольшая лента, которою опоясывается священник поверх подризника и епитрахили. 4) Поручи (см. выше). 5)  Фелонь или риза – верхняя широкая одежда без рукавов, с вырезом для головы и напереди. В награду за усердную службу священникам дается: 1)  Набедренник – четыреугольный плат на ленте, привешиваемый на бедро. 2)  Головные украшения: скуфья и камилавка. 3)  Крест наперсный, носимый священником на персях, т.е. на груди. Одежды епископа или архиерея 1) Подризник; 2) епитрахиль; 3) пояс; 4) поручи, т.е. те же, что и у священника, только вместо ризы архиерей надевает саккос. Эта одежда находит на диаконский стихарь, но нсколько короче его. Омοфор – лента похожая на орарь, только вдвое шире его, возлагается омофор на плечи архиерея и спускается в некоторые моменты богослужения одним концом назад, а другим наперед. Палица – четыреугольный плат привешиваемый за один угол на правое бедро. 1) Панагия – небольшая круглая икона Божией Матери, она носится архиереями на груди. 2) Митра – золотое или серебряное головное украшение. Обряды, употребляемые при Богослужении. Крестное знамение Когда мы молимся Богу, то полагаем на себе крестное знамение, т.е. делаем на себе знак креста. Крестным знамением мы выражаем веру в Распятого за нас Господа Иисуса Христа. Чрез крестное знамение нам подается благодать или сила Божия и освящаются все силы нашей души и тела. Крестным знамением мы отгоняем от себя злых духов.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Обыкновенно последование Исповеди проводится батюшкой не в том приделе храма, где свершается служба, а чуть поодаль – в боковом. Да, действительно, там уже собралось немало причастников, то есть тех, кто готовится приступить к Святой Чаше. Посмотрите внимательно: народ стоит рядом с аналоем, столиком со скошенной поверхностью, на который возложены святой крест и Евангелие – знак невидимого присутствия Господа нашего. А вот и батюшка! Он облачен в уже знакомую нам епитрахиль, а на его руках – поручи, особые нарукавники с изображением крестов на них. Поручи обозначают духовную крепость служителя Божия, указывают, что все свершается им силой Духа Святого. Встаньте поближе к пастырю – и вы услышите молитвы перед Исповедью, завершающиеся особым увещанием: “Се, чадо, Христос невидимо стоит, принимая исповедание твое. Не постыдись, не убойся, да не скроешь что-либо от меня, но, не оправдываясь, скажи все, что соделал, да примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Се крест и Евангелие, икона Его пред нами, я же только свидетель исповедания твоего, да свидетельствую пред Ним все, что скажешь мне. Если же что сокроешь от меня (по малодушию или лукавству), сугубый, двойной, грех обретешь. Пойми же, ты пришел ныне во врачебницу, да не уйдешь неисцеленным”. Истинная правда! Принимает нас на Исповедь, прощает, врачует и исцеляет Сам Христос Господь; священник – лишь свидетель, от Него поставленный. Признаюсь вам, когда я первый раз в жизни пришел на Исповедь, сколько помыслов и ложных сомнений терзало душу! “Да как я открою батюшке свои грехи, да что он обо мне подумает?..” Но едва лишь был сделан последний шаг к аналою, вся внутренняя борьба окончилась! Вмиг отошли все страхи, опасения, недоверие; душа почувствовала и узнала близость Христа Спасителя! На сердце осталось лишь одно желание – открыть Богу через батюшку абсолютно все. Тогда я обнажил исподнее души моей… и какое же облегчение было даровано, какая легкость, какое обилие внутреннего света! Не случайно поэтому Исповедь называют “вторым Крещением”.

http://azbyka.ru/deti/moya-pervaya-ispov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010