О священных одеждах. В Православной Церкви священнодействующие при совершении Богослужения имеют отличные от мирян облачения. Употребление свящ. одежд при Богослужении, имея начало в апостольском предании, в первые три века вошло в общий обычай. Различая в церковной иерархии три степени священства, Православная Церковь каждой из них усвояет особые свящ. одежды. 1 . Священные одежды диакона: стихарь, орарь и поручи. Стихарем называется прямая длинная одежда. В древности стихарь устроялся из льна и был белого цвета, в знаменование чистоты и непорочности жизни, требуемой от священнослужителей. Эта одежда усвоена всем трем степеням священства, так как от всех них требуется чистота жизни. У священников и епископов эта одежда носит название подризника. Орарь есть облачение, в виде широкой ленты, которую диаконы носят на левом плече, а иногда, напр., на Литургии после «Отче наш», опоясываются ею крестообразно, чтобы удобнее приступить им к причащению. Поручи есть небольшие нарукавники с крестами. Они знаменуют силу благодати Божией, укрепляющей священнослужителя при совершении Богослужения, и напоминают узы Спасителя. 2 . Одежды священника: поручи, подризник, епитрахиль, пояс и фелонь. Епитрахиль есть такая одежда, которую священник носит, надевая на шею. Формой она походит на диаконский орарь, вдвое сложенный, и знаменует удвоенную пред диаконом благодать Св. Духа, изливаемую на священника. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы. Пояс, стягивающий одежды священника для свободного действования при Богослужении, знаменует готовность священнослужителя совершать свое служение Богу и напоминает тот лентий, которым Господь Иисус препоясался на Тайной Вечери при умовении ног ученикам. Фелонь, или риза, есть верхняя, длинная сзади и короткая спереди одежда без рукавов с отверстием для головы. Она изображает ту одежду поругания, в которую Господь Иисус был облечен во дворе Пилата. 3 . Архиерейские облачения. Одни из них общи со священническими, как-то: подризник, епитрахиль, поручи, другие составляют исключительную принадлежность одного архиерея, каковы: саккос, составляющий верхнюю епископскую одежду. Формою он похож на стихарь, имеет рукава, только короче, и украшен звонцами. Он знаменует багряницу, в которую был облечен поруганный Христос. Омофор есть длинная, широкая лента, украшенная крестами и другими священными изображениями. Он носится архиереем на раменах (плечах) поверх прочих облачений, спускаясь одним концом спереди шеи, а другим сзади. Он знаменует отеческое попечение архипастыря о спасении вверенного ему стада Христова и об обращении заблудших в вере и жизни христианской. Омофор есть важнейшая одежда, без которой епископ не может совершать ни одного священнодействия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

1)  Диаконские облачения суть: стихарь, орарь и поручи. а)       Стихарь есть прямая длинная одежда с рукавами. Он делается из материи белого и светлого цвета или парчи 7 , и напоминает священнослужителю о чистоте сердца и непорочности жизни б)       Орарь есть облачение, в виде широкой ленты, которую диаконы носят на левом плече, а иногда, напр., на литургии после «Отче наш», опоясываются ею крестообразно, чтобы удобнее приступить им к причащению Св Тайн. в)       Поручи суть небольшие нарукавники с крестами. Они знаменуют силу благодати Божией, укрепляющей священнослужителя при совершении Богослужения, и напоминают узы, коими Господь Иисус был связан во время страданий. Поручи имеют священники и епископы. 2. Священнические одежды суть: поручи, как у диакона, подризник, епитрахиль, пояс и фелонь. а) Подризник есть шижняя одежда с рукавами, заменяющая диаконский стихарь. б) Епитрахиль есть одежда, которую священник носит на выи. Формою она походит на диаконский орарь, вдвое сложенный, и знаменует сугубую пред диаконом благодать Святого Духа, изливаемую на священника. Примечание. Священник без епитрахили не может совершать ни одной службы напротив, в одной епитрахили он может совершать малую вечерню, повечерие, полунощницу, часы без чтения Евангелия и разные требы в домах. в) Пояс, стягивающий одежду священника (подризник и епитрахиль) для свободного действия при Богослужении, знаменует готовность и усердие священнослужителя совершать свое служение Богу и напоминает тот лентий, которым Господь Иисус препоясался на Тайной Вечери при умовении ног ученикам. г) Фелонь, или риза, есть верхняя, длинная сзади и короткая спереди одежда без рукавов с отверстием для головы. Она изображает ту одежду поругания, в которую Господь Иисус был облечен воинами во дворе Пилата. Священнику фелонь напоминает, что душа его должна быть одета одеждою правды, т.-е. должна быть добродетельна и благочестива. За особые заслуги священникам дается набедренник, а некоторым протоиереям палица. Набедренник привешивается на правой стороне подризника и означает, меч духовный, т.-е, слово Божие, которое пастырь церкви должен неленостно проповедывать и им отражать заблуждения неправоверуюпщх (о палице см. в архиер. одеждах).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Специальное облачение для священнослужителей было введено еще в Ветхом Завете. Было строго запрещено входить в скинию и в Иерусалимский храм для совершения богослужения без особых риз, которые должны были сниматься при выходе из храма (Иезек.44:19). В настоящее время священные одежды, в которых совершается богослужение, сообразно трем степеням церковной иерархии разделяются на диаконские, священнические и епископские. Церковнослужители носят некоторые из диаконских одежд. По учению Церкви, каждая высшая степень церковной иерархии заключает в себе благодать, а вместе с ней права и преимущества низших степеней. Эта мысль наглядно выражается тем, что священные одежды, установленные для низших степеней, принадлежат и высшим. Поэтому и порядок в облачении таков: сперва надевают одежды, принадлежащие низшему чину, а потом уже высшему. Так, епископ облачается сперва в одежды диакона, потом в одежды иерея и затем уже в одежды, принадлежащие ему, как епископу; иерей тоже сначала облачается в одежды диаконские, а потом в иерейские. Одежды диакона составляют стихарь, орарь и поручи. Стихарь — длинная прямая одежда с широкими рукавами. Он знаменует чистоту души, которую должны иметь лица священного сана. Стихарь полагается и для иподиаконов. Право ношения стихаря может быть дано псаломщикам и прислуживающим в храме мирянам. Орарь представляет собой длинную широкую ленту, которая в основном носится на левом плече, поверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства. Поручами называются узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они, участвуя в совершении Таинств, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы на руках Спасителя во время Его страданий. Облачение священника составляют подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза). Подризник — это стихарь в несколько измененном виде: он делается из тонкой белой материи, и рукава у него узкие, затягивающиеся на концах шнурками. Белый цвет подризника напоминает священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и проводить беспорочную жизнь. Подризник символизирует собою хитон (нижнюю одежду) Спасителя.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Монах, получивший сан диакона, называется иеродиаконом, а старший иеродиакон - архидиаконом. Кроме трех священных чинов, в Церкви существуют еще низшие служебные должности: иподиаконы, псаломщики (дьячки) и пономари. Они, принадлежа к числу церковнослужителей, поставляются на свою должность не через таинство Священства, а только по архиерейскому на то благословенно. Псаломщики имеют своей обязанностью читать и петь, как при Богослужении в храме на клиросе, так и при совершении священником духовных треб в домах прихожан. Пономари имеют своею обязанностью созывать верующих к Богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее. Иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Они облачают архиерея в священный одежды, держат светильники (трикирий и дикирий) и подают их архиерею для благословения ими молящихся. Священнослужители, для совершения Богослужений, должны облачаться в особые священные одежды. Священные одежды изготовляются из парчи или другой какой-либо пригодной для этого материи и украшаются крестами. Одежды диакона составляют: стихарь, орарь и поручи. Стихарь есть длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и с широкими рукавами. Стихарь полагается и для иподиаконов. Право ношения стихаря может быть дано и псаломщикам и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь знаменует чистоту души, которую должны иметь лица священного сана. Орарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства. Поручами именуются узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они совершая таинства или участвуя в совершении таинств веры Христовой, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий. Облачение священника составляют: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Далее совершается акт возложения на плечо ставленника специального церковного облачения – ораря, а также вручения ему рипиды — предметов, символизирующих диаконское служение. После возложения ораря и вручения рипиды архиерей возглашает: «Аксиос» («Достоин»), а хор повторяет данное возглашение. Данным возглашением Церковь подтверждает право рукоположенного быть облаченным в знаки диаконского служения (орарь, поручи и рипида) и право совершать священнослужение соответственно своему чину. После возглашения: «Аксиос» – рукоположенный уже облачен в знаки своего служения: орарь (на левом плече), поручи (на запястьях рук) и рипида. Каждый из данных знаков служения имеет свое глубокое символическое значение. Орарь — это длинная широкая лента, которая возлагается на левое плечо, т. к. диакон принадлежит к низшему священнослужительскому чину. Начиная с чина пресвитера можно получить орарь и на правое плечо, как символ права совершать Таинства Церкви и вести богослужения. Также возложение ораря символизирует право диакона служить у престола Самого Бога, подобно Херувимам. Церковнослужители (вплоть до иподиакона) не имеют данного права. Во время произношения молитв за богослужением диакон как бы закрывает свое лицо орарем, держа его перед собой на уровне глаз – это действие символизирует херувимское служение диакона, т. к. по свидетельству Священного Писания (см. Ис. 6: 2) Херувимы, служа Богу, закрывают свои лица крыльями. Поручи представляют собой узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Они надеваются на руки ставленника и имеют двойное символическое значение. С одной стороны, поручи символизируют собой особую силу и помощь Божию, дарованную служителю Бога. С другой стороны, они символизируют собой те узы, в которых Господь Иисус Христос был веден на суд к Понтию Пилату и пребывал во время Своих мучений. Рипида, вручаемая диакону, символизирует собой крылья бесплотных ангельских чинов: Ангелов, Херувимов и Серафимов, которые на ней и изображены. Диаконы, как один из чинов священнослужителей Церкви, в своем земном служении являются отображением ангельских чинов как служителей Бога в мире духовном. И именно в этом значении они также получают рипиду как часть своего облачения. Также к облачению диакона относится стихарь — длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и с широкими рукавами. Стихарь символизирует собой чистоту и правду души, которую должен иметь рукополагаемый в диаконский чин как лицо священного сана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В Патриаршеском чиновнике говорится, что архиерейский подризник имеет на себе гамматы, то есть ленты или струи, висящие спереди, и этими гамматами они отличаются от подризника иерейского. Симеон Солунский (в гл. 37, о храме) говорит: «архиерейский стихарь имеет так называемые источники, идущие сверху вниз и означающие учительную благодать иерарха и вместе различные дары, данные ему свыше и чрез него изливаемые. И у ангелов не у всех один чин, но и там нижайшие научаются и наставляются более священными чинами. Источники же называются так от слов Спасителя, Который в Евангелии сказал: веруяй в Мя, реки из чрева его истекут воды живы». И (в гл. 79): «находящиеся на подризнике источники означают и дар учения, и токи крови Спаса нашего. А потому они и находятся только на архиерейском стихаре». Впрочем эти гамматы или источники носят теперь и священники; они висят спереди подризника, от пояса до низу. §11. Поручи Нарукавницы или поручи, надеваемые на правую и левую руку обе вместе образуют узы Христовы. Симеон Солунский (в гл. 42, о храме) пишет: «на руках нарукавницы образуют узы Спасителевы, которыми Он был связан, когда вели Его к Пилату». Правая поручь Но отдельно одна правая нарукавница образует всемогущество Христово, ибо священник и диакон, надевая ее на правую руку, говорят: десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги. Этими словами они прославляют, находящуюся в узах, победительную руку Христову и вместе с сим превозносят похвалами Божию силу, имеющую пресуществить хлеб и вино в Тело и Кровь Христову и обнаружиться в Таинстве. Симеон Солунский (в гл. 42, о храме) говорит: «так называемые нарукавницы означают всемогущество силы Божией и то, что священнодействие Тела и Крови Иисус совершает собственными руками». Посему и читаемые при надевании их молитвы имеют соответственное сему значение: десница Твоя, Господи, прославися в крепости и проч. Левая поручь Левая же нарукавница в отдельности означает терпение служителя Христова и его бодрственный дух, ибо он обещается при исполнении сего служения быть терпеливым и бодрствующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

На литургии, при пении “ Отче наш ... ”, готовя себя к принятию Святых Таин, диакон опоясывается орарем через плечи крест накрест по груди и спине. После причащения диакон снова распоясывает орарь и пристегивает его на левом плече. Орарь носят только диаконы. Название свое он получил от греческого глагола “оро”, что значит молиться. Второе значение слова “орарь” от латинского “орариум”, что значит полотенце, лентион. На Тайной Вечере, собираясь умыть ноги ученикам, Спаситель снял с себя верхнее одеяние и препоясался длинным полотенцем (лентием), а затем начал омывать ноги ученикам и вытирать их концами этого полотенца. Память об этом сохранялась у апостолов и передавалась их ученикам. Так Господь дал пример служения высших низшим, а также явил образ Своего служения делу духовного очищения человечества. Поэтому, когда апостолы из числа самых достойных мужей рукополагали диаконов, они возлагали на них лентия или орари. По толкованию святых отцов, орарь является также знамением невещественных ангельских крыл, так как диаконы несут в Церкви образ ангельского служения. Орарь, крестообразно опоясывающий стихарь сверху, является также принадлежностью иподиаконов. В отличие от диаконов, иподиаконы никогда не распускают концы ораря. Прислуживая епископам на богослужении, они тоже являют образ ангелов. Итак, орарь соединяет в себе следующие духовные значения: знаменует ангельские крылья, готовность к исполнению воли Божией, силу и крепость, отсутствие греховных влечений, благое иго служения Христу и крестную ношу. ПОРУЧИ , или нарукавники – это широкая полоса плотной материи с изображением креста посередине, обшитая по краям лентой иного оттенка. Охватывая руку в запястье, поручи соединяются с внутренней стороны руки шнуром. При этом знамение креста оказывается на внешней стороне руки. Поручи надевают на каждую руку. Они знаменуют собой Божию силу, крепость и мудрость, которые дает Господь священнослужителям для совершения Таинств. Не человеческие руки священнослужителей, а Сам Господь совершает Таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В северной части алтаря находится другой стол, также весь покрытый одеждами. Это жертвенник, на котором приготовляется хлеб и вино для таинства Причащения (Евхаристии). На жертвеннике находятся: 1) потир, или чаша, из которой приобщаются верующие Тела и Крови Христовых; 2) блюдечко (дискос) на подставке, с изображением Младенца Христа в яслях; на нем полагается часть просфоры (Агнец), которая по освящении на литургии становится Телом Господним, а также части, вынутые из других просфор в память Божией Матери, святых угодников Божиих, о здравии живых и об упокоении душ умерших; 3) звездица, состоящая из двух металлических дуг, крестообразно соединенных; она напоминает нам звезду Вифлеемскую, приведшую за собой волхвов; 4) копие для вынимания из просфор Агнца и частиц; 5) лжица, или ложечка, для причащения верующих и 6) губка для вытирания сосудов. К богослужению верующие созываются колокольным звоном, или благовестом. Колокола помещаются большею частью на особой при храме колокольне. 3.3. Священные одежды Лица, готовящиеся совершать богослужение – епископ, священник и диакон – надевают на себя особые священные одежды, облачаются в них. Одежды диакона суть: стихарь, орарь и поручи. Стихарем называется длинная одежда, без разрезов спереди и сзади, с широкими, не очень длинными рукавами и отверстием для головы. Орарь – длинная лента, носимая диаконом на левом плече поверх стихаря. Поручи – это нарукавники, завязываемые у кистей рук шнурками. Епископы и священники тоже имеют стихарь, большею частью белого цвета и с длинными рукавами, завязывающимися у кистей рук шнурками; он надевается ими под ризу, а потому и называется в епископском священническом облачении подризником. Кроме этого, священник облачается в следующие одежды: епитрахиль, поручи, пояс, фелонь, или ризу. Епитрахиль есть тот же диаконский орарь, но сложенный вдвое и так сшитый, с отверстием для головы. Без епитрахили, как и диакон без ораря, священник не может совершать никакой службы. Фелонь, или риза, есть одежда без рукавов, длинная сзади, короткая спереди, с прорезом сверху для головы. Епископ имеет те же одежды, что и священник, только вместо фелони он носит саккос, а поверх него еще омофор, или наплечник. Саккос похож на короткий стихарь и имеет короткие же рукава; омофор – это широкая лента, носимая на плечах; один конец ее опускается спереди, другой сзади. На голове епископы имеют за богослужением митру. Митру носят также архимандриты, то есть монашествующие начальники монастырей и некоторые очень заслуженные священники (протоиереи). Священники награждаются, как знаками отличия, сперва скуфьей, а потом и камилавкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Сими крылами Диакон приближается к престолу Божию и подобно Херувимам, кои пред величием Божества, по словам Пророка, крилами своими закрывают лица своя ( Ис.6:2 ), а по выражению Церкви, «не смеют (чини Ангельстии) взирати», Диакон во время молитв, произносимых им при Богослужении, как бы закрывает лице свое, всегда держа конец Ораря своего против глаз своих: а вместе с тем и других научает благоговеть и молиться пред Господом. «В первенствующей Церкви, – говорит св. Златоуст, дар молитвы нисходил на кого–нибудь одного, и он за всех просил общеполезного для Церкви и научал других молиться. Удостоившийся такой благодати вставал в собрании и с великим сокрушением, с сильными внутренними воздыханиями припадая к Богу, просил того, что полезно для всех. Ныне знамение этого мы видим в Диаконе» 173 . О древнем возложении и ношении Ораря Диаконом на левом плече упоминают в IV веке св. Иоанн Златоуст 174 , равно и западные поместные соборы Бреннасенский, бывший в 503 и Толедский в 681 году 175 . Поручи По возложении ораря, на руки посвящаемого возлагаются Поручи или нарукавницы (επιμανικια–epimanicao буквально есть одежда, покрывающая руки, иногда же означает узы). Поручи служат видимым знамением особенной силы и помощи Божией для приемлющего Священство. Начало Поручей писатели церковные возводят ко временам Апостольским 176 . При возложении каждой одежды на Диакона Церковь возглашает: ξιος – достоин. Это возглашение при рукоположении на степень Священства произошло от древнего свидетельства всей Церкви о достоинстве рукополагаемого. Епископ, совершавший посвящение, древле троекратно спрашивал клир и народ: достоин ли посвящаемый, народ и клир отвечали: «достоин» 177 . Посвященный тотчас исполняет одну из своих обязанностей; он поставляется у престола с рипидою (ριπιδιον веяло) стрещи святая и, как бы крилами, веять ею над св. дарами. Посвященный во Диакона, подобно ветхозаветным новопосвященным служителям храма, непрерывно обязан праздновать торжество своего посвящения седмидневным Богослужением и вместе для утверждения в себе даров благодати и для научения священнослужению ( Лев.8:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

1 . Священные одежды Для какой цели устроены особенные свящ. одежды при отправлении Богослужения? Одежда у нас обыкновенно указывает на значение и дело одетого; так у царя есть особая царская, у воинов – воинская, у духовных – своя духовная, у светских – светская одежда. Потому и для священнодействующих при отправлении богослужения устроена своя особенная одежда, приличествующая св. делу богослужения. Когда и кем, устроены первые священные одежды? В ветхозаветное время Сам Бог , учредив у евреев богослужение и поставив лица для отправления оного, повелел Моисею сделать для них на время богослужения особенные свящ. одежды. И в новозаветной христианской церкви священнослужащие с самых первых времен имеют одежды для священнослужения. Так, по преданию известно, что при богослужении апостолы Павел и Иоанн употребляли особенные ризы, а апостол Иаков – первосвященнические у евреев одежды: подир, нарамник и на голове повязь – митру. Какие известны свящ. одежды? Во 1-х, одежды, которые надевают священнослужащие при Богослужении; во 2-х одежды, которыми облачен св. престол, и в 3-х одежды, называемые покровами, которыми покрываются св. Дары; так известны свящ. одежды: 1) священнослужащих, 2) св. престола и 3) св. Даров. а. Одежды священнослужителей Какие известны одежды, в которые облачаются священнослужащие при Богослужении? Между сими одеждами мы видим одни, в которые облачаются дьяконы, другие, в которые облачаются священники, и третьи, в которые облачаются архиереи. Так известны одежды: дьяконские, священнические и архиерейские. Какие дьяконские одежды? Диакона при отправлении богослужения видим мы: в длинной, ровной, с широкими рукавами одежде, называемой стихарем, с длинным, в роде широкой ленты, на левом плече платом, который называется орарем, и в поручах, т. е. коротких нарукавниках, надетых на концы, рукавов под стихарем. Так дьяконские одежды суть: стихарь, орарь и поручи. 4 Какие священнические одежды? На священнике при отправлении богослужения, видим мы, поверх одежды похожей на дьяконский стихарь, которая называется подризником, так как- надевается под другими одеждами или ризами, спереди надевается в виде передника, или ораря, сложенного вдвое и надетого на шею, так называемая епитрахиль; за тем он препоясан поясом, на руках имеет поручи и поверх всего одет в так называемую ризу или фелонь, – одежду круглую, без рукавов. На иных же заслуженных священниках, или протоиереях, архимандритах видим еще: с правого, иногда 5 и левого, боку род епитрахили, так называемый набедренник, или палицу, – тот же набедренник в уменьшенном виде и обращенный углами крестообразно, на голове разных видов шапки: малую бархатную, называемую скуфьею, большую- камилавкою, и украшенную по бархату священными изображениями, золотом, серебром и каменьями, – митрою, и на груди крест. Так священнические одежды суть: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, риза, иначе фелонь, и еще набедренник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010