Рассмотрев состав служб дневного круга, т. е. вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии, и показав, какие события воспоминаются в те или другие часы суток, на той или другой службе дня, мы должны рассмотреть, какие воспоминания усвоены Церковью каждому дню седмицы и содержатся в службах принадлежащих дням седмицы, и какие воспоминания соединяются с теми и другими днями года и находятся в службах, усвоенных дням года. О днях и службах круга седмичного Счет седмиц в году начинается с Пасхи и продолжается до другой Пасхи. Каждая седмица с дня Пасхи до Недели (воскресения) Всех Святых имеет свое особое названия: седмица апостола Фомы (Антпиасха), жен мироносиц, расслабленного, самарянины, о слепом, Св. отец, Пятидесятницы. С Недели же Всех святых тридцать две седмицы означаются цифрами 1, 2, 3 и т. д. После тридцать второй седмицы следуют с особыми названиями четыре приготовительные седмицы к Великому посту: мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустная и сыропустная, (сырная), шесть седмиц Великого поста, именно: седмицы Четыредесятницы 1, 2, 3, 4, 5 и 6 и седмица дней страстей Господних. Седмицы в Великом посту начинаются с утрени понедельника. А прочие седмицы в году начинаются с малой вечерни субботы. Как в дневном суточном кругу богослужения есть службы торжественные (напр.: вечерня, утреня, литургия) и есть службы более покаянные (повечерие, полунощница, часы) и такие, в которых, по преимуществу, полагаются молитвословия за умерших (литургия, полунощница, повечерие), так и в седмичном кругу есть дни торжественные (воскресение), есть постные (среда и пяток) и – назначенные для молитв за умерших (суббота). В первый день по субботе, в который Господь воскрес, воспоминается воскресение Христово. Затем в седмичные дни отправляются службы целым ликам, или чинам святых, в следующем порядке: в понедельник, первый день по Неделе (по воскресении) – совершаются службы в честь небесных чинов бесплотных, кои в лике святых, после Матери Божией, честнейшей Херувим, занимают первое место 784 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В субботу и воскресенье Великого Поста разрешается вкушение черепокожных — водных животных, не имеющих крови (в наших условиях это раки, крабы). (Вопрос: как поститься в Крестопоклонную неделю? Почему сейчас ее выделяют в смысле строгости? Ответ: Я не сказал об этом по той причине, что в Крестопоклонную неделю мы постимся точно так же, как и в прочие седмицы, кроме первой и Страстной. Другой вопрос, почему в прочие седмицы, кроме первой и Крестопоклонной, почему-то благословляют ослаблять пост. Но об этом надо спросить тех, кто благословляет так делать. Вообще-то устав никак не выделяет Крестопоклонную седмицу как особо постную. Говорится только, что в среду и пяток Крестопоклонной седмицы, когда совершается поклонение Кресту на 1–м Часе, не подобает разрешать елей и вино, занеже дни покаяния паче нежели радости есть. То есть существует указание, что не надо ослаблять пост в эту седмицу, но пост, вообще говоря, не является более строгим, чем в прочие седмицы.) Каким образом исчисляется Святая Четыредесятница? Есть два основных способа исчисления. Блж. Симеон Солунский пишет: «Четыредесятница начинается понедельником первой седмицы и кончается пятком шестой седмицы, считая субботы и воскресные дни, ибо и в эти дни поступаем по уставу: едим хотя дважды в день, но не употребляем мяса, сыра и рыбы. И Спаситель постился сорок дней и ночей. Об этом говорит и Климент, епископ Римский, в постановлениях, как выше было сказано. Это и предали все отцы. Божественный же Савва (Освященный), Иоанн Дамаскин в Иерусалимском уставе и исповедники братья Иосиф Солунский и Феодор Студит, написав на дне Св. Четыредесятницы свои песни и самогласны, в пяток Лазарев положили петь, душеполезную совершивши Четыредесятницу». Это более позднее отеческое мнение: Четыредесятница должна продолжаться 40 дней, поскольку Господь постился 40 дней. ачалом Четыредесятницы, согласно этому исчислению, является понедельник первой седмицы Поста, а окончанием — пяток шестой седмицы. И если вы откроете Постную Триодь и посмотрите утреню пятка Ваий, то увидите, что там неоднократно повторяется самогласник: «Душеполезную совершивши (то есть закончив) Четыредесятницу». Итак, получается: шесть седмиц без Вербного Воскресения и Лазаревой субботы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

      К 16 июня в Церкви беженцев приняли на проживание в церковный приют в станице Манычской, приют в Воронежской епархии, Свято-Иверский женский монастырь Ростовской епархии, Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь Тверской епархии, Марфо-Мариинский монастырь Белгородской епархии, епархиальный центр матери и ребенка в Белгороде, Ковалевский детский дом в Костромской епархии, епархиальный приют в Ставрополе, Крымский дом для мамы Симферопольской епархии, Святогорская лавра Донецкой епархии, Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь Луганской епархии в Чугинке, Сергиевский женский монастырь Горловской епархии в Сергеевке, Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь, Иоанно-Богословский мужской монастырь и Крестовоздвиженский храм Винницкой епархии, Троицкий кафедральный собор и Успенский Елецкий монастырь Черниговской епархии, Галайковский Свято-Преображенский монастырь Могилев-Подольской епархии, Банченский монастырь Черновицко-Буковинской епархии, Кирилло-Мефодиевский Свалявский, Николаевский, Покровский Ракошинский и Успенский Домбокский монастыри Мукачевской епархии, Свято-Успенская Почаевская Лавра, Ольшанский женский монастырь и Нещеровский Свято-Преображенский монастырь Киевской епархии, храм мученицы Татианы в селе Выгода и Свято-Никольский храм Первомайского Одесской епархии, Архангельско-Михайловский монастырь и Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь в Одесской епархии, Свято-Елизаветинский монастырь и Свято-Успенский храм Кировоградской епархии, Городокский, Дерманский, Беловский и Гощанский монастыри Ровенской епархии, Киево-Печерская Лавра, Свято-Покровская Голосеевская пустынь, Свято-Введенский монастырь, Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, Свято-Пантелеимоновский монастырь в Киеве, Киевская духовная академия и семинария, Свято-Благовещенский храм Краснограда, Свято-Владимирский храм Харькова, Свято-Духовский храм Богодухова Харьковской епархии, Полтавская миссионерская духовная семинария, Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь, Свято-Покровский храм в Днепре Святогорский Зимненский женский монастырь Владимир-Волынской епархии.  Также при поддержке Церкви беженцы размещены в Новочеркасске Ростовской епархии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Во 1-х, все дни от субботы Лазаря до Недели ап. (Тип., послед. субботы Лазаря, послед. Недели апостола Фомы, сн. послед. понедельн. по Неделе апостола Фомы). Во 2-х, Недели (воскресения) пения Цветной Триоди до отдания Пасхи (Тип., послед. Нед. мироносиц). В 3-х, великие Господские праздники, случившиеся как в Недели (воскресения), так и в седмичные дни, и Богородичны праздники 490 и все отдания сих праздников 491 , случившиеся в седмичные (но не воскресные) дни (Тип., гл. 20 и послед. отдания сих праздников, случившихся в Неделю). В 4-х, Преполовение Пятидесятницы и отдание его (Тип., послед. Препол. и 20-я гл.); понедельник Святого Духа (Тип., гл. 20 и послед. сего дня); 26-го декабря и 7-го января (Тип., послед. 26 декабря, и 7-го января) 1-е и 30-е января (Тип., гл. 20); 30-е августа (см. службу, отдельно, печатаемую на 30-е августа), случившиеся в седмичные (но не воскресные) дни. Когда не поется «Честнейшая», тогда, на место ее, в одни дни поются припевы и ирмос 9-й песни канона, в другие дни – один ирмос 9-й песни. На место «Честнейшей» поются припевы, запевы, иначе называемые величаниями, и ирмос 9-й песни канона в следующие дни: 1) В день Пасхи и во все дни пасхальной седмицы. 2) В великие праздники Господние: Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Вознесение, Преображение Господне, Воздвижение креста (Ирмологион), в день Пятидесятницы (Обиход нотного пения, см. Задостойники на Господские праздники с запевами) 492 . 3) В великие праздники Богородичны, также и Обрезание Господне, дни отдания Господних и Богородичных праздников, 26-го декабря, 1-го, 7-го и 30-го января и 30-го августа, если эти праздники и отдания (кроме отдания Пятидесятницы) случатся в седмичные (но не воскресные) дни. В праздники же Богородичны и в отдания Господних и Богородичных праздников (Тип., 31-го дек., аще в Неделю и др.), случившиеся в воскресные дни, поется «Честнейшая» (См: Тип., послед. сих дней и 20-го главу). На место «Честнейшей» поется только ирмос 9-й песни канона в следующие дни:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Велико почитание Преподобного Сергия в России. У Свято-Данилова монастыря есть подворье в Рязанской области. Один из наших храмов там — деревянный, новый, мы освятили его в честь Преподобного. Почти каждый день на службу или просто помолиться приходят люди, и обязательно кто-нибудь да и спросит: «А Преподобный Сергий здесь жил?» Братия уже шутит, что пора табличку повесить: «Преподобный Сергий здесь не жил!» Но мы, конечно, рассказываем, что в рязанские пределы Преподобный всё же заходил, запечатывал рязанские храмы ради примирения в междоусобицах князей — такие были духовные меры воздействия Преподобного на них. — В Свято-Данилов монастырь после возвращения его Церкви пришла братия из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С тех пор она уже стала даниловской? Или всё еще остается духом лаврской? — Действительно, с 1983 года, с самого открытия монастыря, сюда направляли братию Свято-Троицкой Сергиевской лавры. В 1992 году Патриарх Алексий II предложил мне стать наместником Свято-Данилова монастыря. Прошло более 30 лет от начала возрождения монастыря, и, конечно, за это время братия стала даниловской. Но основа у нас лаврская: устав и обычаи. Есть теперь уже и традиции Данилова монастыря, но не вопреки прежним, а благодаря лаврским — то самое лучшее, что мы смогли запомнить, привнести с собой и воплотить здесь. — Свято-Данилов монастырь расположен в центре Москвы. Что отличает городской монастырь? — Служение Церкви и людям. В наш монастырь люди идут постоянно — на богослужение, в житейских бедах или из любопытства, многие просто интересуются архитектурой Москвы, людей много, хотя и не столько, как в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Однако и в лавре я не припомню, чтобы мы роптали, а не благодарили Бога за то, что живем в этом замечательном монастыре. Да, не всем нашим насельникам нравится городская жизнь, некоторые мечтают об уединении, но мы монахи, всё делаем по послушанию, а значит, и в городе можно жить с пользой. — В одном из интервью вы говорили о «христианизации общества» как об одной из важнейших задач. Сегодня мы видим молодых людей, ­которые называют себя миссионерами, но смущают людей — и церковных, и нецерковных — своими провокационными поступками. Как избежать подобных ошибок?

http://e-vestnik.ru/interviews/arhimandr...

В Троицком соборе лавры молитва никогда не прекращается. К раке со святыми мощами преподобного Сергия приходят все: монахи, паломники, семинаристы. Все просят преподобного о своем, и всех он слышит. Он как отец и мать, вся благодать лавры — это преподобный Сергий Радонежский. Велико почитание преподобного Сергия в России. У Свято-Данилова монастыря есть подворье в Рязанской области. Один из наших храмов там — деревянный, новый, мы освятили его в честь преподобного. Почти каждый день на службу или просто помолиться приходят люди, и обязательно кто-нибудь да и спросит: «А преподобный Сергий здесь жил?» Братия уже шутит, что пора табличку повесить: «Преподобный Сергий здесь не жил!» Но мы, конечно, рассказываем, что в рязанские пределы преподобный все же заходил, запечатывал рязанские храмы ради примирения в междоусобицах князей — такие были духовные меры воздействия преподобного на них. — В Свято-Данилов монастырь после возвращения его Церкви пришла братия из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С тех пор она уже стала даниловской? Или все еще остается духом лаврской? — Действительно, с 1983 года, с самого открытия монастыря, сюда направляли братию Свято-Троицкой Сергиевской лавры. В 1992 году Патриарх Алексий II предложил мне стать наместником Свято-Данилова монастыря. Прошло более 30 лет от начала возрождения монастыря, и, конечно, за это время братия стала даниловской. Но основа у нас лаврская: устав и обычаи. Есть теперь уже и традиции Данилова монастыря, но не вопреки прежним, а благодаря лаврским — то самое лучшее, что мы смогли запомнить, привнести с собой и воплотить здесь. — Свято-Данилов монастырь расположен в центре Москвы. Что отличает городской монастырь? — Служение Церкви и людям. В наш монастырь люди идут постоянно — на богослужение, в житейских бедах или из любопытства, многие просто интересуются архитектурой Москвы, людей много, хотя и не столько, как в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Однако и в лавре я не припомню, чтобы мы роптали, а не благодарили Бога за то, что живем в этом замечательном монастыре.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3622228...

Слава страстем Твоим, Господи, слава Тебе! В кругу церковного года есть одна седмица, – которая издревле называется великой. Эта седмица страстная, посвященная воспоминанию последних дней земной жизни Искупителя. «В эту седмицу, которая называется великой, – говорит Иоанн Златоуст , – разрешена древняя тирания диавола, попрана смерть, связан сильный и расхищены его оружия, заглажен грех , снята клятва, отверст рай, небо перестало быть недоступным, люди сблизились с Ангелами, преграда разделений отнята, границы взяты, Бог мира примирил небесное и земное. Вот почему эта седмица называется великой! И как она есть глава прочих седмиц, так суббота великая есть глава этой седмицы» 1 Действительно, страстная или великая неделя есть глава и первообраз всех седмиц церковного года. Великие священные события, которыми ознаменованы некоторые дни ее, благоговейно воспоминаются церковью в те же самые дни каждой седмицы, и, чрез все продолжение церковного года, одна седмица передает другой неумолкающую проповедь о величии страстной седмицы! Всмотримся ближе в те величественные черты, из которых слагается образ страстной седмицы. В этом образе отражается Божественный лик Самого Христа, идущего на вольные страдания и смерть, страждущего, умирающего и погребаемого за грешный род человеческий. Искупитель мира в последние дни Своей жизни является вместе и во всем Своем Божеском величии, и во всем человеческом уничижении, которое доходит даже до принятия смерти и притом смерти позорной – крестной. Эта единовременная противоположность в состоянии Иисуса Христа в последние дни земной жизни Его, это проявление славы Искупителя на самых последних степенях Его уничижения отражается и в церковном воспоминании об этих великих днях, которому посвящена страстная седмица. Главное господствуюцее чувство, которым проникнуто богослужение страстной седмицы, есть чувство глубочайшей скорби и сострадания церкви Христу в Его страданиях за грехи мира; но в то же время – это чувство услаждается радостным воззрением на благодатные плоды искупительной смерти единородного Сына Божия и утешительной надеждой на близкий и необходимый час Его славного воскресения. Церковь и скорбит, и радуется, и постится, и празднует в великие дни страданий, смерти и погребения Искупителя! Наряду и даже единовременно с глубоко-скорбными тонами богослужения страстной седмицы слышатся тоны умиления и тихой радости. Даже тогда, когда церкви остается, по-видимому, только сетовать вместе с Богоматерью над гробом Спасителя, – она слышит в духе и нам передает утешительный глас почившего Господа, говорящего из гроба к Матери Своей: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся!» (кан. Велик. суб. песнь 9-я)

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

В дни Четыредесятницы совершаются следующие основные виды служб: Великое повечерие. Утреня. Часы с чином изобразительных. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров, а также литургия св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого . Великое повечерие (обычно отдельно от утрени) совершается вечером в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во все седмицы Великой Четыреде- сятницы, за исключением четверга 95 и пятницы 5-й седмицы (суббота Акафиста). Великопостные часы совершаются: в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во все седмицы Великого поста; в понедельник, вторник, среду Страстной седмицы (в субботы же и воскресенья совершаются часы не великопостные, а вседневные). Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого поста (кроме субботы), а именно: в среду и пятницу всех седмиц (с 1-й по 6-ю Неделю включительно) Великого поста; в четверг 5-й седмицы (чтение великого канона), за исключением случая, когда на этот день приходится Благовещение (тогда литургия Преждесвященных Даров переносится на вторник – день чтения великого канона); в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы (кроме совпадения их с Благовещением); в дни памяти святых с полиелеем (24 февраля – Обретение главы св. Иоанна Крестителя, 9 марта – 40 мучеников и в храмовой день, случившиеся в период со 2-й по 6-ю седмицы Великого поста; если эти праздники случатся на 1-й седмице, то служба переносится на Дмитриевскую субботу 96 . Литургия св. Иоанна Златоуста совершается в субботу 1-й и последующих пяти седмиц Великого поста, а также в Неделю ваий и в праздник Благовещения, в какой бы день он ни случился, кроме воскресных дней, Великого Четверга и Великой Субботы, так как в эти дни совершается литургия св. Василия Великого . Литургия св. Василия Великого бывает пять раз в св. Четыредесятницу – в первые пять воскресений Великого поста и два раза в Страстную седмицу: в Великий Четверг и Великую Субботу (даже если в эти дни случится Благовещение). Последование великого повечерия

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Пост состоит не только в телесном воздержании, но является временем усиления борьбы со страстями. «Пост – это прежде всего движение, активность духа, борьба с косностью, ленью, изнеженностью, расслаблением воли и тела. Это борьба за жизнь, за свободу духа от привычного рабства» (митр. Антоний. Первая беседа об молитве). Многодневные посты 1 . Великий пост. 2. Петров пост от недели Всех святых до 12 июля (29 июня). 3. Успенский пост от 14 (1) августа до 28 (15) августа. 4. Рождественский (Филиппов) пост от 28 (15) ноября до 7 января (25 декабря). Однодневные посты 1. Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок от 7 января (25 декабря) до 18 (5) января. 2. Крещенский сочельник 18 (5) января. 3. День Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября (29 августа). 4. День Воздвижения Креста Господня 27(14) сентября. Сплошные седмицы 1. Мытаря и фарисея. 2. Сырная (масленица). 3. Пасхальная. 4. Троицкая. 5. Святки от 7 января (25 декабря) до 18(5) января. Дни, в которые воспрещается совершение таинства брака 1 . Накануне среды и пятницы в течение всего года. 2. Накануне воскресных, двунадесятых, храмовых и великих праздников. 3. В продолжение всех постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского. 4. От Рождества до Богоявления: от 7 января (25 декабря) до 20 (7) января. 5. В течение сырной седмицы (масленицы). 6. В течение Пасхальной седмицы. 7. В дни (и накануне) Усекновения главы св. Иоанна Предтечи 11 сентября (29 августа) и Воздвижения Креста Господня 27 (14) сентября. Дни особого поминовения усопших 1 . Суббота мясопустная. 2. Суббота 2-й седмицы Великого поста. 3. Суббота 3-й седмицы Великого поста. 4. Суббота 4-й седмицы Великого поста. 5. Радоница – вторник Светлой седмицы. 6. Суббота Троицкая – накануне Пятидесятницы. 7. Суббота Димитриевская с 31(18) октября и может быть до 3 ноября (21 октября). Вся жизнь наша заключается в устремлении к Вечности, задача веры Церкви и её богослужения – приготовить человека к вечности. Заключение Ещё в самой глубокой древности люди знали, что смерть не означает полного конца.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Седмица и Неделя сыропустные Последняя подготовительная к Св. Четыредесятнице Неделя (седмица) называется сырной, а в просторечии – масляной, масленицей, так как в эту седмицу употребляется скоромная пища – молоко, сыр, масло и яйца, а в саму Неделю (воскресенье) сырную заканчивается употребление молочной (сырной) пищи. Сырная седмица. Начиная с понедельника сырной седмицы (следующей за мясопустной Неделей), в Триоди помещаются на каждый день стихиры, трипеснцы и целые каноны, соединяемые со службами святому Минеи и Октоиха. Песнопениями сырной седмицы Церковь подготавливает нас к подвигу Святого поста и заботится, чтобы мы положили «начало умиления и покаяния, злых отчуждение и страстей воздержание, лукавых дел отсечение». Своим богослужением в сырную седмицу Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже «преддверие покаяния», «предпразднство воздержания», седмица «предочистительная». В сырные среду и пятницу разрешается вкушение молока и яиц (Типикон, гл. 33). Уставные особенности сырной седмицы 1. В песнопениях всей этой седмицы Святая Церковь приглашает нас к воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания. 2. Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения Постной Триоди. 3. В среду и пятницу сырной седмицы литургии, по Уставу, не бывает, за исключением тех случаев, когда с этими днями совпадает Сретение Господне или храмовой праздник. В сырные среду и пятницу совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями. Во вторник и четверг сырной седмицы вечером (не после литургии, а в свое время) первая половина вечерни совершается по обычному уставу вседневной вечерни, то есть без чтения (как это бывает в Великом посту) кафизмы, без особых прокимнов и паримий. Как обычно после «Сподоби Господи...» – ектения: «Исполним молитву...». Но по «Ныне отпущаеши...», как и в Великом посту, полагается пение (постовым распевом) тропарей: «Богородице Дево, радуйся...», «Слава»: «Крестителю Христов...», «И ныне»: «Молите за ны, святии апостоли...» с тремя земными поклонами. Далее – «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Вместо сугубой ектении: «Помилуй мя, Боже...» читается «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Священник: «Сый благословен…» и читается молитва «Небесный Царю...», после которой священник произносит молитву св. Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами): «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». (Далее – Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз). Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» и прочее, и бывает отпуст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010