Полное воздержание от пищи. Примечание: На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Первая часть). 19 марта. Вторник 1й седмицы.  Сухоядение. На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Вторая часть). 20 марта. Среда 1й седмицы. Сухоядение. На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Третья часть). 21 марта. Четверг 1й седмицы Сухоядение. На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Четвёртая часть). 22 марта. Пятница 1й седмицы Сухоядение. Литургия Преждеосвященных Даров. По заамвонной молитве — молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива. Служба 40 мчч. Севастийских переносится на субботу, 10 марта. На этот день с субботы, 10 марта, переносится служба мч. Кодрата. 23 марта. Суббота 1й седмицы. Вмч. Феодора Тирона Горячая пища с растительным маслом – разрешается варёная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. Литургия св. Иоанна Златоуста .. Литургия св. Иоанна Златоуста. На этот день переносится с пятницы, 9(22) марта, полиелейная служба 40 мчч. Севастийских. Служба мч. Кодрата переносится на пятницу, 9(22) марта. 24 марта. Воскресенье. Неделя 1я Великого поста. Торжество Православия. Горячая пища с растительным маслом – разрешается варёная растительная пища (каши, супы, тушёные овощи, грибы) с добавлением масла. Седмица 2я Великого поста. 25 марта. Понедельникседмицы.  Сухоядение. 26 марта. Вторник 2й седмицы Сухоядение 27 марта. Среда 2й седмицы Сухоядение 28 марта. Четверг 2й седмицы Сухоядение 29 марта. Пятница 2й седмицы Сухоядение 30 марта. Суббота 2й седмицы. Поминовение усопших Горячая пища с растительным маслом – разрешается варёная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. 31 марта. Воскресенье. Неделя 2я Великого поста. Свт. Григория Паламы . Горячая пища с растительным маслом – разрешается варёная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. Седмица 3я Великого поста. 1 апреля. Понедельникседмицы

http://azbyka.ru/recept/kalendar-pitanij...

В страстную седмицу (после вечерни Недели ваий) облачение бывает в темные одежды (см. выше) 979 . Повечерие великое совершается на вторник и среду, а на прочие дни – повечерие малое. На утрени, кроме субботы, поется «Аллилуиа». а в субботу – «Бог Господь», и в понедельник, вторник, среду, четверток пред пением канона читается Евангелие, хотя и не поется полиелей. После Евангелия читается 50-й псалом и в понедельник, вторник, среду – молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя». Начиная с великого четвертка до пасхальной субботы, включительно, эта молитва не читается. В понедельник, вторник и среду положено на часах 3-м, 6-м и 9-м чтение четырех Евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна, до 14-й главы, до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий». Чтением Евангелий раскрывается верующим вся жизнь Господа, напоминается, что Иисус Христос пострадал и умер добровольно нас ради, для нашего спасения. Чтение четырех Евангелистов Устав разделяет на девять отделов, или чтений. Евангелие Луки разделяется на три чтения, каждое же из трех остальных Евангелий, т. е. Евангелие Матфея, Марка, Иоанна разделяется на два чтения (Тип., послед. Велик, понедельн.). В приходских церквах обыкновенно чтение Евангелистов Матфея, Марка и Луки бывает в седмицу, предшествующую Страстной седмице. В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных даров. На литургии бывает чтение Евангелия. После пения «Да исправится» и трех поклонов, диакон выносит Евангелие Царскими вратами. иерей говорит: «Премудрость, прости» и т. д. «Мир всем». Певцы: «И духови твоему». Иерей: От Матфея святого Евангелия чтение (Особ. ки. «Служба на каждый день страст. седм.»). В великую Среду после девятого часа и молитвословий чина изобразительных пред литургией оканчиваются великие поклоны с молитвой: Господи и Владыко живота моего». Пред литургией, вместо обычного отпуста, священник читает молитву: «Владыко многомилостиве» (которая обыкновенно читается на великом повечерии). При чтении молитвы народ преклоняется главами к земле. По окончании молитвы, как священник, так и братия (народ), просят друг у друга прощения. Затем бывает на литургии три великих поклона на «Буди имя Господне», и упраздняются совершенно в церкви бываемые поклоны (Тип., послед. Вел. среды) – и с этим, так сказать, оканчивается время церковного покаяния 980 . Хотя в особых книжках «Служба на каждый день страстной седмицы», нет молитвословий, ни указаний на службу полунощницы, но эта служба не отменяется. В Типиконе читаем: Полунощницу поем в келиях (Тип., послед. Великого четвертка). От сего святого дня, т. е. четвертка Страстной седмицы, полунощница не поется в церкви до седмицы Фомины. В соборных же храмах и мирских поют в церквах (Тип., послед. Страсти, седмицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

если случится в четверг 5-й седмицы – в службу Великого канона, то переносится на вторник 5-й седмицы (2029 год). Служба Великого канона не совмещается ни с какими праздниками и в то же время она выше по статусу, чем служба полиелейному святому, потому богослужение 40 мученикам переносится. если случится в субботу Акафиста (суббота 5-й седмицы), то переносится на Неделю 5-ю Великого поста (ближайший год – 2143). Служба субботы Акафиста – Богородичный праздник, по Уставу он может быть совмещен только со службой Благовещения Пресвятой Богородице или престольного праздника святому. Кроме перечисленных, возможными (но не обозначенными в Типиконе) днями, когда следует перенести службу 40 мучеников, являются пятница 4-й седмицы (2058, 2069 и 2080 гг.) и среда 5-й седмицы (2034, 2045 и 2056 гг.). В Типиконе нет Марковых глав, посвященных этим совпадениям, но по аналогии можно предположить, что в случае совпадения праздника с пятницей 4-й седмицы возникает проблема, аналогичная совпадению со средой 4-й седмицы. В пятницу 4-й седмицы служба совершается по тому же чину, что и в среду, однако это приравнивание пятницы к среде произошло достаточно поздно (в нашем Уставе – только после середины XVII века), потому не нашло отражение в Марковых главах. Потому при совпадении праздника мучеников Севастийских с пятницей 4-й седмицы лучше службу святым перенести на четверг. Что же касается среды 5-й седмицы, то служение 40 мученикам в этот день создаст прецедент: на литургии Преждеосвященных Даров в среду наряду с песнопениями праздника нужно будет петь еще 24 стихиры Великого канона. Эти стихиры являются покаянными песнопениями и их пение в праздничной литургии невозможно. Кроме идейной несовместимости, придется составлять специальный Устав пения стихир на «Господи, воззвах…», то есть петь не 30, а 34 (?) стихиры. Исходя из этого, разумнее избежать подобных проблем и перенести службу мучеников на вторник 5-й седмицы. Таким образом, всего 9 дней поста (из 35 возможных), при совпадении с которыми службу 40 мучеников Севастийских следует перенести.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Москва. Данилов мужской монастырь. Данилов монастырь, Даниловский монастырь Карта и ближайшие объекты Данилов монастырь, 3 класса, в Москве, у Серпуховской заставы. Основан в конце XIII века Даниилом (см. 4 марта). После 1330 года, когда братия монастыря была переведена в Кремль к Спасу на Бору, он пришел в запустение; возобновлен был царем Иоанном Грозным в 1560 году. Соборный храм во имя святых отец Седми Вселенских соборов построен в 1554 — 1560 годах. Здесь находится древняя Владимирская икона Божией Матери; на ней сохранились подлинные портреты Иоанна Грозного, царевича Иоанна и митрополита Макария. В арке придела святого князя Даниила почивают мощи его в серебряной раке. При монастыре школа и приют — больница для монашествующих города Москвы. На монастырском кладбище среди выдающихся исторических деятелей покоится прах Н.В. Гоголя, Ю.Ф. Самарина, А.С. Хомякова. В 1872 году, 1 сентября монастырь праздновал 600-летие своего основания. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Святыни Свято-Данилова монастыря: Свято-Данилов – один из первых монастырей в Москве, о которых в настоящее время известно историкам. Обитель основана в конце XIII века на самых опасных южных подступах к Москве. В дальнейшем обнесенный крепостными стенами, монастырь-сторожа – сильный форпост, способный принять на себя первый удар наступающих на стольный град вражеских войск. Младший сын святого благоверного князя Александра Ярославича Невского Даниил (1261-1303) получил Москву в удел и стал родоначальником княжеской династии собирателей русских земель. Около 1282 года в пяти верстах от Кремля на правом берегу Москвы-реки основана обитель с храмом в честь преподобного Даниила Столпника – тезоименитого покровителя князя. В 1300 году первая в Московском княжестве архимандрития учреждена именно в Даниловом монастыре. 17 (4 ст.ст.) марта 1303 года в возрасте 42 лет святой благоверный князь Даниил отошел ко Господу. В летописи говорится, что Иван Калита «приведе» архимандритию в кремлевский храм Спаса на Бору, где был устроен новый монастырь – Спасский, который при Иване III переместят на Крутицкий холм и назовут Новоспасским. Два с половиной века на месте Данилова монастыря находился лишь небольшой приходской храм, и погост. Обитель возродилась чудесами и исцелением недужных, происходившими на могиле святого князя Даниила. Сохраненное в Степенной книге предание «Иже о блаженном великом князе Даниле сказания», повествует, как князь Даниил Александрович явился отроку из свиты его потомка великого князя Ивана III Васильевича. Святой упрекнул великого князя за то, что он не хранит память о своем предке. Укоренный этим Иван III устроил «соборные панихиды» и стал раздавать милостыню, дабы молились о душах его предков.

http://sobory.ru/article/?object=03047

Данилов монастырь ставропигиальный, то есть настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. С 10 мая 1992 года и по сей день повседневной жизнью монастыря управляет архимандрит Алексий (Поликарпов). Так Москва вновь обрела свой семипрестольный собор. Сегодня Данилов не просто один из московских монастырей. Как и задумывали его восстановители пять веков тому назад, обитель стала центром Православия. При ней возведена резиденция Патриарха и Священного Синода с домовой церковью Всех Святых. В бывшем братском корпусе монастыря расположен Отдел внешних церковных связей Русской Православной Церкви. Данилов монастырь по своему уставу общежительный — общая молитва, труд и трапеза монахов. Богослужения совершаются ежедневно. Братия обители участвуют в делах благотворительности и милосердия в лечебных и детских учреждениях, в местах заключения, преподают в светских и духовных высших учебных заведениях. Храмы [ править править код ] Архитектурный ансамбль Даниловой обители почти беспрерывно менялся на протяжении семи веков: обветшавшие постройки сносились или реставрировались, появлялись пристройки и приделы, возводились новые здания, устраивались часовни. Здесь был сооружен первый памятник в честь 1000-летия Крещения Руси. Сегодняшний Данилов монастырь — это духовно-административный центр Русской Православной Церкви. В его архитектуре, как на каменных скрижалях, прочитывается вся история русского Православия. Церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов — самая древняя монастырская каменная постройка. Этот храм в его первоначальном виде возводился в 1555—1560 годах (освящен 18 мая 1561 года митрополитом Московским Макарием в присутствии царя Иоанна Грозного). Рядом спустя столетие была построена Покровская церковь с приделом во имя пророка Даниила. В 1730 году, когда храм Святых Отцов обветшал, его разобрали, а стены нового, сохранившегося доныне, воздвигли на сводах Покровской церкви, которая стала цокольным, нижним этажом единого храмового комплекса. В 1806 году в верхнем храме были устроены два придела — во имя благоверного князя Даниила Московского (северный) и святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба (южный).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

«26.08.88. Посетил Данилов монастырь. 28 .08.88 (воскресенье). Был на службе в Даниловом монастыре – Успение Божией Матери, большое скопление народа. Хотел приложиться к плащанице. Не удалось. Исповедовалось много народа. Заказал за здравие и упокой. Поставил 4 свечи. Одну – з целителю Пантелеимону. Настроение не очень хорошее. Пришел в больницу – наступило просветление. Душа отдыхает. Прилив любви к И. Х. и Владыке… 2 .09.88 (пят). Данилов монастырь: заказал о Владыке за здравие с акафистом. 3 .09.88. Данилов монастырь: причащался в 6 ч. утра. 4 .09.88. Данилов монастырь: на службе». Какая удача, что институт оказался рядом с Даниловым монастырем, открывшемся будто специально для Толи! Пока было тепло, он ходил туда чуть ли не каждый день. Для этого выходил из института в полшестого утра, говоря вахтеру, что идет на переговорный пункт. Звонит както в первые дни: «Я купил себе брюки. Правда, они дорогие». – «Сколько?» – «Пятьдесят рублей». – «Толя, ну какие же они дорогие?! Это совсем недорогие, нормальные брюки». – «Ты знаешь, они такие красивые: серые, из мягкой ткани. Я шел по улице, и все на меня смотрели». И это в Москвето, где никого ничем не удивишь! Если охарактеризовать это качество Толи одним словом, это – скромность. Он всегда стеснялся выделяться. Чуть позже я привезла ему старую кожаную куртку, в которой он еще студентом ходил по Воробьевым горам. Вот так мы и ходили по Москве: в СвятоДанилов монастырь, Новодевичий, Донской… Невозможно себе представить, что еще несколько месяцев назад мы ничего не знали о Церкви. «5.09.88. Из разговора по телефону узнал, что Владыка всю ночь не спал изза меня – молился. 10 .09.88. Были в Новодевичьем монастыре – причащались. Купили два образа-медальона И. Х. Был с Э. 11 .09.88. День Усекновения главы Иоанна Крестителя. В Донском монастыре впервые помянули Владыку Гурия. 2 .10.88. В Новодевичьем монастыре причащались. 9 .10.88. Данилов монастырь – причастие. Исповедовался у старца. Поставил свечи за здравие и упокой. Купил 2 просфоры. Утром было сильное искушение не идти в монастырь. Несколько раз во время службы присаживался.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

- Он был вместе с владыкой Феодором Поздеевским, в него стреляли. А келейником у отца Симеона был отец Михаил, последний послушник. -А до этого был отец Ананий, высокий такой, солидный. Он тоже в ссылке погиб.  Отца Даниила я помню так. На Пасху мы поехали дорогой через храм Христа Спасителя. Нам захотелось посмотреть храм Христа Спасителя. Пасха была теплая, солнечная. И что мы увидели?  Данилов монастырь, пасхальную вечерню. Вошли с боковых ворот и смотрим:  мальчик в подряснике, лет 12, с другим мальчиком катает яички. Это был Ваня, Иван Сергеевич Сарычев. Вот я его с такого возраста помню. А теперь это отец Даниил. А потом, когда он стал уже в числе братии,  чем он нас утешал? Почему нас – потому что если ехать в Данилов-то нас собиралось подружек пять-шесть,  и мы едем на пасхальную вечерню.  Чем отличался Иван Сергеевич (отец Даниил)? Он очень любил читать благодарственные молитвы после причастия с левой стороны собора.  Он так читал - громко, отчетливо! Мы все уже знали: если Иван Сергеевич выйдет читать - это будет одно утешение. Ну, вот,   а потом все менялось, собор закрыли, перевели в храм Бориса и Глеба. -Там же прихожанами были  удивительные люди, которые до сих пор живы. -А, Прасковья Емельяновна? Мы ее звали Паня. Она жила на Малой Тульской. У нее мама была необыкновенная. Она похоронена на Даниловском кладбище. И Прасковья Емельяновна вместе со своей сестрой Тоней.... -Сколько ей было лет? -Она старше меня. Мне 92 года, а ей – 94. -Тоже говорят: и память хорошая, как у вас. -Хорошая! Я тут с ней по телефону поговорила немножко. У нее очень хорошая история жизни, ее мама была монахиня. Сестра  ее тоже  такая хорошая. У нее обстановка была, которая поддерживала духовный  строй ее жизни, и она такой и осталась. -Все это говорит о том, что были замечательные обители. -Данилов монастырь отличался чем? Старчеством. В Данилов монастырь не просто приходили, кто поблизости живет, в Данилов со всей Москвы ездили. Если уж там какая служба в воскресенье вечером – соборный акафист благоверному князю Даниилу – весь собор полный! Спроси, кто откуда – скажут: из Центра, с Преображенки – со всей Москвы ехали ко князю Даниилу. А когда закрыли собор – стало все тускнеть. Аресты пошли. Мы теряли отцов, слезы, переживания были.

http://radonezh.ru/analytics/russkaya-ze...

Первоначально Данилов монастырь просуществовал недолго, всего около пятидесяти лет. В 1330 году Иван Данилович Калита (1283-1340/41) перевёл братию в Кремль, где при церкви Спаса на Бору был устроен новый монастырь, названный Спасским. Через полтора столетия, при Иване III Васильевиче (1440-1505), Спасский монастырь перенесли на Крутицкий холм, и он стал называться Новоспасским. А Данилов монастырь, по словам летописца, " оскуде нерадением Архимандритов Спасских, яко ни следу монастыря познаваться, токмо единая церковь оста, во имя св. Даниила Столпника, и прозва место, оно сельцо Даниловское, монастыря же ни слуху не бяше, аки не бысть " . Это сельцо Даниловское, с деревянной церковью св. Даниила Столпника просуществовало на месте бывшего монастыря окола ста пятидесяти лет. Данилов монастырь был восстановлен только при Иване IV Васильевиче Грозном (1530-1584). Тогда же в монастыре был возведён белокаменный храм Семи Вселенских соборов с приделом св. Даниила Столпника, который в начале 18 века был разобран. На его основании был возведён нене существующий двухэтажный храм, освящённый в августе 1730 года. В 1591 году у стен монастыря русские войска рассеяли конницу крымского хана Казы-Гирея, использовав полевую артиллерию - " градобитных хитростей гром " . А в Смутное время, в 1606 году, близ Данилова монастыря правительственные войска одержали победу над отрядами " воров " , предводительствуемыми Иваном Исаевичем Болотниковым (1565-1608), воеводой " царя Дмитрия Ивановича " . В 1652 году, при царе Алексее Михайловиче (1629-1676), " по некоему соизволению свыше " были открыты мощи благоверного князя Даниила. 30 августа 1652 года они были торжественно перенесены в храм Святых отцов, а князь Даниил был канонизирован Русской православной церковью. Он почитается как небесный покровитель Москвы. В конце 17-го столетия Данилов монастырь был обнесён кирпичной стеной с семью башнями и надвратной колокольней над северными воротами. Колокольня Данилова монастыря славилась малиновым звоном 17 колоколов, подбор которых был одним из лучших в Москве.

http://sobory.ru/article/?object=03047

В Златоустовском монастыре находится часть Животворящего Древа и много частиц мощей Святых Угодников. В этой обители погребены многие знатные вельможи, как-то: граф Апраксин, граф Румянцев, царевичи Касимовские, князья Пронские, Урусовы, Засекины, Борятинские и некоторые другие 97 . Знаменский монастырь (В городе, на улице Варварке) Место, где теперь находится Знаменский монастырь, было некогда домом бояр Романовых. По историческим известиям, основание дома Романовых положено было боярином Никитою Романовичем, в половине XVI века, и здесь родился царь Михаил Феодорович. Когда этот царь занял престол русский и когда водворился в царских теремах, в Кремле, тогда прежде бывший царский двор стал называться Старым Государевым Двором, что на Варварской улице. При Государевом Дворе находилась церковь во имя Знамения Божией Матери. В 1631 году, патриарх Филарет Никитич при церкви Знамения Пресвятой Богородицы учредил монашествующее духовенство, а царь Михаил Феодорович наделил монастырь равными имениями и угодьями. В настоящее время здесь церковь двухэтажная, в коей престолы: вверху Знамения Пресвятой Богородицы, а внизу преподобного Сергия Радонежского, с приделом Николая Чудотворца. Главной святыней Знаменского монастыря почитается образ Знамения Богородицы, украшенный жемчугом и различными драгоценными каменьями. Эта икона была родовым молением царствующего ныне дома Романовых, пред которой молился благочестивейший государь Михаил Феодорович и отец его Святейший патриарх Филарет Никитич. Из замечательнейших предметов в ризнице монастырской хранятся: два напрестольных креста, с частицами святых мощей, пожертвованные один в 1623 году, великой инокиней Марией Иоанновной, а другой в 1684 году, царевною Татианой Михайловной, серебряное блюдо 1685 года и некоторые другие священные предметы 98 . Данилов монастырь. (Между Даниловской и Серпуховской заставами). Московский Данилов монастырь почитается первым и самым древнейшим из Московских монастырей. Он основан был около 1272 года, великим князем Московским, Даниилом Александровичем. В 1330 году великий князь Иоанн Данилович Калита перенёс Данилов монастырь в Кремль, к церкви Спаса, что на Бору, и назвал его Спасским монастырём, которому подчинил и прежний Данилов монастырь. Впоследствии времени, Данилов монастырь сделался независимым и имел своих настоятелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

449 В авторитетном пособии «Службы Страстной седмицы Великого поста», которое в приходской практике нередко используется в качестве основного источника, указано призывание на отпустах в дни Страстной седмицы после имени Богородицы «святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны» (см.: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1985. С. 14). Комментируя это ошибочное указание, профессор Н.Д. Успенский еще в 1963 году отмечал, что «ни в одном Служебнике, печатавшемся по благословению Святейшего Синода, ни в старопечатных московских и киевских изданиях, ни в более ранних рукописных этого не положено и нет никакого намека на то. Это явно противоречащее Служебнику указание в “Службах на каждый день Страстной седмицы” нельзя не признать ошибочным. Изданные отдельными книгами “Службы на каждый день первой седмицы Великого поста” проливают свет на происхождение этой досадной ошибки редакторов “Служб”. На службах первой седмицы Великого поста, как вседневных, положен дневной отпуст, то есть с призыванием святых апостолов и вооб­ще святых, чествуемых в седмичном круге богослужения, а также святых храма и дня и Богоотцев Иоакима и Анны. Редакторы и дали на каждый день седмицы обычный дневной отпуст. При­ступив же затем к изданию служб на каждый день Страстной седмицы, они перенесли сюда эти дневные отпусты, соединив их с Владычными. Так получились в этих изданиях отпусты, до того времени неизвестные и противоречащие “Указу” Служебника!» (Успенский Н.Д. Богослужебные отпусты. С. 59–60). К словам авторитетного отечественного литургиста остается добавить, что эта очевидная ошибка, которая вкралась довольно давно, и по сей день присутствует во всех переизданиях названного пособия. Хочется выразить надежду, что в последующих изданиях она все-таки будет устранена. 450 В книге «Службы Страстной седмицы Великого поста» в Великий Четверг на утрене и на изобразительных указан отпуст «Грядый Господь на вольную страсть…» (Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1985. С. 159, 161), что противоречит Служебнику (см.: «Отпусты Владычних праздников, глаголемии в вечерню, во утреню и в литургию по чину») и менее соответствует содержанию богослужения утрени этого дня, чем отпуст «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников...». К счастью, в некоторых пособиях эта ошибка исправлена; в частности, в издании «Службы на каждый день Страстныя седмицы» 1993 года указана правильная вводная фраза для отпуста на утрене и на изобразительных в Великий Четверг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010