Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Из архивов радио Радонеж. К 80-летию С.В Ямщикова повторяем его воспоминания о детстве и юности. 23.10.2018 23:10 Савва Васильевич Ямщиков Как и А.С.Пушкин, Савва Ямщиков любил повторять: «Я служу по России…» Действительно, он был служителем, хранителем и созидателем. Он родился в Москве 8 октября 1938 года и детство провел в бараке на Павелецкой набережной, зато, как говорил, Кремль был из окна виден. Дитя павелецких бараков, жесткой и честной рабочей среды (весь район держали огромный ЗИЛ и Павелецкая ветка железной дороги, на которой работали его отец и мать), он эту закваску хранил памятливо и достойно. Савва знал, как перекрестить лоб, всегда, потому что его мама Александра Васильевна хранила завет старой веры поморского согласия с твердостью аввакумовой Марковны и не давала сыну совлечься на слишком широкие дороги, до которых он в молодые годы был охотник, возвращая на узкий Господень путь. Стояние на долгих службах Рогожского старообрядческого собора скоро выпрямляло его. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2018/10/23/23-1...

Стремясь заручиться поддержкой в вопросе о браке авторитетнейшего поморского центра, в 1797 г. в Выголексинское общежительство как представитель московской общины ездил московский купец Г. И. Скачков . В нач. 1798 г. он вернулся в Москву с мирным посланием, в котором выговские отцы изъявили согласие с московской общиной по вопросу о браке. На вечную память об этом событии они прислали на Евангелие медный крест со стихами. 2 февр. 1798 г. поморцы в Москве в М. м. торжественно отмечали умиротворение своего общества. В кон. XVIII - нач. XIX в. община московских поморцев была довольно многочисленной, в нее входили представители богатых купеческих семейств: московские купцы Т. Д. Пивовар, его сын М. Т. Пивовар, В. Ф. Монин и его отец Ф. Монин, В. В. Ланин, Андреян Сергеев, а также Павел Любопытный, В. Л. Жаворонков, ленточник Никифор Петров (настоятель часовни в 30-х гг. XIX в., ранее наставник), П. И. Симаков. Первый настоятель М. м. В. Емельянов умер 19 апр. 1797 г., его сменил на этой должности брат А. Емельянов, по всей видимости находившийся в преклонных летах. После него руководство перешло к Скачкову, который внес большой вклад в организацию жизни московской общины. Он составил «Канон Всемилостивому Спасу» (с акростихом «Спасителю Христе, благослови брак сей»), который пели во время сочетания брака, а также «Епитимийник», «Устав, или Правила для прихожан Монинской часовни». Благодаря усилиям Скачкова было получено разрешение на ведение метрической «Бракозаписной книги». Канон Скачкова, употреблявшийся в московской и нек-рых др. общинах, был принят не везде: в петербургской общине при бракосочетании пели древний канон Спасу. Г. И. Скачков. Литография. 1869 г. Г. И. Скачков. Литография. 1869 г. Скачков занял жесткую позицию по отношению к той части прихожан, к-рая допускала «замирщение» и не желала в этом раскаяться. Это привело к конфликтам, из-за чего наставник на неск. месяцев оставил свою должность (с 1 авг. 1809 до 20 марта 1810). В результате община признала справедливыми его требования, и они были сформулированы в виде уставных статей. В 1813 г. конфликт разгорелся снова, поскольку др. наставник моленной, Н. Петров, принял сторону тех прихожан, к-рые выступали за более терпимое отношение к «внешнему» миру и даже позволяли себе носить «разнообразного покроя одежды». Единение было достигнуто 23 нояб. 1813 г., когда Н. Петров обратился с примирительным письмом к главному наставнику.

http://pravenc.ru/text/2564118.html

Исполнительная власть также имеет подразделения, которые занимаются регулированием отношений между государством и Церковью. В администрации Президента создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями. Он состоит из представителей различных крупных религиозных объединений: Русской Православной Церкви, Русской Православной старообрядческой Церкви (белокриницкого согласия), Центрального духовного управления буддистов, Центрального духовного управления мусульман, Апостольской администратуры католиков латинского обряда, Союза Церквей евангельских христиан-баптистов, Союза христиан веры евангельской (пятидесятники), Древлеправославной поморской церкви, Конгресса еврейских общин, Евангелической Лютеранской Церкви. Возглавляет этот Совет глава администрации Президента. При Правительстве Российской Федерации функционирует Комиссия по вопросам религиозных объединений. В нее входят специалисты по религиозным вопросам и крупные чиновники различных ведомств. Возглавляет Комиссию заместитель председателя правительства. Эта структура совмещает в себе властные и идеологические функции, то есть занимается выработкой государственной политики по отношению к религиозным организациям. Стоит обратить внимание на различия в принципе формирования президентского (представители) и правительственного (чиновники) советов. При советской власти существовал всемогущий Совет по делам религии. Подчинялся он непосредственно правительству и через так называемых уполномоченных по делам религии проводил жесткий контроль над религиозной жизнью в стране. Уполномоченные были полновластными хозяевами и определяли всю церковную жизнь. В 1990 г. Совет по делам религии был распущен. Чтобы исключить возможность его восстановления, в 8-ой статье закона «О свободе вероисповеданий» законодатели указали, что «на территории РСФСР (Название РФ на 1990 год — авт. ) не могут учреждаться исполнительные и распорядительные органы государственной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией права граждан на свободу вероисповеданий». 5

http://religare.ru/2_7107.html

Такая решительная перемена правительственных отношений к расколу не осталась без последствий: пограничные места, доселе служившие как бы центрами старообрядчества, откуда исходили церковные и иные узаконения, имевшие обязательную силу для всего почти старообрядческого мира, в царствование Екатерины II совсём утратили свое прежнее значение, и, напротив, внутри государства, частью на старых местах, частью на новых, образовались сильные по своим материальным средствам и религиозному значению старообрядческие общины, к которым начали тяготеть все прочие, подчинившие себя их влиянию, – таковы Стародубье в южной половине России, Иргиз – в восточной, и особенно Москва, которая сделалась как бы средоточием раскола. Решение церковных старообрядческих вопросов, происходившее доселе главным образом за литовским рубежом, производится теперь здесь, во внутренних пределах России, в местах сделавшихся центральными для старообрядческих населений, и преимущественно в Москве: здесь же теперь и для решения вопросов о приобретении епископства, вообще об устройстве иерархических дел у старообрядцев, открываются совещания, собираются многолюдные соборы, о каких прежде не смели и помыслить старообрядцы. Столь решительное изменение внутренних взаимных отношений, или тяготений в старообрядческом мире было последствием той свободы в общественной и религиозной жизни, какою старообрядцы начали пользоваться в России со времен Екатерины II, точно также, как относительная свобода жизни за русским рубежом в прежнее время была главным основанием, почему тогда решение церковно-иерархических вопросов для всего старообрядчества происходило по преимуществу там, у зарубежных раскольников. В первые же годы царствования Екатерины II, по вопросу о приобретении епископа, происходило в Москве у старообрядцев замечательное совещание, в котором участвовали не только поповцы московские и стародубские, но и раскольники главных беспоповских согласийпоморского и федосеевского 69 . Быть может под влиянием того же, изменившегося к лучшему внешнего положения старообрядцев, у них сильнее пробудилось теперь сознание внутренней несостоятельности раскола, так очевидно заявлявшей себя в разделении на многие секты, в ослабляющих его несогласиях и раздорах: это сознание внутренней несостоятельности раскола и неразлучно соединенное с ним желание выйти из своего ложного положения, восстановить единство и целость старообрядчества, теперь особенно необходимые, и были, конечно, побудительной причиной для представителей столь различных и враждебных между собою толков сойтись на общее любовное рассуждение о мерах, какими можно было бы достигнуть желаемого единства и прочного устройства их глоголемой «древлеправославной» церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Посему употребление издания будет иметь здесь особенное значение. Даниловская рукопись будет придавать ему для Олонецких беспоповцев большую достоверность... Но и издание оказывает услугу Данил, рукописи в том отношении, что без него мы не имели бы прочного основания признать Даниловскую рукопись за подлинное Ипполитово слово. Эта услуга, думаем, расположит наших добросовестных и разумных беспоповцев к принятию этой рукописи за документ достоверный и для них». В письме ко Владыке Аркадию и профессору тамошней Семинарии, также при этом писавшему мне, я представлял, что нахожу весьма полезным к обличению раскола не только в их поморском крае, но и повсеместно, если не вполне издать им означенный Даниловский список, в сличении с другим Чудовским, мною изданным, то написать статью о согласии их между собою, поставив на вид только те резкие места, коими обличаются раскольничьи мудрования по подложному слову, и присовокупив к этому все приписки Денисова об отношении подлинного к подложному, с критическими, где будет нужно, на те приписки замечаниями. При этом в случае каких-либо затруднений или недоразумений предлагал им свое посредство, и советовал для большей гласности статью отпечатать в каком либо более распространенном духовном журнале. Слава Богу, проект о нашем Братстве против раскола получает надлежащий ход. После некоторых сомнений и недоразумений со стороны Преосв. Викария Леонида, коему Владыка передал это дело, проект во всех положениях признан хорошим и твердым, и скоро Высокопреосвященный Владыка 312 представит оный в Св. Синод. Из двух об этом проекте статей Н. И. Субботина в Воскресных Прибавлениях Московских Ведомостей, статей, нарочно отпечатанных для ознакомления публики с проектом, Ваше Преосвященство можете получить достаточное об этом Братстве понятие 313 . Московская наша Семинария находится в жалком положении: она без главы и страха, а правление – чисто демократическое. О. Инспектор Академии Михаил 314 , Вифанский о. Ректор 315 и Московской Семинарии Инспектор о.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

сер. XVI в.- ГИМ. Чуд. 60. Л. 112 об.- 113 об.). В певч. Обиходах XVII в. нотированы часть 1-го стиха с припевом на 8 гласов знаменного распева, по образцу к-рых распеваются окончания последующих избранных стихов с соответствующими припевами (в Пс 141: «Возвах к Тебе, спаси мя», в Пс 149: «Христе Спасе, помилуй нас»); обычно в 1-м гласе нотируются также и окончания всех избранных стихов (ГИМ. Ед. 38. Л. 6 об.- 7); иногда фиксируются только начало и конец 1-го стиха с одним припевом (ГИМ. Епарх. 175. Л. 234-236, 70-е гг. XVII в.). После них обычно следуют напевы самогласнов 8 гласов (ТСЛ. [ПИ-82. Инв. 117621]. XVII в. Л. 246-250 об.; ГИМ. Син. 819. Л. 3 об.- 4). В старообрядческой практике, как в поповском согласии, так и в беспоповском, сохранена подобная традиция исполнения (см. также указания в Уставе еп. Арсения Уральского (Уральск, 1908. Л. 11 об.- 16 об.) и в Выговском уставе (Саратов, 1911. Л. 7), нотированные строки из псалмов в Обиходах (напр., М.: [изд. Л. Калашникова], 1909. Л. 7 об.- 9 (здесь самогласны опущены, поскольку они зафиксированы в Октае (К., 1908)), в Поморском обиходе (М., 1911)). В совр. греч. практике псалмы из «Г., в.» и стихиры на «Г., в.» поются на глас недели, но употребляются различные варианты распева в зависимости от значимости праздника: все стихи поются на ирмологический глас (Αναστασιματριον το Ιωννου Πρωτοψλτου. Αθναι, 2002. Σ. 401-482); первые 2 стиха - на краткий стихирарический глас, последующие - на ирмологический (Ibid. Σ. 9-400; Νον Αναστασιματριον το Πτρου το Εφεσου. Αθναι, 1999). Иногда первые 2 стиха могут исполняться на пространный стихирарический глас (см.: Ταμεον νθολογας. Τ. Α Ακολουθα το σπερινο. Θεσσαλονκη, 1980. Σ. 109-177). Исключение представляет напев свящ. Баласиса на глас βαρς пападического стиля (Ταμεον νθολογας. Τ. Β Ακολουθα το σπερινο. Θεσσαλονκη, 1980. Σ. 251). В святогорских мон-рях иногда используется т. н. напев τρσιμος (стилистическая разновидность гласа). Стихиры поются обычно на глас ирмологического распева (однако стихиры Триоди чаще всего исполняют на стихирарический глас). В совр. практике РПЦ псалмы из «Г., в.» (как правило, только первые 2 стиха) и последующие стихиры поются на глас сокращенного киевского распева (см.: Октоих. М., 1981 и др.), в нек-рых гласах для напевов стихир употребляются подобны. И. В. Старикова Рубрики: Ключевые слова: «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» «Да исправится молитва моя», 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение

http://pravenc.ru/text/Господи ...

Выставка «Образы и символы старой веры» открывается в Русском музее 24 декабря 2008 г. 11:52 Исключительная по полноте выставка старообрядческого прикладного искусства «Образы и символы старой веры» открывается 24 декабря в корпусе Бенуа Государственного Русского музея, сообщает пресс-служба музея. В состав экспозиции включены произведения, сохраненные и созданные представителями разных старообрядческих толков и согласий (беспоповцев — поморцы, федосеевцы, филипповцы, поповцев: беглопоповцы, австрийское согласие и других). Этим объясняется широкий временной диапазон представленных на выставке памятников: от икон XVI века, бережно сохраненных в старообрядческих моленных и скитах, и до произведений начала XX века. Наряду с иконами, в залах выставлены деревянные резные и меднолитые кресты, складни, рукописи, произведения народного искусства (прялки, лестовки — старообрядческие четки, штампы для печатания книг и прочее), настенные рисованные листы. Экспозиция организована по географическому принципу, объединяя в разных залах памятники с Севера: из Выговского старообрядческого общежительства и с Северной Двины; из скитов и моленных Поволжья и Заволжья; из районов Ветки и Урала. Значительный раздел посвящен старообрядческим моленным и церквам Петербурга. В течение 10 лет выставку готовили научные сотрудники Отдела древнерусского искусства и реставраторы Отдела реставрации темперной живописи Русского музея. От записей и потемневшей олифы было раскрыто свыше 30 икон. Реставрационные работы позволили впервые представить в экспозиции целые комплексы икон, например, из поморской часовни в Ярославле и из поповской часовни в Хвалынске. Старообрядчество — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650 — 1660 годах Патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была объявлена унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Константинопольской Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/514578.htm...

А. Флоренского, очень любил возиться с детьми, так как был старший в семье и помогал матери. Уехал из Посада, стал единоверческим епископом. Отец Павел подарил ему тогда дарохранительницу. В 1930-е годы был в заключении в лагере. После ссылки женился, говорил, что ушел из духовного звания, чтобы сохранить веру – боялся, что не выдержит в ссылке. Обращался к Патриарху Алексию после 1945 года с просьбой вернуть ему сан – он был вдовец. Патриарх сказал, что у него есть сын и прежде его надо поставить на ноги, а потом говорить о возвращении. Ослеп» 16 . В картотеке С. А. Волкова содержатся данные, которые, вероятно, все относятся к периоду жизни епископа Павла после выхода из лагеря: «После революции работал в средних школах гор. Горького. Заведующий в Ярославле епархиальной свечной лавкой. 24 июня 1952 был у меня насчет «Богословского вестника» (отказано)» 17 . Дата кончины в настоящее время нам неизвестна. С точки зрения фактической «Воспоминания» А. А. Волкова, завершенные им 28 января 1950 г., представляют собой весьма достоверный источник, подтверждаемый свидетельствами других очевидцев, некоторые из этих свидетельств приведены в примечаниях. Оценка «Воспоминаний» с точки зрения идейной, конечно, будет зависеть от того, какой из сторон в академическом противостоянии 18 близок сам исследователь. Независимо от этого следует указать, что суждения А. А. Волкова о творческом наследии ряда профессоров не всегда объективны, подчас излишне резки. Несомненно, что конспект лекций по патрологии И.В. Попова как учебное пособие и ныне является одним из лучших по четкости изложения и ясности стиля, а его патрологическое наследие (далеко не столь скудное, как об этом пишет А. А. Волков) востребовано и через 100 лет. Экклезиологические воззрения архимандрита Илариона (Троицкого) являются достаточно спорными, однако его антикатолический пафос, конечно, не делает его протестантом. Это лишь некоторые примеры. Читатель должен понимать, что те «картинки из жизни», характеристики, которые дает А. А. Волков, вовсе не являются итогом жизни того или иного лица. Это еще «сырой материал», не испытанный тяготами жизни и огнем мучений. Это еще человек в борении страстей и немощей. И поскольку «Воспоминания» – это не «Житие», исключать подобный материал значило бы обесценить сами «Воспоминания» и одновременно высказать недоверие благодати Божией, исцеляющей грехи и восполняющей немощи человеческие. После «Воспоминаний» публикуются 10 писем иеромонаха (впоследствии единоверческого епископа) Павла Волкова, адресованные свящ. Павлу Флоренскому. В следующем номере «Богословского вестника» планируется поместить последнюю часть собранного автобиографического «досье» – заметки еп. Павла (Волкова) о своей беседе со старообрядцами поморского согласия, в которых содержится ценный материал по идейной истории старообрядчества, а также приводятся дополнительные автобиографические данные. I. Московская духовная академия с 1 сентября 1912 года по 15 августа 1917 года

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Во главе одной из партий стоял федосеевец, «громко поправший студное бракоборство», федосеевец – «новожен», – и покровцы приняли его сторону. Само собою разумеется, что и Осипов 562 с своею партией, в пользу которого хлопотали покровцы, не мог не отнестись за это к Покровской часовне сочувственно. Дело дошло даже до того, что партия Осипова, не рассчитывая взять верх над партией Грачева, предложила избрать в попечители одного влиятельного и богатого покровца, именно купца Шевалдышева. Как ни странным должно было показаться подобное предложение, партия Грачева согласилась на него, и Шевалдышев – последователь Покровской часовни потому только не сделался попечителем Преображенского федосеевского кладбища, что не согласился передать на кладбище на жительство, как того требовала партия Грачева. Впрочем, покровцы и сами не хотели этого. Они приняли участие в интригах федосеевцев только для того, чтобы на счет преображенцев увеличить число своих прихожан, чего действительно и достигли. Несколько сот федосеевцев, большею частью из партии Осипова, перешли на сторону Покровской часовни 563 . Само собою разумеется, что эти новые члены поморской общины стали вступать в брак уже по обрядам Покровской часовни. Когда же спор Грачева и Осипова перешел из области личных перебранок в бумажный формальный иск и поступил на рассмотрение 2-го департамента московского магистрата, тогда еще большее число московских федосеевцев перешло на сторону Покровской часовни. Один из наставников Преображенского кладбища, по имени Антип Андреев, недовольный тем, что федосеевцы обратились за разрешением своего спора к покровительству гражданского правительства, стал проповедовать своим духовным детям, что преображенцы нарушили ветковский устав, запрещающий «истинным христианам подчиняться суду иноверному» – что жить с ними душепагубно, и, на основании таких резонов, как сам присоединился к Покровской молельне, так и единомышленников своих увлек на ее сторону 564 . Наконец, когда сторона Грачева, перенеся свой иск в Петербург, выиграла процесс, – Осипов, оскорбленный неудачею, донес правительству о веет злоупотреблениях, какие происходили на Преображенском кладбище; при чем, в отмщение за то, что партия Грачева обвиняла его пред властью в новоженстве, чем доказывала, что Осипов будто бы не имеет права вмешиваться в дела Преображенского кладбища, запрещающего своим членам брачную жизнь, заявил власти и о безнравственном учении Гнусина, отвергавшего брак и ввергавшего своих последователей в «прелюбодейный разврат» 565 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

13. К вопросу о канонизации нового угодника Божия Российской Церкви. Л. Р. Стр. 175. 14. О присоединении штундистов к православной Церкви в Харьковской губернии. Д. Боголюбов. Стр. 176–177. 15. Обряд коронования английского короля. Стр. 177–178. 16. Миссионерская вакансия. Стр. 178. 17. Со скрижалей сердца. Несколько слов по поводу дарования новой пенсии духовенству.– Отзыв “Нов. Вр.”– Невеселые думы миссионера по поводу радостного события. В. М. Скворцов. Стр. 179–187. 18. “Нов. Вр.”. Мисс. Д. Боголюбов. Стр. 187–192. Содержание (1902. 9 – 12) Сентябрь 1. Трагизм толстовства и мир Евангелия. Свящ. Дим. Силин. Стр. 193–213. 2. О миссионерской постановке учебно-религиозно-воспитательного дела церковной единоверческой школы. Свящ. И. Чередников. Стр. 214–221. 3. Гернгуттерские братства. Иером. Алексий (Дородницын) . Стр. 222–234. 4. Разбор грамоты неокружников от 6 мая 7407 лета (1899 года), поданной московскому окружническому архиепископу Иоанну, с замечаниями, епископа Уральского. Свящ. Ф. Воловей. Стр. 235–260 5. Собрание раскольничьих беспоповщинских (поморского согласия) духовных отцов Донской области. Свящ. Евгр. Овсянников. Стр. 261–275. Из миссионерских писем, дневников и летописей 6. Вопросы религии в обсуждении передовых людей. С. Бронницкий. Стр. 276–289. 7. Еретик Кирюшка и граф Толстой на суде раскольничьего собора. С. К. П. Стр. 290–302. 8. Расстроенные люди (миссионерский очерк). Д. Боголюбов. Стр. 303–306. Из миссионерской полемики 9. О незаконности австрийской иерархии (беседа вторая с Усовым). Мисс. свящ. С. Шалкинский. Стр. 307–326. 10. Беседа со штундо-баптистами о присяге. Д. Боголюбов. Стр. 327–330. Миссионерство, секты и расколы. (Хроника) 11. Из залы заседаний Боровского окружного и Калужского епархиальных съездов. Открытие Боровского съезда.– Приглашение Боровских лжепопов и почитателей моленных на братскую беседу с представителями съезда.– Прения по вопросу о хождении с иконами по домам раскольников.– О неодинаковости практики в деле присоединения к Церкви приходским и монастырским духовенством брачующихся из раскола.– О значении школы в деле миссии.– О полемических и апологетических приемах преподавания Закона Божия.– О допущении детей раскольников во второклассные школы.– Привлечение к миссии учителей и низших чинов клира.– К вопросу об уставности богослужения. N. Стр. 331–346.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010