В нач. 50-х гг. общины федосеевцев действовали также в деревнях Жужелка, Ларионово, Осинки, Трегубово Семёновского р-на, а также в с. Б. Устинское Шарангского р-на Кировской обл. (ныне Н. о.). После 1953 г. отдельные общины федосеевцев благодаря невмешательству местных властей заняли пустовавшие дореволюционные моленные, после чего стали ходатайствовать о регистрации. Однако в 1960 г. местные власти по требованию уполномоченного по делам религ. культов пресекли богослужения во всех поморских селах. В частности, Тонкинский райисполком 11 дек. 1960 г. докладывал уполномоченному, что в течение 1960 г. изъято культовое имущество и закрыты молитвенные дома федосеевцев в селах Тонкино, Бердники, Б. Сидорово, Вязовка, деревнях Б. Аверино, Б. Зелёные Луга, Захарово, Ключи, Кузьминка, Мартяхино. С тех пор общины федосеевцев перестали добиваться регистрации, не проявляя активной деятельности. В нач. 60-х гг. почти во всех общинах были избраны новые духовные наставники. В кон. 80-х гг. XX в. крупнейшие общины федосеевцев действовали в г. Урень, рабочем пос. Тонкино, селах Бердники и Вязовка Тонкинского р-на. У московских федосеевцев Н. о. с нач. 90-х гг. существовали открыто действующие моленные с наставниками в рабочем пос. Тонкино и в Тонкинском р-не в с. Бердники, деревнях Б. Вая (Вая), Б. Зелёные Луга, Б. Аверино, М. Ларионово, Мартяхино и Худобабково. Общины с моленными действовали в г. Шахунья, пос. Ст. Сейма и дер. Ильина Гора Володарского р-на. Небольшие группы казанских федосеевцев Н. о., по численности значительно уступавшие московским, в кон. 90-х гг. XX в. существовали в рабочем пос. Тонкино, с. Бердники, деревнях Б. Аверино, Двоеглазово, Кузьминка, единственная моленная действует в Тонкине. 31 янв. 2006 г. в Кузьминке была зарегистрирована «Община христиан Древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старо-поморского (федосеевского) согласия» во главе с местным предпринимателем А. И. Якимовым (снята с регистрации в 2013). Эта община вместе с 2 общинами федосеевцев Кировской обл. выступила учредителем на проведенном 25 апр. 2006 г. соборе по созданию Российской Древлеправославной кафолической Церкви (старопоморцев-федосеевцев), зарегистрированной 6 июля 2006 г. с центром в Москве (из-за ряда нарушений законодательства снята с регистрации в 2013).

http://pravenc.ru/text/2565206.html

поиск:   разделы   рассылка Георгий Добыш Легендарный Пустозерск На месте сожжения протопопа Аввакума стоит " осмиконечный " лиственничный крест Источник:  Парламентская газета Словно сказочный Китеж-град, Пустозерск канул в пучину времени, только и оставив о себе документальные свидетельства в письмах, деловых бумагах, царских указах и приказах да устных воспоминаниях и сказаниях. Одинокие, неуверенно стоящие, дотлевающие деревянные кресты, что разбросаны сегодня по местам, где некогда стояли дома и суетился городской северный люд, не из того далекого времени -где уж им столько выстоять. Ненецкий автономный округ Нарьян-Мар – Пустозерск – Нарьян-Мар В Пустозерске пришлось побывать в начале июня нынешнего года, когда вода на Печоре была еще довольно высока и проплыть по Городецкому шару, как называется рукав, ведущий к Городецкому озеру, можно было спокойно, не боясь отмелей, которых особенно жарким летом бывает здесь немалое количество. Тогда и на моторной лодке-то надо знать, где и как проходить, чтобы не корябнуть дно мотором, а уж посудине более солидной сюда и вовсе путь заказан. Но в те дни, когда мы плыли туда на теплоходе, называвшемся также " Пустозерск " , ничто не мешало нашему путешествию, которое было организовано местной поморской старообрядческой общиной. Ее настоятель Александр Иванович Ляпунов любезно согласился взять меня в эту поездку к святому месту, и я испытал глубокое волнение от предстоящей встречи с легендарным городом. Плавание от Нарьян-Мара заняло часа полтора. Остановившись ненадолго по каким-то своим делам у селения Устье, через минут десять-пятнадцать наш теплоход воткнулся носом в берег небольшого мыска, и все приплывшие сошли на совершенно пустое место, слегка обезображенное, словно выскочившими прыщами на лице, тундровыми кочками. Глядя на этот, скажем так, скромный, обычный для этих мест пейзаж, с трудом можно было себе представить, что здесь в XVI-XVII веках находился промысловый, административный и культурный центр всего Печорского края. Никаких следов прошлой жизни, человеческого жилища, разве что разбросанные на небольшой территории, что ближе к озеру, редкие могилки с оградами и крестами, а дальше – тундра, тундра, перемежаемая редким корявым березняком, что, осторожно приглядываясь, начинает толпиться на небольшом удалении от берега.

http://religare.ru/2_22972.html

I Едва ли можно указать время в истории раскола, когда бы являлось у раскольников такое обилие сочинений, как в два или три последние десятилетия. И обширных, в несколько сот страниц, и мелких, то писанных поуставному, то оттиснутых на гектографе, то напечатанных в заграничных и подпольных типографиях, их выпущено за это время и распространено повсюду такое множество, что никакой, самый тщательный, собиратель не в состоянии перечислить их. При общем взгляде на эту новейшую раскольническую литературу прежде всего представляется любопытной одна особенность, отличающая её от раскольнической литературы XVIII века, тоже изобилующей раскольническими сочинениями. Тогда громадное большинство этих сочинений, и в том числе самые замечательные из них, принадлежало безпоповцам поморского федосеевского согласий. Всдед за братьями Денисовыми, оставившими в наследие расколу доселе считаемый у раскольников классическими сочинения догматического, полемического и исторического содержания (Поморские и Дьяконовы, или Кержеские Ответы 11 , Виноград Российский, История об отцах и страдальцах Соловецких) много писали их ученики и последователи, – и все они писали серъёзно, разсудительно, осторожно, строго держась раскольнических начал, и своим особым оригинальным языком. Сочинений, принадлежавших поповцам, по крайней мере, достойных внимания (за исключением трудов Ивана Алексеева и инока Никодима) явилось тогда весьма не много. Теперь, напротив, безпоповцы ничего почти не пишут – во всяком случае их сочинения совсем неизвестны (безграмотные и малопонятные, хотя крайне самоуверенные и дерзкие произведения Ивана Зыкова не стоят и упоминания); а поповцы, и именно поповцы австрийского согласия, являются главными поставщиками тех сочинений, которые составляют нынешнюю, столь обширную и столь широко распространенную, раскольническую литературу. У них существует даже целое общество специиально занимающихся литературою «братчиков», во главе которого стоить Арсений Швецов, именующийся епископ Уральский, имеющее своим средоточием «Братство св. Креста», учрежденное именно с той главным образом целью, чтобы составлять и распространять сочинения в защиту австрийского раскола. К сожалению, в союзе с этим обществом состоят и ради скверного прибытка помогают ему своим литературным трудом в раскольническом духе и некоторые именуемые православными писатели, опозорившие себя таким служением расколу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Раздельноречное пение состоит из текста, где в словах прибавлены особенные буквы. Это название произошло не от самых нот, а от текста. Представляем здесь пример такого текста: «Та бо безсмертне весемогущия противенныя сотре». Здесь видим в словах лишние буквы. Чтоэто за явление? Когда оно показалось в России? Разрешение первого вопроса находится в древних харатейных нотных книгах XIII и XIV столетий. Древние писцы писали слово: днесь–денесь. В крюковом пении это слово писалось: деенесь и имело над собою по числу 5-ти безгласных букв–5-нотных знаков. Это-то слово в тексте раздельноречного пения писалось прежде деенесь, потом: денесе и денесь. Когда изменилось в России письмо и бросили употребление безгласных букв, певцы крюкового пения, для сохранения нотных зиаков, прибавляли к словам особенные буквы. Заметное изменения Славяно-Русского письма началоеь в XV столетии. Здесь должиы мы искать и появления раздельноречного пения. Видимое разделение сего пения от наречного было в XVI веке общим в Москве и Новгороде. Но кто установил его: Новогородцы или Москвичи? Решить трудно. В XVII столетии появились уже распри между певцами, за правоту каждого пения, писались полемические сочинения, и раздельноречное пение от порицателей прозвано было: хамовым. Полемики между старообрядцами продолжаются доселе; но сочинения их остаются в рукописях. Почитателями раздельноречного пения считаютсястарообрядцы из поморского согласия. Наречное пение состоит из текста, писаного по общеупотребительному правописанию. Представляем пример сего текста для отличия от первого: «Та бо безсмертие всемогущия противныя сотре». Рукописи с текстом наречного крюкового пения встречаются в наших библиотеках с XII века. Соборами 1651 и 1667 годов узаконено было в наших Православных церквах употреблять наречное пение. Коммиссия для исправления пения 1668 года держалась наречного пения. Поборниками крюкового наречного пения считаются старообрядцы из приемлющих свяшенство (Поповщина). Гласобежание имело для своего выражения четыре степени: 1, 2, 3 и 4. Певцы говорили: такая-то нота гласобежится в одну степень, или в две. Из этого вытекала в тон единогласная степень параклита. На этом основании, самые переходы и приемы в пении назывались: верхогласие и низогласие (gamma asccndeas et descendens). Здесь видим указание на Греческий диатонический тон, где малейшие интервалы состояли из соединения степеней.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Послания к Петру и подарки ему и его преемникам с одной стороны, и учение о Петре как об антихристе с другой, непоминание царского дома в церкви и вместе заискивание в той же высшей власти – все это показывает двойственность в деятельности раскольников и их убеждениях. Эта двойственность объясняется самим характером раскола в это время: для массы он – все еще религиозное необщение с «щепотниками» (от «шепоть»; раскольники называли крестившихся тремя перстами – крестящимися «щепотью»); но в кругу промышленных и деятельных личностей, для которых церковный раздор был только знамя и которые придали расколу его организацию и силу, религиозная секта уже переходила в экономическую общину. Экономическая община находила по своим торговым предприятиям нужным искать защиты и покровительства высших властей; но основатели её и главные деятели имели значение в массе своих последователей только как враги вводимых реформ и как борцы против антихристовой власти. Чем более экономическая община брала верх над религиозной сектой в расколе – а это, как мы видели, было с постепенным прекращением гонений, – тем менее враждебно относился раскол к власти и тем терпимее становился он в своих учениях и догматах. Когда, по доносу Круглого при имп. Анне, послали на Выг следственную комиссию навести справки, точно ли выговцы не молятся за царскую фамилию – можно было уже ожидать, что выговцы и в этом отношении не разойдутся с правительством. Уступка действительно была сделана: выговцы внесли, с решения своих учителей, царский дом в свои молитвы. Если бы начальник следственной комиссии Самарин действовал снисходительнее, то может быть эта уступка была бы принята всеми беспоповцами. Но система стеснений еще не миновала, а мы видели, что чем более усиливались стеснения, тем раскол становился нетерпимее и усиливался как враждебная секта. Многие беспоповцы отделились от выговцев, назвав их самарянами (от Самарина, с розыска которого была сделана уступка). Явилось распадение в поморском согласии, центром которого был Выг; явились новые секты и толки, враждебные уступке. Самая уступка потеряла свое прежнее значение.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

281-283 283-284 284-285 285-286 288-289 289-290 290-291 291-293 293-295 295-297 297-298 298-299 299-301 301-302 302-303 БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии 303-304 304-305 305-306 306-307 307-308 БАПТИСТА МАНТУАНЕЦ (1447-1516), реформатор ордена кармелитов, блаженный католической Церкви (пам. зап. 20 марта) 308-310 310-328 328-329 330-331 331-332 332-333 333-334 БАРДИН Антон Иванович († 1841), московский мещанин, антиквар, фальсификатор древ. слав. рукописей 334-335 335-338 БАР-КОХБА прозвище Симона Бар Косибы, вождя последнего крупного антирим. восстания 132-135 гг. в Иудее 338-339 339-341 341-342 БАРМЫ накладное оплечье, возлагавшееся поверх одежды вел. государям во время венчания на царство 342-343 343-345 345-346 346-347 347-348 348-349 349-350 350-352 352-354 354-355 БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1836-1917), исследователь древнерус. и старообр. лит-ры, археограф, собиратель 355-357 357-358 358-360 360-361 361-366 366-367 367-368 368-369 369-370 370-371 БАРЩЕВСКИЙ [Борщевский] Иван Федорович; 1851-1948, худож.-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры 372-373 373-374 375-376 375-377 377-378 БАТЛЕР Джозеф (1692-1752), еп. Даремский, теолог и религ. философ, св. Англикан. Церкви (пам. 16 июня) БАТОВ Дионосий Васильевич (1825-1910), наставник общины брачных старообрядцев-поморцев, апологет поморского согласия 379-380 380-381 381-383 383-384 384-385 385-387 387-388 БАУР Фердинанд Кристиан (1792-1860), нем. богослов, основатель протест. тюбингенской школы библейской критики 388-389 389-390 390-391 391-393 393-394 394-395 395-396 396-398 398-399 399-400 400-401 401-403 403-405 405-406 406-407 407-408 408-411 411-412 412-413 БЕГГА († 693), св., (пам. зап. 17 дек., перенесение мощей 7 июля) Дочь св. Идуберги (Итты) Нивельской и майордома Австразии Пипина I Старшего, сестра св. Гертруды Нивельской 413-414 БЕГИНКИ члены женских полумонашеских общин, объединявшихся для ведения совместной благочестивой жизни и не принадлежавших ни к одному религиозному ордену

http://pravenc.ru/vol/iv.html

Старообрядцы первых поколений, безусловно, носили те же кресты, что и остальные русские люди, то есть обычные нательные крестики XVII столетия, которые, как уже было сказано, имели огромное количество типов и разновидностей. До конца XVIII века эти формы воспроизводились (с неизбежным упрощением) в старообрядческих медницах, главным образом, в Выговских мастерских. Основной иконографический признак русских нательных крестов середины XVII века состоит в отсутствии Распятия - соответственно, и все кресты, отливавшиеся в старообрядческих медницах в XVIII и XIX веках, Распятия не имели. Старообрядцы признают единственную форму креста - восьмиконечную, в которой к обычному четвероконечному кресту добавляется перекладина, изображающая дощечку с «титлами Пилата», и косая перекладина - «подножие». Однако восьмиконечный нательный крест сложен в изготовлении и неудобен в ношении. Поэтому старообрядческие кресты в основном имеют четырехугольную основу, поверх которой изображается восьмиконечный крест. На рубеже XVIII-XIX столетий в старообрядчестве утверждаются по преимуществу два типа нательного креста: «прямой» - мужской и «листик» - женский. При этом тип «листик» является логическим завершением развития типа креста «процветшего». «Мужской» старообрядческий крест имеет очень простой вид. Это прямоугольный крест с прямыми углами в средокрестии. На лицевой стороне помещается изображение восьмиконечного креста с параллельными ему, то есть строго вертикальными, тростью и копием. Поверх восьмиконечного креста располагается надпись «Царь Славы», по бокам средней перекладины или над ней - инициалы IC ХС.Выше средней перекладины на больших мужских крестах размещается надпись КРСТ ХРАН, ниже ее - СН БЖIЙ и НИ КА, а внизу - буквы К[опие], Т[рость], Г[лава], А[дама] и иногда дополнительные буквы М[есто], Л[обное], Р[ай], Б[ысть]. Отсутствие аббревиатуры IHЦI показывает, что прототипом большинства старообрядческих крестов были кресты поморские, потому что именно старообрядцы поморского согласия отвергали как «Никоновы новины» «титла Пилата» вместе с изображением Святого Духа «в виде голубине». В подножии восьмиконечного креста размещалось схематическое изображение Голгофы; оно могло быть ступенчатым, треугольным, овальной формы и включало в себя столь же схематическое изображение черепа. На обратной стороне помещалась молитва «Да воскреснет Бог...», некоторые кресты XVIII века имеют гладкий оборот.

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/3/nate...

Другой дошедший до нас портрет К. 1-й трети XIX в. (ЕИХМ), происходящий из коллекции М. Н. Бардыгина, выполнен в иконописной стилистике и технике на деревянной основе размера пядницы; нимб и именующая надпись отсутствуют. Образ поясной, на голубоватом фоне, видна левая рука с посохом, на свитке текст: «Кто Православную веру усердно соблюдает, того она прославляет и от бед избавляет, по преставлении ж царствия небеснаго сподобляет, и с Богом соединяет». Конец надписи и сам тип портрета-иконы со стилизованными моделировками форм, хотя и сохраняющего индивидуализацию внешнего облика, косвенно свидетельствуют о том, что произведение появилось уже после смерти К. К изводу живописных портретов восходят эстампы с изображением К., предназначавшиеся для книжных иллюстраций или отпечатанные в виде отдельных листов. На посмертном гравированном портрете 10-30-х гг. XIX в. работы А. Афанасьева в технике пунктира (издан «иждивением» С. И. Стукачёва, ГИМ) К. запечатлен сидящим возле стола с книгами, с тем же свитком в руке и медалью на шейной ленте. Погрудный портрет, награвированный Рябининым, помещен в книге Ф. В. Ливанова (Раскольники и острожники: Очерки и рассказы. СПб., 1872. Т. 3). Текст книги Н. И. Попова (Материалы для истории беспоповщинских согласий в Москве, феодосеевцев Преображенского кладбища и поморской [часовни] Монинского согласия. М., 1870) иллюстрирует московская литография 1869 г. в овале с тем же типом изображения (один из оттисков - в РГБ). Лит.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1051; Старообрядческий церк. календарь на 1971 г. Вильнюс; Рига; М., 1971. Вкл.; Тайна старой веры: Буклет выст./ГИМ. М., 2005. С. 15. Кат. 6; Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. С. 143, 147. Ил. 117. Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич (1867 - 1932), старообрядец-федосеевец, издатель, гравер, иконописец, духовный писатель МАРАЕВА Анна Васильевна (урожд. Волкова; 1845-1928), деятельница старообрядческого федосеевского согласия

http://pravenc.ru/text/1841630.html

Вместе с тем интерес к старообрядцам стран Прибалтики и Польши со стороны международного научного сообщества непрерывно растет. Объектом исследований поляков во второй половине XX века была прежде всего реконструкция истории Войновского монастыря и деятельность его знаменитого игумена. Отдельным объектом исследований была Пишская типография федосеевцев. В 1961 году Якубовский написал о том, что монахини из Войновского монастыря распространяют слухи о якобы существовавшей в Пише (Иоганнесбурге) типографии, и эти слухи необоснованно повторяет в своих статьях Ирида Грек-Пабис [Jakubowski 1961: 98]. Однако позже, 1977 году, Эугениуш Иванец смог подтвердить факт существования типографии, нашел и опубликовал фотографии страниц книг и журналов, изданных в Пише. В результате более чем 20-летнего труда Э. Иванец в монографии о жизни и духовных поисках Константина Голубова, ученика и соратника Павла Прусского , опубликовал новые факты о федосеевской религиозной доктрине и об отношениях между обитателями монастыря и войновскими крестьянами [Iwaniec 2001]. 2. Появление старообрядцев на Мазурах Историки сообщают о том, что в 1830 году около 380 семей (примерно 1213 человек) прибыло в Пишскую пущу на Мазурские озера из Царства Польского и из Режицкого уезда Витебской губернии Российской империи. Прибывшие староверы принадлежали к федосеевскому, а не к филипповскому согласию, т.е. не были «филиппонами». Правда, обе ветви принадлежали к Поморскому сообществу староверских согласий, имели общее происхождение и исповедовали общие догматические принципы, однако прибывшие на Мазуры староверы не называли себя филиппонами. Федосеевцы старались избежать официальной регистрации браков и рождения детей в метрических книгах, а также службы в армии [Iwaniec 1977: 108], к чему принуждали их власти Российской империи. На территорию современной Польши старообрядцы переселялись во время трех миграционных волн: 1770, 1815, 1830 гг. [Grek-Pabisowa 1999: 37]. Прусские власти положительно отнеслись к переселенцам, руководствуясь, в основном, экономическими соображениями [Iwaniec 1977: 108]. По указу прусского короля Фридриха Вильгельма III от 5 декабря 1825 г. первое поколение «филиппонов» освобождалось от военной службы при условии благоустройства территории, на которой поселятся их семьи [Sukertowa-Biedrawina 1961: 46]. Земли, проданные староверам, не были плодородными: вокруг распростирались густые непроходимые леса и болота.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

СПАСОВСКИЙ ТОЛК (нетовщина) - течение в беспоповщине, зародившееся в конце XVIIb. в глухих Керженских лесах. По вероучению, только Христос (Спас) знает, что нужно для спасения. Со временем толк распался на согласия: бабушкино (младенцев крестили повивальные бабки); глухая нетовщина (допускали крещение и бракосочетание в православной церкви); дырники (молились, обратясь в сторону небольшого отверстия в восточной стене избы, отрицали все обряды); некрещеная, или строгая, нетовщина (отрицали все обряды); новоспасовщина, или поющая нетовщина (имели наставников, совершающих богослужение, крещение, венчание); рябиновщина (признавали только рябиновые кресты); самокрещенцы (крестили сами себя). СТРАННИЧЕСКИЙ ТОЛК (бегунский) - течение в беспоповщине, основанное во второй половине XVIIIb. беглым солдатом Евфимием. Именуют себя истинно-православными христианами странствующими. Для вероучения характерны элементы фанатизма, а также ожидание конца света. Верующие избегали связей с обществом, уходили в пустынные местности или прятались в темных убежищах. Каждый желающий стать на путь странничества принимал новое крещение, получал новое имя. Первоначально часть бегунов выполняли обет странничества лишь символически: перед смертью принимали крещение и прятались в тайник. Странники делились на отрешившихся от мира странствовавших (мироотреченцы) и дававших им пристанище. Содержавшие пристанища для бегунов именовались жиловы-ми, пристанодержателями, христолюбами, благодетелями. Последователи разных направлений бегунства получили название подпольщиков, скрытников, голбешников, пустынников. В середине XIXb. появились брачные странники, допускавшие брак, а также сторонники иерархии (статейники, или иерархисты) и несогласные с ними (противостатейники). ФЕДОСЕЕВСКИИ ТОЛК - радикальное течение в беспоповщине, выделившееся из поморского толка. Основано в конце XVIIb. Феодосией Васильевым. Последователи течения строго придерживались аскетизма и безбрачия. Впоследствии отдельные группы (согласия) от этого отказались. В 1771г. основали в Москве Преображенскую общину, которая стала крупнейшим центром беспоповщины. В 1820-1830-х гг. раскололись. Некоторые перешли в новопоморское согласие, а позднее - в единоверие. Выделились рижские и польские федосеевцы, признававшие возможность брака, и новожены, считавшие вступление в брак необходимым. В противовес им возникли аристовское и кондратьевское согласия, выступавшие против нарушения первых аскетических традиций толка и упростившие богослужение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/124/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010