Подпишитесь на наш Телеграм В Православной Церкви есть особые дни поминовения усопших . К таким дням относятся и заупокойные субботы. Одна из них — Димитриевская родительская суббота, которая в этом году приходится на 28 октября. Вашему вниманию — проповедь архимандрита Виктора (Мамонтова) в родительскую субботу. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и су, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. Ин 5:23–30 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Мы совершаем поминовение усопших в так называемую Вселенскую родительскую субботу. Церковь молится за всех, кто жил в этом мире временном, и кто его покинул, и эта молитва творится ради жизни, потому что у Бога мертвых нет, все живые, и Господь всех нас призвал к вечной жизни. В сегодняшнем Евангелии от Иоанна Иисус Христос говорит о том, что, если человек не только слушает Слово Его, но и верит в Него, имеет жизнь вечную и переходит от смерти в жизнь. Что это означает? Иисус Христос говорит нам о вечной жизни и об отсутствии ее. Вечная жизнь отсутствует там, где нет Бога. И, если человек не принимает Бога и не идет к Нему, то он отказывается жить, потому что биологическая жизнь приводит к смерти, она имеет начало и конец. Все мы рождаемся и проживаем определенное количество лет, кому сколько дано, и ценность человеческой жизни не определяется количеством прожитых лет. Если бы была жизнь только биологическая, мы бы ценили долголетие, долгое житие. Но какая разница, сколько прожить — 10 лет, 15, 21 год, или 40, или 120? Многие мечтают о долголетии, о том, чтобы жить, и жить, и жить. Но это дурная бесконечность, и человек в итоге устает от биологической жизни.

http://blog.predanie.ru/article/nam-vsem...

Поминки в день похорон (равно как и в другие установленные дни) нужно устраивать по Церковному Уставу. Уставные указания о трапезе можно, в частности, найти у нас в газете в рубрике « Церковный календарь ». По вопросам разумного послабления поста нужно обратиться за благословением к священнику. Обряд «поминовения» усопших водкой или каким-либо спиртным недопустим. Согласно Уставу, в воскресные дни, двунадесятые праздники и будние дни Великого поста поминки не совершаются, а переносятся на ближайшую субботу перед этим днем. На практике часто встречаются отступления от данного правила, так что в сложных случаях желательно проконсультироваться со священником. Православные христиане призваны жить в любви и братском общении друг с другом. Эта любовь и это общение не кончаются при переходе души в жизнь вечную, они продолжаются в молитве Церкви. Христос говорит, что у Бога все живы (см. Лк. 20:38), а по слову апостола Павла любовь никогда не перестает (1 Кор. 13:8). Для многих крещеных, но не просвещенных светом Евангелия наших соотечественников потребность в молитве за усопших становится поводом обратиться к Богу, переступить порог храма, может быть, начать наконец-то жить жизнью духовной. И это так потому, что нигде в мире мы не найдем истинного утешения в разлуке с близкими, только в Православной Церкви Господа нашего Иисуса Христа, пролившего Свою Кровь за спасение от греха и смерти каждого человека. ДОПОЛНЕНИЯ, ЦИТАТЫ, ЛИТЕРАТУРА: Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), то вместо Канона по исходе души читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице по традиции читают Деяния святых апостолов. «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним». Апостол Павел (1 Фесс. 4:13–14). «Мы думаем о смерти всегда как о разлуке. Никогда больше не услышим любимого голоса, никогда не тронем любимого тела, никогда больше не будем жить вместе с человеком той простой жизнью, которая нам так дорога. Но мы забываем, что смерть одновременно является встречей живой души с Живым Богом, вступлением в ту полноту жизни, которая никому не доступна на земле. И вот поэтому сквозь слезы, с раздирающимся от собственной боли сердцем, мы можем радоваться за другого: кончено время борения, страдания, искания, он теперь в другом свете, видит то, что искал, знает, что живет, — жизнь победила. И мы перед гробом таинственно созерцаем величественную встречу Бога и человека, момент, когда завершается весь путь человека и он приходит домой».

http://zavet.ru/a/rss_nocomments_forma.h...

При этом дано нам убеждение, что отпущение грехов возможно и в загробной жизни, что видно из слов Спасителя: «Всякий грех и хула простятся человекам; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф. 12:31–32 ). Отсюда вывод прямой, что отпущение грехов грешникам возможно и по смерти их. В Апокалипсисе говорится, что Господь Иисус Христос имеет ключи ада и смерти ( Апок. 1:17–18 ); следовательно, Он может отверзать запоры адовы и освобождать оттуда грешников. Ибо Он, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи и всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас ( Евр. 7:4–25 ). Из Писания видно, что в ветхозаветной Церкви существовал обычай молиться за умерших; Иуда Маккавей принес молитву и жертву за павших воинов, когда оказалось, что у них под хитонами нашлись вещи, посвященные Иамнийским идолам ( 2Мак. 12:40–45 ); эта умилостивительная жертва принесена для того, чтобы воины получили разрешение от греха. Иисус сын Сирахов говорит: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» ( Сир. 7:36 ). Все литургии, начиная с литургии Апостола Иакова, содержат в себе молитвы за умерших. Иоанн Златоуст говорит: «Не напрасно узаконено Апостолами творить пред Страшными Тайнами поминовение об усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние. Не напрасны моления, не напрасны милостыни: все это установил Дух Святый, желая, чтобы мы пользу получили друг через друга». Блаженный Августин пишет: «Не должно сомневаться, что молитвы Св. Церкви, спасительная жертва и милостыни, совершаемые за души умерших, содействуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели сколько заслужили по грехам своим». Все вышеизложенное неотразимо обличает сектантов, но и ложь в союзе с гордостью не может уступить. Посты и Монашество Первый пост заповедан людям в раю, когда Господь сказал Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» ( Быт. 2:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/baptisty...

Так что советская традиция ездить на могилы родных на Пасху — ошибочная. В советских семьях вообще складывалось немало разных традиций, часто вполне ошибочных, с ними надо бороться. Самый лучший вариант для посещения кладбищ — это, конечно, Радоница, вторник второй седмицы после Пасхи, специально установленный день для особого поминовения усопших. Но на кладбище можно съездить и заранее, перед Пасхой, многие люди так и делают, наводят на могиле родных порядок после зимы, стараются к празднику там убраться, если получается. Можно съездить туда в следующее воскресенье после Пасхи, если другого времени нет, если человек работает и знает, что на Радоницу никак не вырвется с работы. Это лучше, чем стремиться попасть к могилам родных именно в день Пасхи! 11. Если человек годами тяжело переживает смерть близкого, как ему преодолеть скорбь и чувство отчаяния? Скорбь, печаль — это естественно, но святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос, который прослезился на гробе Лазаря, показал нам меру нашей печали. То есть это должна быть именно печаль, грусть о том, что человек жил рядом с нами, а теперь умер, но это не должна быть чрезмерная скорбь, которая, как пишут многие авторы, оскорбляет Бога. В службе погребения есть три основных темы: тема обязательной молитвы за усопшего, тема памяти смертной (т.е. ты сам должен помнить о смерти) и — надежда на воскресение. Евангельское чтение на отпевании и апостольское — говорят именно о воскресении! Соответственно, если человек скорбит безмерно, то он своей жизнью показывает, что не имеет надежды, что он не до конца надеется на Бога, не верит в Его поддержку, не верит в Его утешение и в итоге, получается, не верит в бессмертие души и воскресение мертвых. Если он не верит, как же Церковь может ему помочь? А если верит, тогда не должен печалиться чрезмерно, и здесь Церковь дает ему утешение. Как пишет апостол Павел: Не хочу же оставить вас, братия,в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (…) Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами  ( 1Фес.4:13–18 ).

http://sueverie.net/11-voprosov-o-pomino...

603 13. молитвах за умерших Со смертью христианина, связь его с членами земной церкви не прекращается, так как, умирая плотью, он остается жив духом, составляет вместе с ними единое тело – Церковь Христову ( Еф. 1:23 ; Кол. 1:18 , Евр. 12:22–23 ) и ждет от Господа последнего суда. Внешним выражением этой связи служат молитвы живых членов за умерших. Эти молитвы, по учению православной Церкви, «исхищают из уз ада души» усопших братий наших, находящихся там (Прав. испов. отв. на вопр. 64), и «вспомоществуют им к достижению блаженного воскресения» (Прост. катих. 11 чл.), т. е. помогают очищаться от грехов, получать от Бога прощение их и переходить в лучшее состояние. Придавая такое значение молитвам за умерших, православная Церковь следует, с одной стороны, слову Божию, а с другой – указаниям св. отцов и учителей. Слово Божие, заповедуя христианам «молиться друг за друга» ( Иак. 5:16 ), «за брата своего, согрешающего грехом не к смерти» ( 1Ин. 5:16 ), «о всех святых» ( Еф. 6:18 ), т. е. о христианах и «за всех человеков» ( 1Тим. 2:1 ), не делает исключения для умерших, потому что у Господа «все живы» ( Лк. 20:38 ) и «живем ли или умираем, всегда Господни» ( Рим. 14:8 ). Побуждением к этой молитве должна служить взаимная любовь христиан друг к другу, как членам одного тела Христова, а любовь, по слову ап. Павла, «никогда не перестает» ( 1Кор. 13:8 ); истинной любовью члены Церкви все возвращают в Того, Который есть глава Христос» ( Еф. 4:15 ), т. е. содействуют духовному возрастанию друг друга, очищению и прощению грехов. 604 Возможность такого возрастания, а отсюда и прощения грехов по смерти, ясно видна из слов Господа: «всякий грех и хула простятся человекам... если же кто скажет на Духа Св., не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31,32). Если бы по смерти невозможно было прощение грехов, то Господь не сказал бы, что в будущем веке не простятся только смертные грехи. Далее, Ап. Пет, говоря о проповеди Господа «находящимся в темнице духам, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению», замечает, что и «мертвым было благовествуемо» Им ( 1Пет. 3:19,20; 4:6 ); если бы в загробной жизни не было прощения, то не было бы и благовествования. 605 Наконец, слово Божие указывает немало и случаев молитвенного поминовения умерших и благотворительности в память их, с целью испрошения им прощения грехов. Так, в ветхозаветной церкви во все времена существовал обычай преломлять по умершим хлебы и при гробах раздавать их неимущим ( Втор. 26:14 ; Иер. 16:7 ; Тов. 4:17 ), налагать на себя пост по случаю кончины ближних ( 1Цар. 31:13 ; 2Цар. 1:12 ), соединяя все это с соответственными молитвами, и таким образом оказывать милость умершим.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   Научимся же вере, дорогие мои, в Церкви научимся жизни по вере от евангельского прокаженного! И отнимется от нас прокажение душ, и снимется расслабление тел, и тогда одухотворенными душами, всем существом своим мы потянемся к Сладчайшему Источнику жизни — к Богу и, преданно припав к Нему, услышим Его голос, любящий и зовущий: «Встань... встань от прокажения грехом, вера твоя спасла тебя...» И встанем оправданными, и останемся со Спасителем своим во веки веков. Аминь.     2 (15) декабря 1991 года Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!     «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? ...и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр.6:9—11).    Други наши, сегодня праздник молитвенной памяти святых, начало которому было положено тогда, когда они, эти люди, еще жили и только стояли на пороге предлежащего им подвига. И они сами, не ведая того о себе, но пророчески предзря будущее России, на всероссийском Соборе Русской Православной Церкви в 1917—1918 годах объявили: «Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25-го января или в следующий за сим воскресный день (...) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».    Они не знали о себе, но Дух Святый, в Церкви почивающий и Церковь ведущий, их устами изрек явно будущее народа Божия на Руси на длительный период ее истории и назвал его «годиной лютой».    И на этом Всероссийском Соборе, восстановившем Богом данной властью на Руси Патриаршество, еще воочию была видна древняя церковная слава России. Но там же ей, этой славе, уже противопоставилось надвигающееся будущее — непримиримая, враждебная сила, ненавидевшая христианство и Крест и обещавшая русской Церкви подвиг мученичества и исповедничества, доселе редко являвшийся в ней.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А вот последнее слово нам, живущим в столь трудные времена: «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею… Устранись, хранись от него сам; и этого для тебя довольно. Познай дух времени, изучи его, чтобы по возможности избежать его влияния.» Дорогие мои! « Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных » (Еф. 6:11—12). И Господь будет с нами, будет нашим Помощником. Научимся же вере, дорогие мои, в Церкви научимся жизни по вере от евангельского прокаженного! И отнимется от нас прокажение душ, и снимется расслабление тел, и тогда одухотворенными душами, всем существом своим мы потянемся к Сладчайшему Источнику жизни — к Богу и, преданно припав к Нему, услышим Его голос, любящий и зовущий: «Встань… встань от прокажения грехом, вера твоя спасла тебя…» И встанем оправданными, и останемся со Спасителем своим во веки веков. Аминь. 5. Непереходящие Праздники Собор новомучеников и исповедников Российских И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? …и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число. (Откр. 6:9—10—11) Други наши, сегодня праздник молитвенной памяти святых, начало которому было положено тогда, когда они, эти люди, еще жили и только стояли на пороге предлежащего им подвига. И они сами, не ведая того о себе, но пророчески предвидя будущее России, на всероссийском Соборе Русской Православной Церкви в 1917—1918 годах объявили: «Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25–го января или в следующий за сим воскресный день (…) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников.»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя Иисус. Евангелие от Матфея (а с ним – и весь Новый Завет) открывается родословием Спасителя. Подобные книги родства мы видим и в Ветхом Завете . В книге Бытия это родословия Адама, сынов Ноевых, Фарры (отца Авраама), Измаила, Исаака и Иакова. Конечно, о потомках Каина в книге Бытия тоже сказано, и довольно подробно. Но надписания «книга родства» в этом случае нет – Каин и его потомки как бы выпали из течения человеческой истории, которая одновременно является историей Божия Промысла . В Ветхом Завете родословие надписывается именем родоначальника. «Вот родословие Адама…» (Быт 5) – читаем мы о потомках первочеловека вплоть до Ноя и его сыновей. Но в Евангелии книга родства надписана именем Богочеловека – далекого потомка Авраама. И мы понимаем, почему это так: вся эта цепочка поколений, все эти незабвенные имена – они имели не только причину, но и цель: воплощение Бога от Девы, пришествие обетованного Мессии на землю. И вот теперь это обетование сбылось, цель достигнута: Сын Божий становится Сыном Девы. Родословие, которое мы слышим сегодня, свидетельствует, что Господь Иисус Христос, наш Творец и Спаситель, вписан в историю Своего народа, в историю человечества. Его рождение, земная жизнь, смерть и воскресение – центральная, важнейшая страница всемирной истории. Но и прочие страницы этой великой книги остаются на своем месте, и нам по-прежнему дороги и повествования о ветхозаветных праведниках – Ное, Аврааме, Исааке, Иакове и Иосифе, и их родословия. Мы помним эти имена и дорожим ими. Дороги нам и иные имена. Когда в храме или дома мы молимся о упокоении в Небесном Царствии душ наших родственников, друзей, всех тех, кого мы любили и продолжаем любить, мы просим Бога сотворить им вечную память. Да и сама молитва о живых и усопших нередко называется поминовением. На проскомидии священник вынимает частицу из отдельной просфоры «в честь и память преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии» – мы осмеливаемся напоминать Богу о Его Пречистой Матери!

http://pravmir.ru/ivan-bozhij/

А. Какой мерой мерим, такой нам и отмерится. Если мы позаботимся о помощи усопшим, то такая любовь к ближнему, не прекращающаяся даже смертью, не будет забыта у Бога. Когда придет наш последний день и нам самим потребуется помощь, тогда Бог направит сердца других, чтобы они сделали для нас то, что и мы делали для усопших. И за чашу студеной воды молитв, проливаемых за ближнего, мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше ( Лк. 6, 38 ), по неложному Слову Христа. Об этом говорится и в другом месте Писания: благословен он от Господа за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых ( Руфь 1, 8 ). Да сотворит Господь с вами милосердие, как и вы творите умершим. Б. Помазывающий другого благоуханным миром заблагоухает, прежде всего сам. Так и молящийся об умершем прежде, чем принести ему пользу, приносит пользу самому себе, возводя свой ум и сердце к Богу (ибо молитва – это некое восхождение к Богу ума и сердца) и пробуждая в себе веру, надежду, и любовь. Особенно это относится к тому, кто с должным благоговением приносит за умершего страшную жертву, удостаиваясь всяческих благ, о чем знает каждый, имеющий соответствующий опыт. В. Молящийся получает пользу не только от Бога, Подателя всяких благ, но и от того, о ком возносится молитва . Если бы (например) царь за прегрешения посадил некоего вельможу в темницу и тебе бы стало это известно, и ты бы стал смиренно молить о нем царя, то узник, освободись и, выйдя из темницы, воздаст сторицей тому, кто позаботился о его освобождении. Скажи мне, разве не стал бы ты всячески стараться освободить этого вельможу? Думаю, что ты бы не поленился помочь ему, имея надежду на воздаяние от освободившегося. Так и мы, оказывая милость умершим, получим от них, когда они освободятся, взаимную молитву к Богу о нас. Молитесь, говорит Апостол, друг за друга, и носите бремена друг друга ( Гал. 6. 2 ). Г. Польза еще и в том, что, поминая мертвых, мы помним о собственной смерти и от того, о ком совершаем поминовение, как бы слышим обращенные к нам слова Иисуса, сына Сирахова: мне вчера, а тебе сегодня ( Сир. 38, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

А через проповедь о Христе и через святое крещение приводит к православной вере и ины овцы я же не суть от двора Христовой Церкви, 450 пребывающие доныне в тьме язычества. Примите же, братие мои, грядущего к вам с отеческой любовью викария и собрата, Нашего соработника на ниве Христовой, а Вашего нового архипастыря, епископа Охотского Даниила. Возлюбленные мои, пастыри Камчатской церкви, молю вас: будьте законопослушны и преданы своему долгу. Вы же, познавшие спасительную веру Христову, верные чада Православной Церкви, в жизни нашей будьте примером по заповедям Господним для неверующих еще в Бога язычников, духовно темных, но все же добрых и кротких детей природы. Храните в себе и соблюдайте твердо и неуклонно святые предания учения Церкви и добрые, православно русские обычаи, благое наследие наших православных отцов и дедов, каковые я с любовью наблюдал в прежние годы в нашей церковной общественной и семейной жизни, как-то: послушание пастырю, исполнение старорусских, благословенных обычаев: при рождении младенцев, при крещении, бракосочетании и погребении, при поминовении душ усопших, при исповеди и причащении, в церковные праздники и при семейных торжествах и, наконец, в ваших домашних и хозяйственных трудах. Учите и наставляйте детей ваших в любви к Богу и ближним, в послушании пастырям церкви, наставникам и родителям. Наконец, братие мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель, похвала, о том помышляйте ( Флп.4:8 ). Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте и наш дух и душа и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествие Господа Нашего Иисуса Христа ( 1Фес.5:23 ). Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят во истине ( 3Ин.1:4 ). О себе скажу вам, братия мои, благодатию Божиею я есмь еже есмь ( 1Кор.15:10 ). Вас же попрошу подкрепить мои немощи молитвой да поможет Господь Бог мне вашими молитвами выполнить ту великую миссию, которую возложил на меня Земский Собор, 451 единогласным избранием и посадничеством меня в Европу и к Вселенским Патриархам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010