Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Долгие проводы 100 вопросов и ответов о поминовении усопших Когда я пришла в Церковь, за плечами у меня уже была долгая жизнь и опыт потерь, и самой непереносимой из них – потери ребенка. И очень скоро, да почти сразу же, опыт этот стал трансформироваться и приобретать совершенно неведомый мне прежде смысл. Один Бог знает, сколько я тогда перечитала литературы, ища подтверждения и объяснения своим вопросам и догадкам. Однажды отец Константин Пархоменко, игравший для меня в то время роль своего рода компаса в книжном море, принес мне книгу святителя Афанасия (Сахарова) «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви», сказав: «Это самая основательная из всех книг на эту тему, написанных в Православной Церкви». Я прочитала ее всю, от корки и до корки. И потом, с благословения и при участии о. Константина как своего рода научного редактора, на ее основе и на основе многих других источников, дерзнула написать эту небольшую работу. ИСХОД 1. Человек умирает… Что мы можем для него сделать? «Приближается давно притрепетно ожидавшийся час, — пишет в своей замечательной книге «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» святитель Афанасий (Сахаров) . — Бедственные и малые дни, год от года понемногу сокращаясь, уже исчезают, подобно каплям дождевым. Церковь, имевшая попечение о каждом православном с момента его рождения, не может оставить его и в этот последний страшный час». Церковные правила особо обязывают священников делать все возможное для того, чтобы умирающий не остался без предсмертного напутствия Святыми Дарами. Единственное требование — он должен находиться в сознании, чтобы принести Господу последнее покаяние. «Приходит игумен, — читаем в старинном Требнике, — к мирскому же отец его духовный, и вопрошает, аще есть кое слово, или дело забвения ради, или студа, или кая злоба к коему брату неисповедана, или непрощена есть, вся должен есть изыскивати и вопрошати по единому умирающаго».

http://azbyka.ru/parkhomenko/dolgie-prov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 63. Вселенское поминовение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! В субботу перед Пятидесятницей Церковью установлено вселенское поминовение усопших. Это поминовение совершается в настоящий день в той мысли, что сошествием Св. Духа завершается домостроительство спасения человечества, в котором участвуют и усопшие. В этот день служится исключительно заупокойная служба, и совсем оставляются службы Минеи, а чествование случившихся в тот день святых, хотя бы то и святого с бдением, переносится на иное время. Главная идея данного установления заключается в том, чтобы живые члены Церкви, сократив до минимума воспоминания о святых угодниках, в усиленной и умноженной молитве об умерших непрославленных членах Церкви, в полной мере явили к ним свою братскую любовь. Подобное происходит только дважды в году: в данную Троицкую субботу и еще в Субботу мясопустную (перед Великим Постом). Как сказано в Уставе, в эту субботу “поем всю службу о усопших, вечер и утро, якоже предъизъявися в субботу Мясопустную, во всем подобие”. В Триоди Постной, в конце последования Мясопустной субботы, тоже сказано: “сие последование бывает непременно (т. е. без перемен) и в субботу святой Пятидесятницы.” Таким образом, для обеих этих суббот одна и та же заупокойная служба с небольшими различиями. Примечательны при этом стихиры на хвалитех, которые для каждой субботы особые. Неожиданным может показаться, что в субботу мясопустную 4я хвалитная стихира начинается пасхальным: “Христос воскресе!”, тогда как в субботу Пятидесятницы вообще нет этого нарочито пасхального восклицания, а вместо этого Церковь приглашает в этот день воспомянуть “конечный день”. Но если вдуматься, то пасхальное восклицание и не нужно тогда, когда без счету повторявшееся «Христос воскресе» у всех, так сказать, еще в ушах звучит. А вот в субботу мясопустную, ввиду предстоящего воспоминания Страшного Суда, Церковь хочет как бы несколько ослабить страх этого грозного дня и приободрить напоминанием, что “Христос воскресе… дерзайте ecu мертвии”. Так что вполне естественнно в субботу Пятидесятницы после многократного благовестия “Христос воскресе” напомнить о том, что “страшен конец смертный и грозен суд Владыки”, дабы верующие, оживленные надеждами воскресения, дерзая о Христе воскресшем, не стали беспечны, тогда как в подобном напоминании накануне воспоминания Страшного Суда нет особой нужды.

http://azbyka.ru/video/63-vselenskoe-pom...

Закрыть itemscope itemtype="" > О современной практике церковного поминовения Размышления на актуальную для христиан тему 18.02.2023 3397 Время на чтение 11 минут Фото: Санкт-Петербургская митрополия От редакции : Автор поднимает важную тему для церковной жизни. И хотя его позиция нам представляется излишне ригористичной, но проблема, о которой он с болью пишет вполне реальна. «Поминовение по умершим есть самая главная часть бескровной жертвы, приносимой за православных христиан, как живых, так и умерших. Если кто-нибудь, даже из православных христиан, явно согрешает и не кается, то о таковом Святая Церковь запрещает приносить бескровную жертву, пока он совершенно не оставит своего греха и искренно не покается. ... Церковное поминовение о таковых не только не будет приятно, но и противно будет и Богу, и Святой Церкви, и священник, дерзающий по таковым творить поминовение, смертно согрешает… Об умерших без покаяния и в противлении Святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ пред Христом Богом в День Страшного Суда Его» (преп. Паисий Величковский). «Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно: потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и Причащение тем, кои без покаяния причащаются Страшных Тайн, как сказал божественный Павел (см. 2 Кор. 11, 29)» (свят. Симеон Фессалоникийский). «О поминовении на Проскомидии справедливо вам говорила духовная особа, что не должно поминать явно грешников, пребывающих в заблуждении и расколах: по толкованию учителей церковных, чрез соединение частиц, вынутых за их имена с Божественною Кровию, не очищение, но высшее осуждение для них бывает» (преп. Лев Оптинский). Так учат святые отцы Церкви о проскомидии и о поминовении усопших. Но, к сожалению, в современной церковной практике происходит иначе. Современные пастыри либо позабыли о том, кого и как следует поминать, либо об этом вообще не знают.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/18/o_...

   Потому-то высокий созерцатель вещей божественных, святый Дионисий, в тайноводственном созерцании об усопших, говорит, что «и в сей жизни, а не только по смерти, молитвы действенны для тех, которые достойны святых молитв, т. е. для верующих (а выражение «не только», без сомнения, здесь должно принять в таком же значении как «тем более»). Молитва испрашивает у Божественной благости оставления прегрешений, соделанных усопшими по немощи человеческой, о вселении умерших во стране живых — в месте, от которого удалена всякая скорбь, печаль и воздыхание, — дабы божественное могущество по благости Своей презрело нечистоты, обретшияся в усопших по немощи человеческой: ибо «чист... от скверны? никтоже» (Иов.14:4). Златословесный Иоанн также учит: «если язычники вместе с умирающими сожигают их имение, то кольми паче ты, верующий, вместе с верующим, должен предпослать его имение не для того, чтобы оное превратилось в пепел, подобно тому, но дабы чрез него доставить большую славу усопшему; и если умерший был грешник, то дабы Бог отпустил ему прегрешения, а если праведник, дабы увеличил награды... Постараемся же оказывать чрез милостыни и приношения возможную помощь отшедшим, и это для них весьма спасительно, приносит великую пользу, ибо иначе напрасно и безразсудно было бы учреждено и Церкви Божией предано от премудрых апостолов, чтобы священник при страшных тайнах приносил молитву об усопших в вере, еслибы святые апостолы не знали, что от сего произойдет великая польза, великое благо». Согласно с сим также говорит и премудрый Григорий Нисский: «ничего без разсуждения, ничего безполезного не предано от учеников Христовых и не принято вселенскою Церковию; но весьма богоугодное и преполезное дело при божественном и преславном таинстве — совершать поминовение о скончавшихся в правой вере». Что же касается изречений: «яко Ты воздаси комуждо по делом его» (Псал. 61:13); «еже аще сеет человек, тожде и пожнет» (Гал. 6:7) и сим подобных, то, без сомнения, они относятся к имеющему быть страшному суду и концу мира, потому что тогда не будет места никакой помощи, и всякое моление останется недействительным (тогда где будут бедные? где священно-служители? где милостыни? где благотворения)?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

иеромонах Афанасий (Стрельцов) Православное заупокойное богослужение в осмыслении святителя Афанасия (Сахарова) епископа Ковровского, исповедника и песнописца Источник Скачать epub pdf Заупокойные богослужения и поминовение усопших – важная часть богослужебного круга, которую исследовал епископ Афанасий (Сахаров) . В своем труде святитель подробно разбирает все заупокойные богослужения Православной Церкви в течение года, приводя их историческое значение, а также рассказывает, как лучше мирянину молиться за усопших. Минувшее столетие в истории нашей Церкви было временем испытания на прочность веры в Господа. Господствующая идеология того времени выстраивала жизнь общества вдали от Бога. Поэтому все, что было связано с религией, оказывалось вне закона и должно было быть искоренено. Закрывались монастыри и храмы, начинались гонения на христиан, церковная жизнь приходила в упадок. Сотни тысяч людей духовного звания и мирян проявили свою верность Богу, идя путем мученичества и исповедничества. Будучи в разных жизненных обстоятельствах, занимая разное положение в жизни Церкви и общества, все они были едины в одном – в своем желании быть со Христом. «Последуя Христу, Православная Церковь взошла на свою Голгофу, день за днем, год за годом распинаемая новой богоборческой властью» 1 . Но и одновременно с этим: «Это было время великих духовных подвигов. Пожалуй, с первых веков христианства не появлялось за такой короткий период столько мучеников за веру, столько бесстрашных исповедников, для которых «жизнь – Христос и смерть – приобретение» ( Фил. 1:21 )» 2 . Именно в такой период времени пришлось нести свое архипастырское служение и заниматься литургической деятельностью святителю Афанасию, епископу Ковровскому, исповеднику и песнописцу. Смыслом всей жизни святителя Афанасия было богослужение, которое придавало силу переносить тяжесть окружающей действительности. Революционные движения, атеистические идеи внесли расстройство и в богослужебную практику Церкви. Все это, а также смерть матери, натолкнуло владыку Афанасия на мысль написать труд, в котором он хотел растолковать, что говорится в Уставе о православном поминовении усопших. Находясь в туруханской ссылке, в 1930 году святитель предпринимает первый опыт исследования, окончил которое он незадолго до блаженной кончины. На первой странице исследования «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» подпись: это творение будет написано в память о горячо любимой матери, что свидетельствует об искренней сыновней любви к почившей.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Ходить ли на кладбище на Пасху? Источник:  Нескучный сад Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге " Капитолийская волчица " рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: " Остановись, прохожий " . Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба. Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись: SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS При пересечении слово " tenet " дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий. Блаженный Августин в своей " Исповеди " рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка – перестала ходить на кладбища с приношениями: " Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, – не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, – кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, – мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики " .

http://religare.ru/2_101256.html

Потому-то высокий созерцатель вещей божественных, святой Дионисий, в тайноводственном созерцании об усопших, говорит, что «и в сей жизни, а не только по смерти, молитвы действенны для тех, которые достойны святых молитв, т. е. для верующих (а выражение «не только», без сомнения, здесь должно принять в таком же значении как «тем более»). Молитва испрашивает у Божественной благости оставления прегрешений, соделанных усопшими по немощи человеческой, о вселении умерших во стране живых — в месте, от которого удалена всякая скорбь, печаль и воздыхание, — дабы божественное могущество по благости Своей презрело нечистоты, обретшиеся в усопших по немощи человеческой: ибо никтоже чист от скверны». Златословесный Иоанн также учит: «если язычники вместе с умирающими сожигают их имение, то кольми паче ты, верующий, вместе с верующим, должен предпослать его имение не для того, чтобы оное превратилось в пепел, подобно тому, но дабы чрез него доставить б о льшую славу усопшему; и если умерший был грешник, то дабы Бог отпустил ему прегрешения, а если праведник, дабы увеличил награды... Постараемся же оказывать чрез милостыни и приношения возможную помощь отшедшим, и это для них весьма спасительно, приносит великую пользу, ибо иначе напрасно и безрассудно было бы учреждено и Церкви Божией предано от премудрых апостолов, чтобы священник при страшных тайнах приносил молитву об усопших в вере, если бы святые апостолы не знали, что от сего произойдет великая польза, великое благо». Согласно с сим также говорит и премудрый Григорий Нисский: «ничего без рассуждения, ничего бесполезного не предано от учеников Христовых и не принято вселенскою Церковью; но весьма богоугодное и преполезное дело при божественном и преславном таинстве — совершать поминовение о скончавшихся в правой вере». Что же касается изречений: яко Ты воздаси комуждо по делом его (Псал. 61, 13); еже аще сеет человек, тожде и пожнет (Гал. 6, 7) и сим подобных, то, без сомнения, они относятся к имеющему быть страшному суду и концу мира, потому что тогда не будет места никакой помощи, и всякое моление останется недействительным (тогда где будут бедные? где священнослужители? где милостыни? где благотворения)?

http://pravoslavie.ru/29711.html

Закрыть Слово в родительскую субботу 26 марта - Поминовение усопших 26.03.2022 2699 Время на чтение 5 минут Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, совершая сегодня поминовение усопших, приходится удивляться премудрости и любвеобильности Церкви Христовой, которая простирает свою заботу о спасении не только на живых, но и на умерших наших братий. Дорогие братия и сестры, мы с вами веруем, что человек после своей смерти бесследно не исчезает, так как имеет бессмертную душу, которая никогда не умирает. И то, что мы видим умирающим, есть видимое, грубое тело, которое есть прах, потому что от земли взято и опять возвращается в землю. Но та невидимая духовная сила, что есть в человеке, называемая душою, не умирает никогда. А поэтому после своей смерти человек продолжает жить, только в другом мире, но с теми же духовными ощущениями и чувствами, с какими он жил в теле, находясь на земле. Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38), - говорит Спаситель. Имея веру в эту Божественную истину, мы с вами поэтому и призываемся сегодня сообща помолиться за своих усопших, зная, что они слышат нас и, может быть, ждут нашей помощи, потому что неодинакова их участь за гробом. Однажды преподобный Макарий, ходя по пустыне, увидел на земле сухой череп. Поворачивая его своим жезлом, он услышал, что череп как будто издавал какой-то звук. - Чей ты, череп? - вопросил старец. И последовал ответ: - Я был начальником всех обитавших здесь жрецов, а ты - авва Макарий, исполненный Духа Божия. Когда ты молишься о нас, сущих в муках, мы испытываем некоторую отраду. - Какая же вам бывает отрада и какая мука? - снова спросил Преподобный. - Как небо отстоит от земли, так велик огонь, в котором мы мучаемся, опаляемые отовсюду, от ног до головы, - отвечал со стенанием череп, - и мы не можем видеть друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы отчасти видим друг друга, и это доставляет нам некоторую отраду. Слыша это, старец прослезился и сказал: - Несчастен тот день, в который человек преступил заповедь Божию. - Потом опять спросил:

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/23/...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 36. Поминание усопших воинов Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы продолжаем закомиться с разными аспектами церковно-богослужебной жизни. Завтра мы будем праздновать день Победы! Праздник этот не церковный, однако… Определением Архиерейского собора РПЦ 1994 года установлено совершать в день победы (26апреля/9 мая) особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы ВОВ. Вообще Православная Церковь (во всяком случае русская) считает своим особым долгом молиться за православных воинов и военачальников, отдавших жизнь за православную веру и Отечество. Для этой цели у нас был даже составлен особый чин поминовения о православных воинах и о всех за веру и отечество на брани убиенных. Чин этот — обычная панихида. Но в тексте ектенийных прошений и возгласов «имярек» заменено общей формулой; канон же взят из последования на исход души и прекрасно приспособлен к данному случаю, например: «Слово ми подаждь молитися, Милосерде, о подвизавшихся за веру и Отечество мужественно» (песнь 1, троп. 1); «Услыши, Троице Святая… гласы молебные, приносимые Тебе в Церкви о пострадавших в воинстве за Церковь Твою Святую» (п. 4, тр. 3); «Молебницу Тя о пострадавших за Церковь Сына Твоего и свое Отечество предлагаем» (п. 9, тр. 4). Правда, этот чин был составлен для совершения поминания православных воинов на 29 августа (11 сентября), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Данное поминовение было установлено в 1769 году в период войны с Турцией и Польшей, по распоряжению императрицы Екатерины II. “Сей день, — говорилось в печатавшемся „Чине поминовения о православных воинах”,— в рассуждении пострадавшего за истину Предтечи Господня, есть приличнейший ко оной всеобщей Богу молитве и о подобноположивших живот свой за веру и отечество… Кроме того, говорилось, что Предтеча Господень пострадал за истину как добрый воин небесного отечества; его предстательству поручает Святая Церковь и своих чад-воинов, которые подвизались за истину и добро и жизнь свою положили за свое Отечество.

http://azbyka.ru/video/36-pominanie-usop...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 90. Коливады История доказывающая, что обычай без истины – не традиция, а застарелое заблуждение, пусть и разделяемое большинством Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня я расскажу вам историю, которая наглядно показывает, как верностью в малом определяется верность в великом. Формально эта история связана с поминовением усопших и тематически продолжает предыдущую нашу беседу. А вспомнил я о ней, в связи с недавним моим разговором с одним священнослужителем относительно тех тем, которые я с вами столь откровенно обсуждаю, безжалостно порой ломая установившиеся стереотипы и формы нынешней нашей церковной жизни. Поэтому данную историю вы можете воспринимать как своего рода пояснение занятой мной позиции и в каком-то смысле программную задачу канала «Домашняя церковь». Итак, прецедент возник на Афоне в 1754 году в связи со строительством центрального храма в скиту св. Анны. Поскольку все монахи скита были заняты на постройке храма, то стало неудобно совершать многочисленное поминание усопших, которое во всех монастырях и скитах Святой Горы совершалось, как это и положено, по субботам. В связи с этим было начальство Скита решило перенести его на воскресные и праздничные дни, когда все равно работать было нельзя. Это нововведение вызвало недовольство среди нескольких монахов, которые, когда начиналось поминовение в воскресный или праздничный день отказывались его совершать и уходили из храма. Понятно, что это вызывало смущение у тех, кто оставался в храме, которое затем переросло в возмущение, что выходившие своим нежеланием участвовать в общей с ними молитве несправедливо обличают оставшихся в нарушении Устава. Живший в это время в скиту бывший патриарх Константинопольский Кирилл, узнав о таком поведении, так же вознегодовал на них, говоря: «Зачем это вы делаете? Я, когда был на престоле, не только разрешал, но и сам совершал поминовение усопших в воскресение». На что ему ответили несогласные: «А мы не хотим знать, что делают в Константинополе, потому что там все делают по-другому, чему нам, живущим в пустыне, следовать не обязательно, тем более, если это нарушает церковные правила». После такого ответа их стали притеснять, иронично обзывая «коливадами».

http://azbyka.ru/video/90-kolivady/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010