Содержание    Ангельское откровение о том, как важно поминать душу после смерти в назначенные церковью дни (3, 9, 40). В эти особенные для умершего дни мы должны оказать ему посильную помощь. Только Православная церковь поминает усопших и только молитвы Православной церкви слышит Бог. Таким образом Святая церковь покрывает нас своей молитвой и в этой жизни и в будущей.    Откровение ангельское преподобному Макарию Александрийскому о загробном состоянии душ человеческих и о днях церковного поминовения усопших (третьем, девятом и сороковом со дня кончины).    Некогда, когда мы шли по пустыне, — рассказывает ученик св. Макария, — видел я двух ангелов, которые сопровождали св. Макария, один с правой стороны, другой — с левой. На пути случайно мы нашли поврежденный и смердящий труп. Св. Макарий, чувствуя смрад, зажал рукою свои ноздри, пока не прошел мимо. То же сделали и ангелы.    Грешная душа, еще будучи в теле, издает смрад злых дел, но гораздо более по смерти.     Старец, увидев это, спросил их: «Ужели и вы так же обоняете смрад мира?» Они отвечали: «Нет; но мы, подражая тебе, это сделали: ибо мы не чувствуем смрада, а только обоняем смрад от душ грешников. Он так нам отвратителен, как тебе отвратителен смрад этого трупа». Удивленный этим старец говорит им: «Изъясните мне, прошу вас: смрад от душ грешников — в этой ли жизни их вы чувствуете, или после их смерти? И как вы различаете души грешников, уверовавших Господу, от душ нечестивых неуверовавших? Скажите мне, если я приобрел вашу благосклонность. Ангелы отвечали: «Слушай, Макарий, избранный Божий!    Грешная душа, еще будучи в теле, издает смрад злых дел, но гораздо более по смерти. Ибо злые дела лежат на ней, и мраком, как черною одеждою, покрывают ее. Душа, как дыхание бессмертного света, сама по себе светла и чиста, но, находясь в теле и надлежащим образом не управляя оным, каждая оскверняется грехом, иная более, иная менее. Но выслушай, Макарий, как души верующих и неверующих взимаются от тела; впрочем, земные вещи принимай за самое слабое изображение небесных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Христианская смерть. Почитание святых. Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Погребение усопших По христианскому учению, человеческие души бессмертны; в разлучении с телом они продолжают жить. Христианство эсхатологично. В символе мы исповедуем воскресение Христа Спасителя из мертвых в третий день и выражаем наше ожидание «воскресения мертвых и жизни будущаго века,» который наступит по Втором Пришествии. Этим учением и этой верой и определяется церковное отношение к смерти, погребению усопших, поминовению их, почитанию святых. Согласно 13-му канону I Никейского Собора, «о находящихся же при исходе от жития да соблюдается и ныне древний закон и правило, чтобы отходящий не лишаем был последняго и нужнейшаго напутствия. Аще же, быв отчаян в жизни и сподоблен причащения, паки к жизни возвратится; да будет между участвующими в молитве токмо. Вообще всякому отходящему, кто бы ни был, просящему причаститися Евхаристии, со испытанием епископа да преподаются Святые Дары.» Данное правило, по толкованию Аристина, Зонары и Вальсамона, которое вытекает из прямого, однозначного его смысла, требует, чтобы всякий верный, даже находящийся под епитимиею, невозбранно удостаивался причащения Святых Тайн. Поэтому священник, по небрежности которого христианин умер без напутствия, подвергается строгим прещениям. В своем толковании Зонара делает акцент на том, что умирающий может быть «допущен с рассуждением, т.е. с ведома и рассуждения епископа.» Говоря о епископе, Отцы I Никейского Собора исходили из церковного устройства в IV веке, когда епископии были невелики, а епископ - легкодоступен. Соблюдение же этой оговорки в ее буквальном смысле стало, разумеется, совершенно невозможным в условиях, когда епархии включают более миллиона верующих. Что же касается лиц анафематствованных, то тут слова об испытании епископа сохраняют силу и в буквальном их смысле. По толкованию Вальсамопа, постановление Отцов о том, что причастившийся Святых Даров при смерти и возвратившийся к жизни, «да будет между участвующими в молитве токмо» следует понимать так: находящийся под епитимиею после выздоровления может быть допущен до молитвы вместе с верными тогда, когда он молился вместе с ними и прежде болезни. А если стоял на месте слушающих, то и по выздоровлении должен иметь то же самое место.

http://sedmitza.ru/lib/text/432449/

Как молиться в дни поминовения Значение 17-й кафизмы; как ее правильно читать. Дни особого поминовения всех умерших православных христиан. Частные родительские дни Значение 17-й кафизмы. В течение сорока дней после смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтирь. Сколько кафизм в день – зависит от времена и сил читающих, но чтение должно быть непременно ежедневным. Когда прочитана вся Псалтирь, ее читают сначала. Только не следует забывать, что после каждой «Славы:» надо читать молитвенное прошение о поминовении усопшего (из «Последования по исходе души от тела»). Многие родные и близкие умершего, ссылаясь на то, что нет времени или не имеют Псалтири, или не умеют читать по-церковнославянски, доверяют это чтение другим (читальщицам) за плату или иное вознаграждение. Бог слышит и такую молитву. Но молитва будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек будет сам просить Бога о помиловании усопшего. Поэтому не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы научиться читать по-церковнославянски и потом самим читать Псалтирь. В третий, девятый и сороковой дни следует читать по усопшему особую кафизму (в нее входит один 118-й псалом), называемую поминальной, а в богослужебных книгах – «Непорочны» (по слову, находящемуся в первом ее стихе: Блажени непорочный в путь, ходящий в законе Господни). У иудеев был такой обычай: во время Пасхальной вечери и по окончании ее петь псалмы и преимущественно псалом 118-й, посвященный исходу их из Египта. Христос с учениками вышел из дома, где совершалась Тайная Вечеря, при пении псалма, по всей видимости, именно 118-го. И, воспев, пошли на гору Елеонскую ( Мф. 26: 30 ). Стихом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» отпевал Себя Господь, грядущий на страдание и смерть. Этот стих всегда поет Церковь при погребении умерших, а 17-ю кафизму читают в дни их особого поминовения. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем (то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим). Вот перевод некоторых стихов из 118-го псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 34. Домашние поминовения Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы продолжаем обсуждать возможность и способы самостоятельного совершения богослужебных последований. Итак, вчера мы говорили о том, что общественное богослужение при поминании обычно ограничивается общими формулами: всех преждепочивших отец и братии наших, зде лежащих и повсюду православных или о путешествующих, недугующих, страждущих… о труждающихся, поющих и предстоящих людех,… о всех принесших и ихже ради принесоша… и т.п. В некоторых случаях такие формулы могут быть несколько расширены, но так, чтобы не нарушить меру и не утомить молящихся чрезмерностью. Если же кто имеет особое усердие и хочет показать свою особую любовь к кому-либо, то, согласно предписанию, не в церкви, но в келии и в дому особее да исправляют. При этом порядок поминания таков, что сначала поминаются усопшие, а потом о здравии. Так на сугубой ектении сначала возносится моление о прежде почивших отцех и братиях наших, а потом уже о милости, жизни, мире, здравии и спасении живых. И на литургии Златоуста по освящении святых Даров сначала совершается поминовение всех усопших, а потом поминовение всякого епископства православных и прочих живущих на земле членов Церкви. Таков же порядок поминания и на полунощнице, на которой, как мы выяснили в разговоре о литии, сообразней всего и совершать поименное поминание. А в случае, если это большой праздник, то на Великом повечерии. Часто задают вопр.: Кого поминать можно, а кого нельзя? Если говорить о молитве, то молиться можно обо всем и обо всех, включая еретиков и самоубийц. Не нужно только путать молитву с литургическим приношением (подачей записок в алтарь), ибо это особое приношение Церкви, которое совершаться может только теми и за тех, кто в Церкви. Такого рода приношение не может совершаться не только за иноверцев, неверцев, но даже за «тех, которые явно грешат и живут нераскаянно».

http://azbyka.ru/video/34-domashnie-pomi...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные указания за 2 ноября 2024 года 20. Димитриевская родительская суббота. Вмч. Артемия. Прав. Артемия Веркольского (службу зри 23 июня) . Прп. Гавриила Самтаврийского (служба может быть перенесена на пятницу, 19 октября) . В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление. Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия. Служба вмч. Артемия совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13й главе Типикона. Примечание. Полиелейная служба прп. Гавриила Самтаврийского может быть перенесена на пятницу (19 октября). На вечерне кафизма 18я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: великомученика, глас 4й – 3, и мученичны Октоиха, глас 1й (2й: «Молитвами, Господи, всех святых…», 3й: «Еже на судищи…», 4й: «О, добрыя вашея купли…»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – великомученика, глас 2й: «Разумнаго светильника…», «И ныне» – догматик, глас 1й: «Всемирную славу…». Входа нет. Прокимен дня, глас 7й: «Боже, Заступник мой еси Ты…», со стихом. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1й (с заупокойными припевами: «Блажени, яже избрал…», и проч.). «Слава» – великомученика, глас 6й: «За Христа законно…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Молитвами Рождшия Тя, Христе…». Примечание. «На стиховне мученичен 1й, и мертвена два кир Иоанна Дамаскина » (Типикон, гл. 13я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4го, 5го или 6го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1й), а мертвен повторить дважды .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

17. Суббота 2-й седмицы. Поминовение усопших. Прп. Алексия, человека Божия. Прп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца. Совершается заупокойная служба Триоди в соединении со службой Октоиха и рядовой службой Минеи (прп. Алексия, человека Божия). Повечерие великое (без поклонов): По 1-м Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...». «Слава» ин тропарь глас тот же: «Помяни, Господи...», «И ныне» Богородичен, глас тот же: «Мати Святая...». По 2-м Трисвятом – тропари Часослова (обычные), глас 6-й: «Помилуй нас, Господи...». По «Слава в вышних...» – поется служба свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского (с 18 марта), и заупокойный канон Октоиха, глас 1-й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как заменяется заупокойным. После канонов – «Достойно есть». По 3-м Трисвятом – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...» (вместо «Господи Сил...»). «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Возглас: «Молитвами святых отец наших...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...». Обычное прощение. Ектения: «Помолимся...». Полунощница обычная – субботняя. Утреня начинается обычным порядком (см. 10 марта). Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» , глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи»; 2-й – «Память их в род и род»; 3-й – «Души их во благих водворятся». Тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая...». Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха, глас 1-й (три мученична: 2-й, 3-й и 4-й, а 1-й оставляется, и мертвен): «Яко добрии воини...», «Ранами святых...», стих: «Многи скорби праведным...» [или стих: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев»] – «Мученики Христовы...», стих: «Блажени, яже избрал...» – «Смертную державу...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный текущего гласа: «Гавриилу вещавшу...» (см. по 1-м стихословии).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-30/

2 июля 1880 г. Предтеченский храм пострадал от удара молнии. Вот как об этом сказано в рапорте благочинного протоиерея Петра Успенского на имя епископа Иосифа: «2 июля, в четыре часа пополудни, при сильном громовом ударе молния ударила в купол церкви; здесь, разогнувши железное кольцо на каменной шейке, связующей купол с прочим корпусом храма, молния прошла вовнутрь церкви по железной цепи, на которой висит люстра. На люстре она разбила одну розетку и распаяла часть медного подсвечника, а затем перешла на левую сторону храма: воспламенила хоругвь, обожгла за клиросом икону, разбила и разбросала двухаршинную раму этой иконы, вырвала железную пластинку, связывавшую икону с клиросом, и сильно опалила, от верху и до низу, иконы, находящиеся за левым клиросом, к северным дверям; молнией обожгло также иконы, находящиеся и за правым клиросом, но сравнительно мало. Удар до того был силен, что от сотрясения его разбилось в мелкие частицы до пятидесяти стекол». Благодаря пожертвованиям гжатских купцов церковь была отремонтирована. Не оставляли они её и в последующие годы. В 1886 г. на помин души по завещанию купца Петра Ильича Богданова храму поступила 1000 рублей. В 1893 г. на ремонт церкви старостой купцом Василием Кузнецовым было израсходовано 400 рублей. В 1901 г. на ремонт храма купец Александр Иванович Боженов пожертвовал 500 рублей. 22 июня 1913 г. Гжатский градский благочинный протоиерей Иоанн Сеньковский донес Смоленской духовной консистории о крупном пожертвовании на нужды Благовещенского собора и его приписных церквей. Благочинный в рапорте написал следующее: «Умершая в апреле текущего года купеческая дочь Мария Николаевна Комарова, пред своею смертью вручила протоиерейской дочери Татьяне Успенской, для передачи церквам и причтам церквей города Гжатска, следующий капитал, заключающийся в билетах Государственной 4% ренты: по две тысячи рублей – в соборный Благовещенский храм и кладбищный Иоанно-Предтеченский на их содержание и украшение, три тысячи рублей причту соборной церкви, две тысячи рублей причту кладбищной Предтеченской церкви на вечное поминовение усопших рабов Божиих Марии и родственников её».

http://sobory.ru/article/?object=39707

5-12 мая. Светлая седмица . Фото Юлии Кузенковой. – С.43; 12 мая. Неделя 2-я. Фомина . – С.43; 14 мая. Поминовение усопших . Радоница. – С.44; 19 мая. Неделя 3-я по Пасхе . Жен-мироносиц . – С.44; 26 мая. Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном. – С.44; 29 мая. Среда 4-й седмицы по Пасхе. Преполовение Пятидесятницы. – С.44; 2 июня. Неделя 5-я по Пасхе . О самаряныне . – С.44; 9 июня. Неделя 6-я по Пасхе. О слепом. – С.44; 12 июня. Среда 6-й седмицы по Пасхе . Отдание праздника Пасхи. – С.44-45; 13 июня. Четверг 6-й седмицы по Пасхе . Вознесение Господне . – С.45; 16 июня. Неделя 7-я по Пасхе. Память святых отцов Первого Вселенского собора. – С.45; 22 июня. Суббота 7-й недели по Пасхе. Троицкая Вселенская родительская суббота. – С.45; 23 июня. Неделя 8-я по Пасхе. Пятидесятница. День Святой Троицы . – С.45; 24 июня. Понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице. День Святого Духа . – С.45; 30 июня. Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых . – С.45. же см.//Фома. – Спецвыпуск. 2013/Москва Пасхальная. – С.32-35. - (рубрика « Тема номера. Пасха »). Коротко: Мысли Истории. Притчи . Редакция благодарит издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики//Фома. - –май 2013. – С.46. – (раздел « Вера », рубрика « Коротко »). Мераб Мамардашвили . Цитата: «Слушал сегодня классическое рассуждение о том, что человек, знающий, что он умрет, из страха перед смертью и породил идею Бога и бессмертия…». Святитель Иоанн (Максимович) основал в Шанхае приют для детей-сирот. Одна из воспитательниц, М.А.Шахматова, рассказала о таком удивительном случае… один старец копал свой огород, чтобы посадить несколько кустов помидоров. К нему подошел посетитель и спросил: - Что ты делаешь? - Да вот исповедую свой огород, - отозвался старец… Реклама : С.47. Новомученики : Игумен Дамаскин ( Орловский ), секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Блаженная. 14 мая Русская Православная Церковь празднует память мученицы Нины Кузнецовой . Документальные фото, предоставленные автором. Икона «Святая мученица Нина».//Фома. - –май 2013. – С.48-49. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-121-...

EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Культура Литература, история, кинематограф Великая Отечественная Война «Война вместила в себя не только вооруженную борьбу, но и борьбу мировоззрений» В Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Редакция " Правмира " 23 апреля, 2010 23 апреля, 2010. Редакция " Правмира " В Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». 21 апреля в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Публикуем его итоговый документ: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна 15.  13) День Победы! Шестьдесят пять лет эти слова вызывают у наших соотечественников не только самые радостные, но и скорбные чувства. Празднуя Победу в Великой Отечественной войне , мы чтим память о беспримерном мужестве и стойкости защитников Родины и тружеников тыла, о миллионах людей, павших на полях сражений, замученных в концлагерях и гетто, погибших от ран и болезней, голода и лишений. Не случайно 9 мая, в годовщину окончания этой страшной войны, в Русской Православной Церкви совершается поминовение усопших воинов, а 22 июня отмечается как День памяти и скорби. К огромному сожалению, в последнее время нередко приходится сталкиваться с попытками, и прежде всего на постсоветском пространстве, поставить под сомнение подвиг советского солдата, спасшего Европу и все человечество от «коричневой чумы», освободительный характер боевых операций Красной Армии. Умаляется роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии, героизируются нацистские преступники и их пособники , совершаются акты вандализма в отношении  захоронений.

http://pravmir.ru/vojna-vmestila-v-sebya...

III. Рождественский Коневский монастырь Местонахождение обители  Рождественский Коневский общежительный монастырь находится в Великом Княжестве Финляндском, Выборгской губернии, Кексгольмского уезда, на острове Ладожского озера Коневце, близ западного его берега, отделяясь от материка глубоким проливом, которого наименьшая ширина равняется пяти верстам. Расстояние его от Санкт-Петербурга сухим путем – 120, водой – озером и рекой Невой – 180, от губернского г. Выборга – 140, а от уездного Кексгольма – 35 верст. Когда и кем основана обитель. Основание обители  Основателем обители и первым поселенцем на острове Коневец, по свидетельству Новгородских летописей и местного предания 80 , был уроженец Великого Новгорода, инок Арсений, прибывший из св. горы Афонской в 1393 году, в княжение Василия Димитриевича, при святительстве новгородского архиепископа – Uoahha II . Это были родители пр. Арсения, и когда он родился – неизвестно, известно только то, что воспитанный в страхе Божием и благочестии, Арсений с юных лет всем сердцем прилепился к св. Церкви, услаждаясь слушанием Божественных словес. Вместе с ревностью к слушанию слова Божьего, он соединял в себе кротость, смирение, послушание и другие добродетели. Родители блаженного Арсения, для приучения его к трудам, отдали его в научение ремеслу, и старательный юноша научился искусно ковать медные сосуды. Трудясь неутомимо, Арсений не только доставлял все потребное домашним, но и помогал бедным, делясь с ними щедрой рукой плодами трудов своих. Среди трудов блаженный юноша непрестанно помышлял о Боге, а Божественное писание и примеры подвижников благочестия, о которых случалось ему читать и слышать, воспламеняли сердце его все более и более любовью к Богу и побудили, для спасения души своей, оставить суету мирскую.  Оставив дом свой, родственников и имущество, он удалился в находящуюся в соседстве с Великим Новгородом обитель на Лисьей горе. Посвятив себя на служение Богу, Арсений в 1379 году принял равноангельский образ жизни, и сделался совершенным иноком. Примерные труды, несенные им в обители, кротость, смирение и строгая иноческая жизнь, обратили на него внимание всей братии обители и они смотрели на него, как на образец жития иноческого. В таких неутомимых трудах, посте и молитве преп. Арсений провел в этой обители одиннадцать лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010