Вопросы священнику по теме " усопшие " Найдено вопросов: 8 Вопрос от Вадима Здравствуйте, батюшка! Родственники усопшего обычно подают записки и молятся за усопшего после его кончины. А если верующих родственников при жизни не осталось (и при этом без семьи человек жил) и некому помолиться за такого усопшего? Значит ли это, что он пропадёт в аду, и ничего ему уже не поможет, или в церкви всё же молятся за таких усопших, которых не знали при жизни? (Уточню, речь идёт про усопших православных христиан не-самоубийц). Заранее спасибо за ответ. Отвечает прот. Игорь Катаев Здравствуйте, Вадим! Если верующий жил праведно, ему после кончины не требуется дополнительная молитвенная помощь оставшихся на земле. Наоборот, сами такие усопшие праведники становятся святыми молитвенниками - предстателями перед Господом за тех, кто обращается за их молитвенной поддержкой. В Церкви есть поминовение тех, за кого некому помолиться. Для этого существуют родительские субботы.  http://azbyka.ru/roditelskie-subboty Подробнее о поминовении усопших: http://azbyka.ru/pominovenie-usopshix Вопрос от Любови Здравствуйте. Крещенного человека похоронили без отпевания, без церкви. Ещё не прошло сорок дней. Скажите пожалуйста, что я могу сделать для усопшего, придя в церковь? Я в другой стране и на могилу пойти не смогу. Спасибо большое! 8 апреля 2021 Отвечает прот. Игорь Катаев Здравствуйте, Любовь! Независимо от того, где Вы находитесь, Вы можете молиться за всех Ваших родных и близких, как живых, так и усопших. Для этого есть и домашняя молитва, и молитва в храме.  Если усопший или усопшая были не только крещеными, но и верующими, и, несмотря на это, родственники по какой-то причине не совершили отпевания и не планируют этого делать, Вы сами можете заказать заочное отпевание в ближайшем православном храме. Подробно о поминовении усопших здесь: http://azbyka.ru/pominovenie-usopshix Вопрос от Андрея Здравствуйте, батюшка! На протяжении долгих лет меня тревожит один вопрос: мой дед на войне был минометчиком, сколько за ним убитых, он и сам не знал. Значит ли это что, согласно первой заповеди Христианства, он должен попасть в ад?

http://mitropolia.spb.ru/question/?theme...

Какого числа Радоница в 2024 году? Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова «радость» – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших. 28 апреля, 2020 Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова «радость» – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших. Радоница в 2024 году – какого числа? Радоница – 9-й день после Пасхи – родительский день, день особого поминовения усопших. Подробнее об этом – в статье! Радоница в 2024 году – какого числа? Радоница в 2024 году – 14 мая Радоница в 2025 году – 29 апреля Радоница в 2026 году – 14 апреля «Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова «радость» – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели. Радоница в 2024 году – 14 мая. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших. Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

http://pravmir.ru/radonica/

Поминальная трапеза Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Этот обычай описан еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем... преломлять для них хлеб ( Иер. 16: 7 ). Словами преломлять для них хлеб пророк свидетельствует, что поминать умерших хлебом, а тем более с молитвами, полезно для покойных. Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных? Что читать? Как себя вести? Трудные вопросы. Не случайно многие поминки превращаются для родственников лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере. В этой главе мы пытались, прислушиваясь к мнениям различных людей, живущих православной жизнью, свести воедино разрозненные советы и пожелания. Это не правило, не устав, а обобщенный опыт поминовения усопших. Если поминки (третий, девятый, сороковой день, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в первую, четвертую и седьмую неделю поста родные и близкие усопшего на поминки никого не приглашают. Эти недели особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые-самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки. Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста (то есть кроме первой, четвертой и седьмой), то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это называется встречным поминовением. Делается это потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья, только в эти дни совершаются Божественные литургии святителя Василия Великого (в субботу) и святителя Иоанна Златоуста (в воскресенье). Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. Вместо панихиды в Церкви поется Пасхальный канон. Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает с Радоницы (вторая неделя после Пасхи), с этого дня в церкви по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Приложения I. Приложение к молитвам об усопших Замечания о поминовении усопших Кроме домашней молитвы, есть ли у нас еще какие средства помогать умершим во грехах? Кроме домашней молитвы, у нас есть еще и другие средства помогать умершим во грехах. Это: молитва церковная, особенно соединенная с принесением бескровной жертвы на литургии, и благотворения в память их. Каким образом помогает умершим во грехах молитва о них на литургии и благотворения? На литургии, на св. престоле Сам Господь таинственно приносится в жертву за усопших и тем подвигает Свое Божественное милосердие простить грехи их. На литургии частицы, вынутые из просфор в память усопших, погружаются в животворящую кровь Христову с молитвою: «отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Милостыня очищает всяк грех ( Тов. 12, 9 .), Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут ( Матф. 5, 7 .), говорится в слове Божьем о милостыне. Благотворение в память почивших от родных и знаемых имеет значение, как бы сами почившие совершали эти добрые дела, и вместе с тем умножает число молящихся о спасении душ их. Укажите примеры пользы умершим от поминовения их: а) от домашней молитвы, б) от поминовения на литургии и в) от милостыни. Примеры пользы умершим от поминовения можно указать следующие:      1) От домашней молитвы. Некто из богоносных отцов, рассказывает св. Иоанн Дамаскин , имел ученика, жившего в беспечности, который в состоянии сей беспечности и умер. Старцу желалось узнать участь ученика в загробной жизни. Он слезно молил о том Бога, и Бог показал ему в видении ученика в пламени до шеи. Старец усилил молитву об ученике, и Господь показал ему юношу в огне по пояс. Старец к прежним молитвенным трудам приложил новые труды, и Господь наконец показал ему юношу совершенно избавленным от пламени. (Сл. о почивш. в вере) 2) От поминовения на литургии. Св. Григорий Двоеслов рассказывает, как в его время одному благочестивому священнику явился один умерший христианин и просил совершить за упокой души его бескровную жертву, и при этой просьбе прибавил, что если священная жертва облегчит его участь, то в знак сего он уже более не явится ему. Священник исполнил просьбу, и нового явления не было (1 кн. гл. 55.) 3) От милостыни, раздаваемой в память усопших. У блаженного Кир. Луки был родной брат, который, и по вступлении в монашеский сан, мало заботился о душе своей; так и умер. Блаженный Лука, скорбя особенно о том, что брат его не приготовился, как должно, к смерти, молил Бога открыть его участь. Однажды видит он душу брата во власти злых духов. Между тем в келье умершего найдены были деньги и вещи; из чего старец

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Молитвы за усопших 29 мин., 12.04.2024 Содержание Какие читать молитвы об усопших? Смерть человека — это трагедия для его родных и друзей. Иногда кажется, что умершему уже ничем нельзя помочь, кроме похорон, поминок, памятника на могиле и доброй памяти других людей. Но на самом деле это не так. С глубокой древности христиане говорили о важности молитвы за усопших. Она может быть краткой и своими словами, может быть безмолвной, когда человек не может говорить из-за своего горя, но может быть и продолжительной. Многие святые отцы сами составляли молитвы об усопших. По преданию, первый образец разрешительной молитвы, которую кладут в руку умершему, написал преподобный Феодосий Печерский во второй половине XI века по просьбе одного из киевских князей. Еще раньше в VIII веке знаменитый богослов и защитник святых икон преподобный Иоанн Дамаскин в память об умершем друге сочинил 13 заупокойных стихир, которые до сих пор можно услышать на отпевании. Впрочем, Церковь заботится о человеке и в самый трагичный момент его жизни, когда душа разлучается с телом — для этого существует специальная молитва для людей, находящихся в долгой и мучительной агонии. Как только христианин умер, о его душе можно читать Псалтырь с усиленными молитвами за душу новопреставленного, а потом уже в последний раз человека приносят в храм на отпевание. Митрополит Сурожский Антоний замечательно сказал о любви Церкви к человеческому телу, которое проявляется во время отпевания: «Эту любовь, эту заботливость, это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии; и это сказывается удивительным образом в службе отпевания. Мы окружаем это тело любовью и вниманием; это тело — центр службы отпевания усопшего; не душа только, но и тело. И действительно, если подумать: ведь ничего нет в человеческом опыте не только земного, но и небесного, что не достигло бы нас через наше тело». По учению Церкви, очень важно молиться за новопреставленного (недавно умершего человека) в первые сорок дней с момента смерти, так как в это время душа человека попадает до Страшного суда либо в рай, либо в ад, но молитвы умершим нужны и после этого срока. После смерти христианин самостоятельно не может облегчить свою участь, но молитвы близких, поминовение на литургии и раздача милостыни с просьбой помянуть человека, могут изменить участь человека на Страшном суде. Однажды в Киево-Печерском монастыре похоронили монаха, у которого было много неисповеданных грехов. Другие иноки вместе с игуменом ночью увидели, как их нерадивый собрат мучается в аду. Изумленные монахи стали молиться за грешника, и новых видениях лицо брата становилось все светлее и умиротвореннее. В конце-концов, Христос простил грехи этому человеку, и он попал в рай.

http://foma.ru/molitvyi-za-usopshih.html

Скачать epub pdf МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ И ПОСЛУШАНИЕ СВЯТОЙ ЦЕРКВИ «Всё должно быть благообразно и чинно» ( 1Кор.14:40 ) «Любовь... не бесчинствует, не ищет своего» ( 1Кор.13:4–5 ) Следуя руководству Святой Церкви, мы исповедуем, что не только православные угодники Божии живут по смерти 1 , но и все верующие не умирают, но живут вечно о Господе 2 , что «из мертвых восстанием Христовым смерть уже не обладает умершими благочестиво 3 , что Господь лишь к жизни другой переселяет рабов Своих 4 , ибо по слову Христову «Бог... несть мертвых, но живых, вси бо Тому живи суть» ( Лк.20:38 ). Богослужение и молитва являются по преимуществу той сферой, где верующие вступают в теснейшее, наиболее заметное и для внешних чувств и вместе с тем возвышеннейшее и таинственное единение со Святой Церковью и друг с другом 5 . Молитва – главнейшая сила этого единения. «Молитеся друг за друга» ( Иак.5:16 ) заповедует слово Божие. И Святая Церковь чинами служб своих и принятыми Ею в употребление молитвами настойчиво и постоянно внушает нам молиться о всех, наипаче о близких. Молитва о всех является долгом каждого православного христианина, долгом в самом буквальном смысле этого слова, ибо о нем молятся, и он таким образом становится должником всех, – и живых, и умерших. Должник обязан уплачивать свой долг, в свою очередь молясь обо всех, не только о живых собратиях, которых он сам просил о молитве за него и которые, он знает, с любовью исполняют эту его просьбу, которых нередко он видит рядом с собой молящимися о нем, – но и об умерших, из которых с некоторыми еще сравнительно недавно «многажды вкупе снидохомся, и в дому Божии вкупе пояхом» 6 и которые вообще, не только праведные, но и грешные 7 продолжают молитву свою о собратиях, ибо молитва есть вместе и выражение любви, потребность любви, а истинная любовь никогда же умерщвляется 8 . Многочисленные обнаружения силы загробных молитв о живых делают последних еще большими должниками первых. Молитву о собратиях живых и усопших Святая Церковь считает необходимой, неотделимой частью как общественного богослужения, так и келейного, домашнего правила. Она сама дает соответствующие молитвословия и устанавливает чины их. В частности, она особенно побуждает молиться об усопших, когда при последнем прощании с ними, в день погребения, влагает в уста отходящего в иной мир трогательные прощальные обращения к живым: «прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу 9 . «Помяните мя пред Господом» 10 . Молю всех знаемых и другов моих: братие мои возлюбленнии, не забывайте мя, егда поете Господа, но поминайте братство и молите Бога, да упокоит мя с праведными Господь» 11 . «Воспоминаю вам, братие мои, и чада и друзи мои, не забывайте мя, егда молитеся ко Господу, молю, прошу и мил ся дею» 12 , «навыкайте сим в память и плачите мене день и нощь» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Скачать epub pdf Содержание Предисловие к канону о усопшем Начало заупокойных канонов Канон, глас 1-й Канон, глас 2-й Канон, глас 3-й Канон, глас 4-й Канон, глас 5-й Канон, глас 6-й Канон, глас 7-й Канон, глас 8-й Канон о едином усопшем, глас 8-й Канон о единой усопшей, глас 8-й Окончание общее для всех заупокойных канонов Каноны из субботы Октоиха текущего гласа используются на панихидах (указано в 14-й главе Типикона).   Разнообразные чины и молитвы о усопших, содержащиеся в церковных богослужебных книгах, составляют огромное богатство Церкви. Однако для многих современных христиан эта церковная сокровищница остается в значительной части закрытой, так как богослужебные книги малодоступны и пользоваться ими сложно. Вместе с тем сейчас распространились различные неканонические тексты молитв о усопших, как правило, взятые из униатских молитвословов или новосочиненные. Выдающийся знаток церковного Устава и исповедник веры ушедшего века святитель Афанасий (Сахаров , †1962) в своей книге «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» указывает на необходимость послушания Церкви во всяком духовном делании, особенно же в молитве. Молитва не по чину церковному, – говорит он, – подобна тому «чуждому огню», который принесли Богу Надав и Авиуд, недостойные сыновья священника Аарона 1 . Поступая самочинно, мы можем стать на опаснейший и гибельнейший путь гордости и вместо пользы причинить вред и себе и другим. Это относится не только к храмовому, общественному богослужению, но и к домашней молитве. Церковные чины и последования, в частности, и правила поминовения усопших, слагались из молитвенного опыта святых, под руководством Духа Божия 2 , и христиане со смирением и любовию принимали их – не как иго неудобоносимое, а как благое и легкое, полученное от возлюбленной и любящей Матери – и, следуя им, спасались 3 . Так и все желающие идти путем спасения должны быть послушными чадами Церкви и постараться усвоить строй ее жизни и молитвенный опыт отцов, не изобретая ничего своего и не беря в употребление ничего чуждого 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Nikejsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ [греч. ψυχοσββατα - субботы (поминовения) душ (усопших), ср. рус. «задушные субботы»], или вселенские родительские субботы, в правосл. традиции - 2 субботы , посвященные поминовению (см. ст. Заупокойное богослужение ) всех без исключения усопших правосл. христиан. Вселенское поминовение составляет главную тему богослужения В. с. в отличие от др. суббот года, в т. ч. проч. родительских, богослужение к-рых посвящено в первую очередь прославлению всех святых и лишь во вторую - поминовению усопших. В. с. принадлежат годовому подвижному кругу богослужения, находясь в самом начале и самом конце этого периода - перед неделей о Страшном суде (1-я В. с., мясопустная) и перед неделей Пятидесятницы (2-я, Троицкая). Тем самым вселенское поминовение всех от века усопших как бы обрамляет собой важнейший период церковного года - период пения Триоди. В Типиконе Великой ц . IX-X вв. только мясопустная суббота имеет заупокойную службу на литургии (прокимен из Пс 36, Апостол 1 Кор 10. 23-28, аллилуиарий со стихом из Пс 64, Евангелие Лк 21. 8-36 (вероятно, с пропуском стихов 10-24 и 28-32 - так в рукописях служебного Евангелия, хотя Типикон об этом умалчивает), причастен Притч 10. 7) ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 2, 136). В субботу перед Пятидесятницей назначаются чтения Деян 28. 1-31, Ин 21. 14b - 25. В послеиконоборческих визант. монастырских Типиконах В. с., сохраняя литургийные чтения Типикона Великой ц., получают сугубо заупокойное последование на вечерне и утрене. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 234-235, 272), в мясопустную субботу соединяются 2 последования, субботнее из Октоиха и заупокойное из Триоди. Минейная служба рядового святого отменяется, кроме случаев совпадения с большими праздниками. На вечерне вместо прокимна поется «Аллилуия» ; на утрене вместо «Бог Господь» - «Аллилуия» на 8-й глас, затем тропарь 8-го гласа    (  ) с богородичном (в конце вечерни тропаря нет).

http://pravenc.ru/text/Вселенские ...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк.20:38 ) . Поминовение усопших — богоугодное действие ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших. Смерти – как исчезновения, или прекращения существования – нет; физическая (телесная) смерть состоит во временном разлучении души и тела . Смерть человека – это завершение земного пути, своеобразный рубеж: после него душа продолжает существовать в виде развоплощенного духа. Если человек умер в вере, в праведности, он, по благости Божьей, становится наследником вечной блаженной жизни. Как сказал Господь Иисус Христос, « Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век » ( Ин.11:26 ). Заметим, что умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкв и. Учение Церкви о поминовении усопших Православная Церковь учит, что не все ее члены после телесной смерти находятся в состоянии блаженства ( Мф.7:21 ). На основании обещания Господа Иисуса Христа ( Мф.21:22 ), древней церковной практики, основанной на Предании святых апостолов, православные христиане, движимые любовью, молятся о своих единоверцах, и не только о них. Возможность уверовать и изменить свою жизнь сохраняется у каждого человека до его смерти. Душа усопшего, не достигшая Царства Небесного и оказавшаяся в аду, не может самостоятельно освободиться от адовых уз. Однако её участь может быть изменена по молитвам о ней со стороны членов Церкви: она может получать некоторое утешение, пребывая в аду, но может, в итоге, и обрести Царство Божие, достичь состояния блаженства. Те, кто умирают, находясь в тесном благодатном единстве с Богом и Его святыми, переселяются после смерти в райские обители и могут ходатайствовать перед Богом за живых. Любовь не умирает Плодом жизни любого человека является только одно – любовь , которую он смог проявить в своей жизни. После временного разлучения души и тела до  Страшного Суда , усопший уже не может творить дела любви, но его любовь может умножаться через его близких.

http://azbyka.ru/pominovenie-usopshix

Поучение о христианском поминовении усопших Прошу вас, братие, послушать о христианском поминовении усопших братий наших, скончавшихся в вере и надежде воскресения и жизни вечной. Благочестивое поминовение умерших есть установление святое, для поминаемых и поминающих спасительное, и есть священный долг для всякого православного христианина. Поминовение умерших началось в церкви Божией с глубокой древности ( 2Мак. 12:42–42 ), соблюдалось оно во времена апостольские, соблюдается доселе, и будет соблюдаться до второго пришествия Христова. Что побуждает нас совершать поминовение умерших? Наша христианская любовь. Сия любовь николиже отпадает ( 1Кор. 13:8 ); она указывает милость людям живым, не забывает она и умерших; она желает им от Бога прощения грехов и блаженства вечного. Поминовению умерших научает нас и наша христианская вера: она учит, что душа наша никогда не умирает. Душа наша произошла от Бога и должна жить вечно, как и Бог вечный; умирает только наше тело и возвращается в землю, от которой взято. Но и тело, в день общего воскресения мертвых, всемогущею силою Божиею воскреснет и соединится со своею душою, с которою предстанет и на страшный Божий суд, и тогда решится участь человеков на всю вечность: одни наследуют блаженство вечное, а другие – вечные муки. Душа наша, говорю, никогда не умирает, и она, после разлучения с телом своим, переходит в загробный мир и, смотря по тому, какими делами она богата, добрыми и худыми, предвкушает или блаженство небесное, или терпит мучения за свои грехи. Однако, умершие хотя и во грехах, но отшедшие отсюда с верою в Иисуса Христа, до всеобщего страшного Божия суда, полного наказания не получают и не лишаются надежды на облегчение своей горькой загробной жизни от Искупителя мира – Иисуса Христа. Иисус Христос, по любви к грешному роду человеческому, пострадал и умер на кресте за людей живых и за умерших, и Он, почивая плотью Своею во гробе, душою Своею, как Бог, сходил во ад и вывел из ада души всех умерших, с верою ожидавших Его пришествия. И мы, поэтому, веруем, что Господь, по своему милосердию, и теперь может освободить от адских мук души умерших во грехах, но верующих в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010