III. Письмо второе: Сомнение «Столп и утверждение Истины». Но как узнать его? Этот вопрос неизбежно вводит нас в область отвлеченного знания. Для теоретической мысли «Столп Истины» это – достоверность, certitudo. Достоверность удостоверяет меня, что Истина, если она достигнута мною, действительно есть то самое, чего я искал. Но что же я искал? Что разумел я под словом «Истина» ? – Во всяком случае – нечто такое полное, что оно все содержит в себе и, следовательно, только условно, частично, символически выражается своим наименованием. Истина есть «сущее всеединое» , определяет философ 5 . Но тогда слово «истина» не покрывает собственного своего содержания, и чтобы, хотя приблизительно, ради предварительного осознания собственных исканий, раскрыть смысл слова истина, необходимо посмотреть, какие стороны этого понятия имелись в виду разными языками, какие стороны этого понятия были подчеркнуты и закреплены посредством этимологических оболочек его у разных народов. Наше русское слово « истина» лингвистами сближается с глаголом « есть» (истина – естина). Так что «истина», согласно русскому о ней разумению, закрепила в себе понятие абсолютной реальности: Истина – «сущее», подлинно-существующее, τ ντως ν или ντως ν, в отличие от мнимого, не действительного, бывающего. Русский язык отмечает в слове «истина» онтологический момент этой идеи. Поэтому «истина» обозначает абсолютное самотождество и, следовательно, саморавенство, точность, подлинность. « Истый», «истинный», «истовый» – это выводок слов из одного этимологического гнезда. Онтологического разумения « Истины» не чуждалась и схоластическая философия. Для примера можно указать на доминиканца Иоанна Гратидеи из Асколи (†1341), который со всею решительностью настаивает, что « Истину» должно понимать не как равенство или согласие, вносимое в вещь познающим актом разума, а как то равенство, которое сама вещь вносит в свое существование во-вне; «формально истина есть та равность или та согласованность, которую сама вещь, поскольку она мыслится, вносит в себя самое в природе вещей во-вне» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Доклад, прочитанный на Съезде РСХД в Бьевре (Франция) 16-го мая 1959 года Содержание 1. Понятие истины в Ветхом Завете 2. Иудаистическая проблема 3. Первый собор 4. Галатийская смута 5. Ответ Павла Галатам 6. Величайший пример христианского упования – вера в истину     Борьба за истину в Церкви началась с первых же дней существования Церкви. Ошибочно считать, как это делают люди далекие от Церкви, а иногда даже и церковные обыватели, под влиянием идей, посеянных немецкой либеральной наукой конца XIX столетия, что догматические споры разразились впервые в ней в IV веке. Борьба за истину в Церкви уже имела место при апостолах, как об этом свидетельствуют сами писания апостольские, послания Павла, Петра, Иоанна и других апостолов, и даже Евангелия. Мы ее видим и в эпоху мужей апостольских, т. е. непосредственных учеников апостолов. Мы ее видим и в эпоху гонений. И та богословская борьба, которой ознаменовалась эпоха, наступившая после 1-го Вселенского Никейского собора (325 г.) есть лишь продолжение того, что было прежде и чего не могло не быть. Церковь не может не бороться за Истину. Напомню сперва, что под первохристианством принято подразумевать период истории Церкви, идущий от Апостолов до Константина Великого , т. е. первые четыре века христианства. В предлагаемом мною исследовании я ограничусь только апостольским веком. Обращая все внимание на апостольское время, я полагаю этим самым еще сильнее подчеркнуть основной тезис, выставленный в самом начале настоящего сообщения: Церковь боролась за Истину с первых же дней ее существования. Но даже и при таком ограничении предмет моего исследования остается очень обширным и нуждается в новом ограничении. В апостольское время первохристианской Церкви пришлось преодолеть иудаистическую проблему и целый ряд гностических соблазнов. Все эти лжеучения поставили под вопрос все евангельское благовестие. Подробное изложение каждого из них потребовало бы от нас углубления в научно-технические подробности, не вполне уместного на съезде отнюдь не богословского, а миссионерского характера. Поэтому я коснусь в своем докладе одной лишь иудаистической проблемы. Об этой проблеме и о том, как реагировала на нее Церковь , мы хорошо осведомлены благодаря книге Деяний Апостольских и посланиям ап. Павла. Кроме того, это был первым по времени и одним из самых серьезных соблазнов, когда-либо встававших перед Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Закрыть itemscope itemtype="" > Хотим ли мы сидеть в яме, вечно оглядываясь на то, «как там на Украине»? Ответ Владимира Лактюшина на реплику Павла Тихомирова 18.02.2019 1527 Время на чтение 4 минуты С определенным удивлением я прочел реплику Павла Тихомирова по поводу моего текста . С удивлением в основном по поводу слабости доводов в ней. Доводов, честно говоря, как таковых нет совсем, зато много многозначительных реплик в духе «кому все это выгодно?». Единственный довод, на который усиленно выводит автор, мол, он «легко представил себе передовицу какого-нибудь украинс кого патриотического сайта, которая бы начиналась и заканчивалась примерно так же». Павел вроде бы журналист, а как таковой должен знать, что «могу представить» не является доводом. Удивляет и то, что беспокоящийся за наших православных братьев на Украине оперирует термином УПЦ МП, который сама каноническая Церковь на Украине не использует, ибо он был введен враждебными к ней журналистами с двумя целями - во-первых, подчеркнуть инкриминируемую ей «связь с Москво й», во-вторых, уравнять ее внешне с филаретовской УПЦ КП, у которой действительно есть такое сокращение название ( автор заблуждается, УПЦ МП, т.е. Украинская Православная Церковь Московского Патриархата - официальное название. - Ред. ). Опять-таки, Тихомиров почему-то решил опустить все приведенные мною доводы - цитаты из интервью видных религиоведов, исследовательские статьи в научных журналах о том, какой именно вред обществу наносят - и ограничиться лишь выводами и инсинуациями по поводу того, что он «может представить» (с) что-то такое же в «передовице на украинском патриотическом на сайте». Если он действительно считает серьезными используемые на Украине для «доказательства» зловредности канонической Церкви пропагандистские и не раз разоблаченные фейки о том, что УПЦ пропагандирует фашизм, что каждая купленная у неё свечка - это пуля в Украину, что в её храмах складируется оружие и её священники призывают к убийствам людей, то... Не знаю даже, что сказать.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/18/ho...

Разделы портала «Азбука веры» епископ Серафим (Сигрист) Книга Откровения в православном богослужении и внутренней духовной жизни " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > епископ Серафим (Сигрист) Книга Откровения в православном богослужении и внутренней духовной жизни В Избранное ( 2  голоса:  5.0 из  5) Я избрал такое длинное название, «Книга Откровения в православном богослужении и внутренней духовной жизни», чтобы подчеркнуть, что это статья — не ученые заметки библеиста, а размышление над ситуацией, сложившейся в церквах и в нашей жизни как отдельных христиан. Книга Откровения была названа «самой литургической книгой Библии» (Томас Торранс). Как видно из подготовленного мною материала, в который я включил только самые важные из многих возможных ссылок, это не преувеличение. Поклонение Богу, Литургия являются сердцевиной книги, ее смысла. Но в Восточной Церкви она полностью отсутствует в общецерковном чтении (возможно, потому, что восточный лекционарий сформировался до окончательного включения книги в Новый Завет). Насколько я понимаю, до реформы Никона в России был Типикон, включавший чтение книги Откровения, но это исключение. Большинство западных лекционариев включают ее лишь частично. Как мы увидим, проблема простирается дальше вопроса общецерковного чтения, но сегодняшнее отсутствие книги Откровения в Литургии ясно указывает на проблему. В этом кратком размышлении моим намерением будет обсудить, почему «самая литургическая» книга менее всего представлена в Литургии, и что мы теряем из-за ее отсутствия, и что мы приобретем, если каким-либо образом снова или впервые введем ее в нашу жизнь. Итак, давайте поговорим о том, что усложняет наш подход к книге Откровения и препятствует ее использованию. (1) Так легко прочитать книгу Откровения неправильно. Все согласятся, что читать «Ад» Данте как путеводитель по аду (а не как исследование своего внутреннего мира, прежде всего) было бы ошибкой. Тем не менее, даже в наши дни многие читают книгу Откровения, как будто она является чем-то вроде пророчеств Нострадамуса. Безусловно, Откровение принадлежит к жанру библейского пророчества. Думается, что Откровение рассказывает о борьбе ранней Церкви и Римской Империи так же, как Исаия пишет о проблематике своего времени. Также Откровение принадлежит к жанру апокалипсиса, каноническим представителем которого служит книга Даниила. Апокалипсис — это размышление над всем ходом истории. Итак, по характеру Откровение — библейское пророчество и апокалипсис (а также включает в себя уникальную, присущую только этой книге сердцевину богослужения), но никак не книга гадалки.

http://azbyka.ru/apokalipsis/kniga-otkro...

Специально к принесению Креста Андрея Первозванного в пределы Русской Православной Церкви были изготовлены 1 300 000 небольших бумажных икон Андрея Первозванного, которые будут раздаваться верующим, пришедшим поклониться святыне. 9 июля. ПРАВМИР. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и архиепископа Афинского и Элладского Иеронима Фонд Андрея Первозванного с 11 июля по 2 августа 2013 года организует принесение Креста апостола Андрея Первозванного в пределы Русской Православной Церкви  (Россию, Украину, Белоруссию). Об этом сообщили в пресс-службе Фонда. 11 июля в Санкт-Петербург святыню доставят В.И. Якунин, председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного; Митрополит Патрский Хризостом; Епископ Петергофский Амвросий, священнослужители Патрской митрополии, члены Фонда Андрея Первозванного. График принесения Андреевского креста: Специально к принесению Креста Андрея Первозванного в пределы Русской Православной Церкви были изготовлены 1 300 000 небольших бумажных икон Андрея Первозванного, которые будут раздаваться верующим, пришедшим поклониться святыне. Принесение Креста святого апостола в Санкт-Петербург, Москву, Киев и Минск приурочено к празднованию 1025-летия Крещения Руси и призвано подчеркнуть, что духовная жизнь народов трех государств восходит к единому источнику – к благословению, данному апостолом Андреем, и к Крещению, принятому в киевской купели в 988 году. Принесение святыни осуществляется при поддержке ставропигиального фонда «Апостоли» Элладской Православной Церкви. Крест, на котором был распят апостол, хранится в православном соборе города Патры (Греция) на полуострове Пелопоннес и является значимой святыней всего христианского мира. Почти два тысячелетия назад Спаситель обратился к двум галилейским рыбакам: «Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Одного из них звали Симон (Петр), другого — Андрей. Они стали первыми учениками Христа. Впоследствии апостолы разделили по жребию страны, в которых им предстояло проповедовать Слово Божие. Андрею досталось побережье Черного моря.

http://pravmir.ru/v-rossiyu-pribudet-kre...

П.В. Безобразов Графу А. П. Толстому от 4 октября 1858 г. Кончив занятия свои в Руссике и собираясь переехать в Карею для рассмотрения стенной живописи в тамошней Протатской церкви и для округления своих сведений о православном иконописании в рабочих храминах тамошних художников, спешу уведомить вас, что по сию пору в Есфигмене и Руссике отчетливо рассмотрены мною 80 старинных рукописей греческих и славянских и внимательно сличены мною чтения из Ветхого Завета, содержащиеся в рукописных греческих минеях XIV века, в нынешних печатных минеях греческих и славянских и в Тишендорфовском издании Ватиканского текста Библии (1850 г.). По рассмотрении и сличении всего этого оказалось следующее. 1) Нынешний славянский текст паремий, пророчеств и прочих избранных мест Ветхого Завета, читаемых в праздничные дни, совершенно сходен с греческим текстом, писанным назад тому 542 года, но несколько отличен от нынешнего печатного греческого текста этих же самых чтений. Например, мы читаем по-старинному: Сентября 1. Левитских книг чтение. «И вселитеся с твердостию на земли вашей, и дам мир в земли вашей и успнете… и брань не пройдет сквозе землю вашу, и поженете враги вашя и падут пред вами убиени… и ветхая от лица новых изнесете. И положу завет мой в вас». Октября 26. Пророчества Исаина чтение. «Обратися от небесе Господи… где есть ревность твоя и крепость твоя». Ноября 8. Судей чтение. «Иже во Евфрафе, в земли Иоаса отца Езримова… и да сотвориши мне знамение». Ноября 13. Притчей чтение. «Все же честное недостойно ея есть. Долгота бо дней и лета живота в деснице ея: в шуйце же ея богатство и слава». Декабря 25. Пророчества Исаина чтение. «И телец и лев и юнец вкупе пожируют и отроча мало поведет их». А в греческих изданиях миней 1843 и 1852 года все подчеркнутые мною слова и целые речения опущены. Причин тому пока не знаю, а предположений не выдумываю. 2) Как в нашей, так и в греческой церкви, Новый Завет ныне читается тот же самый, какой читаем был в десятом, шестом, даже в четвертом веке. Текст этого Завета, как и текст псалтири, не изменен ни на Востоке, ни на Севере.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

«Сыну шесть лет, и он влюбился». Педагог Дима Зицер — о первом чувстве Отрывок из книги «Отношения между мною и тобой» 14 февраля, 2021 Отрывок из книги «Отношения между мною и тобой» «Мама, почему она не хочет со мной играть?» — плачет шестилетний мальчик. В детском саду он впервые влюбился и постоянно говорит о девочке, которая ему нравится. Что делать родителям? На этот вопрос отвечает педагог Дима Зицер в программе «Любить нельзя воспитывать». Его беседы с родителями вошли в книгу «Отношения между мною и тобой», которую выпустило издательство «Питер». Дима Зицер: До нас дозвонилась Светлана из Санкт-Петербурга. Здравствуйте!  Светлана: Здравствуйте, Дима! Моему сыну шесть лет. Он ходит в подготовительную группу. Этой весной у него случилась очень сильная привязанность к девочке. Сначала мы как-то легко отнеслись к этому — влюбленность или что-то в этом роде. Думали, за лето пройдет. Но он постоянно хочет с ней контактировать, общаться. Есть еще два мальчика-брата, которые тоже пытаются привлечь ее внимание. И вот…  Дима Зицер: Светлана, ну вы как взрослая женщина знаете, что так бывает, правда же? Я понимаю.  Светлана: Но ребенку шесть лет… Сначала все было легко. А теперь он иногда мне рассказывает, что она не обращает на него внимания и он из-за этого плачет. И когда я укладываю его спать, мы читаем книжку, и в какой-то момент он меня прерывает и начинает говорить о ней. Он пытается играть в игры, в которые играет она. Сейчас эта девочка нашла себе подружку. Он ревнует ее к ней. Как мне говорить с ним? И что вообще ему говорить?  Дима Зицер: Светлана, вы столько раз подчеркнули, что ему шесть лет. Давайте вместе с вами проверим, насколько это важно. Если бы ему было четырнадцать, как бы вы себя вели?  Светлана: Ну, в четырнадцать он хотя бы как-то взрослее… Понимаете, я даже не могу понять, что это: просто дружба или влюбленность?  Дима Зицер: А какая разница?  Светлана: Он сильно переживает. Плачет, если она не уделяет ему внимания…  Дима Зицер: Подождите. Давайте попробуем пойти моим путем. Предположим, ваш мальчик вырос и ему четырнадцать лет. Чем вы можете ему помочь? Как бы вы поступили? 

http://pravmir.ru/synu-shest-let-i-on-vl...

Болью отозвались в моем сердце произошедшие сегодня утром в московском метро террористические акты. Молюсь о упокоении убиенных, о утешении их родных и близких, о скорейшем исцелении получивших ранения. Прошу Господа о помощи в трудах спасателей, медиков и всех, кто работает ради облегчения последствий катастроф. Мною дано указание священнослужителям посетить пострадавших в больницах. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с заявлением в связи с терактами в московском метро 29 марта 2010 года. Болью отозвались в моем сердце произошедшие сегодня утром в московском метро террористические акты. Молюсь о упокоении убиенных, о утешении их родных и близких, о скорейшем исцелении получивших ранения. Прошу Господа о помощи в трудах спасателей, медиков и всех, кто работает ради облегчения последствий катастроф. Мною дано указание священнослужителям посетить пострадавших в больницах. К несчастью, это не первый за последние месяцы теракт, совершенный в России. И мы отчетливо видим, что опасность подстерегает каждого из нас в любую минуту. Но отвечать на эту опасность нужно не страхом, не паникой и не озлоблением. Пусть нашим ответом станет единство нашего народа, его твердая воля к тому, чтобы остановить террористов и тех, кто их поддерживает, финансирует или оправдывает. Их настигнет Божия кара. Верю, что не замедлит и человеческая справедливость. Скачать 29 марта 2010 г., в Великий понедельник, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после Литургии обратился к пастве с Первосвятительским словом. Процитировав читавшееся сегодня за богослужением Евангелие от Матфея «из-за умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12), Святейший Владыка отметил, что если «человек беззаконное пред Богом творит, попирая в том числе голос своей совести», то никакой человеческий закон уже не в силах остановить безаконника. «Если человек не подвергает себя внутреннему испытанию, если не переосмысливает свою жизнь, то возрастание в беззаконии приводит людей к страшным преступлениям, в том числе и тем, которые караются человеческим законом, — подчеркнул Предстоятель. — Такое страшное преступление совершено сегодня утром в Москве. На станциях метро были взорваны ни в чем не повинные люди. Какие цели можно оправдать гибелью невинных людей? Каких целей можно достигнуть, попирая Божественный закон так страшно и так цинично?»

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-pust-n...

Закрыть itemscope itemtype="" > Борис Виноградов: «Так можно приступить к реализации идеи " Москва – Третий Рим " » Авторское послесловие к интервью «Президентом России в 2012 году должен стать Патриарх Кирилл» 24.09.2010 500 Время на чтение 3 минуты В связи с оживленной полемикой, возникшей вокруг публикации интервью заслуженного деятеля науки Бориса Виноградова , в котором он предлагал рассмотреть возможность избрания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Президентом России, равно как и критическим откликом на это предложение со стороны диакона Владимира Василика , Борис Алексеевич прислал в нашу редакцию авторское послесловие, в котором он поясняет и развивает высказанные им мысли . 1. Уточнение. В интервью, которое было опубликовано на сайте «Русская народная линия», выражая свою личную точку зрения, мною допущена одна непринципиальная оговорка. Под словом, что Патриарх Кирилл должен стать Президентом России, по сути, я имел в виду не долженствование , а возможность Его Святейшества по силе духа, мудрости, авторитету и ответственности выполнить эту тяжелую миссию. Этим мною подчеркнута высокая роль и ответственность Православия за судьбу России. Мое интервью, главным образом идея об избрании Патриарха Кирилла Президентом России вызвало оживленную дискуссию. Несмотря на то, что полемика была острой, считаю ее полезной не только для православных, но и для светских читателей. Убежден, что народ определит кандидатуру будущего Президента России, а не пресловутый тандем сядет и договорится между собой... Мы все имеем право обсуждать и выдвигать кандидатами в Президенты России тех людей, кого считаем достойными нести это нелегкое бремя. 2. Благодарность. Искренне благодарен всем читателям сайта «Русская народная линия», высказавшим точку зрения на мое интервью, в том числе, путем конструктивной, а порой и острой критики предложения об избрании Патриарха Кирилла Президентом России. Сайт «Русской народной линии» всегда отличает взвешенное уважительное обсуждение публикаций. Мне понятна аргументированная позиция, которая прозвучала в статье «Патриарху Кириллу это не нужно» диакона Владимира Василика и многих других откликах. Не приемлю позицию, сравнимую с деяниями средневековой инквизиции, думаю, ни у кого из нас нет монополии на истину. Что же касается фактически клеветнических обвинений «Русской народной линии» и меня в заговоре против Патриарха Кирилла, в том, что мы ведем «антипатриаршую кампанию», то напомню слова великого А.С. Пушкина : «Хвалу и клевету приемли равнодушно,/И не оспоривай глупца».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/24/bor...

Закрыть itemscope itemtype="" > Есть тысяча и один способ понизить цены Кто виноват в росте цен на товары первой необходимости и что делать Правительству? 10.12.2020 1704 Время на чтение 4 минуты Как сообщалось , вчера на совещании по экономическим вопросам Президент России Владимир Путин выразил возмущение стремлением министров объяснить подорожание базовых продуктов питания коронавирусом. Он возмутился ростом цен на базовые продукты и подчеркнул, что «пандемия здесь ни при чем». Владимир Путин отметил подорожание сахара, подсолнечного масла, муки, макаронных изделий и хлеба и назвал это попыткой подогнать внутренние цены под мировые. Сегодня глава правительства Михаил Мишустин раскритиковал чиновников, «упустивших ситуацию», которая привела к росту цен на базовые продукты, сообщает РИА Новости . По его словам, ответственность за ситуацию несут Федеральная антимонопольная служба и ряд министерств. Как заметил премьер, ФАС должна противодействовать картелям, Минэкономразвития, в ведении которого находится Росстат, — следить за динамикой цен, статистикой, а также за установлением таможенных пошлин, Минсельхоз — следить за ценами производителей, субсидиями, экспортными пошлинами и квотами, Минпромторг — отвечать за работу с сетями розничной торговли. Персонально Мишустин обратился к вице-премьерам Андрею Белоусову, Юрию Борисову и Виктории Абрамченко. Он призвал их «своевременно принимать необходимые решения». «Если Президент нам указывает на сложившуюся ситуацию, значит, работа всех перечисленных мною структур и их руководителей даёт сбой, который необходимо устранить», — сказал глава кабмина на совещании. Михаил Мишустин признал, что профильные министерства «своевременно не приняли меры» и недооценили риски. По его словам, ряд членов правительства объясняли ситуацию сезонным фактором, но не учли при этом наращивание экспорта, сокращение производства, курсовую разницу и динамику мировых цен. Производителей и ритейлеров премьер-министр привал «не наживаться на людях». В Кремле ожидают, что правительство оперативно решит вопрос с корректировкой цен. «Не менять правила, а задавать новые правила с тем, чтобы опустить цены. Весьма оперативно», — прокомментировал проблему пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков .

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/10/es...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010