В Ис.9:6–7 , одном из известнейших отрывков Ветхого Завета, говорится: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это». Здесь мы вновь видим четкую связь между этим отрывком и предыдущими упоминаниями о Божьем обетовании. Обещанный младенец, который займет престол Давида и чье царство пребудет вовек, также обещан в Быт. 3, 15 , а затем неявно упомянут в Быт.12 и снова обещан в 2Цар.7 . Однако, что примечательней всего в этом отрывке, так это два имени, данные обещанной личности, а именно «Отец вечности» и «Бог крепкий». Это говорит о том, что обещанная личность будет не просто сыном, а Сыном с большой буквы, то есть вторым лицом Троицы. Младенец, которому должно родиться, будет самим Богом. Настолько же поразителен и другой отрывок: Мих.5:2 . Говоря о сокрушительной гибели Израиля, пророк возвещает о владыке, который будет пасти свой народ и обеспечит ему защиту. В Мих.5:2  сказано: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных». Евреи понимают эти слова как пророчество о том, что обещанная личность (ныне называемая Мессией, что означает «помазанный») родится в Вифлееме (см. Мф.2:1–8 ). Впрочем, вторая часть этого отрывка еще примечательней, чем первая. Михей говорит о том, что упомянутый владыка из Вифлеема будет иметь «происхождение из начала, от дней вечных». Использованное здесь выражение «от дней вечных» можно перевести точнее, как «от вечности». 76 Кроме того, слова «произойдет» и «из начала» – перевод одного и того же еврейского слова, что свидетельствует о намерении Михея подчеркнуть вечную природу грядущего. 77 Форма его выражения в этом месте схожа с утверждением Иоанна Крестителя: «За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» ( Ин.1:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

(В этом пункте подчеркнута связь между православной верой и Евхаристией, различия и специфические оттенки подходов христиан к Таинству Троичного Бога, живительный православный опыт переживания Таинства нашего спасения.) Для православного сознания наиболее критической проблемой является не просто возвещение Евангелия, но живое свидетельство об Иисусе Христе везде и всегда: как нам жить «во Христе Иисусе». Мы уверены, что «быть во Христе» – это не значит только думать о Нем, разговаривать о Нем, употреблять Его имя; это не есть что-то, что ограничено лишь мыслительной сферой. Это некая глубокая связь всего человека со Христом, личная связь, преображающая все наше существование. Это действительно – жизнь во Христе. Но как возможна эта новая форма жизни, «новая тварь» ( Гал.6:15 )? Господь сказал ясно: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как поспал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:53, 56–57 ). Необходимо подчеркнуть эту непосредственную связь между «вкушением» и «посланием». Христос – это не просто какой-то пророк или какая-то теория. Он есть сама жизнь. Передача этой жизни осуществляется не столько словами, идеями, воззрениями. Она достигает своей полноты в Божественном Причащении. Каждая часть нашего существа, человеческого существа, тело и душа, должна освятиться. Для того мы принимаем Кровь и Тело Его, чтобы всё внутри нас преобразилось, и мы стали «причастниками Божеского естества» ( 2Пет.1:4 ). Чтобы Тот, Кто сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое», – взирая на нас в нашей повседневной жизни, мог бы сказать каждому приближающемуся к нам: «Обрати внимание на жизнь этого человека. Он поистине член Моего Тела. Послушай его: его слова – это слова из Моих уст. Вся его жизнь отражает Мою жизнь. Он пребывает во Мне и Я в нем». 2. Все это отнюдь не означает бегства от мира, характерного для мистицизма. Напротив, духовность такого рода ориентирована на сегодняшнюю жизнь. Она глубочайшим образом связана с миссионерством. Невозможно сознательно участвовать в христианском богослужении без непосредственной связи со всемирной миссией, как невозможно и участвовать в истинно православной миссии без сознательного участия в Божественном Причащении. Ибо что есть миссия? Господь в Своей первосвященнической молитве перед Страданием молился Своему Отцу: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» ( Ин.17:18 ). А после Воскресения Он сказал ученикам Своим: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» ( Ин.20:21 ). Следовательно, наша миссия есть продолжение живого присутствия Христа в мире. Это – соучастие в жизни нашего Спасителя, «давшего нам служение примирения» ( 2Кор.5:18 ). Эта истина освещает две жизненно важные стороны нашей темы и раскрывает связь между миссионерской деятельностью и Божественной Евхаристией.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Долго была одержана желанием найти прямое доказательство бытия Божия, которое основывалось бы единственно на принципе противоречия (фр.). 87 Изощренная изобретательность (лат.). 88 Вера как таковая самодостаточна, но она стремится стать разумением своего собственного содержания; она не зависит от очевидностей разума, наоборот, именно она и порождает эти очевидности… Это усилие преобразовать истину веры в истину знания и составляет настоящую жизнь христианской мудрости; совокупность рациональных истин, которые доставляет нам это усилие, и образуют саму христианскую философию (фр.). 89 Ничего, конечно, дурного не сотворил и не насадил Бог в оном месте такого счастья. Но в заповеди требовалось повиновение. Добродетель эта в твари разумной есть некоторым образом мать и хранительница всех добродетелей. Ибо тварь эта создана так, что для нее полезно быть подчиненною, а гибельно творить волю свою, а не Того, Кем создана (лат.). 90 Подчеркнуто мною. 91 Вот почему первичное моральное зло получает в христианской философии специальное наименование, объемлющее все заблуждения, порождаемые первородным грехом. Используя это слово, христианин каждый раз имеет в виду, что в его понимании моральное зло, совершенное свободной волей в сотворенной вселенной, непосредственно затрагивает фундаментальное отношение зависимости, соединяющее тварь и Бога: столь легкий и, так сказать, беспричинный запрет, которым Бог отметил одно из благ, находившихся в распоряжении человека, совершенно бесполезное для него, – это всего лишь чувственный знак радикальной зависимости твари. Послушаться запрета значило признать эту зависимость; нарушить запрет значило отрицать эту зависимость и объявить, что то, что хорошо для твари, лучше самого божественного добра (фр.). 92 Ибо написано (Ис. XXIX, 14): «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих… Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков (фр.). 93

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=699...

Есть бОльшая причина, от сердца — христианская вера предполагает определённые личные отношения с Богом. Отношения, которые Библия называет «Заветом». Это слово иногда передаётся на современный русский как «договор», но его значение глубже — это союз, который Писание сравнивает с браком, подданством, воинской службой, союз, в который Вы входите полностью, целиком, или не входите вообще. У вас одно сердце — и Вы можете отдать его только кому-то одному. У Вас может быть двойное гражданство — если соответствующие государства это допускают. Государство не требует Вашего сердца — только налоги. Вы можете работать на разных работах, покупать у разных производителей — потому что эти отношения носят частичный характер. Они не требуют полной и безусловной отдачи — только сколько-то времени, сколько-то денег. Отношения с Богом — требуют; они больше похожи на брак, и Писание использует этот образ. Вы можете сказать государству, работодателю, деловому партнёру — «а вот сюда я вас не звал, это моя жизнь». Вы не можете сказать этого Богу. Вы или принадлежите Христу полностью, или не принадлежите Ему вообще. Бог с самого начала даёт понять, что частичные отношения, оставляющие место для других богов, Его не устроят. Первая из десяти заповедей гласит: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. (Исх.20:2,3)». Библия использует очень эмоциональный язык для того, чтобы подчеркнуть это требование верности. Поклонение другим богам, участие в ритуалах других религий воспринимается как тяжкое предательство: «Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. (Иер.3:20)» Как мужчина, который хочет ввести женщину в свой дом законной женой, не собирается делить ее с другими, так и Бог требует, чтобы сердце Его народа принадлежало Ему. Невеста говорит в Песни Песней «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне (Песн.6:3)» Бог отдаёт Себя людям до смерти, и смерти крестной. Как обманутый муж из книги пророка Осии, который продолжает любить свою беспутную жену, или тяжко оскорбленный отец из причти о блудном сыне, Бог хочет, чтобы мы вернулись домой и примирились с Ним. И Он хочет принять нас как членов Его семьи, а не как туристов.

http://pravmir.ru/tolko-odno-serdce/

Ибо это (пронзение тела Христова на Кресте – Ин. 19:31–34 ) было к пользе вселенной. Хотя и было с иным намерением, а в этом (расчленении тела Церкви) нет никакой пользы, а великий вред. Говорим это не только проводникам (раскола), но и тем, кто за ними следует (поборникам раскола), если будем расторгать целость Церкви. Первое совершено было для пользы всего мира, хотя и не с тем намерением; а последнее не доставляет никому никакой пользы, напротив, составляет великий вред. Сказанное мною относится не к начальствующим только, но и к подчинённым. Один святой муж сказал нечто такое, что могло бы показаться дерзким, если бы не им было сказано. Что же именно? Он сказал, что такого греха (раскола) не может загладить даже кровь мученическая! 811 В самом деле, скажи мне, для чего ты принимаешь мучения? Не для славы ли Христовой? Итак, будучи готов положить свою душу за Христа, как решаешься ты разорять Церковь , за которую положил душу Христос?» 812 Следовательно, для святого Златоуста не только ересь представляет собой великий грех , но и любой раскол. Расколы, по его словам, обыкновенно происходят от гордости, властолюбия и недостатка любви 813 , а также от нечистой, порочной жизни 814 . Конечно, здесь необходимо подчеркнуть ещё один момент, который по истинной христианской любви подчёркивают и апостол и Златоуст. Так, святой Златоуст говорит: «Еретические догматы (учения), которые вне (против) тех, которые мы приняли, надо предавать анафеме, и безбожные учения изобличать, но людей надо щадить и молиться об их спасении» 815 . Значит, ненавидеть следует не людей, а ересь, ибо она является ложью, которая губит спасение верных. «Должно ненавидеть, но не их, – говорит святой Златоуст, – а их учение, не человека, а порочную жизнь и развращённую (искажённую) волю. Человек есть дело Божие, а заблуждение – дело дьявола... Ведь если ты будешь ненавидеть (человека), то, как можешь обратить заблуждающегося (к Истине)?» 816 В этом же смысле писал и человеколюбивый апостол Павел Тимофею, говоря, что рабу Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины 817 , чтобы они освободились от сети дьявола ( 2Тим. 2:24–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Когда мы узнали значения названий рек, давайте попробуем понять, на что они указывают в человеке. Именно такую цель поставил святитель Амвросий Медиоланский и прекрасно с ней справился в своем трактате «О рае». Поэтому умолкнем на время и выслушаем епископа Милана. Так как духовное толкование святитель переплетает с буквальным, то остановим внимание на первом, чтобы оно прозвучало отчетливей. Святитель начинает свое повествование с единого Едемского источника. «Но почему премудрость Божия называется источником? Потому, что, согласно Евангелию, подобен источнику Говорящий:  " Кто жаждет, иди ко Мне и пей "   (Иоан. 7:37). И потому, что, согласно пророку, подобен источнику Тот, Кто говорит:  " Идите, ешьте хлеб мой у и пейте вино, мною растворенное " (Притч. 9:5). Итак, премудрость – не только источник жизни, источник духовной благодати, но также источник прочих добродетелей ( прим.: здесь и далее подчеркнуто автором), направляющих нас на путь вечной жизни. Река эта берет начало не в той душе, которая не возделана, а в возделанной душе, чтобы оросить рай, то есть плодовые деревья различных добродетелей. У них четыре начала, на которые разделяется Премудрость. Каковы же эти четыре начала добродетелей? Одно – благоразумие, другое – умеренность, третье – сила, четвертое – справедливость. И мудрые люди мира сего, восприняв эти начала от нас, перенесли их в свои писания. Итак, если премудрость есть источник, то четыре реки, вытекающие из этого источника, суть потоки добродетели. Фисон означает благоразумие, и потому в нем есть хорошее золото, карбункул и камень оникс. Мы часто называем золотом найденные благоразумные решения. Потому и Господь речет через пророка:  " Я… умножил у нее серебро и золото " (Ос. 2:8), и Давид говорит о благоразумных:  " Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом " (Пс. 67:14). Поэтому тот, кто глубоко вникнет в Ветхий и Новый Завет, сможет углубиться в тайную премудрость Божиего размышления. Так что золото означает благо, а отнюдь не денежное богатство, земное и тленное.

http://bogoslov.ru/article/5384448

Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис.9:1-2). Уже тем самым, что Он отверз Свои Божественные уста сперва в этой Галилее, представлявшей собою смешение народов, Господь подчеркнул всечеловеческое предназначение Своего Евангелия. Явившись же сперва в сем темном и заброшенном уголке Палестины, Он тем показал как Свое смирение, так и приговор безумной гордости помраченного и развращенного Иерусалима. Андрей прежде всех сам пошел за Господом и без призыва и привел своего брата Симона Петра (Ин.1:35 и ниже); Филиппа же Господь призывает: иди за Мною. Филипп сразу последовал призванию без каких бы то ни было колебаний; это ясно из того, что он, возгоревшись ревностью о Христе, тотчас же начинает набирать и других добровольцев и приводить их ко Господу своему. Быстрое решение Филиппа немедленно последовать за Господом можно объяснить тем, что он, вероятно, прежде слышал о Христе от своих соседей Андрея и Петра (поскольку все они были из одного города, Вифсаиды), а быть может, и от других. Однако, скорее всего, притягательная личность Самого Господа вмиг подвигла его все оставить, все забыть и пойти за Ним. И притом могучая личность Христова настолько покорила Филиппа, что, как уже сказано, он не только пошел за Господом, но тут же начал и апостольское служение, то есть стал привлекать ко Христу иных людей, ибо говорится далее: Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Как просты слова Филиппа! Се, беседуют две алчущие души человеческие, душа Филиппа и душа Нафанаила! Филипп не говорит: " Мы нашли обетованного Мессию " , или " Сына Давидова " , или " Царя Израилева " , или " Господа Христа " ; он только дает Нафанаилу понять: они нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки. Сие глаголет душа, исполненная удивления и радости. Наисильнейшие чувства не выбирают слов, но выражают себя просто, иногда и препросто, как будто они сами о себе уверены: их сила проявится и в простейших словах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Не мне, неженке, учить таких горемык. Забавное откровение! Трудно сказать, можно ли хоть что-то взять себе на вооружение в рассказе этой молодой женщины, но вот, чтохотелось бы мне подчеркнуть. Пророк Исаия, всматриваясь в чудесную даль, которая и есть нынешняя наша Церковь Христова, донес такие сказанные ему Богом слова: " Всякую гору сделаю Я путем " . Вот для меня лично эта " всякая гора " и есть любая и каждая семья, в которой Господь призвал кого-то одного к святой вере. Путь к Нему пролегает на этой " всякой горе " , Сам Бог заботливо проложил его, поэтому не стоит пугаться видимой крутизне пути. Как-то прочитала я Мите с Ваней житие Алексия человека Божьего по прекрасной книжке, изданной для детей аж в Париже, и очень удивилась их неожиданной реакции: —Мама, а почему он хороший, если он папу и маму бросил, да и невесту свою? Они так плакали, горевали о нем, почему же он хороший? Скажу прямо: ответить тогда на эти простенькие детские вопросы я не смогла. Это заставило меня крепко задуматься и не могу сказать, что я быстро разрешила вставшую передо мною задачку. Думаю так: не то страшно, что сумел человек Божий достичь личной святости. Вера его была огромна, как и любовь к Богу, которую не смог он насадить среди своих домашних, требовавших от него своей частички любви. Странно другое — то, что, выйдя из семьи, сумел он, как истинный гигант духа, не потерять а обрести спасение. Потому что самый естественный и простой путь ко Христу пролегает там, где Он призвал человека к Себе — среди родной семьи. ...Вот заговорила я об Алексии, человеке Божьем, и знаю, что не уйти мне от такого вопроса. Как согласовать все, что я понаписала в этой главе с такими словами Господа нашего Иисуса Христа: " Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником " . Как согласовать это с моими призывами к духовным компромиссам с домочадцами? Я не знаю как. Сколько я ни вслушивалась и не вчитывалась в толкования этой должной ненависти христианина к своим родным, а все уяснить для себя в этом вопросе не смогла.

http://zavet.ru/book/sokolova05.htm

Оно подводит человека к бездне смерти, показывает в ней отражение небес и зовет его положить душу свою в беспредельном самопожертвовании. Ветхий Завет делал человека близким к Богу; Евангелие вселяет Бога в самое сердце человеческое, научает человека на все смотреть СУБ СПЕДИЕ АБСОЛЮТИ (под знаком абсолютности), желать абсолютно, делать абсолютно – по Божественному. Христианская благотворительность есть благотворительность без конца; христианская вера это вера безграничная, безусловная, это всецелая преданность Богу; христианская любовь есть самопожертвование до смерти» (подчеркнуто мною). В сущности, евангельская проповедь есть ПРИЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА К БОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Но Божественная жизнь для человека на этой земле невозможна: ибо в самой душевно-телесной природе нашей живет органически присущее нам начало самосохранения индивида – так называемый эгоизм… В этом смысле христианство совершенно «непрактично». Если вообразить человека, осуществляющего христианское поведение – мы увидим мученика, в некотором роде повторяющем подвиг Христа. Такой человек будет очень ДОБР, он будет везде «уступать очередь», он не остановится на сочувствии нервов, примется помогать, делиться временем, средствами – и встретит сопротивление прежде всего в своем же семейном гнезде… Даже если он и не будет общественно активен, он будет совершенно ПРАВДИВ – и встретится с государством, «самым холодным из чудовищ»; в лучшем случае он будет признан эксцентриком, нуждающимся в опеке и лечении… И так далее. Последовательное христианство, как практическое осуществление в жизни принципов любви и духовной свободы, всегда было призванием только очень немногих, избранных душ. Зная это, мы, казалось, могли бы со спокойной совестью отвергнуть евангельский призыв к Божественному совершенству. Но вот, мы слышим его – и в самой сокровенной глубине нашего духа он получает таинственный отклик. «Подобно Царство Небесное сокровищу, сокрытому на поле, которое нашед человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то».

http://azbyka.ru/pochemu-i-ya-xristianin

«Первая задача, которая перед нами стоит — это молчание, потому что разговором, общением мы друг друга вырываем из внутренней собранности, вносим друг в друга суету, отрываем друг друга от мыслей, от чувств, от представлений, которые нас занимали в этот момент, и заставляем войти в интересы и тревоги, которые нам совершенно порою чужды, — говорит митрополит Антоний Сурожский („Внутреннее молчание“). — И очень важно в какие-то моменты найти в себе силу, решимость вступить в период молчания… когда вдруг мы можем сказать времени, течению наших мыслей, движению наших чувств и даже внешнему слову: „Остановись!“» Научившись молчать и захотев услышать, мы обязательно услышим. Бог предлагает каждому свой собственный путь, соотносящийся с его историей и харизмой. Апостол Пётр ловил рыбу — и стал ловцом людей. Апостол Павел был ревностным гонителем Христа — стал ревностным Его проповедником. Часто мы боимся, что Господь потребует от нас чего-то, с чем мы не справимся. Кто из нас в начале пути не опасался, что, слишком углубившись в веру, окажется в монастыре? Кто не подумывал бросить любимую работу и стать свечницей или церковным сторожем? Но Бог знает нас, знает наше сердце — и говорит нам: «Не бойся!» Если мы думаем, что Он что-то отнимет у нас — мы рисуем ложный образ Бога. Я сама в период неофитства прошла все эти точки сомнения: боялась, что стану «чересчур» верующей, боялась, что священник «благословит» уйти из светского СМИ. В конце концов я нашла свое призвание в той же сфере, где и работала, — в журналистике, но не в светском глянцевом журнале, а в церковном. Господь высветил и подчеркнул все мои способности, дал возможность расцвести им — и я получила неизмеримо больше, чем у меня было до прихода в Церковь. Что мы отвечаем Богу? Давайте посмотрим, какие человеческие ответы на призыв Бога описаны в Евангелии. ВСТАЛИ И ПОШЛИ ЗА НИМ «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4, 18–20). Здесь описан очень скорый, харизматичный ответ на призыв. Один мой знакомый, меломан по натуре, услышав подобный призыв в своей душе, в одночасье вынес из дома коллекциюиз 1000 собранных им музыкальных дисков. Он никогда не жалел об этом поступке: так он ответил на зов сердца и избавился от того, что было для него лишним в тот момент.

http://pravoslavie.ru/103374.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010