Здание строилось по проекту архитектора М.Д. Быковского. Это была одна из крупнейших церковных построек в Москве, не многим уступающая по размерам храму Христа Спасителя. Купол Никитской церкви возвышался над Замоскворечьем и зрительно поддерживал купол храма Христа Спасителя. Здание было почти квадратное в плане, с примыкающей к нему колокольней. Стиль, в котором построена церковь, определяется как русско-византийский, излюбленный в середине XIX века. Мощный куб стен был увенчан пятиглавием, с центральной главой на высоком, несколько вытянутом вверх широком световом барабане. Купол был белым, покрытым английской жестью, и только главка на нем позолоченная. Высота здания была 28,8 метра, а пятиярусной колокольни – 44,3 метра. Интерьер храма был очень торжественен, главный и придельные иконостасы находились на одной линии. Их создали одновременно с храмом старанием старосты С.Н. Рожнова. На столпе, расположенном между главным алтарем и правым приделом, находился образ великомученика Никиты XVII века – резная икона в медном окладе, изображающая святого в рост. Из святынь в храме хранился крест с сорока святыми мощами, пожалованный в 1704 г. И.Е. Сумароковым. Весь интерьер создавался под непосредственным руководством митрополита Филарета, который всем предлагал брать Никитскую церковь за образец. Колокола церкви делались на заводе Самгина. Самый крупный из них был отлит иждивением И.Г. Зенина, в память избавления императора Александра II от смерти 4 апреля 1866 г. Колокол весил 540 пудов, и отливал его мастер Филипп Воробьев. Последним священником Никитской церкви был отец Петр Шипков. Храм был разрушен в конце 1935 г. На его месте в 1936 г. выстроили жилой дом для работников милиции в стиле конструктивизма. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=34370

По писцовым книгам Суздальского у. 1628-1630 гг., в Богоявленской слободе на р. Мстёре (ныне пос. Мстёра Вязниковского р-на), в родовой вотчине Ромодановских при каменном храме Богоявления была «другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх» (видимо, с шатровым завершением - Добронравов, Березин. 1898. Вып. 5. С. 353). В XVII-XVIII вв. по всем уездам на территории епархии, за редким исключением, были только деревянные храмы. Напр., по писцовым книгам Муромского у. 1628-1630 гг., в погосте Николая Чудотворца Старого на р. Мотре (во владении кн. И. Н. Одоевского) значились «церкви древяны клецки... Николы, Флора и Лавра строения мирского, а церковные украшения и утварь помещиковы» (Там же. С. 336-337). По тем же документам Гороховецкого у., в Раменской волости обозначен погост с храмами Рождества Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи, с уточнением, что последняя «рублена клецки с папертью - строение крестьян» (Там же. С. 444). В Георгиевской пуст. того же уезда, возможно основанной прп. Сергием Радонежским, в 1628-1630 гг. значатся только деревянные строения, к-рые возобновлялись в дереве же и в XVIII-XIX вв. (Там же. С. 433-435). В погосте Животворящего Креста Господня дворцовой Унженской волости (Меленковского у.), где хранился почитаемый т. н. Унженский крест, обе церкви - Воздвижения и арх. Михаила - в то же время были, как и вышеперечисленные, рублеными (Там же. 1897. Вып. 4. С. 19). Подробнее описаны деревянные церкви в документах посл. четв. XVII - нач. XVIII в. Напр., по переписным книгам 1678 г., в дворцовом с. Краснове (Красном) Гороховецкого у. фиксируются 2 церкви: «холодная» Казанская с Никольским приделом, «рублена в углы», и «теплая» Алексия, человека Божия; «при церквах колокольня рублена восьмириком верх шатром» (Там же. 1898. Вып. 5. С. 436-437). В Меленковском у. среди строений Николо-Бутылицкой пуст. (упом. 1574) по описи 1682 г. упоминаются: деревянная Никольская ц. «о пяти главах», с высокой папертью «на выпусках», «два схода с лестницы и рундуки»; «неосвященная церковь» в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, «ворота святые деревянные рублены на каменное дело» (Там же. 1897. Вып. 4. С. 85-89). Имеются подробности и в описи 1702 г. построек Борисоглебской пуст. на оз. Великом Вязниковского у. («за р. Клязьмой», упом. в 1628). Казанская ц. 1698 г. была «об одной главе, глава обита тесом, крест опаян белым железом, крыто все тесом»; вновь построенная и еще неосвященная ц. святых Бориса и Глеба тоже «об одной главе, обитой тесом», «над трапезой взрублена колокольня шатровая, на ней три колокола, все крыто тесом». В 1764 г. Борисоглебскую ц. с приделом вмч. Димитрия Солунского обновляли и отметили «кресты на церкви и колокольне древянные, обитые жестью, главы… крыты зубчатою деревянною чешуею, кровли покрыты тесом» (Расширена в 1887-1888; Там же. 1898. Вып. 5. С. 313-314).

http://pravenc.ru/text/2564374.html

В 1775 году по представлению Преосвященнаго Симона отпущено было из Коллегии Экономии 500 рублев на нужнейшия первоначальныя исправления и постройки по Монастырю. В 1781 году по благословению Преосвященнаго Павла Епископа Костромскаго и Галичскаго, тщанием Игуменьи Нектарии начата с северной стороны Монастыря каменная ограда с небольшими башнями. Цена по договору положена за сажень бутоваго камня в клади по рублю и по сороку пяти копеек, за тысячу кирпичу таковая же. В 1794 году Преосвященным Павлом при Игуменье Александре Мятлевой присоединена к Монастырю сему малоприходная Сретенская каменная Церковь с таковым же приделом Василия Великаго и Церковною землею, а прихожане по собственному их желанию причислены к Алексеевской градской Церкви. Потом по составлении, с дозволения высшаго Начальства, новаго плана на Монастырскую землю в 1815 году, утвержденнаго Костромским Гражданским Губернатором, Николаем Федоровичем Пасынковым, она вошла совершенно в составь Монастыря, и ныне находится внутри ограды Монастырской на юго-восточной стороне. В 1802 году Преосвященным Евгением Епископом Костромским и Галичским дозволено Игуменье Александре, разобрав старую много обветшавшую колокольню, строить новую по красивому фасаду с колоннами и со шпилем вверху, с употреблением годнаго материала как из старой колокольни, так и из упраздненнаго за ветхостью Васильевскаго при Сретенской Церкви придела, которая рачением Игуменьи и кончена в 1801 году. За работу подрядчикам и за разные материалы заплачено 2457 рублев, верх колокольни со шпилем весь обит белого жестью. На ней 6 колоколов и боевые часы. В 1815 году, по дозволенно Преосвященнаго Сергия Епископа Костромскаго и Галичскаго, Игуменьею Сусанною на Ризположенской Церкви сделаны новыя главы и обиты белым листовым железом, кровля перекрыта простым листовым железом, внутри Церкви выстлан чугунной пол, что все стало 3554 рубля. В 1814 году с дозволения того же Преосвященнаго, Игуменьею Сусанною начато строение каменной ограды со святыми и въезжими воротами по восточной и южной сторонам Монастыря до каменнаго моста через овраг. Каковая работа и кончена в 1816 году и обошлась Монастырю более десяти тысяч рублей.

http://sobory.ru/article/?object=41246

Однако русские больные не оставляли мысль иметь на курорте собственный храм. В 1871 на это дело внес 500 гульденов юный кн. Э. Э. Ухтомский, будущий редактор «Санкт-Петербургских ведомостей», однако вскоре из-за военных событий в Европе число русских в городе резко упало и из затеи опять ничего не вышло. Русские газеты с горечью писали: «во всех европейских курортах много заботятся о религиозном утешении и в них всегда можно найти прекрасные храмы Божии для христиан разных исповеданий... одни православные христиане не имеют своего храма» в Киссингене. В 1890 д. с. с. И. П. Калайдович, много лет лечившийся на курорте, с предложением взяться за созидание в Киссингене русской церкви обратился к прот. Владимиру Ладинскому, настоятелю веймарского храма, но тот отказался. Через семь лет к делу приступил энергичный прот. Алексий Мальцев, настоятель посольской церкви в Берлине и казначей Свято-Владимирского братства. В том же году он купил за 8000 марок на имя Братства участок, на правом берегу р. Заале, в возвышенной части города, и 8 июля 1898, на склоне холма заложил, храм в присутствии румынского митрополита Иосифа (Георгиана) и посланника России в Мюнхене А. П. Извольского. Об этом событии напоминает бронзовая табличка с под иконой свт. Феодосия Черниговского. Чтобы храм стоял на русской земле, целый вагон ее привезли из России и насыпали на каменистый грунт. Строительство велось по проекту известного петербургского зодчего В. А. Шретера, который не раз лечился на курорте. Руководил постройкой местный архитектор Карл Крампф, чья вилла стояла неподалеку. В строительный комитет вошли т. с. С. И. Мережковский, отец известного писателя и завсегдатай курорта, и проф. И. А. Шляпкин преподававший в Александровском лицее в Петербурге. Председателем был избран посланник А. П. Извольский, будущий министр иностранных дел. Храм, посвященный Священному коронованию Государя Николая II, зодчий задумал «в византийском стиле»: однокупольным, с трапезной и звонницей над северным входом. Стену под звонницей украшает большой заглубленный крест и каменный киот с иконой Божией Матери с Младенцем, скопированной с известной работы В. М. Васнецова. Нижний этаж решен как цокольный и покрыт квадрами «под шубу» из темно-коричневого песчаника. Верхний этаж прорезан полуциркульными окнами, обрамленными колонками, и завершен резным карнизом. Стены облицованы послойно местным белым и бежевым песчаником. В храм ведет притвор, декорированный орнаментальной резьбой. В нем помещены изображения двух святых жен, написанных на золотом фоне. Главный купол и малые главки не позолочены, а покрыты жестью.

http://sobory.ru/article/?object=15203

Шумаровский Остров, урочище. Церковь Воскресения Христова. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Каменная церковь и колокольня с таким главным престолом построены на средства прихожан села Шуморово в 1796 году. По правую руку трапезной размещался тёплый придел в честь Успения Божией Матери, а по левую – святителя и чудотворца Николая. Над каждым приделом стояла отдельная глава с крестом, поэтому над покрашенной медянкой железной крышей возвышались не традиционные пять, а семь глав. Их шеи были обиты жестью, которая, как и крыша, окрашивалась медянкой. Все главы опаяны белым железом. 36 окон храма ограждались коваными железными решётками. На пристроенной непосредственно к церкви колокольне с общей с церковью восточной стеной звучало восемь колоколов весом: 1) 183 пуда, 2) 35 пудов, 3) 20 пудов, 4) 12 пудов, 5) 5 пудов, 6) 3 пуда, 7) 3 пуда и 8) 20 фунтов. Пятиярусный иконостас церкви Воскресения Христова столярной работы был вызолочен червонным золотом на полимент. Царские врата украшены позолоченной резьбой, а в шести клеймах написаны иконы: Благовещение Пресвятой Богородицы и четырёх евангелистов. Верх царских врат украшал резной потир с сиянием. В иконостасе много было икон древнего греческого письма... Из небесной дали купола, где был изображён Господь Саваоф, спускалась позолоченная железная цепь, державшая вызолоченное через огонь паникадило... За правым клиросом в позолоченном киоте находился украшенный серебряной ризой с позолоченными венцами образ Успения Пресвятой Богородицы. За кованой решёткой левого клироса хранилась плащаница с живописным изображением Христа Спасителя. Её края обшиты золотой бахромой с кистями и вычеканенными золотом бархатными подвесками. Своды трапезной, потолки и стены алтаря были украшены стенописью. Над святым престолом находилось изображение Святого Духа в виде голубин. Напротив жертвенника - живописная икона " Моление о чаше " Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Во всех простенках трапезной стояли в серебряных и аппликовых ризах живописные иконы...

http://sobory.ru/article/?object=33672

Следующая по хронологии церковь - во имя Макария Калязинского с трапезной - возводилась в 40-х гг. XVIII в., освящена, видимо, в 1748 г. ( Архангелов. 1909. С. 45). По описи 1764 г., «об одной главе, на ней крест деревянный обит жестью позолочен, глава обита чешуею, покрыта тесом». Под храмом находилось 2 каменных погреба (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 362. Л. 2 об., 18). В 1823 г. в Макариевской ц. предполагалось провести ремонтные работы - «свод опустить и сделать деревянный накат, при входе... арку распространить и вместо ветхого иконостаса устроить новый» ( Архангелов. 1909. С. 27-28). Однако выполнены ли были эти работы, неизвестно, т. к. в 1830 г. храм был закрыт, в 1851 г. перестроен и в нем разместилось Кашинское духовное правление, в алтарной части церкви находилось хранилище икон упраздненного храма. В 1877 г. на месте Макариевской ц. были устроены братские кельи. В юго-вост. углу территории К. м. в 1851 г. на средства кашинских купцов 1-й гильдии братьев П. И. и А. И. Ждановых построена каменная ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского, с 2 теплыми приделами, освященными 24 янв. 1854 г. в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя апостолов Петра и Павла. Приделы были отделены от основного пространства храма деревянной оштукатуренной стеной. Стены церкви были выкрашены в голубой цвет, расписаны фресками на библейские сюжеты. Основной иконостас, резной, с колоннами, был отделан червонным золотом на полимент. Иконостасы в приделах выкрашены зеленой масляной краской, резьба и колонны позолочены. Деревянные полы в церкви выкрашены охрой. В 1888 г. была возведена каменная колокольня (4 аршина): шпиль покрыт белым листовым железом, крыша и карнизы - простым железом, выкрашенным медянкой, железный крест вызолочен. Под колокольней были устроены входные св. ворота и часовня. С юж. стороны Алексиевской ц., рядом с братским корпусом, находилась деревянная келья, в к-рой, по преданию, начинал свой иноческий подвиг прп. Макарий Калязинский; над ней устроен деревянный шатер, покрытый железной кровлей, окрашенной медянкой. В 1903 г. шатер был заменен часовней, в ней находилась келья, где хранились старинные деревянные крест, аналой и подсвечник.

http://pravenc.ru/text/1841455.html

Слобода. Антониев Краснохолмский монастырь. Собор Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Наличие значительных средств позволило Антонию приступить к сооружению в монастыре каменного соборного храма во имя Николы. Здание было заложено в 1481 г., однако старец не дождался окончания работ. В 1482 г. он умер, а строительство продолжил избранный из числа братии его преемником Герман. Стараниями Германа строительство собора было закончено, причем здание было украшено многими иконами, обильно снабжено книгами и богатой утварью, после чего освящено. Несмотря на отдельные переделки и достройки, он сохранялся в сравнительно хорошем состоянии вплоть до 1930-х гг. В эти годы здание сильно пострадало, лишившись всех сводов с главой, апсид алтаря и столбов внутри. К настоящему времени от него остались только три стены — северная, западная, южная – почти на всю свою высоту. От завершающих их закомар сохранились нижние части примерно на половину—треть прежней своей высоты. А от апсид остались лишь небольшие фрагменты северной и южной стен, примыкающих к соответствующим стенам храма. Древнейшие монастырские описи XVI в. хранят молчание о каких-либо перестройках собора, которые, как показывают документы, активно предпринимаются лишь с XVII в. Сопоставление этих описей с монастырской летописью, которая также охватывает весь XVI в. и ни словом не упоминает о каких-либо работах по собору, дает основание считать, что в указанном столетии здание не подвергалось существенным изменениям. Известно лишь по описи 1585 г., что в собор были пожертвованы резные царские врата для иконостаса архимандритом новгородского Юрьева монастыря Варфоломеем (1558—1564), который перед этим был игуменом Краснохолмского Антониева монастыря. Всевозможные переделки начинаются с 1606 г., когда была устроена новая тесовая кровля собора, а его главы обиты белым немецким железом, купленным в Вологде. После пожара 1634 г. в течение двух лет собор был вновь покрыт тесом, сделаны новые «деревянные главы», обитые белой жестью, а большой крест вызолочен.

http://sobory.ru/article/?object=06817

Описанная структура интерьеров существенно отличается от ярославских храмов, в которых столпы, как правило, имеют крещатую форму, а под сводами традиционно присутствуют люнеты. Близкие аналоги обнаруживаются в другом месте – в архитектуре некоторых ростовских храмов 1680-х годов. Так, в соборах Спасо-Песоцкого и Петровского монастырей применены те же полулотковые (полусомкнутые) своды и массивные квадратные столпы. Не вызывает сомнений, что все перечисленные храмы воспроизводили один тип конструкции. Возможно, это произошло под влиянием вкусов митрополита Ионы Сысоевича. В обозначенной группе оказывается и перестроенный в XVII веке собор Покровского монастыря, но без документов, письменных источников невозможно точно датировать строительные работы. В Описных книгах 1702 года приведено краткое описание собора: «церковь во имя Пречистые Б-цы Покрова каменная, построена о 5 главах… Средняя глава обита железом белым, а все кресты железные обиты жестью, 4 главы обиты деревянною чешуею». В храме в тот период находился значительный тябловый иконостас с полным каноническим набором икон, резьбой и позолотой. А также три медных паникадила, каменное архимандричье место, покрытое лазоревым сукном, и два каменных клироса. Были кованые железные двери, в окнах слюдяные рамы, железные решётки и ставни. В шести проемах центрального барабана уже тогда имелись стекольчатые окончины. В описи 1764 года упомянут новый колончатый иконостас с объёмной «флемской» резьбой. Очевидно, данный иконостас отличался богатым убранством, включавшим золочение, серебрение, полихромную окраску. Архимандритское место и клиросы в тот период были уже не каменные, а деревянные столярные, обитые зелёным сукном. В 1774 году подрядчиком ярославским купцом Иваном Егоровичем Набатовым были сооружены железные стропила и крыша. Возможно, тогда же установлены новые железные главы. Новая высокая четырёхскатная крыша существенно исказила силуэт храма, скрыв нижние части барабанов и, очевидно, присутствовавшее после перестройки XVII века завершение в виде двух ярусов кокошников.

http://sobory.ru/article/?object=59058

Большая деревянная пятиглавая церковь с ротондой под центральным куполом была построена в стиле ампир в формах присущих каменной архитектуре. Строгие пилястровые портики по четырем сторонам храма подчеркивали монументальность и торжественность постройки. Имитация каменных форм была столь тщательной, что даже были воспроизведены сложно выполнимые в дереве цилиндрические формы барабанов. В плане квадратный храм дополнялся прямоугольными прирубами притвора и алтаря под двускатными кровлями с фронтонами. Рубленные из брёвен стены были обшиты тёсом. Обшивка стен выполнена по тонким вертикальным доскам, врезанным в брёвна, как раньше называли «рубка взакрой», то есть сразу под обшивку, которая окрашивалась с выделением деталей белым цветом. Декор фасадов был очень строг и лаконичен, основной орнаментальный мотив — дощатые накладки по фризу портиков и ротонды, имитирующие триглифы. Богоявленская церковь в селе Братско-Острожное стала редким примером грамотного применения стиля ампир в культовом деревянном зодчестве России первой половины XIX века, поэтому храм имел большую архитектурно-историческую ценность. Однако следует отметить, что постройка деревянной церкви по проекту каменного храма в далёком таёжном селе лишний раз подчёркивает, что в первой половине XIX века в Российском обществе начался процесс деградации традиционного народного деревянного зодчества и появление моды на имитацию облика каменных церквей. Эти преобразования, именовавшиеся на языке духовенства «благолепным обновлением», уничтожали вековые народные традиции и сам дух древнерусского зодчества. Это привело к массовой обшивке древних храмов досками, превращение их в безликие крашеные деревянные ящики сверху обитые жестью, а плотницкое искусство - в простое строительство из дерева. Отдельно от церкви, над проезжими воротами острога, возвышалась массивная ярусная колокольня высотой около 17 метров. Предполагается, что колокольня была возведена в XVIII веке на месте упраздненной надвратной часовни. В основании колокольни лежали горизонтальные брёвна диаметром 85 см. Завершалась она шатром с крупной главой, покрытой лемехом. Колокольня сохранялась до 30-х годов XX века, но уже в значительно перестроенном виде.

http://sobory.ru/article/?object=38618

В таком опустошении находился он даже до времён Государя Царя Алексея Михайловича. Государь этот Высочайшими своими грамотами все вотчины и угодья, прежде пожалованные в Елецкий монастырь, оному возвратил, и привилегии от Королей Польских Сигизмунда III и Владислава IV, данные этому монастырю, подтвердил, и тем положил прочное основание к поспешнейшему и наилучшему оного восстановлению. Таким образом, знаменитый древностью этот монастырь, от Благочестивого Князя Святослава сооружённый, от злочестивого Батыя разорённый, и потом от Поляков в крайнее опустошение приведённый, в царствование Государя Царя Алексея Михайловича с 1670 года при особенном попечении и неутомимой ревности Архиепископа Черниговского Лазаря Барановича паки начал приходить в первобытное своё состояние; каковому обители восстановлению споспешествовали потом и Гетманы войск Запорожских, подтверждая Универсалами все прежние монастырю Елецкому привилегии. Многие также Паны способствовали тому то вкладами, то и непосредственным своим попечительством, особенно г. Полковник войска Запорожского Черниговского Василий Дунин-Борковский, который в 1675 году, будучи и Ктитором обители Елецкой, своим коштом и старанием построил каменную церковь с трапезой и другие здания каменные же; почему в этом монастыре в 1702 году и погребён в соборной церкви в паперти. В настоящее время в Елецком монастыре строения все каменные следующие: 1) Соборная ЦЕРКОВЬ во имя Успения Пресвятой Богородицы, стоящая посреди монастыря и достопамятная своей древностью; ибо создана ещё в 1060 году Великим Князем Черниговским Святославом Ярославичем. Церковь сия сооружена наподобие четырёхугольного продолговатого столба длиной по основанию своему на 14½ саженях, в ширину на 8, а с приделом, после пристроенным, составляет ширину 11 саженей. Высота же 22 сажени; на ней четыре верха с главами; средний – о 4 ярусах, прочие – о трёх. Первоначально крыта она была свинцом; после разорения от Татар была крыша на ней деревянная, а ныне вся покрыта жестью или белым железом, около 1760 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010