По Краткому описанию лавры, старая колокольня была разобрана в 1738 году, когда собирались приступить к строению новой колокольни. Может быть, описание говорит и правду, но вероятнее предполагать, что старую колокольню разобрали не ранее как готова была новая колокольня, а это последнее случилось только в 1756 году (хотя, с другой стороны, могло быть, что старую колокольню разобрали еще до приступа к строению новой, потому что она грозила опасностию падения, каковым именно обстоятельством могло быть вызвано и построение новой колокольни). ПРИМЕЧАНИЯ В одной рукописи, написанной в Троицком монастыре в 1497 году, читается запись: " Лета 7018 (1510) ходил велики(й князь в) Новгород, да и Псков взял месяца генваря 20 д. А пришед на Москву был в Сергиеве монастыре месяца июня 16, да поставил свещу негас(имую) у Сергиева гроба. Того же лета побили верх железом (подразумевается белым, т. е. жестью) у Троици в Сергиеве монастыре месяца маия 19 " . Рукопись в настоящее время – в библиотеке Ярославского купца И. А. Вахромеева (по описи А. А. Титова, 778). [Вид собора и план его из сей книги см. на приложенной фототипической таблице VII]. Находятся еще священные изображения в не закрытых папертями и Никоновской церковию подкровельных камарах, или полукруглых печурах, на южной и северной стенах собора. Относительно этих последних изображений нужно думать, что они написаны не в позднейшее только время, а, напротив, в более или менее древнее время (после которого потом большее или меньшее количество раз письмо возобновляемо было), ибо назначение камар именно и состояло (или, по крайней мере, было полагаемо) в том, чтобы в них помещаемы были священные изображения. В соборном приговоре монахов Троицкого монастыря новопоставленному игумену Митрофану 1584 года, напечатанном в III томе " Актов Юридических " Калачова 274, col. 26), упоминается еще не как трапеза, или заднее отделение церкви, а как паперть, или сени в церкви. В 1642 году Троицкие власти докладывали царю Михаилу Феодоровичу: " В Троицком Сергиеве монастыре у соборной церкви живоначальные Троицы паперть покрыта тесом и та кровля поогнила и теча большая, и о том как государь царь и великий князь Михаил Федорович всеа Русии укажет: над тою папертью по прежнему ли велит покрыть тесом или каменные своды зделать укажет? " Государь приказал " зделать свод каменной, укрепя на столпах " (см. в статье иеромон. Арсения о служках, с. 54). После того как сделан был свод, паперть, вероятно, и превращена была в трапезу с постановкой в ней иконостаса. Что касается до нынешнего устройства трапезы, то, вероятно, его именно разумеет митр. Филарет в письме к наместнику Антонию от 17 апреля 1832 года, когда говорит: " устроение трапезы Троицкаго собора, как описываете, должно быть хорошо " .

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

об. п.; р.-катол. 246 д, об. п.; евреев 37 д. об. п. Свящ. – Феофил Александр. Лысаковский (с 1884 г.), псаломщ. – Иннокентий Григор. Панькевич (с 1857 г.) и пономарь – Тарасий Адриан. Пироговский (с 1870 г.). К этому приходу приписаны две церкви: одна в с. Девочках в 4 вер., а другая – кладбищенская – в с. Слипчичах в 5 вёрстах. 27. с. Девочки 71 волости Бежевской, от Житомира 21 верста. Церковь во имя святого великомученика Димитрия (празд. 26 окт.) Построена арендатором католиком Иваном Загурским, но, когда – неизвестно. Деревянная, крыта жестью, крепка; обновлена в 1866 и 1874 гг. При ней деревянная, на кам. фунд., колокольня, построенная в 1853 г. Церковь эта до 1844 года была приписана к церкви с. Высокого в 5 вёрстах. Земли, принадлежащие этой церкви, на основании присяжного показания 24 крестьян этого села, данного в 1840 г. в присутствии комиссии на грунте – совершенно по другому делу, – отчуждены от церкви. В 1846 г. иск по этому делу был возобновлён причтом, но безуспешно. От этой земли остался лишь широкий проход к церкви от улицы пространством около 80 кв. саж. На земле этой в 1866 году построена на церковный счёт изба о двух половинах, из коих в одной живёт церк. сторож, а в другой останавливается священник из с. Бежева для богослужения. Дворов – 102¼, прихожан – 758 д. об. п. Крупный землевладелец – Юлий Венедикт. Мочульский. Церковь эта с 1844 г. приписана к предшествующему приходу с. Бежева в 4 вёрстах. 28. с. Слипчичи волости Бежевской, от Житомира 30 вёрст. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1885 году (начата в 1882 г.) на средства прихожан. Кладбищенская. Деревянная, на кам. фунд., крыта жестью, крепка. При ней деревянная колокольня, крытая жестью. Утварью, ризницею и богослужебными книгами недостаточна, Земли и построек для причта нет. Число прихожан показано в описании предшествующей самостоятельной церкви села Бежева, к которой эта церковь приписана (в 5 вёрстах). 29. с. Бондаровка 72 (при р. Кропивенке) волости Ушомирской, от Житомира 80 вер., от ближ. почт. ст. Фасовой 26 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Бердичева 120 вер., от ближ. приход. с. Белки 10 вер. и с. Сушок – 12 вёрст. Приход 5-го кл. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1784 г. на церковный счёт. Деревянная, крыта жестью, с такою же отдельною колокольнею. Земли: усад. 2 дес., пахот. в 3 смены 30 десятин и сенок. 10 десят. – всего 42 десят. Причт: 1 свящ. с жалов. 300 p., 1 псаломщ. – 50 p., поном. – 38 р. и просф. – 16 р. Дом для свящ. вновь выстроен в 1884 г., хозпостройки есть. Для остального причта помещения есть. Деревни прихода: Ушица в 2 вер., Гулянка в 3 вер., слобода Янушполь в 2 вер., Рудня Рафаловка в 3 вер., Гута Бондаровская 73 . Дворов – 216¾, прихожан – 1,677 д. об. п. Свящ. – Павел Яков. Равицкий (с 1868 г.), псаломщ. – Дометий Ив. Война (о 1860 г.), поном. – Тимофей Никиф. Шрубович (с 1856 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Отстояв свою независимость от покушения униатских киевских митрополитов, Печерская обитель в начале XVII века с титулом Лавры начинает свою просветительную деятельность в защиту православия. В ней учреждается ученое братство и заводится типография. Около того же времени, при митрополите Петре Могиле , возобновлена древняя фресковая живопись великой церкви. В описании Павла Алеппского великая церковь представляется в следующем виде. «Вся она из камня, кирпича и извести, внутри и снаружи имеет высокий свод и девять высоких куполов, покрытых блестящей жестью, с девятью позолоченными крестами. Она построена четырёхугольником; имеет в длину, по нашему измерению, 140 шагов и столько же в ширину; высота ее более 60 локтей. В нее сходят по лестнице. С западной стороны большая дверь, подле которой другая, малая; с южной стороны три двери, из коих средняя больше двух других; с северной стороны одна только дверь. Церковь имеет четыре алтаря, наибольший – посредине. Над упомянутой западной дверью находится изображение Успения Богоматери, справа и слева от него изображены два царя, построившие эту церковь ; подле каждого из них большое, высокое окно, а над ним еще три больших окна; выше еще три окна, над которыми поднимается огромная арка на двух больших пилястрах, стоящих по сторонам дверей. Поверх этой арки есть балки и навес из красивого красного кирпича с полосками между ним из белой извести. Выше этого понимается большой купол нарфекса, и над ним другой, красивый, восьмиугольный, крытый блестящей жестью, с восемью окнами. Над другою, малою дверью церкви изображена Богородица с ангелами, держащими над Нею уготованные для Неё венцы; выше них три окна, а над всем красивый горбообразный свод 118 на углу церкви, покрытый жестью, с позолоченным крестом; выше его два окна, одно над другим, над всем небольшая арка из красного кирпича, изукрашенная всяческими хитростями искусства. На углу церковной крыши возвышается красивый полукупол, обитый жестью, с крестом. Что касается северной стороны, т. е. большого угла, то все это место до северных дверей церкви представляет очень высокую башню, чрезвычайно крепкую, назначенную для военных целей: в ее стенах множество бойниц. Здесь помещается церковная ризница. Дверь в нее на западной стороне церкви, в одном ряду с большою дверью; над ней изображен Иоанн Креститель. Итак, с западной стороны церковь имеет три двери в ряд. От верхней части этой последней двери и далее вверх до крыши двенадцать больших окон с железными решетками, a над всем этим – две арки, подобные вышеописанным, и навес из красного кирпича с резьбою, как в церковных постройках Ханака; над арками большой восьмиугольный купол с восемью окнами по окружности его. Над западными дверями, у самой крыши расписано все зеленым, золотым и иных цветов красками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) ЦЕРКОВЬ во имя Богоявления Господня с трапезой каменной. Строена также Патриархом Никоном. На ней глава обита жестью, а купол железом, на церкви и алтаре два креста, над трапезой и вверху. 3) ЦЕРКОВЬ во имя Сошествия Святого Духа. 4) Больничная ЦЕРКОВЬ во имя Св. Иакова Боровицкого. 5) Над Св. воротами от озера ЦЕРКОВЬ во имя Св. Филиппа Митрополита (каменная же); на ней крест железный вызолочен, глава и осмерик обиты жестью. 6) На других вратах ЦЕРКОВЬ во имя Архангела Михаила; глава обита жестью, а купол железом. 7) КОЛОКОЛЬНЯ в юго-западной части монастыря; на ней крест железный, глава и шпиц обиты жестью, и часы боевые; колоколов 14, в первом веса 324; во втором – 123; в третьем – 50 пудов. 8) Подле колокольни к востоку КЕЛЬИ Настоятельские и Наместнические, к западу двухэтажные в двух флигелях. 9) На западной части монастыря по сторонам Архангельской церкви КЕЛЬИ братские двухэтажные; 10) В северо-западном углу БОЛЬНИЦА, СЛУЖБЫ; 11) Кругом всего монастыря на 540 сажен ОГРАДА. Примечательнейшие вещи в этой обители находятся следующие: 1) в Соборной церкви по левую сторону царских врат – местный ОБРАЗ Иверской Божьей Матери 24 ; 2) В той же церкви на правой стороне между столпов – МОЩИ Св. Иакова Боровицкого поверх земли в раке, обитой серебром позолоченным, на ней в 4-х кругах вкратце изображён Летописец строения этой обители и пренесения Св. мощей Чудотворца Иакова; над ракой сень резная золочёная; 3) при этой раке КОВЧЕЖЕЦ серебряный резной золочёный с мощами Св. Филиппа Митрополита и других Святителей 25 ; на верхней деке ковчежца сего образ Божьей Матери с превечным Младенцем и Св. Филиппа Митрополита с надписью, изъясняющей, когда и кем устроен этот ковчежец. 4) ШЕСТЬ разных древних из коих на пяти изображён Крест, а на шестом Орёл. К достопамятным происшествиям, случившимся в Иверском монастыре можно отнести следующие: 1) Самое ОСНОВАНИЕ и создание этой ОБИТЕЛИ. 2) УЧРЕЖДЕНИЕ в оной в 1658 году ТИПОГРАФИИ, взятой из Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря; в ней первая книга напечатана в 1658 году Часослов; в 1659 году Стефана Святогорца Мысленный рай, содержащий различные цветы, собранные на святой горе Афонской с присовокуплением истории о начала сего Иверского монастыря; в 1661 году Псалтирь с канонами; в 1662 году две Псалтири брачные, да с Царской жалованной грамоты список (см. выше, стр. 222; а в 1666 году, Ноября 30 по грамоте Патриарха Никона перенесена типография сия в Воскресенский Ново–Иерусалимский монастырь: но там ничего ею не печатано.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В описи церковного имущества церкви Покровской села Алексина за 1813 г. значится: " Церковь каменного здания с приделами Алексия Митрополита Московского и Николая Чудотворца. Внутри оштукатурена, снаружи оштукатурена и выкрашена желтой краской, покрыта листовым железом. Глава на настоящей обита английской жестью, крест деревянный, обит такой же жестью, на приделах главы обиты железом и кресты железом. Колокольня каменная покрыта железом, шпиль обит английской жестью, крест деревянный, обит такой же жестью " . После нашествия неприятеля освящена 17 февраля 1813 г., а придел Алексия митрополита 18 февраля 1813 г.В советское время храм с. Алексино, единственный во всём районе, оставался открытым. В его стенах хранятся многие православные святыни, чтимые иконы, написанные живописцами XIX века, древние сосуды. Однако, находясь вдали от дорог и городов, храм неоднократно подвергался грабежам. В настоящее время в храме проводятся ремонтно-восстановительные работы. Закончены работы по реставрации настенной живописи. Заменены купола, вместо старых металлических установлены медные с позолотой. Отремонтирована крыша, колокольня. Внутри проведена реставрация главного иконостаса и центральной части храма. Снаружи церковь оштукатурена и покрашена. Святыни храма. Плащаница Успения Божией Матери, икона Иоасафа еп. Белгородского с частичкой мощей, икона новомученика иерея Константина Некрасова, служившего в храме, икона свв. Царственных Мучеников-страстотерпцев. http://orthodox-ruza.ru Церковь на селе известна деревянной с 1676 г. Существующая ныне кирпичная Покровская церковь с бововыми престолами свт.Николая Чудотворца и свт. Алексия Митрополита построена в 1803-1813 гг. вместо сгоревшей в 1802 г. деревянной. Храм строился согласно Прошению священника Симеона Герасимова и прихожан. В 1872 г. по проекту архитектора М.Н. Чичагова была пристроена колокольня. В советское время храм не закрывался, но в 1936 г. был обновленческим. Старейшая часть здания - бесстолпный одноглавый храм четвериком с трапезной и алтарной апсидой выстроены в формах " пилястрового " провинциального классицизма. Трехъярусная колокольня с богатым декором в духе " дивного узорочья " XVII в. - хороший образец " русского " стиля. Внутренняя отделка церкви - XIX в. Святыни храма: Плащаница Успения Божией Матери, икона Иоасафа, епископа Белгородского с частицей св.мощей, икона новомученика иерея Константина Некрасова, служившего в храме, икона свв. Царственных Мучеников-страстотерпцев.

http://sobory.ru/article/?object=06471

Вслед за Успенским собором началось строительство Троицкого храма. Точное время его возведения неизвестно. А. Г. Авдеев предложил широкую датировку - 1652-1696 гг. ( Авдеев. 2009. С. 38). Согласно описи 1701 г., в П. Г. м. стояла теплая Троицкая ц. «с трапезою и подкеларскою о 3 главах, а главы и кресты опаяны белым немецким железом» ( Холмогоров В., Холмогоров Г. 1895. С. 281). Троицкий храм - 2-этажный, 3-главый (причем главы выстроены в ряд с севера на юг), с 2 приделами во имя вмч. Димитрия Солунского и сщмч. Антипы, еп. Пергамского, и одностолпной трапезной - относится к числу наиболее уникальных храмов XVII в. в Костромском крае. По словам Некрасова, Троицкая ц. «походит на древние каменные двухэтажные хоромы продолговатые с запада на восток, причем даже алтари не полукруглые; а поперек хором стоит как бы терем, и лишь в нем отмечен церковный характер здания: закомары (фальшивые) и три главы в ряд с севера на юг. Такая архитектура крайне редка и имеет обычно не главы, а шатры. Перед нами, очевидно, смесь церковного и гражданского зодчества, относящаяся к XVII в., она более обычна для трапезных монастырей» ( Некрасов. 1926. С. 6). По описи 1701 г., в П. Г. м. «церковь соборная Успения Пресвятыя Богородицы каменная о 5 главах с приделы Иоанна Богослова да Леонтия епископа ростовского чудотворца, а на церкве главы и кресты опаяны белым немецким железом, а церковь строения боярина и дворецкого князя Алексея Михайловича Львова… К соборной церкви прикладена колокольница каменная, а на ней глава и крест опаяны белым немецким железом, а на колокольнице 5 колоколов, в большом колоколе весу 53 3/4 пуда, да часы с перечасьем ( Холмогоров В., Холмогоров Г. 1895. С. 281). В Успенском храме находилась рака над мощами прп. Паисия, почивавшими под спудом: «...гроб покрыт сукном вишневым, а на гробе образ чудотворца Паисея, венец и цата сребряные позолоченные резные, да круг того гроба поставлена решетка железная, лужена оловом, на чудотворном гробе два покрова: один баржат зелено опушен бархатом красным, крест кружево золотое, другой покров атлас алой, опушен отласом белым». Вход в мон-рь, обнесенный деревянной оградой, вел через св. ворота, представлявшие собой монументальное сооружение, увенчанное деревянным шатровым храмом во имя Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа: «...шатер окожучен лемехами, на нем глава и крест опаяны белым немецким железом, круг тое церкви построена паперть с 3 стран не глухая, а под церковию св. врата опаяны белым немецким железом, а над вратами построены деисус 24 иконы при архим. Силивестре» (Там же. С. 280-281).

http://pravenc.ru/text/2578641.html

От первой башни в монастырь идучи, на правой стороне на углу башня четвероугольная, на ней прапор медной с косицы, да на прапоре с одну сторону образ Нерукотворенного Спаса, а с другую сторону крест, в подножии два яблока, меж яблок репей кубчатой, яблока и репей опаяны белым железом. Третья башня четвероугольная, на ней сверх шатра чердак брусчатой, на чердаке шатрик покрыт чешуею, а на нем крест железной луженой, в подножии репей круглой с розцветы разными краски, а под репьем два яблока репей кубчатой же, яблоки и репей опаяны белым железом, а под тою башнею колодезь вместо тайника, а от колодезя из-под башни выход деревяной прирублен к башни в три стены, покрыт тесом. Четвертая башня, четвероугольная на углу города, а на ней херувим шестокрылатой, в подножии у херувима два яблока, промеж ими репей кубчатой, яблоки и репей опаяны белым железом. Пятая башня четвероугольная ж, а на ней чердак брусчатой, на чердаке шатрик обит чешуею деревянною, а под тою башнею проезжие ворота к пустыни с четырьмя затворы, и на одном затворе калитка, а у ворот через ров мост. Шестая башня на углу города шестероугольная, а на ней сверх шатра меж яблок репей опаяно белым железом. Седьмая башня четвероугольная с шатром, на шатре чердак брусчатой, а на нем шатрик обит чешуею, а на шатрике прапор с косицы, а на прапоре крест а с другую сторону Царь Константин с матерью своею царицею Еленою, а в подножии два яблока, меж ими репей кубчатой, яблоки и репей опаяны белым железом, а под тою башнею ворота с четырьмя затворы. Осмая башня шестероугольная, на ней яблоко да репей опаяны белым железом. б. Кельи в монастыре С Московской дороги идучи в монастырь, на левой стороне, бывшего Патриарха Никона кельи на подклетах, крестовая, да комната, да задняя, а у кельи четыре двери; у всех дверей замки Польские глездуны в крестовой и задней две печи мурамлиные, в тех же кельях стол аспидной, на нем вырезано имя Богдана Шорина. Пред теми кельями келья ж да два чулана, меж ими сени у чуланных дверей и у двух сенных четыре замка глездуны Польские, а кругом келий и чуланов и сеней перила досчатые до городовой стены; а кельи, и сени, и чуланы под одним шатром; и перила и сходная лестница и рундук под лестницею, покрыто все тесом; у тех келей восемь окон больших красных с окончинами слюдяными; а под подклеты погреб каменной с выходом, да в подклетах пять окон красных, да четыре вставня малых окон, да пятеры двери обиты лазоревым сукном.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Антиминс ее освящен еп. Венедиктом 1837 г. 22 ноября. Дмитриевский собор двуглавый, продолговатый. Главный купол его находится над главным храмом – св. Димитрия; второй купол занимает средину приделов. Все алтари имеют полукружие на восточной стене. Собор выстроен из камня и окрашен белой краской; кровля покрыта железом и окрашена медянкой, крест большого купола железный, а малого – деревянный, обитый жестью. В собор 2 входа: с запада и с юга, 13 больших окон и 10 узких продольных. В окнах железные решетки. Длина собора 18 саж.; высота – 11 саж. Колокольня каменная, 8-ми угольная, выстроена отдельно от церки, оштукатурена и выбелена. На ней – деревянный шпиль, обитый жестью и – такой же крест, утвержденный на обитом жестью яблоке. Из 10 колоколов самый большой весом в 104 п. 7 ф. Высота колокольни 24 саж. Направо от колокольни – старинная, каменная, крепостная церковь Успения, обновленная в 1860 г. и освященная 10 сентября. На обновление истрачено 881 р. 65 к. с. Она квадратная, с полукружием для алтаря. Иконостас перенесен в нее из соборного придела Нерукотворенного Спаса. Престол деревянный, жертвенник стоит в углублении восточной стены. Антиминс освященъ еп. Леонтием 1860 г. мая 8. В храме служат только в храмовой праздник. Помещается в нем до 60 человек. Соборная ограда, на 120 саж., на каменном фундаменте, с деревянною решеткою между каменными столбами и с железными воротами. В воротах – образ и кружка для сбора денег. Часовня выстроена в 1860 г. церк. старостою, гдовским купцом, Леонтием Гавриловичем Лебедевым. В ней находятся иконы: Нерукотворенного Спаса, Димитрия, Николая и Митрофана. Внутри собор делится на две половины. Первая половина, или собственно – собор, холодная, и в ней служат от Троицы до 1 ноября. Вторая половина, т. е. приделы, теплая, с двумя круглыми железными печами. Между обеими половинами деревянные двери, верхняя часть которых стеклянная. Своды и купол собора утверждаются на 4 столбах. К передним двум столбам прикреплен иконостас. Эти два столба отделяют престол от жертвенника и ризницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Дмитриевский собор двуглавый, продолговатый. Главный купол его находится над главным храмом – св. Димитрия, второй купол занимает середину приделов. Собор построен из камня и окрашен белой краской. Кровля покрыта железом и окрашена медянкой, крест большого купола железный, а малого - деревянный, обитый жестью. В соборе 2 входа: с запада и с юга; 13 больших окон и 10 узких продольных, в окнах железные решетки. Длина собора 18 саж., высота 11 саж. Колокольня каменная, 8-ми угольная, выстроена отдельно от церкви, оштукатурена и выбелена. На ней деревянный шпиль, обитый жестью и такой же крест, утвержденный на обитом жестью яблоке. Из 10 колоколов самый большой - весом в 104 пуд. 7 ф. Высота колокольни 24 саж. Соборная ограда на 120 саж., на каменном фундаменте, с деревянною решеткою между каменными столбами и с железными воротами. В воротах - образ и кружка для сбора денег. Часовня выстроена в 1860 г. церковным старостою, гдовским купцом Леонтием Гавриловичем Лебедевым. В ней находятся иконы: Нерукотворенного Спаса, Димитрия, Николая и Митрофана… Описание составлял диакон Гдовского Дмитриевского собора Алексий Павлович Бобровский, 1884 г. июля 17. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, 1885 г. Строительство каменного кремля в Гдове датируется самым концом XV века. Его стены сложены из огромных гранитных валунов, ряды которых чередуются с рядами известкой плиты – обычного строительного материала этого края. В плане крепость приближалась к прямоугольнику, она имела трое ворот и 4 башни. Главным въездом в город служили Псковские ворота, расположенные в западном углу крепостных стен. Вслед за возведением мощных укреплений в Гдове был сооружен и новый каменный собор. Как установил доктор искусствоведения В.В. Седов, Димитриевский собор построили в 1520-е годы в традициях псковских “кончанских” храмов рубежа XV-XVI веков. “И план, и объемная композиция, и структура его интерьера практически совпадают с храмами Богоявления с Запсковья и Успения с Пароменья. Единственной деталью, свидетельствующей об эволюции внутри школы, является керамическая храмозданная надпись на барабане собора”. Подобная же надпись была помещена на барабане одноименного псковского собора, поставленного в 1524 году “в Домантове стене”, на фундаментах храма XII века. Таким образом, в центре Пскова и в Гдове практически одновременно поднялись два собора-близнеца, посвященных св. Димитрию Солунскому.

http://sobory.ru/article/?object=48071

В м. Ляховцах есть церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. Построена в 1869 г. из упразднённого рим.-катол. доминиканского костёла, который был построен в 1612 году князем Христофором-Павлом Сенютою для монахов доминиканского ордена. Каменная, крыта жестью, с двумя разделами; алтарём обращена на запад, с двумя возвышающимися по обеим сторонам башнями, крытыми жестью. Престол на кам. пьедестале. При церкви построена в 1881 году на средства прихожан каменная часовни в память в Бозе почившего Государя Императора Александра Николаевича. Утварь и ризница перенесены в эту церковь из безприходной Преображенской церкви и имеются в достаточном количестве; богослужеб. книги новы. Копии метрич. книг, перенесённые из Преображ. церкви, хранятся с 1787 года, а испов. ведом. с 1800 г. Опись церк. имущества составлена в 1884 году. Земли всего 31 дес. 672 сажени. На эту землю имеется план, составленный люстрац. землемером Вацурою. Кроме того, церкви принадлежат – 1) пруд с мельницею о двух поставах в с. Туровке Острож. у., в 15 вер. от м. Ляховец, под прудом находится 24 дес, 91 сажень; 2) 31 морг земли в с. Садках Кременецкого уезда. Церк. земля находится в расстоянии от церкви в 2–5 вёрстах. Причт: Свящ. – 300 руб., псаломщ. – 50 руб., просф. – 16 руб.; кроме того, в пользу причта идут 340 руб. от оброчных статей. С западной стороны церкви имеется церк. небольшой, о двух этажах, каменный дом, покрытый на половину жестью и на половину гонтом; внизу – коридор, 5 жилых комнат, кухня и 2 кладовых, а в верхнем этаже – 6 жилых комнат для священника, коридор и 12 пустых комнат с разрушенными печками и разбитыми окнами; под домом имеются 5 погребов. На дворе находится каменная, ветхая, крытая соломой конюшня и деревянная клуня для хлеба; предположено вновь построить для священника кладовую, погреб и исправить нынешние хоз. постройки. За церковною оградой находится деревянный, крытый черепицей дом о 4 комнатах, предназначенные для помещения псаломщика, причём предположено исправить его и возвести при нём хоз. постройки. Одноклассное народ. училище МНП существует с 1873 г. в доме общественном, с жалованьем учителю 250 р., а законоучителю – 50 р.; учеников в 1883 г. было 80 человек. Церк.-приход. попечительство существует с 1871 г. при 12 членах с доходом до 150 р. в год. Ярмарки бывают 6 января, 2 февраля, 23 апреля, в празд. Св. Троицы, 24 июня, 15 августа, 14 октября и 14 ноября. В приходе имеются аптека, мещанская управа и винокурный завод. Дворов – 196¼, прихожан – 1,565 д. об. п., рим.-кат. 17 д. об. п., евреев 906 д. об. п. Свящ. – Иоанн Андреевич Цеховский (с 1863 г.) и псаломщ. – Филипп Сильвестрович Михойловский (с 1870 г.). К этому приходу приписаны две церкви – одна во имя Каванской иконы Божией Матери в м. Ляховцах в 100 саженях и другая – безприходная Преображенская – в предместье Стариков того же местечка в 300 саженях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010