Калуге. 2. Настоящее состояние Крестовской церкви Крестовоздвиженская, или обыкновеннее Крестовская церковь , как по внешнему виду, так по внутреннему расположению имеет форму равностороннего креста. Снаружи ветви креста оканчиваются портиками с круглыми колоннами, поддерживающими фронтоны. Она освещена десятью окнами с железными решетками и дубовыми двойными рамами, имеет трое двойных дверей: наружная железная, а внутри деревянная, со стеклами и железными замками. Купол покрыт белым, а прочие части простым железом, окрашенным медянкой. Крест на ней железный, позолоченный. С западной стороны церкви двухъярусная столпообразная колокольня, каменного же здания, но купол оной длинный, шпиль из железа, покрытого белой жестью, а карниз покрыт простым железом, окрашенным медянкой, на шпиле яблоко медное, позолоченное, крест железный, позолоченный же, в пролетах, в верхнем ярусе, где висят колокола (в самом большом весу 101 пуд), 4 чугунные решетки. При колокольне пристроены по обе стороны две каменные палатки: одна для ризницы, другая для сторожа. В первой три, а во второй два окна с железными решетками. При входе в колокольню с западной стороны створчатая дверь чугунная, решетчатая. Внутренность церкви, как выше было замечено, расположением своих частей также образует равносторонний крест, ветви его отделяются от средины, находящейся под куполом, арками с пролетами. Западная ветвь составляет притвор, восточную занимает алтарь, в правой помещается чудотворный крест, а в левой придел, в честь иконы Божией Матери, называемой Троеручицею. Церковь вся расписана масляными красками в 1858 году живописцем Пановым: в арках небольшими репьями и колоннами, в куполе изображение Святой Троицы, в фонаре, или трибуне 4 Вселенских Святителей, а в перемычках сводов между арками 4 Евангелистов; фонарь освещен 4 полукруглыми окнами. Амвон и солея о 3 ступеньках. Пол выстлан лещадью, Калужского изделия. При входе в храм, на стене в арке, отделяющей притвор от настоящей церкви, находится медная позолоченная доска с надписью, в которой изображено следующее: «Лета 1827 года некто боярин полковник Павел Сергеев сын Чебышев, муж благочестивый, богобоязненный, будучи одержим жестокою болезнью, прибывши в град Калугу, надеясь получить помощь от врачей, но пришедший здесь в столь великое изнеможение, что едва мог ходить с помощью других, сподобился августа в 15 день утром иметь сновидение о исцелении его от Животворящего Креста, в часовне находящегося.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Начатое в 1876 г. обновление храма окончено в 1877 г. Купол храма покрыт новым железом и окрашен медянкою; главы обиты белым железом; 24 июня на них водружены новые позлащенные кресты. На поправки после пожара попечительством употреблено 920 руб. По сохранившимся церковным документам в с. Омаре были казанские архиепископы: Антония в 1870 г., Палладий в 1887 г. и Владимир в 1892 г. В настоящем своем виде храм имеет форму продолговатого корабля, построен он в русско-византийском стиле, с полукруглым куполом над серединой главного храма и без всяких украшений. Стены храма весьма толсты и прочны, при этом они скреплены массивными железными связями, проходящими внутри церкви. Церковь не велика и не высока; только в средней части восточной половины храма (бывшей холодной церкви) окна сделаны в два яруса, в прочих - в один. Во всех окнах прочные решетки. Куполов на церкви и на колокольне два: на церкви - в виде опрокинутого полушария, глухой, на колокольне - в виде восьмигранной пирамиды без просветов. Купола завершаются круглыми главами, покрытыми белой жестью, и увенчаны железными, восьмиконечными и сквозными крестами. Третья небольшая глава с железным сквозным восьмиконечным крестом устроена над алтарем Рождественского придела. Крыша железная, окрашена медянкою, на главном алтаре шатрообразная на три ската, на средней части - полукруглая, на притворе главного храма с приделом дугообразная, в два ската. Внутренняя площадь храма вместе с алтарями 124 кв. саж. Восьмигранная двухъярусная каменная колокольня на квадратном основании находится в одной связи с церковью; она стоит над притвором. В ней 8 небольших окон и 8 больших пролетов для колоколов, которых 9. Большой колокол в 122 пуд. 15 фун. лит в 1887 г. в г. Слободском Вятской губернии купцом Н. А. Бакулевым и приобретен на средства крестьянина с. Омары Павла Даниловича Тохтарова за 2 800 руб. Второй колокол в 60 пуд. 4 фун. лит елабужским купцом Афанасием Шишкиным, приобретен в 1848 г. на средства всего прихода за 686 руб. Третий колокол в 20 пуд., лил мастер Диакон Григорьевич Иванов…

http://sobory.ru/article/?object=21857

Калуга. Крестовоздвиженский мужской монастырь. Крестовский мужской монастырь Храмы монастыря: Церковь Воздвижения Креста Господня Церковь иконы Божией Матери " Троеручица " Скит монастыря: Корокино. Знаменский скит Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Описание монастыря: “Крестовоздвиженская, или обыкновенная Крестовская церковь, как по внешнему виду, так по внутреннему расположению имеет форму равностороннего Креста. Снаружи ветви Креста оканчиваются портиками с круглыми колоннами, поддерживающими фронтоны. Она освещена десятью окнами с железными решетками и двойными дубовыми рамами, имеет трое дубовых дверей: наружная железная, внутренняя деревяннаясо стеклами и железными замками.Купол покрыт белым, а прочие части простым железом окрашенным медянкой. Крест на ней железный позолоченый. С западной стороны церкви двухярусная столпообразная колокольня, каменного же здания, но купол оной длинный, шпиль из железа, покрытого белой жестью, а карниз покрыт простым железом окрашеным медянкой, на шпиле яблоко медное, позолоченное, крест железный позолоченный же, в пролетах в верхнем ярусе, где висят колокола (в самом большом вес 101 пуд), 4 чугунные решетки. При колокольне пристроены по обе стороны две каменные палатки: одна для ризницы, другая для сторожа. В первой три, а во второй два окна с железными решетками. При входе в колокольню с западной стороны створчатая дверь чугунная решетчатая. Внутренность церкви, как выше было замечено, расположением своих частей также образует равносторонний Крест, ветви его отделяются от середины, находящейся под куполом, арками с пролетами. Западная ветвь составляет притвор, восточную занимает алтарь, в правой помещается Чудотворный Крест, в левой придел в честь иконы Божей Матери называемой Троеручницей. Церковь вся расписана масляными красками в 1858 году живописцем Пановым, в арках небольшими репьями и колоннами, в куполе изображение Св. Троицы, в фонаре, или трибуне 4 Вселенских Святителя, в перемычках сводов между арками 4 Евангелиста; фонарь освещен 4 полукруглыми окнами. Пол выстлан лещадью, калужского изделия.

http://sobory.ru/article/?object=17481

рядом с мон. Марией (Поповой) и прот. П. Алексеевским. 26 мая 1903 г. мон. Ангелина была возведена в сан игумении. После ее кончины (9 июня 1904; похоронена с юго-вост. стороны Троицкого собора) новой настоятельницей 10 сент. 1904 г. была утверждена мон. Виталия. При ней в 1908 г. в З. м. проживали 51 монахиня и 128 послушниц, духовником являлся иером. Нафанаил (в нач. 20-х гг. XX в. наместник задонского Богородицкого мужского монастыря). В 1910 г. в З. м. проживали 49 монахинь и 161 послушница, к 1914 г. число послушниц сократилось до 148. Храмы и другие постройки В 1822 г. некий задонский купец предоставил сестрам нижний этаж своего дома под странноприимный корпус. В нем в авг. 1860 г. архиеп. Иосиф освятил ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». «Здание имело в длину 45,5 арш., в ширину 12 арш., высоту до карниза - 9,5 арш. В стенах было шесть окон больших и 14 малых... Храм отапливался тремя печами, облицованными белым кафелем» (РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 251. Л. 81 об.). С сев. стороны к церкви примыкал 2-этажный корпус. Собор во имя Святой Троицы был заложен 1 июля 1884 г., освящен 12 авг. 1897 г. архиеп. Воронежским и Задонским Анастасием (Добрадиным) ; правый Успенский придел собора освящен 14 авг. того же года, левый придел во имя Всех святых - 28 мая 1898 г. Собор, возведенный по проекту воронежского губ. архит. А. А. Кюи, представляет собой типичный 5-шатровый храм в т. н. рус. стиле, имеет в плане форму креста. Согласно страховой оценке 1910 г., Троицкий храм «был покрыт железом и окрашен зеленой масляной краской, главы покрыты белой жестью и увенчаны вызолоченными крестами из красной меди. Полностью вызолоченный иконостас главного престола имел размеры: ширина 11,5 арш., высота пяти ярусов 18 арш.» (Там же. Л. 81). Иконостас выполнил Н. М. Сафонов «во фряжском стиле, на липовых досках, на золотом чеканном фоне, с эмалевыми каемками» (Схиигум. Порфирия. 1906. С. 629). С 3 сторон к собору примыкали каменные паперти. В 1869-1870 гг. вместо плетеной изгороди с юж.

http://pravenc.ru/text/182469.html

По легендарным рукописям местность, где ныне находится монастырь, свое характеристическое название получила будто бы от того, что здесь в древние времена охотился князь Кий (едва ли не основатель Киева), проживавший во время охоты в белом шатре, вследствие чего и был прозван Белым Гостем. Затем князь Ярослав Владимирович соорудил здесь церковь во имя св. Георгия; потом в XII веке здесь жил князь Ярослав Юрьевич, а впоследствии ростовский князь Константин Всеволодович (1213) поставил здесь Благовещенскую церковь , соорудив ее из девятого камня, везомаго по реке Вексе в Ростов для постройки Успенского собора. Монастырские записи, как о происхождении названия монастыря, так и об его древней истории, говорят несколько иначе. Название «Белогостицкий», по словам этих летописей, монастырь получил от давно высохшей речки Белогостицы, которая, в свою очередь, получила название будто бы от «белых гостиниц», существовавших когда-то на ее берегу для приезжающих в Ростов Великий. Не отвергая времени основания монастыря в отдаленной древности, летописи говорят только, что монастырь назывался прежде Георгиевским или Юрьевским и упоминался уже в начале XV века 2 , что видно из описи монастыря, составленной в 1708 году по указу митрополита ростовского св. Димитрия. Из этого документа, между прочим, видно: «В монастырской кладовой хранится подголовок деревянный, обитый местами жестью, а в ней всякие монастырские крепости и в том числе список с грамоты в лето 6919 (1414)». Затем, эти же летописи свидетельствуют, что монастырь в половине XVI века владел уже селами и деревнями. Так из жалованной грамоты царя Грозного, данной ростовскому архиепископу Никандру в 1555 году, видно, что Белогостицкий монастырь, находясь с давних времен приписанным к ростовскому архиерейскому дому, имел собственные вотчины: село Благовещенское на горе, село гора Лесконтова, с. Юцкое с деревнями, пустошами и со всеми угодьями. В межевых книгах 1665 года монастырь этот называется «Георгиевским домовым монастырем, что на Белогостицах», а в выписке из межевых книг 1685 года написан в Сотемском стану и назван Белогостицким на вотчинной земле митрополита Ионы 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/b...

В нашем распоряжении нет описаний храма XVIIbeka, наличие пятиглавия фиксируется в Описных книгах 1702 г.: «Покровский м-рь на р. Волге и на усть рчк. Немошни, а в м-ре церковь во имя Пречистые Б-цы Покрова каменная, построена о 5 главах, а в церкви Божия милосердия образов. Средняя глава обита железом белым, а все кресты железные обиты жестью, 4 главы обиты деревянною чешуею; а по мере церковь с олтарями длиннику 12 саж., поперешнику 10 саж. с аршином». Также можно отметить упоминание большой главы при ремонте 1650 г. При этом, возможно, сооружение пятиглавия произошло не в 1619 г., а позднее – в последующие десятилетия XVII века. Но также не исключено, что храм был единовременно восстановлен на раннем этапе и получил новое завершение. Также необходимо учитывать, что уже в XVI столетии пятиглавые завершения стали распространенным атрибутом многих значительных монастырских соборов. В XVII веке компактный объем собора был дополнен приделом Священномученика Антипы, епископа Пергама-Ассийского. Небольшой одноярусный объем был пристроен к северо-восточному углу, заменив часовню над гробницей преподобного Паисия – отныне придел служил местом упокоения почитаемого святого. Время появления придела неизвестно. Архимандрит Антоний обращает внимание, что в описании посещения обители царем Алексеем Михайловичем в 1650 или 1654 гг., предпринявшим попытку освидетельствовать мощи, упоминается часовня. Придел значится в Описных книгах 1702 г., – вероятно, он был построен во второй половине XVII столетия. В XVIII веке четверик собора дополняется другими пристройками. Так, в 1757 г. около западных дверей сооружается паперть. В 1762 г. к приделу пристраивается теплая трапезная, расположенная небольшим протяженным объемом вдоль северного фасада собора. Очевидно, по отношению к придельной трапезной главный северный вход в собор поименован западным – таков оригинальный нюанс разноориентированных алтарей храма. Трапезная и паперть получили деревянные накатные потолки. Также в какой-то период к западному фасаду собора, около дьяконника, было пристроено небольшое помещение для ризницы с расположенной под ней палаткой.

http://sobory.ru/article/?object=59058

Кириллов Белоезерский монастырь состоит из двух: большого, так именуемого и Ивановского монастырей. А) В большем монастыре достойные замечания здания: 1) Соборная ЦЕРКОВЬ во имя Успения Божьей Матери посреди монастыря об одной главе. Церковь сия начата строением в 1496 году и окончена в 5 месяцев. Работников мастеровых было 20 человек под присмотром подмастерья Прохора Ростовского. Каменная работа стоила тогда 250 рублей. При церкви с западной стороны пристроена паперть, которая в 1791 году, по причине оказавшихся трещин, вновь перестроена. Церковь внутри и паперть украшена стенным писанием на иждивение Графа Фёдора Ивановича Шереметева и Никифора Ивановича Шитулина. Роспись сия по тогдашнему времени стоила 1.262 рубля, 21 алтын. Кровля на этой церкви из чёрного листового железа, купол покрыт белой жестью, а крест обит медью и позолочен через огонь. 2) ЦЕРКОВЬ с южной стороны Соборной церкви, во имя Преп. Кирилла Белоезерского, первоначально построена во время Государя Царя Иоанна Васильевича, потом за ветхостью перестроена и распространена Архимандритом Иакинфом Карпинским в 1780 году. Церковь сия, купол, восьмерик и глава крыты белым железом; крест обит медью и вызолочен через огонь. Над церковью две палаты для ризницы. Внутри между этой церковью и соборной в арке почивают мощи Преп. Кирилла Белоезерского под спудом. Над ними сооружена рака серебряная, позолоченная и окружена медной позолоченной решёткой; а над ракой устроена драгоценная сень. Рака и решётка сооружены иждивением Графа Фёдора Ивановича Шереметева и стоила по тогдашнему времени 1.873 рубля, 10 алтын и две деньги. А сень устроена в 1806 году при Архимандрите Вениамине Жукове монастырским иждивением. 3) С северной стороны – ЦЕРКОВЬ во имя Св. Князя Владимира, построенная в 1645 году иждивением Князей Воротынских, над телами погребённых родственников Их. 4) Подле сей – ЦЕРКОВЬ во имя Св. Епифания Кипрского , построена в половине XVII столетия, и обе крыты железом. 5) Другая Соборная ЦЕРКОВЬ , тёплая близ прежней на юго-запад, во имя Введения во храм Божьей Матери, с трапезой. Церковь сия возобновлена по новому вкусу и покрыта листовым железом в начале сего XIX века тщанием Архимандрита Вениамина Жукова.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Кузьмин. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Свято-Рождество-Богородичный храм Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты В селе Кузмине есть церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, каменная. Алтарем обращена к юго-востоку, а с северо-западной к трапезной части пристроена трехъярусная колокольня, вместе с которою церковь имеет вид продолговатого креста. Над среднею ее частью возвышается 5 остроконечных куполов, из коих - средний восьмигранный, внутри открытый, и 4 боковых - четырехгранные, изнутри закрытые сводами. Верхний ярус колокольни тоже остроконечный, восьмигранный, составляет шестой купол. Все эти купола увенчаны небольшими, окрашенными в белый цвет главами, на которых водружены на медных шарах восьмиконечные прорезные кресты, позолоченные вместе с шарами червонным сусальным золотом на гольдфарбе. Купола же и другие части кровли крыты сибирским железом, выкрашенном медянкой с примесью венецианской яри. Стены и цоколь здания из кирпича, сплошной кладкою, сложены на каменном фундаменте, а пилоны, на которых возведены купола, через каждые 3 аршина кирпичной кладки переложены каменными, необделанными лещадными плитами. Цоколь облицован тесаными плитами из твердого камня, с заливкою швов цементом. Стены оштукатурены, украшены карнизами, пилястрами, капителями, а при входных дверях колоннами и сандриками, и выкрашены олейною краскою в розово-телесный цвет, оттененный белым цветом. При главном и двух боковых входах в церковь, вровень с верхним обрезом цоколя, устроены паперти о пяти ступенях каждая, с боковыми кирпичными стенками, крытыми жестью, внутри забутованы щебнем, а поверх - настланные дубовыми досками. Окон в среднем куполе 8, в боковых 16, в среднем ярусе колокольни 4 и в нижней части церкви 12. Все они продолговатой формы, сверху закругленные, а 12 нижних окон - с железными решетками. В пролетах верхнего яруса колокольни, вместо окон, повешены створные ставни, а снизу пролеты заделаны решетками. Внутри церковь имеет вид тоже продолговатого креста, передняя часть которого приподнята тремя ступенями и занята алтарем, иконостасом, солеею и клиросами, отгороженными железною решеткою. Справа от алтаря находится ризница, а слева пономарня. Над среднею частью храма возвышается восьмигранный купол, утвержденный на 4 соединенных между собою арками пилонах. Под аркою этих пилонов поставлен иконостас, другие два пилона стоят среди церкви и соединяются арками с трапезной частью храма.

http://sobory.ru/article/?object=27364

На правом крутобережье Волги, в центре Кинешмы, где когда-то находилась древняя крепость Кокуй, белым лебедем взметнулся Успенско-Троицкий архитектурный ансамбль. Это главные соборные храмы старинного волжского города. Особая примета Кинешмы - расположенная к западу от Успенского собора белокаменная колокольня высотой 76 метров. Она была построена в переходном стиле от барокко к классицизму в 1798 году, по своей композиции - пятиярусная, украшенная полуколоннами, имеет портик во втором ярусе и перекрытие в четвёртом. Завершается колокольня высоким шпилем высотой 10 метров, который увенчивается крестом. Соборы были закрыты в 1938 году и превращены в гаражи, но в 1945 году вновь открыты. Ныне весь ансамбль принадлежит Кинешемской Епархии РПЦ, учреждённой в 2012 году. Состояние его хорошее. В 1989 году на территории Успенско-Троицкого собора были снесены все деревянные хозпостройки, а на их месте, вдоль южной ограды, выстроены два одноэтажных здания из кирпича. Успенский летний храм был построен в 1745 году и предназначался для проведения торжественных богослужений. Он дошёл до нашего времени в несколько изменённом виде. На рубеже XIX-XX веков были переустроены купола и добавлены два придела. Внутри собора на сводах перекрытий сохранилась орнаментальная роспись XVIII века, выполненная водяными красками. Более поздняя живопись на стенах сделана маслом и посвящена библейским и евангельским темам. Роспись собора возобновили в 1855 году. На своде изобразили ангельские головки, а на арках - мелкий витиеватый растительный орнамент и церковные атрибуты. На стенах в три яруса помещены сцены из Евангелия и Деяний апостолов. Главный двухъярусный деревянный резной иконостас в формах позднего классицизма типичен для середины XIX века. Сохранилась металлическая утварь, люстры и прочая церковная атрибутика. Полы кафельные, орнаментированные. Кирпич имеет размеры 30 х 15 х 7,5 см. В соборе три престола: центральный - в честь Успения Божьей Матери, боковые - в честь святого благоверного князя Александра Невского и святого князя Владимира. В советское время первый раз собор реставрировался в 1979 году. Зимой 1992 года кровли и купола зданий ансамбля были покрыты серебристой кровельной жестью. В 2008-м купола Успенского собора позолотили. Перед главным входом в храм за оградой установлена большая водосвятная чаша. 9 октября 1834 года Успенский собор посетил во время путешествия по Волге император Николай I, а в 1850 году - великие князья Николай и Михаил Николаевичи.

http://sobory.ru/article/?object=01825

Отдел третий VI. Построение второго каменного соборного Владимирского храма, существующего ныне, и другие постройки, а также важные события этого времени (с 1845 по 1870 год) При входе в монастырь взору благочестивого наблюдателя представится чудная панорама величественных зданий, симметрично со всех сторон обрамляющих просторный, открытый, расположенный квадратом монастырский двор, посреди которого в приятной зелени ветвистых тополей, берез и акаций красуются: к востоку зимняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а влево – летний, итальянской архитектуры, с фронтонами, пятиглавый величественный собор во имя Сретения Владимирской иконы Богоматери, построенный на месте прежнего, разобранного, летнего Владимирского же храма, основания которого можно и доселе примечать. Наружные стены храма отделаны штукатуркой и окрашены голубой краской; внешняя сторона алтаря обрисовывается полуциркулями; в фронтонах церкви, с северной, южной и западной сторон, по десять колонн с пилястрами ионического ордера. На церкви – купол и около него четыре башни, покрытые белым железом; на всех их кресты и яблоки вызолочены червонным золотом. Изображения крестов украшены символическими знаками – арфой и полумесяцем 64 . Алтарь, трапеза и фронтоны – под железной кровлей, окрашенной зеленой краской. Длина соборного храма снаружи с крыльцом 23 сажени (49 м), внутри, кроме паперти, – 16 саженей (34,1 м); ширина снаружи с крыльцом – 17 1 / 2 сажени (37,3 м); высота снаружи от земли с крестом – 28 1 / 2 сажени (60,7 м). По благословению архиепископа Антония II 10 июня 1845 года сей новый соборный храм заложен архимандритом Иларием 65 , который в том же году возвел его под цоколь на три аршина и три четверти (2,7 м). По смерти архимандрита Илария преемнику его архимандриту Серафиму судил Господь потрудиться и порадоваться над окончанием сего величественного храма. При помощи доброхотных подаяний и домашних способов он окончил всю постройку, внешнюю и внутреннюю отделку с постановкой иконостасов в 1853 году. На все это употреблено было более 150 тысяч рублей серебром. Английской жестью собор покрыт в 1858 году попечительством настоятеля архимандрита Дионисия. Храм построен по плану известного архитектора К. А. Тона. Иконостасы поставлены академиком Т. В. Мягковым. Нижний этаж освящен в 1848 году, а другие – 1853 года, 13 августа, Преосвященным Иосифом и Преосвященным епископом Антонием, викарием Воронежской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010