Многочисленные ветхозаветные тексты, затрагивающие вопрос отношения Бога к З., прямо утверждают, что З., как и благо, постигает людей по воле Бога: «Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму (    ), делаю мир и произвожу бедствия (     - букв. творю зло); Я, Господь, делаю все это» (Ис 45. 6-7); «Трубит ли в городе труба,- и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие (  ), которое не Господь попустил бы?» (   - букв. сотворил, сделал - Ам 3. 6); «Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие (  ) и благополучие?» (Плач 3. 38); «Видите ныне, [видите], что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор 32. 39). Каждое из этих высказываний может быть понято и как имеющее отношение только к конкретной ситуации и описывающее исторические Божественные деяния - спасение Израиля и поражение его врагов, а потому не являющееся ни суждением об этической стороне проблемы З., ни тем более общим утверждением о причастности Бога к страданиям праведников ( Haag M. «Ich mache Heil und erschaffe Unheil» (Jes 45, 7)//Wort, Leid und Gottesspruch: FS f. J. Ziegler. Würzburg, 1972. Bd. 2. S. 179-185; Lindstr ö m F. Suffering and Sin: Interpretations of Illness in the Individual Complaint Psalms. Stockholm, 1994. P. 167-177). В то же время полемика в защиту монотеизма со стороны пророков, заявляющих о бессилии идолов и языческих богов в отношении как добра, так и З. (Иер 10. 5; Ис 41. 23), подразумевает, что и то и другое следует понимать как деяния единого Бога Израиля. О том же убеждении свидетельствуют слова из Екклесиаста книги : «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья (     - букв. и в день зла) размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него» (Еккл 7. 14). Действительно, в мире, возникшем по слову единого Бога, не может быть иных причин, помимо Его воли, и человек не в силах понять логику ее проявлений: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2. 10); «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; ...да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1. 21; ср.: Иов 9). Однако Божественная свобода не может быть произволом, иначе как возможно убеждение в верности Бога Своим обетованиям? Поэтому в тех случаях, когда З. связывается с Богом в качестве непосредственного результата Его действий, речь, как правило, идет о наказании за грех и о необходимости покаяния, способного изменить отношение Бога к людям и к тем бедствиям, к-рые Он доставил или намеревался доставить им: «...Я сожалею о том бедствии (    ), какое сделал вам» (Иер 42. 10); «Может быть, они послушают и обратятся каждый от злого пути своего, и тогда Я отменю то бедствие (    ), которое думаю сделать им за злые деяния их» (Иер 26. 3; ср.: Исх 32. 14; Иер 18. 8; 26. 13; 36. 3; Иона 3. 10 и др.).

http://pravenc.ru/text/199913.html

Наконец хлеб Его, который толкуется, при одобрении Евангелия; в смысле учения, никогда не оскудеет, но всегда будет открыт желающим для питания. И вместе с тем делает обращение к Сыну, относительно которого обещает, что Он скоро придет, и о хлебе которого говорит, что он непрестающий, потому что Он есть, по домостроительству воспринятой плоти, Господь Бог Его, возмущающий море и поднимающий волны его, чтобы против рабов Его воздымалась гордость гонителей для того, чтобы она опять, при помощи Господа, успокаивалась. И говорит, что Он вложил слова Свои в уста Его, ибо все, что Сын говорит, есть слова Отца, и что тению руки Своей покрыл Его, и что Он покрыт для того, чтобы насадить новые небеса, и основать новую землю, и сказать Сиону, то есть Церкви: ты народ Мой . Следовательно Сион есть не что иное, как народ Божий. Симмах в том месте, где мы сказали: скоро прийдет грядущий для отверзения, и не истребит до уничтожения , так перевел: скоро ад отверзется, и не умрет в истление , подразумевается Христос, который в пятнадцатом псалме говорит: не оставиши душу Мою во аде, ниже даси Преподобному Твоему видети истления (Ст. 10). И в том месте, где мы по еврейскому тексту и Акиле перевели: Я вложил слова Мои в уста Твои, и тению руки Моей покрыл Тебя , чтобы Ты насадил небеса, и основал землю, и сказал Сиону: ты народ Мой , он так перевел: вложу слова Мои, в уста Твои, и покрою Тебя тению руки Моей, которою насадил небо и основал землю, и да скажу Сиону: ты народ Мой. По LXX это говорится всякой душе верующих, потому что она, будучи сотворена по образу и подобию Божию, не ведала своего достоинства, но боялась человека и сына человеческого, который только может убить тело, и не знала, что она бессмертна, и не говорила с Пророком: Господь просвещение мое и спа ситель мой, кого убоюся; Господь защититель живота моего, от кого устрашуся ( Пс. 26:1 )? И опять: Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек: Господь мне помощнике, и аз воззрю на враги моя ( Пс. 117:6, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Переходя к откровению высших тайн о Себе и о Царстве Своем, Господь в виде вступления замечает Никодиму, что в противоположность фарисейскому учительству, Он Сам и ученики Его возвещают новое учение, которое основывается непосредственно на знании и созерцании истины: «Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете,» — то есть вы, фарисеи — мнимые учителя Израилевы. Далее, в словах: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?» — под земным Господь подразумевает учение о необходимости возрождения, так как и потребность возрождения, и его последствия происходят в человеке и познаются его внутренним опытом. А говоря о небесном, Иисус имел в виду возвышенные тайны Божества, которые выше всякого человеческого наблюдения и познания: О предвечном совете Троичного Бога, о принятии на Себя Сыном Божьим искупительного подвига для спасения людей, о сочетании в этом подвиге Божественной любви с Божественным правосудием. Что совершается в человеке и с человеком, об этом, может быть, знает отчасти сам человек. Но кто из людей может взойти на небо и проникнуть в таинственную область Божественной жизни? Никто, кроме Сына Человеческого, Который и сойдя на землю, не покинул небес: «Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.» Этими словами Господь открывает тайну Своего воплощении, убеждает его в том, что Он — больше, чем обыкновенный посланник Божий, подобный ветхозаветным пророкам, каким считает Его Никодим, что Его явление на земле в образе Сына Человеческого есть схождение от высшего состояния в низшее, уничиженное, потому что Его истинное, вечное бытие не на земле, а на небе. Затем Господь открывает Никодиму тайну Своего искупительного подвига: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому.» Почему Сын Человеческий для спасения человечества должен быть вознесен на крест? Это и есть именно то небесное, чего нельзя постигнуть земной мыслью. Как на прообраз Своего крестного подвига Господь указывает на медного змия, вознесенного Моисеем в пустыне. Моисей воздвиг перед израильтянами медного змия, чтобы они, поражаемые змеями,

http://sedmitza.ru/lib/text/430487/

Предание продолжает, что в ту же ночь рука этого неблагодарного распухла, почернела — у него сделался антонов огонь (гангрена). Он скончался в страшных мучениях раньше, чем Господь испустил Дух Свой на Кресте… Поучение о богатом юноше Воскресенье 13 сентября/31 августа 1959 года, г. Елец после Литургии Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поговорим о сегодняшнем Евангелии ( Лк. 18:18-30 ). Однажды к Господу подошел юноша и, зная Его как Великого учителя и Чудотворца, спросил: “Учителю благий! Что сотворю, да наследую жизнь вечную?” Он не был из числа тех совопросников Иисуса Христа, которые окружали Его, чтобы уловить в слове, оклеветать, приписать Ему или противление власти римлян, или нарушение закона Моисеева. Юноша спрашивал искренне и без задней мысли. Но по обращению его чувствовалось, что он видит в Господе не Сына Божия, а лишь знаменитого Учителя. Господь, мягко исправляя его погрешность, говорит: “Почему ты называешь Меня Благим (подразумевается — “а сам считаешь Меня человеком”)? Ведь никто из людей не благ, только один Бог: Всеблагой, Всеведущий, Всемогущий… Что же до вечной жизни, то исполняй заповеди и будешь жить”. “Какие?” — спрашивает юноша. Господь перечисляет в ответ известные всем иудеям ветхозаветные заповеди Закона Моисеева: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй. Отвечает юноша: “Все это я исполняю с детства. Чего еще мне недостает?” Юноша имел представление о том, что одно формальное исполнение заповедей еще недостаточно для спасения. Господь, говоривший о Себе, что Он пришел на землю, чтобы исполнить Закон и дополнить его, указывает юноше, действительно хорошему, на дальнейшее усовершенствование: “Пойди, продай имение свое, и раздай нищим, и приходи, следуй за Мною”. Примером того, как Иисус Христос дополнял Закон Моисеев, может служить толкование Им древней заповеди: “Не убий! Кто же убьет, подлежит суду”. В Новом Завете предупреждается даже возможность преступления. Вот человек рассердился на другого напрасно, показал это ему. Тот ответил ему грубостью. Первый не сдержался, оскорбил второго, получилась ссора. Кто-то первый ударил, и в ответ на это другой хватает кирпич, или топор, или другое что-либо и нечаянно убивает противника неосторожным действием. Чтобы не случилось этого, Господь учит: “Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Кто же скажет брату своему: “пустой человек”, тот подлежит синедриону, то есть высшему судилищу, а кто еще сильнее оскорбит, подлежит геенне огненной, то есть вечному осуждению”.

http://azbyka.ru/fiction/pod-senyu-lyubv...

Скачать epub pdf Неделя 3-я по Пятидесятнице Господь сказал: «Светильник для тела есть око». А народная мудрость говорит, что глаза есть зеркало души. В глазах отражается внутреннее состояние души человека: и гнев, и злоба, и зависть, и блуд, и сребролюбие. Поэтому Господь и говорит: «Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло». Потому что если душа твоя светла, то и сам ты весь светел, если же в твоих глазах отражается какой-то грех, значит, этот порок есть в тебе, значит, ты темен в силу того греха, который отражается в твоих глазах. «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» На этот вопрос, который ставит Господь, нет ответа, он подразумевается: если то, что излучают наши глаза, есть тьма, тогда какова на самом деле тьма, которая есть в нас, насколько она омерзительна! Если маленькую толику, отражение нашего греха, и то уже глаза передают, то насколько омерзителен грех сам по себе! А почему же человек носится со своим грехом, по русской пословице, как с писаной торбой? Почему человеку грех так дорог? Почему грех воюет в плоти нашей? Потому что мы забываем о горнем, забываем о Боге, забываем о суде Божием. Обо все забываем, мы стали ко всему равнодушны, и поэтому грех и завоевывает наше сердце. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть». Господь говорит слова, которые всем понятны. Конечно, если кто-то пытается двоим угодить, то это не получится: обязательно будет какое-то смущение, обязательно, пока он будет стремиться к одному, в это время другого упустит. Поэтому Господь говорит: «Не можете служить Богу и маммоне». «Маммона» – значит «богатство», но здесь имеется в виду богатство не только в денежном выражении, а вообще материальное бытие. Нельзя одновременно и Богу служить, и миру. Это невозможно. Если человек хотя бы часть своей души отдает служению маммоне, отдает греху, то тогда он уже Богу угодить просто не может. Нельзя, например, день и ночь молиться, милостыню нищим раздавать, каждый день читать Евангелие, исполнять все заповеди и раз в недельку, по четвергам вечером, чуть-чуть по часу воровать – а все остальное время жить благочестиво. Это краткое воровство перечеркивает всю жизнь. Поэтому если мы, допустим, ходим в храм, причащаемся, изучаем Священное Писание, стараемся Богу угодить – и немножечко еще кого-то осуждаем, то этим самым мы зачеркиваем все остальное. А тем более такими смертными грехами, как зависть, гнев, объедение, блуд и так далее. Эти грехи человека сразу лишают благодати Божией, и он оказывается вне Церкви, пока в нем не произойдет покаяния, изменения. Такой человек сам себя отделяет от Церкви, хотя он может и в храм ходить, и по виду ничем не выделяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

" Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть " (Втор.6:4); " Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя " (Пс.2:7). " Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа " (Мф.28:19). Создание путаницы в текстах публикаций Преследуя цель, как можно большее число людей ввести в заблуждение относительно природы Господа Иисуса Христа и природы Бога в целом, " Свидетели Иеговы " при создании текстов публикаций намеренно составляют сложные и запутанные предложения, используя при этом различные методы, одним из которых является тонкая подмена одного понятия другим. В данном случае остановимся на том, как " Свидетели Иеговы " используют в этих целях такие слова, как " Бог " и " Господь " . Для того чтобы разобраться в той путанице, которую " Свидетели Иеговы " создают в текстах своих публикаций с использованием слов " Бог " и " Господь " , необходимо иметь четкое представление о значении этих двух слов. Как известно, обозначением нашей природы служит слово " человек " . Другими словами, каждый из нас по природе человек. А слово " человек " в данном случае - это обозначение природы. Обозначением природы Бога Отца в христианском вероучении служит слово " Бог " , которое всегда пишется с заглавной буквы. Другими словами Отец по природе Бог. А слово " Бог " в данном случае - это тоже обозначение природы. Вполне логично, что это же слово служит обозначением природы Сына и Святого Духа. Сын, как и Отец, по природе Бог. И Святой Дух, третье Лицо Пресвятой Троицы по природе тоже Бог. Но следует иметь виду, что в Священном Писании встречается также и слово " бог " , которое пишется с маленькой буквы. В этом случае слово " бог " - это титул. Титул - это звание, наименование. Титул может быть присвоен кому-либо, титулом владеют, его носят. Например, титул царя, титул президента, титул чемпиона и так далее. В качестве примера можно привести один из стихов Священного Писания, в котором слово " бог " употребляется в качестве титула: " Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. " (2Кор.4:4). В данном случае под словами " бог века сего " подразумевается сатана. Ему принадлежит титул бога века сего. Он бог по титулу. То же самое можно, например, сказать о каком-нибудь известном рок-музыканте, что он бог молодежи и так далее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/397/...

Слушатели Господа еще слишком далеки от такой веры, греховная человеческая природа не позволяет им возвыситься до духовной чистоты. Между тем именно вера в Господа есть дело поистине священное и совершенное. Все доброе, светлое, созидательное, что происходит в жизни людей, берет свое начало в истинной вере, которая всегда, во все времена, во все дни является руководством к благой деятельности. Потому что как дела мертвы без веры, так и вера без дел мертва (см. Иак.2:17-26 ). Вот об этом и пытается сказать иудейскому народу Господь наш Иисус Христос. Но их неблагодарные и бесчувственные сердца просят еще каких-то знамений и подтверждений. Даже чудо насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек не является для них достаточным основанием, чтобы поверить Христу! С сомнением они говорят: …какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? Что Ты делаешь? И это после всех сотворенных чудес, свидетелями которых многие из них являлись?! Иудеи вспоминают Моисея и отцов, которые ели манну в пустыне: …одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им ( Пс.77:24 ). Вот где проявлено их лукавство — яви, Господь, блага материальные, удовлетворяющие телесные потребности, и мы поверим Тебе! И ударение в вопросе, обращенном к Иисусу Христу, ставиться на обращении Ты. Слово это как бы подразумевает, что были другие посланники Божии, сильные в своих пророчествах и святости жизни. Иисуса Христа намеренно приравнивают к ним и требуют в противовес всем прочим ранее жившим совершить удивительное, потрясающее человеческое воображение знамение. Не простого знамения требуют они, а гораздо большего, чем тот удивительный хлеб, которым недавно насытились. Требуют чуда, чтобы насладить чрево, но не напитать дух. Не случайно они вспоминают именно этот момент из истории своего народа, а не какой-то иной, например чудесное прохождение сквозь Чермное море или казни египетские. По крайнему чревоугодию они напоминают Господу о манне небесной. Но что отвечает им Господь? Что не Моисей дал народу манну, а Бог через Моисея, представляющего собой образ Божий. Господь говорит дальше: …хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Не только иудейскому народу, а всему миру, всем людям без исключения! Конечно, каждый человек нуждается в хлебе насущном, чтобы жить, поддерживать свой организм в надлежащей физической форме. Но действием Святого Духа через Таинство Святого Причащения Господь наш Иисус Христос поддерживает в человеке душу, духовное начало. Да и само тело, благодаря Искупительной Жертве Господа и Преславному Его Воскресению обрело жизнь вечную через будущее воскресение мертвых. Только беспредельно занятые собственным чревом иудеи слова Господа о хлебе Божием воспринимают как источник постоянного насыщения, а не вечной жизни. Люди эти восклицают: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Тогда Спаситель указывает на Себя: Он и есть хлеб жизни. ..Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Так велики дары сии, что и принявший один талант принял вполне достаточно. Под человеком подразумевается и Сам Господь наш Иисус Христос, что видно из слов евангелиста Луки: некоторый человек высокого рода. Этот Человек высокого рода есть Сам Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, Сын Всевышнего. И еще сие ясно видно из последующих слов того же евангелиста: отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться (Лк.19:12). После Своего вознесения Господь наш Иисус Христос отправился на небеса, чтобы получить Себе Царство, дав миру обетование еще раз прийти на землю - как Судия. Раз под человеком понимается Господь наш Иисус Христос, значит, под рабами Его - апостолы, архиереи, иереи и все верные. На всякого из них излил Дух Святой многие дары - благие, однако различные и неравные, чтобы верующие, дополняя друг друга, таким образом все вместе морально совершенствовались и духовно возрастали. Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу... Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1Кор.12:4-11). В таинстве крещения все верные получают обилие этих даров, а в прочих церковных таинствах Бог дары сии укрепляет и умножает. Под пятью талантами некоторые истолкователи понимают пять чувств человека, под двумя - душу и тело, а под одним - единство человеческой природы. Пять телесных чувств даны человеку, дабы они служили духу и спасению. Телом и душою человек должен со тщанием работать Богу, обогащаться познанием Бога и добрыми делами. И всего себя человек должен посвятить служению Богу. В детстве человек живет пятью чувствами, полной чувственной жизнью. В более зрелом возрасте он ощущает в себе двойственность и борьбу между плотью и духом. А в зрелом духовном возрасте человек осознает себя как единый дух, побеждая внутреннее разделение на пять и на два. Но именно в этом зрелом возрасте, когда человек считает себя победителем, ему грозит величайшая опасность непослушания Богу.

http://pravoslavie.ru/73955.html

Теперь скажу вам и о храме: как они, бедные, в своем заблуждении надеялись на здание, а не на Бога своего, сотворившего их, как будто бы оно было, действительно, домом Божиим. Они чтили Его в храме, почти как язычники. Но узнайте, что говорит Господь, упраздняя его: кто пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли ( Ис. 40:12 )? Не Я ли? – говорит Господь. Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего ( Ис. 66:1 )? Вам известно, что надежда их суетна. Далее, действительно, (Господь) говорит: вот, разорившие храм сей создадут его сами (ср. Ис. 49:17 и дал.). Так и сбывается, потому что, вследствие победы над ними, он разрушен врагами, а теперь сами же подданные тех врагов и должны воссоздать его (в себе). Кроме того, объявлено было, что будут преданы и город, и народ, и храм. Писание говорит: и будет в последние дни, и предаст Господь овец паствы, и ограду их, и столп (вероятно, писатель подразумевает храм: Мих. 4:8 и др.) их в истребление. Так и сбылось, как сказал Господь. Но исследуем, существует ли теперь храм Божий. Существует – там, где, по слову Божию, Сам Бог его творит и устрояет. В самом деле, в Писании сказано: и будет, по окончании седьмины, созиждется храм Божий, славно, во имя Господне ( Агг. 2:8, 10 ; Дан. 9:24–27 ). Итак, я нахожу, что храм существует. В каком же смысле, (сказано было, что) он созиждется во имя Господне, узнайте. Прежде чем мы уверовали Богу, обиталище сердца нашего было тленно и немощно, как будто бы (это был), действительно – храм, построенный (человеческой) рукой; потому что оно (сердце) было домом, исполненным идолопоклонства, – домом демонов, так как мы делали все, что было противно Богу. Созиждется храм – вникните – во имя Господне, т. е., чтобы храм Божий был создан (таким образом) славно! Как же (это)? Узнайте. Получив оставление грехов, и возложив надежду на имя Господа, мы сделались новыми, снова в начале ( Быт. 1:1 ) созданными. Поэтому теперь в обиталище нашем, действительно – Бог обитает в нас. Как? О Таинстве Покаяния:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Это — рождение «от воды и Духа.» Вода — средство или орудие, а Дух Святой — Сила, производящая новое рождение, и Виновник нового бытия: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье.»«Рожденное от плоти есть плоть,» — когда человек рождается от земных родителей, то наследует от них первородный грех Адама, гнездящийся во плоти, мыслит сам по плотски и угождает своим плотским страстям и похотям. Эти недостатки плотского рождения можно исправить рождением духовным: «Рожденное от Духа есть дух.» Тот, кто принял возрождение от Духа, тот сам вступает в жизнь духовную, возвышающуюся над всем плотским и чувственным. Видя, что Никодим все же не понимает, Господь начинает объяснять ему, в чем именно состоит это рождение от Духа, сравнивая способ этого рождения с ветром: «Дух [в данном случае Господь подразумевает под духом ветер] дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.» Иными словами, в духовном возрождении человеку доступна наблюдению только перемена, которая происходит в нем самом, но возрождающая сила и способ, которым она действует, а также пути, по которым она приходит, — все это для человека таинственно и неуловимо. Также мы чувствуем на себе действие ветра: слышим «голос его,» но не видим и не знаем, откуда приходит он и куда несется, столь свободный в своем стремлении и ничуть на зависящий от нашей воли. Подобно этому и действие Духа Божья, нас возрождающего: очевидно и ощущаемо, но таинственно и необъяснимо. Однако, Никодим продолжает оставаться в непонимании, и в следующем его вопросе «Как это может быть?» выражены и недоверие к словам Иисуса и фарисейская гордыня с претензией все понять и все объяснить. Это-то фарисейское высокомудрствование и поражает в Своем ответе Господь с такой силой, что Никодим не смеет потом уже ничего возражать и в своем нравственном самоуничижении мало-помалу начинает подготавливать в своем сердце почву, на которой Господь сеет потом семена Своего спасительного учения: «Ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» Этими словами Господь обличает не столько самого Никодима, сколько все высокомерное фарисейское учительство, которое, взяв ключ от понимания тайн Царства Божья, ни само не входило в него, ни других не допускало войти. Как же было фарисеям не знать учения о необходимости духовного возрождения, когда в Ветхом Завете так часто встречалась мысль о необходимости обновления человека, о даровании ему Богом сердца плотного вместо каменного (Иезек. 36:26). Ведь и царь Давид молился: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Псал. 50:12).

http://sedmitza.ru/lib/text/430487/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010