Это очевидно из того, что завет предлагается уже после того, как Бог вывел Израиль из Египта, спас от фараона; они получили в пустыне пищу и воду, победили амаликитян. И притом, что от них ничего не требовалось взамен. Это показывает, что, на самом деле, ничего Господь не требует в качестве непременного условия для подачи милостей, Он их раздает даром. Но Господь хочет быть среди них, Господь хочет водительствовать этим народом. И для того чтобы Господь мог пребывать среди них, для того чтобы Господь мог в них действовать, они должны стремиться к святости, должны стремиться к чистоте. Поэтому не Бог привязывается к народу израильскому, как это нередко впоследствии им казалось, а привязывался народ к Богу. Хранение их от гибели, от отпадения от Бога – вот главная цель закона. Господь говорит: вы «будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым » (Исх. 19:5-6). Итак, они становятся уделом Божиим среди всех народов, потому что Господь Сам их избирает и желает именно в своем уделе произрастить плод спасения. Затем, они должны быть царством священников. Как священники были выделены для особого служения внутри самого этого народа, точно так же и сам этот народ выделяется из числа прочих на особое служение. Через них должно освятиться человечество. И еще они должны быть народом святым, для того, чтобы быть способными служить Богу. «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2). Здесь начало пути к Евангельской заповеди. Еще не указана мера, но названа причина. Мы не будем подробно входить в рассмотрение заповедей, этому будет посвящена отдельная тема. 4.10. Утверждение Завета Сначала весь народ слышит голос Божий, идущий с горы, а потом в страхе предлагает Моисею взять на себя функцию посредника, чтобы Моисей возвещал им. И Моисей, действительно, становится таким посредником: он возвещает слова, которые Бог ему говорит, народу, и народ отвечает: «все, что сказал Господь, сделаем, и будем послушны» (Исх. 24:3). В обличительной евангельской притче о двух сыновьях первый из них сказал: «пойду» и не пошел. Под этим первым сыном подразумевается народ Израильский. Вот этот момент при горе Синай, когда они все дружно решают: «все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». Устроив у подножия горы жертвенник, Моисей совершает жертвоприношение и, окропив половиной крови жертвенник, другой половиной окропил народ. «Первый [завет] был утвержден не без крови» (Евр. 9:18), замечает апостол Павел. Кровь эта жертвенная была прообразом крови Христовой, на которой утвержден был уже Завет Новый. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/430937/

Мал.1:8 . Зане аще приведете слепо на жертву, не зло ли? и аще приведете хромо или недужно, то не зло ли? приведи е князю твоему, еда приимет е? еда приимет лице твое? глаголет Господь Вседержитель. С Евр.: «И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю: будет ли он доволен тобою, и благосклонно ли примет тебя? – говорит Господь Саваоф». Чтобы раскрыть сознание виновности в священниках, Господь советует им рассудить о приносимых ими жертвах. Священники, вопреки закону ( Лев. 3:11 ; Чис. 28:2, 24 ), по пренебрежности и неуважению к храму, приносили в жертву животных слепых, хромых и больных. – Хорошо ли это вы делаете, – вопрошает Господь? Само собою разумеется, что священники должны были сознаться, что они поступали не хорошо, принося такие жертвы. Далее Господь обращает внимание, кому они приносят свою жертву – Самому Богу, подателю всех благ. Теперь рассудите сами, если бы вы таких животных предложили в дар своему князю, как вы думаете, был ли бы он доволен таким подарком, был ли бы он доволен вами? Конечно, князь был бы недоволен вами, прогневался бы на вас. Если же человек оскорбляется худыми дарами, то как вы осмеливаетесь приносить такие дары Господу Богу? Подразумевается мысль, что Иудеи такими жертвами только прогневляли Бога. Мал.1:9 . И ныне умилостивите лице Бога вашего и помолитеся Ему, [да помилует вы]. В руках ваших быша сия, аще прииму от вас лица ваша? глаголет Господь Вседержитель. С Евр.: «Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? – говорит Господь Саваоф». А потому, – говорит св. пророк, – молитесь Господу Богу, чтобы Он простил нас за такие оскорбительные для Него приношения, – покрыл грех вашего пренебрежения Своею милостию; не приносите более таких жертв; иначе Господь во гневе Своем на вас не примет ваших жертв и молений, отвергнет вас. Слова: «в руках ваших быша сия» значат: умоляйте Бога, чтобы Он простил не отцов, а вас самих за то, что доселе сами делали, за принесение вами этих негодных жертв. «Когда другие грешили (поясняет св. Кирилл Александр.), вы не только молчали, но собственными руками приносили Мне то, что другие нечестиво посвящали Моему имени, – и виною сего была ваша небрежность». Слова же: «аще прииму от вас лица ваша» (по блажен. Феодориту), значат: «ужели без покаяния вашего умилостивлюсь над вами?» (Под. Пс. 49:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Ибо вечен Господь; как говорит Апостол: Если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и ослушание получало праведное воздаяние, то как мы его избежим, вознерадев о толиком спасении! ( Евр. 2:2–3 ). Господь ищет от нас доброго плода, доброй нашей решимости и нераздельного желания нашего возлюбить Его от всей души; и взяв, словно добрую пищу, добродетели душ наших, Он заставляет их приносить в нас неизменные и истинные плоды Духа, Божественные и исполненные жизни вечной. Как там еще не время было собирания смокв ( Мк. 11:13 ) а Господь потребовал плодов от смоковницы, так и здесь Господь приходит еще до духовного единения, требуя от души плода доброй решимости. Там в явном образе подразумевается Израиль, который достойного плода Господу не дал, не уверовав в Него. А в отношении каждой души это означает, что еще до действия благодати и принесения душою плодов духа ( Гал. 5:22 ) Господь требует какого-то собственного плода самой души, искреннего желания и решимости и всю веру, и всю любовь Ему отдать, и всю, насколько есть сил, способность к добрым делам, внутренним ли или внешним. Этого вот Господь ищет от нас, то есть неотступного стремления к Нему; и когда видит такое доброе произволение души и правое стремление к Господу, тогда дарует ей благодать, приходя и обитая в нас, и тогда удостаивает душу, в пору ставшую смоковницей зрелой, плода духа. И в каждую душу заглядывает Господь, взыскуя плода, чтобы Ему войти и успокоиться в ней; ведь за всех Он умер и весь род Адама искупил Своею смертью . Каждая душа должна поэтому умереть в себе самой и Им начать жить и принять Его и устроить и приготовить дом свой и тело свое для Господа, чтобы, войдя и найдя утешение в добрых навыках нашей воли и пищу и питье и одежду и отдых в добродетелях души нашей, Он сказал тогда: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня ( Мф. 25:34–35 ). 6 . Имея такое ожидание и такую надежду, что Господь войдет и поселится в душах наших, вернее же, наши души успокоются в Господе, ты все, что видишь делающегося в этом мире, должен умным взором и добрым произволением переводить на духовную пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Именно о том, чтобы Господь помог человеку в поисках и обретении Царства Божьего, об исполнении заповедей Божьих и должен просить человек Бога в своей молитве, а не о приобретении еды и питья, одежды и удовлетворения подобных прочих потребностей. Так как Господь знает о бытовых нуждах человека и поможет их удовлетворить. «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом», «и это все приложится вам». Делая вывод из всего вышеизложенного, можно сказать о том, что согласно учению Христову главными в молитве для человека должны быть просьбы о помощи в достижении Царства Божьего, о том чтобы Господь помог человеку жить по заповедям Божьим и соблюдать волю Всемогущего Творца. Просьбы человека об удовлетворении его бытовых нужд, например таких как ниспослание человеку еды, питья, одежды и прочего, в молитве христианина являются лишними. Эти просьбы в христианской молитве являются лишними потому, что Господь, как Высшая Всезнающая Сущность, знает обо всех потребностях человека и без этих просьб. «Ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». Поэтому человеку, ищущему в жизни прежде всего «Царства Божия и правды Его» и молящемуся об этом, Господь поможет удовлетворить бытовые нужды и без прошений о них. Поэтому истинному христианину Спаситель советует не уподобляться язычникам, которые в своих многословных молитвах говорят лишнее, то есть просят удовлетворения бытовых потребностей и ниспослания им земных благ. Господь знает о нуждах человека прежде его прошения. И человеку, ищущему прежде всего «Царства Божьего и правды Его» поможет удовлетворить его бытовые потребности. Наряду с этим Господь не наложил безусловный запрет на просьбы о наших бытовых нуждах. Тем, что Спаситель научил нас молиться о хлебе насущном, Он разрешил нам просьбы о даровании нам земных благ, но только по мере необходимости, удовлетворяющей наши нужды. В молитве Господней под хлебом насущным подразумевается не только хлеб в его буквальном значении, но и все необходимое для нашей земной жизни, а также все необходимое для удовлетворения как телесных так и духовных потребностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Но и это познание Бога, и это поклонение истинному Богу, было далёким от того познания, которое дано было людям в христианстве. Ибо народ израильский понимал Бога как страшного самодержца, Творца мира, карателя и Судию. Они были почти так же далеки, как древние греки и язычники, от понимания того, что Бог есть любовь. А сущность учения Христова сводится именно к проповеди о любви, учению о ней. К пониманию этой великой истины нужно было подготовить народ израильский, весь мир, всё человечество. И Господь Бог в течение тысячи лет вёл эту великую подготовку. Господом Богом в самые древние времена были даны обетования роду человеческому о Спасителе мира. Ещё Адаму, первому человеку, перед изгнанием его из рая, Господь дал великое обетование: «Семя жены сотрёт главу змея» ( Быт.3:15 ). Семя жены и есть Господь наш Иисус Христос, а жена есть Пресвятая Дева Богородица, Матерь Божия. Ещё древний праотец наш Иаков, внук Авраама, дал нам великое пророчество о Спасителе мира. Когда перед смертью он благословлял двенадцать своих сыновей, то сыну Иуде, тому, из рода которого должен был явиться миру Господь Иисус Христос, сказал: «Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» ( Быт.49:10 ). Он говорил о Примирителе. Это то же самое, что Спаситель, ибо Спаситель был Примирителем людей с Богом. Он говорил о Сыне Божием, Господе Иисусе Христе, почти за два тысячелетия до Рождества Христова. Святый пророк Исаия также предвозвестил пришествие Христа: «И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь» ( Ис.59:20 ). Искупитель Сиона – это Искупитель народа израильского, ибо Сионом называлась та гора, на которой был воздвигнут храм Соломона, и под именем Сиона часто подразумевается именно народ еврейский. И не один пророк Исаия предвещал миру пришествие Господа Иисуса Христа. Вот что говорит святый пророк Малахия: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете» ( Мал.3:1 ). Так и было. Пророк Малахия этими словами пророчествовал об Иоанне Предтече, который уравнял путь перед Господом Иисусом Христом. Тогда пришёл Господь, пришёл Тот, Которого народ еврейский искал, Ангел завета, Которого он ожидал.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Относительно второго перегиба достаточно понятно говорит Св. Писание в 8-й главе 1-й книги Царств. Само прошение об установлении монархии есть частичное богоотступничество. Сам Господь говорит Самуилу, что эти люди «не тебя отвергли, ни твоих недостойных сыновей, не забыли твои бывшие заслуги, они даже не отвергли судей, как таковых, они отвергли Самого Бога». Они не согласились с той формой правления, которую установил Бог. С другой стороны, Господь совершает историю в предвидении всех наших не только реализуемых, но и возможных движений, не только душевных, но и политических. И устанавливая через Моисея Закон, Господь предусмотрел и такой оборот событий, который произошел во времена пророка Самуила. Во Второзаконии Моисей предусматривает поставление царя и совершенно четко очерчивает его права и обязанности. «Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой даст тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня, то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою царем иноземца, который не брат тебе» ( Втор. 17:14–15 ) Первое условие, накладываемое на возможного царя, это то, чтобы он не был иноземцем. Здесь это нужно понимать однозначно так, что царь не должен быть иноверцем. И далее: «Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: «не возвращайтесь более путем сим». Здесь подразумевается, что конь – прежде всего животное боевое. Евреи до пришествия в Египет, не знали лошади и не использовали ее в хозяйстве. Во всяком случае, книги Св. Писания об этом не говорят, хотя достаточно подробно говорится о других видах скота. И конь является олицетворением воинственности и захватнической политики. Зато с конями израильтяне весьма близко познакомились, будучи в египетской неволе. И в этом смысле, умножение коней можно понимать, как возвращение в рабство египетское, в рабство греха, в рабство идолослужения. «Господь сказал вам: «не возвращайтесь более путем сим.» Далее:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Относительно второго перегиба достаточно понятно говорит Св. Писание в 8-й главе 1-й книги Царств. Само прошение об установлении монархии есть частичное богоотступничество. Сам Господь говорит Самуилу, что эти люди «не тебя отвергли, ни твоих недостойных сыновей, не забыли твои бывшие заслуги, они даже не отвергли судей, как таковых, они отвергли Самого Бога». Они не согласились с той формой правления, которую установил Бог. С другой стороны, Господь совершает историю в предвидении всех наших не только реализуемых, но и возможных движений, не только душевных, но и политических. И устанавливая через Моисея Закон, Господь предусмотрел и такой оборот событий, который произошел во времена пророка Самуила. Во Второзаконии Моисей предусматривает поставление царя и совершенно четко очерчивает его права и обязанности. «Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой даст тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня, то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою царем иноземца, который не брат тебе» (Втор. 17, 14—15) Первое условие, накладываемое на возможного царя, это то, чтобы он не был иноземцем. Здесь это нужно понимать однозначно так, что царь не должен быть иноверцем. И далее: «Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: «не возвращайтесь более путем сим». Здесь подразумевается, что конь — прежде всего животное боевое. Евреи до пришествия в Египет, не знали лошади и не использовали ее в хозяйстве. Во всяком случае, книги Св. Писания об этом не говорят, хотя достаточно подробно говорится о других видах скота. И конь является олицетворением воинственности и захватнической политики. Зато с конями израильтяне весьма близко познакомились, будучи в египетской неволе. И в этом смысле, умножение коней можно понимать, как возвращение в рабство египетское, в рабство греха, в рабство идолослужения. «Господь сказал вам: «не возвращайтесь более путем сим.» Далее:

http://sedmitza.ru/lib/text/432126/

13 ноября 1947 года Кому много дано, с того много и взыщется Слово на Евангелие от Луки, гл. 12, стихи 42–48 «Господь же сказал: «Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его " " ( Лк. 12:42–44 ), Это Иисус Христос говорит обо всех вас, вы те рабы, которым Он поручил Свое имение. Вы спросите: «Какое имение поручил нам Господь?» Но разве каждый из нас не имеет какого-либо из даров Святого Духа? Разве не дал нам Господь сердце плотяное вместо каменного? Разве не вселил Он в наше сердце любви к несчастным братьям нашим? У каждого из вас есть что-нибудь из того, что принадлежит Богу, а ему принадлежит все истинно доброе в сердце вашем. Некоторых из вас Он наградил благами жизни этой. Все, полученное свыше, Господь повелел раздавать другим. Говоря о рабах и домоправителе, Он подразумевает тех, кто поставлен, как имеющие дары, выше тех, кто их не имеет. Вот и вас поставил Господь Бог над несчастными нищими, чтобы вы этим «убогим рабам» раздавали вовремя меру хлеба, то есть заботились об их пропитании. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4:4 ; см. Лк. 4:4 ). Значит и духовным хлебом вы должны питать людей, которые совсем чужды слова Божия, ничего не знают о христианской вере. По возможности, должны поведать им самыми малыми рассказами о Священной Истории, притчах Господа нашего Иисуса Христа, напомнить о заповедях Божиих, полученных через Моисея на Синае, о великих евангельских заповедях, которые гораздо выше древних,– о заповедях блаженства. Далее Господь сказал, что над всем имением Своим поставит раба достойного. Здесь речь о том, что блаженного раба, который исполнил волю Господина своего, Иисус Христос поставит над небесным имением Своим, сделает его обладателем тех неизмеримых, ухом человеческим неслыханных и очами невиданных сокровищ духовных, которые получат все верные рабы Божии в царствии небесном (см. 1Кор. 2, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Вместе с тем Господь здесь учит Иова именно такому смирению, которое оказывается очень утешительным для страдальца. Бог помогает Иову понять, что праведник проявил себя в своих несчастьях самым наилучшим образом: на пределе возможных для человеческой природы ее сил и крепости. Тверже, совершеннее Иова в ту ветхозаветную эпоху не смог бы повести себя в подобных обстоятельствах никто; ведь все люди (в том числе и сам Иов) были тогда духовно слабы и немощны – по причине властвующего над ними прародительского греха. Да и что такое человеческая сила, в сравнении с силой Божией? Может ли человек вступить в борьбу с Богом и победить в этой борьбе? Как перефразирует эти слова Господа святитель Иоанн Златоуст , Бог здесь как бы спрашивает Иова: «Знай, что Я не враждуя попустил нанести тебе удар, потому что какая у тебя сила, чтобы Я вступил в борьбу с тобою? Разве у тебя мышца соответствует мышце Господа? Разве ты имеешь равную силу?» 1063 В Своих дальнейших словах ( Иов. 40:5–9 ) Господь продолжает наставлять Иова все в том же смирении, а также говорит ему о людской слабости – перед лицом Божественного всемогущества: Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою. Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя ( Иов. 40:5–9 ). Как подчеркивает Златоуст, Господь произносит все это отнюдь не ради того, чтобы унизить Иова. Бог совсем не утверждает, что человек есть якобы полное ничтожество; Господь просто констатирует, что Сам Он – Творец – велик. Здесь вовсе не злая насмешка над Иовом, но лишь свидетельство о величии Бога, перед Лицом Которого даже самое прекрасное из его земных творений – человек – оказывается слабым и несовершенным. По Златоусту, Бог здесь «не говорит [Иову]: «Ты мал», но: «Я велик, и [потому] ты не можешь того, что Я " » 1064 . Что же такое сможет совершить Бог, к чему окажется не способен Иов? О чем ведет здесь речь Господь? На что Он намекает? Мы понимаем, что под «гордым» ( Иов. 40:6 ) и «высокомерным» ( Иов. 40:7 ), к победе над которым Бог призывает Иова, Он прямо подразумевает диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Глава 3 1 . Слышите слово сие еже глагола Господь вы доме Исраилев, и на все племя, еже изведох из земли Египетския рекий. С Евр: „Слушайте слово сие, которое Иегова изрек на вас, сыны Израилевы, на все племена, которые вывел Я из земли Египетской. Он говорит:“ 2 . Вас точию познах от всех племен земли, сего ради отмщу па вас вся ваша. С Евр: Вас только знаю Я, пред всеми племенами земли: потому и взыскиваю с вас за все беззакония ваши“. Здесь Господь Бог чрез пророка обращает слова Свои ко всем коленам Израильского и Иудейского царства вообще, и в частности к Израильтянам. Вас точию познах гов. Господь, т. е. из всех народов земли вас одних избрал. Господь Бог, напоминает неблагодарному народу то, что Им сделано для него, и что было говорено чрез Моисея, по освобождении из Египта. Тогда Господь повелел Моисею так возвестить сынам Израилевым: „вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас (как бы) на орлиных крыльях, и принесет, вас к Себе. Итак, если будете слушаться голоса Моего, и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля. А вы будете у Меня царством священников, и народом святым“, т. е. [текст отсутствует] …кает, когда у него нет добычи, но и Бог не глаголет, если возглашенное Им не должно исполниться на деле“. Ефрем Сирин . Само собою подразумевается та мысль, что когда пророк сильно обличает, гремит угрозами, то, значит, Сам Бог, яко лев возревел 67 , что уже и добыча есть. Добыча эта – нераскаянные и нечестивые Израильтяне. 5 . Или падет птица на землю без ловца; или спадет пругло на землю, аще не иметь ничесоже. С Евр: „Попадет ли птичка в петлю на земле, когда не раскинута для нее сеть? Снимают ли силок с земли, когда ничего не поймано?“ Возможное ли дело, продолжаете св. пророк, чтобы птичка была уловлена без птицелова, и чтобы сеть, им раскинутая, убиралась без добычи? Нет, этого не бывает!.. Так, не избежать и вам, сыны Израиля, предназначенного наказания: ибо Небесный Ловец уже раскинул свою сеть для вашего уловления. Сеть эта – плен ассирийский. Возможное ли дело, чтобы Господь Бог не исполнил Своего о вас определения, мною вам возвещаемого? Как птицелов, Он не напрасно раскинул свою сеть, возбуждая на брань против вас Ассириан, Он присущ этой сети, и в свое время уловит вас: все угрозы. Им чрез меня вам возвещаемые, исполнятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010