Ныне существующая церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях была построена в 1762 г. известным московским архитектором Карлом Бланком. Карл Иванович, мастер барокко и раннего классицизма, подарил москвичам не один замечательный памятник архитектуры. По его проектам в Москве был построен целый ряд православных храмов, но, к сожалению, не все они уцелели. Сам зодчий долгое время жил на Рождественке, по всей видимости — во владениях графа И.И. Воронцова. Именно Воронцов стал храмоздателем церкви в Звонарях. Но храм на Рождественке впервые появился задолго до XVIII в. В старину здесь находился «Убогий дом», куда для погребения свозили людей, не имевших родственников, умерших несчастной смертью, на улице, а при нём находилась деревянная Никольская церковь, получившая имя Николы Божедомского. Позже, когда все «убогие дома» были переведены на окраины города, храм стал приходской церковью Звонарской слободы и стал именоваться «Никола в Звонарях»: звонари кремлевских колоколен и церковные сторожа издавна облюбовали себе высокий левый берег реки Неглинки неподалёку от Рождественского монастыря. Церковь несколько раз горела, ее восстанавливали вновь, а в 1657 г. она была отстроена в камне. Спустя сто лет принимается решение храм перестроить. Тогда и была возведена новая церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях, известная нам сегодня. Она сооружена в стиле барокко с элементами классицизма и состоит из двухпридельного храма с главным Благовещенским престолом и придельным во имя Николая Чудотворца, а также более поздней двухпридельной трапезной и колокольни. На вытянутом четверике возвышается стройный восьмерик, увенчанный небольшой луковичной главкой. Храм декорирован белым камнем, пышными капителями и крупными наличниками, украшенными головками серафимов. Во время Отечественной войны 1812 г. здание пострадало, в результате чего были перестроены каменная ограда и два крыльца. Тогда же церковь получила новую трапезную и колокольню в классическом стиле. В 1933 г. храм был закрыт. Первоначально в нем устроили склад, а позже здание передали Московскому архитектурному институту, и здесь разместилась кафедра рисунка МАРХИ. В 1994 г. церковь возвратили верующим, и начались работы по восстановлению и реставрации храма. В это же время патриархом Алексием II было принято решение о создании подворья Пюхтецкого монастыря в Москве, а в качестве храма для подворья была выбрана церковь в Звонарях. Любопытна история иконы Божией Матери «Взыскание погибших», которая сегодня находится в Никольской церкви: она чудом уцелела благодаря пожилой прихожанке, которая сберегла ее и передала в Пюхтицкий женский монастырь неподалеку от Таллина. После учреждения подворья Успенского Пюхтицкого женского монастыря икона с почестями была возвращена в церковь Николы в Звонарях.

http://sobory.ru/article/?object=04845

– Про себя тогда задумала, –  говорит матушка Иоанна, – что на праздник Покрова я должна быть в Эстонии. Так и случилось. Именно в этот день я приехала в монастырь, где прожила пятнадцать лет в послушании. Очень нелегко приходилось: серпами скашивали огромные поля, потом молотили зерно, с корня пилили лес, рубили дрова. Все вручную. Нас постоянно перебрасывали с одного послушания на другое. Там же, в Эстонии, я научилась вручную шить золотом, пела в церковном хоре. Как бы трудно ни приходилось, знала: ангел-хранитель записывает каждый шаг. И все потом зачтется: и хорошее, и плохое. Неспокойная монашеская жизнь В 1993 году послушница Вера Смолкина приняла постриг с именем Иоанна. С тех пор жизнь забрасывала ее в разные уголки страны. Около четырех лет восстанавливала с сестрами Пюхтицкое подворье на Рождественке в Москве, по благословению игуменьи Варвары организовывала подворье в Когалыме, была настоятельницей Свято-Покровского монастыря в селе Кизельское Челябинской области. Наконец по приглашению архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона оказалась в нашей республике. Подворье с нуля –  Когда я приехала сюда, в Гафурийский район, в полуразвалившихся дощатых монастырских постройках не было ни воды, ни газа, –  рассказывает матушка Иоанна.– Вокруг стояла ограда из штакетника, сквозь которую на нас с удивлением смотрели отдыхающие из расположенного рядом санатория «Красноусольск». Сама я три года мерзла в келье, куда почему-то никак не доходило тепло. Сейчас здесь есть все удобства. А в теплой трапезной найдется и рыба, и фрукты, овощи, каша, чай, сладости. Пищу принимают дважды в день. Однако при необходимости желающие могут слегка перекусить на кухне и в другое время. День начинается в семь часов утра, а заканчивается в десять вечера. Все время сестры проводят в трудах неустанных. Одни из них выполняют должностные обязанности, – например, казначея, ризничей, регента, а другие несут так называемые общие послушания. По словам матушки Иоанны, сестер у нее не хватает – надо бы еще человек пять.

http://pravoslavie.ru/36548.html

Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Никольском соборе Хотькова монастыря 3 мая 2008 г. 17:24 3 мая, в субботу Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь, расположенный в 10 километрах от Троице-Сергиевой лавры . Приветствуя прибывшего в обитель Предстоятеля Русской Православной Церкви насельницы обители и паломники дарили Его Святейшеству букеты цветов. В возрождающемся Никольском соборе обители Святейший Патриарх Алексий поклонился честным мощам преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского, и совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили архиепископ Верейский Евгений , председатель Учебного комитета при Священном Синоде , ректор Московских духовных академии и семинарии , епископы Сергиево-Посадский Феогност , Брянский и Севский Феофилакт . На богослужении присутствовала глава городского поселения Хотьково Р.Г. Тихомирова. Среди молившихся за Божественной литургией были также игумения Филарета (Смирнова), настоятельница Московского подворья Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря ; игумения Елисавета (Жегалова), настоятельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря; игумения Феврония (Маратканова), настоятельница Покровской Свято-Введенской Островной женской пустыни; монахиня Мария (Солодовникова), настоятельница Аносина Борисоглебского ставропигиального женского монастыря. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий прочитал молитву на раздробление артоса. Затем Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовали настоятельница монастыря игумения Олимпиада (Баранова), воспитанницы монастырского приюта-пансиона для девочек и учащиеся воскресной школы. Святейший Патриарх Алексий благословил юных воспитанников Покровского монастыря и вручил им фарфоровые Пасхальные яйца с изображением Покровского Хотькова монастыря, отмечающего в 2008 году 700-летие с момента основания. Никольский собор Покровского Хотькова монастыря был построен по проекту архитектора А.А. Латкова на месте одноименной церкви XVIII века и освящен 27-28 сентября 1904 года. Главный престол собора во имя святителя Николая Чудотворца освятил священномученик Владимир, в то время — митрополит Московский. Правый престол в честь святых апостолов Петра и Павла освятил епископ Дмитровский Трифон, наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Товия освятил левый алтарь, посвященный празднику Воскресения Христова. В 1911 году храм был расписан палехскими мастерами Сафоновыми (роспись не сохранилась). Создание Никольского собора было последним ярким событием в дореволюционный период истории обители.

http://patriarchia.ru/db/text/401274.htm...

Голова Синодального відділу у справах монастирів і чернецтва очолив урочистості з нагоди престольного свята Борисоглібського Аносиного ставропігійного монастиря 6 серпня 2019 р. 18:49 6 августа 2019 года, в день памяти мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност возглавил торжества по случаю престольного праздника Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря. Накануне вечером собором монастырского духовенства в приделе святых благоверных князей и страстротерпцев Бориса и Глеба было совершено всенощное бдение с литией и пением акафиста небесным покровителям обители. В вечернем богослужении приняли участие прихожане Антиохийского подворья в Москве, уроженцы Сирии и Ирака. Часть возгласов возносилась на арабском языке. В сам день праздника архиепископ Феогност в сослужении монастырского духовенства и гостей в священном сане совершил Божественную литургию в Троицком соборе обители. За богослужением молились настоятельница Борисоглебского Аносина монастыря игумения Мария (Солодовникова), настоятельница московского подворья Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря игумения Филарета (Смирнова), а также насельницы, прихожане, паломники и гости обители. Богослужебные песнопения исполнил хор сестер обители. На сугубой ектении были провозглашены особые прошения и вознесена молитва о мире на Украине. После Литургии архиепископ Феогност возглавил праздничный крестный ход по территории обители, во время которого архиерей и клирики монастыря окропили верующих освященной водой и вознесли молитву святым Борису и Глебу. Владыка Феогност передал верующим Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а затем обратился к ним с архипастырским словом. Престольный праздник продолжился музыкальным концертом. Для прихожан и паломников была устроена праздничная трапеза. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 28 квітня 2024 р. 16 квітня 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5482520...

Среди молившихся в храме были настоятельница Покровского ставропигиального монастыря игумения Феофания (Мискина), настоятельница московского подворья Пюхтицкого Успенского ставропигиального монастыря игумения Филарета (Смирнова), насельницы Покровской обители и воспитанницы монастырского приюта для девочек, члены делегации духовенства и мирян Вологодской митрополии. Богослужебные песнопения исполнил хор Покровского монастыря под управлением Л.В. Амбросовой. На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. Затем были вознесены молитвы о «упокоении душ рабов Божиих, по злой человеческой воле во граде Одессе в огне сожженных». Сегодня исполнилась третья годовщина со дня  трагедии в Одессе. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил клирика Николо-Угрешского ставропигиального монастыря , преподавателя Николо-Угрешской духовной семинарии диакона Сергия Шилова в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес священник Сергий Сивоконь, клирик храм Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове г. Москвы — подворья Покровского ставропигиального женского монастыря. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен у раки с мощами блаженной старицы Матроны в Покровском храме обители и возглавил крестный ход по территории обители. Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Великоустюжского и Тотемского Тарасия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. По окончании богослужения игумения Феофания (Мискина) от лица насельниц Покровского монастыря и благочестивых паломников приветствовала Святейшего Владыку и преподнесла Его Святейшеству икону святой Матроны, созданную сестрами обители в старинной технике шитья. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар обители Предстоятель передал пасхальное яйцо.

http://patriarchia.ru/db/text/4882612.ht...

5 декабря, митрополит Истринский Арсений возглавил в Богоявленском соборе служение Божественной литургии. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл ; архиепископ Петергофский Амвросий , ректор Санкт-Петербургской духовной академии ; архиепископ Львовский и Галицкий Филарет ; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря , управляющий Юго-Западным викариатством; епископ Иероним (Чернышев) ; епископ Нарвский и Причудский Лазарь ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского собора; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя ; протоиерей Владимир Чувикин, ректор Перервинской духовной семинарии; протоиерей Александр Туриков, настоятель храма Преображения Господня на Песках; протоиерей Николай Степанюк, ключарь Богоявленского собора; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье; протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского, при Центральной клинической больнице святителя Алексия; протоиерей Борис Обрембальский и протоиерей Михаил Райчинец, клирики Богоявленского собора; игумен Никон (Жиганов), насельник Андреевского монастыря; иеромонах Игнатий (Синикин), клирик храма Вознесения Господня г. Луганска; протодиакон Николай Платонов и диакон Алексий Катанников, клирики Богоявленского собора; диакон Алексий Суворов, студент магистратуры МДА; диакон Алексий Дроздов, клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе. За Литургией молились архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт и настоятельницы Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального монастыря игумения Екатерина (Чайникова) и подворья Успенского Пюхтицкого ставропигиального монастыря г. Москвы игумения Филарета (Смирнова). На запричастном проповедовал протоиерей Борис Обрембальский. Пел хор Богоявленского собора под управлением регента Александра Майорова.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5079001...

И меня старшей монахиней назначил. «Мать Георгия, уж пожалуйста, сделайте!» Вечером должен был состояться какой-то концерт. Мы говорим: «Владыка, простите, мы на концерт не пойдем, а благословите нас сразу поехать в Ленинград». — «Ну, матушки, смотрите. Помогай вам Бог. Но постарайтесь к Иоанну Рыльскому сделать». Двенадцать организаций и одно подворье Я сама питерская, меня весь Ленинград знает, у меня и сейчас родственники там живут. Моя сестра Лидочка с семьей (у нее пятеро детей было) — мои первые помощники. Они жили недалеко от Карповки, на Кировском проспекте. Лидочка встретила нас утром на вокзале, и мы, не заезжая домой к Лиде, сразу же поехали на Карповку. Господи… Не знаем, куда как войти, где найти этот храм! Одну дверь откроем — сарай, другую — сарай. Грязища, вонища, там бомжи жили. И там же еще двенадцать организаций. В конце концов, открыли храм. Смотрим: Господи, помилуй! — одна перегородка, вторая перегородка, голуби летают, из одного окна кабель, из другого… Ни стекол, ни рам — ничего. Мусору — по колено! А это храм Иоанна Рыльского. Начали разбирать. Обзвонила всех знакомых, кого только могла: всех родственников, двоюродных, троюродных: «Берите ведерки, тряпочки, топорики, все несите, будем вычищать!». Потом позвонила в семинарию — там тогда отец Владимир Сорокин был инспектором. Говорю: «Батюшка, благословите! Я вам звоню с Карповки, с Иоанновского монастыря». Он не понимает: какой монастырь? Почему на Карповке? Я объясняю: «Батюшка, нам его передали как Пюхтицкое подворье. Через две недели память Иоанна Рыльского. Владыка благословил восстановить. Помогите, пожалуйста. Дайте ребяток». Каждый день к нам на семинарской машине приезжали десять семинаристов с топориками и отбивали одну стенку, вторую, амвон расчищали… Отбивали, пилили, выносили. Я заказывала машину, и мусор сразу вывозили. Потом пол подняли. Господи, что за пол! Бабульки меня утешают: «Мать Георгия, мы помоем, можно покрасить, коврики положить, и все будет хорошо». Я сомневаюсь: «Не знаю, надо проверить». Вроде идешь — нормально. А к стеночке к одной подошла — там что-то трещит. Подняла одну половицу — а там опять мусору по щиколотку…

http://pravmir.ru/ot-pyuxticy-do-gornej-...

440 Про себя Батюшка сообщил, что поболел, так как, поскользнувшись, расшиб себе колено и не мог служить обедню... – Речь идет о случае, имевшем место в Кронштадтском Андреевском соборе 10 марта 1900 г. Отец Иоанн сообщал в письме в редакцию газеты «Котлин»: «Я немного запоздал с молебнами, чтобы в свое время прийти к общей исповеди, и, по прибытии в алтарь, спешно пошел к народу, и тут, в алтаре, а не на солее, запнулся за ковер, потерял равновесие и упал на правое колено, пришибив коленную чашечку» (Вед. 1900. 61, 17 марта). В народе распространился слух, что отца Иоанна во время общей исповеди укусила за колено безумная женщина. 441 …кому Батюшка сочувствует, – бурам или англичанам... – 22 апреля 1900 г. в газете «Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства» было опубликовано обращение отца Иоанна к русским добровольцам, отправляющимся на англо-бурскую войну в Трансвааль (ныне – провинция ЮАР). В обращении говорилось: «От всей души напутствую великодушных добровольцев благословением Божиим и святою иконою Архангела Михаила. Идите с Богом и защищайте вашею грудью злополучных, гонимых неправедно буров. Дай Бог вам или возвратиться с честью и радостью, или пасть доблестно и получить нетленный венец от Господа славы» (Вед. 1900. 87, 22 апреля). 443 ...в Кронштадте во время сильной толкотни и давки одну женщину задавили насмерть... – 17 мая 1900 г. в Кронштадтском Андреевском соборе во время служения отца Иоанна была задавлена толпою богомольцев Александра Степанов­на Баслык, 21 года. При вскрытии оказалось, что смерть последовала от сдавли­вания дыхательных органов. Это был единственный смертельный случай во время служения отца Иоанна (Краткий исторический очерк кронштадтской городской полиции. Кронштадт, 1912. С. 106). 444 ...у него на родине в Суре устроился общежительный монастырь, а теперь строится для него подворье в Петербурге, которое тоже скоро будет готово. – Иоанно-Богословская женская община была учреждена в селе Суре Пинежского уезда Архангельской губернии указом Святейшего Синода от 13 октября 1899 г. Открытие и освящение новой женской обители состоялось 18–20 июня 1900 г. 1 января 1901 г. община была переименована в Иоанно-Богословский женский монастырь. В конце 1899 г. началось также строительство подворья Сурского монастыря в Петербурге, землю для которого пожертвовал С.Г. Раменский (см. о нем примеч. N 51 к настоящей части). 2 декабря 1899 г. отец Иоанн сообщал настоятельнице Пюхтицкого монастыря игумении Алексии: «Я теперь сам собираюсь строить (и строю) на родине женскую обитель и в Питере – подворье с церковью – каменные» (Пюхтицкая обитель и ее покровитель святой праведный Иоанн Кронштадтский . Пюхтицкий Успенский ставропигиальный жен­ский монастырь, 2009. С. 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

На все, конечно, нужны немалые средства. Двухэтажное здание было заброшено, там нет окон, обветшала крыша, отсутствуют полы, которые местные жители сдирали на растопку. Там заново нужно проводить канализацию и электричество. Сейчас мы собираем пожертвования на это благое дело и молимся за всех, кто оказал нам помощь. — Свято-Иннокентьевский монастырь сегодня известен далеко за пределами ЕАО, паломники едут со всей России и не только. Что они могут здесь посмотреть, какие святыни есть в монастыре? ­— В нашем монастыре есть икона святителя Иннокентия Московского с частицей его святых мощей, ковчег с мощами свт. Николая Чудотворца и св. муч. Анастасии Узорешительницы, ковчег с мощами древних мучениц Виктории, Конкордии и Викентии, ковчеги с мощами св. преподобноисповедницы Параскевы (Матиешиной) и св. блаж. Екатерины Пюхтицкой, ковчег с мощами святых благоверных князей Василия и Константина Ярославских. На нашем подворье в храме Мученика Иоанна Воина хранится старинная икона Божией Матери «Достойно есть», написанная на Афоне 120 лет назад, а также икона святых отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг. с частицами мощей свщмуч. Владимира, Митрополита Киевского, и священноисповедника Агафангела, митрополита Ярославского и Ростовского. В храме Мученика Иоанна Воина на подворье очень необычный для наших мест иконостас: он сделан из дикого камня и расписан фресками в древнерусском стиле. Одна семья из г. Хабаровска ежегодно в годовщину своей свадьбы специально приезжает в этот храм и читает акафист святому мученику, призывая его молитвенную помощь. Очень часто паломники, один раз побывавшие в нашем монастыре, снова и снова приезжают к нам, часто останавливаясь на несколько дней — потрудиться и помолиться вместе с сестрами. — Расскажите о нуждах обители, как можно помочь? ­— Во время нашего разговора я уже рассказала о нуждах монастыря. И те милосердные христиане, которые пожелают нам помочь, могут это сделать любыми возможными для них способами. Оказать финансовую помощь можно, перечислив средства на карту Сбербанка 4276700013141217, владелец карты игуменья Анастасия (Анна Юрьевна И.), с пометкой «на скит» или «на корпус», либо через форму на нашем сайте: http://sestra.site/pozhertvovanija/

http://pravoslavie.ru/147957.html

В мужских монастырях насчитывается 925 насельников, из них 12 схимонахов, 713 монахов, 103 инока, 23 рясофорных послушника и 74 прочих послушника. В женских монастырях несут послушания 886 насельниц, из которых 19 схимонахинь, 410 монахинь, 274 инокини, 93 рясофорных послушницы и 90 прочих послушниц . Всего в ставропигиальных монастырях насельников и насельниц – 1811, схимников – 31, мантийных монашествующих – 1123, иночествующих – 377, находящихся на послушании – 280. За минувший год в обители было принято 65, выбыло (в том числе преставились ко Господу) 52 человека. Количество монашествующих ставропигиальных монастырей в 2013 году увеличилось за счет прибавления сестер двух подворий Пюхтицкого монастыря (монастырских подворий в городе Москве и в деревне Юдино Московской области) и двух новооткрытых женских обителей (Александро-Невского монастыря в селе Акатово и московского Алексеевского монастыря). Возросло число насельников в трех крупнейших мужских монастырях (Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь, Валаамский монастырь), из них более всего насельников было принято в Оптину пустынь. В большинстве же других монастырей число насельников по сравнению с 2012 годом почти не изменилось. Подготовку кандидатов в священство и других церковных работников для Москвы по-прежнему осуществляют Московская духовная академия и семинария, Сретенская, Перервинская и Николо-Угрешская семинарии, Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет. Всего из духовных учебных заведений, непосредственно подведомственных Патриарху, выпустились 540 человек, из них – 81 священнослужитель. Клир г. Москвы за минувший год пополнился на 166 священнослужителей. Из них 32 – выпускники духовных школ, 53 – рукоположены из церковнослужителей, 39 клириков приняты из других епархий, 42 клирика направлены на временное служение в храмы г. Москвы и в ставропигиальные монастыри. За минувший год 14 священнослужителей перешли в другие епархии, 6 – почислены за штат, 7 клириков запрещены в священном сане, 1 – лишен сана, кроме того, 8 священнослужителей преставились ко Господу:

http://pravoslavie.ru/66950.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010