Храм с мощным визант. куполом на круглом в плане барабане, прорезанном арочными окнами, и с аналогичной уменьшенной главой над звонницей при входе отличается сдержанностью наружного убранства. В 1899 г. Н. спроектировал иконостас для посольской Троицкой ц. в Буэнос-Айресе (Отчет о деятельности Полтавской губ. земской управы за 1899 г. Полтава, 1900). Инициатива в обустройстве места Полтавской баталии принадлежала обер-прокурору Синода К. П. Победоносцеву и местному помещику, тайному советнику И. С. Судиенко, выделившему средства (1890). Сампсониевская ц. на месте битвы (1852-1856, архит. И. И. Шарлемань) после перестройки Н. (1890-1895) приобрела формы московско-ярославского стиля. Трехчастный, обильно декорированный храм с шатровой колокольней над притвором завершен небольшим луковичным пятиглавием, основной четверик с полуциркульной в плане алтарной апсидой (с крупным киотом по центральной оси) окружен с 3 сторон галереей (повторно реконструирована архит. С. В. Носовым в 1909). В 1894-1895 гг. Н. составил проекты иконостаса для этого храма и памятника на братской могиле рус. воинов, павших в Полтавской битве. Гранитный крест был изготовлен в с.-петербургской мастерской А. Баринова и установлен на кургане. В Одессе на участке, пожертвованном купцом 1-й гильдии Я. А. Новиковым, в 1892-1895 гг. было построено подворье афонского Пантелеимонова монастыря с 3-престольной ц. вмч. Пантелеимона, рассчитанной на 2 тыс. чел. Первоначальные эскизы подворья принадлежат Н. ( Барановский. 1902. С. 129), детальные планы разработаны и исполнены одесским архит. Л. Ф. Прокоповичем. Храм, завершенный мощным луковичным пятиглавием, с колокольней над притвором (высота 58 м), был построен в московско-ярославском стиле. Введенская ц. подворья Пюхтицкого мон-ря в Ревеле (Таллине). 1900–1902 г. (разрушена в 1960). Фотография. Между 1902 и 1904 г. Введенская ц. подворья Пюхтицкого мон-ря в Ревеле (Таллине). 1900–1902 г. (разрушена в 1960). Фотография. Между 1902 и 1904 г. Введенская ц. на подворье Пюхтицкого Успенского монастыря, 2-я в Ревеле (Таллин) по величине после Александро-Невского собора, строилась в 1900-1902 гг.

http://pravenc.ru/text/2577581.html

Руська Православна Церква Офіційний сайт Московського Патріархату Головні новини У свято Входу Господнього до Єрусалиму Предстоятель Руської Церкви звершив Літургію в Храмі Христа Спасителя та очолив хіротонію архімандрита Серафима (Пасанаєва) на єпископа Мінусинського і Курагінського Святіший Патріарх Кирил виступив зі зверненнями у зв " язку з кричущими прикладами тиску на Українську Православну Церкву Напередодні свята Входу Господнього до Єрусалиму Святіший Патріарх Кирил звершив всеношну в Храмі Христа Спасителя Святіший Патріарх Кирил звершив освячення московського храму Чуда Архангела Михаїла в Хонех у Братєєві та очолив хіротонію архімандрита Авксентія (Абражея) в єпископа Несвізьького Святіший Патріарх Кирил звершив утреню з читанням акафіста Пресвятої Богородиці у Храмі Христа Спасителя Архів   Головна / Патріарх / Служіння Напередодні Великого Вівторка Святіший Патріарх Кирил взяв участь у вечірньому богослужінні на Пюхтицькому подвір " ї в Москві Версія для друку 25 квітня 2016 р. 22:53 Вечером 25 апреля 2016 года, в канун вторника Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил московский храм святителя Николая Чудотворца (Благовещения Пресвятой Богородицы) в Звонарях подворье  Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря . В храме святителя Николая Предстоятель Русской Православной Церкви принял участие в вечернем богослужении в канун Великого вторника. На великом повечерии Святейший Патриарх Кирилл читал канон Триоди, а на утрене — Евангелие. За богослужением пел хор подворья (регент Е.И. Облезова). В храме молились: настоятельница  Зачатьевского ставропигиального женского монастыря , заместитель председателя  Синодального отдела по делам по монастырям и монашеству   игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Пюхтицкого монастыря  игумения Филарета (Калачева) ; настоятельница подворья Пюхтицкого монастыря игумения Филарета (Смирнова); настоятельница  Алексеевского ставропигиального женского монастыря , руководитель Юридической службы Московской Патриархии  игумения Ксения (Чернега) .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4443454...

В кругу семьи   Святейший Патриарх Алексий: - В довоенные и послевоенные годы многие паломники посещали в Эстонии Пюхтицкий, Рижский и Псково-Печерский (который был одно время на территории Эстонии) монастыри. И совершив паломничество в эти три монастыря, возвращались в свои города, к своим трудам. Приезжали туда отовсюду. Поэтому потерять совершенно связь с Пюхтицким монастырем для православных верующих было тяжело. И стал вопрос об открытии подворья Пюхтицкого монастыря в Москве. На это подворье из монастыря было направлено пять монашествующих, которые привнесли традиции Пюхтицкого монастыря: пение, а также практику совмещения молитвенного делания с физическим трудом. Игумения Филарета стала настоятельницей подворья. Я дал ей список из двадцати храмов Москвы, которые подлежали открытию, чтобы она могла выбрать из них. Матушка проехала десять храмов и остановилась на храме свт, Николая в Звонарях, находящемся на Рождественке, и больше не хотела смотреть другие храмы. Там и началась жизнь Пюхтицкого подворья. Потом нам удалось получить располагавшийся рядом дом (раньше у этого храма было восемь приходских домов). Храм свт. Николая в Звонарях называется так, потому что он располагается в районе, которая раньше называлась по имени слободы, где жили звонари многих московских церквей и Ивана Великого. В храме в то время располагалась мастерская Архитектурного института и там было все разорено. Но храм восстановили, и сегодня около 50 монашествующих живет на этом подворье. Монахини мне все время напоминали (особенно пюхтицкие насельницы), что им нужно где-то работать. В конце концов мне на именины был подарено стихотворение «Сон». В нем автор рассказывал о сне, в котором ему приснилось, что Патриарх, наконец, дал место под загородный скит ; что появились коровки, курочки, грядки. И после такого обращения мне, конечно, пришлось давать скит, который был открыт в деревне Верхушково, Одинцовского района. Там был трехсотлетний храм, который уже к тому времени изрядно разрушился, но, что удивительно, никогда не закрывался.

http://pravoslavie.ru/37222.html

Наталия Владимировна Малышева прошла разведчицей всю Великую отечественную войну, затем долгие годы отработала в области конструирования авиатехники. Принимала деятельное участие в восстановлении подворья Пюхтицкого монастыря. В 2000 году приняла постриг с именем Адриана. В Москве, в ночь на 4 февраля, на 91-м году скончалась монахиня Адриана (Малышева). Наталия Владимировна Малышева прошла разведчицей всю Великую отечественную войну, затем долгие годы отработала в области конструирования авиатехники. Принимала деятельное участие в восстановлении подворья Пюхтицкого монастыря. В 2000 году приняла постриг с именем Адриана. Ее высоко ценили маршал К. Рокоссовский, авиаконструктор С.Королев, ее портрет писал художник А. Шилов. Отпевание будет совершено на подворье Пюхтицкого монастыря в храме свт. Николая в Звонарях 6 февраля в 11.00. [Видео] 1942. Разведка. Чудо на Адриана и Наталью Монахиня Адриана (Малышева) Монахиня Адриана (Малышева) — по званию майор. Прошла всю Великую Отечественную, была в разведке. В 1942-ом она служила у Рокоссовского: «Однажды мне дают задание: получить собранные нашим разведчиков сведения, потому что он ушел и пропал. Мне нужно было узнать, что с ним случилось и забрать бумаги…» Майор Наталия — монахиня Адриана. Путь в 90 лет (+ ВИДЕО) Анна Данилова Большая трудность была с нашими мужчинами даже под куст сходить! Вот идешь с отрядом на лыжах, начнешь понемногу отставать, думаешь – сейчас я быстро и догоню! Но только начинаю отставать… Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/skonchalas-monaxinya-a...

В 1935 году Трудовая община вновь обрела статус монастыря, подчинённого Синоду Эстонской Апостольской Православной Церкви. Правительство выделило ему в аренду 102 гектара земель. Не успела обитель оправиться — началась Вторая Мировая война. Три года фронт держался всего в 30 километрах от Пюхтицы, за рекой Нарвой, где шли ожесточённые бои. В июле 1944 года началась эвакуация. Большинство монахинь выехало в посёлок Альбу, расположенный недалеко от Таллина. При переезде шесть сестёр погибли, попав под обстрел с воздуха в городе Йыхви. Надо ли говорить, какими были послевоенные годы! Сытым не ходил никто — ни человек, ни скотина. Соха вновь прильнула к пашне, лес пилился вручную, мешки с зерном разместились на плечах монахинь — их несли не одну версту, ночью. Божьей милостью получалось и лошадей с коровами содержать, и огороды обрабатывать. Хрущевские гонения не обошли стороной и Пюхтицумонастырь хотели закрыть. В 1960 году был сметён с лица земли один из красивейших соборов Таллина — храм Пюхтицкого монастырского подворья. Верующие пытались обращаться к властям с просьбой сохранить храм, однако реакция была предсказуема. В самом монастыре планировали устроить дом отдыха для шахтёров, а в таллинском Александро-Невском кафедральном соборе — планетарий. О пользе иностранной печати Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Осенью 1961 года на эстонскую кафедру был назначен молодой, недавно рукоположенный архиерей — епископ Алексий (Ридигер), будущий Патриарх Московский и всея Руси. Служение началось с печального известия — уполномоченный по делам религии сообщил ему, что властями было принято решение о закрытии Пюхтицкого монастыря и 36 «нерентабельных» храмов. Однако владыка смог убедить уполномоченного в том, что закрытие обители — не лучшее начало его архиерейства. Наиболее действенным в те годы средством от посягательств советской власти на Церковь часто оказывалось положительное упоминание какой-либо обители или храма в иностранной печати. По приглашению епископа Алексия Пюхтицкую обитель вскоре посетили делегации Константинопольской Церкви, Евангелической церкви Франции, Всемирного совета церквей. Итогом многочисленных положительных откликов в иностранной печати стала невозможность закрытия Пюхтицкого монастыря.

http://pravoslavie.ru/96462.html

Москвовед Виктор Сорокин отмечает, что во второй половине XIX века в доме причта при храме снимали жилье терапевт Григорий Захарьин, хирург Александр Разцветов, а также Михаил Мостовский — составитель монографии о Храме Христа Спасителя. Под его руководством в 1880-х годах проходил ремонт внутреннего убранства церкви святителя Николая Чудотворца в Звонарях, для создания живописи он использовал изображения росписей Храма Христа Спасителя. Металлический декор фасадов изготовили в мастерских Франца Сан-Галли и других известных заводчиков. В 1933 году церковь закрыли, а здание переоборудовали под складские помещения. По свидетельству современников, перед закрытием церкви святителя Николая в Звонарях одна из прихожанок вынесла икону Божией Матери «Взыскание погибших» и в 1981-м передала ее Пюхтицкому монастырю, располагающемуся в Эстонии. В середине 1960-х годов церковь на Рождественке заняла кафедра живописи и рисунка Московского архитектурного института (МАРХИ), который находился в бывшей усадьбе Воронцова. В 1993 году  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II  подписал указ о создании на территории Москвы подворья Пюхтицкого женского монастыря. Для его размещения была выбрана церковь святителя Николая Чудотворца в Звонарях, которая находилась на тот момент в ведении Департамента городского имущества Москвы. Через год началась расчистка территории храма прихожанами и послушницами Пюхтицкого монастыря. Когда кафедра МАРХИ освободила строение, работы передали в ведение строительной компании «Мосремстрой», часть проекта финансировалась из городского бюджета. В 1996 году Святейший Патриарх Алексий II ocbяmuл главный престол храма и приделы; икону Божией Матери «Взыскание погибших» торжественно передали церкви. В этот период интерьеры были расписаны иконописцем Александром Чашкиным. В 2016 году во время торжественного богослужения в церкви святителя Николая Чудотворца в Звонарях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подарил подворью список Иверской иконы Божией Матери. Через год храм официально передали в собственность Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/news/podvorju-pjuhticko...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе подворья Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря в г. Когалым 20 сентября 2013 г. 15:07 20 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил подворье Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря в г. Когалым (Ханты-Мансийский автономный округ). В Успенском соборе подворья Святейший Патриарх совершил молебен, а затем обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемая Наталья Владимировна, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа! Уважаемый Николай Николаевич, глава города Когалыма! Уважаемый Сергей Алексеевич, руководитель «Лукойл — Западная Сибирь»! Высокие представители власти! Дорогие отцы, братья и сестры! Я очень рад, что Господь привел меня посетить этот город. О Когалыме знают, наверное, все в России, потому что с этим местом связана экономическая деятельность, которая вносит значительный вклад в жизнь страны. Эти места Господь благословил особыми богатствами, и важно, чтобы эти богатства сегодня реально помогали стране и народу преодолевать трудности переживаемого нами момента и содействовали построению мирной и благополучной жизни. Совершенно неслучайно появились именно здесь этот дом Божий и эта обитель. Условия, в которых здесь трудятся люди, нельзя назвать комфортными. И климатические условия, и работа, связанная с добычей нефти и газа, требуют огромного физического напряжения. Я никогда не бывал в местах, где в Сибири добываются нефть или газ, но в молодости я начинал трудовую деятельность, работая в геологической экспедиции, и, по крайней мере, хорошо знаю, что такое геологоразведка. Знаю, как непросто проходить каждый день десятки километров, в том числе по болотам, по лесам, под дождем или под снегом. Это требует огромных усилий. Знаю также, как непросто организовать разработку полезных ископаемых, когда еще нет дорог, нет домов, нет никакой инфраструктуры. Это действительно путь первооткрывателей, а учитывая, что Русский Север — суровый край, это первооткрывательство связано с огромными физическим и духовным напряжением.

http://patriarchia.ru/db/text/3247515.ht...

«Сестры меня приняли хорошо. Большая часть сестер знала меня: они помнили, как я сюда пришла, как я с ними трудилась, – продолжает рассказ матушка Варвара. – Владыка Алексий сразу стал помогать, и мы смогли организовать строительные бригады. В первый же год наладили отопление углем. Подали отопление в собор, потом в трапезную, потом стали подключать все домики. А поначалу мы сами пилили и носили дрова. Трудно было, но ничего. И вот Святейший, дай Бог ему здоровья, все до мелочи продумал. На территории монастыря было два колодца, которые почти пересыхали летом. А тут скважину пробурили. Заново перекрыли крыши соборов, храмов, домиков. Постепенно все наладилось с помощью Святейшего. Так помогал, что я еще другим церквам могла помогать. У кого не было чем крышу покрыть, у кого – страховку заплатить. И как-то с Божией помощью все удавалось. А Владыка Алексий не только помогал по хозяйству, но был для нас также и духовным руководителем. Он очень проникся к Пюхтицам. Это для него родная обитель. Можно сказать, что монастырь он сам поднял. В трудные для Церкви времена не дал закрыть нашу обитель». За годы своего первосвятительского служения Патриарх не единожды посетил Пюхтицы. В последний свой приезд он преподнес матушке Варваре крест с изображением преподобного Серафима Саровского и вручил орден святителя Иннокентия за миссионерские заслуги. 29 августа 2004 года Патриарх Алексий II совершил Божественную литургию в храме московского подворья Пюхтицкого монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил всех собравшихся с праздником Успения Пресвятой Богородицы и с 10-летием московского подворья. В своем слове Святейший молвил: «Сегодня мы отмечаем 10-летие образования московского подворья Пюхтицкого Успенского женского монастыря. Не много оставалось действующих монастырей в Советском Союзе – всего было 18 монастырей, которые функционировали в 70 – 80-е годы. И Пюхтицкий монастырь был одной из женских обителей, имеющих великую святыню – чудотворный образ Успения Пресвятой Богородицы. Множество наших православных верующих людей из разных городов и весей приходило, чтобы соприкоснуться с этой святыней, посетить это благодатное место. Когда распалась великая держава, когда образовались государственные границы между бывшими союзными республиками и посещение Пюхтицкого монастыря стало затруднительным, возникла идея создать в Москве его подворье, чтобы не прекращалась та живая связь, которая издавна существовала между православными верующими нашей страны и Пюхтицкой обителью».

http://pravoslavie.ru/44610.html

Церковь пострадала во время пожара 1812 года. После освобождения Москвы ее реконструировали, заменив два крыльца и соорудив новую двухпрестольную трапезную и колокольню в классическом стиле. Москвовед Виктор Сорокин отмечает, что во второй половине XIX века в доме причта при храме снимали жилье терапевт Григорий Захарьин, хирург Александр Разцветов, а также Михаил Мостовский — составитель монографии о Храме Христа Спасителя. Под его руководством в 1880-х годах проходил ремонт внутреннего убранства церкви святителя Николая Чудотворца в Звонарях, для создания живописи он использовал изображения росписей Храма Христа Спасителя. Металлический декор фасадов изготовили в мастерских Франца Сан-Галли и других известных заводчиков. В 1933 году церковь закрыли, а здание переоборудовали под складские помещения. По свидетельству современников, перед закрытием церкви святителя Николая в Звонарях одна из прихожанок вынесла икону Божией Матери «Взыскание погибших» и в 1981-м передала ее Пюхтицкому монастырю, располагающемуся в Эстонии. В середине 1960-х годов церковь на Рождественке заняла кафедра живописи и рисунка Московского архитектурного института (МАРХИ), который находился в бывшей усадьбе Воронцова. В 1993 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписал указ о создании на территории Москвы подворья Пюхтицкого женского монастыря. Для его размещения была выбрана церковь святителя Николая Чудотворца в Звонарях, которая находилась на тот момент в ведении Департамента городского имущества Москвы. Через год началась расчистка территории храма прихожанами и послушницами Пюхтицкого монастыря. Когда кафедра МАРХИ освободила строение, работы передали в ведение строительной компании «Мосремстрой», часть проекта финансировалась из городского бюджета. В 1996 году Святейший Патриарх Алексий II освятил главный престол храма и приделы; икону Божией Матери «Взыскание погибших» торжественно передали церкви. В этот период интерьеры были расписаны иконописцем Александром Чашкиным.

http://patriarchia.ru/db/text/6040700.ht...

Всё в жизни – милость Матушка, Вы признавались корреспондентам, что хотели бы до конца своих дней подвизаться в Пюхтицком монастыре, не расставаться с ним никогда, но Господь судил иначе. Что с высоты прожитых лет можете сказать об этом? Что на всё есть воля Божия, и всё нужно с благодарностью принимать – без недоумения, страха и тем более без ропота. Это дал мне понять мой духовный отец, когда в 1994 году меня направили в первопрестольный град Москву на открывшееся подворье Пюхтицкого монастыря. Я спросила владыку Иоанна, как мне быть – ведь в начале моей монашеской жизни он писал, что молится Божией Матери о том, чтобы Она благословила мое жительство в обители в Эстонии на многие годы, и вдруг я неожиданно попадаю в столицу. На что владыка, приехавший на заседание Священного Синода в Москву, ответил, что вот он 25 лет служил в Самаре, а сейчас служит в Санкт-Петербурге. Подтекст был таков: значит, Господу так угодно. Мы с ним долго беседовали в тот день, и я всё более укреплялась в мысли, что есть мне благословение Божие на перемену места жительства и старец согласен с моим новым положением.      Моя монашеская жизнь в столице оказалась насыщенной и многогранной. Подворье Пюхтицкого монастыря на Рождественке находилось в ведении Святейшего Патриарха, и по благословению настоятельницы, игумении Филареты (Смирновой), я часто бывала на богослужениях, возглавляемых Святейшим Патриархом Алексием II. Если требовалось, выезжала в числе сопровождающих Первосвятителя в епархии, города и веси страны. По благословению Его Святейшества в праздничные дни я посещала детские дома и ясли, раздавала подарки от Предстоятеля нашей Церкви. Еще обучала поступающих на монастырское подворье сестер чтению по-церковнославянски, церковному Уставу и обычным правилам монашеской жизни. А где-то через три с лишним года игумения Варвара (Трофимова) благословила меня ехать старшей сестрой в город Когалым Тобольской епархии с целью создания Патриаршего подворья (о чем тоже упоминалось в предыдущем интервью порталу «Монастырский вестник»). Много чего было в жизни! В Башкортостан я приехала по приглашению архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона (ныне митрополита) весной 2001 года и в конце 2002 года была назначена настоятельницей Богородице-Табынского монастыря на Святых Ключах – на месте явления Табынской иконы Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/134912.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010