После смерти гнавшего его императора Феодор был возвращен из изгнания и поставлен начальником опустевшего Студийского монастыря в Константинополе, в котором оставалось только двенадцать иноков. Первое, что сделал Феодор для новой обители, – благоустроил и оградил иноческое житие строгим уставом, известным под именем Студийского. Этот устав получил широкое распространение на всем православном Востоке. А для Руси он имел такое же значение, как для западного монашества устав святого Бенедикта. Студийский устав вводил строгий порядок во все области монастырской жизни. Монахам, например, воспрещалась всякая собственность. Они должны были обучаться различным профессиям, нужным для монастыря, и сами производить все необходимое для обители. Заброшенный монастырь начал быстро возрождаться. Через несколько лет число иноков достигало уже тысячи человек. Литературное наследие Феодора огромно. Несколько крупных богословских трудов, более двухсот поучений братии, тысяча писем, множество богослужебных гимнов. Но более всего известны его эпиграммы – краткие стихотворения, посвященные монастырской жизни, которые отличаются «простотой и непосредственностью». Вот одно из них – к монастырскому повару: О чадо, как не удостоить повара Венца за прилежанье целодневное? Смиренный труд – а слава в нем небесная, Грязна рука у повара – душа чиста, Огонь ли жжет – геенны огнь не будет жечь. Спеши на кухню, бодрый и послушливый, Чуть свет огонь раздуешь, перемоешь все, Накормишь братью, а послужишь Господу. Да не забудь приправить труд молитвою, И воссияешь славою Иакова, В усердьи и смиреньи провожая жизнь… Вот как отзывается об этих наставлениях ученик преподобного: «Столько в них небесной, благодатной мудрости, столько света и столько сокрушения… Они сильны своей искренностью». Феодор отзывался на все главные вопросы текущей политической и общественной жизни. Когда очередной византийский император, оказавшись иконоборцем, созывал Собор против почитания икон, Феодор написал ему: «Не нарушай мира Церкви… Оставь ее пастырям». Он выступил со множеством посланий и проповедей против иконоборцев, получив от современников прозвище «пламенного учителя Церкви». В результате Феодор был схвачен и по приказу императора отправлен в ссылку. Претерпевая голод и жажду, покрытый ранами и язвами от постоянных побоев, Феодор продолжал проповедью бороться с ересью. Его переводили с места на место, не давали покоя ни днем, ни ночью. «С радостью принимаю я эти испытания», – писал Феодор ученикам. В итоге его поместили в непроветриваемую темницу без права выхода из нее. Зимой преподобный изнывал от стужи, летом – от зноя, претерпевая еженедельные побои. При этом в темнице было огромное количество насекомых. В таких условиях его тело стало заживо гнить. Чтобы не умереть, Феодор отрезал небольшим ножом «посинелые и согнившие части своего тела». Более пяти лет прожил преподобный в этой темнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Феодор: Ни над собой мы не насмехаемся, ни над ними. Сарацин: Убеди меня, но не с помощью твоего Писания, а с помощью общеизвестных и общепризнанных понятий. Феодор: Так что ты говоришь? Хлеб не является Телом Божиим? Сарацин: Я затрудняюсь дать ответ на любую часть [этого] противоречия. Феодор: Таким же большим [по размеру] родила тебя мать? Сарацин: Нет, маленьким. Феодор: А что тебя увеличило? Сарацин: По воле Бога - пища. Феодор: Следовательно, хлеб стал для тебя телом. Сарацин: Согласен. Феодор: А как хлеб стал для тебя телом? Сарацин: Каким образом - мне не ведомо. Феодор: Через горло пища и питие спускаются в желудок как в горшок; а поскольку печень, окаймляющая желудок, является горячей, то пища варится, разжижается, и жирная ее часть отправляется вниз, а тонкая и разжиженная остается на поверхности. Печень же, как кипяток, будучи пористой, втягивает [пищу], превращает [ее] в кровь и через жилы - как через каналы - орошает все тело, разделяя переваренную в желудке и превращенную там в кровь пищу в соответствии с каждой из частей тела, как например кость - в кости, мозг - в мозг, жилу - в жилы, глаз - в глаза, волос - в волосы, кожу - в кожу, ноготь - в ногти. И таким образом [происходит] возрастание младенца в мужа, поскольку хлеб становится его телом, а питие - кровью. Сарацин: Пожалуй. Феодор: Пойми, что таким же образом происходит и наше Таинство. Ведь священник возлагает на Святой Престол хлеб и вино, и Дух Святый, Призванный святою молитвой, нисходит и посещает предложенные [Св. Дары]; и огнем Своего Божества превращает хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы, подобно тому как печень [превращает] пищу в человеческое тело. Или, друг, ты не допускаешь, что Всесвятый Дух может совершить то же, что может твоя печень? Сарацин промолвил: " Допускаю " и, вздохнув, умолк. Подвижник XI в., св. Самон, епископ Газский также описывает диалог, который состоялся, когда святитель вместе с группой паломников, направляющихся в Иерусалим, прибыл в Эмессу. Целиком произведение называется " Разговор с Ахмедом Сарацином, показывающий, что от священнодействий иереев хлеб и вино истинно и непреложно становятся телом и кровью Господа нашего Иисуса Христа " .

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/eu...

В предварительных статьях Никоновской лет. приводится список епископов Ростовской кафедры: Феодор, Феогност, Феодор, Илларион, Феогност, Феодор, Леонтий, Илларион, Исаия, Ефрем, Нестор, Леон, Лука, Иоанн (Иван), Пахомий, Симон, Кириак, Митрофан, Кирилл, Кирилл, Тарасий, Игнатий, Симеон, Прохор, Антоний, Иаков, Иоанн, Гавриил, Игнатий, Петр, Парфений, Арсений-князь, Матфей Гречин (Грек). Далее здесь же выделяется ряд архиепископов: Феодор, Григорий, Дионисий, Ефрем, Феодосий, Трифон, Вассиан, Иоасаф (Иасаф), Тихон Малышка, Иоанн, Кирилл, Досифей, Алексий, Никандр (ПСРЛ. Т. 9. С. Список Ростовских архиереев также помещен в Воскресенской лет. под 1396 г.: Феодор, Феогност, Феодор, Иларион, Феодор, Феогност, Леонтий, Иларион, Исаия, Ефрем, Нестор, Леон, Лука, Иоанн, Пахомий, Симон, Кириак, Митрофан, Кирилл, Кирилл, Тарасий, Игнатий, Симеон, Прохор, Антоний, Иаков, Иоанн, Гавриил, Игнатий, Петр, Парфений, Арсений князь, Матфей Гречин, архиепископ Феодор, Григорий, Дионисий, Феодосий, Ефрем, Трифон, Вассиан Рыло, Иоасаф Оболенский, Тихон. В целом эти списки идентичны, но в двух случаях епископы идут в обратном порядке. Эти несовпадения отмечены курсивом. Помещен список архиереев Ростовских и в Типографской лет. под 6904/1396 г.: «1 Феодоръ, 2 Феогнасть, 3 Феодоръ, 4 Ларионъ, 5 Феогнасть, 6 Феодоръ, 7 Леонтий чюдотворець, 8 Ларионъ, 9 Исаиа чюдотворець, 10 Ефреемъ, 11 Нестеръ, 12 Леонъ, 13 Лука, 14 Иоанъ, 15 Пахомей, 16 Симонъ, 17 Кириякъ, 18 Митрофанъ, 19 Кирилъ, 20 Кирил же, 21 Тарасей, 22 Игнатей, 23 Семенъ, 24 Прохоръ, 25 Аньтоний, 26 Яковъ, 27 Иоанъ, 28 Таврило, 29 Игнатей, 30 Петр, 31 Парфеней, 32 Арсеней князь, 33 Матфей Гречинъ, 34 архиепископъ Федоръ, 35 сей Григорей, Денисей, Ефремъ, Федосей, Трифонъ, Васьанъ, Иасафъ, сей Тихонъ» (ПСРЛ. Т. 24. С. 165). В I синодике Переславского Никитского монастыря список выглядит следующим образом: Прохор, Леонтий, Иоанн, Кирилл, Игнатий, Парфений, Матфей, Ферапонт, Ефрем, Трифон, Вассиан, Иоанн, Кирилл, митрополит Варлаам, епископ Феодосий, митрополиты Иона, Иоасаф, Димитрий ( Титов А. А. Синодики XVII века Переславского Никитского монастыря. М„ 1903. С. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12. По прошествии немногих дней, Феодор, возвратившись с острова в монастырь, приказал собраться братиям. Поговорив несколько с ними, приказал ожидать возвращения его, и пошел с двумя монахами к тому дому, в котором братия имеют общий стол. Увидевши одного молодого монаха, выходящего из сего дома, остановил его, и отведя в некоторое место, покрытое сводом, принуждал его рассказать о своих делах. Это был тот самый монах, о котором говорил ему Ангел, и которого велено было ему изгнать из монастыря. Поскольку он не хотел признаться во грехах своих, то Феодор сам начал рассказывать ему о первом его грехе и в то время, как спрашивал его, не был ли еще кто из монахов участником в сем грехе, он припал к ногам Феодора и просил молчать о прочих делах его и выслать его из монастыря. Когда Феодор согласился на сие, то монах пред всеми собравшимися братиями сказал, что Бог действительно открыл грехи его рабу Своему Феодору, и что Феодор справедливо изгоняет его из монастыря. Феодор, повелев изгнать его из монастыря, дал приличное наставление братии. Потом, поскольку Ангел обвинил ему и других монахов, ночью особо ходил к каждому из них, открывал каждому, сколько кто грешил после святого Крещения и продолжительными наставлениями убеждая каждого умилостивлять Бога посредством покаяния, приходил в некоторый род изступления. Монахи видя, что Бог еще оказывает к ним милость Свою, решались открыть пред всеми грехи свои, но Феодор удерживал их от сего, представляя им, что большая часть братий не может перенести открытого их признания в грехах, и не укрепившиеся в служении Христу монахи получат от сего вред. И когда некоторые из них признавались пред всеми во грехах своих, Феодор запретил им сие, чтобы они сим поступком не подавали слабым случая осуждать их в том, в чем они будут обвинят себя. Впрочем, каждый из сих монахов мог открывать грехи свои только святым мужам Пекиссию и Псентаисию, и просить их о ходатайстве пред Богом. 13. Сие случилось во дни Четыредесятницы. Во дни Святой Пасхи все монахи из десяти монастырей, находящихся под начальством Феодора, собрались в монастырь Вав, потому что они имеют обыкновение собираться каждый год в один монастырь, чтобы вместе праздновать Святую Пасху. Вечером поздно в третий день недели (во вторник) многие из монахов просили Феодора изъяснить им те места Священного Писания , которых они не понимали. Феодор, объяснив каждому, о чем предлагаемо было ему, наконец сказал: «Мне приятно говорить с вами только о хорошем. Нечистый дух, пришедши к нам, осмеял одного из нас в прошедшую ночь, когда монахи по обыкновению своему пришли ко мне, нечистый дух был между ними, потому что я видел его тогда. Он заметил, что один здесь монах чувствует в себе сильный голод и чрезвычайно нерадит о себе. Злые духи усиливают страсти, открывающиеся в людях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

Преподобный Феодор Студит Преподобный Феодор Студит родился в 758 году в Константинополе в семье благочестивых христиан – сборщика царских налогов Фотина и его супруги Феоктисты. Прекрасное, разностороннее образование он получил у лучших риторов, философов и богословов византийской столицы. Отец и мать святого Феодора раздали имение бедным и приняли монашеский постриг. Сам преподобный Феодор вместе со своим дядей удалился в уединенное место Саккуден недалеко от Константинополя. Подвижническая жизнь инока Феодора проходила в самых строгих подвигах: посте, бдении, самоотречении и послушании. Вскоре Феодор был рукоположен в сан пресвитера святым Тарасием, патриархом Константинопольским. В 794 году, когда его дядя, игумен Саккуденского монастыря блаженный Платон, ушел на покой, братия избрала преподобного Феодора игуменом монастыря. Но уже в 796 году он был отправлен в заточение в город Солунь за обличение незаконного брака императора Константина Копронима. В 798 году возвратившая себе престол святая Ирина освободила преподобного Феодора и передала ему почти опустевший Студийский монастырь. Для управления монастырем преподобный Феодор составил общежительный устав монашеской жизни, получивший название Студийского. В 809 году преподобный Феодор выступил против иконоборческой ереси. Император Лев отправил преподобного в ссылку, сначала в Иллирию, в крепость Метопу, а затем в Анатолию, в Бониту. Но и из заточения исповедник продолжал борьбу с ересью. Выступая в защиту Православия, преподобный Феодор многократно подвергался гонениям со стороны иконоборческих императоров. В конце жизни он поселился в городе Херсонесе, возле церкви Святого мученика Трифона, где ежедневно совершал Литургию и поучал братию. Здесь же в 826 году преподобный Феодор отошел ко Господу. Преподобному Феодору Студиту принадлежат многочисленные духовные творения: «Догматическая книга об иконах против иконоборцев», «Большой и малый катехизис», похвальные слова на Господнии и Богородичные праздники, каноны, включенные в состав Триоди Постной; известна его переписка, содержащая около 550 писем, касающихся самых разнообразных сторон церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Подлинно, если бы Он не говорил ничего такого, то еретик мог бы сказать: если Он был человеком, то Ему надлежало и испытать свойственное человеку. Что же именно? То, чтобы, приближаясь к распятию на кресте, страшиться и скорбеть и не без скорби лишаться настоящей жизни; ибо в природу вложена любовь к жизни настоящей. Посему Он, желая показать свое истинное облечение плотию и удостоверить в истине этого домостроительства, с великою ясностию обнаруживает свои страдания» 99 . Собрался также святой и вселенский собор, созванный по императорскому повелению в сем богохранимом царствующем городе, а именно: почтеннейшие пресвитеры Феодор и Георгий и почтеннейший диакон Иоанн, представители святейшего и блаженнейшего Агафона, архиепископа древнего Рима; почтеннейший и святейший Георгий, архиепископ сего великого Константинополя, нового Рима; боголюбезный пресвитер и инок Петр, местоблюститель престола великого города Александрии; благочестивый пресвитер и инок Георгий; почтеннейший апокрисиарий Феодор, местоблюститель иерусалимского престола; Иоанн, епископ города Порта, Абунданций, епископ города Патерна, Иоанн, епископ города Ригия, представители 125-ти почтеннейших епископов святого собора древнего Рима, что засвидетельствовано собственноручными подписями епископов в их послании к благочестивейшему императору Константину; благочестивый пресвитер Феодор, местоблюститель боголюбезного архиепископа равеннского Феодора; Василий, епископ города Гортины критской; Феодор, епископ ефесский; Сисинний, епископ Ираклии фракийской; Георгий, епископ кизический; Марин, епископ сардийский; Петр, епископ никомидийский; Фотий, епископ никейский; Иоанн, епископ халкидонский; Иоанн, епископ сидский; Феодор, епископ мелитинский; Сисинний, епископ Иераполя фригийского; Макровий, епископ Селевкии исаврийской; Георгий, епископ Визии фракийской; Григорий, епископ митиленский; Сергий, епископ силимврийский; Андрей, епископ мефимнский; Феогний, епископ кийский; Георгий, епископ камулианский, Антоний, епископ ипэпский; Генесий, епископ анастасиопольский; Платон, епископ киннский; Иоанн, епископ даскилийский; Феодор, епископ Юстинианополя гордского; Феодор, епископ верисский; Стефан, епископ Ираклии понтской; Лонгин, епископ тиосский; Дометий, епископ прусиадский; Соломон, епископ кланейский; Георгий, епискол косский; Иоанн, епископ миндский; Иоанн, епископ еризский; Григорий, епископ кантанский; Иоанн, епископ Лаппы: Евлалий, епископ зенонопольский; Константин, епископ далисандский; Феодор, епископ олвийский; Феофан, почтеннейший пресвитер и игумен досточтимой обители сицилийской, именуемой Байя; Георгий, пресвитер и инок находящейся в древнем Риме обители Рената; Конон и Стефан, пресвитеры и иноки находящейся в том же древнем Риме обители, именуемой Арсикийский дом; Анастасий, пресвитер и инок оратории досточтимой константинопольский патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Слепые славят царя — покорителя Казанского царства. Царь внимает, но он по обыкновению мрачен. Это мрачное спокойствие... Таков уж Иоанн!Феодор равнодушен к словам, доносящихся из уст поющих слепцов, но его жалобят самые голоса их, надтреснутые, хрипловатые, надрывчатые.Он обернулся к Малюте.Скуратов подался к нему.— Дай им... — сказал Феодор, протягивая пригоршню монет.Скуратов поклонился, вымолвив:— Тотчас, царевич.И милостыня царевича растеклась по жилистым, мозолистым рукам, которые потянулись со всех сторон, едва только Феодор опустил руку в кошелек.Вдруг из царских уст вырвалось:— Опять вы?!Грозный ступил на паперть и увидел двоих иноков. Трифон и настоятель преклонили колена и, низко кланяясь царю, подали челобитные.— Вы?! — повторил Грозный как-то растерянно.Он взял обе челобитные и передал их Феодору. Грозный с недоумением смотрел на монахов.Трифон осмелился:— Повели, благочестивый государь...Царь прервал его взволнованно:— Видел вас вчера, а теперь иду к Божественной литургии.И царь вошел в собор. Опричники последовали за ним. Феодор, оттиснутый, остался на минуту на паперти. Он посмотрел своими задумчивыми глаза на монахов, и сердце царевича вдруг как-то забилось-забилось, он ощутил в себе какую-то особенную теплоту. Между ним и этими неведомыми иноками сразу установилась незримая связь.— Кто вы? Откуда? — дрожащим голосом спросил Феодор иноков и, услышав ответ, добавил: — Зачем пришли?Трифон сказал.— Благослови меня, муж праведный, — и Феодор склонился пред старцем для благословения.Затем он вошел в соборный притвор и торопливо снял с себя златотканое одеяние.— Стрига, — обратился он к седобородому боярину, — Стрига, поди и отдай, в ней я шел, одежду мою странному иноку Трифону и скажи ему: благоверный-де царевич послал тебе свою одежду — да будет его милостыня прежде всех. Пусть он переделает эту одежду в священническое облачение. Стрига, я вижу в нем мужа праведного!Стрига в точности исполнил царевичеву волю.— Благодарю Бога, в Его же деснице сердце царя и царевича! Земно ти кланяюсь, боярин! — отвечал Трифон, умиленный.После обедни Феодор торопливо отправился к старшему брату своему, царевичу Иоанну и поведал ему о встрече с иноками и о том, что он пожаловал праведному мужу Трифону свое драгоценное одеяние.Покуда Феодор беседовал с Иоанном и предлагал братцу принести инокам дар и вместе с ним, Феодором, умолять отца пожаловать щедро и Трифона, и соловецкого настоятеля, собиралась Дума.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1215...

Неимоверное желание страдания влекло его в Митилены. Там располагалась высшая турецкая власть, представителям которой Феодор решил открыто заявить о своей вере. Он не хотел предстать перед властями Хиоса, чтобы не подвергнуть опасности святого Макария и окружавших его духовных отцов, приютивших его с такой теплотой. Его брат и друг, благочестивый монах Неофит, присоединился к нему, и они, взойдя на корабль, отбыли в Митилены. В Митиленах В эту ночь благословенный Феодор был мучим нечистыми и кощунственными мыслями. Он будил Неофита и говорил ему: – Отец, что мне делать? Мысли пожирают меня, несчастного! Неофит успокаивал его, но Феодор продолжал: – Отец мой, сделай так, чтобы добраться нам как можно быстрее, дабы освободиться мне от сатаны, поедающего меня, несчастного. Хочу воссоединиться со Христом моим! До прибытия в Митилены тело благословенного ослабло и, можно сказать, было парализовано этими мыслями. Когда корабль причалил к берегу, они увидели двух агарян, идущих в их сторону, и сильно испугались. Но агаряне ушли, не обратив на них никакого внимания. Братья сошли с корабля, Феодор пошел и с великим благоговением и смирением причастился Святых Таин Тела и Крови Христовых. После этого они решили немного поесть. Но Феодор не мог вкусить от трапезы, ибо слезы безостановочно текли по его щекам. Неофит говорил: – Поешь немного, сын мой Феодор! Он же отвечал: – Святой отец, не могу. Есть одно только желание – осуществить намерение мое и освободить душу мою от непомерной тяжести. Не могу больше ждать. Дай мне подходящую одежду, и я пойду. «Есть одно только желание – пострадать! Не могу больше ждать!» Сняв свою одежду, он облачился в костюм агарянский. Рыдая, Феодор упал в ноги старца и проговорил: – Святой геронда, Бог воздаст тебе за труды твои, ибо нечем мне, грешнику, отблагодарить тебя! Неофит, сострадая и плача, спрашивал его: – Брат мой Феодор! Может, трусость закралась в сердце твое? Мученик отвечал: – Нет, отец! Сердце мое скорбит, предвидя разлуку с тобой, – и, снова упав в ноги и орошая их слезами, говорил: – Благословенны ступни эти, утомившиеся ради меня!

http://pravoslavie.ru/128892.html

Тайна греха и страданий по суду Откровения. Архиепископ Феодор (Поздеевский) Архиепископ Феодор ( Александр Васильевич Поздеевский) родился 21 марта 1876 года в селе Макарьевском Костромской губернии в семье священника. Окончил Казанскую духовную академию и защитил магистерскую диссертацию, посвященную аскетическим творениям преподобного Иоанна Кассиана Римлянина . В 1904–1906 гг. архимандрит Феодор – ректор Тамбовской духовной семинарии. В 1906–1909 гг. – ректор Московской духовной семинарии. С 1909 г. – ректор Московской духовной академии. 14 – сентября 1909 года хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Епископ Феодор был строгим монахом и аскетом в личной жизни, ревнителем святоотеческих традиций в жизни церковной и в богословии, знатоком канонического права. В Академии владыка ректор читал курс пастырского богословия; его лекции были изданы в 1911 году под названием «Смысл христианского подвига. Из чтений по пастырскому богословию». Вскоре после Февральской революции 1917 года ректор МДА епископ Феодор был смещен с должности и назначен настоятелем московского Данилова монастыря. Благодаря владыке Феодору и его ученикам и единомышленникам в 1920-е годы, несмотря на внешние стеснения и репрессии, монастырь стал светочем и оплотом Православия. Во время вспыхнувших церковных смут в Данилове находили прибежище многие верные Православию архиереи. В июле 1920 года владыка был впервые арестован – так начался его путь исповедника. С тех пор он практически не был на свободе. В августе 1923 года указом Святейшего Патриарха Тихона епископ Волоколамский Феодор был возведен в сан архиепископа. В 1937 году архиепископ Феодор жил на свободном поселении в пригороде Усть-Сысольска (Сыктывкара) селе Тентюкове. Здесь 4 марта 1937 года он был арестован по постановлению Управления НКВД Ивановской области и 23 октября 1937 года расстрелян в Ивановской тюрьме. В 1981 году архиепископ Феодор был прославлен Русской Православной Церковью Заграницей в сонме святых новомучеников и исповедников Российских.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/zlo-gr...

Фельдман Д. Феогност, богач, персонаж из Жития Иоанна Златоуста Феогност, митр. Московский и Всея Руси Феогност, собирательный образ Феодор I Иванович, ц., вел. кн. Феодор Алексеевич, цч., сын ц. Алексея Михайловича Феодор Стратилат, св. Феодор Тирон, мч. Феодор, архим. Ивирского мон. Феодор, иг. Симонова мон. Феодор, патр. Иерусалимский Феодор, свт. Едесский, св. Феодора Алексеевна, црв., дочь ц. Алексея Михайловича Феодосий Печерский , прп., св. Феодосий, архиеп. Новгородский Феодосий, архим. Богоявленского мон. Феодосий, иг. Спасского мон. Феодосий, иеродк., участник «дела» об отравлении патр. Никона Феодосий, иером., эконом В.Н.-И. мон., затем стрл. Астраханского Троицкого мон. Феодосий, каз., затем архим. Тихвинского мон. Феодосий, стар., доверенное лицо киевского митр. Сильвестра Коссова Феодосий, столпник, персонаж из жития свт. Феодора Едесского Феодосия Алексеевна, црн., дочь ц. Алексея Михайловича Феоктист, иг. Феофан, архим. афонского Кастамонитова мон. Феофан, патр. Иерусалимский Феофил, греческий ц. Феофилакт, архиеп. Болгарский Ферапонт, архим. Чудова мон. Ферапонт, прп. Ферапонт, ч. дк. вологодского Софийского дома Ферезей, библ. Фест, римский правитель, библ. Фетиев Гаврил Мартынович, п. ч. Филагрий, стар., крылошанин В.Н.-И. мон. Филарет (в миру Фёдор Никитич Романов, бр.), архиеп. Ростовский, патр. Московский Филарет, митр. Смоленский Филарий, префект Филипп I, митр. Московский и Всея Руси Филипп II (в миру бр. Фёдор Степанович Колычев), митр. Московский и Всея Руси Филиппов Тертий Философов Василий, стр. Филофей Коккин, патр. Константинопольский Филофей Синайский Филофей, архим. Иверского мон. Филофей, митр. Трапезундский Филофей, стар. псковского Елеазаровского мон. Филофей, стар., посланный патр. Никоном к ц. Алексею Михайловичу с Воскресенского подворья Финеес, сын первосвященника Елеазара и внук Аарона, библ. Фиораванти Аристотель, итальянский архитектор Фист, библ. Флавиан (Стрекалов) (в миру Туленин, с. б.), стар. В.Н.-И. мон. Флаер (Flier Michael S)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010