Много прошло времени от начала борьбы за почитание икон, и до конца ее. Много бурных волнений испытала Церковь , немало тревог видело и государство. Велик и интерес эпохи для историка. К сожалению, история не может еще похвалится результатами научных исследований времени иконоборческих волнений. Много тут остается темного, неразгаданного и весьма неясного. Мы остановились своим вниманием на одной весьма выдающейся личности из эпохи иконоборцев. Это преподобный и богоносный отец наш Феодор Студит . Интерес знакомства с жизнью и деятельностью его в историческом отношении весьма велик. Преп. Феодор застал конец царствования Константина V Копронима (741–775 г.), выступил деятелем при Ирине (780–802 г.), проявил необычайную энергию в царствование императоров: Никифора (802–811 г.), Льва Армянина (813–820 г.) и Михаила Косноязычного (820–829 г.), окончив жизнь при последнем (в 826 г.). Следовательно, при нем и на его глазах совершились такие события, как второй Никейский, седьмой вселенский Собор, царствование Ирины и борьба ее с сыном за власть и деятельность первых иконоборцев второй серии. Сами по себе эти события имеют интерес. Но преп. Феодор сам является деятелем. Интерес удваивается потому, что этот деятель выдается по своему образованию, твердости характера и общественному положению. Последнее дало ему возможность сделаться отцом монахов на все времена. Твердость характера и непреодолимое терпение в страданиях предоставили Феодору в Церкви титло исповедника. Образование и связанная с ним литературная деятельность сделали его известным, как ученого и учительного мужа. Преп. Феодор высоко держал знамя истины святой в борьбе за почитание святых икон. Никто не действовал с такой твердостью в рядах иконопочитателей IX в., как преп. Феодор. Никто лучше его не умел воодушевить других на подвиг, несведущих научить, слабых поддержать, колеблющихся и сомневающихся убедить. Он был столпом и опорою православных во дни гонений на них со стороны иконоборцев второй серии (X в.). По общественному положению своему преп. Феодор был монах. Быть монахом для него значило воплотить тип монаха древних образцовых монастырей. Жизнь его не стояла в противоречии с идеалом. Но преп. Феодор был не только монах, но и игумен. Это налагало на него известные обязанности учения, управления и руководительства. Немногих таковых игуменов, как преп. Феодор, может указать история православного монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Как можно видеть, в отношении цитирования Священного Писания Феодор Мопсуестийский не оказал существенного влияния на прп. Исаака Сирина . Библия для прп. Исаака остаётся неисчерпаемым «морем Писания». 4. Богословие библейских комментариев Феодора Мопсуестийского Основной источник, который объективно отражает богословскую мысль Феодора Мопсуестийского, – это комментарии на различные книги Священного Писания, переведённые с греческого языка на сирийский. По этой причине именно экзегетическим методам и размышлениям Феодора над библейским текстом необходимо уделить особое внимание при изучении данной проблемы (см.: [Заболотный, 2020, 29]; (Феодор Мопсуестийский: Фрагмент комментария на Книгу Бытия, 2020, Слово 1)). 5. Космология и ангелология Феодора Мопсуестийского В своём комментарии на книгу Бытия Феодор учил, что разумные невидимые существа были сотворены вместе с видимым миром, а не прежде него по той причине, что они не иначе могли познавать собственные блага, как чрез сравнение себя с другими творениями (Theodorus Mopsuestenus, 1869, [Гурьев, 1890, 70]. «Блаженный Моисей, – говорит Феодор, – не пользуется выражением Бог сказал относительно того, что было прежде всего сотворено, но говорит просто: В начале сотворил Бог небо и землю, потому что Он творит это одною только Своею волею, не пользуясь словом, так как не было ещё никого такого, кто мог бы поучаться от Его слова… Именно когда появились такие существа, которым надлежало познавать из слова сокрытого по Своему существу Творца, тогда, по воле Его, слово стало предшествовать действию… И это послужило для разумных и невидимых существ к познанию Того, Кто повелением Своим создал творение» (Theodorus Mopsuestenus, 1869, [Гурьев, 1890, 259]. Феодор учил о двух актах творения: одно происходило волею, а второе – и словом. Все творения разделялись им на два последовательных ряда: «К первому ряду относятся все те, которые появились вместе с небом и землёю, а ко второму – те, которые появились уже после них». Ангелы, по мнению Феодора, были сотворены вместе с небом и землёю и другими видимыми предметами, о которых Моисей не упоминает (см.: (Theodorus Mopsuestenus, 1869, [Гурьев, 1890, 25]). В подтверждение такого мнения Феодор приводил доводы из 148-го псалма и из Первого послания к Коринфянам ап. Павла: «Мы сделались позором для мира, для ангелов и человеков» ( 1Кор.4:9 ). «Апостол Павел, – как думает Феодор, – не признаёт создание ангелов прежде видимого мира, потому что он поставляет их наряду с прочими тварями» [Гурьев, 1890, 259]. Также Феодор приводил и другие соображения по этому вопросу. Например, он считал, что «разумные невидимые существа не иначе могут познавать дарованные им от Бога блага, как чрез сравнение себя с прочими творениями» [Гурьев, 1890, 259].

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

6, 19–20). Возлюбленные братия! Что же сказать после этого о блудниках, пьяницах, чревоугодниках и т. п. людях, делающих из своего тела орудия постыдных страстей? Прежде даже до конца не погибли мы в грехах своих, спаси нас, Господи, ради Твоей милости! Отврати наше сердце от земли, плоти, мира, греха и диавола, и обрати его к небу, духу и святыне. (Прот. Г. Дьяченко). Поучение 3-е. Преподобный Феодор Студит (Честна пред Господом смерть преподобных Его) I. Npen. Феодор Студит, память коего ныне, жил в VIII веке, когда в греческой империи господствовало гонение на почитателей св. икон, возбужденное императором Константином Копронимом. Как только началось иконоборство, родители Феодора роздали свое имение неимущим и постриглись в иночество; их примеру вскоре последовал Феодор. Преп. Феодор вел самый строгий образ жизни. Хотя он был воспитан среди всяких удобств жизни, так как родители его были люди богатые, но он нашел в себе достаточно твердости духа, чтобы подвергнуть себя всем лишениям, которые испытывали другие иноки. Он постоянно молился, трудился для братии и соблюдал строгий пост. Константинопольский патриарх Тарасий посвятил Феодора в пресвитера, а в 794 году братия упросила его управлять монастырем, где он жил. В 789 году начал царствовать Kohcmahmuh VI. Новый император пожелал расторгнуть свой брак и вступить в брак с своею родственницею Феодотой. Так как такой поступок не дозволялся уставами Церкви, то Феодор отлучил императора от Церкви. Константин, думая привлечь Феодора на свою сторону, послал ему богатые подарки, но Феодор не принял их. Константин, раздраженный этим, послал Феодора и с ним десять иноков в Солунь. Однако твердость Феодора нашла себе многих подражателей среди духовенства, и даже папа Лев III в письме к Феодору одобрял его мужество и терпение. По смерти Константина Феодор был возвращен из Солуни, к общей радости и мирян и иноков, и по просьбе императрицы Ирины принял сан игумена Студийского, близ Константинополя, монастыря (откуда и наименование Феодора Студитом). В Студийском монастыре Феодор жил до 809 года, когда император Никифор возвратил священство пресвитеру Иосифу, отлученному от Церкви за то, что венчал императора Константина с Феодотою. Преп. Феодор обличал императора, говоря, что без покаяния не следовало прощать преступника, и тогда император сослал Феодора и многих других студийских иноков в заточение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Прп. Феодор родился в 759 году в Константинополе. В возрасте двадцати двух лет он оставил мирскую жизнь (781 г.), вместе с отцом, дядей и двумя братьями удалился в родовое имение Воскитион, по соседству с местностью Саккудион, где была устроена обитель, названная Саккудионской. Дядя Феодора, прп. Платон, бывший к тому времени уже искусным иноком, стал игуменом этой обители. Под духовным руководством прп. Платона Феодор успешно возрастал в подвигах монашеского делания. Из послушания к своему духовнику в двадцать пять лет он принял сан пресвитера (784 г.), а еще через десять лет, по настоянию прп. Платона и выбору всей братии, принял игуменство в Саккудионской обители. Во время своего настоятельства прп. Феодор отличался ревностью и твердостью в вере и благочестии, за что неоднократно подвергался гонениям. В первый раз он был сослан в Фессалоники за то, что выступил с обличением незаконного брака императора Константина VI с Феодотой (797 г.) 107 . С приходом к власти императрицы Ирины (797 г.) преподобный возвратился в свой монастырь. Из-за опасности нашествия арабов, прп. Феодор с общиной переселился для безопасности в Константинополь, в предоставленный императрицей Студийский монастырь. Здесь число учеников его умножилось (Житие называет цифру в 1000 человек). Во второй раз прп. Феодор был сослан в заточение недалеко от Константинополя (809 г.) за то, что воспротивился намерению императора Никифора ввести в церковное общение священника Иосифа, отлученного за совершение таинства венчания над Константином VI и Феодотой. После смерти царя (811 г.), преподобный снова возвратился в Студийский монастырь. В третий раз прп. Феодор был сослан императором иконоборцем Львом V Армянином за твердое исповедание иконопочитания. Сначала святого заключили в крепость Метопа (815г.) 108 , потом перевели в крепость Вониту (816 г.) 109 , затем в Смирну (819 г.). В этом изгнании за догмат иконопочитания прп. Феодор претерпел многочисленные страдания от жестоких истязаний, холода и зноя, голода и жажды; при этом он всегда твердо исповедовал православную веру. В тяжких обстоятельствах Студийский игумен не переставал ободрять своим примером и посланиями рассеянных по разным местам духовных чад, наставляя их мужественно претерпевать страдания за Истину. После убийства императора Льва V (820 г.), прп. Феодор был освобожден из заточения. Преподобный не захотел остаться в Константинополе, Студийский монастырь был во власти иконоборцев, а новый император Михаил Травл им покровительствовал. Прп. Феодор сначала поселился в так называемой Крискентиевой местности, а потом на полуострове Св. Трифона около мыса Акрит (823 г), где в окружении духовных чад и преданных учеников мирно отошел ко Господу в 826 году. 110

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Схимонах Феодор родился в 1756 г. в городе Карачеве, Орловской губернии. Рано лишившись отца, он был отдан его благочестивой матерью в дом одного протоиерея для обучения грамоте и пению. Как пишет автор его жития: «скоро открылись в юном Феодоре счастливые способности ума, и душа его озарилась тем светом истинной мудрости, которым Источник света просвещает всякого человека, грядущего в мир (Иоанн. 1, 9)» 74 . Внимание к священному песнопению, молитвам и учению Церкви, наставления и уроки духовного наставника приготовили Феодора в юности к многотрудным подвигам христианской жизни. После окончания учебы Феодор занимался торговлей в небольшой лавке в Карачеве, но сердце его не лежало к мирским благам. Он решается оставить мир и свою мать, чтобы удалиться в пустынную обитель для служения Богу. Покинув свой дом, Феодор пришел в Площанскую пустынь, которая располагалась в 80 верстах от Карачева. Настоятелем пустыни тогда был опытный и добрый старец Серапион. Поселившись там, юный Феодор возвысился духом при виде примерной жизни и благочестивых подвигов братии. Но позже Феодор был вынужден покинуть обитель по причине горьких слез его матери, нашедшей его в пустыни. Феодор вернулся к мирским делам, которые ввели его в греховный соблазн – он прельстился красотою женской и впал в распутство. «Велико было падение Феодора; но еще более велико было возстание его» 75 , – читаем мы в его житии, – «средь забот и попечений житейских – в жилище суеты и соблазнов, с прискорбием духа вспомнил Феодор о том блаженном состоянии души своей, которым наслаждался он в дни мирной иноческой жизни, – и потоки слез пролились из очей его» 76 . Феодор под видом паломничества покинул отчий дом и направился в Киево-Печерскую обитель, но, пробыв там некоторое время, устремился за пределы России в обители Молдавии. Он прибыл в Нямецкий монастырь, вкотором пребывало около семисот человек смиренной братии под руководством мудрого вождя подвижников – великого старца архимандрита Паисия. Сначала Феодору отказали в принятие братии по причине ее многочисленности, но Феодор упросил встречи со старцем Паисием, который находился в болезненном состоянии и почти не выходил из своей кельи. Старец Паисий со смирением и радостью принял пришельца Феодора, который со смущением и страхом припал к ногам великого старца, утешил его словами любви и приказал принять в число братии 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Преподобный Феодор, князь Острожский, стяжал славу устроением храмов и защитой Православия на Волыни от насилий папизма. Он происходил от рода святого равноапостольного князя Владимира (память 15/28 июля) через правнука Святополка Михаила, князя туровского (1080–1093), великого князя киевского († 1113). Первый раз имя преподобного князя Феодора упоминается под 1386 годом, когда польский король Ягелло и литовский князь Витовт утвердили за ним наследственное владение – Острожский округ – и увеличили Заславским и Корецким округами. В 1410 году преподобный князь Феодор участвовал в разгроме рыцарей католического ордена под Грюнвальдом. В 1422 году святой князь из-за сочувствия православным в Чехии поддержал гуситов в борьбе с германским императором Сигизмундом. (В русское военное искусство введен был святым князем особый прием – гуситский строй, так называемые таборы, усвоенный украинским казачеством). В 1432 году, одержав ряд побед над польскими войсками, святой Феодор вынудил князя Ягелло оградить законом свободу Православия на Волыни. Князь Свидригайло, опасавшийся усиления своего союзника, в 1435 году заключил преподобного Феодора в темницу, но народ, любивший святого, поднял мятеж и он был освобожден. Преподобный Феодор примирился с обидчиком и явился ему на помощь в борьбе с литовско-польской партией. В 1438 году святой князь участвовал в битве с татарами; в 1440 году, по вступлении на польский престол Казимира, младшего сына князя Ягелло, святой Феодор получил на правах наместничества города Владимир, Дубно, Острог и стал обладателем обширнейших имений в лучших областях Подолии и Волыни. Все это вместе с княжеской силой и славой преподобный Феодор оставил, поступив после 1441 года в Киево-Печерскую обитель, где, приняв монашество с именем Феодосий, подвизался для спасения своей души до самого преставления к Богу. Год преставления преподобного Феодора неизвестен, но не подлежит сомнению, что он скончался во второй половине XV века в глубокой старости. Погребен преподобный в Дальних пещерах преподобного Феодосия (память Собора преподобных отцов Дальних пещер 28 августа/10 сентября). Прославление, очевидно, было в конце XVI века, так как в 1638 году иеромонах Афанасий Кальпофийский свидетельствовал, что «преподобный Феодор открыто почивает в Феодосиевой пещере в целом теле». Феодор и Василий Печерские, преподобные

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Не все пекись о плоти, но, определив ей подвиг, по силе ее, весь ум свой обрати на внутреннее (прп. Максим Исповедник , 91, 222). Если, когда плоть здорова и в довольстве, обычно возрастает сила греха; то явно, что когда она в скудости, юнеть следует силе добродетели. Будем же нести мужественно измождение плоти, – сию очистительницу душевных скверн и виновницу будущей славы. Недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас ( Рим. 8, 18 ) (прп. Максим Исповедник , 91, 250). ...Возлюбим же болезненное преутруждение плоти и возненавидим ее сласти: ибо то вводит в рай и делает причастными благ его; а те изгоняют из него и лишают благ его (прп. Максим Исповедник , 91, 251). ...Угождение ему противно духовной жизни (прп. Феодор Студит , 92, 37). Не будем поблажат телу, которое святые почитали врагом и смиряли его всячески воздержанием... (прп. Феодор Студит , 92, 37). Как со зверем диким, как со львом, живешь ты с этот плотию. Если не прострешь на него меча, он тебя похитит, сотрет и убьет (прп. Феодор Студит , 92, 110). Источник. Сколько ни корми ее, сколько ни покой, сколько ни услаждай – не превратится ли она все же в червей и и смрадную грязь? (прп. Феодор Студит , 92, 123). Когда немощная плоть начнет изнемогать, напомним себе, что, поблажая ей, усокровиществуем себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия, и воспрянем к воодушевленному мужеству (прп. Феодор Студит , 92, 224). Возьмите же ее (плоть) в руки и утесните, и, по слову Апостола: угодия не творите в похоти ( Рим. 13, 14 ), но, доставляя ей потребное в мере разумной, пребывайте так,чтобы жить в духе (прп. Феодор Студит , 92, 432). ...Сласть плотская удица есть, растлевающая, а не питающая, – смертоносная, а не живительная... (прп. Феодор Студит , 92, 543). Такова всякая плоть: тлением зачинается, тлением и кончается (прп. Феодор Студит , 92, 624). Бедствующие от восстаний сего смертного тела и каждочастною почти войною его утомляемые, пусть не плоть за это осуждают, а самих себя; ибо если бы они не давали ей силы, попечения о ней простирая до похоти, то не бедствовали бы столько от нее. Или не видят они распеньших плоть свою со страстьми и похотьми и мертвость Иисусову в мертвенной плоти своей носящих, как они имеют ее содейственницею паче в добром, – не противоборствующею, но покорною и ведомою законом Божиим? (свт. Феодор Едесский, 91, 323).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Феодор Студит, прп. Третье опровержение иконоборцев, глава IV, 7//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 321. Феодор Студит, прп. Третье опровержение иконоборцев, глава III, 9//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 315. История византийской философии. С. 477. Шёнборн К. Икона Христа. С. 213. Феодор Студит, прп. Первое опровержение иконоборцев, 12//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 257–258. Курсив наш. – В.Н. Шёнборн К. Икона Христа. С. 213. Оригинал см.: PG 99, 344 BC. Курсив наш. – В.Н. История византийской философии. С. 477. Баранов В.А. (совместно с В.М. Лурье). Иконоборчество и иконопочитание. Византийское богословие в VIII–IX веках//История византийской философии. Формативный период. – СПб.: Axioma, 2006. С. 407–486. Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. С. 182. PG 99, 464 D (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н. ). Шёнборн К. Икона Христа. С. 213–214. Афанасий Великий. свт. Вопросы Антиоху, 39 (PG 28, 621 A) (сноска входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н. ). Феодор Студит, прп. Опровержение и низложение нечестивых стихотворных произведений Иоанна, Игнатия, Сергия и Стефана, новых противников Христа…//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – С. 324–351. С. 343. Феодор Студит, прп. Письмо к своему отцу Платону о почитании священных икон (57)//Творения: В 3 т. Т. 3. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 133. PG 99, col. 504. Феодор Студит, прп. Первое опровержение иконоборцев, 20//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 262. Шёнборн К. Икона Христа. С. 214. Курсив наш. – В.Н. Шёнборн К. Икона Христа. С. 213. История византийской философии. С.411. В.М. Лурье замечает, что в более поздней статье К. Шёнборн «несколько скорректировал свои взгляды». Подробнее см.: Lourie В. Le second iconoclasme en recherche de la vraie doctrine// Studia Patristica /ed. E. J. Yarnold. – 2000. – Vol. XXXIV (Louvain). P. 145–169. См.: Annexe I, P. 165–167.

http://bogoslov.ru/article/6193373

Предела не было радости Феодора и его благодарности старцу. Феодор был приставлен для назидания к духовному отцу – старцу Софронию, которому он сердечно исповедал все свои грехи. Феодор проходил монастырское послушание, занимался тяжелой работой, но всегда его сопровождала непрестанная сердечная молитва , которая просветляла его ум силою духа Божия, очищала сердце от страстей и склонностей греховных, и наполняла его душу сладостными ощущениями благодати 78 . Через 2 года Феодор был определен на послушание в просфорню Секульского монастыря, но через некоторое время вступил на поприще совершенной пустынной жизни. Получив благословение старцев Софрония и Паисия, он переселился к пустынникам Онуфрию и Николаю, чтобы послужить престарелому старцу Онуфрию, и в то же время «усовершить душу свою в строжайшей жизни пустынной» 79 . В кротости и терпении духа служил он старцам, но постигла их беда – разбойники напали на их кельи, и изранили старцев, когда Феодор был в скиту. Через небольшое время старец Онуфрий отошел ко Господу, и, лишившись мудрого наставника, Феодор не мог без слез и стенаний войти в его келью, где он прослужил старцу Онуфрию пять лет. Через полгода после смерти старца Феодор решился вернуться в Нямецкий монастырь, и этому возвращению горячо обрадовался настоятель монастыря, старец Паисий. Но вскоре пришло время кончины старца Паисия, а также отошел ко Господу сподвижник Феодора старец Николай. В это время на Российский престол взошел Император Александр Благословенный, который своим милостивым манифестом в 1801 г. дозволил свободного возвращения самовольно удалившихся монашествующих в родное отечество. Назначенный настоятелем старец Софроний советовал Феодору воспользоваться милостью Государя, и Феодор, следуя его воле и совету, покидает пределы Молдавии. До момента удаления из Нямецкого монастыря старец Софроний облек Феодора в великий Ангельский образ – схиму. Схимонах Феодор, достигши российских пределов, сначала поселяется в Чолнский монастырь, но вскоре переселяется в пустынную Белобережскую обитель, строителем которой был иеромонах Леонид. По прошествии некоторого времени он уединяется в лесную глушь для безмолвной жизни вместе с иеросхимонахом Клеопою. Вскоре к ним присоединяется и Леонид, добровольно сложивший с себя достоинство настоятеля. Как написано в житии: «скоро Провидение открыло людям великие подвиги пустыннолюбивого Феодора. Слава о доброте, мудрости и непорочной жизни его пронеслась повсюду, – и к дверям келлии его стали стекаться тысячи посетителей» 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

В 813 году иконоборческая партия военных привела к власти императора Льва Армянина. Укрепившись у власти. Лев открыл второй этап гонений на иконопочитание. С этого времени и до самой своей кончины преп. Феодор был душой православной партии иконопочитателей. Если свят. Никифор Исповедник действовал более как теоретик-богослов, то преп. Феодор выступал как практик, он рассылал многочисленные письма, содержащие конкретные призывы и протесты, организовывал крестные ходы с иконами, поддерживал связь с западной частью Церкви, сохранявшей иконопочитание и, самое важное, – сплачивал православных вокруг православного константинопольского патриарха, свят. Никифора. 25 марта 815 года, в Вербное Воскресение, через пять дней после отправки в ссылку свят. Никифора, преп. Феодор дал открытый бой иконоборцам. Тысяча студийских монахов при стечении многих тысяч верующих, стройными рядами, при торжественном пении «Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий...», высоко держа святые иконы вышла в Константинополе на крестный ход. Узнав об этом, император официально запретил преп. Феодору устроение подобных акций, пригрозив строгими наказаниями в случае непослушания. Иконоборческому Собору 815 года преп. Феодор представил свое послание, где заявлял о разрыве общения с официальной церковной структурой, возглавляемой новым патриархом Феодотом, о верности св. патр. Никифору и о признании только Никейского Собора 787 года в качестве Седьмого Вселенского. Тогда император привел свое предупреждение в исполнение: преп. Феодор был подвержен пыткам, а затем, в числе других иконопочитателей, отправлен в заточение, но и там преп. Феодор оставался главным вдохновителем борьбы за иконопочитание. Он писал многочисленные послания, которыми утверждал колеблющихся. На протяжении заключения преп. Феодор претерпел столько побоев и пыток голодом и жаждой, что едва не умер. Воцарившийся в 820 году император Михаил Травлос даровал свободу всем осужденным иконопочитателям, включая преп. Феодора, который был встречен народом, как живой святой. На этого императора преп. Феодор возлагал большие надежды, но они не оправдались. Хотя император формально и проводил политику свободы совести, но на деле в господствующем положении были иконоборцы, так как иконам разрешалось поклоняться только в домах, а не в храмах. Михаил Травлос не вернул преп. Феодору игуменства в Студийском монастыре, как не вернул патриаршую кафедру свят. Никифору.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010