Сей дух возбудил в нем худые желания, увеличил его голод, и побудил его украсть несколько хлеба, и тайно сесть оный. Сей вор и нарушитель собственного своего обета теперь сидит между прочими монахами, и подобно им как бы ожидает времени, определенного для принятия пищи». Феодор после сего сказал монахам: «Никто не должен принуждать себя поститься сверх сил своих; потому что от чрезмерного поста тело истощается. И так весьма слабые из вас могут есть каждый день вечером, кроме пятка». Тогда упомянутый монах, вставши пред всеми нами (а всех нас было во время более двух тысяч), пал к ногам Феодора, и обличил себя. Феодор закрыл лице его одеждой своею, и не допустив его сделаться известным всему собранию, сказал: Кто изнемогает, и не изнемогаю? ( 2Кор.11:29 ). 14. Случилось некогда, что блаженный Феодор отправился с 40 братиями на горные и необитаемые места для того, чтобы нарубить дерев, годных для строения. Для сей же цели он послал и других 40 монахов в подобные места, и поставил над ними начальником Святого Исидора мужа, отличного по духовной кротости и мудрости. Расстояние между местами, в которых были и те и другие монахи, простиралось на один день пути. Монахи, бывшие с Феодором, в первый день, в который начали рубить деревья, вечером окончивши свою работу, собрались к Феодору для совершения обыкновенных молитв. Феодор, сделав им приличное наставление, наконец сказал: «Нужно было, как вы сами знаете, окончить дело, для которого мы пришли сюда, но во время двенадцатой молитвы, когда мы преклонили на землю колена свои, Святый Дух объявил мне, что четыре монаха, находящиеся на другой горе, согрешили. Они вели хорошую жизнь с малых лет, и ежели я, ничтожный, дам им приличные наставления, то они, конечно, возвратятся к прежней жизни. Посему необходимо, как нам, так и находящимся на другой горе, оставить свое дело и в субботу быть в монастыре Вав». После сего св. Феодор призвал двух братий, приказал им не открывать сего никому, и послал их на другую гору, сказать находящимся там с Исидором монахам, что бы они в субботу были в монастыре Вав. В сей день по захождении солнца Феодор и пришел в монастырь со всеми монахами, бывшими с ним. И другие также возвратились в монастырь. Таким образом, нашедши здесь всех в собрании, Феодор в то время, как имел обыкновение учить монахов, стал посреди их и говорил им следующее, между тем как Феодор Александрийский переводил слова его на греческий язык:

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

Федотов Николай, протоиерей см. Николай (Федотов), обн. митрополит Федченко см. Вениамин (Федченко), митрополит Фейхтвангер Лион, немецкий писатель 404 Феликс, прокуратор 386 Феодор (Баженов), обн. епископ 967–968 Феодор (Бекаревич), обн. епископ 504, 968 Феодор (Лукин), обн. епископ 968–969 Феодор (Поздеевский) , архиепископ 249 Феодор (Преображенский), обн. епископ 969 Феодор (Турбин или Трубин), обн. архиепископ 970 Феодор, епископ, настоятель Данилова монастыря см. Феодор (Поздеевский) , архиепископ Феодорит Критский 415 Феодосий (Алмазов), архимандрит, автор воспоминаний 45 Феодосий (Сергеев), обн. епископ 970–971 Феодосий (Феодосиев), архиепископ 74, 782 Феодосий (Шахов), иеромонах 472 ’ Феодосий, епископ см. Феодосий (Феодосиев), архиепископ Феодосий, иеромонах 52 Феодосий, обновленческий епископ Полтавский 115 Феофан (Адаменко Василий Иванович), архимандрит 994–997, 1013, 1017 Феофан (Брюханов), обн. архиепископ 971 Феофан (Туляков), архиепископ см. Феофан (Туляков), митрополит Феофан (Туляков), епископ 45, 245 Феофан (Хомжа), обн. епископ 499 Феофан Затворник Вышенский, свт. 178 Феофан Прокопович , проповедник и государственый деятель 176 Феофан, епископ Калужский см. Феофан (Туляков), епископ Феофилакт (Клементьев), епископ 310, 313, 972–973 Феофилакт, епископ см. Феофилакт (Клементьев), епископ Фесвитянинов Дмитрий, обн. протоиерей г. Кушвы 570 Фетингор 140 Фетисов Н. Н., проф.-прот. 423, 496 Фетисов, проф. 363 Фивейский, обн. проф.-прот. Харьковской епархии 242 Филарет (Домрачев), обн. архиепископ 422, 531, 973–974 " Филарет (Дроздов) , свт., митрополит Московский и Коломенским 99, 178 Филарет (Лебедев), архиепископ 242 Филарет (Романов), патриарх Всероссийский 176, 481 Филарет (Яценко), обн. митрополит 48, 56, 499, 530, 555, 578, 598, 599, 601, 602, 974–975, 1016 Филарет, патриарх Московский см. Филарет (Романов), патриарх Всеросиийский Филарет, митрополит Ростовский см. Филарет (Романов), патриарх Московский Филарет, митрополит см. Филарет (Дроздов) , митрополит

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Святой великомученик Феодор Стратилат, моли Бога за страну нашу Российскую и за детей наших! Господи, спаси и сохрани! Дарья 21 июня 2018, 18:12 Святой Великомученик Феодор Стратилат ! Помолись за рабу Божью Дарью Пмомоги моему сыну стать папой , а мне бабушкой ! Помоги мне не грешить и молиться о царствии небесном ! Жить по заповедям! Помоги в молитве ! Благодарю Господи, за Все ! Настави и помоги просить у тебя , то что тебе угодно , а не мне нужно . Святой Великомученик Феодор ! Стратилат ! Помолись за меня , похадатайствуй перед Всевышним об избавлении от непосильной финансовой ноши. Либо сдать в рент либо продать убыточную недвижимость , которую очень трудно оплачивать . Помолись за меня об избавлении от грехов ! Помоги жить по заповедям и меньше грешить !!! Федор Бабков 21 июня 2018, 02:10 Моли Христа-Господа о нас, тезоимените великомучениче Феодоре Стратилате! Фаина 20 июня 2018, 15:36 Святой великомучени Феодор Стратилат! Молю тебя, испроси у Гспода, чтобы по твоему ходатайству совершил чудеса в нашей семье: открыл сыну моему Андрею способность к обучению во славу Божию, даровал ему здравие душевное и телесное, чтобы вырос он истиным христианином, а также молюсь о здравии и долголетии Иеромонаха Димитрия! Аминь! Татьяна 21 февраля 2017, 11:39 Святой великомученик Феодор Стратилат, с праздником! Помолись о моей семье,нас война выгнала на родину. Везде нас гонят,никто руки помощи ни подает.Помолись чтобы мы с дочерью нашли работу. Татьяна. римма 21 июня 2016, 09:20 Святой великомученик Феодор Стратилат, помолись обо мне грешной и недостойной, о здравии душевном и телесном мне и моим родным, веди моих детей и внучку путем праведным, помоги нам в работе и учебе, даруй в наш дом мир и радость. Александр 21 февраля 2016, 23:58 Мучениче Феодоре, моли Бога спастися душам нашим. Наталиа 21 февраля 2016, 09:00 Святой великомученик Феодоре Стратилате моли БОГА о рабе Божьей Елене и Наталии. Маргарита Гладких 6 февраля 2016, 21:12 Святый великомученик Феодор Стратилат моли Бога о младенце Федоре,готовящемся принять Крещение 21 февраля 2016года.О его родителях Михаиле и Анне.

http://pravoslavie.ru/51717.html

Прп. Феодор Студит . О святых иконах и иконопочитании. – Краснодар, 2006. Кроме того, имеются репринты и других сочинений Феодора: Преподобный Феодор Студит . Малое оглашение. Слова. – М., 2000. – (Святоотеческое наследие); Преподобный Феодор Студит. Монастырский устав. Великое оглашение. Ч.1. – М., 2001. – (Святоотеческое наследие); Преподобный Феодор Студит. Великое оглашение. Ч.2. – М., 2001. – (Святоотеческое наследие); Преподобный Феодор Студит. Послания [в 2-х тт.]. – М., 2003. – (Святоотеческое наследие). Наконец, все переиздано, включая и новые переводы творений и писем прп. Феодора, которые были опущены в переводе СПбДА (1907 – 1908 гг.) в современной серии «Полное собрание творений Святых Отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе», составив три внушительных тома: Преподобный Феодор Студит. Творения в 3 т. – Т.1: Нравственно-аскетические творения. – М.: Сибирская Благозвонница, 2010. – (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе, 5); – Т.2: Нравственно-аскетические творения. Догматико-полемические творения. Слова. Литургико-канонические творения. Прилож.: Гроссу Н. , свящ. Преподобный Феодор Студит. Его время, жизнь и творения. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе, 6); – Т.3: Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова. Прилож.: Произведения древнецерковной письменности о преп. Феодоре Студите и его святых сподвижниках. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012. – (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе, 7). 21 Theodorus Studites. Antirrheticus II, 11 (PG 99: 357C), еще он повторяет эту же сентенцию в Письме к своему духовному отцу Платону о почитании икон (PG 99: 501А ­­ Ep. 57 Fatouros, p. 164–168) В новейшем издании Г. Фатуроса это письмо 57 (на месте 57 письма в патрологии Миня, которое Фатутос помещает в конце 2-го тома под 554. В патрологии Миня знаменитое письмо прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Феодор всею душою привязался к своему великому старцу преподобному Пахомию и к своим сподвижникам-инокам. Все они были родные ему по духу, и все они также любили его. Но юный подвижник совсем был чужд пристрастия к родным по плоти: они почти не существовали для Феодора, они не могли отвлечь его от любви к Пахомию и монахам. Как Феодор боялся родственных пристрастий, показывает следующий случай. Шел уже десятый год с того дня, как он пришел в Тавенниси. Его мать, давно желавшая видеть сына, пришла сюда с письмом от епископа области Эсне. Святитель просил Пахомия разрешить этой женщине свидание с ее сыном. Прочитав письмо епископа, Пахомий говорит Феодору, чтобы он шел на свидание с матерью, так как этого очень желает мать и просит об этом епископ. Но Феодор не решился послушаться этого приказания и сказал святому Пахомию: — Я спрошу тебя об одном. Скажи мне: если я пойду к матери, то не окажусь ли я согрешившим пред Господом, потому что не повиновался заповедям, написанным в Евангелии, так как Владыка наш сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня» (Матф.10:37). Пахомий сказал, что он вовсе не хочет принуждать его нарушить заповедь Евангелия об отречении от родственных пристрастий ради совершенного угождения Богу, но предлагал ему идти на свидание с матерью потому, что знал о ее слезах и опасался, что и сам Феодор будет опечален скорбью матери. Пахомий, признаваясь, что и он сам очень рад точному исполнению его учеником заповеди Божией, выразил мысль, что и епископ будет рад этому, так как именно епископы учат тому, что заключается в Евангелии. Некоторые из братий, желая доставить хотя малое утешение матери Феодора, придумали общую работу для монахов вне монастыря. На эту работу отправился и Феодор. Мать была утешена тем, что хотя издали увидела между монахами своего сына-подвижника. Однажды, когда Феодор был вне монастыря на каком-то послушании, явился в монастырь родной брат его Пафнутий. Он изъявил желание сделаться монахом, но с тем условием, чтобы ему быть вместе с Феодором. Когда Феодор возвратился в обитель, ему передали слова брата. Но ревностному монаху казалось нехорошим, что брат его хочет быть монахом как будто только ради него. Поэтому он не хотел и видеть брата. Однако Пахомий убедил его не отказывать брату в свидании. После взаимного приветствия Феодор сказал брату:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Так в письме к Навкратию сыну 43 , прп. Феодор говорит, что Астерий говорил, что не стоит изображать Христа в бесславном виде, в Его уничижении (кеносисе, воплощении, страдании). На это прп. Феодор отвечает, что нет ничего бесславного в добровольных страданиях Владыки Христа. Св. Епифаний говорил в одном месте, что неприлично иметь начертания Бога («… прилично ли нам иметь Бога начертанным»), на это прп. Феодор замечает, что Епифаний не говорит: «Христа начертанным», но «Бога нечертанным». Следовательно, он «говорит не о Христе, в Котором усматривается описуемость [по человечеству] вместе с неописуемостью [по Божеству]. И если же Епифаний подразумевает Божество Христа», говорит Феодор, то здесь он «погрешает», т.к. «по божественному учению, и по общему смыслу нелепо не исповедовать Бога описуемым во плоти, если Он явился во плоти». Другое изречение Епифания запрещает изображать живописью «необъятного Сына Божия», на что Феодор отвечает, что хотя по Божеству Он действительно необъятный, но «во плоти» необъятность Его Божества является объятой в Его человечестве, ибо Он Бог во плоти. Феодору Анкирскому приписывалось выражение смысл которого тот, что для прославления святых не следует писать их образы красками, но изображать их подвиги чернилами на бумаге. Но этому высказыванию, замечает Феодор Студит , противоречат множество других высказываний святых Отцов: Дионисия Ареопагита , Василия Великого , Григория Богослова , Кирилла Александрийского . В письме 44 к своему ученику св. Николаю Исповеднику, прп. Феодор формулирует 4 доказательства «относительно досточтимой иконы Христа»: (1)  «естественное учение» – тело осязаемо по природе, а так как тело Христово, как и наше осязаемо по природе, то, следовательно, может быть изобразимо на иконе; (2)  «древняя история» – иконопочитание доказывается древнейшей историей Церкви, которая и спокон веков чтила св. иконы; (3)  «изречения св. отцов» – в «Житиях» и писаниях Св. Отцом находятся множество изречений в пользу досточтимых св.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

В этом храме Феодора крестили, здесь же была школа для дворянских детей, где он обучался грамоте и счету. Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, будучи очень набожны, почитали главным условием воспитания детей развитие высоких религиозных чувств и строгой нравственности. Эти чувства, возбужденные примерами семейства и особенно родного дяди-монаха, глубоко запечатлелись в сердце возраставшего отрока, сохранились и стали господствующими во всю его последующую жизнь. В глуши деревенского поместья было много простора для физического развития; отрок Феодор, обладая врожденным безстрашием характера, нередко, в сопровождении таких же смельчаков, отваживался, как отмечают биографы, на подвиги не по летам - так, например, со старостою деревни своей он хаживал на медведя. Эти качества - безстрашие и пренебрежение опасностью - также укрепились в характере Феодора. Скромный и уступчивый в обычных условиях, Феодор Ушаков как бы перерождался в минуты опасности и без страха смотрел ей прямо в лицо. В возрасте шестнадцати лет Феодор был представлен в герольдмейстерскую контору для смотра, где и показал, что " российской грамоте и писать обучен... желает-де он, Феодор, в Морской кадетский корпус в кадеты " . Морской кадетский корпус располагался в Санкт-Петербурге, на углу набережной Большой Невы и 12-й линии Васильевского острова. В феврале 1761 года туда был зачислен Феодор Ушаков, но дяди своего в Александро-Невском монастыре уже не застал - монах Феодор был в Санаксаре, на берегу Мокши, в Тамбовской провинции. Ко времени поступления Феодора Ушакова Морской корпус представлял собою еще не настроившееся для правильной учебной жизни заведение. Науки преподавались достаточно хорошо, чтобы образовать исправного морского офицера, но внутреннего порядка, должного наблюдения за нравственностью юношей не было. Кадеты были предоставлены самим себе, и при склонности подростков к подражанию и молодечеству дурные товарищи могли иметь большее влияние, чем хорошие. Кроме того, много надежд в деле воспитания возлагалось на розгу.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=820

Аммон сначала едва верил, чтобы Святой мог узнавать тайны сердца, и с недоумением спрашивал Авзония, может ли быть, чтобы Бог давал людям такую благодать, и есть ли на то доказательства в священных книгах? Но скоро разрушились все его недоумения. Однажды ночью Аммон вышел из своей келлии, вдруг слышит он, что зовет его Феодор. Хотя Аммон был в одном только литоне, но он пошел на голос Аввы. Феодор делал выговор одному брату за то, что уступает внушениям дьявола. Феодор так ясно излагал помыслы искушаемого брата, что тот, пораженный его прозорливостью пал к его ногам, и умолял испросить ему от Бога прощение. Чрез четыре месяца этот брат ушел в мир, но вскоре скончался, не прожив и году 420 . Аммон потом вместе со Святым пошел в Тавенну, где Феодор исцелил отравившуюся ядом женщину 421 . Несколько времени спустя св. Феодор возвратился в Пабау, где взял с собою около ста двадцати иноков, чтобы идти на остров Нила собирать тростник, из коего плели рогожи. Он оставался там много дней и по вечерам не оставлял предлагать им духовную беседу, как делал сие в монастыре. В среду, в то время, как он произносил сию беседу, две ехидны ползали у его ног. Не прерывая беседы, Феодор стал на них ногою и держал так их до конца беседы, после сего он велел их убить. Потом он сказал братии, что ему явился Ангел и открыл, что одного инока в Пабау нужно выслать из монастыря за худую жизнь. Силуан, начальник общины из двадцати двух братьев, имевший своим помощником Линуфона и Макария брата Феодора одним из своих подчиненных, принял эти слова за тщеславие; но вследствие страшного явления тотчас же поражен был параличом и только молитвами Феодора Александрийского, Пекузия, Псамфия, Псенфаисия, Елуриона и Исидора, иноков, преуспевших в добродетели и уважаемых в монастыре, возвращен был к жизни 422 . Немного спустя 423 пришел в Пабау Св. Феодор, и поговорив с братиями, он просил их подождать его несколько на том месте, где они были, а сам с двумя братиями пошел в трапезную. Там остановил он молодого монаха, которого Ангел повелел ему выгнать из монастыря. После тщетного убеждения признаться во грехах Феодор разоблачил все тайные изгибы души сего инока. Пристыженный обличением инок сам ушел из монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Там же. С. 132. Ep. Platonem. PG 99. Col. 500–501. Там же. С. 132. Ep. Platonem. PG 99. Col. 501. Курсив наш. – В.Н. Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. С. 188. πστσις – значения: 10) существование, реальность, действительность; 11) сущность; 12) личность (Древнегреческо-русский словарь/Сост. И.Х. Дворецкий: В 2 т. Т. 2. – М.: Гос. изд-во иностран. и нац. словарей, 1958). Переводчик выбрал значение (10), по контексту, т. к. весь смысловой фрагмент текста, входящий в цитату, заканчивается акцентом на «подобии», а не на «ипостаси». Феодор Студит . Третье опровержение иконоборцев, Глава III, 1//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 312. PG. 99, 420D–421A. В рус. пер. нами внесена стилистическая правка по греческому оригиналу. Курсив наш. – В.Н. Феодор Студит . Третье опровержение иконоборцев, Глава III, 2//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 313. PG. 99, 421А. χρακτρ – отпечаток, изображение, начертание, отличительная особенность, своеобразие (Древнегреческо-русский словарь/Сост. И.Х. Дворецкий: В 2 т. Т. 2. – М.: Гос. изд-во иностран. и нац. словарей, 1958). Феодор Студит . Третье опровержение иконоборцев, Глава III, 3//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 313. PG. 99, 421В. История византийской философии. Формативный период/В.М. Лурье. При участии В.А. Баранова. – СПб.: Axioma, 2006. XX+553 с. С. 483–484. PG. 99, col. 1589 D. Послание к Иоанну грамматику (II, 194). Цит. по переводу в издании: История византийской философии. Указ. соч. С. 484. Также см.: Феодор Студит, прп. К Иоанну Грамматику (II, 194)//Творения: В 3 т. Т. 3. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 461–463. Св. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии 4, 3. – Ред. (сноска входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н. ) Феодор Студит, прп. К Михаилу и Феофилу, императорам (II, 199)//Творения: В 3 т. Т. 3. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 467. PG 99. 1604 D–1605 A. Там же. С. 132. Феодор Студит, прп. Письмо к своему отцу Платону о почитании священных икон (57)//Творения: В 3 т. Т. 3. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 133–134. Рус. пер. исправлен нами по греческому подлиннику, см.: PG 99, 504D–505A. Исправленные и замененные нами места – в фигурных скобках. Курсив наш. – В.Н.

http://bogoslov.ru/article/6193373

— Не ты один терпишь, — сказал Феодор, — я также печален сердцем из-за него, потому что он часто укорял меня. Тетерь останемся вместе, чтобы утешать друг друга, пока не увидим, не перестанет ли он укорять нас; а в противном случае мы пойдем в другое место. Эти слова успокоили душу инока. Тем временем Феодор всё сообщил Пахомию тайно от других. Спустя месяц Феодор пригласил этого брата к Пахомию. Конечно, Пахомий с великою кротостью и отеческою нежностью встретил двух монахов. Они оба успокоились: опечаленный прежде Пахомием инок рад был, что авва изменил свое отношение к нему, а Феодор радовался его успокоению и благодарил Бога, пославшего ему случай послужить орудием спасения для скорбевшего монаха. Вот еще случай, свидетельствующий о той предусмотрительной любви к братиям, какая отличала и Пахомия и Феодора. Один молодой монах пожелал непременно отправиться на свидание с родителями. Пахомий очень опасался, что он уже не возвратится в монастырь. Поэтому мудрый авва не отпускает его одного, а в спутники дает ему Феодора. — Соглашайся с ним во всем, чтобы он возвратился сюда с тобою, — говорил Пахомий Феодору. Родители молодого инока с любовью встретили сына и его спутника. В особой комнате подали им пищу, разрешенную монашескими обычаями. Молодой инок просил есть и Феодора. Он сначала отказывался. Но брат сказал, что, если Феодор не будет с ним есть, то он уже не возвратится в монастырь. Феодор вспомнил заповедь Пахомия, протянул руку к пище и немного съел. Но исполняя таким образом последнюю заповедь Пахомия, Феодор хорошо помнил и одну из первых, очень важную. Авва некогда говорил ему, что он сам во время своей монашеской жизни не позволял никому из мирян видеть, как он ест. Следовательно, монаху, по мысли преподобного Пахомия, нельзя вкушать пищу в мирском доме, кроме случая крайней необходимости. Это долго вызывало в душе Феодора раскаяние, и он молил Бога простить ему грех, допущенный ради того, чтобы молодому монаху не дать возможности совсем остаться в мире. Так был строг к себе преподобный Феодор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010