Тогда поняли женщины, что Св. Великомученик Георгий, виденный ими во сне, является к нему и охраняет его. И с того времени ни в чем не мешали Феодору, но, отдавшись на промысл Божий, сказали: «да будет воля Господня». Другой случай помощи Св. Георгия Феодору: на 12-м году жизни Феодор после одного знаменательного сна в церкви, особенно усердно молился Богу во весь Великий пост и когда настал праздник Воскресения Христова, то диавол, не терпя видеть такого добродетельного мальчика, придумал следующую хитрость, чтобы погубить его. Однажды приняв вид Геронтия, товарища Феодора по школе, пришел к нему, пригласил с собою будто на прогулку и привел его на высокий холм, по имени Тзидрама, и, ставши на самом высоком камне, начал, как прежде Христа в пустыне, искушать Феодора, говоря: «если хочешь испытать, добрый Феодор, твое мужество, то соскочи отсюда вниз». «Боюсь», отвечал Феодор, «потому что очень высоко». «Ты всегда был мужественнее всех нас в школе, сказал диавол, а этого теперь боишься. Вот я не боюсь и соскочу вниз». «Не делай этого, сказал Феодор, а то разобьешься». Диавол же утверждал, что не случится никакой беды. И сказал Феодор: «если ты раньше меня соскочишь и останешься цел, то и я по тебе сделаю». Тогда диавол соскочил в ужасную глубину, стал там прямо и звал к себе Феодора последовать его примеру. Увидев это, Феодор ужаснулся и раздумывал, как Геронтий, до сих пор не имевший такой смелости, мог соскочить вниз без малейшего вреда. В то время, как он это обдумывал, а диавол снизу призывал его, явился вдруг Св. Великомученик Георгий и, взявши Феодора за руку, сказал: «иди отсюда, и следуй за мной, не слушай искусителя, ищущего твоей души. Это не Геронтий, а враг рода нашего». И привел Великомученик отрока в свою церковь , где оставил его. В третий раз, когда Феодор заболел от простуды, явился к нему Святой Великомученик Георгий во сне, спрашивая: «отчего с тобой случилась болезнь, дитя?» Мальчик, подняв глаза, увидел далеко стоящего нечистого духа и показывая на него, сказал: «вот тот скверный и мерзостный напустил на меня эту болезнь». Св. Георгий, взяв беса, сильно мучил его и отогнал, а Феодору, взявши его за руку, сказал: «Встань и будь здоров, тот мерзостный и пронырливый не явится более пред лицо твое». Тогда Феодор, проснувшись, встал и почувствовал себя здоровым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Своей добродетельной жизнью и строгим подвижничеством святой Феодор приобрел известность в Москве. Святой митрополит Алексий возвел его в сан игумена, а великий князь Димитрий Донской избрал его своим духовником. В 1381 году Феодор крестил у великого князя сына Андрея. Святой Феодор был доверенным лицом великого князя, который часто поручал ему важные церковные и государственные дела. Так, в 1381 году князь Димитрий посылал святого Феодора в Киев в качестве посланника для приглашения святителя Киприана († 1385, память 16/29 сентября) на Московскую кафедру; в 1383 году с важным церковным поручением он был направлен в Константинополь к патриарху Нилу (1378–1388), где первосвятитель возвел святого Феодора в сан архимандрита, а его монастырю даровал степень патриаршей ставропигии. Будучи игуменом и архимандритом Симонова монастыря и несмотря на занятость общецерковными делами, святитель Феодор неослабно руководил монастырской жизнью и среди учеников своих воспитал много великих и славных подвижников. В Симоновом монастыре приняли постриг иноки Кирилл и Ферапонт, будущие основатели двух известных Белозерских монастырей — Кириллова и Ферапонтова. В 1388 году святой Феодор вновь прибыл в Константинополь по делам Русской Церкви и возвратился в Россию в сане архиепископа Ростовского. В течение непродолжительного управления Ростовской епархией святитель Феодор основал в Ростове женский монастырь в честь Рождества Богородицы и не прекращал управления им до блаженной кончины. Устройство этого первого женского монастыря зависело от некоторого видения: в тропаре св. Феодору сказано, что он «извещением Святаго Духа обитель воздвиже». Так думать заставляет еще одна, сохранившаяся в сей обители, древняя икона, писанная, по преданию, самим святым Феодором. На ней изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем, благословляющим молящихся Ей преподобных отцов Феодосия и Антония Печерских и Стефана Нового, святителей Игнатия Ростовского и Никиту Новгородского, преподобных матерей Афанасию, Марфу, Февронию, Феодору и Ксению. Внизу этой иконы написано: «Сие изображение образа Пресвятой Богородицы написано по виденному явлению молящемуся святителю Феодору, архиепископу Ростовскому, чудотворцу, коим основана ваша богоспасаемая обитель во имя Рождества Богородицы». Святитель Феодор, занимаясь иконописью, украсил иконами своего письма Симоновскую обитель и многие московские церкви. В «Сказании о святых иконописцах» говорится: «Святый Феодор, племянник святаго Сергия, писаше многия святыя иконы, егда был архимандритом в Симоновом монастыре на Москве; и образ написа дяди своего преподобнаго Сергия чудотворца. И зде на Москве обретаются его письма иконы, Деисус на Болвановке у Николая святаго».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

6. Спрошенный кем-то, кто такие [гонители] из [нашего] рода, [Феодор] ответил: “Презренные ариане”. Сказав это, он опять сел под финиковую пальму. И так случилось, что я, покинув незадолго до этого место, где раньше сидел, оказался далеко от [аввы]. Между тем как монашествующие разговаривали между собой на своем языке[ 38 ], некто по имени Елурион — муж, облеченный во Христа, — сказал мне на греческом: “Встань и спроси человека Божия, когда эти [события] произойдут”. Увидев же, что я боюсь и трепещу, он добавил: “Не бойся. Он весело смотрит на тебя, поощряя [взором]. Поэтому встань и спроси”. Я же, благоговея перед сединой мужа, еще более засмущался. Увидев же, что служитель Божий Феодор повернулся к блаженному старцу Елуриону и ко мне, я, подталкиваемый Елурионом, встал. Улыбаясь, Феодор повелел Феодору Александрийцу переводить и через него сказал мне: “Говори, что хочешь, зная, что ты подобен молодому вину, недавно выдавленному из винограда”. И хотя я еще был объят великим страхом, все же спросил: “Когда это будет?”. Феодор ответил: “Ты разве не читал еще Божественных Писаний? Написано же: Глас есть дождневнаго хождения (3 Цар 18:41). И я тебе говорю: глас есть хождения предсказанных событий. Ты увидишь их и испытаешь в них как тягостное, так и приятное. Ибо многим душам Бог явит милость Свою[ 39 ]. И сначала прекратится гонение, воздвигнутое на церкви язычниками, а затем и гонение, начатое [людьми из нашего] рода”. 7. И когда все устремили взоры на меня, святой Феодор, встав, повелел всем заняться молитвой. А меня, взяв за руку, передал учителям и руководителям — Феодору Александрийцу и некоему Авсонию, вторствующему при нем[ 40 ]. Авсонию он сказал: “Торопи его изучать Божественные Писания. Ибо он не останется в монастыре, но будет служителем Церкви Божией”[ 41 ]. Они приняли меня и ввели в дом, в котором обитали под их руководством двадцать монахов-греков[ 42 ]. Когда они сели, то каждый [из монахов] был спрошен, что помнит он относительно вопросов, предложенных святому Феодору, и его ответов. И выслушав все, что каждый из двадцати, а после них — Авсоний и Феодор Александриец, припоминали и рассказывали, я слагал это в сердце своем (см. Лк 2:19) , а потому и сумел запомнить то, что написал. Феодор Александриец же, спрашиваемый мною, тотчас же изъяснял мне смысл того, что Феодор Великий говорил каждому из вопрошавших.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

Феодор Андреевич, князь Стародубский, 27. Феодор Борисович, князь Волоцкий, 291. Феодор Иванов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Феодор Игнатьев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Феодор Иоаннович, царь, 6, 14, 71, 74, 78, 80, 83, 88, 89, 132, 232, 233, 234, 242, 257, 286. Феодор Константинов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Феодор Савин, Ярославский кормовой иконописец, 11. Феодор, монах, 177. Феодосий Губин, Троицкий иеромонах, 6. Феодосий, архиепископ Московский, 192. Феодосий, Троицкий архимандрит, 137, 179, 274, 301. Феодосия Феодоровна, царевна, 132. Феодосия, супруга царевича Иоанна Иоанновича, 83. Филарет Никитич, патриарх Московский, 30, 67, 76, 195, 236. Филарет Протопопов, строитель Богоявленского монастыря, 315. Филарет, митрополит Московский, 178. Филофей, патриарх Константинопольский, 49, 178. Фотий, митрополит Всероссийский, 343. Фридерик, герцог Шлезвит-Голштинский, 295. Фролищевский, Игнатий, старец, 206. Х Хворостинина, княгиня Елена Борисовна, вдова боярина, 63. Хворостинин, князь Иван Феодорович, 63. Хворостинин, князь Семен Феодорович, 63. Хитрово, Богдан (Иов) Матфеевич, боярин и оружничий, 9, 18, 26, 165, 260, 262. Хитрово, Матфей, 9. Ч Часовников, Савватий, монах, 226. Ш Шеин, Алексей Семёнович, 61. Шеип, Семен Иванович, 61. Шереметев, граф Борис Петрович, боярин, потом генерал-фельдмаршал, 6, 309. Ю Юстиниан, император, 181. Я Языков, Александ, 303. Якимов, Варсонофий, соборный старец, 232, 346. Яков Сергеев, подьячий, 326. Его род, 326. Янова, Евдокия Васильевна, 231. Янова, Марфа, 255. Янова, Параскева Феодоровна, жена Ивана Янова, 188. Янов, Василий Феодорович, 19, 231, 255. Янов, Иван Васильевич, стольник, 19, 189, 245. Янов, Иван, 188. Яновых род, 10, 19. Ян Казимир, Польский король, 6. 1 Цифра в скобках означает общий номер составленной иером. Гедеоном († 1875 г.) книги надписей, находящихся в Троицкой Сергиевой лавре, а отсутствие такой цифры показывает, что надпись не существует уже в настоящее время. 2 Ныне в ризнице эта маленькая икона святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы и Ростовскаго Леонтия. Логгин Воеводин, вероятно в мире Леонтий, был соборным старцем Сергиева монастыря с 28 апреля 1642 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   Здесь Феодор вступил в совершенное и подробное послушание. Отсекая волю пред своим старцем, искусным и святым, исповедуя ему все помыслы, он постепенно умирал миру и, совлекаясь пристрастий, сей мрачной одежды ветхого человека, облекался в светозарный хитон нового — в блистающее святостию бесстрастие. Блаженное древо послушание произрастило для него свой обычный плод — христоподражательное смирение. Смиренного, — говорит Л ествичник, — обогащает Бог даром рассуждения; возблагоухал оным обильно и Феодор, смиренный не наружностью, — сердцем. Три подвижника сии: Онуфрий, Николай и Феодор, — имели прекраснейший обычай ежемесячно причащаться Пречистых, Животворящих Христовых Тайн, и тем более очищались, просвещались, укреплялись к духовным трудам и разжигались божественными желаниями. Онуфрий и Николай жили как братия; при дверях Онуфрия, обиловавшего рассуждением, стекались толпы удрученных недоумениями. Николай внимал себе и, в глубоком безмолвии испытывая помыслы своего сердца, жертвою чистоты служил Существу чистейшему; Феодор проходил то делание, которое святые Отцы поставляют наряду с исповедничеством — святое послушание. Кажется, можно без ошибки сказать, что сии три земные ангела не только тройственным числом, но и самым жительством сияли во славу животворящей Троицы Бога. Не буду говорить о их терпении, кротости, воздержании, повесть соделается слишком пространною! Довольно упомянуть о единой царице добродетелей, о той добродетели, именем которой назвал себя сам Господь — о святейшей любви. Ее узами драгоценными соединялись сии три небесные человека воедино с Богом и друг с другом, горя ее пламенем, усердно и радостно носили немощи немощных и отвергали всякое самоугодие. Николай и Феодор забывали себя, услуживая немощному телом Онуфрию, употреблявшему от болезни самую легкую пищу, и то в весьма малом количестве. Онуфрий забывал свою слабость, смотря на их крепость, и возвращением собственной своей не мог бы восхищаться столько, сколько восхищался ею. Нельзя не признаться, что посреди них обитал несказанно сладостный Иисус по неложному обещанию Своему Своею силою и заповедями. За согласие и единство их жизни в одно время посещены они были и искушениями, кои ясно засвидетельствовали благоговение к ним Владыки, сказавшего: Его же люблю, наказую. Однажды Феодор пошел в скит для таинства исповеди и святого причащения. В отсутствие его во время самого всенощного бдения напали на их пустыню разбойники и, похитив малое количество съестных припасов, находившихся в келье, возложили преступные руки насилия на двух старцев и оставили их израненными, едва дышащими. Феодор, возвратившись, участвовал в их язвах состраданием и ревностными услугами. Малопомалу начали возвращаться им силы. Тогда Феодор поражен был болезнью, которая поставила его на край гроба. Но Бог сохраняет дни праведника для пользы грешников.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В двенадцать лет святой удостоился в тонком сне увидеть на Престоле Царя Славы Христа, Который сказал: «Подвизайся, Феодор, чтобы принять в Царствии Небесном совершенную награду». С того времени святой Феодор начал трудиться еще усерднее. Первую и Крестопоклонную седмицы Великого поста он проводил в совершенном молчании. Диавол задумал погубить его. Он явился святому мальчику в образе одноклассника Геронтия, стал уговаривать спрыгнуть в пропасть и даже сам показал в этом пример. Но мальчика спас его покровитель – великомученик Георгий. Однажды мальчик отправился за благословением к пустыннику старцу Гликерию. В это время в стране была страшная засуха, и старец сказал: «Чадо, преклоним колена и помолимся Господу, чтобы Он послал дождь. Таким образом мы узнаем, угодны ли Господу наши молитвы». Старец и отрок, преклонив колена, стали молиться – и тотчас пошел дождь. Тогда старец сказал святому Феодору, что на нем покоится благодать Божия, и благословил его стать иноком, когда придет время. В четырнадцать лет святой Феодор ушел из дома и жил при церкви великомученика Георгия. Мать приносила ему еду, но святой Феодор всё оставлял на камнях при церкви, а сам съедал в день лишь одну просфору. В таком юном возрасте преподобный Феодор был удостоен дара исцеления: по его молитве выздоровел бесноватый юноша. Преподобный Феодор избегал людской славы и удалился в полное уединение. Под большим камнем недалеко от церкви великомученика Георгия он выкопал пещеру и уговорил одного диакона засыпать вход землей, оставив лишь небольшое отверстие для воздуха. Диакон приносил ему хлеб с водой и никому не говорил, где скрылся преподобный. Два года провел преподобный Феодор в затворе и полном молчании. Родные оплакивали святого и думали, что его съели звери. Но диакон открыл тайну, так как боялся, что преподобный Феодор умрет в тесной пещере, и жалел рыдавшую мать. Преподобного Феодора извлекли из пещеры полуживым. Мать хотела взять сына домой, чтобы восстановить его здоровье, но святой остался при церкви великомученика Георгия и через несколько дней совершенно исцелился.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

6. Спрошенный кем-то, кто такие [гонители] из [нашего] рода, [Феодор] ответил: " Презренные ариане " . Сказав это, он опять сел под финиковую пальму. И так случилось, что я, покинув незадолго до этого место, где раньше сидел, оказался далеко от [аввы]. Между тем как монашествующие разговаривали между собой на своем языке некто по имени Елурион - муж, облеченный во Христа, - сказал мне на греческом: " Встань и спроси человека Божия, когда эти [события] произойдут " . Увидев же, что я боюсь и трепещу, он добавил: " Не бойся. Он весело смотрит на тебя, поощряя [взором]. Поэтому встань и спроси " . Я же, благоговея перед сединой мужа, еще более засмущался. Увидев же, что служитель Божий Феодор повернулся к блаженному старцу Елуриону и ко мне, я, подталкиваемый Елурионом, встал. Улыбаясь, Феодор повелел Феодору Александрийцу переводить и через него сказал мне: " Говори, что хочешь, зная, что ты подобен молодому вину, недавно выдавленному из винограда " . И хотя я еще был объят великим страхом, все же спросил: " Когда это будет? " . Феодор ответил: " Ты разве не читал еще Божественных Писаний? Написано же: Глас есть дождневнаго хождения (3Цар.18:41). И я тебе говорю: глас есть хождения предсказанных событий. Ты увидишь их и испытаешь в них как тягостное, так и приятное. Ибо многим душам Бог явит милость Свою И сначала прекратится гонение, воздвигнутое на церкви язычниками, а затем и гонение, начатое [людьми из нашего] рода " . 7. И когда все устремили взоры на меня, святой Феодор, встав, повелел всем заняться молитвой. А меня, взяв за руку, передал учителям и руководителям - Феодору Александрийцу и некоему Авсонию, вторствующему при нем Авсонию он сказал: " Торопи его изучать Божественные Писания. Ибо он не останется в монастыре, но будет служителем Церкви Божией " Они приняли меня и ввели в дом, в котором обитали под их руководством двадцать монахов-греков Когда они сели, то каждый [из монахов] был спрошен, что помнит он относительно вопросов, предложенных святому Феодору, и его ответов. И выслушав все, что каждый из двадцати, а после них - Авсоний и Феодор Александриец, припоминали и рассказывали, я слагал это в сердце своем (см. Лк.2:19), а потому и сумел запомнить то, что написал. Феодор Александриец же, спрашиваемый мною, тотчас же изъяснял мне смысл того, что Феодор Великий говорил каждому из вопрошавших.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/38/f...

В это же время он собрал останки святых мучеников, пострадавших при царе Сапоре, и перенес их в созданный им город Тагрит, где он и сам скончался около 422 года [ 3 ]. Память 17 февраля Страдание святого великомученика Феодора Тирона Нечестивые цари Максимиан и Максимин [ 1 ] разослали по всему царству своему повеление, чтобы все, принявшие закон Христов, были освобождены от казни, если только они вкусят от идольских жертв, тех же из них, кто откажется от сего, предать суду. В то время святой Феодор Тирон [ 2 ], незадолго перед тем избранный в воины, был назначен в мармаритский полк, бывший под начальством препозита [ 3 ] по имени Вринка; сей полк стоял тогда в Амасии, городе Понтийском [ 4 ]. Когда святой Феодор был приведен в тот полк, то неверующие стали принуждать его, чтобы он принес жертву идолам; истинный же воин Христов Феодор, верный Богу, исполнившись Духа Святого, сказал во всеуслышание: — Я — христианин, и мне велено не приносить жертвы мерзким языческим богам, ибо я покланяюсь Иисусу Христу, Истинному Богу и небесному Царю. Тогда препозит Вринка стал убеждать святого: — Послушай меня, Феодор, возьми с собой всё свое оружие и, как воин, приди и принеси жертву богам. Святой Феодор отвечал ему: — Я воин моего Царя Христа, и не могу быть воином какого-либо другого царя. На сие препозит Вринка сказал: — Вот эти все воины — христиане, и однако же они — воины римского царя. — Каждый знает, кому он служить, — ответствовал святой Феодор, — я же служу моему Небесному Царю и Владыке — Богу и Единородному Сыну Его — Иисусу Христу. Тогда сотник Посидоний, стоявший тут, спросил: — Разве твой Бог, Феодор, имеет и Сына? Святой Феодор отвечал: — Он воистину имеет Сына, Слово Истины [ 5 ], чрез Которое Он сотворил всё. Препозит спросил его: — Можем ли мы познать Его? На сие святой ответствовал: — Я желал бы, чтобы Бог дал и вам такое разумение, дабы вы познали Его. Тогда Посидоний спросил его: — Если мы познаем Его, то можем ли мы оставить царей наших и приступить к Нему?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Феодор Студит, прп. Первое опровержение иконоборцев, 12//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 258. Василий Великий, свт. Беседа первая о сотворении человека, 4// Василий Великий, свт. Творения: В 2 т. Т. 1. – М.: Сибирская Благозвонница, 2008. С. 433 (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н.). Свт. Василий говорит о Сыне как образе Бога Отца: «Поэтому образ (μορφη) в Обоих один, и власть (ρχ), исходящая от Отца, остается той же в Сыне. Вследствие этого наше поклонение, а также и прославление одинаковы» (De Hominis structura. Oratio I, 3. PG 30, Col. 13C). Феодор Студит, прп. Против иконоборцев семь глав, 1//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 360. Adv. iconomach., 1. PG 99, col. 489 А. Феодор Студит, прп. Письмо к своему отцу Платону о почитании священных икон (57)//Творения: В 3 т. Т. 3. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 134. PG 99, col. 505. от πιφοιτω – 1) прибывать, приходить, посещать; 2) посещать, являться; 3) совершать нападение; 4) поражать (Древнегреческо-русский словарь/Сост. И.Х. Дворецкий: В 2 т. Т. 1. – М., 1958). Феодор Студит, прп. К Феофилу, [епископу] Ефесскому (II, 41)//Творения: В 3 т. Т. 3. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 331. PG 99, col. 1240–1241. Цитата: col. 1241 А. κρτος – сила, мощь, крепость; могущество, власть (Древнегреческо-русский словарь/Сост. И.Х. Дворецкий: В 2 т. Т. 1. – М., 1958). σχς – сила, крепость ( Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М., 1991). δνμις – сила, мощь; могущество, власть; чудотворная сила (Н.З.) ( Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М., 1991). В разных русских переводах стоит: сила, власть, держава, царство. Феодор Студит, прп. Второе опровержение иконоборцев, 24//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 275. PG 99, 368 D – 369 A. Феодор Студит, прп. Второе опровержение иконоборцев, 46//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 286. PG 99, Col. 385 А. Феодор Студит, прп. К братству, находящемуся при духовном сыне Григории (II, 156)//Творения: В 3 т. Т. 3. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 138. PG 99, Col. 1488 А.

http://bogoslov.ru/article/6193373

Монашеские обеты освящаются в особом чине пострижения, которому преп. Феодор придавал значение таинства. 143 В каком смысле, спрашивает Н. Гроссу , преп. Феодор Студит называет пострижение таинством. В смысле ли сакраментального, или только обыкновенного, церковного священнодействия? И, основываясь на прямых указаниях св. отца, 144 он заключает, что преп. Феодор признавал пострижение действительным церковным таинством, как бы вторым крещением, в котором постригаемому сообщается особая благодать Божия. 145 Поэтому снятие монашеской схимы преп. Феодор рассматривал, как тяжкий грех . Падшему Еврепиану он писал: «Лучше было бы тебе, человече, быть в общении с еретиками... потом принести покаяние, чем, сбросивши святую одежду..., попирать Сына Божия ногами». 146 Для выполнения всех обетов иночества наилучшее условие представляет общежительный монастырь. «Бог не требует от нас ни столпа, ни горы, ни пещеры, ни чего-либо другого великого и удивительного. Он требует и желает одной только киновии». 147 Только в общежитии возможно полностью осуществить все иноческие обеты: послушание, целомудрие, нестяжательность и проч. Кроме этого, чрез общежитие успешно достигается и церковно-общественное значение монашества. Если можно сломить одного инока, то сломить сплоченное братство «где брат от брата укрепляем стоит, как гора», нельзя. Поэтому преп. Феодор всячески увещевал держаться общежития. Даже удалившимся из монастыря, по причине гонения, он предлагал жить «не по отдельности, а по два и более». Указывая на опасность и неудобства единожительства, он говорил словами Священного Писания «горе одному, потому что, если он упадет, нет другого, который бы поднял его». 148 Таковы теоретические воззрения преп. Феодора Студита на монашество. Как человек практического склада мысли, преп. Феодор свои теоретические воззрения осуществил на самом деле, став игуменом Студийского монастыря. Здесь, именно, «в Студийском монастыре, говорит Гроссу, преп. Феодор задался целью сообщить своим взглядам плоть и кровь, чтобы оставить потомству не одни только слова, но и самое дело». 149 Глава 4. Практическое осуществление идеалов монашества преп. Феодором в Студийском монастыре

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010