На листе 22-м два ангела (очень удлиненные фигуры), поддерживающие круг, составляют, очевидно, нижнюю часть композиции Вознесения Иисуса Христа на небо. На 50-м листе воин (в воинских одеждах, с мечем в левой руке) и царица (с короною на голове, одетая в царские одежды) взоры свои и руки (воин – правую, а царица – обе) обратили к небу, где на облаках представлено Знамение Божией Матери. На том же листе изображен воин в воинских доспехах, правой рукой он держит щит (с украшением в виде человеческого лица посредине), левую руку он поднял вверх с двуперстным сложением. На листе 52-м изображены Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский, оба юноши, одеты в воинские доспехи. – Св. Георгий правую руку простер молебно, в левой держит меч и знамя; из-за правого его плеча виден шлем, из-за левого – круглый щит. Вверху, на небе, в облаках Великий Архиерей, благословляет обеими руками. Внизу – на заднем плане – город с башнями, в правом (от зрителя) углу – палатка, около нее пасется, повидимому, осел. На листе 55-м представлены воин (повидимому, св. Феодор Стратилат) и дальше Распятие с предстоящими, плачущими женами (среди них Богоматерь), Иоанном Богословом, Логином Сотником и двумя воинами (один из них в руке держит сосуд с оцтом). По сторонам креста Господня распяты два разбойника. На небе – солнце и луна. Внизу – на заднем плане – городская стена (Иерусалим). На обороте перевода надпись: «Чернеца Никодима». На листе 63 – неважный перевод с изображениями св. Николая Чудотворца (с Евангелием в руках) и преподобной жены со свитком в левой руке и с молебно простертой правой. На 88-м листе – представлено моление преп. Антония Сийского пред иконой Троицы ветхозаветной. Внизу подпись: «Снем [т. е. снимок] с иконы», на обороте: «Чернец Никодим. Подлинной образец ч. а» (т. е. чудотворца Антония). На 277 листе – бюст архангела. На 285 листе помещен прекрасно исполненный перевод с изображением Господа Вседержителя, с двумя припадающими, один из которых – преподобный Сергий. Вверху изображены два ангела с орудиями страстей Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Разум агарян и всё их старание направлены на то, чтобы отвергать Божество Слова Божия, и они со всех сорон ополчаются против Него, стараясь доказать, что Он не является ни Богом, ни Сыном Божьим. Ибо лжепророк их, будучи учеником арианина, передал им это безбожное и нечестивое учение. Вследствие чего один из них, особенно искусно владеющий красноречием, сидя во всенародном собрании, спросил епископа, сказав: «Кем ты называешь Христа, Феодор?» Епископ. Богом и Сыном Божиим. Сарацин. Разве возможно, чтобы у Бога был Сын? Феодор. Невозможно, чтобы у Бога не было Сына. Сарацин. Как и каким образом? Феодор. Может ли Бог не начальствовать? Сарацин. Конечно, нет. Феодор. А над кем начальствует Бог? Сарацин. Над Своими творениями. Феодор. Следовательно, власть Его случайна, а не естественна; и [в таком случае] можно сказать, что Он имеет власть, полученную извне, приобретенную, недавнюю, а не собезначальную [Ему]. Ибо прежде [явления] тварей, как ты говоришь, Он не властвовал: твари, которых прежде не было, стали причиной Его власти, выбрав Его над собою Властителем. И Он должен быть благодарен им, так как через них Он удостоился начальственной чести; а если Он решит вернуть их в небытие, случись им стать непокорными, то в результате, согласно твоим рассуждениям, Он лишится начальства над подчиненными [Ему]. И к подобным нелепостям неизбежно следовало бы прибавить другую, ещё большую нелепость. Сарацин. Какую же? Феодор. Что власть земного царя следует считать несравненно лучше и почётнее власти Бога. Сарацин. Каким образом и почему? Феодор. Потому что земной царь начальствует над существами единосущными и единовременными [ему], а Бог – над [созданиями] иной сущности, весьма незначительными и возникшими после [Него]. Сарацин. Я не понимаю того, что ты говоришь. Феодор. Если кто-нибудь, приблизившись к царю, поприветствует его словами: «Здравствуй, царь ослов», скажи, что ему должно понести [за это]? Сарацин. Самое суровое наказание. Феодор. А кто кому более родственен: твари – Богу или ослы – земному царю?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

    Феодор. Ты согласен на что-то иное?     Сарацин. На что согласен ты, на то же самое [согласен] и я.     Феодор. Нет, совсем не на то же самое. Ведь если ты победишь меня [в этом споре], то заслужишь великую благодарность от сарацинов, угодив им. А тебя, даже если ты будешь очень красноречив, христиане не станут считать достойным чего-либо.     Сарацин же, посмеявшись над этим, говорит, дивясь прямоте епископа: «Давай, епископ, побеседуем».     Феодор. Ответь на мой вопрос.     Сарацин. Спрашивай, что пожелаешь.     Феодор. Какие есть виды людей?     Сарацин. Не знаю.     Феодор. Всего [известно], что три: мудрые, средние и глупые.     Сарацин. Согласен.     Феодор. А есть ли из этих трех видов хоть один, признающий, что Бог распят?    Сарацин, как будто уже будучи близок к победе, немедленно отвечает: «Ни одного».     Феодор. Подумай внимательно, дабы ты не увлекся и, ожидая победить, [сам] не оказался бы побежденным.     Сарацин. Я не отказываюсь от своих слов (говорит он); да не будет такого, чтобы когда-нибудь мудрый, средний или глупый признал, что Бог распят.     Феодор. Следовательно, по-твоему, христиане не являются людьми, среди которых вообще есть и мудрые и средние и глупые.     Сарацин, недоумевая и раскаиваясь в поспешном ответе, остался пристыженным.     Феодор. Мы, христиане, являемся четвертой, или даже более, частью людей; а как же ты осмеливаешься утверждать, что никто из людей не признает того, что Бог распят?     Сарацин. А каким же образом ты говоришь: «Три вида людей признали, что Бог распят»? Я сомневаюсь, ибо мне не ведома тайная причина такого признания.     Феодор. Как я обещал немного ранее, я докажу с помощью наших догматов, кажущихся тебе несовершенными, что учение христиан крепко и прочно.     Сарацин. Докажи.     Феодор. Дабы не медлить, припоминая каждый догмат в отдельности, я постараюсь дать тебе краткий очерк. Итак, представь, что вы являетесь вождями десяти народов, разумеется — язычников: греков, римлян, франков и других. Вдруг перед вами появился человек, чужеземец, нищий и неприметный с виду, и весьма дерзко вопиет ко всем: «Почему вы заблуждаетесь, люди, предпочитая благочестию нечестие?» Вы, естественно, говорите [ему] в ответ: «А каково же, несчастный, то благочестие, которому мы предпочли нечестие:» Он же говорит: «Служить Богу Распятому — вот это и есть истинное благочестие». Вы, слыша это, скрежещете [от негодования] зубами и пытаетесь его убить, но не можете, и вновь обращаетесь [к нему]: «Возгласи же нам эту свою явно недопустимую весть».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2869...

отв. ред. Д. С. Лихачев Мучение Феодора Стратилата Мучение Феодора Стратилата – переведенное с греческого житие-мартирий, получившее распространение в древнерусской литературе. В русских рукописях обычно именуется «Мучение святаго Феодора Стратилата» (нач.: «Якоже сияет солнце видящим, тако о мученицех словеса слышащим...»). Известны три русские версии М. В Краткой рассказывается о муках, которым царь Ликиний подверг христианина, военачальника Герклеи. Услышав о военачальнике Герклеи Понтийской, Феодоре Стратилате (стратилат – военачальник высокого ранга), пользующемся большим авторитетом, Ликиний приглашает его к себе. Он рассчитывает, что Феодор согласится принести жертву языческим «идолам» и тем подаст благой пример гражданам. Но Феодор отпускает императорских послов с почестями и сам приглашает к себе Ликиния. Когда тот прибывает в провинцию Феодора, он просит отдать ему идолов, обещая, что дома воздаст им почести и умилостивит их, а затем уже поклонится им при всем народе. Ликиний соглашается. Однако Феодор разбивает золотых идолов, а золото раздает нищим. Сотник Макселл доносит царю, что видел в руках у нищих голову Афродиты и они глумились над богиней. Призванный к царю Феодор признается в содеянном, обличает идолопоклонство и славит Христа. Ликиний повелевает жестоко истязать Феодора: его пригвождают к кресту, выкалывают ему глаза, наносят раны. Феодор обращается к «скорописцу» Авгару и велит ему записывать все происходящее. Когда Феодор умирает, ангел снимает его тело с креста и исцеляет. Воины Ликиния, посланные царем за телом мученика, находят его сидящим у креста и славословящим бога. Видя это чудо, многие уверовали в Христа, против Ликиния вспыхивает бунт. Но Феодор успокаивает людей, просит Авгара описать его кончину, и сам подставляет шею под меч палача. Феодора казнят, а тело его погребают в Евхаитах. Полная редакция М. почти дословно сходна с Краткой, но в текст, после слов «юн телом, стар же смыслом о боголюбивом деянии своем» сделана большая вставка о победе Феодора над змеем. Здесь рассказывается, что в области Евхаиты обитает страшный змей, поедающий людей и скот. Змей огромен и страшен: когда он идет – дрожит земля. Феодор втайне от всех отправляется сражаться со змеем. В пути он видит поляну с сочной травой, пускает коня пастись, а сам ложится и засыпает. Благочестивая женщина Евсевия будит его и предупреждает, что поблизости находится змей. Феодор велит ей стать поодаль, молится, обращается к своему коню, словно человека убеждая его во всесилии бога, а затем вызывает змея на битву. Когда змей приблизился, конь вскакивает на него и топчет копытами, а Феодор убивает чудовище. Прославляемый народом Феодор возвращается к войску. После этого в М. продолжается основной текст – рассказ о приходе послов Ликиния.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Строгость святого Феодора к себе, недоверие к своему мнению — отличительные качества его. Вот случай, при котором особенно ясно выразилась его строгость к себе. Один брат ел много порея. Думая, что молодому монаху не полезно есть много порея, потому что он укрепляет тело, Феодор кротко оговорил его. Потом Феодор стал размышлять о том, хорошо ли он поступил; может быть монах сам исправился бы. Однако слова Феодора очень сильно подействовали на молодого инока: он уже до самой смерти, в продолжение двадцати девяти лет, совсем не употреблял порея. Узнав о воздержании этого инока, Феодор и сам уже до самой смерти не ел порея, чтобы не оказаться пред Господом виновным в нарушении того правила, какое наложил на другого. По этому свойству самоотвержения и самого тонкого благородства, святой Феодор, как и во всем прочем, являлся истинным учеником святого Пахомия. Нелегко было святому Пахомию управлять многочисленным братством, рассеянным по девяти монастырям. Ему нужен был помощник. Феодор Освященный, лучший из учеников великого старца, мог быть и лучшим помощником в деле служения спасению иноков. «Житие» Пахомия передает, что он имел откровение свыше, утвердившее его в решении сделать преподобного Феодора своим помощником. Феодор Освященный отличался не только добродетельною жизнью, но и особенным даром слова и познаниями в Священном Писании. Святой Пахомий однажды поручил ему сказать братиям поучение в день воскресный. Феодор без всякой гордости занимает место Пахомия и произносит поучение, считая для себя законом волю старца. Сам Пахомий с глубоким вниманием слушал одушевленную речь своего ученика, заняв место в ряду всех монахов. Но некоторым из иноков не понравилось, что Феодор, этот молодой инок, учит их вместо Пахомия. У них явилась сильнейшая зависть. Они даже оставили собрание. Окончилось поучение. Пахомий призывает ушедших от поучения монахов и упрекает их в том, что они по своей гордости не стали слушать поучение Феодора, между тем как об этом он сделал распоряжение при них же, и к тому же он сам внимательно и с пользою для души слушал речь своего ученика. Пахомий уверял их, что они не получат никакой милости от Бога, если не принесут искреннего покаяния, Конечно многих вразумила строгая речь старца, многие приняли его совет изгонять из сердца зависть и гордость. Однако были и такие иноки, которые после обличения старца еще сильнее возненавидели Феодора, так что даже не могли спокойно смотреть на него. Сам Феодор не только не питал к ним ни малейшей вражды, но всегда обращался с ними с особенным вниманием и любовью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Восьмой день. Св. великомученик Феодор Стратилат.повиновении властям). I. Ныне память св. великомученика Феодора Стратилата. Св. Феодор был стратилатом (военачальником) в г. Ираклеи (при Черном море) и обратил ко Христу многих язычников. Услышав, что Феодор обращает многих ко Христу, император Ликиний в сопровождении сановников двора своего и многочисленных воинов, отправился в Ираклию и велел нести за собою идолов золотых и серебряных. В эту самую ночь чудное явление предвозвестило Феодору, что близко время подвига его. Во время молитвы вдруг небесный свет осиял его и он услышал голос, говоривший ему: «дерзай, Феодоре, Я с тобою!» Феодор понял, что ему скоро надо будет страдать за имя Христово, и сердце его исполнилось радости. Между тем царь подходил к городу. Феодор, узнав о его приближении, вошел в комнату свою и, став на колени, усердно молился Богу. «Господи Боже истинный! – говорил он. – Укрепи меня и дай мне силу стоять мужественно за имя Твое, и если нужно, положить жизнь мою за Тебя, умершего ради нашего спасения.» Укрепившись молитвою, Феодор надел богатую одежду, сел на коня и выехал с гражданами и воинами на встречу царю, которому почтительню поклонился. Ликиний принял Феодора милостиво; при звуке музыки труб и литавр, въехал он торжественно в город. Когда ни ласки, ни угрозы царя не заставили св. Феодора поклониться идолам, чего требовал от него царь, то отдан был приказ предать его всем ужасам мучений. Его били воловьими жилами, стругали, жгли и распяли на кресте, откуда ночью ангел Господень снял его и исцелил его раны. Пришедшие утром увидели Феодора сидящим у подножия креста, невредимым и громко прославляющим Господа... Множество народа, бывшего накануне при мучительстве Феодора поражено было этим чудом и многие немедленно приняли веру во I. Христа, слыша при этом Феодора, проповедующего о Христе. Один из близких к царю людей пошел к Ликинию и объявил ему, что весь город оставляет богов и обращается к Тому, Которого проповедует Феодор. Ликиний послал палача, чтобы взять Феодора и предать его казни. Народ с яростию бросился на палача, чтобы убить его; но Феодор усмирил волновавшуюся толпу, говоря: «подобает мне идти к Господу моему Иисусу Христу». Помолившись и благословив уверовавших и служителя своего Авгаря, он отдался в руки палача и с покорностию пошел на казнь. Казнь была совершена. Все христиане с свечами и кадилами сопровождали тело священномученика до места погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Iambi Iambi de variis argumentis//PG. T. 99. Col. 1769–1811 (рус. пер.: Преп. Феодор Студит . Ямбы (Эпиграммы)//Там же. Т. 3). Laudatio in matrem Laudatio funebris in matrem suam//PG. T. 99. Col. 883–902 (рус. пер.: Преп. Феодор Студит . Слово надгробное в похвалу матери//Там же. Т. 2). Μεγλη Κατχησις. I Sancti Theodori Studitae sermones magnae catecheseos/Ed. J. Cozza-Luzi, in A. Mai//NPB. T. 9/2. Roma, 1888; 10/1. Roma, 1905; Theodori Studitae Les Grandes Catechises. Livre I. Spiritualite Orientale, 79. Begrolles en Mauges. France, 2002 (рус. пер.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение. Ч. I//Творения. Т. 1. С. 221–428). Μεγλη Κατηχησις. II Toy οσου Θεοδρου του Στουδτου Μεγλη Κατηχησις. Βιβλον δετερον, εκδοθν πδ της Αυτοκρατορικς A­ ρχαιογραφικης Επιτροπς. ν Πετρουπλει, 1906. Σελ. 931 in 16°; Του οσου Θεοδρου του Στουδτου Μεγλη Κατηχησις. Βιβλον δετερον/Изд.: А. И. Пападопуло-Керамевс //Великие Четьи Минеи, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Ноябрь, день 11-й. Выпуск седьмой. Приложение. СПб.: Типография Киршбаума, 1904 (рус. пер.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение. Ч. II//Там же. Т. 1. С. 429–706). Μεγλη Κατηχησις. III Sancti Theodori Studitae sermones magnae catecheseos/Ed. J. Cozza-Luzi, in A. Mai//NPB. T. 9/2. Roma, 1888; 10/1, Roma, 1905 (рус. пер.: Прем. Феодор Студит . Великое оглашение. Ч. III//Там же. Т. 1. С. 707793). Μικρ Κατηχηις. Sancti Theodori Studitae sermones parvae catecheseos/Ed. J. Cozza-Luzi, in A. Mai//NPB. T. 9/1. Roma, 1888; Του οσου πατρδς ημν κα ομολογητου Θεοδρου των Στουδου Μικρ Κατηχηις. Sancti patris nostri confessoris Theodori Studitis praepositi parva catechesis/Ed. E. Auvray Parisiis, 1891 (рус. пер.: Преп. Феодор Студит . Малое оглашение//Там же. Т. 2). Orat. funebr. in Platon Laudatio S. Platonis archimandritae//PG. T. 99. Col. 803–849 (рус. пер.: Прем. Феодор Студит . Слово 10 (Надгробное Платону)//Там же. Т. 2). Poenae Poenae monasteriales//Ibid. Col. 1733–1757 (рус. пер.: Преп. Феодор Студит . Епитимии общие всему братству; Ежедевные епитимии для монахов//Там же. Т. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

    Сарацин же, посмеявшись над этим, говорит, дивясь прямоте епископа: «Давай, епископ, побеседуем».     Феодор. Ответь на мой вопрос.     Сарацин. Спрашивай, что пожелаешь.     Феодор. Какие есть виды людей?     Сарацин. Не знаю.     Феодор. Всего [известно], что три: мудрые, средние и глупые.     Сарацин. Согласен.     Феодор. А есть ли из этих трех видов хоть один, признающий, что Бог распят?    Сарацин, как будто уже будучи близок к победе, немедленно отвечает: «Ни одного».     Феодор. Подумай внимательно, дабы ты не увлекся и, ожидая победить, [сам] не оказался бы побежденным.     Сарацин. Я не отказываюсь от своих слов (говорит он); да не будет такого, чтобы когда-нибудь мудрый, средний или глупый признал, что Бог распят.     Феодор. Следовательно, по-твоему, христиане не являются людьми, среди которых вообще есть и мудрые и средние и глупые.     Сарацин, недоумевая и раскаиваясь в поспешном ответе, остался пристыженным.     Феодор. Мы, христиане, являемся четвертой, или даже более, частью людей; а как же ты осмеливаешься утверждать, что никто из людей не признает того, что Бог распят?     Сарацин. А каким же образом ты говоришь: «Три вида людей признали, что Бог распят»? Я сомневаюсь, ибо мне не ведома тайная причина такого признания.     Феодор. Как я обещал немного ранее, я докажу с помощью наших догматов, кажущихся тебе несовершенными, что учение христиан крепко и прочно.     Сарацин. Докажи.     Феодор. Дабы не медлить, припоминая каждый догмат в отдельности, я постараюсь дать тебе краткий очерк. Итак, представь, что вы являетесь вождями десяти народов, разумеется — язычников: греков, римлян, франков и других. Вдруг перед вами появился человек, чужеземец, нищий и неприметный с виду, и весьма дерзко вопиет ко всем: «Почему вы заблуждаетесь, люди, предпочитая благочестию нечестие?» Вы, естественно, говорите [ему] в ответ: «А каково же, несчастный, то благочестие, которому мы предпочли нечестие:» Он же говорит: «Служить Богу Распятому — вот это и есть истинное благочестие». Вы, слыша это, скрежещете [от негодования] зубами и пытаетесь его убить, но не можете, и вновь обращаетесь [к нему]: «Возгласи же нам эту свою явно недопустимую весть».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Крестьянин села Белоярского Семен Николаев Сидоров рассказывал, когда старец Феодор проживал временно в Белоярском в келье, устроенной им, Сидоровым, от дому его в 20 саж., видел его работник Ачинский мещанин Криворотков, ночью часов в 12 или более, что над келью Старца Феодора было страшное сияние, что лучи, отражающие от кельи, были светлее солнца, и когда сияние скрылось, то было такое благоухание, что написать невозможно, но во время сильных морозов приходилось посещать келью Старца Феодора, в которой была такая теплота, что редко и в доме того бывает, имея в виду, что в кельи никакой печки не находилось. Приказывал Старец Феодор сушить сухари и представлять ему из ржаного хлеба, говорил много желающих печь сухари и представлять ему, но Старец Феодор кроме как от Сидорова сухарей ни от кого не получал. Всего (больше?) вообще любил старец Феодор подавать милостыну, более всего в острог заключенным в темнице. Старец Феодор в притчах предсказал: 1. крестьянка Надежда Наумовна, бывшая в доме Озерова, считала себя за экономку, но Старец, изобличая ее в любодеянии с Озеровым, сказал, что была одна экономка и половину царством обладала и когда случилось ей идти в храм, то она не могла дойти, упала и испустила дух, после того случилось чрез долгое время с Надеждою Наумовою, что она скоропостижно умерла. 2. Крестьянину Сидорову предсказал за 12 лет, что брат его Матвей Николаев по разделу обманет, и исполнилось. Старец Феодор притчею сказал Семену – поди, поверь брата своего деньги, тогда, когда были вместе, но в это время Семен Сидоров (не)исполнял. Списание из расспросов жителей некоторых деревень о жизни и подвигах Старца Феодора Козмича 1163 . 1 . Некоторые крестьяне Томской Губернии Мариинского округа Белоярской волости, села Коробейникова, и именно: Андрей Логинов Семенов, Иван Ро…некий и Иван Безруков, и крестьянская вдова Екатерина Безрукова о Старце Феодоре Козмиче пояснили следующее: Старец Феодор был из ссыльных в Сибирь на поселение и причислен по Боготольской волости, но в кую деревню им неизвестно. В 1853 г. прибыл в с. Коробейниково из д. Зерцальской той же волости, где до того времени проживал; в селе же Коробейниковском собственными трудами устроил себе келью, в которой более 3-х лет зиму и лето проживал, ведя жизнь благочестивую и питаясь приношением жителей, но принимая более ничего кроме хлеба, из сего видно, что питался одним хлебом, солью и водою, а излишний хлеб раздавал на нищенствующих и даже сушил у себя в кельи на сухари и при удобном случае с попутным отсылал в Краснореченский этап разным посыльным.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XXII. Другое вопрошение, доказывающее, что хлеб благословения является Телом Христовым     Сарацин. Почему, епископ, вы, священиики, насмехаетесь над христианами, предлагая [им] два хлеба, испеченных из одной пшеничной муки? И [почему] один употребляете в пищу, а другой, разделив для народа на небольшие [части], называете Телом Христовым и утверждаете, что он может давать отпущение грехов вкушающим его? Над самими ли собой вы насмехаетесь, или над теми, кто вам повинуется?     Феодор. Ни над собой мы не насмехаемся, ни над ними.     Сарацин. Убеди меня, но не с помощью твоего Писания, а с помощью общеизвестных и общепризнанных понятий.     Феодор. Так что ты говоришь? Хлеб не является Телом Божиим?     Сарацин. Я затрудняюсь дать ответ на любую часть [этого] противоречия.     Феодор. Таким же большим [по размеру] родила тебя мать?     Сарацин. Нет, маленьким.     Феодор. А что тебя увеличило?     Сарацин. По воле Бога — пища.     Феодор. Следовательно, хлеб стал для тебя телом.     Сарацин. Согласен.     Феодор. А как хлеб стал для тебя телом?     Сарацин. Каким образом — мне не ведомо.     Феодор. Через горло пища и питие спускаются в желудок как в горшок; а поскольку печень, окаймляющая желудок, является горячей, то пища варится, разжижается (culoamai), и жирная ее часть отправляется вниз, а тонкая и разжиженная остается на поверхности. Печень же, как кипяток, будучи пористой (sumfodej), втягивает [пищу], превращает [ее] в кровь и через жилы — как через каналы — орошает все тело, разделяя переваренную в желудке и превращенную там в кровь пищу в соответствии с каждой из частей тела, как например кость — в кости, мозг — в мозг, жилу — в жилы, глаз — в глаза, волос — в волосы, кожу — в кожу, ноготь — в ногти. И таким образом [происходит] возрастание младенца в мужа, поскольку хлеб становится его телом, а питие — кровью.     Сарацин. Пожалуй.     Феодор. Пойми, что таким же образом происходит и наше Таинство. Ведь священник возлагает на Святой Престол хлеб и вино, и Дух Святый, Призванный святою молитвой, нисходит и посещает предложенные [Св. Дары]; и огнем Своего Божества превращает хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы, подобно тому как печень [превращает] пищу в человеческое тело. Или, друг, ты не допускаешь, что Всесвятый Дух может совершить то же, что может твоя печень?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010