Закрыть itemscope itemtype="" > Русский обычай Очерк о языческом и христианском в народном календаре. Часть 3 15.02.2019 1187 Время на чтение 21 минут Часть 1 Часть 2 «НА РУСИ ХРИСТА СЛАВЯТ, А ИУДЕЕВ КЛЯНУТ...» Христос, иудеи и христиане первых веков... Видимо, от любви к своему народу, любви, слепящей глаза, как слепит яркое солнце, но думаю, что Древняя Русь все же была душевно приуготовлена к принятию христианства. Российские народоведы-атеисты, благотворящие язычеству, нежели христианству, похоже, грешили перед правдой, когда толковали о том, что Русь крестилась копьем и мечом, что русский народ противился Святому Креще­нию и яро отстаивал болванов, деревянных и каменных. Какая уж ярость, коль так быстро улетучились из памяти былые идолы?! Доказательством того, что ветхий русс был предрас­положен к принятию христианства, может служить и само избрание веры равноапостольным князем Владимиром, который до крещения жил закоренелым язычником, плотски ублажая пять жен и тьму наложниц. А ведь Древняя Русь могла духовно облачиться и в мусульманство, а скорее всего, в иудаизм, по примеру несчастной Хазарии, но само Божие Прови­дение, кое душа русская чудом сумела услышать, даровало Руси Православие. В «Истории Государства Российского» Николая Ка­рамзина по сему поводу записано: князь Владимир «выслушав Иудеев, (...) спросил, где их отечество? " В Иерусалиме, - ответствовали проповедники, - но Бог во гневе Своем расточил нас по землям чуждым " . " И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других?- сказал Владимир;- мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества. (...) Нетрудно было уверить язычника разумного в великом превосходстве Закона Христианского. (...) Христианство, представляя в едином, невидимом Боге Создателя и Правителя вселенной, нежного Отца людей, снисходительного к их слабостям, и награждающего добрых- здесь миром и покоем совести, а там, за тьмою временной смерти, блаженством вечной жизни, - удовлетворяет всем главным потребностям души человеческой». Избрав спасительное цареградское Православие, русские, будучи титульной нацией в многонациональной Российской Империи, терпимо относились к исламу, буддизму и даже шаманизму ...блуждают во тьме... и настороженно, а порой и воинственно - к иудаизму, ибо, согласно Евангелию, кровь Спасителя мира и на потомках распявших Христа: «Кровь Его на нас и на детях наших». (Мф.27:23, 25). Неприятие иудеями Христа Спасителя породило не токмо церковное, а и мирское, политическо-идеологическое противостояние двух народ, еврейского и русского; вот почему в очерке о русской этике изрядно страниц посвящано иудаизму.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/16/...

преподобный Никита Стифат ЕГО ЖЕ вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума 1. Начало любви к Богу – презрение вещей видимых и человеческих; средина – очищение сердца и ума, от коего мысленное умных очей открытие и познание сокровенного в нас небесного царствия, а конец – неудержимое вожделение преестественных даров Божиих, и естественное желание общения с Богом и упокоения в Нем. 2. Где любовь Божия, делание мысленных дел и причастие непреступного света, там мip душевных сил, очищение ума и вселение Святые Троицы. Так говорит Господь: «любяй Мя, Слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему придем и обитель у него сотворим» ( Ин. 14, 23 ). 3. Три состояния жизни признал разум: плотское, душевное и духовное. Каждое из них имеет свой собственный строй жизни, отличный сам по себе и другим неподобный. 4. Плотское устроение жизни то, когда всецело предаются удовольствиям и наслаждениям настоящей жизни, ничего не имея из душевного или духовного устроения, и даже не желая стяжать то. Душевное стоит в средине между грехом и добродетелью, когда пекутся о довольстве и здоровье тела, и заботятся о славе человеческой, равно и труды по добродетели не отметают, и избегают дел плотских, не прилежат ни к добродетели, ни к греху: к добродетели, по причине несладости ее для них и притрудности, а греху, из за страха лишиться человеческих похвал. Духовное же устроение – то, когда не изволяют иметь ничего из первых двух и не допускают худа, отличающего каждое из них, но, будучи свободны от того и другого, на посребренных крылах любви и бесстрастия, перелетают чрез оба состояния, не позволяя себе делать ничего из запрещенного. 5. «Живущие плотски» и плотское мудрование всегда в себе пребывающим имеющие, будучи совершенно плотяны, Богу угодить не могут, как «омраченные смыслом» и никаких лучей божественного света к себе не пропускающие. Ибо приналегшие на них облака страстей, на подобие высоких стен, отгораживают их от духовных светочей, и они остаются без света. Будучи расстроены и повреждены во внутренних чувствах душевных, не могут они воззреть на мысленные красоты Бога, видеть свет во истину истинной жизни и стать выше ничтожных видимых вещей. Но как бы оскотинившись и мipckuм переполнившись чувством, привязывают ум к видимому, и все попечение и труд обращают на преходящие блага, друг с другом из-за них воюют, а бывает, что и души свои за них полагают, прилепившись к богатству, славе и плотским удовольствиям и великим лишением почитая неимение их. К ним праведно как от лица Божия пророческое оное слово: «не имать Дух мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть» ( Быт. 6, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

     С 14 по 27 августа православные христиане постятся, готовятся к двум праздникам — Преображения Господня и Успения Божией Матери. Особо подчеркивая значение событий этих праздников, Успенский пост существует в Церкви с самых первых веков христианства. Он такой же строгий, как и Великий пост. Редакция портала «Русский Афон» подобрала десять наставлений афонских старцев о том, как правильно и зачем необхидимо поститься. 1. Если человек насилует себя и говорит: «Куда деваться? Вот снова пришло время — и надо поститься», то он себя мучает. А вот войдя в смысл поста и совершая пост от любви ко Христу, он будет радоваться. Преподобный Паисий Святогорец 2. Для здоровых юношей воздержание — самая крепкая узда против страстей, необходимая для того, чтобы господствовал дух и царил мир. Тогда в чистоте сердца они могут уже чисто смотреть на людей, как Ангелы смотрят на Ангелов. Те же, кто не воздерживаются и живут необузданно, даже на Ангелов смотрят плотски, как жители Содома, удалившиеся от Бога. Естественным следствием этого является то, что любящие свою хорошо откормленную плоть и удобства жизни любят людей плотски и их духовно разрушает собственная плоть. Преподобный Паисий Святогорец 3. Если человек не дойдёт до того, чтобы делать то, что он делает от любви к Богу и от любви к сочеловеку – своему ближнему, то он растрачивает свои силы зря. Если он постится и имеет гордый помысл о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идет насмарку. Потом такой человек становится похож на дырявый бак, в котором ничего не держится. Попробуй налей в дырявый бак воды – потихоньку вся она утечёт. Преподобный Паисий Святогорец 4. Главное, на что каждый должен обратить внимание, это душевные страсти, а потом телесные. Потому что если человек отдаст предпочтение телесному подвигу и не будет подвизаться в искоренении душевных страстей, считай, не делает ничего. Преподобный Паисий Святогорец 5. – Геронда, отчего некоторые люди, физически слабые и болезненные, хорошо переносят пост?

http://pravoslavie.ru/115127.html

Отчего же зависит духовное возрастание, братья и сестры? От стремления все земное подчинить небесному. Ведь Сам Господь наш Иисус Христос говорит: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух ( Ин.3:6 ). Если следуем плотским страстям, поддаемся на греховные соблазны и искушения, то, значит, размышляем и мудрствуем по-плотски. Кто же рожден от Духа, тот постоянно духовно совершенствуется, преображается. Недаром апостол Павел пишет: …живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном ( Рим.8:5 ). Мы, христиане, призваны не только к благочестивому житию, но к исповеданию всей жизнью своей благословенного имени Господа. Мы должны быть примером всем другим людям, ведь, по словам апостола Петра, и мы с вами, возлюбленные о Господе братья и сестры, род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет. ( 1 Пет.2:9 ). Можно изучить множество наук, постигнуть самые сложные человеческие знания, открыть для себя тайны природы и мироздания, но так и не познать свою душу. А ведь это — самая важная и самая главная наша наука! Преподобный Евлогий Скитский говорит: «Сколько страстей в душе, столько и бесов». Каждая страсть, вселяющаяся в нашу душу, когда возобладает нами, делается подобной злонравной властительнице, мучит нас, истязает, все устремляет в угоду себе. И постепенно мы становимся рабами собственных страстей. Но стоит лишь осознать свою немощность и желание избавиться от всяческой скверны, как на помощь приходит Бог, дарующий крепость, силы и терпение в тяжкой брани с грехами и искушениями. Преподобный Макарий Египетский пишет: «Господь именуется Врачом, потому что дает исцеление небесное и Божественное и исцеляет душевные страсти, в некоторой мере господствующие над человеком». Будем же с надеждою и верою призывать Отца Небесного в борьбе с собственными страстями, которые есть не что иное, как мучащие душу тяжкие болезни. Умирение же страстей, по словам святителя Тихона Задонского, и есть «признак духовного исцеления» и начало духовного возрастания. Аминь. Другие проповеди

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Певцы оканчивают Херувимскую песнь троекратным пеньем: Аллилуйя, возвещающим вечное хожденье Господне. Ход вступает в царские врата. Впереди всех вшедший в олтарь диакон, остановившись по правую сторону дверей, встречает священника словами: Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем. Священник ответствует ему: Да помянет Господь Бог священнодиаконство твое во Царствие Своем, всегда, ныне, и присно, и во веки веков! И поставляет Святую Чашу и Хлеб, представляющий Тело Христово, на престол, как бы на гроб. Врата царские затворяются, как бы двери Гроба Господня; занавесь над ними задергивается, как кустодия, поставленная на страже. Иерей снимает с главы диакона святой дискос, как бы он снимал Тело Спасителя со креста, поставляет его на расстланный антиминс как бы на плащаницу и сопровождает сие действие словами: Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Твое Тело, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове закрыв, положи. И вспоминая вездесущность Того, Кто теперь лежит пред ним во гробе, говорит в себе: Во гробе Ты был плотски, во аде с душою, как Бог, в раю с разбойником и в то же время на престоле с Отцем и Духом, Христос, все Собой исполняяй, неописанный! И, вспоминая славу, в которую облекся сей гроб, говорит: Как живоносец, как воистину краснейший рая и как светлейший всякого царского чертога, явился нам Твой гроб, Христе, источник нашего воскресенья. И снявши покров от дискоса и от Чаши и воздух с плеча диакона, изобразующий теперь уже не пелены, в которые повит был Иисус Младенец, но сударь и гробовые покровы, в которые повито было Его мертвое Тело, обкадив их фимиамом, покрывает он ими снова дискос и Чашу, произнося: Благообразный Иосиф, сняв со древа Пречистое Твое Тело, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе новые закрыв, положи. Потом, взявши от диакона кадильницу, кадит Святые Дары, поклоняясь пред ними три раза, и готовясь к предстоящему жертвоприношению, говорит в себе словами пророка Давида: Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены иерусалимская: тогда благоволиши жеотву правды, возношение и всесожигаемыя, тогда возложат на алтарь Твоей тельцы: ибо, пока Сам Бог не воздвигнет, не оградит душ наших иерусалимскими стенами от всяких плотских вторжений, мы не в силах вознести Ему ни жертв, ни всесожжений, и не поднимется кверху пламень духовного моленья, разносимый посторонними помышлениями, набегом страстей и вьюгой возмущенья душевного.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/gogol/g...

Признаки учения лжи: темнота, неопределенность, мнение и следующее за ним рождаемое им мечтательное, кровяное и нервное наслаждение. Оно доставляется тонким действием тщеславия в сладострастия. Великое бедствие уклониться от догматического и нравственного учения Церкви, от учения Святого Духа каким-либо умствованием. Это возношение, поднимающееся на разум Божий, должно низлагать и пленять такой разум в послушание Христово. Не утвердившие и не возрастившие веру от слуха делами веры, легко обольщаются учением лжи, лицемерно принимающей вид истины. Ересь есть грех, совершаемый преимущественно в уме. Грех этот, будучи принят умом, сообщается духу, разливается на тело, оскверняет самое тело наше, имеющее способность принимать освящение от общения с Божественной благодатью и способность оскверняться и заражаться общением с падшими духами. Ересь – грех ума. Ересь – более грех диавольский, нежели человеческий, она дщерь диавола, его изобретение нечестие, близкое к идолопоклонству. Святитель Тихон Задонский: " Немощная плоть не чувствует, разумом не постигает и не приемлет, что Бог един естеством и троичен во Ипостасях. Не приемлет и того, что мир из ничего создан, рассуждая, что из ничего ничего не бывает, но все рождается от чего-то иного. И другие святые тайны плотская мудрость считает безумием: что Дева рождает без мужа и остается Девой, что Бог воплощается и становится человеком, что человек, умерший и рассыпавшийся в прах, воскресает. Поэтому Никодим, мудрствуя по плотски и не разумея таин Божиих, не верит и говорит Христу, поучающему о новом и духовном рождении свыше: " Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? " (Ин. 3:4). И апостол Павел с другими апостолами говорит: " Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие " (1Кор. 1:23), поскольку " душевный человек " , то есть плотской, " не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием " (1Кор. 2:14). Отсюда произошли пагубные мнения о Боге, о Христе, Сыне Божием, о воскресении мертвых и о прочих догматах христианской веры в христианах, которые рассуждали о них по плотскому рассудку, который; слеп сам по себе и постичь их без помощи веры не может, а потому заблуждается " .

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/24/ot...

Церковь её питает, кормит и содержит, а она служит Церкви. Пример такой «истинной вдовицы» есть в книге Евангелия апостола Луки, где Анна, дочь Фануилова, вместе с Симеоном Богоприимцем встречали Христа в Иерусалимском храме. Она всю жизнь прожила при храме, служа Богу молитвой день и ночь. Вот эти «истинные вдовицы». А не «истинная вдовица» — это та, которая мужа не имеет, но такая молодящаяся дама, которая не прочь была бы ещё замуж выйти и устроить свою жизнь. Она для церковного служения плохо подходит, у неё другие мысли в голове. Вот это уже другое, это не «истинная вдовица». Поэтому сказано: «Вдовиц почитай, истинных вдовиц». Есть  такой принцип моногамии — единобрачия: женщина не согрешает, если она выйдет замуж ещё раз. Здесь нет никакого запрета, потому что лучше жениться, чем разжигаться, и вообще- плохо человеку одному на свете. И вдовец, если овдовеет и ещё раз женится - он не согрешит. Но, конечно, гораздо лучше, если женщина, однажды побывав замужем, а потом потеряв мужа в силу разных причин, уже хранит себя, говорит: «Я уже замужем была». Так многие говорят. Я сам слышал эти слова из уст благочестивых женщин. Им говорят: «А может, вам ещё замуж выйти? Вы ещё довольно молодая женщина». — «Да нет, я уже была замужем. У меня есть один муж, и я надеюсь с ним на небесах встретиться». Вот это «истинная вдовица». По критерию верности усопшему мужу, по критерию нежелания устраивать по-плотски свою земную жизнь, по критерию беспомощности и беззащитности, всецелой преданности Церкви Божией определяется «вдовица истинная» от той женщины, которая просто мужа не имеет. — Здравствуйте, батюшка Андрей. Всем радиослушателям желаю душевного и телесного здравия. В четырёх Евангелиях Иисус очень часто говорит о Царствии Небесном и о Царствии Божием, а в Евангелии от Луки Он конкретно Своими устами говорит, что меньший в Царствии Божием — больше, чем Иоанн Креститель. Получается, что Иоанн Креститель — в Царствии Небесном, может быть, на каких-то уровнях, но не в Царствии Божием.

http://radonezh.ru/text/rasskazhite-pozh...

Мирские люди усиленно подвизаются на стадионах, стараясь преуспеть в суетном: метают ядра и копья, ногами и головой подбрасывают мяч в воздух и бьют воздух. Напротив, для монахов подвиг имеет большой смысл, потому что с его помощью они стремятся совлечь с себя ветхого человека, борясь одновременно с душевными страстями (через внимание к чувствам, молитву, соединенную со всегдашним смирением и любовью даже к врагам, – то есть способом совершенно противоположным мирскому), побеждают крепких демонов и увенчиваются от Христа. Таким образом они получают рай, а не никчемный мирской кубок. Православное воздержание и вообще духовные упражнения всегда направлены к наивысшей духовной цели – к освящению души. Тогда как другая, мирская, аскеза, как, например, у прельщенных йогов и так далее, направлена на то, чтобы тело сделать гибким, для того чтобы выкручивать себе руки и ноги, как у бумажного карайоза 40 , и получать похвалы неразумных людей, а затем издевательства насмешливых демонов. Подвижничество, совершаемое ради любви Христовой, скрывая в себе стремление к спасению души, которую любит Христос, очень услаждает и покоит своей утомительностью душу, укрепляет тело, а также приносит бесстрастие, потому что благодаря ему смиряются бесчинные движения тела, и тогда оно может обходиться меньшим количеством пищи, ибо этого бывает достаточно, когда в душе мир, а в теле – кротость. Разнообразие блюд, и особенно жирных, неприлично не только монахам, но и благочестивым мирянам, за исключением, конечно, праздников – ради радости дня, во славу Божию, – или случаев, когда нужно оказать гостеприимство по любви. Речь не идет также о больных, потому что для них пост может быть отменен: им достаточно славить Бога в своих болезнях, чтобы увенчаться, подобно святым мученикам. Для здоровых юношей воздержание является самой крепкой уздой против страстей, необходимой для того, чтобы господствовал дух и царил двойной мир. Тогда в чистоте сердца они могут уже чисто смотреть на людей, как ангелы смотрят на ангелов. Те же, которые не воздерживаются и живут необузданно, даже на ангелов смотрят плотски, как жители Содома ( Быт. 19, 5 ), удалившиеся от Бога. Естественным следствием этого является то, что любящие свою хорошо откормленную плоть и удобства жизни любят людей плотски и их духовно разрушает собственная плоть.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Кто плотски и противоестественно живет и действует, тот совсем потерял свою рассудительность; а кто, отклонясь от зла, положил начало творить благое... тот как только еще вводимый в область добра и ухо приклоняющий к учению, приникает мало никако к некоему чувству рассудительности, свойственной новоначальному. Кто же по естеству и душевно, т. е. смысленно и разумно живет и действует, почему и называется средним, – тот, по своей мере, и видит, и обсуждает и то, что его касается, и то, что касается подобных ему. Кто наконец выше естества и духовно живет, тот, как прошедший за предел страстного, новоначального и среднего, и благодатию Христовой достигший совершенства, т. е. всуществленного просвещения и совершеннейшей рассудительности, видит себя самого и обсуждает наияснейше, а также и всех видит и обсуждает определительно верно, сам не будучи ни от кого видим и обсуждаем верно, хотя у всех на виду находится, как говорит Апостол: духовный возстязует убо вся, а сам той ни от единого возстязуется (ср.: 1Кор. 2, 15 ). Из сих первый подобен шествующему в глубокой ночи и непоницаемой тьме; почему, как блуждающий в непроглядной тьме и мраком покрытый, не только себя не видит и не обсуждает, но и того не разумеет, куда направляется и где полагает стопы свои... Второй подобен шествующему в светлую ночь, звездами освещаемую; почему, мерцаниями звезд будучи мало некако осияваем, понемногу ступает, часто спотыкаясь ногами о камни нерассудительности и подвергаясь падениям... Третий подобен шествуюшему в ночи полнолунной и тихой; почему, лучами лунными направляем будучи, идет менее заблудно и в предняя простирается, – себя видит, как в зерцале, и обсуждает, равно как и сшедствующих ему... Четвертый подобен шествующему в полдень чистейший, светлыми лучами солнца освещаемый; почему таковой и сам себя совершенно видит... и обсуждает полно и верно, и других многих, лучше же сказать, всех восстязует... сам шествуя незаблудно и последующих ему ведя непреткновенно к настоящему Свету, Животу и Истине... (патр. Каллист и ин. Игнатий, 93, 361–362).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Песнь 9 Ирмос: Ужасеся о сем Небо,/и земли удивишася концы,/яко Бог явися человеком плотски/и чрево Твое бысть пространнейшее небес./Тем Тя, Богородицу,/Ангелов и человек чиноначалия величают. Богатством милосердия сошедый с Небес,/Крест же и смерть нас ради волею претерпел еси, яко Благ./Сего ради Исидор, на Тя взирая, вопияше:/соумру Тебе, да жив буду,/сраспнуся, да царствую с Тобою. Законно твоих кровей на земли капли излиявшияся, Исидоре,/на Небесех одежду тебе обагриша благолепно, исткану благодатию,/в нюже ныне одеян, Христу предстоиши, в чертозех, преблаженне, Небесных,/венец нося, мучениче славне. Яко имея дерзновение ко Христу, молитися не престай, Исидоре,/от напастей, бури же, и скорбей, и страстей избавити/творящих память твою достойно священную,/душевнаго же спасения прося, треблаженне, твоего жребия сподоби. Богородичен: Яко Спаса рождшая и Избавителя,/спасение мне, Отроковице, сподоби получити, Пречистая,/прегрешений моих пленицы Твоими молитвами разрешающи:/вся бо, яко хощеши, Ты исправляеши,/яко носила еси в недрех всех Царя благостию несравненною. Святой мученик Исидор Святой мученик Исидор, родом из Александрии, жил в III веке на острове Хиос. В первый год правления римского императора Декия (249–251) был издан указ о переписи всех способных служить в войске. Святого Исидора, отличавшагося крепким телосложением, приняли в полк военачальника Нумерия. Другой императорский указ повелевал, чтобы все воины поклонялись римским языческим богам и приносили им жертвы. Не подчинившиеся указу должны были предаваться на мучения и смерть. Будучи христианином, святой Исидор отличался воздержанной жизнью и целомудрием, избегал языческих обычаев. Сотник донес военачальнику Нумерию, что Исидор ? христианин. На допросе перед Нумерием святой Исидор бесстрашно исповедал свою веру во Христа Спасителя и отказался принести жертву идолам. Тщетно убеждал Нумерий святого не подвергать себя мучениям и повиноваться воле императора. Святой Исидор твердо отвечал, что повинуется только воле Вечного Бога, Христа Спасителя, и никогда не отречется от Него. Преданный пыткам, он славил Христа и отрицал языческих идолов. По приказу палача у святого отрезали язык, но и после этого он продолжал внятно и громко прославлять Христа. Нумерий в ужасе пал на землю и лишился дара речи. Поднятый воинами, он знаками потребовал себе дощечку и на ней написал приказ: отсечь мученику голову. С радостью встретил святой Исидор свой смертный приговор словами: «Славлю Тебя, Владыко мой, что Ты по милости Своей принимаешь меня в Свои небесные селения!» Кончина страдальца произошла в 251 году. После казни тело его было брошено без погребения, но друг святого, тайный христианин Аммоний, взял его тело и предал земле. Позднее и сам Аммоний принял мученическую кончину в городе Кизике (память 4 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010