Мирские люди усиленно подвизаются на стадионах, стараясь преуспеть в суетном: метают ядра и копья, ногами и головой подбрасывают мяч в воздух и бьют воздух. Напротив, для монахов подвиг имеет большой смысл, потому что с его помощью они стремятся совлечь с себя ветхого человека, борясь одновременно с душевными страстями (через внимание к чувствам, молитву, соединенную со всегдашним смирением и любовью даже к врагам, – то есть способом совершенно противоположным мирскому), побеждают крепких демонов и увенчиваются от Христа. Таким образом они получают рай, а не никчемный мирской кубок. Православное воздержание и вообще духовные упражнения всегда направлены к наивысшей духовной цели – к освящению души. Тогда как другая, мирская, аскеза, как, например, у прельщенных йогов и так далее, направлена на то, чтобы тело сделать гибким, для того чтобы выкручивать себе руки и ноги, как у бумажного карайоза 40 , и получать похвалы неразумных людей, а затем издевательства насмешливых демонов. Подвижничество, совершаемое ради любви Христовой, скрывая в себе стремление к спасению души, которую любит Христос, очень услаждает и покоит своей утомительностью душу, укрепляет тело, а также приносит бесстрастие, потому что благодаря ему смиряются бесчинные движения тела, и тогда оно может обходиться меньшим количеством пищи, ибо этого бывает достаточно, когда в душе мир, а в теле – кротость. Разнообразие блюд, и особенно жирных, неприлично не только монахам, но и благочестивым мирянам, за исключением, конечно, праздников – ради радости дня, во славу Божию, – или случаев, когда нужно оказать гостеприимство по любви. Речь не идет также о больных, потому что для них пост может быть отменен: им достаточно славить Бога в своих болезнях, чтобы увенчаться, подобно святым мученикам. Для здоровых юношей воздержание является самой крепкой уздой против страстей, необходимой для того, чтобы господствовал дух и царил двойной мир. Тогда в чистоте сердца они могут уже чисто смотреть на людей, как ангелы смотрят на ангелов. Те же, которые не воздерживаются и живут необузданно, даже на ангелов смотрят плотски, как жители Содома ( Быт. 19, 5 ), удалившиеся от Бога. Естественным следствием этого является то, что любящие свою хорошо откормленную плоть и удобства жизни любят людей плотски и их духовно разрушает собственная плоть.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Сравним с изложением взгляда Ап.Павла на психическое значение плоти ( δρξ).» Если говорится, что плоть всегда одушевлена, что с нею постоянно связана психическая жизнь, – то эта связь однако может представляться не так, как будто плотское и душевное переплелись в ней друг с другом внешним образом. Если желают точнее указать, что следует понимать под этой связью, то приходят к тому выражению, в котором высказывает это отношение «синехология»: её психическими явлениями связываются плотски явления, плотски функции сопровождаются психическими функциями. Дальше, земное тело образовано из плоти, – если теперь вообще вся плоть видимо одушевлена, то что это иное, как не то, о чём говорит синехология: все телесные функции, безразлично, к какой части тела они имеют место, прямо или посредственно связаны с психическими функциями? И что эта тесная связь с плотью не только обнимает некоторые области внутренней жизни, но достигает даже вершины воли и мышления, этому очень много доказателеств в писаниях св.Ап.Павла. Мы припомним бегло только такие выражения: «воля плоти,» ( Ефес. 2,3 ). «ум плоти» ( Колос. 2,18 ) и «мудрствование плоти» ( Римл. 8,6 ). Высшее существо человека, стало быть, глубоко всаждено в плоть, что значит: это внутреннее существо в своём движении и жизни «одержимо» материального телесностью и связано с её жизнью. Насколько далеко это простирается и насколько мысль об этом впадении в телесное соответственным образом должна быть выражена, настолько эта внутренняя жизнь называется ψυχ (душа). Так как есть ещё другие высшие существа, которые не суть души, облечённые плотью, то характеристической чертой человека, которой он отличается от всех других духовных существ своего рода, является то, что он ψυχ. Отсюда ψυχ (душа) просто употребляется в значении «человек» и в этом смысле говорится в Римл. 13, 1 : «всякая душа да будет покорна высшим властям», т.е. всякий человек да повинуется. Мы видели, что совершенно на том же основании человечество раньше обозначалось, как «всякая плоть». ψυχ есть начало оживляющее тело, – то, что делает тело живым. В смерти разрывается связь между плотской телесностью и ψυχ (душой). ψυχ удаляется из видимой действительности, исчезает для нашего земного круга зрения, – остаётся бездушный труп. Отсюда тот, кто убивает человека, берёт его душу себе. Кто стремится отнять у него, жизнь, тот ищет его души, чтобы похитить её Римл. 11, 3 : , «.моей души ищут». Кто подвергает опасности свою жизнь, тот рискует своей душой Филип. 2, 30 : «он (Епафродит) за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности душу». Ап. Павел готов не только отдать Содунской общине, свое евангелие, но и свою душу, т.е. последнюю и с нею ; свою жизнь и Сол. 2, 8: «мы восхотели передать вам не только блоговестие Божие, но и души наши». Его верные соработники полагали свою голову за его душу, т.е., чтобы спасти его жизнь Рим. 16, 4 : «голову свою (шею свою) полагали за мою душу».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

Православие в Обломовке крайне обытовлено, затрагивая лишь плотски-душевную жизнь человека и не касаясь его духовной жизни. Отсюда столь большое место суеверий в Обломовке. Здесь любят разгадывать сны: “Если сон был страшный — все задумывались, боялись не шутя; если пророческий — все непритворно радовались или печалились, смотря по тому, горестное или утешительное снилось во сне. Требовал ли сон соблюдения какой-нибудь приметы, тотчас для этого принимались деятельные меры”. Суеверие — прямой грех с православной точки зрения. Но не только суеверием грешат обломовцы. В первой книге “Бытия” Адаму было сказано: “За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: “не ешь от него”, проклята земля за тебя… В поте лица твоего будешь есть хлеб…” (Гл. 3, ст. 17–19). Обломовцы же “сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным”. В Обломовке нет христианской любви к другому человеку. Это хорошо видно из эпизода, повествующего о мужике, каким-то случаем оказавшемся “за околицей”. Изнемогшего от болезни человека обломовцы потрогали издалека вилами и ушли, бросив его на произвол судьбы. Ни разу не упомянул писатель о духовных устремлениях обитателей “благословенного края”. На первый план в их жизни выходит сугубо плотское начало: “Забота о пище была первая и главная жизненная задача в Обломовке”. Автор подчеркивает неожиданную активность в этом вопросе своих героев: “Всякий предлагал свое блюдо… всякий совет принимался в соображение обсуживался обстоятельно и потом принимался или отвергался…” Не обходит Обломовку стороной и грех праздности и осуждения: “Играют в дураки, в свои козыри, а по праздникам с гостями в бостон… переберут весь город, кто как живет, что делают; они проникнут не только в семейный быт, в закулисную жизнь, но в сокровенные помыслы и намерения каждого, влезут в душу, побранят, обсудят недостойных…” Лишь один-два эпизода во всем “Сне Обломова” вообще свидетельствуют о том, что религиозная жизнь не чужда обломовцам. Детство автобиографического героя Гончарова вырастает из материнской молитвы. Мать Ильи Ильича, “став на колени и обняв его одной рукой, подсказывала… ему слова молитвы. Мальчик рассеянно повторял их, глядя в окно… но мать влагала в них всю свою душу”. Однако речь не идет о том, что мать Ильи Ильича является каким-то исключением в Обломовке. Ее религиозность и ее молитва за Илюшу носит совершенно определенный, тоже “обломовский”, характер. О чем просит она Бога — ясно из ее отношения к воспитанию сына. В этом воспитании она выделяет прежде всего плотски-бытовую сторону: “Мать возьмет голову Илюши, положит к себе на колени и медленно расчесывает ему волосы, любуясь мягкостью их и заставляя любоваться и Настасью Ивановну, и Степаниду Тихоновну, и разговаривает с ними о будущности Илюши, ставит его героем какой-нибудь созданной ею блистательной эпопеи. Те сулят ему золотые горы”.

http://azbyka.ru/fiction/oblomov-kak-pra...

В субботу поутру я был у утрени в соборе, читал и пел на клиросе, к концу утрени пришел дьячок Каменоградский, и, когда я в конце утрени вошел в алтарь, он стоял, опершись о ризничный стол, и, увидев меня, не приветствовал меня, не подошел принять благословение, и потом, когда я ушел на клирос петь Избранной Воеводе, пришел и он, тоже не приветствовал меня, не кивнул головой мне. Я огорчился на такую нелюдскость и невежество его и, став пред иконою Господа, молил Его защитить честь священства от дьячка и его вразумить. Осудил я и себя во всем. Что же Господь сделал с дьячком, какую дивную перемену в нем произвел? Прихожу я ко всенощной, которую служить начал настоятель, и Каменоградский подходит ко мне и, чего никогда не бывало, подносит мне для правила Канонник и Служебник. Я возблагодарил Господа за благопослушество и милость Его ко мне и брату Димитрию. Господи! Избави мя от мерзости запустения, стоящего на месте святе в сердце моем, от кумиров плотской любви и водвори паки святыню в сердце моем, святыню Божественной Твоей любви, даруй мне нелицемерно, нелестно, неплотски любить всех в Тебе и ради Тебя, а не ради угождения своей многострастной плоти... О, любовь плотская есть величайшая вражда против Тебя, против меня самого и против ближнего, того самого, коего плотски любим, и против всех, ибо на всех нечисто взирает плотски любящий. Господи! Я впал в искушение, воспалившись плотскою любовию, и благодать оставила меня. Я каялся потом Тебе и просил избавления от этой мерзости. Сердце мое крайне расслабло и охладело к Тебе, Боже, и к ближним; я умер душевно... Но да восстану скоро и да возжгу [сердце мое] пламенем любве Твоя Божественныя, нетленныя; сие и даруй мне, молю Тя. При служении ранней обедни Господь явил во мне, умерщвленном грехами, безмерное милосердие и величайшую силу Свою, даруя мне слезы умиления и оживотворяя душу мою, даруя мне силу противиться злым демонам, боровшим и смущавшим меня. В причащении Святых Таин Господь чудно оживил и обновил меня, обветшавшего и умерщвленного страстями. Проповедь свою сказал громко и сильно. При водосвятном молебне враг искушал меня карманом и кошельком, как бы кто ко мне в карман не слазил. О, тщетный страх, нелепый!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В первом из этих состояний мы находим массы людей, особенно язычество. Это плачевное состояние, в которое поставлен человек через разрыв связи с Богом и в котором он остается, если он предоставлен сам себе, – есть состояние греха. Новое, второе состояние начинается с того момента, в который божественная благодать, как она чрез Христа в мире открылась, начинает свое дело в человеке. Мы будем говорить о нем под заглавием «человек под влиянием благодати». С точки зрения этих двух главных состояний мы и рассмотрим отдельные, изображенные Ап. Павлом, замечательные психологические состояния I. Человек в состоянии греха Для этого состояния греховности плоть (σρξ) имеет огромное, прямо центральное значение. Понятие «плоть» в этом отношении получает совсем новые определения, не вытекающие прямо из ранее нами твердо установленного ее психофизического значения. Мы повторяем то, что здесь имеет основное значение. До сего времени мы знали «плоть», как одушевленную материю тела. Или, если мы становились на точку зрения внутренней жизни и рассматривали плоть оттуда, то являлась она нам, как организованная материя, в которую ниспало внутреннее существо человека, как «душа». В более определенной формулировке это значит: «плоть» и «душа» связаны друг с другом таким образом, что каждому явлению во внутренней жизни человека соответствует явление в «плоти», – что далее, наоборот, к явлениям в «плоти» привязываются явления в «душе». Таким образом, «σρξ» человека есть часть материи и притом так организованной, что она дает человеку, существу душевно-духовного рода в главнейшей составной своей части, возможность участия в этом мире материи. Она – узы, сковывающие его в материи, но она также есть необходимый орган для его жизни в этом мире. Только чрез эту связь плотски-материального мира с его душевно-духовными функциями получает человек сведения из земного мира, – только чрез нее ему возможно отображать в себе внешний мир и его духовно понимать. Только, наоборот, потому что материально-телесные функции загадочным, но действительным образом соответствуют его внутренним функциям, может он вторгаться в материальный мир, чтобы преобразовать его и господствовать. Также только чрез плоть, как бы по мосту, может он в этом мире входить в обращение с другими душевно-духовными существами, которые подобно ему чрез плоть связаны с этим материальным миром.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

В первом из этих состояний мы находим массы людей, особенно язычество. Это плачевное состояние, в которое поставлен человек через разрыв связи с Богом и в котором он остаётся, если он предоставлен сам себе, – есть состояние греха. Новое, второе состояние начинается с того момента, в который божественная блогодать, как она через Христа в мире открылась, начинает своё дело в человеке. Мы будем говорить о нём под заглавием «человек под влиянием блогодати». С точки зрения этих двух главных состояний мы и рассмотрим отдельные, изображенные Ап.Павлом, замечательные психологические состояния. I.Чeлobek в состоянии греха Для этого состояния греховности плогь ( δρξ) имеет огромное, прямо центральное значение. Понятие «плоть» в этом отношении получает совсем новые определения, не вытекающие прямо из ранее нами твёрдо установленного её психо- физического значения. Мы повторяем то, что здесь имеет основное значение. До сего времени мы знали «плоть», как одушевлённую материю тела. Или, если мы становились на точку зрения внутренней жизни и рассматривали плоть оттуда, то являлась она нам, как организованная материя, в которую виспало внутреннее существо человека, как «душа». В более определённой формулировке это значит: «плоть» и «душа» связаны друг с другом таким образом, что каждому явлению во внутренней жизни человека соответствует явление в «плоти», – что далее, наоборот, к явлениям в «плоти» привязываются явления в «душе». Таким образом, « δρξ» человек есть часть материи и притом так организованной, что она даёт человеку, существу душевно – духовного рода в главнейшей составной своей части, возможность участия в этом мире материи. Она – узы, сковывающие его в материи, но она также есть необходимый орган для его жизни в этом мире. Только через эту связь плотски- материального мира с его душевно – духовными функциями получает человек сведения из земного мира, – только через неё, ему возможно отображать в себе внешний мир и его духовно понимать. Только, наоборот, потому что материально – телесные функции загадочным, но действительным образом соответствуют его внутренним функциям, может он вторгаться в материальный мир, чтобы преобразовать его и господствовать. Также только через плоть, как бы по мосту, может он в этом мире входить в обращениие с другими душевно – духовными существами, которые подобно ему через плоть связаны с этим материальным миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

О человече! все в твоем самовластии лежит, но не все на пожиток души твоей; что над замер, то смерть. Красна, сладка жена добрая законная, початок добрый и конец радостный; от святых Отец и от церкви благословенно. Сладкий початок греха блудница, чужеложство, разбой, татьба, и иное грехопадение, но того початку сладкаго конец горький в муках вечных. О том сам себе, о человече, избирай самовластием своим; аще хощеши избыти муки, а желаешь быти наследник царства небеснаго, и ты твори добрыя дела: в начале имей смирение, а к тому пост и молитву; сими получишь царство небесное. А аще зле заживешь, то злое твое житие принесет тебе смерть, и ктому начнешь упиватися, объядатися и пространно жити, а пространное житие вводит в муку. Аще же обратишь самовластие свое на добрыя дела на пост и на молитву и на всяко воздержание, то сие самовластие введет тебе в царство небесное и в житие безконечное. Аминь. 9) Поучение в неделю 1-ю по всех святых Всяк иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех. Словеса суть Евангелиста Матфея, в зачале 38 положенная. Яков сугуб есть человек, тако и добродетели сугубой него требует Бог. Человек бо от души и тела состоит, по образу и по подобию Божию сотворен и создан, словесен, разумен, смертен и безсмертен, живет и умирает, действен и недействен, самопроизволен, сугуб от души и тела, сугубы же имать и чувства душевнии и телеснии; душевных пять, еже есть: ум и смысл и мнение, мечтание и чувство; телесных такожде пять, еже есть: слышание, видение, вкушение, обоняние, осязание. Человек причастен естеству плотскому, душевному и духвному, и овогда убо человек живет плотски, о нем же речено есть: не пребывает Дух Мой в человецех сих, зане плоть суть; сущии бо во плоти Богу угодити не могут; овогда же человек живет душевне, о нем же речено есть: душевный человек живет душевне и не приемлет, яже духа; юродство бо ему есть ( 1Кор. 2:14 ). Овогда же живет духовне, той свободен сын от всяких пристрастии мирских и плотских, всегда же вышнее мудрование имать: елицы бо Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все сказанное совершил Господь во плоти Своей, в Своем Лице. «Ты спросишь: есть ли какая для меня польза из того, что сие совершилось во плоти Христовой? Для тебя именно и есть» (святой Златоуст). Что же именно? То, что мы теперь не по плоти ходим, но по духу, «не хотим жить плотски, но духовно» (Экумений). Апостол не объясняет, как совершилось в нас такое изменение; потому что писал к христианам, носившим в себе такое изменение и знавшим, как оно совершилось. Грехооправдательная и грехо-победная сила от Христа Господа переходит во всякого верующего, облекающегося во Христа во святом крещении и дар Духа Святого приемлющего в Миропомазании. Почему он и начинает тотчас вслед за сим ходить не по плоти, а по духу. Но совершается сие не механически, а вследствие свободных изменений во внутреннейшем настроении человека. Припомним сказанное под 2-м стихом сей главы. Падший стал самостен, самоугодлив, сластолюбив. Страстная самоугодливость, качествовавшая в душевно-телесности и двигавшаяся сластолюбием, была источником безысходной грешности, законом греховным, действовавшим «во удех» наших, или тою плотяностию, о коей пишет здесь святой Павел. Но приходит благодать Божия во Христе Иисусе и восстановляет дух человека в правах его, образует в нем самоотверженную ревность благоугождать Богу исполнением святой воли Его, с готовностию ради сего даже на смерть. На сие настроение, происходящее в начале только как бы мысленно, благодать Божия, действовавшая доселе совне, нисходит в таинствах внутрь и, вселяясь в духе, то, что пред сим только преднамеревалось, делает всуществленными стихиями и отправлениями внутренней жизни человека. Он и начинает отселе жить духом в Боге, благоугождая Ему, всячески и самоотверженно принося Ему в жертву свою душевно-телесность, с подавлением всякой страстной самоугодливости, — начинает, иначе сказать, ходить не по плоти, а по духу. — «Не по плоти ходить, а по духу, пишет Амвросиаст, значит: служить Богу умом, который есть дух, не соглашаясь с грехом (самоугодием), который чрез плоть сеет в душе похоти».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2944...

Это нарушение равновесия, отклонение от онтологической нормы однажды совершилось для всего человеческого рода через первородный грех , где человек стал не духовно-плотским, но плотски-духовным, и плоть получила недолжное первенство над духом, причем этот недолжный примат проявляется всего острее именно в отношениях между полами. Телесное половое влечение достигает такой напряженности и независимости, что порабощает, ведет за собой и дух: душевно-телесная любовь (ибо всецело телесной даже и в падшем человеке она не является) становится как бы независимой от духовной и ее себе покоряет. «Любовью» обычно зовется именно это страстное душевно-телесное влечение, которое есть плен для духа. В нем может и вовсе не быть места для духовной любви. Такие страстные состояния и разжения отличаются покоряющей силой тогда, когда они обладают человеком, но обличается их духовная пустота, когда они отходят или погашаются удовлетворением. В христианском супружестве благодатно восстанавливается изначальная норма, однако и здесь, при ослабленности естества первородным грехом, обычно остается еще далеко до должного равновесия 4 . Другие образы любви, хотя и свободны от похоти, сохраняют свой конкретный духовно-чувственный характер. Любя, мы любим всего человека в его духовно-телесном образе, нерасторжимом, ибо первозданном. Конкретность любви, связывающая ее с пространством и временем, вместе с тем вносит в нее и всю ограниченность, этой связи присущую. Все пространственное и временное преходяще в образе бытия своего. Хотя сохраняется и увековечивается его онтологическая сущность (на чем и основано определение вечной человеческой судьбы как следствие временной земной жизни), однако эта сущность иная и явится нам за порогом бытия иначе, нежели является в этой жизни. Здесь надо заранее исключить многочисленные, даже бесчисленные случаи несоответствия в отношениях духовных и телесных: так телесное родство нередко не сопровождается родством духовным, но и наоборот, возможно духовное родство («духовное рождение»), которое не связано с плотским; также подлежат исключению столь многочисленные возгорания плотской страсти, заканчивающияся угасанием и пустотой, не оставляющие места каким-либо связям духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Припев: Святии мученицы, молите Бога о нас. Течении кровными реки изсушиша идолонеистовства/и разжжение угасиша безбожнаго веления страдальцы славою Христовою,/всяко же верно вопиющее сердце напоиша богатно:/отроцы, благословите, священницы, воспойте,/людие, превозносите во вся веки.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Святителей предъизбранный священносподвижен пренесение священное сотвори ваше, всеблаженнии,/и летно сие почитает, поя со всем священным сословием:/отроцы, благословите, священницы, воспойте,/людие, превозносите во вся веки.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Освящшися Духом, Богородице Всенепорочная,/во святых почивающаго родила еси Святаго/и Благодетеля, Единаго Бога,/вся вопиющия освящающа верою:/отроцы, благословите, священницы, воспойте,/людие, превозносите во вся веки.  Песнь 9 Ирмос: Ужасеся о сем Небо,/и земли удивишася концы,/яко Бог явися человеком плотски/и чрево Твое быстъ пространнейшее Небес/Тем Тя, Богородицу,/Ангелов и человек чиноначалия величают.  Припев: Святии мученицы, молите Бога о нас. Друг друга поревающе к жизни/и дерзати сами себе повелевающе раны претерпети, вопиюще страдальцы:/се время благоприятно, станем и победим врага,/Христос бо Подвигоположник простирает венцы,/Иже нас ради страдати изволивый.  Припев: Святии мученицы, молите Бога о нас. Возвысился еси на Древо, Слове Божий,/и мучеников стада привлекл еси к Себе,/страсть вообразивших и заколение,/еже волею, Владыко, приял еси за милосердие нас ради./Темже Тя доблии возлюбивше страдальцы,/яко овчата, закалаются.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Со Христом царствовати всегда, страдальцы всехвальнии мученицы, радостно сподобльшеся на Небесех,/стране победительная и всем душевное испросите спасение,/верою восхваляющим вы днесь.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Облаче Солнца мысленнаго, души моей облаки разжени,/двере Божия, отверзи мне двери, молю Тя, правды Владычице,/и ко входом благим введи, Дево,/от путей многообразных лукаваго избавляющи мя.  Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-na-ob...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010