Церковь её питает, кормит и содержит, а она служит Церкви. Пример такой «истинной вдовицы» есть в книге Евангелия апостола Луки, где Анна, дочь Фануилова, вместе с Симеоном Богоприимцем встречали Христа в Иерусалимском храме. Она всю жизнь прожила при храме, служа Богу молитвой день и ночь. Вот эти «истинные вдовицы». А не «истинная вдовица» — это та, которая мужа не имеет, но такая молодящаяся дама, которая не прочь была бы ещё замуж выйти и устроить свою жизнь. Она для церковного служения плохо подходит, у неё другие мысли в голове. Вот это уже другое, это не «истинная вдовица». Поэтому сказано: «Вдовиц почитай, истинных вдовиц». Есть такой принцип моногамии — единобрачия: женщина не согрешает, если она выйдет замуж ещё раз. Здесь нет никакого запрета, потому что лучше жениться, чем разжигаться, и вообще- плохо человеку одному на свете. И вдовец, если овдовеет и ещё раз женится - он не согрешит. Но, конечно, гораздо лучше, если женщина, однажды побывав замужем, а потом потеряв мужа в силу разных причин, уже хранит себя, говорит: «Я уже замужем была». Так многие говорят. Я сам слышал эти слова из уст благочестивых женщин. Им говорят: «А может, вам ещё замуж выйти? Вы ещё довольно молодая женщина». — «Да нет, я уже была замужем. У меня есть один муж, и я надеюсь с ним на небесах встретиться». Вот это «истинная вдовица». По критерию верности усопшему мужу, по критерию нежелания устраивать по-плотски свою земную жизнь, по критерию беспомощности и беззащитности, всецелой преданности Церкви Божией определяется «вдовица истинная» от той женщины, которая просто мужа не имеет. — Здравствуйте, батюшка Андрей. Всем радиослушателям желаю душевного и телесного здравия. В четырёх Евангелиях Иисус очень часто говорит о Царствии Небесном и о Царствии Божием, а в Евангелии от Луки Он конкретно Своими устами говорит, что меньший в Царствии Божием — больше, чем Иоанн Креститель. Получается, что Иоанн Креститель — в Царствии Небесном, может быть, на каких-то уровнях, но не в Царствии Божием.

http://pravoslavie.ru/88679.html

Прежде всего, у Ин. совершенно отсутствует все Гефсиманское борение, которое занимает такое существенное место у синоптиков. Это борение сам Христос определяет как смертельное: «душа Моя скорбит смертельно» ( Мф. 26:38 ); «начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно» ( Мр. 14:33, 34 ), и настолько, что «явился к Нему ангел с небес и укреплял Его. И находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его как капли крови, падающие на землю». ( Лк. 22:43, 44 ). Все это отсутствует у Ин., тогда как у синоптиков отсутствует вся прощальная беседа. Гефсиманское борение, «смертельная скорбь» Христова, соответствует Его душевному умиранию, той агонии, которая предшествует смерти телесной и ее сопровождает. Она есть изживание греха мира, отяготевшего на Искупителе. За этим умиранием душевным следует крестная страсть с умиранием на кресте, с разлучением души с телом, которое по-человечески переживает Господь. Это и выражено в предсмертном вопле: «Или, Или! Лама савахфани! Боже Мой, Боже Мой! векую Ты Меня оставил?» ( Мф. 27:46 ; Мр. 15:34 ), после чего следует кончина: «опять возопив громким голосом, испустил дух». ( Мф. 27:50 ; Мр. 15:37 ). «Отче, в руки Твои предаю дух Мой». ( Лк. 23:46 ). Этим преходится порог между жизнью и смертью , и прекращается смертное борение, наступает покой субботствования во гробе, с сошествием в ад и восшествием духовным к Отцу: «во гробе плотски, во аде же с душей яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси с Отцем и Духом, вся исполняя...» В смертельной тоске душевной совершается смертью Богочеловека на кресте наше спасение. В повествовании синоптиков к этому присоединяются и еще некоторые черты, относящиеся опять-таки к человечности Господа: здесь следует особенно отметить всю обстановку взятия и суда, враждебные издевательства над Христом даже у креста, поношение разбойников, распятых с Ним ( Мф. 27:44 ). К этому ев. Лука еще присоединяет рассказ о разбойнике благоразумном, (23:40–43), вместе с упоминанием о словах Господа, обращенных к плачущим еврейским женщинам (27–30). Вообще вся обстановка заставляет вспомнить слова ев. Луки (4:13) о том, что после искушения Христа в пустыне «диавол отошел от Него до времени». Теперь же наступило это время для нового и последнего Его искушения, не только чрез посредство Иуды, в которого вошел сатана, но и чрез все его послушные орудия, людей, исполненных сатанинской злобы ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

И вообще все: келари, больничники, писцы, виноградари, огородники, сапожники, повара, экономы, благочинные, надсмотрщики, будильщики, канонархи, лампадчики, хлебники, плотники и вообще все люди с важными или мелкими занятиями, – с непрерывным трудом и неугасимым желанием вечных благ будем всё мужественно переносить, всё благодушно терпеть и всё надлежащим образом исполнять, входя в положение друг друга, оказывая взаимно услуги, и настолько, чтобы быть каждому готовым и духовно, и плотски положить душу (см. 1Фес. 2:8 ) за своего брата. И если Единородный Сын Божий, Который из послушания Богу Отцу истощил Себя до такой степени смирения, что, будучи Владыкой, стал рабом и вкусил смерти, смерти же крестныя ( Флп. 2:7–8 ), если Он уговорит и склонит вас ко всему вышеуказанному, то мне, безнадежному, радость и веселие неистощимое и несказанное 137 . Радость и неизреченное веселие также и вам, исполнителям Его заповедей: отселе вы не только будете восхваляться каждым видевшим ваши добродетели человеком, не только будете побеждать врага и сопротивляться всем его нападкам и козням, но и в будущем веке вы будете ликовать, будете зачислены в ангельские хоры и в торжество преподобных, где, братия честнейшие, воистину всех веселящихся жилище ( Пс. 86:7 ). Итак, вот мое вам наставление, вот не достигающее своей цели мое оглашение, вот – труд и подвиг, который несу я, неразумный, вот эта пылкая жажда духовной любви к вам! Осчастливьте же меня своим великим спасением, обогатите меня своим душевным богатством, прославьте меня блеском вашего небесного жития. Усердно прошу вас об этом, чада мои возлюбленные, мужи желаний ( Дан. 9:23 ), делатели Господни, очищенные воистину чада, народ израильский, помощники и служители храма Господня, сыны Каафовы и Мерариины ( Чис. 3:19–20 ), носящие драгоценнейшую утварь скинии истинней ( Евр. 8:2 ). Христос, приводя к концу ваш путь и подвиг, спасет и сохранит вас, ибо Ему подобает слава, честь и поклонение с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 22

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Не нужно проходить мимо никакого, даже самого обычного занятия, но следует принимать во внимание каждое из многоразличных служений, раз только человек исполняет его по совести, во славу Божию. Ведь вот невелик, кажется, труд того, кто ежедневно напоминает о смерти и твердит всего один лишь стих, но если он исполняет это от всего сердца, и за это только одно он получит мздовоздаяние наравне, а быть может, даже и больше эконома. Что же после того сказать нам о тех, кто занимает у нас второе место, или о благочинных, или о надсмотрщиках, о канонархе, келаре, трапезаре, сапожнике, пергаментщике, огороднике и вообще о всех других? Велики и славны их награды, как почтенны их занятия и блистательно их выполнение. Вот какое прекрасное руководство оказала вам Божественная благодать, и да ведет же она вас и дальше и да переводит из силы в силу вас, это богосоставленное собрание, неразрывный союз, новую, но с древним житием обитель, вас, взирающих на Одного только Бога и отвращающихся от всякого общения с миром. Благо, благо вам, почтеннейшие братия, за ваше превосходное житие и за совершенное и дивное течение! Ну что же теперь, неспособный в речи и грешный, могу сказать вам насчет праздника? (87) Свойства предмета нашей беседы требуют искусства в речи и душевной чистоты, ибо нельзя, сказано, нечистому касаться чистого. Все-таки я хочу ради вас передать хоть одну только историю праздника, да и мои слабые уста да освятятся от этого, и ваши уши что-нибудь да послушают. Вездесущий Христос Бог наш сегодня плотски идет из Галилеи в Иудею, к славному Лазарю, который уже при смерти; возвращением его к жизни Он кладет залог собственного воскресения и предпосылает лучи нетления. Что же говорит на пути вернейший из учеников и дивный Фома, глаголемый близнец ( Ин. 11:16 )? Идем и мы, да умрем с Ним [там же]. Какая горячность веры и пылкость любви у ученика! Он возбудил весь апостольский сонм и внушил ему отвагу разделить со своим Учителем опасность. Это поставлено не случайно и нужно понимать данное место не буквально: здесь указан пример для нас, чтобы и мы точно так же шли вослед за своими руководителями, хотя бы нам при этом и предстояла смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

С одной стороны, человечество замыкается в самом себе, с другой – оно поглощается божеством» 210 . Халкидонский собор в своём: «Неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» апофатически, негативно, определил таинственные отношения во Христе, подобно литургическому тексту св. Иоанна Златоуста : «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный». Поэтому Владимир Лосский склонен утверждать о тщетности всяких попыток строить какую-то «психологию» Христа и воспроизводить в книгах «0 жизни Иисуса» Его «душевные состояния» 211 . Подводя итог сказанному о communicatio idiomatum , на основании учения таких отцов, как свв. Леонтий Византийский , Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин , – В. Лосский говорит: «Христос становится человеком по любви, оставаясь Богом, и огнь Его Божества навсегда воспламеняет человеческую природу; вот почему святые, оставаясь людьми, могут быть причастниками Божества и становиться богами по благодати». 212 Борьба за христологический догмат продолжалась около четырех столетий, прежде чем христианское безумие не восторжествовало над эллинской мудростью. Здесь, как и в догмате Троичности, суть заключается в различении природы и ипостаси. Но, в Троице – одна природа в трех ипостасях, во Христе – две различные природы в одной ипостаси. Ипостась заключает в себе и ту, и другую природу: Она остается одной, становясь другой: «Слово стало плотию», но Божество не становится человечеством, человечество не превращается в Божество. Таков смысл христологического догмата, сформулированного Халкидонским собором. Шестой Вселенский собор, собравшийся в 681 году в Константинополе, разъяснил христологическое определение Халкидонского собора. Он вновь подтвердил единство Христа в двух природах и уточнил учение о двух природных волях во Христе, которые не могут противоречить одна другой, так как воля человеческая подчиняется воле Божественной – воле Бога. § 2. КЕНОЗИС ВОПЛОЩЕНИЯ «По отношению к Богу нельзя говорить о «свободных решениях», потому что единственное решение Сына – это кенозис, принятие на Себя всех условий человеческого существования, совершенное подчинение воле Отца».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Тревожное настроение мам иногда связано не только с лишениями и  малыми жертвами, на которые им приходится идти ради детей, но и с эгоистическими привычками, с привязанностью к комфорту, от которых современному человеку трудно сразу избавиться. Становясь мамой, переключаешься на нужды ребёнка и постепенно отучаешь себя от эгоизма и самосожаления. Преподобный Порфирий Кавсокаливит даёт этому явлению духовное обоснование: «Просто любить кого-то – это ещё мало. Надо любить человека больше, чем себя самого. Мать любит своих детей больше, чем себя. Для того чтобы накормить детей, она остаётся голодной.  Однако радость, которую испытывает она, больше той радости, которую испытывают её дети. Малыши питаются плотски, а мать – духовно. Они испытывают чувственный вкус пищи, тогда как она радуется духовным радованием». Душевному миру мамы и её чада  особенно способствует непрестанная молитва о детях.  Авва Порфирий считает её самым важным воспитательным средством, формирующим характер и душу ребёнка с первых дней его жизни. «Каждый раз, как ты будешь говорить: «Господи, помилуй моего ребёнка», твоё дитя будет принимать от Христа один добрый помысел.  Чем больше ты будешь молиться, тем больше благих помыслов будет приобретать твоё чадо. Сейчас ребёнок похож на незрелый апельсин, но мало-помалу он будет созревать и станет таким, каким ты хочешь, чтобы он был.  Я убедился в этом на своём собственном опыте. Для человека это самый результативный путь решения любых его проблем. На всех других путях, по которым часто люди следуют, руководствуясь своим инстинктом, в большинстве случаев их ждёт неудача». Старец уподобляет материнскую молитву ласковому прикосновению, показывая, насколько любовь может быть ощутимой материально: «Мать любит гладить и ласкать своего ребёнка. Но она должна упражняться и в «духовной ласке» молитвы. Когда мать без молитвы хочет погладить ребёнка, он вскидывает ручки и отпихивает её от себя.  Когда она горячо про себя молится о своём сыне, тогда он чувствует в своей душе необъяснимую «духовную ласку», которая влечёт его к матери. 

http://azbyka.ru/deti/chem-opasna-mladen...

Посему праздновать его и торжествовать следует нам не плотски, а духовно. Св. апостол Павел пишет: Аще живем духом, духом и да ходим; не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще 229 . И паки: Духом ходите, и похоти плотския не совершайте 230 . И паки: Вы духовнии исправляйте такового духом кротости: блюдый себе, да не и ты искушен будеши 231 . Апостольские сии слова ясно показывают нам, что значит духовно жить и как духовно праздновать христианские праздники. Т. е. – должно и всегда, а особенно в эти дни, иметь ко всем кротость, никого не раздражать, никому не завидовать и не исполнять похотей плоти, которая прежде всего искушает человека чревоугодием, а затем и другими страстьми. Но это ещё не всё высказано, что необходимо для духовной жизни. Апостол, как основание спасения и как главную потребность, выставляет добродетель смирения и послушания, глаголя сице: Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе: иже во образе Божии сый, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя 232 . Ежели Воплотившийся нашего ради спасения Сын Божий имел крайнее смирение и послушание до смерти, то кольми паче нам, непотребным и грешным рабам Его, хотящим наследовать спасение, всячески должно заботиться о сих главных добродетелях, т. е. о смирении и послушании, где нет нарушения какой-либо заповеди Божией. Вот, что пришло мне в слабую и омрачённую голову, то и предлагаю любви вашей в сей великий и всерадостный праздник, для утешения и назидания вашего, заключая грешное моё слово глаголом самого Господа: в терпении вашем стяжите души ваша 233 . Аминь. Недостойн. Иером. Амвросий. 1876 года, апреля 1. 14. Сестры о Господе и матери! Вот милостию Божиею и ещё сподобляемся мы встретить праздник Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа. Поздравляю вас с сим знаменательным и всерадостным и всеобщим христианским торжеством и сердечно желаю вам провести оное в мире и радости и утешении духовном. По обычаю своему желал бы сказать вам нечто в пользу душевную и теперь, как и прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

...если не покормишь людей, то хоть птичек корми ежедневно. Года за два до своей смерти матушка раздала все свои книги сестрам на молитвенную память. У нее была небольшая икона Матери Божией игуменьи Афонской, и перед отъездом чад матушка имела обычай благословлять этой иконой в дорогу. Еще давала хлеб в дорогу: маслом постным смажет, слегка солью посыплет – очень вкусным был ее хлебушек. Каждую Литургию матушка заказывала молебен Спасителю, Божией Матери и Иоанну Воину. Схимонахиня София вспоминает, что однажды матушка Серафима вышла проводить ее и сестру N. Некоторое время они прошли вместе, затем попрощались. Она благословила их с любовью и пошла обратно. Пройдя некоторое расстояние, мать София и монахиня N. обернулись, чтобы еще раз взглянуть на матушку Серафиму. Каково же было их изумление, когда они увидели матушку, как бы обведенную светлым контуром, золотым лучом по колено... Глава V. Последние дни земной жизни Старца Амвросия ...несть раб болий господа своего. Аще Мене изгнаша, и вас изженут... ( Ин. 15, 20 ). Причиной того, что матушку Серафиму перестали посещать паломники, являлось нападение врага рода человеческого, внушившего ревность женщине, которая за ней ухаживала. Считая себя ее келейной, она старалась не допускать к ней чад, переживая, что матушка встречает их с любовью, и разжигалась недобрыми чувствами. Искушение, которое, к сожалению, встречается рядом со старцами. Немощные духом, не обладающие совершенством, такие люди по-плотски, по-бытовому понимают любовь как душевную привязанность, и зачастую их поступки становятся эгоистичными и неразумными. В Евангелии сказано, что «нет пророка без чести», кроме как в своем дому и в своем отечестве. С другой стороны, это закономерно, так как мать Серафима была истинным чадом отца Амвросия, и, как часто это случается в духовной жизни, ее крест был сходен с тем, что нес ее наставник. Говоря о тех искушениях, которые воздвигает враг на пути ищущих спасения в монастыре, следует упомянуть о том, что обычно он старается лишить подвизающегося внутреннего мира путем разжигания ревности, зависти, соперничества. Нападение на монашествующих бывает особенно жестоким и совершенно непредсказуемым. Это понятно тем, кто вкусил духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Balab...

Ин Ирмос: Ужасеся о сем Небо,/и земли удивишася концы,/яко Бог явися человеком плотски/и чрево Твое бысть пространнейшее Небес./Тем Тя, Богородицу,/Ангелов и человек чиноначалия величают. Приидите вси, благодарственными песньми возвеличим Матерь Божию/и к дивному Ея образу благоговейно припадем,/положившую с нами завет милости,/прославим Обрадованную воскресением Сына Своего. Богородице Дево, упование христианом,/пробави и нашему роду милости Твоя,/бывшия отцем нашим во обители сей,/разори совет нечестивых, возстающих на ны,/и сей дом Твой преславно соблюди. Пресвятая Госпоже наша, поминая неисчетная Твоя благодеяния,/имиже удивила еси обитель сию от лет древних,/Тя, Матерь Божию, величаем. Святая обитель Печерская купно с дщерию своею по духу обителию Свенскою,/ днесь союзом любве совокуплени,/яко всея твари честнейшую и земных всех славнейшую Тя, Богоотроковице,/зряще на иконе Твоей Печерстей, ублажаем. Светилен: Светом озарившая церковь Печерскую от пречуднаго лика Твоего, Богородице,/возсияй ми свет спасения огнем покаяния,/да верою и любовию славлю Тя, Приснопрославляемую. На хвалитех стихиры, глас 5. Подобен: Радуйся: Радуйся, горо Печерская,/усыренная молитвами сынов твоих/и украшенная ныне явлением чуднаго образа Богоматери,/воистинну Небесной Игумении обители нашея,/присно охраняющей,/от язв душевных и телесных врачующей/и незримо чудодействующей ко всем,/верою чтущим Ю/и образу Ея кланяющимся. Радуйся, все множество Печерских отцев,/видяще явление Богоматери/на месте подвигов ваших/и всемощную благодать Всесвятаго Духа,/обитающую на месте святем сем,/Еяже снизшествие благоговейно воспоминающе/и благоверно чтуще,/воспоим от сердца Заступницу рода нашего,/присно молящую о нас Христа Бога нашего. Радуйся, святая обитель Печерская,/в благознаменитый день явления в тебе/безмерной милости Богородицы,/и, радостно воспевающе благодарственная устнами сынов твоих и любовию,/да прославиши образ Игумении своей,/присно хранити тя обещавшей,/аще вера и любовь не оскудеют на месте сем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Три жизненных состояния Если мы направим мощные прожекторы святоотеческой мысли на человеческое общество, мы поймем, что есть три жизненных состояния, три категории людей. Каждая вращается в собственном мире, имеет собственные характерные особенности, представляет особый тип. Рассмотрим пристально каждый из этих образов жизни. Если в этом духовном зеркале мы лучше разглядим наше собственное лицо, то наши размышления не окажутся напрасными. Начнем исследование с первой категории людей. Первую категорию можно назвать плотские люди . Вся их жизнь влачится среди скорбей. Они гонятся только за тем, что желанно плоти, и не могут избавиться от вожделений. Лишь для того они живут, чтобы потешить органы чувств. Их цель – удовольствие и наслаждения. «Они всегда борются за видимое и тленное. Они бьются за имущество, за славу, за плотские удовольствия и считают большим ущербом для себя этого не получить». Они проводят жизнь в духовных потемках. «Живущие плотски суть помраченные разумением, совершенно непричастны они лучам Божественного света» (прп. Никита Стифат ). Весь их внутренний мир движется против природы: их помышление, вожделение, воля, представление и память. В центре их мира – они сами. Они не исследуют, что на самом деле может дать им их материальный достаток, ибо средства, ими применяемые, только вредят их делу и унижают его. Неизбывное душевное непостоянство господствует во всех их делах. «Как в ночи, мрачной и темной, дует злой ветер, сгибая, пронзая и сотрясая все растения и севы, так и плотский человек, подпавший под власть диавола, склоняется лютым ветром греха, от порывов которого сотрясается душа и рассыпаются повсюду помыслы и ум. Он сходен с зерном, разбросанным по гумну земли, развеваемым непостоянными помыслами мира сего, то есть непрестанным смятением земных дел. Ибо вожделеет он и многосложных сетей плотских помышлений, и всяческих немыслимых наслаждений» (прп. Макарий Египетский ). Когда идеи в уме человека беспорядочно перемешаны, неудивительно, что такой плотской человек утрачивает былую способность различать вещи (свт. Каллист Ксанфопула), то есть возможность всякий раз избирать правильное. Человек приходит в скорбное состояние отвержения слов Божиих. «Человек, избравший плотское, когда услышит о Боге, будто от пресной беседы, отвращает ум. Как изрек пророк: стало им слово Божие как рвота» (прп. Макарий Египетский ). Выразительные примеры плотских людей мы находим в Новом Завете: это разбойники из притчи о добром самарянине, безумный богач из притчи о богаче и Лазаре, блудный сын из притчи. Они бессердечны. Они похваляются своей дерзостью (ср.: Иак. 4:16 ). Решение Бога о них – оставить их без благодати Святого Духа. «Не останется Дух Мой в них, ибо они суть плоть» (ср.: Быт.6:3 ), – изрек Бог об этих людях пред потопом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zhi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010