1 . Еретицы катафриги или монтанисты, отрекшихся от Православныя Церкви и крещения, и к ним приходящих, паки крещаху, нивочтоже вменяюще оное крещение, еже у православных христиан. Чти у Барония. Лето Господне 255. 2 . Такожде еретики новатиане православно крещенных паки крещаху. Чти у Барония лист. 160-й и Лето Господне 255, под числ. 3, и Четь-Минеи июня 9-го дня. И в книге под названием Начертание Церковной Истории в пользу духовнаго юношества, напечатан. в Санктпетербурге, Отделен. 1-е стран. 202. 3 . Еретицы донатисты такожде во вторые крещаху приходящих к ним, крещенных в Православной Церкви от священников. Смотри у Барония лето Господне 303 и 331, 362, 365, и на листе 414. И в книге Никона Черныя Горы. 4 . Еретицы ариане во второе крестили всех приходящих к ним во свое арианское крещение. Смотри Пролог декабря 8-го дня. 5 . Еретицы евномиане такожде во второе крещаху всех к ним приходящих, не токмо от православных, но и от ариан. О чем писано у Епифания Кипрского в слове о ересях. Зри в Старописанной Кормчей в главе седьмой. Но у всех означенных еретиков крестили епископы или священники. Русские же, глаголемые старообрядцы, не епископы или священники, но непосвященные мужики и женщины приходящих к ним от нашей Св. Церкви перекрещивают во второе и имена переменяют. Оле безстрашия! На что невежды не отважатся! Сии люди безрассудною ревностию и ожесточением весьма похожи на бывших в древности во Африке донатистов. В старопечатном Великом Катихизисе в главе 73-й, на листе 366-м на обороте и 367-м сказано сице: «Святое крещение не лет есть повторяти: единою бо восприемлемо, в души вечное начертание начертавает же и изображает. Якоже убо Един есть Бог, едина вера, сице и едино есть крещение. Якоже единощи Христос умре, сице единощи с Ним в крещении грехом умираем. Якоже единощи раждаемся плотски, вторицею же не можем родитися, сице же и единощи крещаемся. Крещение бо есть душевное рождение от воды и Святаго Духа. Дерзнувый же вторицею креститися, хулить первую смерть Христову, в ней же прежде крестися, аки бы вторицею распинал Сына Божия». До зде от Катихизиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Ипакои, глас 7: Иже наш зрак восприемый,/и претерпевый Крест плотски,/спаси мя воскресением Твоим Христе Боже,/яко человеколюбец. Ипакои Наш образ принявший/и плотию претерпевший Крест!/Спаси меня воскресением Твоим, Христе Боже,/как Человеколюбец. Степенна, глас 7. Антифон 1, ихже стихи повторяюще поем: Степенны. Антифон 1 Плен Сионь от лести обратив,/и мене Спасе, оживи,/изимая работныя страсти. Пленников Сионских от блуждания возвративший,/и меня, Спаситель, оживи,/избавляя от рабства страстям. В юг сеяй скорби постныя со слезами,/сей радостныя пожнет рукояти присноживопитания. Кто при южном ветре сеет скорби, –/посты со слезами,/– тот с радостью соберет снопы,/вечною жизнью питающие. Слава: Святым Духом источник Божественных сокровищ,/от Негоже премудрость, разум, страх:/Тому хвала и слава, честь и держава. Слава: В Святом Духе – источник Божественных сокровищ:/от Него мудрость, разум, страх;/Ему – хвала, слава, честь и владычество. И ныне, тойже. И ныне: И повторяем то же. Антифон 2: Аще не Господь созиждет дом душевный, всуе труждаемся:/разве бо Того ни деяние, ни слово совершается. Антифон 2 Если Господь не построит дома души,/то напрасно мы трудимся;/ибо без Него ни дело, ни слово не совершается. Плода чревна, святии духодвижно прозябают/отеческая предания, сыноположения. Святые, побуждаемые Духом,/взращивают отеческие учения о усыновлении,/делающем нас для Бога плодом чрева. Слава: Святым Духом, всяческая еже быти имут:/прежде бо всех Бог, всех Господьство,/свет неприступен, живот всех. Слава: Святым Духом все имеет бытие;/ибо Он прежде всего – Бог, над всем господствует,/свет неприступный, жизнь всех. И ныне, тойже. И ныне: И повторяем то же. Антифон 3: Боящиися Господа, пути живота обретше,/ныне и присно ублажаются славою нетленною. Антифон 3 Боящиеся Господа, пути жизни обретя,/будут ныне и всегда блаженными именоваться/со славою нетленною. Окрест трапезы твоея, яко стеблие видя исчадия твоя,/радуйся и веселися, приводя сия Христови пастыреначальнику. Вокруг трапезы своей, как отрасли видя чад своих,/радуйся, веселись, пастыреначальник,/приводя их ко Христу.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih-vo...

Таковыми по необходимости являются младенцы и маленькие дети, которые еще не в состоянии пользоваться разумом. И поскольку эти чувства, управляющие начальным возрастом и дарованные нам Богом Творцом, естественны, то верно называются мужами, то есть как бы законными супругами, поскольку то, что они заблуждаются, не причисляет их к пороку в собственном смысле; но по природе [своей] они относятся к произведению Божию. Когда же всякий достигнет такого возраста, что уже будет способен пользоваться разумом, если удастся ему тотчас овладеть истиной, то не будет уже пользоваться этими чувственными руководителями, но получит в качестве мужа разумный дух, в услужение которому отдаст эти чувства, подчиняя тело свое рабству; [и], так как душа подвластна уже не пяти мужам, то есть пяти телесным чувствам, но слово Божие имеет законным мужем, с которым соединена и связана; так как и самый дух человека прилепляется ко Христу, поскольку глава мужу – Христос ( 1Кор 11:3 ), то в духовных объятиях без всякого страха отлучения он будет всецело наслаждаться вечной жизнью. Ибо «Кто может отлучить нас от любви Христовой?» ( Рим.8:35 ) Но поскольку эта женщина была объята заблуждением, и это обозначало, что она весьма долгое время находилась в рабстве у пустых суеверий, то, по прошествии периода пяти телесных чувств, которыми, как мы сказали, управляем начальный возраст, Слово Божие не приняло ее в супружество, но в прелюбодейном объятии завладел ею диавол. Итак, Господь говорит ей, видя, что она плотская, то есть рассуждающая плотски: «Иди, призови мужа твоего и приди сюда», то есть удались от плотского состояния, в котором ты ныне пребываешь, почему и не можешь понять, что Я говорю, «и призови мужа твоего», то есть стань причастной духу познания. Ибо дух человека есть некоторым образом как бы супруг души, который управляет душевным состоянием, как женой. Но это не тот Святой Дух, который пребывает неизменным с Отцом и Сыном и неизменно даруется достойным душам, но дух человека, о котором апостол говорит: «Никто не знает, что в человеке, кроме духа человека».

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Всякая злоба, зависть происходит от нашего самолюбия, от пристрастия к плоти. Потому непременно должно презирать плоть, не радеть иногда и о воздухе, и о пище и питье, и об одежде, и о деньгах ради того, чтобы сделать угодное ближнему. А с какою жадностию я, окаянный, иногда обедаю или пью чай, хотя и нет настоятельной потребности к еде и питью. На сласти чужие не разевай широко рта: в них нередко сокрыта горечь чужих грехов; покушаешь их – возьмешь на себя грехи чужие, как Гиезий, слуга Елисеев, прельстившись сокровищами Неемана и выпросив у него две одежды и два таланта, принял на себя и его проказу 149 . (Мне было тяжело после сладкого сливко-сахарного пирога Анны Константиновны и мясного кушания холодного из кухмистерской; мяса не надо есть: обременяет.) Мы же обижаем, да мы же и ненавидим ближнего (Анну Константиновну): не смей нам противоречить в том, что нам хочется делать. Будь одно сердце и одна душа с домашними, разделяя всё сладкое с ними с радостию, паче же сам избегай сластей – да не увязнешь в них. В свои именины я пил довольно водки, и это было мне вредно: головная боль, тяжесть, неспокойный сон. Каприз и злость: когда ласкают человека, он нарочно злится и упрямится. Виноваты ли слова молитв, что мы не можем их вскоре выговорить, хотя другие скоро и удобно выговариваем? Нет, конечно: это бывает по действу диавола; виноваты ли красивые, гладкие лица, что мы иногда ими прельщаемся? Нет: виноваты мы, нечисто, плотски взирающие на оные. Виноваты ли иные люди, что нам противно смотреть на их лицо и говорить с ними? Нет: но виноваты мы в своей злобе, виноват исконный враг рода человеческого. Семейные огорчения происходят от наших страстей и показывают сокрытые в нас самих важные недостатки: жадность, скупость, гордость, злобу, блуд, любостяжание; чрез семейные неприятности открываются сердечные помышления наши, сокрытые душевные болезни вызываются наружу. Ревнуй, о иерей, непрестанно о воздержании в пище и питье. Страсти наши, не обузданные в начале, растут всё более и более с днями и летами и могут наконец заглушить в человеке всё доброе, подавить, умертвить. Потому каждый должен усердно искоренять страсти. Это то же, что рак болезнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Кто плотски и противоестественно живет и действует, тот совсем потерял свою рассудительность; а кто, отклонясь от зла, положил начало творить благое... тот как только еще вводимый в область добра и ухо приклоняющий к учению, приникает мало никако к некоему чувству рассудительности, свойственной новоначальному. Кто же по естеству и душевно, т. е. смысленно и разумно живет и действует, почему и называется средним, – тот, по своей мере, и видит, и обсуждает и то, что его касается, и то, что касается подобных ему. Кто наконец выше естества и духовно живет, тот, как прошедший за предел страстного, новоначального и среднего, и благодатию Христовой достигший совершенства, т. е. всуществленного просвещения и совершеннейшей рассудительности, видит себя самого и обсуждает наияснейше, а также и всех видит и обсуждает определительно верно, сам не будучи ни от кого видим и обсуждаем верно, хотя у всех на виду находится, как говорит Апостол: духовный возстязует убо вся, а сам той ни от единого возстязуется (ср.: 1Кор. 2, 15 ). Из сих первый подобен шествующему в глубокой ночи и непоницаемой тьме; почему, как блуждающий в непроглядной тьме и мраком покрытый, не только себя не видит и не обсуждает, но и того не разумеет, куда направляется и где полагает стопы свои... Второй подобен шествующему в светлую ночь, звездами освещаемую; почему, мерцаниями звезд будучи мало некако осияваем, понемногу ступает, часто спотыкаясь ногами о камни нерассудительности и подвергаясь падениям... Третий подобен шествуюшему в ночи полнолунной и тихой; почему, лучами лунными направляем будучи, идет менее заблудно и в предняя простирается, – себя видит, как в зерцале, и обсуждает, равно как и сшедствующих ему... Четвертый подобен шествующему в полдень чистейший, светлыми лучами солнца освещаемый; почему таковой и сам себя совершенно видит... и обсуждает полно и верно, и других многих, лучше же сказать, всех восстязует... сам шествуя незаблудно и последующих ему ведя непреткновенно к настоящему Свету, Животу и Истине... (патр. Каллист и ин. Игнатий, 93, 361–362).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Икос 11 Светоприемная нам возсияла еси свеща, Богородице, во храм Господень пришедши, радость величайшую тамо светящи и на молитве во Святая Святых горящи, отонудоже и облистала еси небесною чистотою всему миру, во тьме греховней пребывающему, да и мы со свещеносными девами, Тя ко храму Господню светло со славою девственною проводившими, узрящем Тя радостно, во свете чистоты душевныя и телесныя сияющу, и воспоем Тебе похвалы таковыя: Радуйся, Свеще Неугасимая, во Святилище возженная, свещеносными девами провождаемая. Радуйся, Заре Незаходимая, весь мир облиставшая, светлыми Ангелы во храме сретаемая. Радуйся, Светильниче Небесныя славы, Свете нелестный во храме всем возсиявший. Радуйся, Чертоже Божия благодати, Хлебе словесный из руки Ангела приявший. Радуйся, Мати Света грядущая быти, светом чистоты Твоея всех просвещающая. Радуйся, Мати Света Тихаго Сияние, теплотою молитв Твоих всех утешающая. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая. Кондак 12 Благодати Божия новый и одушевленный Кивот сущи, Богородице Дево, в немже вместо манны чувственныя и вещественных скрижалей вмещаются невещественныя неистощимыя дарования Божия, достойно введена была еси во Святая Святых, яко вместити имущая плотски Безначальное Слово Божие, идеже Силы Небесныя служаху Тебе, страшнии Херувими и пламенеющии любовию Серафими осениша Тя крылы своими, Престоли и Господствия, Начала, Силы и Власти припадоша к Тебе со Архангелы и Ангелы, вопиюще о Тебе: Аллилуиа. Икос 12 Поюще пречестное Твое во храм Господень Введение, хвалим вси Твое пречудное во Святая Святых со Ангелы спребывание и небесным хлебом питание, поклоняемся равноангельской девственной чистоте Твоей, Богородице, и веруем, яко пришла еси от земнаго дома в Дом Божий, яко жертва чистая, яко дар освящен на обручение девства Твоего Жениху Небесному, да уготоваешися достойно к нетленному и чистому Рождеству Христову в Божие Жилище. Темже тако верующе, возглаголем Тебе сице: Радуйся, храм Господень Пречистых ног Твоих стопами освятившая. Радуйся, жилище Божие от осквернения грешных отмывшая. Радуйся, во Святом храме, яко на небеси, поклонение Горних Сил приемшая. Радуйся, во Святая Святых, яко на небеси, Престолу Божию представшая. Радуйся, Прекрасная Девице, изшествием Твоим из дому отчаго во храм мир всему миру Принесшая. Радуйся, Новая Голубице, вхождением во храм праведным в преисподней надежду впервые даровавшая. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

http://pravicon.com/info-1161

Мы могли бы еще глубже вникнуть и убедиться, не в этом ли заключается достоинство истины, выдержавшей испытание всех времен. Вследствие этого мы имеем нужду разрешить противоречие при посредстве заключений – нужду, которой правда, могут не сочувствовать люди исторически заинтересованные и философски незаинтересованные. Мы вынуждены рассмотреть предмет ближе также необходимостью доказать, действительно ли наш синехологический взгляд на «плоть» и «душу», впервые нами примененный к пониманию учения Ап. Павла, везде может быть проведен и не разбивается ли применение этого учения к Ап. Павлу сначала же о внутреннюю невозможность. Свое доказательство, следовательно, наш взгляд опять главным образом получит в том, что с его помощью все ранее неясное или только наполовину и неудовлетворительно уясненное естественно расчленяется и свободно укладывается в раньше изложенные взгляды Апостола. Никому не возбраняется держаться только высказанного Ап. Павлом и скорее принять не ясности и противоречия, чем пожелать допустить спорную гипотезу, но, с другой стороны, мы готовы пожертвовать и своей гипотезой, если найдется лучшая. Итак, что означает, что «грех» или «злое» живет в плоти? Мы еще раз прежде всего ставим пред глазами то, что мы узнали в результате вообще о психологическом значении плоти. «Плоть» с «душой» тесно связана, т. е. к явлениям в плоти привязаны явления во внутреннем существе человека и наоборот. Телесные функции суть возбуждения и движения в плотски материальной субстанции, – душевные явлении высшего рода – мышление, воля и проч. Однако мы не должны думать, что любое психическое состояние связывается с любой из плотских функций без всякого правила и закона, но должны думать, что все эти отношения упорядочиваются строжайшею законностью. Определенному представлению или определенному течению мыслей соответствует совершенно определенный комплект колебаний в совершенно определенных сосудах мозга и нервов, – всякому чувству и всякому акту воли подобным же образом соответствует особенного рода движение совершенно определенно – ограниченных групп частей тела.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

Легче удостоверяем был идолопоклонник в том, что истуканы, коим он поклоняется, не суть боги, нежели жестоковыйный Еврей в том, что Закон, который он принял от Бога, был сению и образом, предвозвещающим Иисуса Христа: как глухой, не слышал от святых Пророков слов, столь ясно пророчествовавших о Иисусе Христе, и как слепой не видел превеликих чудес ни самого Иисуса Христа, ни Богоносных Апостолов. Не могши же уразуметь, что плотское обрезание образом было духовного обрезания, никак не претерпел того, чтобы отложено оное было и совершенно упразднено. А соблазняло его неразумие таинство живоносного креста, поелику он плотски разумел сие: «проклят от Бога всяк висяй на древе» (Втор.21:23). Посему некоторые из Иудеев, хотя уверовали во Христа, но желая угодить единоплеменным своим принуждали обращающихся к вере обрезываться, и таким образом избегали сии страшных от неверных Иудеев гонений, коликие воздвигали они на проповедающих Христа распята (1Кор.1:23). В чтенном ныне послании обличает Богомудрый Павел заблуждение принуждающих обрезываться, и как отнюдь не страшащийся гонителей креста, светлогласно проповедует: «мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа» (Гал.6:14). Поелику же толкование всего чтенного ныне послания прежде писано (Смот. Недел. 22), то обращая теперь слово к сему только Апостольскому хвалению, во-первых, исследуем роды хваления, во-вторых, почему Апостол, оставя всякое другое хваление, хвалился «о кресте Господа нашего Иисуса Христа».    Хвалятся люди разумностию своею, мудростию, красотою, мужеством, богатством, достоинствами, благородством, и всяким другим телесным благом: хвалятся ревностию, милосердием, любовию, целомудрием, терпением, правдою своею, и всяким другим делом духовным: хвалятся и дивными делами вседетельной силы Божия. Первое хваление есть телесное, второе душевное, третье хваление есть Божественное: первое хваление есть грех, раздражающий Бога, и готовящий хвалящемуся строгое наказание. Навуходоносор хвалился царскою своею силою и властию: «и кто есть Бог», сказал он к трем отрокам, «иже измет вы из руки моея?» (Дан.3:15) «Несть ли сей Вавилон великий, егоже аз соградих в доме царства, в державе крепости моея, в честь славы моея?» (Дан.4:27) Еще же слово такового хваления стояло в устах его, и се глас с небеси возвещающий ему осуждение: «в той час слово скончася на царе Навуходоносоре, и от человек отгнася, и траву аки вол ядяше, и от росы небесныя тело его оросися, дондеже власы ему яко льву возрастоша, и ногти ему аки птицам» (Дан.4:30).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Богородичен: Едино Божество, Троице Святая,/молением Пречистыя Богородицы и угодника Твоего Ефрема/в райских селениих нам даруй Тя пети во веки вся. Песнь 9 Ирмос: Яже прежде солнца светильника Бога возсиявшаго,/плотски к нам пришедшаго из боку Девичу,/неизреченно воплотившая, Благословенная, Всечистая,/Тя, Богородице, величаем. Оставив земныя пределы, вшел еси в Небесная селения,/идеже животнаго древа наслаждаяся,/моли не лишитися и нам причастия онаго, Ефреме преблаженне. Радуется град Переяславль, поминая тя, пастыря своего,/мы же торжествуем, веселящеся, и кланяемся мощем твоим,/нетление тех видяще, отче священнейший. Не может пещера мощей твоих, преподобне, укрыти,/не бо утаит светильника, в ней тебе горяща,/яко той похвала еси и украшение. Нетление мощей твоих, святе, видяще,/свет добродетелей твоих поминаем и славим Отца Небеснаго,/яко подаде тебе просияти пред Ангелы и человеки. Богородичен: Нетленным Рождеством Твоим, Пречистая, от тления свобождшеся,/воспеваем немолчными гласы/и, покланяющеся Рождеству Твоему, Тя, Богородице, величаем. Светилен: Чистоты твоея, отче, рачением,/отгнал еси тьму плотския страсти/и показался еси, яко светозарная звезда, просвещающая наша мысли и сердца, Ефреме мудре,/отцев славо и преподобных украшение. Слава, и ныне, Богородичен: Вся красна и без порока сущи, Ангелов Честнейшая Дево,/души моея безобразие благодатию Твоею в благообразие претвори:/Ты бо всем еси украшение и похвала. На хвалитех стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Миром, Богомудре,/свыше прием помазание священное,/был еси пастырь Христову стаду,/еже упас на пажитех Евангельскаго учения,/и, привед всецело к пастырей Начальнику,/приял еси возмездие добрых делателей,/с нимиже ныне ликовствуя,/помяни чтущих любовию память твою, святителю Ефреме. Дом Духа Пресвятаго был еси,/егоже первее водою смирения предочистив/и миром благодати и чистоты душевныя помазав,/свещею добродетелей просветил еси,/и, пришед, Отец с Сыном обитель в тебе сотвори,/темже молим тя, отче священнейший,/молися Христу Богу,/да приимем и мы благодать тобою и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глаголы мучителя злочестиваго/благороднии отроцы оплевавше терпеливно,/снедьми беззаконных осквернитися халдейски не восхотеша. Приказ тирана нечестивого/благородные отроки мужественно презрев,/пищею беззаконных оскверниться/по халдейскому обычаю не захотели. Питастеся убо словом душевне,/снедьми же саморасленными плотски,/паче питающихся дебелыми снедьми,/царю краснейшии лицы явистеся. Питали вы душу словом,/для плоти же довольствовались пищей дикорастущей,/но видом прекраснее живших в неге/явились перед царем. Богородичен: Яд змиин, в слухи горько излиявшийся Евины,/яже из Давида возрастшая, Отроковице, исцеляеши,/Избавителя рождши. Богородичен: Яд змия, горечью вошедший в уши Евы,/Отроковица, произросшая от Давида, исцеляет,/во чреве Искупителя нося. Ин канон святых праотцев, глас 1, егоже краегранесие: Отцем хвалу в лепоту ныне приношаю. Иосиф. Другой канон, святых праотцев, глас 1, имеющий акростих: Отцам хвалу, как подобает, ныне приношу. Творение преп. Иосифа. Песнь 1. Ирмос: Христос раждается – славите: Песнь 1 Ирмос: Христос рождается – славьте: Отцем пение принесем, прежде закона и в законе возсиявшим,/и из Девы возсиявшему Господу и Владыце волею правою угодившим,/и незаходимаго просвещения ныне наслаждающимся. Отцам хвалу принесем,/прежде закона и под законом просиявшим,/и от Девы воссиявшему Господу и Владыке/мыслью правою послужившим,/и немеркнущим озарением/ныне наслаждающимся. Адама перваго почтим, рукою почтеннаго Зиждителя,/и всех нас праотца уже бывшаго,/и в скиниях Небесных со всеми избранными почивающа. Адама первого почтим,/почтенного рукою Создателя,/и ныне всем нам ставшего прародителем,/и в скиниях Небесных/со всеми избранными почивающего. Авеля, дары принесшаго душею благороднейшею,/прият всех Бог и Господь;/сего же паки, скверноубийственною рукою умерщвлена,/принесе к свету яко Божественна мученика. Авеля, дары принесшего душою благороднейшею,/принял Бог всех и Господь;/его же в древности злодейскою рукою умерщвленного,/Он к свету перенес,/как Божественного мученика.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010