Как наносимая тебе болезнь есть по действу вражью, потому и все святое, ему противное, увеличивает болезнь; однако ж ты не оставляй сего, но, призывая Господа, Матерь Божию и св. угодника Митрофана, принимай сие врачевство. Не думай, чтоб ты не могла исцелиться; когда смиришь себя, то скорое получишь исцеление; о чем св. Исаак и  Григорий Синаит  и прочие отцы учат. Да даст тебе премилосердый Господь разум истинный прийти в смирение и да исцелит тебя от душевных и телесных болезней. Поверь, возлюбленная о Христе дочь, что мы сердечно о тебе болезнуем и от сея туги простерли сии долгие строки, подающу Господу слово, желая тебе мира и здравия. Господь вас утешает через братца вашего, и его, вас ради, благоустроил; благодарите за сие Господа и старайтесь об исполнении воли Его! Многогрешный И. Л. и многогрешный И. М. 7-го ноября 1836 года. Письмо 260 Достопочтенные о Господе мати О. и П.! Писавши к N. П., и к вам там же написали, но между тем получили письмо ваше, коим вы извещаете о находящейся при конце жизни В. Б-не. Мы, по человечеству судя, плотски должны сострадать и сострадаем естеству нашему, но духовно судя, усматриваем к ней великое Божие милосердие, сподобившее ее толиких даров перед кончиною и страданием очистившее от тины греховной. Хотя и было ее устроение высокоумное, но сколько она претерпела страдания, а паче в последнее время происшествиями с ее родителями и братьями и лишением любимого ее брата! Все эти окончившиеся скорби ускорили прекращение жизни ее, которою она, паче в сие время, тяготилась; – чем и погрешила; но во всем да простит ее премилосердый Господь! И в том, что она напрасно на нас роптала, будто мы ее оставили, но мы сего в себе не видим; ибо мы на ее письма всегда старались ей предлагать служащее к ее пользе; но что она была наказуема от Бога, то могли ли мы отвратить праведный суд Божий, может быть, скорбями и устраивающий ее спасение? – А без оных не сподобилась бы получить такового приутотовления, впавши в какие-нибудь слабости; уведомьте о ней, жива ли или уже скончалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

– Иногда, сколько бы ты ни делал для другого, он остается безразличным и не воздает тебе за это ни крошки любви. Как узнать, кто заслуживает того, чтобы ты отдал ему всё? – В естественном порядке вещей – не вступать в отношения, пока ты не уверен в них. Потенциал чувств, любви нужно хранить, пока не найдешь человека, с которым вы действительно сходитесь, с которым будете подходить друг другу прежде всего душевно, а не плотски. Когда нормальный человек встретил другого нормального человека и жертвует собой до конца, ему удается победить другого любовью, даже если другой любит меньше. Любовь одного, со своей стойкостью, может спасти любовь другого. Я знаю много случаев чудесного восстановления отношений, находившихся на грани распада, а потом ставших крепче и глубже, чем раньше. Людям надо научиться ценить кризисы. Однако тут кроется и ловушка. Если ты остановишься на человеке, то рискуешь потерять всё. А если будешь всегда иметь в уме Бога, то найдешь вокруг достаточно людей, заслуживающих того, чтобы ты отдал им всё, не боясь, что можешь прогадать. Ни один человек сам по себе не заслуживает того, чтобы ты отдавал ему всё. Потому что этот человек – не конечная реальность, но Бог, Который в нем, – да. В конечном итоге через человека мы на самом деле даруем себя Богу. «Если дело не доходит до венчания, это значит, что Бог был исключен из уравнения» – А в чем же тогда смысл семейной жизни? – Отношения, семейная жизнь – это всего лишь рамки, в которых мы себя проявляем, совершенствуемся. Мы упражняемся в любви, этой способности выйти из себя, чтобы стать прозрачными, чтобы Бог мог проявить Себя в нас в полной мере, а мы достигли бы взаимопроникновения друг в друга, могли бы любить всё больше. Только если мы упражняемся в открытости, мы становимся широкими сосудами, могущими принять гораздо больше, чем другого. И тогда я при его посредстве могу любить всех людей, всю природу и всех зверей, могу вместить в свое сердце всё творение Божие. Упражняясь в общении с другим, мы готовимся к общению со всеми, которое будет иметь место в Царстве Небесном.

http://azbyka.ru/semya/ishha-ljubov-my-n...

XXI Вопрос. Одному брату потребно лечение от похотливости: что преподать ему? Ответ. Преподай ему сии многознаменательные слова свт. Димитрия Ростовского : рождается человек плотски от жены в живот, и паки безсловесно соединяясь с нею, обумирает от Бога душою. Как соль от воды рождается и, опять воде прикасаясь, растопляется и исчезает: то же и по отношению к жене... Наилучшее мирское по плоти житие не сравняется с чистым ангельским житием... Прилепление к твари смерть есть; к Творцу же твари – живот и радость присносущая. К размышлению о сем да приложится пост и молитва, и болящий твой оздравеет. XXII Вопрос. Один брат, беседуя со мною, высказал мне свое опасение, как бы ему не заболеть какою либо злою привычкою, по обстоятельствам, его окружающим? Что ему сказать в предостережение? Ответ. Пусть выучит и всегда памятует сие слово премудрого: «Прежде неже возглаголе ши, увеждь, и прежде недуга врачуйся» (Сир. ХУП1, 19), а в пояснение прочти ему из аввы Дорофея следующее: потщимся хранить совесть нашу... Не будем попирать ее отнюдь ни в чем, хотя бы то было малое... От пренебрежения малого и в сущности ничтожного мы переходим к пренебрежению великого. Ибо если кто начнет говорить: что за важность, если я скажу это слово? Что за важность, если я съем эту безделицу? Что за важность, если я посмотрю на ту или на эту вещь? От этого впадает он в худой навык, и начинает пренебрегать великим и важным и попирать свою совесть, а таким образом приходит в опасность впасть в нечувствие, которое есть болезнь смертоносная для всего существа. Да сохранит нас Господь от него. XXIII Вопрос. При врачевании телесных болезней лучшие лекарства суть те, кои, как говорится врача ми, радикально действуют; при врачевании душевных недугов какое лечение можно назвать радикальным, корень самый или основу деятельности нашей обновляющим? Ответ. Если, – говорит авва Дорофей , – мы хотим совершенно измениться и освободиться от мира, то научимся отсекать хотения наши и таким образом мало-помалу, с помощью Божиею, достигнем безстрастия... Можно в короткое время отсечь десять хотениии своих – вот как это: положим, что кто-нибудь, пройдя небольшое расстояние, увидел что-либо, и помысл говорит ему: посмотри туда... а он отвечает помыслу: не хочу смотреть, и отсекает хотение свое, и не смотрит. Или находит празднословящих между собою, и помысл говорит ему: скажи и ты такое-то слово; а он отсекает хотение свое и не говорит. Или говорит ему: пойди, спроси повара, что он варит, а он не идет и отсекает хотение свое и пр. И отсекая таким образом свою волю, он приходит в навык отсекать ее и, начиная с малого, достигает того, что и в великом отсекает ее без труда и спокойно; и что бы не случилось, он бывает спокоен, как будто исполнилось его собственное желание... и от безпристрастия приходит в безстрастие... Вот как коренно и существенно действует отсечение воли своей...

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

19) Закон Духа жизни, о коем говорит Апостол (Рим. 8, 2), таков, что действует и говорит в сердце; как письменный (по букве) — во плоти действуется (или плотски исполняется). Тот освобождает ум от закона греховнаго и смерти; а этот тайно фарисействовать оставляет, при видимом исполнении закона телом и хождении в заповедях на показ. 20) Состав делом исполняемых заповедей, прилично сочетаваемый и счиневаемый в духе (Еф. 4, 16) представляет, говорят, человека, каков он, — совершен или еще несовершен, судя по преуспеянию: при чем дела по заповедям суть тело; добродетели, как установившияся внутренния расположения, — кости; а благодать — душа живая, возбуждающая на дела по заповедям и содействующая в сем. Степень рачения к возрастанию о Христе являет человека младенцем, или совершенным, в нынешнем и в будущем веке. 21) Желающий возрастить тело заповедей (дела по заповедям, добродетель, праведность) да тщится взыскать словесное и нелестное млеко благодати материнской: ибо ею млекопитается всякий, желающий и ищущий возрасти возрастом о Христе Иисусе. Как млеко младенцам к возращению премудрость ея из сосцев своих дает теплоту; а как мед пищный совершенным дает веселие свое к очищению. Мед и млеко под языком Твоим, поется в Песнях песней (4, 11). Млеком означил здесь Соломон питательную и возрастительную силу Духа, а медом — силу Его очистительную. Великий же Апостол, указывая на различие действ Духа, говорит: яко младенцев млеком вы напоих, а не брашном (1 Кор. 3, 1. 2). 22) Ищущий уразуметь заповеди без исполнения заповедей, и чрез учение и чтение обрести то желающий, подобен человеку воображающему тень вместо истины. Ибо уразумение истины есть достояние тех, кои стали причастниками истины (вкусив ея жизнию); не причастные же истины, и не посвященные в нее, ища сего уразумения, почерпают его из объюродившей премудрости. Их Апостол назвал душевными, Духа не имущими (2 Кор. 2, 14), хотя они величаются ведением истины. 23) Как чувственное око взирает на буквы, и из букв приемлет чувственныя разумения: так и ум, когда очистится и приидет в древнее достоинство, взирает на Бога, и от Него получает божественныя разумения. Вместо книги имеет он Духа, вместо трости (пера) — мысль и язык [ язык мой, говорит Псалом, трость. Пс. 44, 2], вместо чернил — свет. Погружая мысль в свет и светом ее соделовая, начертывает он Духом словеса в чистых сердцах слушающих. Тогда познает он сказанное, что верные научены будут Богом и что Бог научает человека разуму (Ин. 6, 45; Пс. 93, 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

– Иногда, сколько бы ты ни делал для другого, он остается безразличным и не воздает тебе за это ни крошки любви. Как узнать, кто заслуживает того, чтобы ты отдал ему всё? – В естественном порядке вещей – не вступать в отношения, пока ты не уверен в них. Потенциал чувств, любви нужно хранить, пока не найдешь человека, с которым вы действительно сходитесь, с которым будете подходить друг другу прежде всего душевно, а не плотски. Когда нормальный человек встретил другого нормального человека и жертвует собой до конца, ему удается победить другого любовью, даже если другой любит меньше. Любовь одного, со своей стойкостью, может спасти любовь другого. Я знаю много случаев чудесного восстановления отношений, находившихся на грани распада, а потом ставших крепче и глубже, чем раньше. Людям надо научиться ценить кризисы. Однако тут кроется и ловушка. Если ты остановишься на человеке, то рискуешь потерять всё. А если будешь всегда иметь в уме Бога, то найдешь вокруг достаточно людей, заслуживающих того, чтобы ты отдал им всё, не боясь, что можешь прогадать. Ни один человек сам по себе не заслуживает того, чтобы ты отдавал ему всё. Потому что этот человек – не конечная реальность, но Бог, Который в нем, – да. В конечном итоге через человека мы на самом деле даруем себя Богу. «Если дело не доходит до венчания, это значит, что Бог был исключен из уравнения» – А в чем же тогда смысл семейной жизни? – Отношения, семейная жизнь – это всего лишь рамки, в которых мы себя проявляем, совершенствуемся. Мы упражняемся в любви, этой способности выйти из себя, чтобы стать прозрачными, чтобы Бог мог проявить Себя в нас в полной мере, а мы достигли бы взаимопроникновения друг в друга, могли бы любить всё больше. Только если мы упражняемся в открытости, мы становимся широкими сосудами, могущими принять гораздо больше, чем другого. И тогда я при его посредстве могу любить всех людей, всю природу и всех зверей, могу вместить в свое сердце всё творение Божие. Упражняясь в общении с другим, мы готовимся к общению со всеми, которое будет иметь место в Царстве Небесном.

http://pravoslavie.ru/90268.html

Любовию нас не забыл еси,/аще и от нас преставлен был еси, якоже древле Илия,/но нам оставил еси святыя твоя мощи, яко милоть честнейшую;/имиже нас, преблаженне, покрывая, сохраняй, да в мире воспеваю:/величит душа моя Господа. Егда принесоша во храм Божия Матере тело твое, о пребогате и праведне Иоанне,/тогда множество народа Сербскаго стечеся, приносяще недужныя,/и вси, твоя мощи лобызавшии, от недуг здрави быша:/слепии зряху, немый глаголаше, хромый, скача, играше,/славу Богу и тебе, угоднику Его, воздаваше, поя:/величит душа моя Господа. Богородичен: О Мати всяческих Творца, Дево Всепетая,/печальных утехо, потопляемых Предстательнице и пренемогающихся Заступнице,/до живота моего Ты мя сохрани. Ин Ирмос: Ужасеся о сем Небо/и земли удивишася концы,/яко Бог явися человеком плотски/и чрево Твое бысть пространнейшее Небес./Тем Тя, Богородицу,/Ангелов и человек чиноначалия величают. Ничимже по достоянию похвалити тя умеем:/обаче аще и недостойными устнами сие малое гранесие приносим тебе, преблаженне Иоанне/и, честныя твоя вельми похваляюще мощи,/в песнех Христа Бога величаем,/тебе давшему таковую благодать и силу./Приими же от нас малое моление и пособствуй, да принесем Богу хваление. Теплою любовию и верою притекающим к раце мощей твоих, благородне Иоанне, иноком и бельцем/подаждь душам спасение и телесем здравие и избави лютых бед и обстояний./Приими же от нас малое моление и пособствуй, да принесем Богу хваление. И тесно и недоуметельно ума моего хваление,/но приими, о всечестне Иоанне, аще и нелепо и грубо соплетох сие малое песни моление,/и твоим предстательством, еже к Богу, во благое претвори и в лепоту учини./Приими же от нас малое моление и пособствуй,/да принесем Богу хваление. Богородичен: Юже принесохом, приимите похвалу и пение, о преблаженная и Богопрославленная четверице,/мы, недостойнии, мощи ваша обстояще, во храме Божия Матере молимся:/с Госпожею Богородицею и с Архангелом Гавриилом умолите Человеколюбца Бога мир церквам и тишину земли Сербстей,/иноком, и бельцем, и всем людем телесное здравие и душевное спасение даровати,/да в мире Христа Бога и Пречистую Его Матерь непрестанно величаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

( Песн.8:2 . Кан. Пасхи). Воистину для нас была священная и всепразднетвенная сия спасительная нощь, и светозарная светоносного дне, востания сущи провозвестница, в ней же безлетный Свет из гроба плотски возсия ( Песн.7 ). 105. В понедельник, поутру, когда вышли мы от Литургии, – уже по улицам и пройдти стало нельзя. Всюду наполнено верблюдами и ослами, и арабами извозчиками. Все суетятся, и отправляется каждый в свою страну. Во вторник еще больше отправилось. Мы же в среду выехали. Взяли двое одного верблюда, на котором и отправились из Иерусалима, как и прочие, со многими слезами. Иерусалимские жители и сами Архиереи выходят ежедневно за Давидовы врата провожать поклонников. А Митрополит Мелетий всех благословляет. Мы выехали, едва помня себя от горести и от печали, что навсегда удаляемся из св. града Иерусалима, и что в другой раз увидеть его не имеем надежды. Но аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Наконец закрылся от очей наших св. град Иерусалим! Тогда мы возопили ко Господу: «Господи, Господи! аще и извел еси нас из земного сего рукотвореннаго Иерусалима, в котором плотию Своею пострадал Ты; но не лиши нас Твоего Иерусалима небесного, нерукотворенного, в котором царствуеши во веки бесконечные. Аще Ты и закрыл от телесных наших очей Свой живоносный гроб; но, о, Господи, Владыко человеколюбче! открой нашим душевным очесам самого Себя, да видим Тебя разумно, и да утешаемся Тобою, нашим Создателем! О, Господи! виждь, како мы любим Твой живоносный гроб. О, Господи! сподоби нас возлюбити Тебе самого от всея души, и от всего сердца нашего, и от всего помышления нашего, да всегда пред Тобою ходим, во вся дни живота нашего, да Тебя, нашего Владыку, ни в чем не прогневаем! И скажи, нам, Господи, путь, в оньже пойдем; и научи нас творити святую волю Твою: яко Ты еси Бог наш. Аще куда нас поведеши: сам предиди пред нами; потому что без Тебя и Твоея помощи не можем благое творити ничтоже. Господи! аще посылаеши на нас скорби и смущения: сам даруй нам крепость и терпение. Аще нас утешаеши: даруй нам кротость и смиренномудрие, да не превознесемся, и да не возгордимся. Но молимся Тебе, Господи: не пошли нам скорби выше сил наших, избави нас от лукаваго и от всех дел его».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нам следовало бы, о знаменоносец Лонгин, сказать, согласно великому Учителю, что для нас не надобно пособия от Писания и различных отцов, но быть, таким образом, наученными Самим Богом. И будут, говорится, все научены Богом (Ин. 6, 45), то есть как бы от Него и чрез Него. [Непосредственно] же узнать и изучить полезное удостоились не только мы [безмолвники], но и всякий, кто бы то ни был из верующих, так что закон Духа носится начертанным на скрижалях сердец наших и мы херувимски удостаиваемся беседовать с Иисусом посредством чистой молитвы, что весьма дивно. Так как в момент возрождения мы - младенцы, не понимающие благодати, не усматривающие обновления и не сознающие ни чрезвычайных величия и славы, которые мы получили, ни обязанностей душевно и духовно возрастать путем [исполнения] заповедей и разумно знать, что мы приняли, то многие из нас по беспечности и страстному навыку впадают в бесчувственность и омрачение. Мы не помним ни того, есть ли Бог, ни того, кто мы и какими стали, сделавшись сынами Божиими, сынами Света, детьми и членами Христа. Разве мы, если уже мужами крещаемся, то лишь [крещаемся] в воде, а не ощущаем и Духа? Если мы в Духе обновлены и, веруя бездоказательной, мертвой и недеятельной верой, утверждаем, что мы находимся в сомнении [относительно своей облагодатствованности], то мы подлинно " являемся, таким образом, плотскими, плотски живем и действуем. Когда же раскаиваемся, то лишь внешне, а не сознаем, не выполняем духовно заповедей. И благодать, удостаивающую некоторых своего обнаружения после их многих трудов, мы принимаем [очевидно] как обман. Если слышим об ее действии от иных, то по зависти полагаем, что это прелесть. Так до смерти мы остаемся мертвыми - живущими и действующими не во Христе. И, что имели мы, то вследствие неверия или отчаяния во время отшествия [из этого мира] и суда, по Писанию, отнимается от нас (см.: Мк. 4, 25), не мысливших, что сообразны отцу должны быть и дети - Божий от Бога и духовные от Духа. Рожденное от Духа, сказано, дух есть (Ин. 3, 6). Но мы - плотские, хотя и предназначены быть верными и небесными, и вследствие этого Дух Божий не пребывает в нас. Потому и предал [нас] Господь разграблениям и пленениям и умножил кровопролития, справедливо желая нас улучшить и научить веровать или залечить [наше] зло сильнейшими целебными средствами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/725/...

Ин. От юности твоея в дому Божииизволил еси приметатисямучениче Андрее Воздвиженский, чтением церковным яко хлебом насыщаяся и пением божественных служб яко вином наслаждаяся. Хором церковным умело руководствуя, своея жизни поприще десною стезею шествовал еси, от трудов крестьянских питаяся и Бога благодаря в простоте сердца. Ненавистниками всякия правды и тьмодержителями века сего осужденный и безвинно убиенный, заповедь блаженства Евангельскаго исполнил еси. Благолепию службы Божественней и благостоянию святаго храма Божия посвятил еси жизнь свою, наипаче стоянию в правде, блаженне мучениче Андрее. Вверженный же в пещь искушений смертных новаго Вавилона, вся до конца претерпел еси, дóндеже удостоился орошения благодатию Духа во Царствии возлюбленнаго тобою Христа, Емуже пения небесныя с ангельскими вои присно воспеваеши. Новомученицы святи, не всуе прешел путь тернисиый вашего служения землю Клинскую, но в ней ли, вне ли ея скончали славное свое течение, во веки память ваша здесь совершается и чадами церковными чтится и прославляется. Богородичен: Богородице и Мати Живота! Призри на немощь нашу, и нищету духовную, и укрепи к правому хождению в заповедех Христовых спасительных, и отврати от лукаваго последования путей погибельных. Песнь 9 Ирмос: Ужасеся о сем Небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес: тем Тя Богородицу, ангелов и человек чиноначалия величают. Святии края Клинскаго, новии мученицы Христовы, ни смерть, ни живот, ни ангели, ни ина кая тварь не разлучиша вы от любве Божия. Такожде ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина да не разлучат нас от любве вашея и заступничества пред Господем, вас бо присно величаем. Ин мир ожидает нас, жительство уготованное избранным на небеси, идеже вы, святии новомученицы, в незаходимем свете пребываете. Умолите за ны Господа удостоитися части блаженнаго Царствия Его, да тамо ходатаев наших безмездных присно величаем. Моления и молитвы многи на земли творили есте, богоноснии мученицы, во стяжание крепости душ ваших ко безбоязненному исповеданию веры Христовой. И ныне на небеси умолите Всемилостиваго Создателя всяческих, сподобити и нас доброты оныя душевныя и веры спасительныя сердечныя, да купно с вами присно Его величаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

5. «Ибо мы знаем, что всякая тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим.8:22 ). »Вся тварь " относится к человеку не потому, что в нем пребывают все ангелы и великие силы и власти или небо, земля и море и все, что в них есть, но потому, что любая тварь является или духовной, или душевной, или телесной. Если мы рассмотрим это, [начав] от более низких [тварей], [то] телесная тварь простирается в пространстве, душевная оживотворяет телесную, а духовная правит душевной, и в том случае хорошо правит, когда сама подчиняет себя для управления Богу; когда же [люди] преступают Его заповеди, [духовная тварь] бывает объята тяготами и мучениями из-за того самого, чем могла бы править. Итак, тот, кто живет в согласии с телом, называется плотским или душевным человеком: плотским, так как стремится к плотскому, а душевным, поскольку бывает ведом беспечной распущенностью своей души, ведь дух не правит ею и не удерживает в пределах естественного порядка, так как и сам не предает себя Богу для управления. Тот же, кто при помощи духа управляет душою, и посредством души правит телом (а делать этого не может, если в свою очередь не имеет Бога правителем, ибо как «глава жене – муж», так «глава мужу – Христос» ( 1Кор.11:3 )), называется духовным. И подобную жизнь ныне ведем мы с неким страданием, после же ничего подобного претерпевать не будем. А поскольку высшие ангелы живут духовно, а низшие – душевно, животные же и всякий скот – плотски, а тело не живет, но оживотворяется, то всякая тварь присутствует в человеке; ибо он и мыслит духом, и чувствует душою, и перемещается в пространстве телом. Итак, «всякая тварь, – в человеке, – стенает и мучится». Ведь он не сказал: «вся», но «всякая»; как если бы сказал кто: «Всякие люди, которые способны [видеть], видят солнце, но не все в совокупности видят, поскольку видят лишь глазами». Так и в человеке пребывает всякая тварь, поскольку он и мыслит, и живет, и имеет тело, но не вся в совокупности тварь заключена в нем, ведь существуют кроме него и ангелы, которые мыслят, живут и есть, и животные, которые живут и есть, и тела, которые только лишь есть; причем само по себе жить больше, чем не жить, и само по себе мыслить больше, чем жить без мышления. Поэтому раз несчастный человек стенает и мучится, то и всякая тварь стенает и мучится доныне. А «доныне» справедливо сказал, поскольку, даже если некоторые уже находятся на лоне Авраамовом ( Лк.16:23 ), и разбойник, водворившись с Господом в раю ( Лк 23:43 ), перестал мучиться в тот самый день, когда уверовал, однако доныне всякая тварь стенает и мучится, поскольку в тех, кто еще не освобожден, заключена вся она вследствие духа, души и тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010