Разделы портала «Азбука веры» Начну с цитаты из «Принципов гуманистического мировоззрения»: Гуманизм — это мировоззрение, сущностью которого является идея человека как абсолютной для него самого ценности и приоритетной реальности в ряду всех других ценностей и реальностей. Если спросить секулярного гуманиста о том, что он считает высшей ценностью, он, скорее всего, ответит – человеческая личность; если спросить о том же самом христианина, он ответит – любовь. Конечно, секулярный гуманист не отрицает ценность любви; а для христианина любовь необходимо предполагает личностность, но они сделают упор на разных вещах. Библейское отношение к себе, ближним и миру, на мой взгляд, лучше всего выражается в строчке из «Песни песней»: «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне» (6:3). Эта женщина является возлюбленной потому, что принадлежит возлюбленному, мужчина является возлюбленным потому, что принадлежит возлюбленной: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные. О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен!» (Песнь Песней 1:14–15) За этими словами стоит нечто гораздо большее, чем просто эротический восторг. Невеста является абсолютной ценностью и приоритетной реальностью не для себя самой, а для жениха. Жених абсолютно ценен не для себя, а для невесты: « Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами. Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами ». (Песнь Песней 2:2–3) Наша ценность и реальность определяется тем, что есть кто-то другой, для кого мы ценны и реальны; наша значимость и ценность утверждается не нашими притязаниями на нее, а тем, что другие личности, кроме нас, признают нас ценными. Человек проявляет и осознает свою личностную ценность и уникальность только в личных отношениях. В христианском понимании личность – это всегда лицо, обращенное к другому. Для христианина догмат Троицы содержится уже в том утверждении, что Бог личностей. Сущность тех личностных отношений, к которым человек призван, есть любовь. Любовь есть отношение, при котором центром, смыслом, содержанием и оправданием моей жизни являюсь не я, а другой – как это хорошо видно на примере влюбленных из «Песни песней». Для того чтобы войти в отношения, в которых наша человеческая сущность может раскрыться, мы должны довериться и отдать, посвятить себя кому-то другому. Это верно не только в браке, но мы еще несколько остановимся на этой аналогии.

http://azbyka.ru/sekulyarnyj-gumanizm-gl...

9. Пятница 1-й седмицы. Мч. Кодрата и дружины его (с 10 марта) . Святых сорока мучеников, в Севастийском езере мучившихся (служба переносится на субботу, 10 марта) . Сщмч. Сергия Лебедева пресвитера . Литургия Преждеосвященных Даров. Полиелейная служба 40 мчч. Севастийских переносится на субботу, 10 марта (см. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава) . На этот день с субботы, 10 марта, переносится служба мч. Кодрата (ср.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера седмицы]», 3-е «зри»). Подробное изложение порядка богослужения утрени и часов см. 5 марта. На утрене к первому Троичному припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Кафизмы 13-я , 14-я и 15-я. Трипеснец состоит из 5-й, 8-й и 9-й песней. Порядок пения канона при типе службы одного малого святого: 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я и 4-я песни стихословятся так же, как в понедельник. 5-я песнь стихословится подобно 1-й в понедельник. По 3-й песни – седален Минеи, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Иже от Безначальнаго Отца...». 6-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Возопих в скорби моей...» и до: «Хранящии суетная и ложная...» включительно. После этого стиха – 1-й тропарь канона Минеи. Далее: «Аз же со гласом хваления...», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. На катавасию – ирмос канона Минеи. По 6-й песни – кондак и икос Минеи (если есть). В службе мч. Кодрата (10 марта) кондака нет, поэтому по 6-й песни поется мученичен рядового (в данном случае – 8-го) гласа Октоиха (см. в седальнах по 1-м стихословии в приложении Триоди) . 7-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших...» и до: «Благословен еси, видяй бездны...» включительно. После этого стиха поется ирмос канона Минеи. Далее: «Благословен еси на престоле...», и 1-й тропарь канона Минеи. «Благословен еси на тверди...», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. 7-я песнь ирмосом не покрывается, но сразу стихословится 8-я песнь.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-22/

Введение Православный акафист как особая форма церковных песнопений по материалу и строю своего содержания принадлежит к области христианской церковной поэзии. Христианская церковная поэзия представляет собой вид поэзии, возникшей по образцам священной поэзии еврейской. Основатель христианства Господь Иисус Христос , в молитве Господней преподавший христианам образец молитвы, не оставил образца новозаветных песнопений. Во время последней пасхальной вечери, когда Им было установлено таинство Евхаристии, Он вместе с апостолами воспел обычные в этом случае ветхозаветные песнопения (см. Мф.26:30 ; Мк.14:26 ), то есть псалмы Давидовы, и Своим примером освятил их употребление в Христианской Церкви. Святые апостолы в богослужебных собраниях точно так же назидали верующих пением псалмов и других священных еврейских песней. В век апостольский, наряду с употреблением при богослужении псалмов и других ветхозаветных песнопений, начинают употребляться и песнопения новозаветные. Святой апостол Павел в Послании к Ефесянам, преподавая христианам наставления, между прочим пишет: «Πληροσθε ν Πνεματι, λαλοντες αυτοςν ψαλμος α μνοις α δας πνευματιας, δοντες αι ψλλοντες ν τ αρδα μν τ υρ» (исполняйтеся духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе [и поюще] в сердцах ваших Господеви ( Еф.5:18–19 ; ср. Кол.3:16 )). Святой апостол в указанных Посланиях к Ефесянам и Колоссянам различает виды церковных песнопений: псалмы, пения и песни духовные. Словом «псалмы» апостол, бесспорно, указывает на псалмы Давида. Под пениями μνοι, по объяснению преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского 1 , профессора Е. Ловягина 2 , прот. Н. Флоринского 3 и А. Снегирева 4 , разумеются μνοι πατρων – песни ветхозаветных отцов. Таковы: благодарственная песнь Моисея, воспетая после чудесного перехода евреев чрез Чермное море, Поим Господеви, славно бо прославися ( Исх.15:1–19 ); обличительная песнь Моисея Вонми, небо, и возглаголю ( Втор.32:1–44 ); благодарственная песнь Анны, матери пророка Самуила, Утвердися сердце мое в Господе ( 1Цар.2:1–10 ); вдохновенная песнь пророка Аввакума Господи, услышах слух Твой и убояхся ( Авв.3:1–20 ); пророческая песнь о спасительных плодах пришествия Христова пророка Исайи От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже ( Ис.26:9–21 ); благодарственная песнь пророка Ионы, пробывшего три дня во чреве китове, и пропетая по чудесном избавлении Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему ( Иона2:3–10 ); песнь трех благочестивых отроков, воспетая в огненной пещи вавилонской, Благословен еси, Господи, Боже отец наших ( Дан.3:26–45 , Дан.3:52–90 ). Эти вдохновенные песнопения по своему духу и строю вполне родственны псалмам Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Беседа на Песнь Песней 1. Все движения души «Бог Строитель» ( Евр.11:10 ) создал ко благу. Но в нашей жизни часто случается, что вещи, по природе благие, при злоупотреблении ими ведут нас ко греху. Одно из движений души – любовь: мы правильно распоряжаемся ею, если любим мудрость и истину; когда же наша любовь опускается до худшего, мы любим плоть и кровь. Ты же, «как... духовный» ( 1Кор. 3:1 ), духовно вслушивайся в любовные слова Песни и учись движения твоей души и горение природной любви преображать к лучшему, как написано: «Люби ее, и она... охранит тебя, окружи ее, и она возвысит тебя» ( Притч. 4:6, 8 ). «Мужья, любите своих жен» ( Кол 3:19 ), – сказал Апостол, но не остановился на сказанном: «Мужья, любите своих жен». Он знал, что любовь мужей даже к собственным женам бывает постыдной, знал, что она бывает и угодна Богу, и, уча, как должны мужья любить своих жен, добавил: «Мужья, любите своих жен, как... Христос ... Церковь » ( Еф.5:25 ). Это мы сказали в виде вступления к тому, что будет изложено далее. 2. «Пока Царь в покое Своем» ( Песн 1:11 ) – «преклонился, заснул как лев " и как львенок ( Чис. 24:9 ) – друзья Жениха обещали Невесте, пока Он не встал, «сделать ей подобия золота... и серебра» ( Песн 1:10 ), ибо у них нет золота, как у Жениха. Здесь в иных словах возвещаются страдания Жениха, поэтому не неразумно отвечает Невеста: она разумеет тайну Страстей, и, услышав: «Подобия золота сделаем тебе с серебряными знаками, пока Царь в покое Своем», отвечает: «Нард мой издавал благовоние свое. Мирровый пучок – брат мой у меня посреди грудей моих пребудет» ( Песн 1:11–12 ). Как же мы согласуем предшествующее: «Пока Царь в покое Своем» с последующим: «Нард мой издавал благовоние свое»? Рассказывает Евангелие, как «пришла женщина с алавастром благовония, нарда неподдельного, драгоценного» ( Мк. 14:3 ), не та, что грешница, нет, сейчас моя речь о святой; ибо Лука ( Лк. 7:37 ) рассказывает о грешнице, а Матфей, Марк и Иоанн ( Мф 26:7 ; Мк 14:3 ; Ин 12:3 ) – не о грешнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/besedy_...

Г.Е. Колыванов Скачать epub pdf 1. Введение Программа изучения Священного Писания Ветхого Завета отводит для IV курса Духовных семинарий Учительные книги. Их всего семь. Пять учительных книг являются каноническими – Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней Соломона. Две учительные книги неканонические – Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса сына Сирахова. Древние отцы и учители Церкви, книги, называемые нами учительными, именовали поэтическими. Так их называют святители Кирилл Иерусалимский , Григорий Богослов , Амфилохий Иконийский , Епифаний Кипрский и преподобный Иоанн Дамаскин . Название учительные впервые встречается у церковного писателя VI века Леонтия Византийского . В еврейской традиции Псалтирь, книга Иова, Притчей Соломоновых, Екклезиаст и Песнь Песней, вместе с книгами Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Даниила, Ездры, Неемии и Паралипоменон, относятся к разряду Кетубим (Писания). Внутри Писаний (Кетубим) еврейская традиция выделяет раздел Мегиллот (Свитки). Так называются книги, читаемые во время великих праздников. Из учительных книг в раздел Мегиллот входят книги Песнь Песней и Екклесиаст. Есть еще одно название учительных книг – литература Премудрости. Премудрость по-еврейски «хокма». Поэтому в литературе можно встретить и такое название книг премудрости – «хокмические книги». К разряду хокмической литературы обычно относят и книгу пророка Варуха. По определению «Пространного христианского катихизиса Православной Кафолической Восточной Церкви» Учительные книги «содержат учение благочестия». 1 Следует отметить, что в учительных книгах, помимо прямых богооткровенных истин, много человеческих рассуждений. Иногда приведенные рассуждения могут оказаться ошибочными. Это касается, например, речей друзей праведного Иова Елифаза, Вилдада и Софара, которые своими речами навлекают на себя гнев Божий. Поэтому при цитировании учительных книг надо соблюдать сугубую осторожность. Следует помнить слова блаженного Феодорита : «Собственно Писанию принадлежат словеса Духа, Божественные повеления, изречения людей благочестивых; прочее же передает оное исторически. Поэтому надобно обращать внимание не на слова только, но и на личность говорящего». На это же обращает внимание святитель Филарет Московский : «Многие и друзей Иова считают пророками и все речи их богодухновенными, и утверждаются на том, что сказанное одним из них похвалил апостол Павел ( 1Кор. 3, 19 ; Иов 5, 13 ). Но:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Песнь Песней и Божественная любовь В память о старце Ефреме Катунакском Песнь Песней – это бриллиант Ветхого Завета, и вместе с Евангелием святого Иоанна Богослова она составляет сердцевину Божественного Откровения. В ней заключено поразительное послание, отличающееся особым дерзновением: Христос, Единородный Сын Божий, прибежище Своей Церкви, Его Пресвятой Матери, олицетворяющей Церковь, есть Любовь, обращенная к каждому из нас, крепкая, могучая и личная, как та, которой горит этот молодой жених к своей возлюбленной невесте. Каждый христианин призван к этому таинству брака с Церковью, единению с ней. Для Христа и для нас эта любовь есть источник безмерной, неистощимой радости. Бог ждет от нас любви, подобной той, что имеет молодая девушка к своему возлюбленному, любви, полной свежести первой влюбленности. Восторженно, с радостью Жених созерцает красоту своей супруги, красоту, которая, в сущности, Его собственное творение, отражение Его сияния, и это такая же восторженная радость, какую ощущает и она, созерцая красоту своего Возлюбленного: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! Глаза твои голубиные (Песн. 1: 14)» – «О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен!» (Песн. 1: 15). Он радуется и ликует от того, что Он с нами, и для нас нет большей радости, чем чувствовать Его нашим собеседником, что мы одно с Ним в протяженной взаимности любви, в дыхании Святого Духа, обожающего нас: «Поднимись, ветер, с севера и принесись с юга, повей на сад мой, – и польются ароматы его!» (Песн. 4: 16). Любовь в Песни Песней – любовь духовная. Но духовные субстанции не менее реальны, чем осязаемые Безусловно, в Песни человеческая любовь используется аллегорически и должна быть истолкована духовно. Духовные субстанции, однако, не менее реальны, чем материальные и осязаемые. И любовь не менее истинна, не менее сильна, поскольку красота, которая ее порождает и питает, – духовная красота Иного, а не Его внешняя привлекательность. Красота Жениха и Невесты в Песни лежат не в телесной плоскости. Песнь приводит их чисто и просто как символ внутренней красоты, красоты той любви, что способна положить саму жизнь для Другого. Это в то же время красота смирения, терпения и сладости…

http://pravoslavie.ru/110305.html

Разделы портала «Азбука веры» Священник Михаил Желтов   Канон — центральное песнопение одной из главных церковных служб Канон — центральное песнопение одной из главных церковных служб, утрени 1 . А на пасхальной утрене, на которой нет ни большинства обычных псалмов, ни чтения Евангелия, канон однозначно оказывается в центре внимания. Если служить строго по уставу, львиная доля времени на пасхальной утрене будет отведена именно пению канона (и так не маленький, он еще и должен исполняться с многочисленными повторами), а также чтению 45-го Слова святителя Григория Богослова , на Святую Пасху 2 , — достаточно пространного текста. Слово святителя Григория, написанное в IV веке, и пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина , созданный примерно через три с половиной столетия, тесно связаны между собой. Канон содержит несколько буквальных цитат из святителя Григория, так что подлинное осмысление канона невозможно без знакомства с пасхальными словами Великого Каппадокийца. Пасхальный канон имеет традиционную структуру: в нем 8 песней 3 , пронумерованных с 1й по 9ю (2я песнь отсутствует); каждая песнь открывается ирмосом 4 , который должен задавать мелодию для тропарей 5 . В 1й, 3й, 5й, 6й и 9й песнях по два тропаря, в 4й, 7й и 8й — по три. Богородичны 6  в каноне отсутствуют, но более поздние гимнографы — Феофан и Иосиф — дописали по комплекту богородичнов к пасхальному канону; согласно современному уставу, в первый день Пасхи они не поются, а в следующие дни исполняются оба (таким образом, после каждой песни прибавляются по два богородична). О пасхальных ирмосах Ирмосы канонов обычно содержат пересказ или отсылки к библейским песням — поэтическим отрывкам из Ветхого и Нового Заветов, лежащим в основе структуры канона 7 . Пасхальный канон не является исключением, однако здесь каждая из тем библейских песней увязана с Воскресением Христовым: Ирмос 1й песни:  “… от смерти бо к жизни, и от земли к Небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия”  — как израильтяне были выведены из Египта и воспели победную песнь после перехода через Красное море (=1я библейская песнь, Исх.15:1-19 ), так и мы переведены Христом от смерти к жизни.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kratkij-kom...

Фрагмент картины Татьяны Ян ЖМП 2 февраль 2013 /  25 марта 2013 г. 01:00 Песнь песней Соломона и Книга Руфи: новые переводы на русский язык Известный ученый-семитолог, доцент Московской Духовной академии протоиерей Леонид Грилихес подготовил новый поэтический перевод с древнееврейского Песни песней царя Соломона и Книги Руфи. Предлагаем вниманию наших читателей текст, а также рецензию известной поэтессы Ольги Седаковой. Глава первая Пусть целует, пусть он целует меня, Хмельнее вина твои ласки, 3   Благовонья твои прекрасны, Имя тебе — тураканское масло. — Не за это ли девушки любят тебя? ... 4   Влеки за собой, бежим! Ввел меня царь в свой дом, Будем радоваться с тобой, Будем славить утехи, что слаще вина! — Не случайно они влюблены в тебя. ... 5   Я черна, как палатки Кедара, Хороша, как шатры Соломона, Девушки иерусалимские, 6   Не смотрите, что я смугла, Подглядело за мною солнышко, Братья родные строги со мной, Стеречь велят виноградники — Виноградник свой не сохранила. ... 7   Скажи мне, любовь души моей, Куда выгоняешь свой скот, Где отдыхаешь с ним в полдень? Или блуждать мне по пастбищам, На которых пасут твои друзья? 8   А тебе невдомек, красивейшая из всех? Что ж, ступай по следам овец, И паси козляток своих У шалашей пастушьих. ... 9   С кобылицей в колеснице фараона Я сравнил бы тебя, любовь моя, — 10  Свисают на щеки подвески, На шее твоей ожерелья... 11  Золотые подвески с крапинами Серебра для тебя мы сделаем. ... 12  Пока царь пирует на ложе, Аромат источает мой нард. 13  Мой любимый — горсточка мирры,  Между грудей моих спит. 14  Дорогой мой — кисточка хны В садах виноградных Эйн-геди. ... ... 15  Как прекрасна, любовь моя, Как прекрасна ты: Глаза твои — две голубки. 16  Как прекрасен, любовь моя, Как нежен ты.   Мурава — нам постель, 17  Кедры — балки нашего дома, Стены нам — кипарисы. ... Глава вторая Я саронская роза, Лилия из долин. 2   Как лилия средь терновника, Так милая между девушек. 3   Как яблоня среди леса, Любимый мой меж друзей. Я в тени ее мечтала б сидеть,

http://e-vestnik.ru/reviews/pesn_pesney_...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 109. Утренний мегаканон Великопостный канон св. Андрея Критского Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! В продолжение начатой темы сегодня я решил посвятить наше занятие самому известному из церковных канонов, исполняемому целиком лишь один раз в году, а именно в четверг 5 седмицы Вел. Поста. Речь идет не просто о каноне, а о мегаканоне, «великом каноне» св. Андрея Критского , хотя в том виде, в каком мы его знаем, авторство его разделяют Иоанн Дамаскин , а так же Феодор и Иосиф Студитские. Великим он назван по своей длине, ибо в нем насчитывается 250 тропарей. Чем определяется такое количество тропарей? В первую очередь, количеством стихов всех библейских песней, включая и 2ю песнь целиком, ибо составители его добивались того, чтобы каждому стиху библейской песни соответствовал тропарь канона. Отсюда между прочим следует, что весьма мало общего с замыслом составителей имеет практика исполнения этого канона с молебным припевом: «Помилуй мя Боже, помилуй мя». Такое еще допустимо, когда канон исполняется на Повечерии, но когда его поют на Утрени, то главное в нем — это стихи песней Священного Писания, а строфы канона — только припевы к ним. И на самом деле это произведение правильней называть не «Великий покаянный канон», а «БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ С ПОКАЯННЫМИ ПРИПЕВАМИ». Без первого всё это выглядит как половина диалога, когда реплики одного участника мы слышим, а другого — нет, и в результате остается малопонятным как содержание канона, так и замысел его составителей. Чтобы понять как это выглядело и должно выглядеть, давайте посмотрим на примере 6 песни этого Канона. Открываем 6ю библейскую песнь и такую же песнь канона… Вы тоже откройте, иначе будет не понятно… Песни можно найти в след.псалтири, а канон в триоди (или в отдельно изданных брошюрках). Открыли… и теперь составляем общее их пение. И вот что у нас получается. Стих: Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя. Припев (Ирмос) Возопих всем сердцем моим, к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой. Стих: Из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой. Припев (Ирмос) повторяется тот же.

http://azbyka.ru/video/109-utrennij-mega...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 106. Утреннее пение Библейские песни и их использование за богослужением Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Мы уже достаточно сказали об утренних молитвах, чтении и псалмопении, теперь пришло время поговорить собственно о пении, которому целиком посвящается 3й из четырех отделов Утрени, по характеру совершенно отличающийся от других отделений, особенно от предшествующего 2го. Как тот состоит главным образом из псалмов, так этот не имеет ни одного псалма, состоя из так наз. «библейских песен». Под песнями разумеются оды Свящ. Писания, воспетые ветхозаветными и новозаветными пророками и праведниками по поводу наиболее великих событий из священной истории. Будучи излияниями высочайшего религиозного одушевления, они составляют цвет библейской поэзии и могут быть поставлены выше псалмов, хотя и используются наравне с ними, а их набор рассматривается как дополнение к Псалтири. В раннехристианской церкви библейские песни были неотъемлемой составляющей служб суточного круга. Упоминания о пении песней Моисея и вавилонских отроков встречается у свт. Афанасия Александрийского (†373). К началу V века, гимн вавилонских отроков повсеместно считался праздничной песнью, которую по слову св. Иоанна Златоуста (†407) пела «вся вселенная». Во всяком случае, утренняя служба точно включала в себя «гимны и песни» (Ep.2:2). Иудейская традиция насчитывает 10 песней! Точнее – 9, ибо 10я еще не воспета; ее воспоют тогда, когда придет Мессия. А так, ими считается: 1я — песнь Адама, которую он воспел в день своего сотворения или «когда его грех был прощен». Эту песнь доработанную Моисеем впоследствие включили в Псалтирь в качестве 91 псалма: «Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость Твою…». В этом контексте для нас является примечательным, что ею заканчивается Утреня! 2я — прор. Моисея из Исх.15 ; 3я — песнь вождей при выкапывании колодца ( Числ.21:17 );

http://azbyka.ru/video/106-utrennee-peni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010