Двадцать четвертый день. Св. первомученица Фекла. (О побуждениях к сохранению целомудрия). I. Св. Фекла, память коей совершается ныне, была первая христианская мученица. За участие в проповедании Евангелия она названа равноапостольною. Когда св. апостол Павел и Варнава проходили в Иконии, они остановились у одного благочестивого человека по имени Онисифора. Многие собирались в дом Онисифора, чтобы послушать апостолов. В числе посещавших дом Онисифора была и Фекла, дочь знатных и богатых родителей. Фекла была обручена одному молодому человеку, но когда услышала проповедь апостола Павла, то в тайне приняла христианскую веру и решилась, не вступая в брак, посвятить всю жизнь свою Богу. После неоднократных страданий за Христа, Фекла поселилась на одной горе, в самом пустынном месте, куда многие приходили к ней за поучениями. И она поучала, исцеляла больных и обращала язычников. Так провела св. Фекла, отличавшаяся строгим целомудрием, много лет в молитве и добрых делах и скончалась в глубокой старости, дожив до 90-летняго возраста. II. Да подражают св. первомученице Фекле, строгой девственнице, и все христиане, если не ее девству, что не для всех возможно и обязательно, то ее строгому целомудрию, которым она украшалась до конца своей жизни, и которое и для девственников, и для вступивших в честный брак одинаково обязательно и необходимо. Не все, конечно, могут быть совершенными девственниками и девственницами, и девство не для всех обязательно, как мы сказали. Но все обязаны хранить всевозможное целомудрие, т.е. «жить под управлением «целаго» неповрежденнаго, здорового «мудрствования», не позволяя себе никакого удовольствия, которое не одобряется здравым рассуждением, соблюдать ум не оскверненный нечистыми мыслями, сердце не зараженное нечистыми желаниями, тело не растленное нечистыми делами». (Слов. Филар., митроп. моск. т. II). а) И, во первых, мы должны помнить, что каждый христианин предназначен к живому и теснейшему соединению со Христом Спасителем . «Ядый Мою плоть», говорит Он, «и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем» ( Иоан. 6, 56 ). Чтобы соединиться с нами, Господь желает непременно целомудрия, непорочности по душе и по телу. Без сей доброты, хотя бы много раз мы привлекали к себе Господа в Таинстве Причащения, Он не утвердится в сердцах наших, не привьет нас к Себе, как сухую и бесплодную ветвь, не согреет и не осветит нашей природы, но скорее сожжет и попалит, поскольку есть «огнь, опаляяй недостойныя».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В 24-й день Святыя первомученицы и равноапостольныя Феклы ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 8. Подобен: Господи, Аще и на судищи: Господи, аще и во оконца Фекла приводрузися Твоей любви,/но, разумно в высочайших предстоящи Престолу Твоему,/удивляшеся Твоему несосудному благолепию,/явльшемуся человеколюбно,//да спасеши души наша. Господи, аще и учителю Фекла неволею уединися,/но спребывающа Тя имяше во время страдания,/и, обнажена одеяния, покрывашеся славою Твоею,/и, венчавшися рукою Твоею,//предзащищает души наша. Господи, аще и связану Фекла апостолу притече,/но пристрастия земных узу отверже/и крепости Твоея веригою любве/Тебе крепко привязася,//Спасу душ наших. Господи, аще и огню предадеся/чистая и первомученица Твоя,/но не опалися в нем, прохладителя имущи Тя,/и во зверех многих неятна пребысть,/рукою Твоею хранима,//Спаса душ наших. Слава, глас 6: Страстотерпческими борении врага попрала еси,/Фекло всеблаженная,/и, того козни страдальчески сокрушивши,/Фамира отбегла еси/и Христу уневестилася еси, истинному Рачителю,/Павлова собеседнице/и Стефану сострадальнице,/дерзновение имущи, первомученице Христова в женах,/верно совершающих всепразднственную память твою//от бед избави молитвами твоими. И ныне, Богородичен. Аще ли среда или пяток, Крестобогородичен. Подобен: Все отложше: Оружие, якоже рече Симеон,/сердце Твое пройде, Пресвятая Владычице,/егда узрела еси из Тебе возсиявшаго/неизреченнаго Слова/от беззаконных, яко осуждена,/на Кресте возносима,/оцта и желчи вкушающа,/ребра же ископаваема,/руками же и ногами пригвождаема,/и рыданием кричала еси,/вопиющи матерски://что сие, Чадо сладкое, новое таинство? На стиховне Октоиха. Слава, святыя, глас 8. Анатолиево: Львов стремление попрала еси/и Фамира посрамила еси,/первомученице многострадальная,/последовала еси Жениху Твоему, зовущи:/в воню мира Твоего притекох, Христе./Тем и Павла ищущи,/с Небеси прияла еси дарование,/и венец улучила еси от Страстоположника Бога,/и молиши непрестанно/даровати грехов прощение//верою совершающим священную твою память.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кипрская обитель святой Феклы HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Кипрская обитель святой Феклы «В юном возрасте я заболел тяжелым кожным заболеванием — сыпью на ногах, от которой при ходьбе испытывал сильнейшие боли. Я ходил по врачам, они прописывали мне мази, ничего не помогало. Однажды, когда я возвращался из Ставровуни со своим братом Василием — а путешествие из Лиси в Ставровуни мы всегда совершали пешком — сделали остановку в святом монастыре святой Феклы, чтобы поклониться ее святым мощам. Там мы набрали глину из источника святой Феклы, и я смазал ей свои ноги. Когда мы пришли в Ласпи, вся сыпь на ногах бесследно исчезла». Монастырь святой Феклы в Мосфилоти на Кипре / Остров Кипр с древних времен называют «островом святых». По сей день со всего мира стекаются православные паломники, чтобы поклониться гробу Лазаря Четверодневного в Ларнаке и Кресту Господа в монастыре Ставровуни, помолиться перед чудотворной, по преданию написанной самим апостолом Лукой, иконой Божией Матери в Киккском монастыре, облобызать мощи мучеников Киприана и Иустины в храме святого Киприана в Менико. Но немногим из паломников известно о том, что на Кипре, по сей день чудесным образом сохраняются мощи первомученицы Феклы, ученицы апостола Павла, пострадавшей в I веке и почитавшейся более всех святых жен в древней Церкви. Святая Фекла происходила «из рода знатного и славного» и жила в малоазийском городе Икония. В восемнадцать лет, когда она уже была обручена юноше Фамиру, в Иконию пришел с евангельской проповедью апостол Павел и учил о Христе. На добрую почву пало семя слова Божия. Действием Святого Духа оно глубоко укоренилось в сердце Феклы, которая, не раздумывая, оставила все земное и обратила свой взор к Небесному Жениху Христу. Фамир, лишившись невесты, перед местным правителем обличил Павла в волховании и чародействе. Апостол был заточен в темницу. Узнав об этом, Фекла подкупила стражника и пробралась к узнику, который, видя ее преуспеяние в вере, назвал ее своей «первой духовной дочерью».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Скачать epub pdf Житие преподобной матери нашей Макрины Память 19 июля Святая Макрина родилась в Каппадокии в царствование Константина Великого 4713 . Родители ее были Василий и Эмилия; она была у них первым ребенком и была старшей сестрой Василия Великого , Григория Нисского и других братьев и сестер. У честных родителей всего было десять человек детей: четыре сына и шесть дочерей. Этой первой дочери до рождения ее по Божию откровению, бывшему матери во сне, было дано имя Фекла: а именно: перед самым временем рождения мать уснула и увидала во сне, что она носит на руках еще не рожденное дитя. И подошел будто бы какой-то светлый и честный муж, посмотрел ласково на дитя и три раза назвал его Феклой, давая знать, что это дитя будет подражательницей целомудренной жизни святой первомученицы Феклы и вольной мученицей без крови. Проснувшись после этого видения, Эмилия родила это дитя и назвала его Феклою; но домашние и родственники захотели лучше назвать ее Макриною, по имени ее бабки с отцовской стороны, святой Макрины, которая в царствование Максимиана Галерия 4714 подверглась вместе со своим мужем гонению за Христа и семь лет скиталась в пустынях, терпя крайнюю нужду, пока не прекратилось гонение. Итак, двойное имя было у новорожденной: Фекла по откровению, Макрина по прозванию; и не напрасно: она унаследовала богоугодную жизнь от обеих тех угодниц Божиих, так же, как и они, пылая в сердце пламенной любовью к Богу. Привычка называть ее Макриною настолько укрепилась среди людей, что некоторые и не знали ее первого имени, и все звали ее другим: верим, что под обоими теми именами записана на небе, в книге жизни эта невеста Христова. Девочку вскормили, и, когда ребенок стал приходить в возраст, мать начала ее воспитывать и учить грамоте, начиная не с языческих басен (как это делали обыкновенно другие матери) и не с сочинений поэтов, в которых много такого, что недостойно чистого девического слуха; она выбирала из книги премудрости Соломона 4715 и из псалмов Давида или из других книг божественного писания подходящие стихи, и именно такие, которые заключали в себе или молитвы и славословия Божии, или же добрые нравоучения. Девочка училась успешно, она была способная; и были постоянно у ней на устах слова книжные и молитвенное пение на всякое время дня: вставала ли она с постели, или принималась за какое-либо дело, садилась обедать или вставала из-за стола, полдень и вечер она не пропускала без пения, псалмов, и, отправляясь спать, она совершала установленную молитву. Она была научена матерью и рукоделию, свойственному девице, и ей не позволяли проводить время в праздности и детских играх, но постоянно занимались или чтением книг, или рукодельем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Извлечены архимандритом Порфирием Успенским : 1) Из рукописного греческого Синаксаря, составленного неким Петром во второй половине десятого века, и переписанного в 1249 году монахом и чтецом Ионою;(принадлежит А.Порфирию.) 2) Из церковноживописных древностей Елпия Ромея; (греческая рукопись 12 века в парижской императорской библиотеке под 296. Список с неё из Парижа прислан А.Порфирию.) 3) Из непечатного греческого Синаксаря, с сентября по март, написанного во второй половине 12 века; (принадлежит А. Порфирию.) 4) Из такого же Синаксаря, написанного в 1414 году монахом Антонием, и хранящегося в Каирской патриаршей библиотеке; 5) Из печатного Синаксаря, составленного Никодимом святогорцом , и изданного в Венеции в 1819 году; 6) Из русского списка с подлинника, принадлежащего А. Порфирию. (Список с подлинника есть описание внешнего вида святых, составленное не по книгам, а по иконам. Составитель такого подлинника смотрел на изображения на иконе, и как они написаны тут красками, так он описывал их словами на бумаге; например: на иконе святой написан с длинною бородою и с проседью на голове, и в рукописном подлиннике поставлена заметка, что у него борода длинная, а на голове проседь). Месяц сентябрь – 1 дня. Иисус Навин скончался в мире ста десяти лет. (Из Синаксаря 1249 года). Итак изображай его глубоким старцем. – 3 дня. Св. мученица Василисса, девяти лет от роду, была брошена в огонь, но спасена Божьею силою, и молитвою своею извела воду из камня, и напившись её предала душу свою Богу. (Из Синаксаря 1249 года). В греческом Синаксаре 12 века прибавлено: «св. мученица Василисса, нашедши камень, стала на нём, и как только помолилась, камень источил воду...». В Русском Списке с подлинника верно сказано о ней: «сея 9 лет пострадала за Христа... под ногами её камень (скала). Из-под камня течет вода». – 17 дня. Святые мученицы, Вера, Надежда, Любовь , скончались, первая 12-ти лет от роду, вторая 10-ти, третья 9-ти лет. (Из Синакс. 12 века). – 24 дня. Св. первомученица Фекла скончалась 90 лет. (Из Синаксаря 12 века).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Дни памяти святых должны напоминать нам их деяния. Св. Фекла – дева и мученица. Девство особый вид мученичества, так как требует постоянной борьбы со страстями. Высота девства: оно свободно от бесчисленных забот, неразлучных с брачной жизнью, свободно и от наказания, возвещенного Еве, оно предначинает на земле еще жизнь небесную. Св. Феклу убеждают все вступить в брак, но безуспешно. Опасность, угрожавшая ей на пути к ап. Палу. – Упование на Бога. Благодать Духа воздвигла нам прекрасные изображения святых в годовых днях памяти их, и чрез это постоянно сохраняет новыми их деяния, приходящие в забвение с течением времени. Каждый, встречая день памяти их, как бы некую картину, видит красоту деяний и созерцает дела, начертанные на этом, представляемом днем памяти, изображении. Так и сегодня, мне кажется, вижу я эту блаженную деву как бы стоящей на картине, представляемой днем памяти, держащей венец в одной руке – за борьбу с удовольствиями, а в другой – за борьбу с опасностями, и приносящей Владыке всех одной рукой девство, а другой – мученичество. Таким образом у нее были и подвиги девства, которые для тщательно вникающих кажутся в известном смысле велнким мученичеством прежде мученичества. И подлинно, удовольствия суть жестокие какие-то палачи для тела, а лучше сказать, они более палачей жестоки, потому что стягивают нерукотворенными узами, скоблят душу посредством глаз, подносят факел сладострастия к твердыне мысли посредством слуха, бичуют ум своим колючим бичем, воздвигают против нас одни нападения за другими. Когда кто повелел глазам быть слепыми к красоте, удовольствия чрез уши приоткрывают заключенное убежище, раскрывают его сладострастными песнями; когда встретят уши, заключенные для блудных песен, тогда нападают на помыслы, сладострастно прикрасившись; когда, кратко сказать, мы победим их, бодрствуя постоянно, тогда они поборают нас спящих сновидениями: таков у них постоянный круговорот борьбы, не с солнцем пробуждающийся и ночью не успокаивающийся. Если же притом они схватывают юность, то огонь сплелся с огнем, хвороста коснулась горящая печь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Имя святой первомученицы Феклы поминается при пострижении женщин в монашество 7 октября. ПРАВМИР. Церковь чтит память святой равноапостольной Феклы. Святая первомученица равноапостольная Фекла родилась в городе Иконии. Она была дочерью знатных и богатых родителей и отличалась необыкновенной красотой. В 18 лет ее обручили знатному юноше. Услышав проповедь святого апостола Павла о Спасителе, святая Фекла всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа и твердо решила не вступать в брак и посвятить свою жизнь Евангельской проповеди. Мать святой Феклы воспротивилась намерению дочери и принуждала ее выйти замуж за обрученного ей жениха. Обручник святой Феклы пожаловался правителю города на апостола Павла, обвиняя его в том, что он отвратил от него невесту. Правитель заключил святого апостола в темницу. Святая Фекла ночью тайно убежала из дома, подкупила тюремных стражей, отдав им все свои золотые украшения, и проникла к узнику в темницу. Три дня она сидела у ног апостола, внимая его отеческим наставлениям. Исчезновение Феклы обнаружилось, и повсюду были разосланы слуги на поиски пропавшей. Наконец ее нашли в тюрьме и насильно привели домой. Суд приговорил апостола Павла к изгнанию из города. Святую Феклу вновь долго убеждали согласиться на брак, но она не изменила своего решения. Ни слезы матери, ни гнев ее, ни угрозы правителя не смогли отлучить святую Феклу от любви к Небесному Жениху – Господу Иисусу Христу. Ее мать в исступлении потребовала от судьи смертного приговора непокорной дочери, и святая Фекла была приговорена к сожжению. Святая мученица бестрепетно взошла на костер и перекрестилась. В этот момент ей явился Спаситель, благословляя на предстоящий подвиг, и неизреченная радость наполнила ее святую душу. Высоко взвилось пламя костра, ореолом окружило мученицу и не коснулось ее. Грянул гром, и сильный ливень с градом погасил костер. Мучители в страхе разбежались. Святая Фекла, хранимая Господом, покинула город и с помощью одного юноши-христианина отыскала апостола Павла. Святой апостол и его спутники, среди которых был и святой апостол Варнава, укрывались в пещере недалеко от города, усердно молясь, чтобы Господь укрепил святую Феклу в страданиях. Вместе с ними святая Фекла прошла с проповедью Евангелия до Антиохии.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Тотчас призвала она Фамира и начала так говорить ему: «Что ты не заботишься о невесте своей? Неужели ты не видишь, что она наслушалась слов этих льстецов, которые сказками обманывают народ, и совсем забыла и тебя, и семейство свое?» Огорчился жених и старался ласками и нежными словами вновь привлечь к себе невесту, но она оставалась равнодушна и холодна. Мать же приходила то в гнев, то в отчаяние: то строго бранила она дочь за непослушание и жестоко обращалась с ней; то умоляла ее, со слезами на глазах и скорбью в сердце, не отказываться от брака, обещающего ей и знатность, и богатство, и все радости мира. Но Фекла оставалась непреклонна. Она жалела, что не может исполнить воли матери, но нельзя было ей, познавшей истинную веру, возвратиться к прежним заблуждениям, нельзя было и вступить в брак с язычником, когда сердце ее стремилось к другой жизни и желало все отдать Богу. Наконец Фамир, видя, что все остается тщетным, возбудил перед начальником города жалобу на апостола Павла. «Этот иностранец, – сказал он, – волшебством обманывает людей, отвращая их от поклонения богам и обращая к какому-то Христу, распятому иудеями. Он прельстил этим и невесту мою, Феклу, которая до сих пор любила меня, теперь же не хочет идти за меня замуж». Тогда начальник города повелел заключить Павла в темницу. Фекла, услыхав, что из-за нее апостол оказался в заключении, решилась идти к нему. Встав ночью, она отправилась в темницу и подкупила сторожа, чтобы допустил ее к узнику. Там стала она служить св. Павлу, как дочь отцу. Бегство ее между тем встревожило всех родных. Долго везде искали Феклу, расспрашивали у всех знакомых и, наконец, нашли ее в темнице у Павла. Когда донесли о случившемся начальнику города, тот велел привести к себе апостола и Феклу. Народ, увидав Павла, начал кричать: «Казни его, он злой волшебник!» Больше всех настаивал на казни Фамир. Мать же Феклы, совсем забыв любовь к дочери, требовала ее казни. Начальник принялся допрашивать Павла, но видя, что он ни в чем другом не виноват, как только в исповедании христианской веры, не нашел его достойным смерти, но все же наказал его, а затем выгнал из города. Павел ушел вместе с Варнавой и Онисифором, но, беспокоясь о судьбе Феклы, остановился недалеко оттуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О святых людях На иконах мы изображаем также и святых людей или угодников Божиих . Так мы их называем потому, что они, живя на земле, угодили Богу своею праведною жизнью. А теперь, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас Богу, помогая нам, живущим на земле. Святые имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребренники, блаженные и праведные . Пророками мы называем тех святых Божиих, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе; они жили до пришествия Спасителя на землю. Апостолы – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь ; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят. Двое из апостолов, Петр и Павел , называются Первоверховными , так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры. Четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов , написавшие Евангелие, называются Евангелистами . Святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, называются равноапостольными, как например: Мария Магдалина , первомученица Фекла , благоверные цари Константин и Елена , благоверный князь Российский Владимир , св. Нина , просветительница Грузии и др. Мученики – те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесенных ими мучений, они скончались мирно, то их мы называем исповедниками . Первые, пострадавшие за Христову веру были: архидиакон Стефан и св. Фекла , и потому, они называются первомучениками . Умершие за святую веру после особенно тяжелых (великих) страданий, каким подвергались не все мученики, называются великомучениками , как например: св. великомученик Георгий ; святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие. Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными . Святители – епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например; святой Николай чудотворец, св. Алексий , митрополит московский и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Сенино. Успенская Феклина пустынь. Карта и ближайшие объекты В 2005 году по благословению митрополита (в ту пору – архиепископа) Климента, Калужского и Боровского при храме Успения Пресвятой Богородицы в д. Сенино-Первое возникла женская монашеская община. Летом 2016 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви община преобразована в монастырь. 28 августа 2016 года, в день празднования Успения Пресвятой Богородицы, состоялось торжественное открытие монастыря Успенская Феклина женская пустынь в с. Сенино Козельского района Калужской области. Божественную литургию в этот день во вновь открытом монастыре совершил епископ Козельский и Людиновский Никита. По окончании Божественной литургии владыка Никита поздравил настоятельницу монастыря игумению Виталию (Кочетову), сестер, гостей обители, устроителей и благоукрасителей храма с новой страницей истории Козельской епархии. В настоящее время в обители более 30 сестер, количество насельниц продолжает увеличиваться. С 2010 года в монастыре действует богадельня, где получают приют и уход больные и престарелые монахини, сейчас их 10 человек – это максимальная вместимость существующего помещения. Дело первой необходимости – строительство келейного корпуса и нового здания богадельни, в котором предполагается устройство домовой церкви в честь святителя Луки Крымского. Когда святая Фекла, убегавшая от нечестивых преследователей, забежала в тупик, перед ней открылась скала, и, сокрыв первомученицу, в образовавшейся пещере, сомкнулась обратно. Когда Фекла скончалась, скала открылась вновь, явив миру честные мощи святой. В память об этом матушка-игумения Виталия благословила выстроить на территории монастыря нечто вроде скалы, этакий грот, в котором будет помещена мозаика-икона святой Феклы. Начато возведение монастырской ограды, необходимо достроить башню, в которой будет располагаться просфорня, и продолжить строительство ограды. В планах - строительство кладбищенской церкви в честь святых небесных Сил Бесплотных. Предстоит возвести колокольню и приобрести колокола.

http://sobory.ru/article/?object=46151

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010