Благодаря мужеству святая мученица Гликерия смогла выстоять против диких животных: зври побждаюши мжески (ВМ, V, 13, 170). Описание женского подвига в текстах минейных служб не отличается от описания подвига, совершенного мужчинами. Мужество является одновременно и чертой характера женщины, и ее подвигом, выражаясь в конкретном действии. Статические характеристики мужества женщин представлены теми же субстантивными парами, какие были использованы в описании мужских подвигов: 1) мужество – подвиг: Претерпла моужески подвигъ (святая великомученица Марина, ВМ, VII, 17, 223); 2) мужество – нрав: приша нравъ (святые мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора, ВМ, IX, 10, 144); 3) мужество – мудрость: и мжемдрено претерпла ес и стаго ти тлес (святая мученица Акилина, ВМ, VI, 13, 146об.); 4) мужество – ум: оумомъ к мжескимъ востеч, оуподобльшис (святая преподобная мученица Евгения, ВМ, XII, 24. 341); 5) мужество – доблесть: радйс иже вженьстмъ тлэ мжьски доблествовавши (преподобная мать Ефросиния Александрийския, ВМ, IX, 25, 316). 6) мужество – разум: мжескимъ разумомъ и образомъ (святая первомученица и равноапостольная Фекла, ВМ, IX, 24, 311–311об.); мжеподобнымъ разумом мчнце, и крпости исполнилъ есть; Мжескимъ славна размомъ (святая мученица Ирина, ВМ, V, 4, 68об.–69); 7) мужество – душа: вис на сдищи мжьскю дш носщи (святая великомученица Евфимия, BM,IX, 16, 214). В оппозициях мужество – мудрость и мужество – разум использованы композиты мжеподобна, мжемдрено, отражающие средневековое мнение о несовершенности женского разума. Ум и благоразумие считались атрибутами мужчины, и эти мужские качества принимались за эталон [Рябов 1999: 8–12]. Но даже женщине, проявившей якобы несвойственную ей мужскую мудрость, трудно сравняться с мужчиной, так как он в своей святости достигает более высокого уровня, например: если добродетелью святой мученицы Матроны является мужская мудрость: июдейском и наглом сровств, помысломъ сопротивльшис мужемоудрена (ВМ, III, 27, 250об.), то святого Акакия – божественный разум: Размомъ бжтвенымъ, и и словомъ оукрашенъ. мдрецемъ неразмна разорил ес (ВМ, V, 7, 79об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

13–16; 19); с другой – его время оказывается периодом внешнеполитических (нашествие Атиллы) и природных катаклизмов. Послушаем Евагрия: «В царствование этого Феодосия почти вся вселенная пострадала от величайшего и страшного землетрясения, которое превосходило все прежние... Вообще неисчислимы были бедствия на суше и на море» (I. 17). Правление Маркиана, при котором правая вера торжествует на Халкидонском соборе, знает лишь одни несчастья – засуху, эпидемию, постоянные смуты на Западе (II.6–7). Правда, Промысел спасает византийцев от голода, вызванного засухой, но тем не менее, по словам Евагрия, «страдание обошло всю землю» (II. 6). При православном Льве I вообще нет никакого просвета: нам сообщают о землетрясениях в Антиохии и в Эгейском бассейне (II. 12; 14), о пожаре в Константинополе (II. 13), о наводнении в столице и в Вифинии (II. 14) и о гибели Западно-римской империи (II. 16). Царствование близкого к православию Зенона, восстановлению на престоле которого способствует первомученица Фекла и который упраздняет еретические нововведения тирана Василиска, становится свидетелем серии политических бедствий: восстаний Теодориха (II. 25), Маркиана (II. 26), Илла и Леонтия (II. 27). В правление халкидонита Юстина I антиохийцы удостаиваются попечительства Всевышнего (IV. 6), а подвижники Зосима и Иоанн творят чудеса (IV. 7), но в то же время Империя страдает от страшных природных катаклизмов – землетрясений, пожаров, наводнений (IV. 5; 8). В цепь непрерывных бедствий превращается царствование Юстина II, при котором окончательно утверждается Халкидонское вероисповедание. И даже эпохи благочестивейших Тиверия и Маврикия, кумиров Евагрия, не избегают общей участи. При Тиверии византийцы одерживают блистательные победы над персами (V.14; 19–20), но при нем также имеют место землетрясение и смута в Антиохии (V.17–18). При Маврикии, в котором, по словам автора, «соединились благочестие и благоденствие» (VI. 1), наряду с важными политическими успехами на Востоке (VI. 3; 9; 15; 19; 21; 22) Империя переживает внутренние и внешние несчастья: военное восстание в Монокартоне (VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово восемьдесят пятое 1. О безмолвии, и какого рода делание должен проходить тот, кто желает мужественно пребывать в нем. Имея намерение сказать вам малое нечто о безмолвии, которое есть совершеннейшая из подвижнических добродетелей, прошу вас, дайте мне внимательное слушание, вы, которые желаете совершенства ее и приготовляетесь взойти на высоту ее посредством преуспеяния и усовершенствования себя на пути прочих добродетелей, - прошу внимания к словам моим, чтоб из настоящего слова моего научиться, в чем состоит делание безмолвия, и затем употребить усилие сделаться достойными того, чтоб восприять сей подвиг (безмолвия) и проходить его как должно, если желаете стать на высоте его и обогатиться богатством его. Кто убезмолвился и один живет в келлии своей, тот пусть будет, как первомученица Фекла. Она, оставя все мирское, забыв и самые потребности телесные, сидела у окна и внимала учению святого Павла. Повествование о ней говорит, что она не выходила из своей комнаты и, будто прикованная к окну, не отходила от него даже для того, чтоб принять пищи или утолить жажду, но лишь слушала Павла, который поучал, и только когда уже он удалился из того места, побежала и она, одна, вслед его, и стала искать его, - оставила и родителей, и жениха, обрученника своего, и искала только святого Павла с великою любовию, - о другом ком и думать не хотела, а думала только о святом Павле; и такая сильная овладела ею любовь к святому Павлу, что она чтила, как священное, то место, где сидел святой Павел и учил, и целовала землю, на которую ступала нога его. Не подумай, что я сказал это не к делу, и что ничто такое неприложимо к безмолвнику. Нет, таково именно должно быть и делание безмолвника. Если ты этого не видишь, поищи - и найдешь. Безмолвник, если желает быть таким, как следует, пусть будет и как блудница, о коей упоминает Евангелие, - пусть емлется и он за ноги Господа нашего, целует их и омывает слезами своими, и ни на кого другого не смотрит, кроме Его единого, могущего отпустить грехи его. Пусть будет и как невеста, - пусть и засыпает с женихом Христом, чтоб и просыпаться с Ним, чтоб потом возбудиться с Ним и к вечной жизни, - или, лучше сказать, пусть всегда пребывает в Нем, и Его всегда имеет пребывающим в себе. Пусть будет, если может, и как один из тех вельмож, которые предстоят земному царю и дружески беседуют с ним втайне, в его внутреннейшем покое царском, - и пусть беседует с Владыкою Христом лицом к лицу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

ныне Патрас — большой торговый город в королевстве греческом на берегу патрасского залива. знаменитый в древности город древней Греции, лежавший в юго-восточном углу Коринфского залива между Ионическим и Эгейским морем. В настоящее время на месте древнего Коринфа существует местечко Куронто с 5,000 жителей. — Послание к Римлянам написано Апостолом Павлом яз Коринфа в 58 г. Олимп или Олимпик — один из 70-ти Апостолов. Память его 4 января. святого Апостола Иродиона последовала ок. 67 г. палестинская — город на восточном берегу Средиземного моря, построенный царем иудейским Иродом на месте древнего города Стратон и названный так в честь кесаря Августа. главный город греческой области Беотии. ныне святого Апостола [следует отличать от другого Апостола] от 70-ти по имени Ерма, бывшего епископом во Фракийском городе Филиппополе. Память сего последнего совершается св. Церковью 4 января. южная часть Иллирии, граничившая на севере с Паннонией, на западе с Италией и Адриатическим морем. < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 4) > < >< back 5) > < >< back 6) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 4) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 4) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 4) > Страдание святого преподобномученика Вадима архимандрита персидский царь Canop II, прозванный Великим. Царствовал с 310 по 381 год. Псалма 23. ст. 3–5. Страдание святого мученика Терентия и прочих с ним Декий — известный гонитель христиан; царствовал с 249–261 г. св. первомученица Фекла, память коей празднуется 24 сентября. Страдание святого священномученика Антипы, епископа Пергамского император Домициан царствовал с 81 г. по 96 г. бесплодный, скалистый остров в Эгейском море, на юго-западе от Ефеса, между Самосом и Наксосом. город в великой Мизии (в северо-западной части Малой Азии) был столицею Пергамского царства. В древности он славился богатством, роскошью и обширной библиотекой, также изобретением, или, вернее, усовершенствованием обработки пергамента (кожи для письма). Впоследствии этот город был присоединен к Римской империи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

    Аще кто любит Бога, сей познан бысть от Него. Здесь внушается мысль о величии человека, любящого Бога: его знает Сам Владыка Вселенной. (В Рус­ском: Но кто любит Бога, тому дано знание от Него). Любовь является необходимым условием всякого познания, тем более Бога, Который есть Сама Любовь. Человек, любящий Бога, получает знание от Него и делается способным пони­мать и чувствовать нужды братьев своих.     Стих 5. Еда не имамы власти сестру жену водити, αδελφν γυνακα περιαγειν. Это место разными толкователями понимается различно. Обыкновенно представ­ляют так, что Апостол говорит здесь о власти иметь жену, быть женатым на сестре-Христианке, как другие Апостолы, как братья Господни и как Кифа, о котором действительно известно, что он был женат (Мф. 8:14). Но Греческое περιαγειν γυνακα не то же значит, что Латинское ducere uxorem — жениться, но водить жену в качестве спутницы, как и перевёл Русский переводчик. За Апос­толами, как за Иисусом Христом, ходили женщины, которые помогали им от имений своих и разделяли с ними труды проповеди; но Апостол Павел и Вар­нава, как видно, отказывались от сопутствования таких женщин, хотя, по сви­детельству предания, их действительно сопровождали некоторыя женщины, на­пример, первомученица Фекла и другия.    [Что касается вопроса о том, был ли женат Апостол Павел или нет — об этом уже древнее предание разделяется во мнениях. Евсевий (Ц. Ист., 3:31) не сомне­вается в его женитьбе; но большинство, опираясь на 1 Кор. 7:8, держится противного мнения. Братья Господни здесь отличаются от Апостолов, потому что не были в числе 12-ти. Имена их у Марка 6:3. Об отличии их от соимённых им Апостолов: Иакова Алфеева, Симона Зилота и Иуды Иаковлева, смотрите Примечание к сведениям о писателе Соборного Послания Иакова].     Стих 6. Власти еже не делати, в Русском: не работать? Апостол спрашивает: разве мы одни (Павел и Варнава) не имеем права получать пропитание за свою проповедь, а должны непременно добывать себе его работою?    Стих 9. Да не заградиши устен вола молотяща. На Востоке, как и у нас на Юге России, обмолот хлеба производится животными, которых заставляют вытап­тывать ногами зерна из снопов, разбросанных по гумну. При этом работающее животное имеет возможность очень часто наклоняться и питаться не обмоло­ченным еще хлебом с зёрнами. Расчётливые владельцы разными способами вооружаются против такого самовольного питания рабочого скота и заграждают ему уста во время молотьбы хлеба. Запрещая подобныя действия, Закон Моисея имел в виду научить евреев кроткому обращению с рабочим скотом (Втор. 25:4). Апостол прилагает его к служителям Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Папа на нашей елке радовал детей своим участием. Он командовал детьми, как солдатами, заставлял маршировать, а потом как вскрикнет: «Обратно!» А малыши радуются. Когда же была подобная елка у второго протоиерея, то все дети кричали: «Дайте нам сюда отца Сергия! У нас без него нет веселья». Но у Емельяновых елка детская сочеталась с официальным приемом всего духовенства, по крайней мере, соборного. Отец сидел во всем параде. И не к лицу было соборному протопопу и Благочинному, хотя и молодому, вставать из-за стола и командовать малышами. Это было немалое детское огорчение. Дочка протоиерея, старшая меня на три года, но тогда еще совершенный, хотя и умный, ребенок, играла со мной в самые младенческие игры. Когда ей станет скучно, она, бывало, возьмет и постучит пальчиком в нашу общую стену. Я и иду к ней играть. У нас был строительный ящик. Но мы не увлекались строительством. Сделаем лишь из палочек лежащий план нашего двойного дома, а оставшиеся палочки разной длины и формы назовем именами членов нашей семьи. Вот Анисья, вот Фекла – наши няньки. Вот мы сами, вот папа или мама того и другой – и часами развивалась удивительно веселая игра в собственные наши семьи, причем члены их вели себя и высказывались благодаря нашей детской фантазии совершенно неожиданно и очень смешно. Девочка эта была подлинный друг моего детства. У ней были и подруги, но со мной были отношения совсем особенные, причем без покровительства и превозношения с ее стороны. Только иногда она давала мне что-нибудь читать (а читать я умел и читал запоем с пяти лет). Помню, что большое впечатление на меня произвел ее любимый рассказ Чехова «Спать хочется», а еще стихи Лермонтова, которого она тоже любила больше других поэтов. Когда мы уезжали, то совершенно взмокли от слез. Жаль, что после она стала равнодушной к вере, и хоть была возможность однажды повидаться с ней, я уклонился от свидания. Послал ей, правда, письмо, где убеждал вспомнить отца – в своем роде священномученика, которого можно было бы изобразить как первомученика Стефана, только не с камнем, а с поленом в руке. Было написано хорошо и трогательно для людей нашего склада, но ответа на письмо свое я от нее не получил.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

В своем отечестве что творится этнический террор со стороны приезжих в центральной россии. А для тех, кто не толерантен - 282 статья. Я сегодня сдал кровь, это мой хоть и небольшой, но вклад как христианина, для процветания своего народа. Когда я лежал на столе я молился. Возможно моя кровь кому-нибудь поможет. Вера без дел мертва, так призываю вас братья и сестры хоть чем то занимайтесь во Славу Бога. Так по маленьку и мы мужчины православные возьмем власть в стране в свои руки и создадим условия для христианской жизни в стране, а потом и в других странах братьям и сестрам по вере помочь сможем. Но для этого нужны православная власть и православные политики. Молитесь и делайте что-нибудь. С любовь к вам. Господи помилуй. Анатолий 13 сентября 2013, 13:43 Вспомни Пересвета и Ослябя, и даже благоверных православных князей. Что они делали? Дали отпор врагами! Помоги Господи и пошли армию на помощь, чтобы выбить этих фанатиков из города! Ольга 13 сентября 2013, 13:37 вот это да... и не думала, что все это ТАК близко... святая равноапостольная первомученица Фекла, моли Бога о нас! Ирина 13 сентября 2013, 13:31 как жить, зная что где то рядом истребляют людей как во времена фашизма по национальному и религиозному признаку? Пожалуста, не забывайте молиться за бедных жителей Сирии, их врагов и всех нас. Очень страшно за бедных людей и за будущее наших детей. Михаил 13 сентября 2013, 12:44 На планете идет религиозная война,между воинствующим исламом и христианами, которую подпитывают третьи силы заинтересованные в горении этого адского огня. Жаль, что традиционные мусульмане не принимают активного участия в противодействии перерождения своего вероучения. Марина 13 сентября 2013, 12:32 Господи спаси и сохрани! владимир 13 сентября 2013, 11:45 ТОЛЬКО С " бабами " И МОГУТ ВОЕВАТЬ!...вояки-обрезанные. Надоело!!! 13 сентября 2013, 11:01 Сколько можно терпеть!!! Стереть их с лица земли, закрыв глаза на демократичность свою. Кто к нам с мечом... Хватит с ними говорить. Надо бороться с ними их же методами! И забрать у них всё!!!

http://pravoslavie.ru/64063.html

163 Не уточняется, от кого и когда Эпистима услышала о произошедшем. Весть могла быть от монахинь, которые увидели происходящее сверху, от бежавших монахов, от игумена, который ещё не ушёл или вернулся с полдороги. Если автор заботится о том, чтобы у драматических сцен был свидетель, чтобы сделать рассказ правдоподобным, то им мог бы быть Евтолмий. 164 Это слово применялось христианскими писателями к всевозможным отрицательным персонажам, в том числе к языческим правителям (Lampe, s.v. θεομχος А). 165 Правитель назван буквально «нечестивейшим» (σεβστατος), в противоположность титулу византийского императора «благочестивейший» (латинский: piissimus, греческий: εσεβστατος; существовал с IV в. и был особенно распространён в V–VII вв.). Но сам титул «благочестивый» (pius) введён в титулатуру императора ещё при Коммоде (Roesch G. ΟΝΟΜΑ ΒΑΣΙΛΕΙΑΣ. Studien zum offiziellen Gebrauch der Kaisertitel in spätantiker und frühbyzantinischer Zeit//Byzantina Vindobonensia. Bd X, Wien, 1987. S. 42–43). Таким образом, этот суперлатив делает языческого правителя как бы антиподом христианского императора, тогда как обычные люди называются в тексте просто «благочестивыми» или «нечестивыми». 166 Просьба Эпистимы представляет собой продолжение темы единства героев, несколько отошедшей на второй план в «монастырской» части. В варианте Метафраста (глава 14) Эпистима просит отпустить её не на смерть, а на заточение с Галактионом. По Метафрасту, она верна договору, заключённому ранее, и готова разделить с Галактионом любую судьбу, в том числе и темницу. 169 Поскольку автор ГиЭ помещает события в III век, то он, подобно ранней агиографической традиции, берёт древнейший пример женского мученичества. Св. Фекла как образец женского мужества встречается уже в III в. Acta Xanthippae et Polyxenae 36, ср. Martyrium Eugenii, Valeriani, Canidii et Aquilae 23. Диаконисса не просто упоминает первомученицу Феклу, она своим предостережением, повторяющим предостережение ап. Павла Фекле, отсылает и к древнему апокрифу (см. ст. «Галактион и Эпистима...», раздел Деяния Павла и Феклы). Этого примера, как и всей реплики диакониссы, нет у Метафраста (глава 14), который просто пересказывает суть диалога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

в) Представим себе еще, возлюбленные братие, ни с чем несравненную красоту и изящество той добродетели, о которой говорим мы. Прекрасны все добродетели человеческия: милосердие, кротость, смирение, великодушие, терпение; но всех прекраснее целомудрие. Ибо все они очень естественны человеку и основываются на естественных побуждениях и потребностях нашей природы. Но целомудрие есть добродетель бесплотных, есть свойство ангелов. Чистый и непорочный по душе и телу человек приближается к ангелам и, будучи обложен плотию, спорит с бесплотными, и на земле живет, как житель неба. Что может быть выше и прекраснее сего? И посему-то, конечно, св. подвижники так дорого покупали сию ангелоподобную добродетель. Сколько они проливали пота, сколько слез, сколько несли величайших подвигов самоотвержения, дабы или возвратить себе однажды потерянную чистоту, или сохранить еще непотерянную! Ангельская, по своему свойству, добродетель целомудрия имеет везде и цену достойную. Она особенно угодна Богу: так как одна только она может на самом теле полагать печать богоподобия и приближать существо, обложенное плотию, к Богу, единому высочайшему и чуждому всякой вещественности Духу. г) Наконец, и для самого человека невинность и целомудрие есть такое сокровище, которое ни с чем сравнить нельзя и ничем заменить невозможно. У целомудренного душа светла, силы его свежи, совесть чиста и безмятежна, желания умеренны и святы, сердце весело и спокойно, молитва к Богу дерзновенна, как любимого сына к отцу; в делах своих он благопоспешен, и Господь благословляет его во всем. Но все сие неизвестно тому, кто предан пороку. У него грызущая совесть, беспокойная мысль, притупленное чувство, распаленное желание, пустота и скука в сердце, холодность и даже отвращение к молитве, ненависть к самоуглублению и всем важным или благочестивым занятиям; безуспешность в делах, расстроенность во всем состоянии – и телесном и духовном, тяжкие и опасные болезни и преждевременная смерть. III. Да даст нам Господь, благодатию Своею и молитвами св. первомученицы Феклы и всех святых, быть в числе тех, кои «введутся в храм Царев», в царствие небесное, уготованное только чистым и святым, кроме которых никто не узрит Бога. (Сост. по пропов. Антония, архиеп. казанского и свияжского).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Аще кто любит Бога, сей познан бысть от Него. Здесь внушается мысль о величии человека, любящего Бога: его знает Сам Владыка Вселенной. (В русском: Но кто любит Бога, тому дано знание от Него). Любовь является необходимым условием всякого познания, тем более Бога, Который есть Сама Любовь. Человек, любящий Бога, получает знание от Него и делается способным понимать и чувствовать нужды братьев своих. Стих 5. Еда не имамы власти сестру жену водити, α δελφν γυνακα περιγειν. Это место разными толкователями понимается различно. Обыкновенно представляют так, что апостол говорит здесь о власти иметь жену, быть женатым на сестре-христианке, как другие апостолы, как братья Господни и как Кифа, о котором действительно известно, что он был женат ( Мф.8:14 ). Но греческое περιγειν γυνακα не то же значит, что латинское ducere uxorem – жениться, но водить жену в качестве спутницы, как и перевёл русский переводчик. За апостолами, как за Иисусом Христом, ходили женщины, которые помогали им от имений своих и разделяли с ними труды проповеди; но апостол Павел и Варнава, как видно, отказывались от сопутствования таких женщин, хотя, по свидетельству предания, их действительно сопровождали некоторые женщины, например, первомученица Фекла и другие. [Что касается вопроса о том, был ли женат апостол Павел или нет – об этом уже древнее предание разделяется во мнениях. Евсевий (Ц. Ист., 3:31) не сомневается в его женитьбе; но большинство, опираясь на 1Кор.7:8 , держится противного мнения. Братья Господни здесь отличаются от апостолов, потому что не были в числе 12-ти. Имена их у Марка 6:3 . Об отличии их от соимённых им апостолов: Иакова Алфеева, Симона Зилота и Иуды иаковлева, смотрите Примечание к сведениям о писателе Соборного Послания Иакова]. Стих 6. Власти еже не делати, в русском: не работать? апостол спрашивает: разве мы одни (Павел и Варнава) не имеем права получать пропитание за свою проповедь, а должны непременно добывать себе его работой? Стих 9. Да не заградиши устен вола молотяща. На Востоке, как и у нас на Юге России, обмолот хлеба производится животными, которых заставляют вытаптывать ногами зерна из снопов, разбросанных по гумну. При этом работающее животное имеет возможность очень часто наклоняться и питаться не обмолоченным еще хлебом с зёрнами. Расчётливые владельцы разными способами вооружаются против такого самовольного питания рабочого скота и заграждают ему уста во время молотьбы хлеба. Запрещая подобные действия, Закон Моисея имел в виду научить евреев кроткому обращению с рабочим скотом ( Втор.25:4 ). Апостол прилагает его к служителям Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010