Келья сделалась просторная и верх весь исполнился огней, как бы горящих свеч. Светлее было полдней; свет был особый, непохож на дневной свет, было светлее и белее солнечного света. Я испугалась и упала. Царица Небесная подошла ко мне и, коснувшись правою рукою, изволила сказать: «встань, девица, и не убойся нас. Такие же девы, как ты, пришли сюда со мною». Я не почувствовала, как встала. Царица Небесная изволила повторить: «не убойся, Мы пришли посетить вас». О. Серафим стоял уже не на коленях, а на ногах пред Пресвятою Богородицею, и Она говорила с ним столь милостиво, как-бы с родным человеком. Объятая великою радостью, спросила я о. Серафима, где мы? Я думала, что я уже не живая; потом, когда спросила его: кто это? то Пречистая Богородица приказала мне подойти к девам и самой спросить их. Они стояли постепенно по сторонам, как шли: в первых местах стояли великомученицы Варвара и Екатерина, во вторых св. первомученица Фекла и св. великомученица Марина, в третьих св. великомученица и царица Ирина и преподобная Евпраксия, в четвертых св. великомученицы Пелагия и Дорофея, в пятых преподобная Макрина и мученица Иустина, в шестых св. великомученица Иулиания и мученица Анисия. Я подходила к каждой из них, каждая мне сказала свое имя и подвиги мученичества и жизни Христа ради, сходно с тем, как написано о них в Четьи-минеях; все говорили: «не так Бог даровал нам эту славу, а за страдание, за поношение. И ты пострадаешь». – Пресвятая Богородица много говорила о. Серафиму такого, что участница в видении не могла слышать; а вот что слышала «не оставь дев моих» (Дивеевских). О. Серафим отвечал: «О, Владычица! я собираю их, но сам собою не могу их управить». На это Царица Небесная отвечала: Я тебе, любимиче мой, во всем помогу. Возложи на них послушание; если исправят, то будут с тобою и близ Меня; а если потеряют мудрость, то лишатся участи сих ближних дев Моих; ни места, ни венца такого не будет. Кто обидит их, тот поражен будет от Меня; кто послужит им ради Господа, тот помяновен будет пред Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Фекла Иконийская, II в., равноапостольная святая первомученица. По преданию, увлекшись проповедями апостола Павла, решила посвятить себя служению Богу, за что была арестована и подвергнута мучениям. Позже была освобождена, получила напутствие апостола Павла на обучение людей слову Божию, после чего долгие годы жила в Селев- кии (Сирия) и в возрасте 90 лет, когда ее преследовали языческие жрецы, была скрыта от них горой 125 Феодор Стратилат, + 319, святой великомученик, почитаемый Православной и Католической Церквами, покровитель православного воинства. Согласно житию, избавил родной город Евхаит от змея. Принял мученическую кончину во времена гонения христиан в правление императора Лициния (соправителя Константина) за неверие в языческих богов и исповедание веры Христовой. По преданию, святой был подвергнут многодневным пыткам, затем ослеплен и распят, но благодаря Божию заступничеству остался невредим. После его чудесного спасения жители Евхаита уверовали во Христа и пытались заступиться за своего стратилата. Однако он добровольно пошел на казнь и был усечен мечом 154 Феодосий I Великий, 347–395, римский император в 379–395 гг. В 380 г. принял христианское крещение. В том же году Феодосий издал эдикт, запрещающий ереси и обязывающий «все народы», подвластные ему, исповедовать христианство с никейским Символом веры . По его инициативе в 381 г. в Константинополе был созван Второй Вселенский Собор, где был дополнен христианский Символ веры (никео-константинопольский Символ веры ). В 392 г. Феодосий издал закон, запретивший язычество в любых его проявлениях. Отныне христианство стало единственной официальной религией Римской империи. Последний удар язычеству он нанес в 394 г., разгромив узурпатора Евгения, покровительствовавшего старой римской религии. В церковной традиции Феодосий титулуется «Великим» 79,80,88,98 Феодосий II, 408–460, император Восточной Римской империи в 408–450 гг. При нем был создан «Кодекс Феодосия» (свод римского права), Константинополь был обнесен мощными укреплениями. Его жена Евдокия была ревностной христианкой, в 438 г. совершила паломничество в Святую землю, последние 17 лет своей жизни провела в Иерусалиме, усердно заботясь об обустойстве святынь города 137

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ехали мы довольно быстро. На каждом КПП к нам подходил человек с автоматом Калашникова, ему показывали бумагу из Патриархии и объясняли, что мы – русские. Это действовало как пароль. В ответ мы видели улыбку, жесты приветствия, и ехали дальше. Вообще сирийцы относятся к русским доброжелательно, в чем нам не раз доводилось убедиться. Не только ополченцы приветствовали нас, но и торговцы, и обычные люди на улицах. А пропуском нам служила охранная грамота от помощника Патриарха епископа Луки (Хури). На фирменном бланке Патриархии было написано несколько слов: «Приветствую и прошу оказать содействие русской делегации, прибывшей на интронизацию Святейшего Патриарха Антиохийского Иоанна». Только один раз в правительственном квартале, который охраняют не ополченцы, а люди в штатском, нас попросили проехать по параллельной улице. Во всех остальных случаях грамота и слово, что в машине русские, служили надежным основанием, чтобы нас пропустили и радостно поприветствовали. Господь сохранил нас на опасном пути к христианской святыне. Меньше чем через час мы без приключений въехали в Маалюлю. Название поселка в буквальном смысле означает «вход». Именно в эти горы бежала от преследователей ученица Апостола Павла равноапостольная Фекла. Здесь расступилась перед ней скала, здесь в пещере она нашла себе убежище. Здесь сейчас находится монастырь, в котором покоятся мощи святой Феклы. Нас радушно встретила игуменья Пелагея, с которой Фонд Апостола Павла давно дружит. Усилиями Фонда в монастыре установлен памятник «Спас в силах» работы известного скульптора Александра Рукавишникова. Мы сразу же отправились к мощам святой Феклы. Часовня находится в той самой пещере, в которой укрывалась святая. Здесь бьет источник, из которого пила воду первомученица. С потолка капает вода, эти капли верующие зовут «слезами Феклы» и стараются набрать хотя бы несколько капель в ладони. Это не всегда удается сделать быстро, нужно терпение и смирение. Для молитвенного настроя. Рядом растет старое дерево, возраст которого с трудом поддается определению.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/18/ma...

Смотри 14 ноября. В житии святого Дионисия Ареопагита написано следующее. Когда святой Апостол Павел выходил из города Афинского, некий слепец, которого знали все, незрячий с рождения, молил Апостола, чтобы тот дал ему прозрение. Он же, сотворив Крестное знамение на его глазах, сказал: «Господь мой и Учитель Иисус Христос, Который сделал брение, помазал им глаза слепорожденному и дал ему прозреть, да просветит и тебя силою Своею». И тотчас слепорожденный прозрел. Смотри 3 октября. Святая первомученица Фекла, когда было собрано много дров и хвороста для ее сожжения, взошла на все это, сотворив знамение Креста, и стала наверху, огонь же к ней не прикоснулся. Смотри 24 сентября. Святая мученица Василисса Никомидийская, знаменовав себя Крестным знамением, вошла посреди пламени в раскаленную печь и, стоя много часов в горящем огне, не получила никакого вреда. Смотри 3 сентября. Когда святые мученики Авдон и Сеннис, персидские князья, Декием, царем Римским, были приведены в Рим и за Христа отданы зверям в пищу, они оградили себя Крестным знамением, и звери к ним не прикоснулись. Смотри 30 июля. Святые мученики Зинон Александр и Феодор с прочими, которые упоминаются в страдании святого мученика Терентия, принявшие мучения от игемона Фортунатиана, близ идольского храма, сотворили на своих челах Христово Крестное знамение и дунули против капища, и тотчас с большим грохотом в нем упали идолы и рассыпались в прах. Смотри 10 апреля. В житии святых мучеников Киприана и Иустины написано следующее. Один из бесовских князей был послан волхвом Киприаном к девице Иустине. Он преобразился в женский образ, пришел к ней и прельщал многими речами к браку с нечестивым и блудолюбивым юношей Аглаидом, приводя из Божественного Писания Апостольские слова: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно ( Евр. 13, 4 ). Услышав такие слова, Иустина узнала хитрейшего прелестника диавола и одержала над ним победу более успешно, чем Ева , не входя с ним в большие разговоры, поскорее обратилась ко пристанищу Креста Христова и положила знамение честное на челе своем, и сердце свое воздвигла к Богу, Жениху своему, и тотчас исчез диавол.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Извлечены архимандритом Порфирием Успенским : 1) Из рукописного греческого Синаксаря, составленного неким Петром во второй половине десятого века, и переписанного в 1249 году монахом и чтецом Ионою;(принадлежит А.Порфирию.) 2) Из церковноживописных древностей Елпия Ромея; (греческая рукопись 12 века в парижской императорской библиотеке под 296. Список с неё из Парижа прислан А.Порфирию.) 3) Из непечатного греческого Синаксаря, с сентября по март, написанного во второй половине 12 века; (принадлежит А. Порфирию.) 4) Из такого же Синаксаря, написанного в 1414 году монахом Антонием, и хранящегося в Каирской патриаршей библиотеке; 5) Из печатного Синаксаря, составленного Никодимом святогорцом , и изданного в Венеции в 1819 году; 6) Из русского списка с подлинника, принадлежащего А. Порфирию. (Список с подлинника есть описание внешнего вида святых, составленное не по книгам, а по иконам. Составитель такого подлинника смотрел на изображения на иконе, и как они написаны тут красками, так он описывал их словами на бумаге; например: на иконе святой написан с длинною бородою и с проседью на голове, и в рукописном подлиннике поставлена заметка, что у него борода длинная, а на голове проседь). Месяц сентябрь – 1 дня. Иисус Навин скончался в мире ста десяти лет. (Из Синаксаря 1249 года). Итак изображай его глубоким старцем. – 3 дня. Св. мученица Василисса, девяти лет от роду, была брошена в огонь, но спасена Божьею силою, и молитвою своею извела воду из камня, и напившись её предала душу свою Богу. (Из Синаксаря 1249 года). В греческом Синаксаре 12 века прибавлено: «св. мученица Василисса, нашедши камень, стала на нём, и как только помолилась, камень источил воду...». В Русском Списке с подлинника верно сказано о ней: «сея 9 лет пострадала за Христа... под ногами её камень (скала). Из-под камня течет вода». – 17 дня. Святые мученицы, Вера, Надежда, Любовь , скончались, первая 12-ти лет от роду, вторая 10-ти, третья 9-ти лет. (Из Синакс. 12 века). – 24 дня. Св. первомученица Фекла скончалась 90 лет. (Из Синаксаря 12 века).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Блаженна душа, просиявшая в мире жизнью, подобной ангельской! 12 Евсевий о жизни Константина, кн. 4, § 26, 28. Св. Елена в Иерусалиме «дев, вписанных в списки церковные, приглашала к своему столу и, служа им сама, приносила на стол яств». Сократа Ист. 1, 17. Послания св. Климента Римского к девственницам, известные Иерониму и Епифанию, известны и ныне. 14 Иночествующие приняли образ жизни от св. Евангелиста Марка, первого первосвященника Александры, жили не только так, как пишется в Деяниях Апостольских о первых верующих: «всё у них было общее, но стремились к высшей жизни, удалялись в скрытые загородные места и, проводя жизнь в строгом воздержании, изумляли язычников». 15 Первомученица Фекла за любовь к детству и вере страдала от матери и градоначальника, сент. 24. Св. м. Лукия принадлежала к «обществу посвящённых дев» (junii 24 июля 4). Евсевий о Палестинских мучениках гл. 5: «судия предаёт содержателям блудниц для посрамления – посвятивших жизнь Богу дев». В истории страданий Сатурнина св. Виктория, бросив жениха, «бежит в храм чистоты, в пристанище стыдливости, в церковь и, посвятив власы свои Богу, сохраняет в непорочности девство своё» (Ар. Ruinartum, Acta S. Saturnini § 16). В истории св. Феодота видим «трёх дев, которых апотактиты (отделённые, иноки), считают своими»; потом семь дев молятся: «Господи Иисусе Христе! доколе было в нашей власти сохранять непорочным девство, ревностно хранили мы до сего дня» (Ар. Aninartum, Acta S. Theodoti § 13, 19). Мученицы девы 2 века: Дросида (март. 22), Ермиония (сент. 4), (Евдокия март. 1), Гликерия (мая 13), Параскева (июля 25), Татиана дева, диаконисса (янв. 12); мученицы девы 3 века: Агния (янв. 21), Екнафа, Валентина и Павла (февр. 10 по Евсевию, украшенные венцом девства, о мучен, гл.3:9), Евгения (дек. 24), Анфуса (авг. 22) Пелагия (окт. 8), Иулиания (дек. 21), Пелагия (мая 4), Сосанна (авг. 11), Евфимия (сент. 16) и др. В Александрии при Диоклитиане «добровольные девственные подвижницы» (ατοπαρθεναι σκητριαι) преданы были на поругание (Евсевий о мучен. гл. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мученики это христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и смерть. Архидиакон Стефан и святая Фекла называются первомучениками как первые из пострадавших за веру. Умершие за Христа после особенно тяжелых страданий называются великомучениками , как например: святой великомученик Георгий, святые великомученицы Варвара и Екатерина. Страстотерпцами называют всех христианских мучеников, но преимущественно это именование относится к святым, претерпевшим мученическую кончину не за свою веру во Христа, а по иным причинам (например, в силу злобы или коварства близких, политического заговора и т.п.); характерной чертой их подвига является беззлобие и кроткое непротивление врагам. В лике страстотерпцев прославлены русские князья свв. Борис и Глеб, св. царь Николай II и его семья. Исповедниками называют христиан, которые перенесли гонения и преследования за Христа, подвергались мучениям, но не умерли мученической смертью. Святители это епископы (архиереи), угодившие Богу своей праведной жизнью. Например: святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; святитель Иоанн (Златоуст), архиепископ Константинопольский; святитель Филарет (Дроздов) , митрополит Московский. Святители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками . Знаменитые богословы святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются Вселенскими учителями , то есть учителями всей христианской Церкви. Преподобные это монахи, угодившие Богу своими подвигами. Например: преп. Антоний Великий , преп. Сергий Радонежский, преп. Серафим Саровский . Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками . Бессребреники служили людям бескорыстным лечением болезней (без платы за лечение). Такими были святые бессребреники Косьма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон. Праведными Церковь называет благочестивых людей, живущих в миру. Так, в лике праведных прославлены родители Пресвятой Богородицы святые Иоаким и Анна; русский святой ХХ века свящ. Иоанн Кронштадтский .

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Скажите, в чём смысл, что ИГИЛ разрушает, ведь мы могли бы туда ездить на поклонение этим святым мощам, они бы могли деньги с туристического бизнеса иметь. И ведь в Сирии — зарождение трёх мировых религий, в т.ч. и Ислама. И Савл — он же там Павлом стал — его в Дамаске опускали на корзине за стену, когда его иудеи решили убить. Зачем ИГИЛ всё это делает? — Как зачем? Это люди, воинствующие по отношению ко всем культурным кодам. Вот вы знаете, что Павел был в Дамаске, его спускали на корзине, а они не знают этого и знать не хотят. Вот вы знаете имя Феклы, а они не знают ничего и знать не хотят. Это воинствующее невежество. Религиозный экстремизм — это воинствующее невежество. Почему невежество так страшно? Потому что человек, который ничего не знает и знать не хочет — это возможный потенциальный легкий адепт на завтра какого-нибудь такого человеконенавистнического усечённого учения, такого простого агрессивного наглого и несущего угрозу. Почему мы говорим, что нужно знать побольше, историю понимать? Ведь действительно впервые в Сирии в Антиохии ученики Господа назвались христианами — имя «христианин» родилось в Сирии. Там был апостол Павел, там он крестился в Антиохии от Анании. Там была Фекла первомученица, его ученица, равноапостольная служительница. Из Сирии был Иоанн Златоуст — святой Златоуст был сирийцем по происхождению. Там был Ефрем Сирин, молитву которого мы читаем в Великом посту: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми...» Исаак Сирин тоже был из Сирии. Сирийские подвижники пришли в Грузию вслед за святой Нино: когда она научила людей веровать Богу Единому и сокрушила идолов, то сирийские подвижники пришли вслед за ней в Грузию и научили людей уже дальше — молиться, причащаться и пр. И именно от Сирии получила монашескую и священническую благодать, например, Церковь Иверии. Сирия — это действительно такой регион мира, который огнедышит благодатью и раздаёт её в разные стороны мира. А почему ИГИЛ уничтожает это? Потому что они — ненавистники благодати, невежды, вскормленные американскими деньгами.

http://radonezh.ru/text/protoierey-andre...

Мученица за девство Фекла пользовалась особым почитанием со стороны церковных дев, и в частности диаконисе. Паломница говорит, что она «произнесла молитву у гробницы и прочла все деяния святой Феклы». Но из истории этого памятника известно, что он пользовался в это время авторитетом в Испании (особенно в Таррагоне) и на Востоке, в Селевкии, тогда как в Африке и в Риме он считался апокрифическим 67 , а содержание его, говорящее об апостольской деятельности святой первомученицы, учившей по повелению апостола Павла слову Божию 68 , представляло особый интерес для церковнослужительниц. К прислуживанию при храме святой Феклы допускались только девы, и общежитие дев ( τν παρθεννα) здесь основано еще Григорием Богословом 69 . По свидетельству Василия Селевкийского , некоторые девы проводили даже ночь в ее храме 70 . Вполне естественно, что Марфана, начальствовавшая над девами, явилась сюда и встретилась здесь с испанкой Эферией. Упоминание о паломничестве Марфаны в Иерусалим говорит об участии подвижниц (апотактитов) дев в торжественном богослужении у святых мест Иерусалима. «В эти восемь пасхальных дней, – пишет она, – ежедневно после обеда епископ со всем клиром и со всеми детьми, которые восприяли крещение, и со всеми апотактитами, и женами, а также и с народом, восходит на Елеон 71 . На восьмой день Пасхи, т.е. в воскресенье, весь народ и все апотактиты провожают епископа с песнопениями 72 . Апотактиты собираются, по ее словам, в Иерусалим и к празднику обновления из различных провинций, т.е. Месопотамии, Сирии, Египта и Фиваиды 73 . Они в том числе ежедневно участвовали в богослужении 74 , причем сменяли пресвитеров и диаконов в пении гимнов и антифонов и чтении молитв. Они бодрствуют в Вифлеемской церкви до рассвета, поя гимны и антифоны. Они же сопровождают и встречают с пением епископа 75 . Но если апотактиты принимали деятельное участие в богослужении, то тем более должны принимать такое участие сами заведующие ими диакониссы, и паломничество Эферии является свидетельством этого факта, известного и из других источников 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Но чудодейственный крест Христов не только исцелял недуги, он даже соделывал тело человеческое невредимым ни от пламени, ни от челюстей свирепых зверей, ни от смертоносных ядов. Так св. первомученица Фекла осенила крестом «множество дров и хврастия, собранного под нею на сожжение ея» – и огонь не дерзнул прикоснуться к ее телу (жит. св. Феклы. сент. 24). Св. мученица Василисса никомидийская оградила себя знамением креста – и посреди пламени, в разожженной пещи, «стояла на мног час, в огни горящем», без всякого вреда (жит. св. мученицы Василиссы, сент. 4). Обреченные на снедь зверей, св. мученики Авдон и Сеннис напечатлели на себе св. крест, и лютые звери, подобно кротким агнцам, лобызали ноги человеков Божиих (жит. св. муч. Авдона и Сенниса июля 1). При целебной силе креста Христова – оказывались безвредными и убийственные яды. Так св. епископ Юлиан, начертав на поднесенной ему злоумышленниками чаше св. крест, выпил смертоносный яд, и не почувствовал в своем теле никакого вреда («Лимонарь, или Луг дух., гл. 3»). Подобным образом, преп. Венедикт осенил крестом сткляницу – и ядоносный сосуд расселся, «как бы от каменного ударения» (жит. преп. Венед. марта 12). III. С восторгом указывая на чудные действия и торжественные явления победоносного знамения (креста) и с глубочайшим благоговением ублажая святое орудие нашего спасения, св. песнописец (св. Козьма) призывает не только людей верующих, но и небесные силы и даже неодушевленную природу принять участие во всемирном и радостнейшем торжестве во славу честного и животворящего креста Господня: «воздвизаему древу, – пишет он, – окроплену кровию воплощшегося Слова Бога, пойте небесные силы, земных воззвание празднующе, людие, поклонитеся Христову кресту, имже миру восстание во веки» (п. 8, тр. 1.) «земные строители благодати, священнолепно воздвизайте руками крест, на котором был пригвожден Христос Бог» (- тр. 2); «радуйтесь превозвышенные Божественною волею верные цари христианские, получив от Бога честный крест, славьтесь сим победоносным оружием» (- тр. 3); «да возрадуются вся древа дубравная, ибо освятися естество их Христом, на древе распростертым» (п. 9. тр. 1); «подземных силы противные трепещут знамения креста; небесных же и земнородных роди (сонмы) колена преклоняют Христу, подающему (чрез крест) мир душам нашим» (п. 5. тр. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010