Скачать epub pdf Св. Стефан, первомученик и архидиакон Св. апостол Стефан по своему происхождению был родственник Савла, впоследствии первоверховного апостола Павла. Сведений о его жизни и обращении ко Христу и обстоятельствах его обращения не сохранилось. Мы имеем лишь краткое сказание книги Деяний св. апостолов об апостольских трудах Стефана и его страданиях и мученической смерти, когда ему было уже около тридцати лет отроду. В это время между христианами Иерусалимской Церкви возник ропот. Ропот этот появился среди христиан из так называемых «эллинистов» – иудеев рассеяния, получивших это имя потому, что, рожденные и выросшие в языческих странах, они говорили на общеизвестном тогда во всех пределах Римской империи греческом или эллинском языке. Эллинисты жаловались, что призреваемые в Иерусалиме христианами их вдовы-старицы плохо содержались и терпели во всем недостаток. Тогда апостолы, собрав верующих, объявили, что им, апостолам, не подобает оставлять служение слову Божию для заботы о трапезе вдовиц и что для этого следует избрать из среды верующих семь человек, исполненных Святого Духа и мудрости. Это предложение св. апостолов всем понравилось и было принято собранием верующих, и вследствие для попечения о призреваемых Церковью христианских вдовицах были избраны семь испытанных, добродетельных мужей, во главе которых стал св. Стефан, один из семидесяти апостолов. Свв. апостолы поставили этих избранных в диаконы, и св. Стефан, как исполненный великой веры и силы духовной, был из них первый, почему и назван архидиаконом. Избранные апостолами семь мужей не были только казначеями христианской общины, которые должны были смотреть за содержанием христианских вдовиц и воспомоществованием бедным христианам. На них лежали и другие, более высокие, обязанности: они вместе с апостолами участвовали в распространении Евангелия и вообще были ближайшими помощниками апостолов. Из них особенно выделялся св. Стефан, который, будучи исполнен веры и силы, с дерзновением проповедовал Христа распятого и Его именем совершал великие знамения и чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Память Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана. 9 января н.с. (29 декабря с.с.). Перенесение мощей Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана. 15 августа н.с. (2 августа с.с.). Историко-экзегетическое описание события. Деян. 6:5–15; Деян. 7:1–60. В день памяти святого апостола первомученика и архидиакона Стефана. (Архимандрита Кирилла Павлова) Сегодня, дорогие братия и сестры, 9 января н.с. (27 декабря с.с.), Святая Церковь празднует светлую память первого мученика за Христа — святого апостола и архидиакона Стефана, безжалостно побиенного за свою дерзновенную проповедь иудеям камнями. Какими похвальными песнопениями увенчаем святого Стефана, какой сплетем ему венок похвалы, соответствующий его подвигу? Человеческие уста бессильны изъяснить всю доблесть и славу победителя. Несмотря на то что каждый из нас знает учение Божественное: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28), привязанность к своему телу, страх и трепет перед смертью приводили и приводят многие души — даже праведных — к сокрушению и падению. Но святой юноша Стефан, полюбивший Христа, презрел смерть: робость и страх он совершенно отверг, вера и надежда на Господа дали ему силы подвизаться славно подвигом мученическим и победить тирана-диавола. Мужественный подвижник Христов своей победой над начальником злобы первый открыл двери мученического подвига и даровал людям радость, а бесам — плач. Его пример увлекает всякий возраст: и старцев, и юношей, и жен, и девиц, и детей — идти путем страданий и не страшиться смерти за Христа, но спешить на подвиг, чтобы удобнее и легче перейти от земли на Небо. Поэтому святой Стефан по праву может быть назван начальником подвизающихся за Христа, основанием умирающих за Него, вождем и учителем мученического воинства, сонма страстотерпцев. Святой Стефан в числе семи диаконов был избран на дело служения бедным христианам и вдовицам в доставлении им необходимого пропитания. По своим способностям и премудрости он был поставлен первым из них и потому назывался архидиаконом.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

2-е Перенесение мощей св. архидиакона Стефана, первомученика В этот день совершилось перенесение мощей св. первомученика. В 415 году в одну ночь пятницы в третий час явился Лукиану, пресвитеру того места, где погребен был Стефан, в сонном видении, муж престарелый, высокий ростом, святолепный, украшенный сединами, с длинною бородою, одетый в белую одежду, испещренную золотовидными украшениями, которые изображали собою кресты, с золотым жезлом в руке, которыми он прикоснулся до пресвитера, и трижды воззвал: Лукиане, Лукиане, Лукиане, иди во град Иерусалим, и скажи св. Иоанну архиепископу: доколе быть нам затворенным? Во время твоего святительства нам подобает быть явленными: открой немедленно гробы наши, потому что наши мощи лежат в небрежении, – то дождем мочимы, то ногами неверных попираемы; не столько о себе пекуся, сколько о тех святых, которые почивают со мною, и великой чести достойны. Открой мощи их, да отверзет Бог двери милосердия Своему миру, объятому многими бедами. Пресвитер в ужасе спросил явившегося ему: «кто ты, и кто те, которые с тобою?» Я Гамалиил, отвечал явившийся, Павла апостола Христова питатель и учитель: почивает же со мною камением побиенный от иудеев и первосвященников иерусалимских за веру Христову Стефан архидиакон, которого я, поверженного на съедение псам, зверям и птицам, взял ночью и принес в сию мою весь, положил в пещере моей во гробе, уготованной мне, чтобы иметь с ним участие в воскресении и благодати Господней. В другом же гробе, в той же пещере положен Никодим, от Самого Христа Господа Вере святой наученный и крещение святое (по вознесении Господнем) от апостолов приявший. О крещении и вере его во Христа уведав, иудеи исполнились гнева и хотели его убить, как и Стефана, но не сделали этого из уважения во мне, а отняли у него начальство и имение в пользу храма и, прокленши его, изгнали его из града со многими для него озлоблениями и бесчестием. Я принял его в мою весь и пропитывал до кончины его. Когда он скончался: я похоронил его близь мощей первомученика Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

архим. Кирилл (Павлов) С молитвой о мучителях. В день памяти святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братия и сестры, Святая Церковь празднует светлую память первого мученика за Христа – святого апостола и архидиакона Стефана, безжалостно побиенного за свою дерзновенную проповедь иудеям камнями. Какими похвальными песнопениями увенчаем святого Стефана, какой сплетем ему венок похвалы, соответствующий его подвигу? Человеческие уста бессильны изъяснить всю доблесть и славу победителя. Несмотря на то, что каждый из нас знает учение Божественное: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф. 10: 28 ), привязанность к своему телу, страх и трепет перед смертью приводили и приводят многие души – даже праведных – к сокрушению и падению. Но святой юноша Стефан, полюбивший Христа, презрел смерть: робость и страх он совершенно отверг, вера и надежда на Господа дали ему силы подвизаться славно подвигом мученическим и победить тирана – диавола. Мужественный подвижник Христов своей победой над начальником злобы первый открыл двери мученического подвига и даровал людям радость, а бесам – плач. Его пример увлекает всякий возраст – и старцев, и юношей, и жен, и девиц, и детей – идти путем страданий и не страшиться смерти за Христа, но спешить на подвиг, чтобы удобнее и легче перейти от земли на Небо. Поэтому святой Стефан по праву может быть назван начальником подвизающихся за Христа, основанием умирающих за Него, вождем и учителем мученического воинства, сонма страстотерпцев. Святой Стефан горел любовью к утверждению веры в верных, а неверных своих соотечественников обличал в неверии и убийстве Спасителя. Писание повествует, что некоторые из синагоги вступили в спор со святым архидиаконом, но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда, посрамленные, они прибегают к клевете: научив некоторых презренных людей сказать, что Стефан не перестает произносить хульные слова на Моисея и Бога, они возбуждают народ и старейшин и, схватив святого, влекут его в синедрион.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Август 1. Происхождение древ честнаго и животворящего креста Господня Видимая на иконах благодать изливаемая на воинство Андрей Боголюбский, выходя против болгар с воинством, носил в полках икону Спасителя и Божией Матери и крест, и по молитве все видели пресветлые огненные лучи, от икон на полки изливаемые и все полки осиявающие. Страдания св. муч. Маккавеев Злоба от лица переходит на место Симеон, правитель Иерусалима, злобясь на архиерея Онию, умыслил сделать зло самому храму Божию. Он наговорил воеводе сирскому Аполлонию, что в храме Иерусалимском хранится весьма много сокровищ и церковных и общественных, и Аполлоний послал Илио- дора ограбить храм; но Илиодор был наказан в храме ангелами до полусмерти. Лицемерное покаяние не приемлется Богом За бедствия, причиненные иудеям, Антиох поражен был тяжкою болезнью и съеден червями; и хотя против воли исповедал Бога Израилева, но не получил милости от Бога, – не творивши милости человекам, и плодов покаяния не собрал, но погиб с бесчестием. 2. Св. первомуч. архидиакон Стефан, – перенесение мощей Попечение святых после смерти о ближнем Пресвитеру Лукию, после семидневного его поста, явился во сне первомуч. и архидиакон Стефан в испещренном крестами облачении и объявил ему о месте нахождения своих мощей, присовокупив, что «чрез них Господь откроет мipy двери милосердия». Прославление святых на земле отзывается прославлением на небе Когда открыты были мощи св. первомученика, потряслась земля, и ангелы воспели: «слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение»; благоухание чрезвычайное разлилось из пещеры. Помощь на море от первомученика Когда на корабле плыли мощи св. первомученика, и поднялась страшная буря, явился св. первомученик и сказал: «я – с вами, не бойтесь», – и буря утихла. Бог открывает волю Свою чрез животное Когда лошаки везли мощи первомученика на царской колеснице и остановились близ бань, погонщики начали их бить; но один лошак по-человечески сказал: «за что напрасно вы бьете нас: св. первомученик Стефан желает, чтобы его мощи были положены на этом месте. 3. Препод. Косма скопец

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан Аудио После Пятидесятницы и Сошествия Святого Духа на апостолов множество людей обратилось к исповеданию Христа, внемля пламенным речам учеников Христовых и видя сотворенные ими чудеса. Сделавшись через святое крещение членами Церкви Христовой, новообращенные оставляли все свое имущество, возлагая вырученные деньги к ногам святых апостолов. Избавившись от мирских привязанностей и уз, они жили сообща, единые сердцем и душой. Продолжая неукоснительно исполнять все религиозные предписания в Иерусалимском Храме, они затем собирались частным образом, внимая апостольским проповедям, славя Господа Иисуса Христа и с радостью участвуя в празднестве вечной жизни – святой Евхаристии, знаменовавшей их общение с Богом и взаимную любовь во Христе (см.: Деян. 2: 42–47; 4: 32–34). Поскольку число последователей новой веры непрерывно росло, двенадцать апостолов постановили назначить семерых братий, славных мудростью и исполненных Духа Святого, для помощи апостолам в заботах о повседневных нуждах общины. В первую очередь речь шла о служении во время совместной трапезы и попечении о вдовах и неимущих. Таким образом, сами апостолы, избавленные от материальных забот, могли полностью посвятить себя молитве и наставлению в вере. Тогда же апостолы возложением рук поставили на служение семерых диаконов : Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая (Деян. 6: 1–6). Деятельность Стефана, поставленного во главе диаконов, выходила за рамки чисто материальных вопросов жизни общины. Исполненный благодати Духа Святого и наделенный даром чудотворения, обладавший властью говорить как посланец Божий, Стефан вызывал у окружающих восхищение. Поэтому однажды разъяренные иудеи, будучи не в силах противостоять его доводам, ложно обвинили Стефана в богохульстве и стремлении ниспровергнуть Закон и привели в синедрион на суд к первосвященнику. Молодой диакон бесстрашно предстал перед судьями. Дух Божий, Который Христос обещал ниспослать Своим ученикам, когда им нужно будет отвечать на обвинения (см.: Мф.

http://pravoslavie.ru/58668.html

II. Стефанпервый пример мучеников и вождь девственников в трудном состязании против врага человеческого! Стефан – начало борьбы апостолов и для всех святых и праведных причина царствования со Христом Богом в бесконечные века! Стефан, которому некогда вверено было попечение о вдовах и служение, как диакону возвышенной благодати, теперь, сопричисленный к воинству духов, не только как слуга вчиняется в лики ангелов, но сделался причастником того же царства со Христом, с неизреченною радостью поднимает главу в возвышенном сиянии славы, как равными муками соделавшийся подобным самому Христу и как прежде всех мучеников увенчанный! Стефан, который некогда вне врат земного Иерусалима убит был как свидетель истины, теперь, в вечном блаженстве, украшенный высочайшими и бесконечными радостями, прославляется всеми ангельскими силами! Прославлять его подвиг есть откровение, даже более – только назвать его подвиг есть проповедь между ангелами и у людей! Ибо имя Стефана на еврейском языке значит венец: венец правды, которым его увенчала мать 1 . Он увенчан был иудеями и принесен [в жертву] за церковь язычников, поскольку, когда увенчали его завистливые богоубийцы, враги христианского благочестия, они невольно принесли его [в жертву], как посредника надежды и жизни в пользу церкви из язычников. У иудеев, конечно, была причина для ревности и зависти, у церкви же – для прославления и отрады. Он первый убивается местью того врага, который от начала был человекоубийцей, но сиянием веры он сделался надежным мечом кафолической церкви. Убили его, как совершающего дело благоговения ко Христу, и по силе Святаго Духа, которая в нем пребывает, он венец радости для народа нового во Христе. Поспешили изъять его из среды [живых] надеющиеся уничтожить проповедь веры, но Стефан сделался могучей стеной церкви, камнем несокрушимым волнами и вратами для всех почитающих Христа, дерзновенно моля виновника жизни, да дарует спасение и надежду жизни всем чтущим Христа, силою креста, обагренного кровью Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

Скачать epub pdf Январь Астерий Амасийский, св. Похвальное слово в день святого первомученика Стефана (27 декабря)/Пер. и примеч. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1894. Т. 1. 1. С. 1–14 (1-я пагин.) —1— Как поистине священен и прекрасен круг радующих нас предметов! Праздник следует за праздником и торжество сменяется торжеством! От молитвы мы призываемся к молитве и за Богоявлением 1 Господа следует чествование раба. Устремит ли кто взор свой к появлению в мир Рожденного вчера 2 плотию и всегда Сущего по божеству, или же к мученичеству, какое претерпел сегодня 3 благородный слуга: тот найдет (в обоих событиях) хотя и многие и разнообразные предметы, но одну цель – чтобы мы научились благочестию. Так вчера ежегодный и обычный праздник научил нас тому, что родился Спаситель мира, Бесплотный облекся плотию и Бестелесный оделся телом; потом – что за нас приял Он страдания и был вознесен на древо не ради —2— чего-либо иного, как ради промышления о нас 4 . Сегодня же взираем на благородного подвижника, побиваемого камнями за Него, дабы кровью (своею) воздать благодарность за кровь (Его). Итак, Стефан – виновник сего торжественного собрания, призвавший нас к видимой у всех радости, созвавший (нас) как единый город в собрание, муж – начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал крови (своей) за Евангелие. Но как Каин, тот (известный) братоубийца, – как научает меня Моисеево повествование 5 , – совершил братоубийство, ибо, вместо естественной любви, усвоив вражду, он первый обновил землю убийством: так и Стефан преблаженный первый своею кровью освятил землю посредством благочестивого подвига (мученичества), – муж, по времени второй после апостолов, а по славным делам первый 6 . И не вознегодуешь на меня ты, Петр, – не оскорбишься ты, Иаков, – не опечалишься ты, Иоанн, – если я не только сравню сего мужа с вашим любомудрием, но и хочу усвоить ему нечто большее. Напротив, возвеселитесь радостно, ибо вы – отцы независтливые, гордитесь успехами сынов и удовольствие испытываете при превосходстве чад ваших над вами в добродетели. Ведь если что хорошее и великое совершено Стефаном, то это есть конечно ваше, – его наставников и тайноводителей (дело). Так и отличие борцов служит к славе вос-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Книга деяния Святых Апостолов так повествует об этой жизни. Они, т.е. первые христиане, постоянно пребывали в учении Апостолов, общении, преломлении хлеба и в молитвах ( Деян. 2:42 ). У многочисленного общества верующих было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим. Ибо все было у них общее. Не было между ними никого бедного. Ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов, и каждому давалось, в чем кто имел нужду ( Деян. 4:32–35 ), – в пище, одежде и т.п. Само собою понятно, что, когда число христиан было не так велико, Апостолы сами могли распоряжаться и раздачею материальных средств неимущим; но когда оно увеличилось, то, при обязанностях проповедования учения Христова и совершения Таинств, Апостолам стало трудно распоряжаться церковным имуществом. Тут явился ропот, что некоторые из бедных людей 1 как бы оставляются в небрежении, и вот тогда Апостолы, высказав: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах, т. е. об удовлетворении нуждающихся в жизненных потребностях, пришли к убеждению, что необходимо для сего выбрать особых мужей. И так, братие, предложили Апостолы собранию верующих, выберите из среды себя семь человек, изведанных, т.е. известных по своей честности, усердию о благе общественном и благоразумию, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на сию службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слову. И одобрено было сие предложение всем собранием, повествует далее книга Деяний, и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора и др. И их поставили пред Апостолами и, еще помолившись, возложили на них руки т. е. чрез молитву и рукоположение низвели на избранных благодать Святой Духа в помощь в их служении ( Деян. 6 ). Избранные сии были наименованы Диаконами, с греческого служителями, помощниками. Так повествуется об избрании Святого Стефана на диаконское служение в церкви. Впоследствии времени диаконы получили право участвовать в совершении Богослужения и Таинств, а также и в деле проповеди . Святой Стефан, как первый между семью диаконами, назван Архидиаконом, что значит с греческого перводиакон. Такому светильнику, каков был Стефан, муж, особенно исполненный веры и Духа Святого, как замечает Святой повествователь Лука, мало было светить при одних трапезах. И Господу Богу было угодно воззвать его на высший свещник проповедования слова Божия и чудотворения. Стефан, как повествуется, проповедывал и делал великия чудеса и знамения в народе ( Деян. 6 ). Это важное обстоятельство поставило его в ряду с Апостолами и особенно прославило.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Библия, изложенная для семейного чтения. Мученичество Стефана и обращение эфиоплянина Мученичество архидиакона Стефана Св. первомученик архидиакон Стефан В это время, «когда умножились ученики, произошел у Еллинистов (евреев из стран языческих) ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей». «Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме, и из священников очень многие покорились вере. А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые предал нам Моисей. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела».  (Деян. 6, 1–15) «Так ли это?» — спросил Стефана первосвященник, выслушав обвинения против него. Тогда Стефан, отвечая ему и забывая опасность, которой подвергается за правду, смело и подробно привел на память присутствующим всю историю Божия избранного народа, и слова, начертанные в законе, и псалмы пророка царя Давида, и вещания прочих пророков, основывая на них неопровержимые для иудеев доводы в пользу нового учения. При этом он и не помышлял оправдываться от обвинений против себя, а заботился только о том, чтобы объяснениями своими вразумить неверующих в понимании учения Христова. Речь же свою он закончил следующим обращением к обвинителям и судьям: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши! Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, — вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили».

http://pravoslavie.ru/3183.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010