Простите за многословие, врач-психиатр. Татьяна 5 февраля 2011, 18:30 Когда однажды к нам в квартиру позвонили иеговисты и начали свои песни, я им сказала: " Здесь живёт православная семья " . И всё, - сразу замолчали и ушли. И больше не показывались, хотя к соседям приставали ещё недели две. Антону Чивчалову: ко мне не раз на улице обращались со своей пропагандой люди с журналом " Башня стражи " в руках. Так они излагали ещё большие нелепости, чем описано в этой статье. Павел 5 февраля 2011, 15:42 Еще... Одно время я добирался на работу поездами. Захожу в купе, едем, одна из женщин достает книгу, вижу, по формату Библия, но вниз обложкой. Читает. Спрашиваю: Библия? - Да. - Читаете? - Рассказывает: " Повадились меня агитировать " свидетели " , а я православная, чувствую, что не правы, а аргументов не нахожу. Взялась Библию читать, да так увлеклась, что и о " свидетелях " думать забыла. П.С. Вот так. Павел 5 февраля 2011, 14:55 Они, конечно, проповедуют свое, что именем " Иегова " мы спасаемся, а Христос всего лишь " начало творения " , или Ангел (Арх. Михаил, как они считают), т.е. по их мнению обращаться и молиться можно только Иегове. Спрашиваю, а перед смертью, в последний час, к кому обращаться с молитвой надлежит? Отвечают: само собой, к Иегове, к кому же ещё? - А к кому, - спрашиваю,- обращался первомученик Стефан перед смертью (Деяния святых апостолов - Глава 7/28)? А вот к кому: Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, 56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. 57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, 58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, 59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. 60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.

http://pravoslavie.ru/44543.html

Сей снискал благодать у Бога и молил об устроении постоянного жилища для Бога Иаковлева. Соломон же построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворных храмах живет, как говорит пророк: небо престол Мой и земля подножие ног Моих. Какой дом построите Мне, говорит Господь, или какое место для пребывания Моего? Не моя ли рука сотворила все сие ( Ис. 66:1–2 ). Люди жестоковыйные и с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда упорствуете против Святого Духа. Как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, которого предателями и убийцами сделались ныне вы, вы, которые приняли закон при служении Ангелов, и не сохранили его». Святой Стефан говорил в речи как бы так: «Бог еще в лице Авраама особенною любовью возлюбив нас – Евреев, умножил народ наш в Египте, избавил его от притеснений Фараоновых, оградил его законами, ввел в землю обетованную, позволил ему соорудить храм для призывания святейшего Своего имени – так думать и говорить о Боге значит ли хулить Его? Моисей, еще с младенчества удостоенный особенного избрания Божия, творил чудеса, был путеводителем предков наших в пустыне, принес нам откровенный закон Бога нашего с Синая – что в таких моих мыслях и словах о Моисее хульного против него? У отцов наших в пустыне была скиния свидетельства; впоследствии заменил ее храм, построенный Соломоном; но Всевышний живет не в рукотворных храмах, – небо как говорит пророк, престол Ему, земля подножие ног Его – думая и говоря таким образом о храме, выражаю ли я какое-либо неуважение к нему? Но не быть послушным ни Богу, ни Моисею, без сомнения, значит не хвалить Бога, а хулит его и Моисея: – а отцы наши в этом согрешили, когда были в пустыне, слив тельца и веселясь перед делом рук своих. Не внимать истинным проповедникам истинной славы храма, даже преследовать и убивать их – значит вовсе не уважать храма; – а предки наши кого из пророков проповедников будущей славы храма не гнали? Много ли спаслось от их неистовства из предвозвестивших пришествие Праведника? Да и вы, люди жестоковыйные и с необрезанным сердцем и ушами, и вы не всегда ли упорствуете против Святого Духа, подобно отцам вашим? Вы предали и убили Праведника, которого Бог издавна обетовал роду нашему, которого слушать, как пророка, заповедал вам сам Моисей, и который есть солнце нашего храма, славного доселе одними только тенями преобразований.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Следовательно, избранные вообще были помощники апостолов. Они не только распоряжались общественным имуществом и не только проповедовали слово Божие, но имели право и крестить (8, 38); не имели только права рукоположения, принадлежащего одним апостолам (8, 5–17). Определенного наименования должности этих избранных мужей пока не было: они назывались просто – семь. 7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере. 7 . Описав, каким образом апостолами устранен был возникший в Церкви ропот, дееписатель затем прибавляет: и слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме. Этим он хочет в то же время сказать, что Церковь совершенно умиротворилась описанным действием апостолов, и последние, по освобождении от житейских забот, тем более успешно начали подвизаться в проповедании слова Божия. Как действительно успешна была их проповедь, это видно из того, что и из священников очень многие покорились вере, – из самых упорных противников и врагов истины Христовой. 6. Первомученик Стефан 11 (6, 8–7, 60) 8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. 9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; 10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. 8–10. Иудеи во время апостолов рассеяны были во всех странах известного тогда мира. Родившись и воспитавшись вдали от Палестины среди чужеземцев, они часто не знали языка своего народа, а говорили на языке страны, где они родились и имели постоянное жительство. Между тем все они продолжали считать Иерусалим своим общим священным городом, откуда они должны ожидать спасение Израилю. Поэтому как торговые дела, так особенно религиозные потребности всегда привлекали в Иерусалим великое множество рассеянных среди язычников иудеев. Следствием этого было то, что в Иерусалиме было тогда великое множество синагог, или мест молитвенных собраний иудеев: каждый город или область, в которых было более или менее значительное число жителей из иудеев, имели в Иерусалиме свою синагогу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Храм (Церковь, Дом Божий) Небеса не вмещают Христа, Бога нашего, вся поднебесная не объемлет Его, и все концы земные не ограничивают Его. Поэтому Псаломник говорит: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, – Ты там, сойду ли во ад, – Ты там пребываешь. Если подниму крылья мои поутру и поселюсь на краю моря, то и там рука Твоя…» ( Пс. 138:7–10 ). Христос, Бог Всемогущий, Своей силой везде находится: на небесах соцарствует Отцу, в аду мучает бесов, в поднебесной соблюдает и устраивает жизнь человеческую. «Ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» ( Деян. 17:28 ). Во всей вселенной Он все содержит и управляет всей тварью Своей, как видимой, так и невидимой. Если же Христос Бог наш и везде находится Своею всемогущей и всесодержащей силою, то благословением и благодатью Своею Он не везде присутствует: в одном месте есть, в другом совсем не бывает, а в ином был, но ушел, говоря: «Вот оставляется дом ваш пуст» ( Мф. 23:38 ). «Он воскрес, Его нет здесь» ( Мк. 16:6 ). Где же можно доподлинно узнать место обитания Его? Псаломник говорит: «Господь во святом храме Своем» ( Пс. 10:4 ), – следовательно, Христос Господь наш по Воскресении Своем обитает во святых храмах, созидаемых в Его честь. На это можно было бы надеяться, но доподлинно это не известно, ибо святой первомученик Стефан говорит так: «Соломон же построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» ( Деян. 7:47–50 ). Святой Стефан! Ты приводишь нас в смущение, когда говоришь, что Всевышний не в рукотворенных храмах живет. Ведь люди благочестивые не станут и созидать храмов Богу, если Бог не обитает в них. Ведь в храмах-то святых только и жить Богу, как в истинных Своих домах. За святого Стефана толкователи отвечают так: Богу не неприятно созидание святых храмов и украшение их, ибо и Давид Духом Святым восхваляет их, говоря: «Я возлюбил благолепие дома Твоего и место селения славы Твоей» ( Пс. 25:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Число верующих во Христа быстро умножалось, и все они жили в единодушии и любви, составляя как бы одну семью. Они продавали свое имущество, и вырученные деньги приносили апостолам, которые из этого общего достояния выдавали каждому, сколько ему было нужно. Чем многолюднее становилась христианская община, тем труднее и сложнее делалось, конечно, заведывание общественным имуществом и распределение пособий. Поэтому апостолы предложили избрать нескольких лиц для ведения этого дела, чтобы сами они могли заняться исключительно благовествованием слова Божия. Было избрано семь человек, которые стали называться диаконами. Первый из избранных, Стефан, в скором времени сделался и первомучеником за имя Христово. Он с такою силою и ревностью защищал учение Христово против нападков Иудеев, что они решили извести его. Явились лжесвидетели, заявившие, что Стефан произносил хулу на Моисея и на Бога, и синедрион (верховное судилище Иерусалимское) приговорил Стефана к смертной казни: он был выведен за город и побит каменьями. Между самыми ожесточенными противниками Стефана был один богатый и ученый человек, по имени Савл, сделавшийся вскоре самым ревностным распространителем христианского учения, под именем апостола Павла. Савл родился от знатных и богатых родителей, имевших важное право Римского гражданства, или, как бы по-нашему, дворянство. Учиться родители отдали его в Иерусалим, к знаменитейшему тогда учителю – Гамалиилу, и здесь-то он научился всею силою души стоять за ветхий закон, существовавший до пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа, и преследовать нарушителей этого закона, христиан. Он присутствовал при казни Стефана и стерег одежды тех, которые побивали камнями св. мученика. По смерти Стефана, он входил в дома христиан, брал оттуда жен и мужей и, за исповедание имени Христова, ввергал их в темницу. Не довольствуясь этим, он взял у Иерусалимских старейшин письмо к Иудеям в Дамаск, чтобы и там гнать и преследовать христиан и в оковах отсылать их в Иерусалим. Все это делал Савл в простоте сердца, думая гонением христиан, кровию мучеников, угодить Богу. И призрел Господь на его ослепление и чудесно призвал его к свету истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Яркий пример этого - противопоставление первых христиан храму. Храм с незапамятных времен был " фокусом " сакрализации. И потому одним из главных обвинений христиан в эпоху гонений было обвинение в атеизме, в отсутствии священного центра. На это обвинение и отвечает в Деяниях Апостольских первомученик св. Стефан. Разъяренной толпе, побивающей его камнями, он заявляет: " Всевышний не в рукотворных храмах живет, как говорит пророк: небо престол Мой и земля - подножие ног Моих. Какой дом созиждите Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?.. " . И в минуту смерти Стефан воскликнул: " Вот я вижу небеса отверстыми и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога " (Д.А. 7, 48 - 50, 56). А св. Иоанн Златоуст, со своей стороны, в Беседе о Кресте и Разбойнике говорит: " Когда пришел Христос и пострадал вне города, Он очистил всю землю, сделал всякое место удобным для молитвы. ...Хочешь ли знать, как вся земля, наконец, сделалась храмом и как всякое место стало удобным для молитвы? " Не рукотворный храм, а отверстое небо, Мир, претворенный в храм, вся жизнь - в Литургию: такова основа христианской Lex orandi. И если мы до сих пор называем храм - церковью, то есть собранием, то это потому, что возник он не из жажды " сакрализации " , а из евхаристического опыта Церкви, опыта неба на земле. V Теперь, если в свете сказанного постараться понять смысл литургической многочастности и ее, так сказать, " литургической необходимости " , нужно вспомнить, что укоренена она в Евхаристии как Таинстве Воспоминания: " Сие творите в Мое воспоминание " . В словах этих предание справедливо видит установление Евхаристии на Тайной Вечери. Но ошибка, ущербленность школьных толкований в том, что слово cue они относят исключительно и только к преложению евхаристических даров в Тело и Кровь Христовы, и тем самым выделяют это установление из Литургии в целом. Между тем, как сущность Литургии и ее многочастности в том и состоит, что вся она - от начала до конца - воспоминание, явление, " эпифания " , спасение мipa, совершенного Христом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1909...

163 - 164). " Замечательно, что евреи, народ монотеизма, не имеют в своем языке слова для обозначения богини " (Трубецкой С. Н. Мнимое язычество или ложное христианство?//Собрание сочинений кн. С. Н. Трубецкого. Т. 1. Публицистические статьи 1896 - 1905 гг. - М„ 1907, с. 164). св. Афанасий Великий. Житие преподобного отца нашего Антония. 22//св. Афанасий Великий. Творения. Т. 3. Троице-Сергиева Лавра, 1903, с. 236. Часть 2 Все послания Павла единогласно говорят о Кресте как о победе Христа над некими " космическими властями " , " князем власти воздушной " (Ефес. 2, 2; церковно-славянский перевод). Против них сразился Христос - " отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою " (Кол. 2, 15) [ 1 ].Теперь же, после воплощения Бога в поднебесном мире, человек может вступить в общение с бытием Наднебесным: " Как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив Его одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его " (Ефес. 1, 19 - 23).По пояснению преп. Максима Исповедника, Крест упразднил " враждебные силы, наполняющие среднее место между небом и землей " [ 2 ]. Более того, выбор именно крестной казни, то есть такой, которая происходит не на земле, а в воздухе, в домостроительном Промысле оказывается связан с необходимостью освятить " воздушное пространство " - то есть то пространство, которое и отделяет людей от Того, Кто " превыше небес " . Голгофский Крест - это тоннель, пробитый сквозь толщу демонических сил, которые норовят представить себя человеку как последнюю религиозную реальность. Так во всяком случае, об этом свидетельствует св. Иоанн Златоуст: " Почему же закапается Он на высоте помоста, а не под кровом? Чтобы очистить воздушное естество " [ 3 ].И вот после Пятидесятницы первомученик Стефан видит небеса отверстые, через которые зрим " Иисус, стоящий одесную Бога " (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1036...

16 . и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними и кривые пути – прямыми: вот, что Я сделаю для них и не оставлю их. Мы видели в Ис. 8:22 , что значит выражение: „и вот горе, густая тьма.... но не всегда будет мрак там, где он огустел“. В гл. XL, 3 мы говорили о значении исправления кривых путей. Мы видели еще в Ис. 41:17 , что Господь знает жажду бедных и нищих, ищущих воды и также утешает их, как в читаемом стихе, словами: „Я не оставлю их“. Нужно ли еще пояснять, что слепыми названы пораженные мраком невежества язычники, которым не был открыт путь Господень, как Израилю. Это был путь им совершенно доселе неизвестный, а именно познание Единого Бога, Творца мира. Только выведенные на этот путь могли они быть освещены великим светом откровения о Мессии, и мрак окружающий их превратиться в свет. Заметим, что эта мысль так же ясно высказана в Ис. 9:2 1412 . 17 . Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: „вы наши боги“. Нам кажется, что этот стих произнесен пророком не только о язычниках, но как укор Израилю, – тому Израилю, которому позже первомученик Стефан говорил: „вы, которые приняли закон при служении Ангелов, и не сохранили“ ( Деян. 7:53 ). Что этот стих есть укор Израилю, в том убеждает нас и следующий стих, очевидно обращенный к Израилю. 18 . Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть. Но вслед за сим речь пророка изменяется; по паралеллизму, свойственному возвышенной речи Еврейского вдохновения, выражения остаются те же самые, но слова обращены уже не к Израилю, а к избранному рабу Божию, и слепота и глухота приписываются ему не как немощь, а как намеренное, ради любви, нежелание видеть преступление человека. 19 . Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа? Мы не можем ошибаться в Том, к кому обращена эта речь: Вестник Господа, Посланный, раб Господень, Возлюбленный Господа, кто же может назваться этими именами кроме Мессии, Еммануила? 1413 . Обратим внимание на пророческий Мессианский псалом Давида 37-й (стихи 13–14); и в нем Мессия под образом Давида изображается впадающим в сети, Ему расставленные, как глухой и немой: „Ищущие души Моей ставят сети.... а Я, как глухой не слышу и как немой, который не открывает уст своих“ (Ср. Ис. 53:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

24: 14). «Благодарю Бога, которому служу (latrevo) от прародителей» (2Тим. 1: 3). Латрейей именуется иудейское служение Богу: «…всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит (latreian prosferein) Богу», - говорит ап. Иоанн об иудеях (Ин. 16: 2). Или он поминает 12 колен своего народа, которые надеются на обетование, «усердно служа (latrevon) Богу день и ночь» (Деян. 26: 7).  Иудейское служение подразумевает службу культовую, служение «на сем месте»: первомученик Стефан цитирует из Ветхого Завета слова Божии:  «они (евреи) выйдут и будут служить (latrevsousin) Мне на сем месте» (Деян. 7: 7). Апостол Павел говорит, что израильтянам принадлежат «усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение (latreia) (Рим. 9: 4). Иудейские священники приносят дары и тем «служат (latrevousin) образу и тени небесного» (Евр. 8: 5). Иудейские священники входят в скинию совершать богослужение (tas latreias) (Евр. 9: 6). «Латрейа» употребляется там, где звучит тема уподобления какого - либо действия ветхозаветному сакральному акту, например, жертвоприношению,  обрезанию, храмовой службе: кровь Христа (как жертвы) очистит совесть христиан от мертвых дел для служения (eis to latrevein) Богу живому (Евр. 9: 14); христиане – это люди, служащие (latrevontes)  Богу духом там, где евреи служат обрезанием (Флп. 3: 3). В «Откровении» характер уподобления земной и небесной храмовой службы имеет образ мучеников, облаченных в белые одежды, которые «пребывают перед престолом Бога и служат (latrevousin) Ему день и ночь в храме Его»… (Откр. 7: 15) Латрейа – служба рабов Божьих перед престолом Его в небесном Иерусалиме (Откр. 22: 3) Итак, оба термина, литургия и латрейа, применяются христианскими авторами при прямом или косвенном обращении их к ветхозаветным образам. Посмотрим, как обозначается понятие служения в Ветхом Завете. Во всех случаях, когда речь идет о служении Богу, существительное leitourgia и глагол leitorgevo обозначают в Ветхом Завете служение храмовое, культовое: это служение Аарона и его сыновей в святилище (Исх.

http://pravoslavie.ru/2867.html

2) – В обязанностях своего великого служения, и именно, – а) как законодатель Ветхого Завета (сн. цит. места из речей Господа и к тому еще срав. Ин. 1:17 ; Деян. 7:38 ), «Моисей был прообразом истинного Законоположника 322 , который есть однако же (свойство типа). Законоположник не для одного народа, но для целой вселенной» 323 . Замечательно, что в одном случае Господь Сам в Своей речи прямо утверждает это Свое истинное Законоположничество в сравнении с Моисеевым законодательством, когда говорит: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с вашими женами; а с начала не было так. Но Я говорю вам: кто разведется с женой своей не за прелюбодеяние, и женится на другой, тот прелюбодействует» и пр. (Мф. 19:8–9 срав. подобное безличное сравнение в 5:21 и дал. срав. также о превосходстве славы Христа, как новозаветного Законодателя Духа, а не буквы перед славой Моисея как Законодателя у св. Апостола во 2Кор. 3:6,13 ). б) как посредник (μεστης) Ветхого Завета (сл. Гал., 3:19) он служит прообразом новозаветного посредника (μεστης) между Богом и людьми – Господа Нашего Иисуса Христа Евр. 8:6  сн. 5; 12:24 в конт. срав. толков. отцов и учителей церкви на эти места. Но тот был посредник лишь в качестве верного передатчика требований Бога народу и желаний последнего Богу (срав. Деян. 7:38  и Евр. 3:25 ) и, следовательно, как служитель только Божий ( Евр. 3:25 ), а Христос как Домовладыка в Своей церкви 324 , очевидно, есть влаственный Посредник, как Единый ходатай Бога и человеков, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим. 2:5 ) и потому есть Ходатай Лучшего Завета ( Евр. 8:6 ) 325 . в) Как пророк, провозвестник воли Божией вообще и в частности о грядущем, – Деян. 3:22–23; 7:37  сн. Втор. 18:15–18 : это тот Моисей, говорит к иудеям св. апостол и первомученик Стефан, Который сказал сынам Израилевым: пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте ( Втор. 18:15 ; Деян. 7:37  сн. 3:22–23. «Мне кажется», говорит в объяснение этого приведенного Апостолом пророчества св. Златоуст, «на это изречение указывал и Христос, когда сказал: спасение от иудеев ( Иоан. 4:22 ), разумея Самого Себя» 326 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010