Доказательство десятое Стефан, умирая, видел отверстые Небеса, славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Отца. Увидев это, первомученик понял, что это для него отверсты Небеса и что Господь хочет принять его в Небесную славу. Поняв это, страдалец воскликнул: Господи Иисусе, прими дух мой ( Деян. 7, 59 ). Доказательство одиннадцатое Душам мучеников даются белые одежды, которые знаменуют Небесную славу душ ( Откр. 6, 11 ). Повторно святые получат белые одежды, восстав из мертвых, то есть, получат славу небесную и телу. Такое толкование дает святой Андрей Неокесарийский вместе с другими святыми Отцами. Доказательство двенадцатое Облеченные в белые одежды (…) Это те, которые пришли от великой скорби они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его ( Откр. 7. 13–15 ). Из этого ясно, что они на Небесах и наслаждаются видением Бога. Что же еще может означать пребывание пред престолом Божиим, если не видеть Бога и насыщаться этим видением. Глава 2. Твердость камня веры от свидетельств Богодухновенных Святых Отцов Святой Афанасий, описывая житие Антония Великого , говорит, что святой Антоний, видел душу преставившегося аввы Аммона, которая возносилась на Небо в окружении Ангелов. Смотри житие Антония Великого , 17 января. Василий Великий в беседе на Сорок мучеников говорит: «Прехвальные мученики, вас не утаила земля, но приняло Небо, и отверзлись вам райские двери». Также и святой Дамаскин, следуя Василию, слагает об этом церковные песнопения. Григорий Богослов говорит следующее: «Да усвоятся слова мудрых о том, что всякая добрая и боголюбивая душа, освобождаясь от тела, с которым она связана, тотчас, чувствуя и видя ожидаемое благо (пребывая как бы в тумане и ожидая света, или даже не знаю, как правильно сказать), наслаждается некоей чудесной сладостью, и радуется, и весело шествует к своему Владыке, вырвавшись из уз тяжелой земной жизни и сбросив связывающие крылья путы, и ожидая предстоящего блаженства. Несколько позже она соединится и со сродной плотью, отданной землей, что произойдет чудесным образом, так, как ведомо только Богу, и разделяющему, и связующему, она получит Небесную славу». Смотри «Точное изложение Православной веры», издание Московское, лист 87.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Здесь мы заметим еще одно. Проповедь апостолов была могущественною именно потому, что через них говорил и действовал Дух Святой. Вот почему о всех, обратившихся через их проповедь к вере в Иисуса Христа, мы можем сказать, что их призывал Дух Святой. Сам Спаситель говорил о проповеди апостолов: «вы не будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». Но, действуя через апостолов, Дух Святой вместе с тем действовал и на сердца слушателей их, располагая их и внутренно привлекая к принятию проповеди. Это мы подтвердим примерами. Перед своею мученическою кончиной святой первомученик Стефан произнес проповедь о Христе. И так как слышавшие эту проповедь не внимали ей, то святой Стефан укорил их следующими словами: «жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы». Из этих слов ясно видно, что во время проповеди святого Стефана на слушателей его действовал Дух Святой, привлекая их к вере во Христа, ибо в противном случае нельзя было бы сказать, что они противились Духу Святому. Вспомним также историю обращения к Христу сотника Корнилия и всего дома его. Апостол Лука повествует об этом событии: «Когда Петр еще продолжал эту речь (проповедь о Христе), Дух Святой сошел на всех, слушавших слово». Слова эти показывают, что одновременно с проповедью на сердце Корнилия и его дома действовал также и Святой Дух. Точно так же о некоей жене Лидии порфиропродательнице повествуется в книге Деяний апостольских, что «Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорит Павел», вследствие чего и она приняла проповедь апостола, уверовала во Христа и крестилась. Итак, верно то, что благодать Божия призывает нас к вере в Иисуса Христа: – через проповедь Евангелия, без которой невозможно уверовать в Иисуса Христа, и через внутреннее воздействие, благодаря которому сердце неверующего располагается к принятию и уразумению проповеди. Теперь спрашивается, на кого же именно простирается благодать Божия? Посылая апостолов на проповедь, Господь говорил им: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Таким образом, апостолы должны были возвещать проповедь об Иисусе Христе всем людям, ибо Бог всем хочет спастись, по ясному слову Писания, Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Поэтому весьма заблуждаются те лжеучители, которые утверждают, что благодать Божия простирается только на людей предопределенных к праведности и блаженству. Не некоторых только людей повелел Господь научить, но всех, не некоторым только людям Бог хочет спастись, но всем. Уже земные отцы всем детям своим желают добра и всячески заботятся об исправлении дурных из них. Неужели же теперь Бог, наш Небесный Отец, только одним из нас даровал бы благодать Свою, а других лишил бы ее? Нет, это не согласно со Словом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

И хорошо сказано: «противостоять». Как выше сказано: «некоторые ...вступили в спор» ( Деян. 6:9 ), так здесь «не могли противостоять». Значит к молчанию принуждены были их языки, заграждены были их уста, припрятаны были стрелы слов, ослаблены луки речей, под языком скрыто копье злобы. «Не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» ( Деян. 6:10 ). О, дивное дело! И как хорошо изображено все это у славного Луки, с какою полнотою осуществлены здесь обетования Христовы! Ведь Христос сказал: «ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут ...противостоять все, противящиеся вам» ( Лук. 21:15 ). А здесь как раз и говорится: «не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил». Какой премудрости? Самому Христу, глаголавшему в нем. Что Христос – мудрость, это подтверждает и Павел: " Христос , Божия сила и Божия премудрость» ( 1Кор. 1:24 ). А что Он сам говорит в тех, которые Ему воздают благодарность, об этом тот же апостол в другом месте пишет: «вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас» ( 2Кор. 13:3 ). И «не могли противостоять мудрости», т.е. Христу. Да и кто мог бы противостать Ему с успехом? И «не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил». Какому Духу? Утешителю, о котором и раньше говорил дееписатель. «Стефан, исполненный веры и силы», и в другом месте: «Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию» ( Деян. 7:55 ). «Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога» ( Деян. 6:11 ). Лжесвидетельство сменило зависть. «Научили они некоторых». Серебром купили ложь, говоря: идите, почтенные мужи, послужите нам вашим трудом, нашим планам пусть посодействует ваш язык, нашим советам пусть поработают ваши уста. Там какой-то восстал мститель за Галилеянина, явился защитником Его и поборник. Он почитает Богом лежащего во гробе, проповедует, как о Творце, о Том, Кто заключен в могиле. Сумасбродствует, что положенный во гробе находится теперь на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Как видим, этот трудный и очень интересный текст парафразирует слово («Кийун») через похожее по начертанию («подножия»). Отождествления «царя» с общиной, а «скинии» с книгами Торы характерны для учения кумранитов. Удивительней другое – истолкование «звезды» как «Учителя Торы». На основании других кумранских книг этот персонаж, «Учитель Торы», идентифицируется с двумя мессианскими фигурами – Мессией-священником (ср. 4Q Midr Eschat III, 11; 4Q175 14-20) и Главой всего собрания, то есть Мессией-царем . Очень интересно мнение Раши, который считает, что в 26-м стихе говорится не о прошлом, а о будущем: «Вы должны нести своих идолов в изгнание с вами. Враги нагрузят их на ваши шеи, и потащите их с собой в изгнание». Израильтяне, согласно раввину из Труа, еще только «понесут» культовые языческие предметы. «За Дамаск», как сказано в следующем стихе. Для Раши, таким образом, этот стих непосредственно связан со следующим и является пророчеством о скорой депортации жителей Израиля «за Дамаск». Переселю вас за Дамаск – читаем мы в 27-м стихе. Ирония Амоса состоит в том, что идолов, которых израильтяне когда-то импортировали, они сами же и «возвратят» на их родину – в Месопотамию. Теперь обратимся к новозаветной интерпретации 25-го, 26-го и 27-го стихов. Единственная новозаветная книга, содержащая прямые цитаты из книги Амоса – Деяния Апостолов. Этих цитат две, первая – в речи Стефана, вторая – в речи Иакова на Иерусалимском соборе. Первомученик Стефан и глава иерусалимской общины Иаков обращаются к тем же самым текстам, что и кумраниты, но не объединяя, подобно последним, эти цитаты воедино. Просто один (Стефан) цитирует 5 главу Амоса, а другой – 9-ю (Иаков). Нас сейчас интересует цитата в речи Стефана. Автор Деяний Лука, передающий эту речь, пользуется, как и положено новозаветному автору, не еврейским текстом, а LXX. Цитирую по русскому Синодальному переводу: Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: «Дом Израилев! приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне? Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона» (Деян 7:42-43).

http://bogoslov.ru/article/2583551

Когда христианский первомученик архидиакон Стефан стоял перед синедрионом, старательно подыскивавшим повод для кровавой расправы с ним, он резко и сурово обличал своих противников и своей обличительной речью страстно призывал их к покаянию, т. е. к признанию своей вины перед Богом. Он отлично видел их зараженность грехом, в силу которой они не вмещали в себя Истину, и их лицемерие перед Богом. Но тот же святой Стефан, выведенный за пределы города и умирающий под градом камней, просит Бога за своих убийц: “Господи! не вмени им греха сего” ( Деян.7:60 ). Христианская любовь к врагам не искажает объективной правды, не облегчает себе труда любви ложью о невиновности человека. Она видит его таким, каков он есть. И в то же время самая трагичная правда о человеке не в состоянии уничтожить Божией любви к нему, той Любви, Которая, проницая в глубь его обезображенной грехом души, зрит в нем Свой образ и Свое подобие. “Савл же одобрял убиение Стефана … терзал Церковь , входя в домы, и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу … дышал угрозами и убийством на учеников Господа” ( Деян.9:1 ). И ни иудеи, ни даже сами апостолы, приявшие в день Пятидесятницы Духа Святаго, а только одна премудрость и любовь Божия в то время ведала то, что произойдет с этим яростным и, казалось бы, законченным противником Истины впоследствии: “… он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми; и Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое” ( Деян.9:15-16 ). Глава 6 Стихи 1–4: Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. С ранних лет человек усваивает истину, что христианство – это вера, которая призывает к милосердию. Настойчивый призыв христианских проповедников к делам милосердия слышится сквозь все времена и эпохи, и мутный поток истории не заглушает этого призыва. Однако время неизбежно вносит свои “поправки” во все человеческие понятия, в том числе и в понятия религиозные.

http://azbyka.ru/nagornaya-propoved-spas...

Кроме того, древний Псалмопевец пророчески писал: Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы. Кто сей Царь славы? – Господь сил, Он – Царь славы ( Пс. 23:7–10 ). В другом месте он снова пишет: Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня ( Пс. 109:1 ). И Сам Господь, Свидетель из свидетелей, предрек Свое вознесение на небо и славу Свою будущую, причем пророчествовал Он в час Своего наибольшего унижения, когда евреи во дворце первосвященника плевали в Него и отвешивали пощечины. В тот час произнес Он святые слова: Сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы ( Мф. 26:64 ), отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией ( Лк. 22:69 ). Какое еще свидетельство нужно людям помимо Его свидетельства? В устах Мессии не было лжи никогда: ни когда Он изрекал о прошлом, ни когда Он предрекал о будущем. Но чтобы еще больше напитать души ваши истиной, вот еще свидетельства, подтвержденные кровью свидетелей. Святой апостол Петр свидетельствует о Христе: Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы ( 1Пет. 3:22 ). Святой апостол Павел, вознесшись до третьего неба, свидетельствует, что Отец посадил Сына Своего одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его ( Еф. 1:20–22 ; ср. Евр. 12:2 ; Кол. 3:1 ). Кроме того, лично был свидетелем этого святой архидиакон Стефан, первомученик: Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога ( Деян. 7:55–56 ). И святой Андрей Константинопольский видел Господа в славе на небесах, и многие другие святые Божии, особенно мученики, которым Господь являлся, чтобы облегчить их страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Лишь только начала все более и более распространяться вера христианская в Иудее, как первые начальники иудейские, первосвященники и старейшины, чтобы остановить её распространение, восстали на главных проповедников Христовых, Апостолов, наложили руки свои на них и отдали их под стражу до утра. Это было после исцеления хромого от рождения Апостолами Петром и Иоанном и после проповеди Петровой, произнесенной им по случаю исцеления, когда сразу пять тысяч иудеев уверовало во Христа ( Деян. 32 ). На другой день первосвященники и старейшины призвали Апостолов в свое верховное судилище, называвшееся синедрион, и приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса ( Деян. 4 ). Но Апостолы сказали им в ответ: Судите сами, справедливо ли нам пред Богом вас слушать более, чем Бога. Мы не можем не говорить того, что видели и слышали, и опять начали свою проповедь и совершение чудес именем Христовым. Их снова взяли и заключили в темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведши их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни. Когда же Апостолы явились с проповедью в храме, то их вторично привели в синедрион. «Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени Христовом?» – спросили их тут начальники. Тогда Апостолы решительно сказали: Нам надобно повиноваться больше Богу, нежели людям. В это время в синедрионе вступился за Апостолов некто Гамалиил, уважаемый народом законоучитель, у которого в юношестве учился апостол Павел. Мужи израильские, оставьте их, сказал он членам синедриона: ибо если их предприятие от человек, то оно разрушится само собой; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться богопротивниками. Начальники вняли благоразумному совету Гамалиила; но все-таки, как повествует Дееписатель, били Апостолов, и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их. Апостолы, продолжает Дееписатель, пошли из синедриона, радуясь, что за имя Христово удостоились принять бесчестие, и продолжали свою проповедь ( Деян. 5 ). Вот как описано евангелистом Лукою отношение еврейских начальников к первым проповедникам веры Христовой. Посему понятно, в каком отношении стали сии начальники и к Святому архидиакону Стефану, когда он начал учить о Христе, доказывая им из писаний Моисея и пророков, что Он есть истинный, ожидавшийся много веков Мессия и что они, по зависти и ненависти, Его не узнали и предали смерти. Многие из еврейских учителей вступили с ним в спор, но, конечно, не могли противостоять мудрости и Духу, которым говорил он. Стефан был непобедимым проповедником и защитником спасительной веры Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Мученик . Мученик (гр. μαρτυς, лат. martyr), древнейший разряд святых, прославляемых Церковью за мученическую смерть, принятую ими за веру. Основным значением гр. μαρτυς является свидетель, и в этом значении это слово может относиться к апостолам как свидетелям жизни и воскресения Христа, получившим благодатный дар исповедовать Божество Христа, явление Бога Слова во плоти и наступление нового царства, в котором человек усыновляется Богу (ср. Деян.2:32 ). Явившись апостолам после воскресения, Христос говорит: “Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями (μαρτυρες) в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли” ( Деян.1:8 ). С распространением гонений на христиан этот дар свидетельства приписывается по преимуществу мученикам, которые своей добровольной смертью за веру засвидетельствовали силу данной им благодати, превратившей страдания в радость; тем самым они свидетельствуют о победе Христа над смертью и о своем усыновлении Христу, т.е. о реальности Царствия Небесного, достигнутого ими в мученичестве. В этом смысле “мученичество есть продолжение апостольского служения в мире” ( В.В. Болотов ). Вместе с тем мученичество – это следование путем Христовым, повторение страстей и искупительной жертвы Христа. Христос выступает как первообраз мученичества, свидетельства собственной кровью. Отвечая Пилату, Он говорит: “Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать (μαρτυρησω) об истине” ( Ин. 18:37 ). Отсюда и наименование Христа свидетелем (мучеником) в Апокалипсисе: “…от Иисуса Христа, Который есть свидетель ( μαρτυς) верный, первенец из мертвых и владыка царей земных” (Ап. 1. 5; ср. Ап. 3. 14). Два этих аспекта мученичества в полной мере проявляются уже в подвиге первого христианского мученика, первомученика Стефана. Стефан, предстоя осудившему его синедриону (верховному судилищу иудеев), “воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога” ( Деян. 7:55–56 ); он таким образом свидетельствует о Царствии Небесном, открывшемся для него во время и в результате мученичества. Само же мученичество напоминает страсти Христовы. Когда Стефана побивали каменьями, он “воскликнул громким голосом: не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил” ( Деян. 7:60 ). Слова прощения реализуют тот образец, который дал Христос при распятии, сказав: “Отче прости им, ибо не знают, что делают” ( Лк. 23:34 ). Таким образом, в своем мученичестве Стефан следует путем Христа.

http://azbyka.ru/svyatost-kratkij-slovar...

Мф.17:3 ). Также Господь обличает саддукеев, которые, как иеговисты, отрицают бессмертие души: не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:31–32 ). И добавляет: Итак, вы весьма заблуждаетесь ( Мк.12:26–27 ). Ту же самую истину подтверждает и повествование о богаче и Лазаре, воскрешение дочери Иаира, воскрешение Лазаря (о котором притом Господь сказал, что он спит). Также слова Иисуса на кресте: истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). В своем же издании Священного Писания иеговисты переставили знак препинания после слова «сегодня», так что получилось следующее: «истинно говорю тебе сегодня, будешь со Мною когда-нибудь в раю» вместо правильного: истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Но если Господь хотел сказать: «тебе говорю сегодня», то Он бы использовал слово «ныне», как Он это сделал в других случаях (см. Ин.9:41; 14:29 ). Во время распятия Господа многие тела усопших святых воскресли ( Мф.27:52 ). Стефан, когда был побиваем камнями, почил ( Деян.7:60 ). И в других случаях Священное Писание называет смерть сном ( Ин.11:11–13 ; 1Кор.7:39; 15:51–52 ) 62 . Вспомните апостольское чтение на погребение: мы же предупредим (т.е. «не опередим».– Пер.) усопших 63 ( 1Фес.4:15 ). Господь, умирая на кресте, возопил: Отче! в руки Твои предаю дух Мой ( Лк.23:46 ). Также и первомученик Стефан 64 . К тому же душа Господа сходила в ад: [И там Господь ею, т. е. душой] находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал ( 1Пет.3:19 ) и мертвым было благовествуемо ( 1Пет.4:6 ), но не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела истления, как пророчествовал Давид ( Деян.2:31 ). Также Слово Божие нас удостоверяет, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ). Поэтому Павел желает отойти ко Господу ( Флп.1:21–23 ). К тому же известно, что мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего ( Евр.13:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Но вот еще свидетельства, подтвержденные кровью свидетелей-мучеников, чтобы еще больше напитать души ваши истиной о Нем. Святой апостол Павел свидетельствует о Христе: «Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» ( 1Пет. 3, 22 ). Святой апостол Павел, будучи восхищен до третьего неба и узрев чудеса небесного мира, свидетельствует, что Отец, " посадив (Сына – Авт.) одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего» ( Еф. 1, 20–22 ; Евр. 12, 2 ; Кол. 3, 1 ). Свидетель тому и святой архидиакон Стефан, первомученик: «Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» ( Деян. 7, 55–56 ). И святой Андрей Константинопольский видел Господа в славе на небесах. Так же как многие и многие святые, особенно мученики, которым являлся Господь, чтобы облегчить мучения. Мессия и Спаситель ваш, один-единственный, вознесся на небеса, откуда прежде сошел как Посетитель. Вознесся в Царство Свое, вечное и бессмертное, в котором Он приготовил место наследникам Своим из другого Своего царства, из Своей земной Церкви. Посему, образованные, не ожидайте другого мессию, который пообещает вам так называемое земное царство и на земле воцарится. Такого мессию ждут неверные и необразованные, которые не сохранили в себе образ Божий. Не знают они, несчастные, что ложный это мессия, а не истинный. Ибо сколько бы ни продолжалось царство земное, каким бы великим и прочным оно ни было, и ему, как всему временному и земному, должен прийти конец. А конец ведет к печали и отчаянию. Разве может такое царство насытить ваши души и успокоить сердца? Разве такой мессия по душе вам? Истинный Мессия, единственный и истинный, сказал: «Царство Мое не от мира сего» ( Ин. 18, 36 ). Истинный Мессия возвышеннее и чудеснее всех ожиданий человеческих, а потому прекраснее и невыразимее любых желаний. Царство Его вне времени, вне перемен и тлена – Царство вечное, бескрайнее, бессмертное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010