§ 278. Святое Евангелие – это " тайна, скрывавшаяся от вечности в Боге», по апостольскому учению (см. Еф. 3:9 ; Рим. 14:24–25 ; 1Кор. 2:7 ; Кол. 1:26 ; 1Пет. 1:20 ), и от начала мира проповедуется. Ибо первому человеку, Адаму, открыл Бог милостивое Свое благоволение о нем, его потомках и роде человеческом, которое выразилось через слова, сказанные Богом змию: «Тот твою сотрет главу», («Тот» – подразумевается Христос – благословенное Семя), по общему разумению Святых Отцов и учителей церковных (см. Быт. 3:15 ). Это милосердное Божие обещание, как теплый луч солнца сквозь облака и как свет сидящим во тьме, просияло праотцам нашим Аврааму, Исааку и Иакову и прочим и согревало их сердца верою и надеждою на грядущего в мир Христа – Солнце Правды (см. Быт. 12 и прочее; Быт. 49 и прочее). Потому Христос сказал иудеям: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой», то есть во плоти, " и увидел», то есть верой, «и возрадовался» ( Ин. 8:56 ). А что об Аврааме разумеется, то и о прочих праотцах и отцах, в Ветхом Завете поживших и спасшихся, как в Деяниях Апостольских написано: «Благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они», то есть отцы наши ( Деян. 15:11 ). Свет этой благодати Божией открывался пророкам и был ими проповедан. Моисей явно проповедовал сынам Израилевым: «Пророка от братии твоей, как меня, восставит тебе Господь Бог твой, Его слушайте» ( Втор. 18:15 ). Это и святой первомученик Стефан приводит (см. Деян.7:37 ). О том же и прочие святые пророки проповедовали, которые согласно предвозвестили и различно изобразили пришествие, рождение от Девы по плоти, житие на земле, страдание, смерть, погребение, Воскресение и славное на небо восшествие Спасителя мира, Христа, как о том в святых их книгах пространно написано. Потому и Христос обращался к двум ученикам: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк. 24:25–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Апостол верует не во что-то, а в Кого-то – «в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:20). Вся молитвенная традиция, начиная с псалмов, открывает нам Бога, который проявляет глубоко личную заботу о каждом верующем – и вся надежда верующего основана на том, что Бог – верен. Бог не обманывает тех, кто доверяется Ему. «Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет» (Пс.33:23). В Писании Бог сравнивает себя с Отцом и с Супругом. Даже мы, будучи грешными людьми, способны проявлять верность и заботу по отношению к нашим семьям. Наши домашние могут на нас полагаться. Нас бы глубоко огорчило, если бы они стали выражать сомнения в нашей решимости позаботиться о них. Тем более Бог заслуживает нашего безусловного личного доверия. Это личное упование не может существовать без догматической веры. Христианство догматично именно потому, что оно личностно. Разве нельзя – иногда спрашивают люди – просто следовать учению Иисуса, без всех этих догматов? В реальности нельзя, потому что как только мы откроем Евангелие, мы обнаружим, что значительная часть учения Иисуса – это Его учение о Самом Себе. Более того, Он требует веры именно в Него самого. Это важно подчеркнуть – в центре нашей веры стоит не учение, не традиция , не знание, не обряд (хотя всё это в ней, несомненно, присутствует), но определенная Личность – Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Поэтому в отличие от других религиозных традиций, для которых главным вопросом является «в чем состоит учение нашего основателя (или основателей)», для христиан главным является вопрос, который сам Христос ставит перед учениками – «а вы за кого почитаете Меня?» (Мф.16:15). «Кем я считаю этого Человека и что из этого следует?» – вопрос, который неизбежно возникает у каждого, кто знакомится с новозаветными свидетельствами, и любой ответ на этот вопрос неизбежно будет догматичным. Более того, первое и самое простое христианское действие – молитва – неизбежно ставит перед человеком, подходящим к вере, ряд именно догматических вопросов. Следует ли мне молиться Иисусу? Первомученик Стефан (Деян.7:59) и Апостол Павел (2Кор.12:9) молились. Но тогда как соотносятся Иисус и Бог-Отец? И Святой Дух – «другой Утешитель», которого Иисус обещает послать от Отца (Ин.14:16)?

http://pravmir.ru/o-spasitele-i-spasitel...

Апофтегмы Арсений, 27. Аскеза… превращение дров в пламя. Изречения бодрствующих, в аскезе, 32. Заботливо хранящий сердце свое вскоре увидит, что сердце по природе испускает свет. Как уголь вспыхивает, как горящая восковая свеча светит, так Бог воспламеняет наше сердце на подступах к созерцанию – Бог, живущий в сердце нашем. Исихий Синаит О бдении, 104. Петр и сыны грома видели на горе Красоту, сверкавшую ярче солнечного сияния. Так они были удостоены увидеть собственными глазами залог Ее будущего пришествия в славе. Василий Кесарийский На Псалом 45, 5. Сегодня Божественное сияние, в его бесконечной протяженности, сверкает для апостолов на горе Фавор… От земного тела исходят лучи Божественного света; от смертного тела истекает слава Божества… Божественное справляет триумф и приобщает тело к своему собственному сиянию и славе. Иоанн Дамаскин Гомилия на Преображение. 5. Мученичество как опыт смерти-воскресения «Мученичество» (martyria) означает «свидетельство». Но свидетельствовать о Христе вплоть до смерти – значит стать воскресшим. Христианское мученичество есть первый мистический опыт, засвидетельствованный в истории Церкви. Прежде всего, это пример «первомученика» Стефана, описанный в Деяниях Апостолов: Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога… Но они… выведя за город, стали побивать его камнями… И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! Приими дух мой! И преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи! Не вмени им греха сего. И. сказав сие, почил ( Деян. 7,54–60 .). Видение славы, молитва за палачей: когда история замыкается в себе, приводя к смерти свидетеля, сама эта смерть «отверзает небо», позволяя энергиям любви затопить мир… Мученичество было первой почитаемой в Церкви формой святости. Когда же кончилось время мучеников крови, пришла пора мучеников аскезы – монахов. Это монахи выковали пословицу, выразившую смысл мученичества: «Отдай свою кровь и прими Духа». И мученичество вернулось…

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/i...

Апофтегмы Арсений, 27. Аскеза… превращение дров в пламя. Изречения бодрствующих, в аскезе, 32. Заботливо хранящий сердце свое вскоре увидит, что сердце по природе испускает свет. Как уголь вспыхивает, как горящая восковая свеча светит, так Бог воспламеняет наше сердце на подступах к созерцанию — Бог, живущий в сердце нашем. Исихий Синаит О бдении, 104. Петр и сыны грома видели на горе Красоту, сверкавшую ярче солнечного сияния. Так они были удостоены увидеть собственными глазами залог Ее будущего пришествия в славе. Василий Кесарийский На Псалом 45, 5. Сегодня Божественное сияние, в его бесконечной протяженности, сверкает для апостолов на горе Фавор… От земного тела исходят лучи Божественного света; от смертного тела истекает слава Божества… Божественное справляет триумф и приобщает тело к своему собственному сиянию и славе. Иоанн Дамаскин Гомилия на Преображение. 5. Мученичество как опыт смерти–воскресения «Мученичество» (martyria) означает «свидетельство». Но свидетельствовать о Христе вплоть до смерти — значит стать воскресшим. Христианское мученичество есть первый мистический опыт, засвидетельствованный в истории Церкви. Прежде всего, это пример «первомученика» Стефана, описанный в Деяниях Апостолов: Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога… Но они… выведя за город, стали побивать его камнями… И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! Приими дух мой! И преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи! Не вмени им греха сего. И. сказав сие, почил (Деян. 7,54—60.). Видение славы, молитва за палачей: когда история замыкается в себе, приводя к смерти свидетеля, сама эта смерть «отверзает небо», позволяя энергиям любви затопить мир… Мученичество было первой почитаемой в Церкви формой святости. Когда же кончилось время мучеников крови, пришла пора мучеников аскезы — монахов. Это монахи выковали пословицу, выразившую смысл мученичества: «Отдай свою кровь и прими Духа». И мученичество вернулось…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

архидиакон первомученик Стефан «исполненный веры и Духа Святого» ( Деян.6:5 ) и диакон Филипп, который, пришедши в город Самарийский, «проповедовал им Христа» ( Деян.8:5 ). (Диаконство в теперешней иерархии не дает права самостоятельного церковного проповедания и, в этом отношении, приближается к мирянству.) При этом, «когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Господа Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины» ( Деян.8:12 ). Здесь и крещение совершается без участия апостолов, т. е. иерархии (в отношении самостоятельного совершения таинства, диаконство и ныне не отличается от мирян), иными словами, оно совершается мирянами, что соответствует и теперешней практике, по которой в случае отсутствия священника миряне могут и крестить, и, наоборот, само апостольство не соединялось необходимо с совершением крещения, по крайней мере по свидетельству ап. Павла: «Господь послал меня не крестить, а благовествовать» ( 1Кор.1:17 ). Напротив, низведение Духа Святого, соответствующее уже тайнодействию, не могло быть совершено Филиппом, но потребовало прибытия апостолов Петра и Иоанна ( Деян.8:14–17 ). Далее идет рассказ о том, как Филипп же вразумил и затем крестил евнуха царицы Кандакии ( Деян.8:26–38 ), причем, сошел на него и Дух Святой, однако помимо (возложения рук Филиппа); и после этого Филипп, «благовествовал всем городам» ( Деян.8:40 ). Далее говорится в Деяниях Апостолов о том, как «рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа» ( Деян.11: 19–20 ). Уже на основании этих примеров видно, что даже во время пребывания на земле св. апостолов, проповедь христианства совершалась верующими независимо от того, являлись ли они носителями церковного сана. Но этот же факт проходит решительно чрез всю церковную историю до наших дней. Миссия христианская не только не связана с иерархическими преимуществами, но составляет долг и достояние каждого христианина, который говорит о себе: «верую и исповедую», а тем самым, и проповедует.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Благодарю Господа, утешившего меня непреткновенным служением литургии и неосужденным причащением Святых Таин; чудно оживотворили меня Святые Тайны огнем животворящим Духа Святого. Благодарю Господа за добре совершенную Его благодатию вечерню. Благодарю Господа, избавившего меня от скорби и тесноты, уныния, коими запял меня бесплотный враг по поводу соглядания настоятелем кающихся после вечерни, коих я исповедовал не в урочное (постное) время. Господь оправдал меня, прогнав бесов уныния и клеветы. Святой Стефан первомученик видел небеса отверстые и Иисуса, стоящего одесную Бога, для того, чтобы видеть и ему и всем последующим мученикам и подвижникам о Христе, за Кого, для Кого и для какого блаженства они подвизаются, для какого отечества, для какой жизни, – и быть твердыми, бодрыми и радостными во всех злостраданиях за Христа и за веру истинную. Так и Савлу был глас от Христа Спасителя с неба, и впоследствии он сам был восхищен до третьего неба, чтобы твердо знать и помнить, что он не вотще будет подвизаться, как и все последующие христиане мученики и все истинные последователи Христовы, но за блаженство нескончаемое на небесах. И действительно, все истинные последователи Христовы с радостью шли на ужасные муки и на смерть, твердо веруя, что они страданиями и смертью купят вечное блаженство, вечный покой. Так и мы должны тщательно и с радостью, с великим усердием подвизаться против греха во всех видах его, зная, что мы за подвиги свои получим вечную жизнь. Да и сколько и какую помощь Господь подает всегда подвизающимся для Него в жизни временной! Сколько утешений! Сколько радости и блаженства внутреннего! Вкусивший это блаженство не променяет злострадания за Христа на все мирские утехи! Слава Господу, тако устрояющему спасение наше! Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие [ Деян.14:22 ]. Радуюсь в страданиях моих за вас [ Кол.1:24 ]. Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас [ Рим.8:18 ], ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое [ 2Кор.4:17–18 ]. 7 июля

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Бога Сына в образе Человека лицезрели многие святые: пророк Даниил (см.: Дан.7:13–15 ), первомученик и архидиакон Стефан (см.: Деян.7:55–56 ), апостол Павел на пути в Дамаск (см.: Деян.9:3–5 ) и божественный евангелист Иоанн (см.: Откр.1:8, 12–13, 20 ). Бога Духа Святого в образе голубя видел святой Иоанн Предтеча со множеством народа при Господнем крещении (см.: Мф.3:16 ; Лк.3:21–22 ); святые же апостолы в день Пятидесятницы видели Его в образе огненных языков (см.: Деян.2:1–4 ). Отсюда уразумеваем, что святые иконы запечатлевают Триединого Бога или одно из Лиц Святой Троицы в тех образах, в каких Сами Они благоволили открыться человеку, и такое запечатление нельзя счесть невозможным. Сектант : Почитатели икон добровольно предают себя во власть диавола и, согласно Писанию, навлекают на себя величайшее наказание от Бога. Ибо в Откровении Иоанна Богослова после слов об антихристе: И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя ( Откр.13:15 ). сказано также: И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие поклоняющиеся образу зверя убиты мечом Сидящего на коне... и все птицы напитались их трупами ( Откр.19:20–21 ). Такова будет участь всех иконопоклонников. Священник : Нет и тени истины в том, что ты наговорил по внушению суетного ума своего. Ибо не почитатели святых икон получат праведное наказание от Бога, но те, кто добровольно поклонились диаволу и служили ему. Ведь образ зверя означает у апостола Иоанна не образ Бога и Сына Его, не образ святых Божиих, но образ диавола или антихриста. Антихрист же есть лицо (или совокупность лиц), которое перед Вторым пришествием Христовым будет яростно действовать против Господа и святой Церкви, служа диаволу и облекшись в силу его. Зверь первый это антихрист (диавольский человек, или диавол воплощенный), пришедший в образе земного властителя (см.: Откр.13:1–10 ), а зверь второй антихрист в образе лжепророка (см.: Откр.13:11–18 ). Через антихриста в обоих образах диавол попытается отвратить христиан от почитания образу Бога и заставить их поклониться ему, отцу лжи. Это поклонение и навлечет, по слову Писания, суровую кару на всех совратившихся вслед врагу рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Братие! Кроткие увещания, благочестивая жизнь и теплые мольбы – вот наилучшие средства в деле обращения к православной Христовой Церкви тех из братий наших, которые, оставивши прямой путь, заблудились и в упорстве погибают ( 2Пет.2:15 ; Иуд.1:11 ). Поспешим же употреблять эти средства по мере сил наших. Аминь. Поучение в 6-ю неделю по Пятидесятнице//Миссионерское обозрение. 1896. 6. С. 51–54 (О непротивлении злу) Благословите гонящия вы: благословите, а не клените ( Рим.12:14 ). Платить обидою за обиду, воздавать злом за зло не свойственно христианину. Последователь Христов должен жить так, как ему заповедал его Небесный Учитель, – обязан поступать так, как поступал Началовождь его спасения. Христос, учит св. апостол Павел, нам оставил образ, да последуем стопам Его ( 1Пет.2:21 ). Что же заповедал Своим последователям Господь наш Иисус Христос? Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, благословите кленущия вы и молитеся за творящих вам обиду ( Лк.6:27–28 ). А как Он Сам поступал? Будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая не угрожал, но предавал то Судии Праведному, за распинателей Своих молился Отцу Небесному, говоря: Отче, отпусти (прости) им, не ведят бо, что творят ( Лк.23:34 ). Значит, и христианам против оскорблений со стороны ближнего надлежит ограждаться преданностью правде Божией, рассуждающей праведника с нечестивым, – против гнева врагов подобает защищаться молитвою ко Господу, сильному смягчить и расположить их сердце к нам. Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу; как Христос простил вас, так и вы, увещевает Апостол Христов ( Кол.3:12–13 ). Истинные ученики Христовы все так и поступали. Святой апостол Павел не обинуясь говорит о себе и о сотрудниках своих пред коринфскими христианами: мы укоряема, благословляем; гоними, терпим; хулими, утешаемся – молим ( 1Кор.4:12, 13 ). Св. первомученик архидиакон Стефан под ударами каменьев с коленопреклонением молился за убийц: Господи, не вмени им греха сего ( Деян.7:60 )!…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 33-м псалме говорится: «взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь». Примеров, подтверждающих эти слова, можно привести множество. Вспомним только об Иосифе, Давиде, Данииле, апостоле Павле, и мы увидим, что по молитве всех их Господь избавлял их от великих бед. Таким образом, по молитвам нашим Господь нередко совершенно избавляет нас от обдержащих нас бед. «От Господа спасение праведникам; Он защита их во время скорби, и поможет им Господь и избавит их», – так говорит псалмопевец в другом своем псалме. Из этих слов видно, что Бог помогает также нам, то есть дарует силы к перенесению бедствий. Только благодаря Его всесильной помощи святые мученики, например, с радостью переносили великие мучения. Точно так же благодаря только этой помощи апостолы Павел и Сила могли славословить Бога несмотря на жестокое заключение, которому они были подвергнуты в Филиппах. Так, если милосердный Бог не избавляет нас от бедствий, то подает нам помощь к перенесению их, по слову апостола: «верен Бог, который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». Но совершенное избавление от всякого зла Бог дарует верным Своим в час их кончины. Тогда Бог изъемлет их из сей юдоли плача и скорбей и поселяет на веки в Царстве Небесном, где нет ни болезней, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Этой блаженной кончины был удостоен праведный Симеон, принявший Господа на свои руки и сказавший тогда: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое». Сей кончины был удостоен первомученик Стефан, молившийся тогда: «Господи Иисусе! приими дух мой». Сей же кончины удостоился и апостол Павел, который незадолго до наступления ее свидетельствовал о себе: «подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный, и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

в Галгал – и умножайте преступления; Приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши – хотя через каждые три дня. Приносите в жертву благодарения квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте о них; Ибо это вы любите, сыны Израилевы, говорит Господь Бог. (4,4–5) Для христианской Церкви эти обличения пророка имеют непреходящее значение. Речи Христа Спасителя против фарисейства были как бы подтверждением правоты пророка ( Мф. 23:13–18 ; Лк. 11:37–54 ; см. также: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» – Мф 7,21 ). Не случайно на Амоса ссылался первомученик Стефан, обращаясь к Синедриону ( Деян. 7:42 ). В духе пророка выступали и такие мужественные светильники Церкви как Иоанн Златоуст , бл. Иероним, свт. Филипп и прп. Максим Грек . 6. Пророк против социальной неправды. Амос не ограничивался бичеванием личных грехов, а указывал на порочность в общественных отношениях. Он не страшился власть имущих, хотя знал, что они сочтут его мятежником. «Поэтому разумный, – говорит Амос, – безмолвствует в это время, ибо злое это время» (5,13). Однако сам пастух не хотел быть в числе этих трусливых и «благоразумных». Он язвительно описывает беспечно пирующих богачей, разнаряженных женщин, корыстных судей, которые «продают правого за серебро и бедного – за пару сандалий» (2,6; речь идет об обращении в рабство за деньги). Властители народа «не умеют поступать справедливо... насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои» (3,10). В этом пророк видит отступление от Моисеева Завета: «Отвергли Закон Господень и постановлений Его не сохранили» (2,4). Жизнь общества, так же как и жизнь отдельного человека, тесно связана с высшим нравственным миропорядком. Между тем люди, которые суд превращают в отраву и правду повергают на землю (5,7), не только попирают Божий закон, но и противятся его ревнителям: Они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду. Итак, за то, что вы попираете бедного

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010