поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Как большевики боролись с голодом, но уничтожали Церковь К 90-летию со дня написания ленинского письма о событиях в Шуе Источник:  Татьянин день 19 марта 1922 года В.И. Ленин пишет секретное письмо " членам Политбюро о событиях в г. Шуе и политике в отношении церкви " . В истории Церкви ХХ века найдется мало документов, имевших столь кровавые последствия для верующих. Ленинский текст был сигналом для открытого наступления на верующих и превращению их в одного из главных врагов советской власти. С этого момента большевики стали открыто выносить из храмов священные сосуды, демонстративно вывозить награбленные ценности на грузовиках, преследовать и расстреливать христиан, осмелившихся защищать свои святыни. Непосредственными жертвами кампании стали известные московские священники, митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), расстрелянный по ложным обвинениям, и Патриарх Тихон. Арест святителя Тихона был связан с его воззванием к верующим от 28 февраля 1922 года с призывом защищать священные сосуды от поругания. В 1923 году Владимир Маяковский чеканными фразами сформулировал тот образ врага, который большевики старались сделать из Церкви: Тихон патриарх, прикрывши пузо рясой, звонил в колокола по сытым городам, ростовщиком над золотыми трясся: " Пускай, мол, мрут, а злата – не отдам! " Чесала языком их патриаршья милость, и под его христолюбивый звон на Волге дох народ, и кровь рекою лилась – из помутившихся на паперть и амвон. Гениальный поэт вместе с большевиками напрасно клеветал на святителя Тихона. Маяковский в эпиграфе к стихотворению обрывает на полуслове цитату святителя и немного ее искажает: " Мы не можем дозволить изъятие из храмов " .У читателя может сложиться впечатление, что Патриарх действительно не хотел отдавать ни копейки денег на помощь несчастным. Но на самом деле все было совсем наоборот. 23 февраля 1922 года выходит " Распоряжение секретаря ЦК РКП В.М. Молотова губкомам РКП об активизации кампаний по изъятию церковных ценностей " , в котором говорится о том, что для советской власти была недопустимой добровольная сдача ценностей верующими и духовенством: " Кампания по изъятию ценностей из церквей ведется слишком слабо и вяло. Часть духовенства пошла на некоторые уступки, Но если в движение не будут вовлечены значительные рабочие и крестьянские массы, это духовенство может выйти политическим победителем " . Молотов откровенно заявляет, что власть сделает все, чтобы Церковь не смогла добровольно помочь голодающим и была ограблена.

http://religare.ru/2_93169.html

Послание Патриарха Тихона к православному народу о реформе календаря в Русской Православной Церкви Источник Скачать epub pdf 1 октября 1923 г. БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ, ТИХОН, Патриарх Московский и всея России и православные епископы, собравшиеся в граде Москве, всем архипастырям, пастырям и верующему народу Церкви Российской. В заботах наших о благе и добром устроении Российской Православной Церкви, признали мы ныне необходимым исправление церковного время исчисления. Давно известно, что так называемое Юлианское время исчисление, принятое в Православной Церкви, не точно, а потому еще в конце минувшего и в самом начале нынешнего столетия в Православной Церкви поднимался вопрос об его исправлении. В 1902 г. Вселенский Константинопольский Патриарх Иоаким III изыскивал способы к тому, чтобы соединить возможную научную точность время исчисления с сохранением освященных церковных определений. По этому же вопросу имел суждение и поместный собор Русской церкви 1917–1918 гг., при чем, хотя и признавалось, что «не будет никаких с догматической точки зрения препятствий к тому, чтобы Православная Церковь , по согласию всех своих членов, тем или иным образом, соответственно с истинными результатами науки, установила свой календарь», однако, к вопросу этому подходили с большой осторожностью, и церковная власть не спешила менять календарь, освященный полуторатысячелетним употреблением во всех православных церквах. В нынешнем 1923 году самочинное собрание, так называемого обновленческого духовенства и мирян в г. Москве, без сношения с православными Патриархами Востока, не только не заботясь о сохранении священных канонов, но и прямо указывая на полную якобы возможность не считаться с этими правилами, с ненужной поспешностью, не останавливаясь даже пред сокращением св. Петрова поста на 13 дней, – перешло с 12 июня на новый стиль. Эта мера, как проведенная людьми, не имеющими на то права, встречена была православными неприязненно и с понятным смущением духа. Сознавая необходимость исправления церковного время исчисления, вызываемую несоответствием его современным данным астрономической науки, а также неудобством для православных людей совершать свои праздники в те дни, которые не считаются днями отдыха по советскому законодательству, мы в обращении 28 июня 1923 г. признали возможным исправление церковного календаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Предстоятель Русской Церкви возглавил служение утрени в Никольском соборе бывшего Николо-Корельского монастыря 22 августа 2009 г. 20:07 В субботу, 22 августа 2009 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение утрени в Никольском соборе бывшего Николо-Корельского монастыря на территории ОАО «Севмаш» в городе Северодвинске (Архангельская область). Его Святейшеству сослужили и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион , архиепископ Костромской и Галичский Александр , архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан , архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон , архиепископ Орехово-Зуевский Алексий , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , епископ Архангельский и Холмогорский Тихон , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , духовенство Архангельской епархии . На богослужении присутствовали вице-спикер Государственной Думы ФС РФ А.Н. Чилингаров, губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук, командующий Северным флотом ВМФ России вице-адмирал Н.М. Максимов, командир Беломорской военно-морской базы контр-адмирал А.В. Рябухин, мэр Северодвинска М.А. Гмырин, генеральный директор ОАО «Севмаш» Н.Я. Калистратов, генеральный директор предприятия «Звездочка» В.С. Никитин. Поскольку храм не смог вместить всех молящихся, на площади перед Никольским собором были установлены специальные экраны, на которые транслировалось богослужение. После богослужения Святейший Патриарх Кирилл вышел на крыльцо собора, где его приветствовал от лица жителей города и духовенства епархии епископ Тихон. Затем Святейший Патриарх обратился ко всем собравшимся с Первосвятительским словом. «Сегодня во время богослужения, — сказал, в частности, Предстоятель Русской Церкви, —  мы читали Евангелие. Это последняя глава Евангелия от Иоанна.

http://patriarchia.ru/db/text/725274.htm...

Скачать epub pdf Краткое описание пребывания Святейшего Патриарха Тихона в Сергиевой Лавре с 7 по 19 ноября 1917 года Высокопреосвященнейший митрополит Тихон, нареченный в Патриарха города Москвы и всея России, выехал из Москвы в обитель Преподобного Сергия в сопровождении отца наместника Лавры архимандрита Кронида 1 и члена Всероссийского Собора протоиерея П. Н. Лахостского 7 ноября в 2 часа 10 минут пополудни и прибыл в Лавру в 4 часа 30 минут. На вокзале в Сергиевом Посаде Высокопреосвященнейший Владыка был встречен благочинным Лавры. При полном звоне лаврских колоколов прибыл в обитель, к Скорбященской паперти при Троицком соборе, где и встречен был ранее прибывшим с вокзала наместником Лавры архимандритом Кронидом со всею старшею братиею в облачении и святою водою. Нареченный Патриарх, окропив себя святою водою, прошел к царским вратам собора и, приложившись к местному чудотворному образу Святой Троицы и Богоматери, направился к раке святых мощей Преподобного Сергия. Склонившись на колена, он долго молился пред ракою и, приложившись к святым мощам, выслушал краткий молебен Преподобному Сергию. После молебна он подошел к царским вратам и преподал стоящей в соборе братии и всему народу общее архипастырское благословение. Певчие пропели «Исполла эти деспота». Наместник Лавры, держа в руках святую икону «Явление Богоматери Преподобному Сергию», сказал нареченному Патриарху краткую приветственную речь, после которой вручил икону Владыке. Приняв святую икону, Владыка, в свою очередь, сказал прочувствованную речь, в которой благодарил братию и народ за радушный прием. После сего нареченный Патриарх, благословив братию и народ – каждого в отдельности, прошел в часовню трех мощей и храм преподобного Никона. Из сего храма Владыка направился в свои покои для пребывания в Лавре. В 6 часов вечера Владыка прибыл в Троицкий собор ко всенощной, выходил на величание Архангелу Михаилу и на другой день служил Литургию. 9:10, а также 15 ноября он ежедневно посещал все церковные богослужения в Троицком соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_95382.html 27 июня 2012 Андрей Зайцев Предел компромисса. Как было получено заявление о лояльности патриарха Тихона советской власти Источник:  Нескучный сад 27 июня 1923 года газета " Известия " опубликовала заявление патриарха Тихона, в котором тот заявляет, что больше не является врагом советской власти. Короткий текст, написанный святителем Тихоном 16 июня 1923 года под беспрецедентным давлением власти, стал основой для долгой дискуссии между представителями РПЦ МП и РПЦЗ, считавшей все выступления патриарха Тихона после 1922 года вынужденными и необязательными к исполнению. Время показала односторонность этого подхода, а само послание святителя Тихона " из уз " – тот предел личного компромисса, на который был готов пойти святой первоиерарх ради спасения Церкви, считает историк и публицист Андрей ЗАЙЦЕВ. " Заявление в Верховный суд РСФСР " стало итогом многомесячного судебного разбирательства, в ходе которого патриарха неоднократно обвиняли в контрреволюционной деятельности. С точки зрения большевиков, патриарх Тихон стал " преступником " еще за несколько лет до того момента, как Поместный собор 1917-1918 годов избрал его первым предстоятелем Церкви после двухсотлетнего перерыва. В деле святителя Тихона новая власть в качестве вещественного доказательства использовала надпись с упоминанием черносотенцев на деревянном блюде, на котором еще до 1917 года ему поднесли хлеб-соль. Следующим " прегрешением " святителя Тихона стал сам факт его избрания на Поместном соборе. В обвинительном заключении по делу патриарха, составленном в начале апреля 1923 года, анализировался сословный состав Поместного собора и делался вывод о том, что патриарх Тихон был ставленником монархистов, помещиков и графов. Иными словами, предстоятель Церкви был виноват перед советской властью еще до того момента, как она появилась на свет. Непосредственным же поводом для обвинений в контрреволюции и попытках свержения новой власти стали послания патриарха Тихона 1918-1919 годов, а также его позиция в ходе кампаний по вскрытию мощей и изъятию церковных ценностей.

http://religare.ru/2_95382_1_21.html

  Среда 1-й седмицы Великого Поста Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского О ветхозаветных пророчествах Исаии Великое повечерие 28 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Со страхом и трепетом стоим мы перед судом Слова Божия в эти святые дни. Те образы и имена, которые мы слышим в Великом покаянном каноне святого Андрея Критского, напоминают нам о том, что всегда и во все времена каждая душа человеческая проходит через те же самые глубокие испытания и стоит перед тем же самым, все решающим выбором, что и сто, и двести, и тысячу лет назад. И хотя слова канона написаны были тысячу лет назад, они обращены к глубине нашей совести так, как были бы произнесены Сердцеведцем Господом сегодня. Еще более удивляют нас звучащие в храме с первых дней Поста ветхозаветные чтения, и среди них, прежде всего, пророчества Исаии. Не все имеют возможность быть в храме в будни за утренними богослужениями, и я хотел бы сейчас более подробно остановиться на некоторых местах этих пророчеств, открывающих Великий Пост. То, что там сказано, как будто бы относится к нашим дням: " Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня ...Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад " (Ис. 1, 24). Многие замечают, что здесь пророк изображает как будто и духовное, и материальное состояние души нашего русского народа, хотя эти слова были обращены к народу израильскому. И тем же самым болезням то же самое врачевание предлагает сегодня Господь. Когда случилась великая беда с Русской Церковью и с нашим народом, Святейший Патриарх Тихон в своем Послании ко всему русскому народу обратился с призывом к покаянию, в котором он употреблял слова пророка Исаии - те самые, что мы слышим в течение первой недели Великого Поста: " Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих... " (Ис. 1, 16). Святой Патриарх Тихон понимал, что Божией России необходим общий пост, общее говение - такое очищение души, которое одно единственное может дать спасение нашему народу. И мы знаем, что народ в массе своей не послушался голоса Божия, звучащего через ветхозаветного пророка Исаию и через современного пророка - Святейшего Патриарха Тихона: " Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас " (Ис. 1, 20). Народ наш " не покаялся слезами " , как сказал Святитель, поэтому Господь дал ему возможность " покаяния кровью " .

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_24...

Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич), митр. Ярославский и Ростовский Родился 27·IX·1854– в Тульской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Тульской Духовной Семинарии. В 1881 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и 15.VIII назначен учителем Раненбургского Духовного училища, а с 7.XII помощником смотрителя Скопинского Духовного училища. Потеряв после II-мecячhoй супружеской жизни разом жену и сына, он 7.III.1895 года пострижен в монашество и I0.III рукоположен в иеромонаха. 4.ΧII.1886 назначен инспектором Томской Духовной Семинарии с возведением в сан игумена. 28.II.1888 возведен в сан архимандрита и назначен ректором Иркутской Семинарии. 10.IX.1889 хиротонисан во епископа Киренского, II-ro вик. Иркутской епархии. Хиротония совершена в Иркутске в Вознесенском соборе архиепископом Вениамином Иркутским и Нерчинским и епископом Макарием Селевгинским. С 17.VII.1893 – епископ Тобольский и Сибирский. С 4.Х.1897 – епископ Рижский и Митавский. 6.V.1904 возведен в сан архиепископа. С 13.VIII.1910 – архп. Литовский и Виленский и священно-архимандрит Виленского Свято-Духова монастыря. 6.V.1912 награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 21.ΧII.1913 архиепископ Ярославский. В апреле 1917 года возведен в сан митрополита Ярославского и Ростовского. Как один из видных и стойких иерархов, он был избран в постоянные члены Священного Синода при Патриархе. 3 мая 1922 года Свят. Патриарх Тихон, ввиду невозможности самому управлять Русской Церковью , передал ему патриаршее пра­во и патриаршие обязанности. В том же году в конце мая митр. Агафангел лишается физической возможности управлять и Русской Церковью и своей епархией. В завещании от 25 декабря ст.ст. 1924 г. Патриарх Тихон поставил его вторым кандидатом в Патриаршие Местоблюстители. 5/18 апреля 1926 года митр. Агафангел, возвращаясь в епархию, обратился к духовенству и мирянам с особым посланием, в котором извещал их о своем вступлении в управление Русской Церковью . О том же самом он уведомил 13/26 апреля и митр. Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архив Пн В Москве открыта мемориальная доска в память о святителе Тихоне, Патриархе Всероссийском 8 апреля 2015 г. 12:14 7 апреля 2015 года, в Великий Вторник, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, освятил в столице мемориальную доску в память о святителе Тихоне, Патриархе Московском и всея России. Доска установлена в непосредственной близости от Зачатьевского ставропигиального монастыря  на доме по ул. Остоженка, 17-19. Здесь находилась клиника Бакуниных, в которой провел последние месяцы своей жизни святитель Тихон и где он отошел ко Господу 90 лет назад в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1925 года. На памятном барельефе изображен святитель Тихон, держащий в руках икону Благовещения Пресвятой Богородицы. Этот сюжет имеет под собой историческую основу, поскольку за три месяца до преставления святителя сестры монастыря передали ему именно этот святой образ. Создание мемориальной доски для увековечения памяти святителя Тихона в связи с юбилейными датами в 2014 и 2015 годах стало возможным благодаря взаимодействию заместителя председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумении Иулиании (Каледы) с Комиссией по увековечиванию памяти выдающихся событий и деятелей отечественной истории и культуры Департамента культуры г. Москвы. На освящении присутствовали настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа) с сестрами, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря игумен Петр (Еремеев) , настоятель храма Живоначальной Троицы в Грязех протоиерей Иоанн Каледа, духовенство Зачатьевской обители, а также полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, префект Центрального административного округа г. Москвы В.С. Фуер, заместителя префекта ЦАО г. Москвы А.В. Литошин, глава управы района Хамовники С.Н. Носков, начальник Департамента по работе с органами власти субъектов РФ М.Н. Белогубова, начальник отдела монументов, памятных знаков и мемориальных досок Департамента культуры г. Москвы С.А. Половинкин, заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской академии художеств, один из авторов установленной мемориальной доски А.К. Тихонов.

http://patriarchia.ru/db/text/4024673.ht...

В разгар революции Поместный Собор Российской Православной Церкви принял постановление о восстановлении Патриаршества, и уже на следующий день, 5 (18) ноября, митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран и наречен Патриархом Московским и всея России. 4(17) ноября 1917 года, в разгар революции, Поместный Собор Российской Православной Церкви принял постановление о восстановлении Патриаршества, и уже на следующий день, 5 (18) ноября, митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран и наречен Патриархом Московским и всея России, а 21 ноября (4 декабря) состоялось его настолование (интронизация). Это великое и радостное событие осветило последовавшие долгие десятилетия невиданных гонений на Веру и Церковь. Событие это имело значение не только для Русской Церкви, но и для Вселенского Православия. Господь Иисус Христос изначально устанавливает иерархический принцип церковной жизни. «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы» (Ин. 20, 21), — говорит Он апостолам. Первоначально во главе отдельных местных Церквей стояли иерархические лица, которые правили или соборно («пророки и учители» Антиохийской Церкви — Деян. 13, 1; пресвитеры или блюстители Эфесской Церкви — Деян. 20, 17, 28), или единолично, как епископы, о которых говорят Пастырские послания (1 Тим. 3, 1-7; Тит. 1, 5-9). Эти иерархи были «Ангелами» (Откр. 2, 1 и др.) отдельных, местных Церквей. Над ними возвышались Апостолы, которые как Первоиерархи имели «попечение о всех Церквах» (2 Кор. 11, 28). Когда с окончанием века Апостольского прекратилось первоиераршеское служение Апостолов, на какое-то время Вселенская Церковь стала «конфедерацией равноправных величин» (В. В. Болотов) — многочисленных местных Церквей во главе с Епископами, выражаясь современным языком — епархий. Конкретные исторические свидетельства показывают, что те «конфедеративность» и равноправие, о которых говорит Болотов, были чисто формальными, были отсутствием формально установленной власти одних кафедр над другими. Фактического равенства не было, наверное, никогда, поскольку слишком различались своим удельным весом города, в которых утверждались епископские кафедры. Например, послания сщмч. Игнатия Богоносца свидетельствуют об огромном, вселенском духовно-моральном авторитете Антиохийской Церкви, которую он возглавлял.

http://pravmir.ru/patriarshestvo-v-russk...

Владимир Русак Скачать epub pdf Американская Митрополия (Православная Церковь в Америке, OCA) В 1870 году русская православная архиерейская кафедра из Аляски была перенесена в Сан-Франциско и именовалась Православной Миссией. Затем Миссия превратилась в Алеутскую и Северо-Американскую епархию. До 1919 года правящие епископы в Америку назначались Российским Священным Синодом. В этом году, на основании постановления Всероссийского Собора, Американская епархия избрала для себя архиереем Александра (Немоловского). Вся последующая послереволюционная история американской епархии тесно связана с именем митрополита Одесского Платона. В январские дни 1920 года в одесском кафедральном соборе митроп. Платон, воодушевленный и авторитетный проповедник, произносил громоносные речи против большевиков, организовал отряд для спасения Родины с поименным списком каждого члена. 24 января, когда большевики, ворвавшись в Одессу, бросились к архиерейскому дому, митроп. Платона там не оказалось. Он успел укрыться на иностранном крейсере. По спискам, найденным среди документов митрополита, большевики в ту же ночь расстреляли около тысячи человек молодых людей, изъявивших желание защищать Родину. Прибыв к Высшему Церковному Управлению на Юге России, митроп. Платон получил от него командировку в Северную Америку для приведения в порядок расстроенных дел Американской епархии. 3 мая 1922 года находившийся в Москве американец г. Колтон передал патриарху Тихону полученную им из Америки просьбу о назначении митрополита Платона правящим епархиальным архиереем, на что патриарх Тихон ответил, что дает рекомендацию, которую г. Колтон пусть сообщит “Собору беженцев епископов заграницей, которые управляют заграничными делами Церкви”. Присутствовавший при этом разговоре в качестве переводчика протоиерей Феодор Пашковский, прибыв за границу, подал рапорт Архиерейскому Синоду об этом 1 июля 1922 года. 23 августа Архиерейский Синод назначил митроп. Платона временно управляющим Северо-Американской епархией. Через год, 29 сентября 1923 года, и патриарх Тихон издал указ о назначении митроп. Платона, ссылаясь на свое определение 1922 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010