М.И. Вострышев В заточении 6/19 мая 1922 года 68 патриарх Тихон был увезен из Троицкого подворья чекистами в Донской монастырь и помещен под арестом в небольшом двухэтажном домике, рядом с надвратной церковью во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Ему было запрещено посещать монастырские храмы, принимать посетителей, выходить из комнат. Лишь раз в сутки, в 12 часов дня, «заключенного Беллавина» выпускали на прогулку на площадку в крепостной стене, откуда он благословлял пришедших и приехавших к нему со всей России богомольцев. И днем и ночью Святейший находился под бдительной охраной чекистов и красноармейцев. Охранники сетовали: «Всем бы хорош старик, только вот молится долго по ночам – не задремлешь с ним». Одна из сотрудниц ГПУ, Мария Вешнева, в 1950 – х годах написала воспоминания о пребывании патриарха Тихона в заточении, вернее, воспоминания о своей молодости, в которых немало интересных записей об архипастыре ста миллионов православных россиян. – Алеша 69 , как его называть? Гражданин патриарх? Товарищ Тихон? Ваше Преосвященство? Алеша пожал плечами: – Черт его знает! В этот момент вошел Старец. Алеша слегка хлопнул его по плечу. – Как жизнь... синьор? Патриарх улыбнулся, поздоровался и стал излагать какую – то очередную просьбу. Патриарх любит тепло. Иногда, поздно вечером, просит затопить у себя. Сидит на маленькой скамеечке с кочергой и смотрит на пылающие дрова. Ребята говорят – мечтает, а я уверена, что что – то сжигает, но об этом Рыбкину я не докладываю. Патриарху ни с кем нельзя видеться. А посетителей бывает много. Часовой звонит, я впускаю на площадку, выслушиваю, докладываю патриарху и передаю ответ. Чаще всего ему несут дары – самые разнообразные: дрова, рамку меда, заштопанные носки, фунт свечей, мешок муки, две луковицы, штуки полотна и т. д. и т. п. Обо всем докладываю и все отправляю монашке. Так мы называем женщину, которая живет во дворе и которая ему готовит. Кроме того, я заполняю журнал. За сутки я должна сделать не меньше шести записей. Журнал ведется под копирку. Один лист мы ежедневно передаем Алеше, а другой остается у нас. На основании наших записей Алеша ведет дневник.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

     18 ноября – день избрания святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси в 1917 г., когда Господь призвал его на первое после 200-летнего синодального перерыва патриаршее служение. Избрание Патриарха проводилось в два этапа: тайным голосованием и посредством жребия. Наибольшее число голосов получили архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин). 5/18 ноября после литургии и молебна в Храме Христа Спасителя старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев) вынул жребий пред Владимирской иконой Божией Матери, перенесенной из Успенского собора. Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) огласил имя избранного: «Митрополит Тихон». Интронизация состоялась 21 ноября/4 декабря 1917 г. в кремлевском Успенском соборе в Кремле, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Святитель Тихон не был ни ученым богословом, ни красноречивым проповедником. Смиренный монах и молитвенник, он был одарен высокой духовной мудростью. Будучи человеком мягким и доброжелательным, он излучал на ближних обильную христианскую любовь. Патриаршество же восстановилось на Руси в грозное время. Из первого святительского слова: «Дарованием патриаршества дается мне чувствовать, как много от меня требуется и как много мне для сего недостает. И от сознания сего священным трепетом объемлется душа моя… Но Господь благоволил избрать меня… и как бы говорит мне так: «Иди и разыщи тех, ради коих еще пока стоит и держится Русская земля! Но не оставляй и заблудших овец, обреченных на погибель, на заклание; овец поистине жалких. Паси их…» В храмах Москвы весь день звонили колокола. Посреди междоусобиц и раздора того смутного времени верные христиане с ликованием праздновали великое церковное торжество. Несметные толпы народа при приближении Патриарха падали в благоговении на колени, принимая первосвятительское благословение. Воссозданный патриарший престол стал средоточием высочайшего духовного авторитета. Слова и проповеди Патриарха Тихона стали для православных людей голосом духовного разума, освещавшим творящееся в стране беззаконие.

http://pravoslavie.ru/98738.html

М.И. Вострышев Хроника первосвятительского служения патриарха московского и всея России Тихона. Противостояние русской православной церкви и советского государства (1917 – 1925) 103 1917 год 4/17 ноября. Определение Священного Собора Российской Православной Церкви о высшем управлении Православной Российской Церкви: В Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян. Восстанавливается Патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом. Патриарх является первым между равными ему епископами. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору. 5/18 ноября. В храме Христа Спасителя жребием из трех кандидатов всероссийским патриархом избран митрополит Тихон (Беллавин). При благовестии ему патриаршества на Троицком подворье он произнес пророческие слова: «Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских, и предстоит умирание за них во вся дни». 7/20 ноября – 20 ноября/3 декабря. Патриарх Тихон отправился в Троице – Сергиеву лавру, где и пробыл до дня своего торжественного возведения на первосвятительский престол. 21 ноября/4 декабря. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Торжественное возведение на первосвятительский престол (интронизация) в Успенском соборе Московского Кремля патриарха Московского и всея России Тихона. 23 ноября/6 декабря. Служил литургию в храме Христа Спасителя. 26 ноября/9 декабря. Служил литургию в Казанском соборе на Красной площади. 27 ноября/10 декабря. Служил литургию в Знаменском монастыре на Варварке. 2/15 декабря. Послал телеграмму великобританскому послу с просьбой передать королю Англии поздравления по случаю взятия английскими войсками Иерусалима. 3/16 декабря. Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Московской духовной семинарии. В середине дня председательствовал на торжественном заседании Общества любителей духовного просвещения, где в числе других выступал по поводу 50 – летия со дня кончины московского митрополита Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Опубликована полная программа направления «Церковь и культура» XXV Международных рождественских образовательных чтений      25 января Божественной литургией в храме Христа Спасителя открываются юбилейные XXV Международные Рождественские образовательные чтения. Начало богослужения в 9:00. Вход свободный. Торжественное пленарное заседание и праздничный концерт состоятся также 25 января в Государственном Кремлевском дворце в 15:00. Вход по пригласительным билетам. Работа Чтений, посвященных урокам минувшего столетия (1917–2017), проходит по 16 направлениям. Полная программа направления «Церковь и культура», которое возглавляет председатель Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), публикуется ниже. Подробнее о Чтениях и программах других направлений можно узнать на официальном сайте форума .    Полная программа направления «Церковь и культура» XXV Международных рождественских образовательных чтений    Председатель: епископ Егорьевский ТИХОН (Шевкунов), председатель Патриаршего совета по культуре, наместник московского Сретенского монастыря Ответственный секретарь : Парменов Александр Георгиевич, руководитель отдела программ Патриаршего совета по культуре 4.1. Конференция «Революции 1917 года в России» Организаторы: Патриарший совет по культуре, Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета, Государственный центральный музей современной истории России. Председатель: епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), председатель Патриаршего совета по культуре, наместник московского Сретенского монастыря. Куратор: Безбородов Александр Борисович, доктор исторических наук, профессор, директор Историко-архивного института (ИАИ) РГГУ, заведующий кафедрой отечественной истории новейшего времени ИАИ РГГУ. Время проведения: 25 января 2017 г. 14:00–19:00. Место проведения: Сретенская духовная семинария, библиотека и актовый зал; ул. Б. Лубянка, д. 19, стр. 3. Проезд: м. «Чистые пруды», «Тургеневская», «Сретенский бульвар», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Трубная».

http://pravoslavie.ru/100449.html

П.И. Орловский Послание патриарха Тихона Смиренный Тихон, патриарх московский и всея Руси обратился с воззванием у православному духовенству на текст послания апостола Павла к римлянам «Молю вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры и уклоняйтесь от них» ( Рим. 16. 17 ). «Многократно с церковной кафедры обращались мы к верующим со словами пастырского назидания о прекращении распрей и раздоров, породивших на Руси кровавую междоусобную брань» пишет патриарх. Жестокости гражданской войны производят, по его словам, гнетущее впечатление на сердце каждого христианина, особенно, если жертвою ее становятся «неповинные люди, непричастные к этой страстной политической борьбе». Гражданская война не прошла также мимо служителей православной церкви, и «много уже и архипастырей, и пастырей, и просто клириков» сделалось ее жертвами. «И все это, – продолжает Тихон, – за весьма, быть может, немногими исключениями только потому, что мы, служители и глашатаи Христовой истины, подпали под подозрение у носителей современной власти в скрытой контр-революции, направленной, якобы, к ниспровержению советского строя. Но мы с решительностью заявляем, что такие подозрения несправедливы; установление той или иной формы правления – не дело церкви, а самого народа. Далее патриарх отклоняет обвинение в том, будто православная церковь благословляет иностранное вмешательство. «Обвинение голословное, неосновательное», говорит он. Правда, он не говорит, что церковь осуждает иноземное (и, заметьте, иноверное) вмешательство во внутренние дела русского народа, а только замечает, что оно ни к чему не привело бы. «Вообще никто и ничто не спасет Россию от нестроения и разрухи, пока правосудный Господь не преложит гнева своего не милосердие, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих, а через то не «возродится духовно в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины» ( Ефес. 4.24 ). Патриарх Тихон останавливается и на общеизвестном обвинении духовенства что в местностях, занятых белогвардейцами, оно встречает новых повелителей молебнами и колокольным звоном, демонстративно подчеркивая этим свое сочувствие власти Деникиных, Колчаков и пр. «Если это и бывает где-либо, – говорится в воззвании, – то совершается или по требованию самой новой власти, или по желанию народных масс, а вовсе не по почину служителей церкви». Невольно возникает вопрос: если патриарху достоверно не известно, бывают ли подобные случаи (он говорит «если это и бывает») то как может он с уверенностью утверждать, что духовенство делает это только по приказу белогвардейцев или по требованию «народа», а не по собственному почину? Такое утверждение, противоречащее всем известным фактам, особенно хорошо известным в местностях, занятых белыми, подрывает доверие верующих к патриаршему слову вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Александр Салтыков Почему голосовать за коммунистов – грех Источник:  Православие и мир Декан Факультета Церковных художеств ПСТГУ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, протоиерей Александр САЛТЫКОВ в новой статье, отвечая на критику, которую вызвала статья " Кого анафематствовал Патриарх Тихон " , продолжает утверждать, что коммунисты Церковью преданы анафеме, призывает к покаянию тех, кто их поддерживает, объясняет, как избежать растущей опасности революционного движения и говорит об ответственности духовенства перед обществом. Духовный меч – Отец Александр, вы недавно дали интервью, на которое последовал ряд откликов читателей, как христиан, так и коммунистов. Высказываются сомнения в главном тезисе статьи, что святой Патриарх Тихон анафематствовал коммунистов. Что вы может на это ответить? – Автор этого возражения не в курсе дела. Он плохо знает историю Собора 1917 года и, видимо, не читал внимательно обсуждаемый документ. Он уводит читателей от проблемы. Желая отвлечь читателей, он говорит о том, что Собор отменил поминовение царской семьи, но этой темы я совсем не касался. По сути вопроса могу только подтвердить, что действительно святой Патриарх Тихон анафематствовал власть " властелинов тьмы века сего " , под которыми он разумеет большевиков. Патриарх прямо употребляет слово " власть " , напоминая о лицемерных обещаниях действующих властителей: " власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие... " Эта власть на деле отнимает церковное имущество, разрушает церковное образование, уничтожает и оскорбляет святыни и творит прочие беззакония. И, повторяю, Поместный Собор 1917 года ясно подтвердил анафематствование Патриарха Тихона. Через несколько дней после его опубликования Поместный Собор вынес специальное постановление по поводу патриаршего Послания, в котором он говорит, что " с любовью приветствует " это именно Послание, называет его " духовным мечом " , направленным против " злых лиходеев " против совершающих святотатства.

http://religare.ru/2_91903.html

H.A. Кривошеева. «В годину тяжкую Богом избранный...» Образ святителя Патриарха Тихона все ярче сияет на небосклоне истории Русской Церкви XX века. Время проясняет масштаб его многотрудного подвига в годы невероятного разгула зла, обрушившегося на Россию. «В годину гнева Божия, в дни многоскорбные и многотрудные, вступили мы на древлее место патриаршее. Испытание изнурительной войной и гибельная смута терзают родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменник и междоусобныя брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная», «Сколько мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно в настоящую тяжелую годину!.. Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах российских и предстоит умирание во вся дни» – так сказал о времени своего служения вновь избранный Патриарх Московский и всея России. Вступая на Патриарший престол, от всего сердца умоляет он Господа: «...Даруй же сердце разумное, дабы мудро руководить народом по пути спасения. Согрей мое сердце любовью к чадам Церкви Божией и расшири его, да не тесно будет им вмещаться во мне. Ведь архипастырское служение есть по преимуществу служение любви». На патриаршество митрополит Московский Тихон был избран проходившим в то время Священным Собором Православной Российской Церкви, единственным в то время в стране законным органом, избранным всем православным населением Российской державы. Более двухсот лет пустовал Патриарший престол в России. Спустя несколько дней после интронизации Патриарха Тихона в Московском Кремле, 8 декабря 1917 г. Собором было принято «Определение о правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России», среди которых говорилось, что Патриарх «имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Российской Церкви», должен «обращаться ко всей Русской Церкви с учительными посланиями и пастырскими воззваниями», «имеет долг печалования пред государственной властью». С первых же дней своего патриаршего служения святитель Тихон обращается с посланиями и воззваниями, которые отличались необыкновенной глубиной постижения происходящих в стране событий, особым свойством, присущим пророческому боговдохновенному слову.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Епископ Тихон: мы должны вместе сохранить Европу христианской Пересматривать религиозный догмат все равно что пересматривать таблицу умножения 22 февраля, 2016 Пересматривать религиозный догмат все равно что пересматривать таблицу умножения Епископ Егорьевский Тихон, наместник московского Сретенского мужского монастыря и глава Патриаршего совета по культуре, рассказал в интервью РИА Новости о значении встречи патриарха Кирилла и папы Франциска, о том, что разделяет и объединяет западных и восточных христиан, об их общих задачах и о том, чему православным стоит поучиться у католиков. — Последнюю неделю СМИ — как российские, так и мировые — полны комментариев по поводу встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска, и отзывы эти в основном очень позитивные. Что, все противоречия между православными и католиками разрешены? — Действительно, эта встреча — событие беспрецедентное. Но было бы слишком наивно считать, что со встречей патриарха и папы принципиальные различия между православной Церковью и католицизмом ушли в прошлое. Это прекрасно осознают и в Москве и в Ватикане. Думаю, что в Москве в большей степени, чем на Западе. Тысячу лет назад эти разногласия, а точнее нововведения латинской Церкви в области самой важной для нас, христиан, — вероучительной, связанные с пониманием и исповедованием Бога, Церкви, зашли столь глубоко, что Западная и Восточная Церковь не смогли больше совместно совершать главное таинство — Божественную Литургию, не смогли вместе причащаться. — И что, западные христиане, католики, перестали быть христианами? – Есть замечательные слова апостола Иоанна Богослова: «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (Ин.4:1-2). Для нас они, конечно же, христиане, поскольку признают воплотившегося Господа Иисуса Христа Сыном Божиим и исповедают Святую Троицу – Отца, Сына и Святого Духа, а также сохранили апостольское преемство в рукоположении. — А в чем же тогда непримиримые разногласия между православными и католиками?

http://pravmir.ru/episkop-tihon-myi-dolz...

Закрыть itemscope itemtype="" > Наказ будущему президенту Архимандрит Тихон: «Нам необходима государственная стратегия в области культуры, образования и воспитания» 24.02.2012 412 Время на чтение 5 минут 22 февраля 2012 года на расширенном заседании Патриаршего совета по культуре под председательством святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла было принято обращение к будущему президенту России. Архимандрит Тихон: «Нам необходима государственная стратегия в области культуры, образования и воспитания» Фото: ИТАР-ТАСС Какова главная цель и идея этого документа? Почему он был принят именно сейчас - а не год или два назад? Какие практические шаги необходимы для его реализации? Об этом рассказал ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, член Совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству, наместник Сретенского монастыря г. Москвы архимандрит Тихон (Георгий Александрович Шевкунов). - Почему вопрос о культуре возник именно сейчас? Почему обращение адресовано будущему президенту? Казалось бы, разумнее было обратиться - еще год или два назад - к президенту действующему или подождать итогов выборов и обратиться к президенту уже избранному? - Вопрос о нынешнем состоянии современной культуры и святейший патриарх, и деятели церкви, и деятели культуры поднимали довольно часто. Патриарший совет по культуре был создан сравнительно недавно - год назад. Поэтому, быть может, раньше такого солидарного и авторитетного обращения не возникло. На заседание совета, который прошел 22 февраля 2012 года, святейший патриарх пригласил целый ряд сделавших очень много для русской культуры представителей искусства и литературы, ученых, журналистов. Главным итогом этой встречи стало принятие обращения к будущему президенту России. Когда президент будет избран, святейший патриарх ему это обращение от лица всех собравшихся передаст. - Какова главная цель и идея этого обращения? - Сегодня наша культура, начиная от обычной бытовой культуры и кончая тем, что призвано быть высокой художественной культурой, находится в сложном положении, многие называют его кризисным. Мы все воочию видим это слишком часто, чтобы сейчас вновь и вновь умножать горькие примеры. Они у всех перед глазами. Главная задача, с нашей точки зрения, это разработка стратегии государства в области культуры, образования и воспитания. У нас принимаются стратегии в области экономики, военные доктрины и так далее, а вот стратегии в области культуры, образования и особенно воспитания - до сих пор нет. В этой сфере предпочитают говорить о пресловутых рыночных отношениях, которые, как мы убедились, поощряют самые скверные черты и нашего доморощенного, и привнесенного к нам бескультурия. Помните, Пушкин говорил: «чувства добрые я лирой пробуждал»? Это великий завет Александра Сергеевича Пушкина для всех поколений деятелей культуры. К сожалению, этот завет сегодня забыт, а чаще бесстыдно попран.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Кого анафематствовал Патриарх Тихон, или верить ли обещаниям коммунистов? РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_90875.html 01 декабря 2011 Протоиерей Александр Салтыков Кого анафематствовал Патриарх Тихон, или верить ли обещаниям коммунистов? Источник:  Православие и мир Может ли христианин быть коммунистом? Как Церковь относится к Ленину и к революции? Об этом говорит Декан Факультета церковных художеств ПСТГУ, историк Церкви, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, протоиерей Александр Салтыков. Трагизм прошлого замалчивается За последние два десятилетия после падения атеистического режима, по воле Божией, в нашей стране, наряду с массовым открытием храмов, возникновением некоторого количества учебных учреждений, стали также публиковаться книги и документы. Из вновь публикуемых документов и новых исследований стала все более подробно выявляться небывалая картина ужасающих преследований, обрушившихся на Русскую Церковь и на весь русский народ в течение ряда десятилетий. Но странное явление: чем больше появляется вновь открытых и построенных храмов и чем больше написано книг – тем меньше люди знают о своем недавнем прошлом. Эпоха гонений становится уделом специалистов-историков, как будто речь идет о чем-то доисторическом, а не о буквально вчерашних трагических событиях, имеющих колоссальное значение для всего будущего нашего народа. Но человек, не знающий своей истории – слеп. Не понимать, что прошлое и будущее неразрывно связаны – значит примитивно мыслить. События эпохи гонений должны по-настоящему и всесторонне изучаться во всех школах и получать в учебниках достойную оценку. Однако происходит обратное – трагизм прошлого замалчивается, новое поколение растет в уверенности, что советское время было прямо-таки каким-то замечательным периодом благополучия, успехов... Официальная пропаганда успешно действует, демонстрируя толерантное, предупредительно-изысканное отношение к коммунистической партии как к уважаемому, достойному партнеру... Общественная психология такова, что если каждый день белое называть черным, а черное белым, то множество людей в конце концов так и начинают думать. Советская эпоха это как раз и подтвердила блестяще.

http://religare.ru/2_90875_1_21.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010