Анатолий Левитин, Вадим Шавров Том III Вместо пролога 1925 год открыл новый период в истории церковной смуты, и прологом к нему явилась Смерть. 9 апреля 1925 года в газетах появилось следующее краткое сообщение: “7 апреля в 23 часа 45 минут умер в лечебнице Бакунина (Остоженка, 19) бывший патриарх Тихон в присутствии постоянно лечивших его врачей: Е.П.Бакунина, Н.С.Щелкан и послушника Тихона – Пашкевича. Смерть произошла от очередного приступа грудной жабы. Кроме перечисленных врачей, Тихона консультировали профессора: Кончаловский В.П., Шервинский, Плетнев К.К. и ассистент – доктор Покровский (бывавший у Тихона ежедневно). В день смерти у Тихона была консультация специалистов по уху, горлу и носу из профессора Свержевского и докторов Генкина и Мещерского. Утром 8 апреля Тихон был, после предварительного обряда, доставлен архиереями на свою квартиру в Донском монастыре, где и предположены похороны”. (Известия, 1925, 9 апреля, No81, с. 4.) Это сообщение, как громом, поразило всех – и верующих, и неверующих. Никто не ожидал смерти патриарха, хотя уже давно в его здоровье замечались тревожные симптомы. Нефрит – болезнь почек, которой патриарх страдал очень давно, обострилась после заключения. Кроме того, под влиянием постоянного нервного напряжения у патриарха развивалась грудная жаба, проявлявшаяся в довольно редких припадках. Все эти болезни не мешали, однако, патриарху совершать по несколько раз в неделю длинные богослужения, благословлять тысячи верующих, принимать посетителей и вести текущие дела. 30 декабря 1924 года патриарх совершал богослужение на окраине города – на Пятницком кладбище (за Крестовской заставой). В этот день в кладбищенском храме было положено начало мироварению. В эти годы, после освобождения патриарха из заключения, освящение мира совершалось обычно в Рождественский сочельник. В 1923 году пришлось изменить принятой в Русской Церкви традиции освящать миро в Страстной четверг, ввиду полного оскудения мира. После длинного богослужения патриарх в алтаре упал в обморок. Иподиаконы обомлели от испуга – им показалось, что Святейший умер. Однако патриарх быстро пришел в себя. “Да нет, нет, я еще жив”, – с улыбкой сказал он, увидев испуг на всех лицах. С большим трудом добрался он, однако, до дому – ехать надо было на извозчике через всю Москву – до Донского монастыря. Впервые после освобождения патриарх должен был лечь в постель. Первый раз в жизни он не смог совершить рождественских и крещенских богослужений. Врачи настойчиво советовали патриарху лечь в клинику для исследования. При этом они ссылались на то, что в Донском монастыре – в атмосфере вечной суматохи, среди несметных толп народа, от которых трудно было изолировать патриарха, невозможен ни полный отдых пациента, ни тщательное исследование его здоровья.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не исповедник, но мученик? Святейший Патриарх Кирилл не верит, что Патриарх Тихон умер своей смертью 08.04.2024 42 Время на чтение 3 минуты Фото: patriarchia.ru В воскресенье, 7 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России (1925), по окончании Божественной литургии в Благовещенском соборе Московского Кремля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Донской ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы, где находится рака с честным мощами святителя Тихона, сообщает Патриархия.ru. В Большом соборе Донской обители Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен. В завершение молебна Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву у раки с мощами святителя Тихона. Святейший Владыка поклонился честным мощам святителя, а также Донской иконе Божией Матери. По окончании молебна наместник Донского монастыря митрополит Каширский Феогност приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству образ Покрова Пресвятой Богородицы. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам молебна с Первосвятительским словом: «Мы вспоминаем в этот праздничный день святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Некоторые называют его исповедником, но, думаю, наступит момент, когда мы провозгласим, что он был не исповедником, а мучеником. Потому что не могла мириться безбожная власть с тем, чтобы даже в заточении, в Донском монастыре, продолжал жить Патриарх всея Руси. Один факт существования Патриарха был силой, которая притягивала к нему людей, силой, которая вдохновляла православный народ не только мечтать, но и молиться о воссоздании Святой Руси, об уничтожении безбожной власти, о прекращении страшных гонений, связанных с поруганием святынь, надругательством над самим духом нашего народа. Никто из нас, потому что мы не принадлежим к тому поколению, даже представить не можем всей той мерзости, всего того зла, всей той клеветы, которая была обрушена на Русскую Церковь, Церковь-мать, духовно воспитывавшую народ на протяжении тысячелетия, Церковь, которая в духовном и культурном смысле работала ради процветания народа. Все было попрано, все залито грязью, священнослужители были обвинены во всех преступлениях как контрреволюционеры; и уж, конечно, самый страшный контрреволюционер жил здесь. Поэтому, когда нам говорят, что Святейший умер своей смертью, верится с трудом, и, возможно, наступит время, когда мы скажем, что он был не исповедником, но мучеником. Уж слишком опасен был святитель Тихон, Патриарх всея Руси, для той самой безбожной власти, которая низвергала все. Потому что оставался духовный символ Руси, тот самый духовный символ и та духовная сила, которая вселяла в православных надежду на возрождение Руси, на возрождение Церкви, на прекращение гонений.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/08/ne...

На Красной площади в Москве прошел концерт, посвященный 1025-летию Крещения Руси 25 июля 2013 г. 23:50 25 июля 2013 года на Красной площади в Москве состоялся концерт «Русь Святая, храни веру Православную!», посвященный 1025-летию Крещения Руси. На концерте присутствовали:  Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор ,  Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II ,  Святейший Патриарх Сербский Ириней ,  Святейший Патриарх Болгарский Неофит ,  Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II ,  Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва ,  Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон , митрополит Галльский Эммануил ( Константинопольский Патриархат ), митрополит Мексики, Центральной Америки, Карибов и Венесуэлы Антоний ( Антиохийский Патриархат ), митрополит Западноевропейский Иосиф ( Румынский Патриархат ), митрополит Филиппский, Неапольский и Фасосский Прокопий ( Элладская Православная Церковь ), митрополит Корчинский Иоанн ( Албанская Православная Церковь ), архиепископ Прешовский Ростислав ( Православная Церковь Чешских земель и Словакии ), а также  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , ответственный секретарь  Патриаршего совета по культуре   архимандрит Тихон (Шевкунов) , председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерей Всеволод Чаплин , начальник Управления Президента РФ по внутренней политике О.В. Морозов, министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский, председатель  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда , президент ОАО «Российские железные дороги», председатель Попечительского совета  Фонда Андрея Первозванного   В.И. Якунин , члены делегаций Поместных Православных Церквей, иерархи и духовенство Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3128779.ht...

Вопрос о подлинности так называемого «завещательного послания» до сих пор вызывает споры среди исследователей. Вопрос о подлинности послания чрезвычайно важен т.к. оно призвано было определить политику Церкви по отношению к государству на ближайшее время. Среди сторонников той версии, что Патриарх не подписал послание нужно выделить имя прот. В. Виноградова, который в своих воспоминаниях о Патриархе Тихоне убедительно доказывает неподлинность послания. Однако большинство современных историков Церкви являются сторонником той версии, что Патриарх все же подписал послание. Существует целый ряд различных редакций этого документа: Рассмотрим эти редакции и попытаемся выявить их взаимосвязь и степень принадлежности к Патриарху Тихону. Как сообщает в своих воспоминаниях прот. В. Виноградов, Е. Тучков в последние месяцы жизни Патриарха снова с решительной настойчивостью повел атаки на Священный Синод с целью заставить его добиться акта, в котором он объявил бы себя положительно другом и сторонником Советской власти и согласился бы на заочный суд и осуждение заграничной русской иерархии. В результате этого появилось известное «Завещание». Сравнение трех основных редакций «Завещательного послания» приводится в нижеследующей таблице: А Обращение Божиею Милостию Смиренный Тихон, Патриарх Московский, Союза Советских Социалистических Республик и всея Церкви Российския. «Божиею милостию, Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея Церкви Российския». Благодать вам и мир от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В годы великой гражданской разрухи по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, во главе Русского государства стала Советская власть, принявшая на себя тяжелую обязанность – устранение жутких последствий кровопролитной войны и страшного голода. Вступая в управление Русским государством, представители Советской власти еще в январе 1918 г. издали декрет о полной свободе граждан веровать во что угодно и по этой вере жить. Таким образом, принцип свободы совести, провозглашенный Конституцией СССР, обеспечивает всякому религиозному обществу и в том числе и нашей Православной Церкви, права и возможность жить и вести свои религиозные дела согласно требованиям своей веры, поскольку это не нарушает общественного порядка и прав других граждан.

http://pravoslavie.ru/57500.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения Церкви Божией. Часть 10. Открытие Высших Богословских Курсов. Об обновленцах и легализации Патриаршей Церкви в документах и дневнике 1924-1925 гг. 31.03.2015 924 Время на чтение 142 минут Портал Богослов.Ru продолжает публикацию материалов историко-богословского наследия митрополита Григория (Чукова), в 1924-1935 гг. бывшего настоятелем Николо-Богоявленского Морского собора в Ленинг раде. Публикуемые дневник и документы протоиерея Николая (Чукова) рассказывают о событиях церковной жизни 1924-1925 гг., его пастырско-педагогической деятельности и трудах по восстановлению высшего богословского образования, преодолению обновленческого раскола и легализации Патриаршей Церкви. С назначением А.И. Рыкова на пост председателя Совнаркома 2 февраля 1924 г. произошла некоторая корректировка церковной политики советской власти. Антирелигиозная комиссия ЦК РКП(б) допустила легализацию Синода на условии введения в его состав ряда лиц, " хорошо ведомых ОГПУ " , а в марте поручила ОГПУ ввести в Синод В.Д. Красницкого при условии, что Патриарх Тихон не будет противиться. Е.А.Тучков пообещал Патриарху, что если он введет в состав Синода В.Д. Красницкого, то Синод будет зарегистрирован . 13 марта 1924 года Политбюро ЦК РКП (б), а 21 марта Президиумом ЦИК СССР было принято решение о прекращении следствия и закрытии дела Патриарха. 9 апреля 1924 г. Патриарха приняли А.И. Рыков и М.И. Калинин. Во время встречи Патриарх просил оказать содействие в легализации органов церковного управления. Он жаловался на преимущественное положение обновленцев, чьи органы управления зарегистрированы и которым, в отличие от приверженцев Тихона, разрешено созывать съезды, совещания. Патриарх обращал внимание на противоречие между существующим законодательством и практикой властей в отношении к его сторонникам и обратился с ходатайством о пересмотре дел высланных в административном порядке архиереев, представив список из 25 человек. Кроме того, Патриарх Тихон указал на незаконность налогового обложения духовенства и храмов, расходящегося с положениями законодательства. Эти же положения были повторены Патриархом в письмах Е.А. Тучкову.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Патриарх Кирилл совершил молебен у мощей святителя Тихона в годовщину его интронизации 5 декабря, 2015. Новостная служба 4 декабря исполнилось 98-ю лет со дня интронизации святителя Тихона, 5 декабря. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и 98-ю годовщину со дня интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского посетил Донской ставропигиальный монастырь Москвы.   Как сообщает «Патриархия.ru» , в большом соборе обители, где покоятся честные мощи святителя Тихона, Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «В день Введения во храм Пресвятой Богородицы мы празднуем историческое событие, связанное с жизнью нашей Церкви, — восшествие на Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, и по традиции, после богослужения в Успенском соборе Московского Кремля, все вместе совершаем богослужение, молебное пение здесь, у мощей великого угодника Божия. Святитель Тихон почти наш современник. Еще наши родители помнили ту эпоху и молились в храмах за святителя Тихона, нередко рискуя жизнью, потому что одно только упоминание канонического и законного Патриарха было причиной для репрессий и гонений. И многие только за верность Патриарху, которая выражалась в молитвенном поминовении, обрекались на долгие годы заключения и даже на гибель. Наверное, неслучайно наша Церковь прошла через все эти испытания, хотя люди плохо учатся, плохо знают историю. Но Церковь силой благодати Божией хранит в себе историческую память как ни один из институтов человеческого общества. Для нас святые угодники — это не просто исторические персонажи, это святые, предстоящие Богу, которым мы молимся, с которыми у нас реальная духовная связь. И потому святитель Тихон не просто исторический персонаж, а наш святой современник, который сегодня здесь предстоит на молитве вместе с нами, а святыми останками почивает в раке, и нигде и никогда невозможно создать эту реальность, которая Духом Святым созидается в Церкви.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-sovers...

Е.В.Иванова 1. Патриарх Тихон и АРА Голод начала 20-х годов XX века может быть назван белым пятном советской истории, и не только потому, что до сих пор нет сколько-нибудь внятного объяснения его причин. Недостаточно освещена и система организации помощи голодающим, вклад российских общественных объединений и отдельных общественных деятелей в оказание помощи, а кроме того – иностранная помощь, размеры которой были едва ли не самыми большими за все время существования России. Но в истории голода есть страницы, сознательно искажаемые – участие в оказании помощи голодающим эмигрантских организаций, Русской Православной Церкви и ее главы – Патриарха Тихона. Наша работа посвящена деятельности св. Тихона по организации спасения голодающих и его контактам с американской правительственной организацией American Relief Administration (сокращенно – ARA, Американская администрация помощи), созданной для содействия европейским странам, пострадавшим от Первой мировой войны. Свое русское название эта организация получила по созвучию – АРА, так же вскоре стали называть и стандартные посылки, которые раздавали американцы нуждающимся. Действия Церкви во время голода долгие годы подвергались сознательному искажению, писали главным образом о сопротивлении, которое она оказывала разграблению церковного имущества под предлогом помощи голодающим, но при этом сознательно замалчивались все попытки Церкви принять реальное участие в спасении голодающих. Между тем Церковь и Патриарх прилагали все усилия, пытались мобилизовать все имеющиеся в их распоряжении ресурсы, что-бы внести свой вклад в общее дело спасения. Размеры надвигавшегося голода, который был прямым следствием Гражданской войны и большевистской политики военного коммунизма, стали ясны уже весной 1921 года. Правительство большевиков было напугано надвигающимся бедствием, тем более что в ряде областей начались крестьянские волнения, но никакими продовольственными ресурсами внутри страны оно не располагало. Насильственный захват власти, установление диктатуры, развязанный в стране террор обрекли страну на международную изоляцию, подписание сепаратного мира с Германией лишило ее надежды на поддержку бывших союзников и помощь из-за рубежа на правительственном уровне. Прорвать международную изоляцию и обратить внимание мировой общественности на бедственное положение населения России в той ситуации могли только независимые общественные деятели, пользовавшиеся международным авторитетом, и большевики спешно искали таковых внутри страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вне " тьмы века сего... " 06.11.2007 750 Время на чтение 15 минут Патриарх отказывался даже тайно благословить руководителей Белой армии, которая не стала русской православной народной армией, продолжательницей национально-освободительного движения Минина и Пожарского. Свт. Тихон был готов открыто поддержать подобное движение, повторить подвиг Патриарха Гермогена. Но отсутствовала подобная армия Простое русское крестьянское лицо с большим грушевидным носом, с просветленно-мудрым и спокойным взглядом и затаившейся доброй улыбкой. Так выглядел тот, кто не был ни богословом, ни историософом, ни политиком, но которому предстояло осмыслить 1917 год, - духовный пастырь православной России не мог не сделать этого в Новогоднем слове в первый день 18-го года. Собравшиеся в храме Христа Спасителя православные верующие ждали этого. " Минувший год был годом строительства Российской державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт вавилонского строительства? " - начал Патриарх Тихон,- И наши строители желают " своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы Вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих, слепых и нагих (Апокалипсис. 3, 17) " . Причем Патриарх говорил не только о большевиках, но о социалистах и демократах того времени в целом: " вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское Государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет, они полагаются только на свои силы, желают сделать имя себе, а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а имени Господню воздавали славу. Оттого Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриотическое служение 17.06.2005 384 Время на чтение 9 минут Русская Православная Церковь на протяжении своего тысячелетнего бытия переживала со своим народом все беды и тяготы. И пытаясь дать оценку событиям новейшей истории, полезно следовать мудрому совету св. Иоанна Златоуста: " Не должно останавливаться на словах, а нужно обращаться к мыслям и узнавать цель говорящего, причину и время и, сообразив все это, находить таким образом заключающийся в них смысл " . Патриарх Тихон (Белавин) 1917 год вовлек в круговорот революционной истории и Русскую Церковь. Для самой Церкви решающим событием стал Поместный Собор 1917-1918 годов, ознаменовавший окончание " синодальной эпохи " . Собор восстановил институт патриаршества и регулярную традицию созыва соборов. Духовный авторитет 11-го патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина), избранного Собором, должен был укрепить церковное единство и помочь сохранить нравственное и культурное наследие России для потомков. Свой крестный путь Первосвятитель Тихон начал у Кремлевского Успенского собора. В то время центральный барабан пятиглавия собора уже был пробит артиллерийским снарядом, но менять вековое место интронизации не стали. Люди смотрели на печальника и заступника с надеждой, полагая, что в смутное время патриарший авторитет укрепит церковное единство. Пройдет год, и в дни первой годовщины победившей власти Святейший патриарх обратится с воззванием к Совету Народных Комиссаров, призывая их отказаться от " бесцельной жестокости, обагряющей в крови русский народ " . Казни без суда, захват заложников, расстрелы, гноение заключенных в тюрьмах без допросов, обвинение ни в чем неповинных. Вместо обещанной свободы - безнаказанность, убийства и грабежи. Патриарх протестовал против отсутствия свободы печати, против насильственного выселения жильцов из домов. Второй раз (первый раз это было сделано в мартовском 1918 года патриаршем обращении) он дает правдивую оценку Брестского мира - грабительского и унизительного для России. Новая власть расчленила, раздробила Родину, угасила храбрость в сердцах ее воинов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

На заседании присутствовали представители Церкви и церковных организаций:  митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон ;  митрополит Тульский и Ефремовский Алексий ; первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве  митрополит Истринский Арсений ;  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ;  митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин ; председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви, ректор  Московских духовных школ   архиепископ Верейский Евгений ; председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник  Троице-Сергиевой лавры   архиепископ Сергиево-Посадский Феогност ; руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий ; председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата  епископ Подольский Тихон ; первый секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве  протоиерей Владимир Диваков ; председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерей Всеволод Чаплин ; секретарь Московского областного епархиального управления протоиерей Александр Ганаба; ответственный секретарь  Патриаршего совета по культуре  наместник  Сретенского ставропигиального мужского монастыря   архимандрит Тихон (Шевкунов) ; благочинный Троице-Сергиевой лавры архимандрит Павел (Кривоногов); председатель  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда ; заместитель председателя ОВЦС МП  протоиерей Николай Балашов ; заместитель управляющего делами Московской Патриархии  архимандрит Савва (Тутунов) ; руководитель Службы протокольного обеспечения мероприятий протоиерей Александр Абрамов; руководитель Службы протокола Святейшего Патриарха протоиерей Андрей Милкин; заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации  игумен Митрофан (Шкурин) ; помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин; настоятельница Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря игумения Олимпиада (Баранова); руководитель службы региональных связей Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества М.В. Паршин; руководитель организационно-методического управления Синодального информационного отдела М.Е. Коровина.

http://patriarchia.ru/db/text/3640548.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010