Владимир Русак Скачать epub pdf Архангельская Учреждена в 1682 году. 11 Кафедра в Архангельске. 12 Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702 Парфений Небоза 1703–1704 Сильвестр Крайский 1705–1707 Рафаил Краснопольский 1708–1711 Варнава Волатковский 1712–1730 Епископы Архангельские и Холмогорские: Герман Копцевич, архиеп. 1731 –1735 Аарон 1735–1738 Савва Шпаковский 1739–1740 Варсонофий, архиеп. 1740–1759 Иоасаф Лисинский 1761–1769 Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1773 Арсений Верещагин 1773–1775 Вениамин Краснопевков-Румовский , еп. Архангельский и Олонецкий 1775–1798 Апполос Байбаков 1798–1801 Евлампий Введенский 1801–1809 Парфений Петров 1809–1819 Иосиф Величковский 1819–1821 Неофит Докучаев-Платонов 1821–1825 Аарон Нарциссов 1826–1830 Георгий Ящуржинский 1830–1845 Варлаам Успенский 1845–1854 Антоний Павлинский 1854–1857 Александр Павлович 1857–1860 Нафанаил Савченко 1860–1871 Ювеналий Карюков 1871–1876 Макарий Миролюбов 1876–1879 Нафаиаил Соборов 1879–1882 Серапион Маевский 1882–1885 Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890 Александр Закке-Заккис 1890–1893 Никанор Каменский с 1893 Астраханская Учреждена в 1602 году. Кафедра в Астрахани. Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606 архиеп. с 1605 Онуфрий 1615–1628 Макарий 1629–1638 Рафаил 1638–1640 Пахомий 1641–1655 Митрополиты Астраханские и Терские: 13 Иосиф 1656–1671 Парфений 1672–1680 Никифор 1681–1682 Савватий 1683–1696 Сампсон 1697–1714 Епископы Астраханские и Ставропольские: 14 Иоаким 1716–1723 Лаврентий Горка 1723–1727 Варлаам Линицкий 1727–1730 Лев Орлов назн. в 1730 Илларион 1731–1755 Мефодий 1758–1776 Антоний Румовский, архиеп. 1776–1786 Никифор Феотоки, архиеп 1786–1792 Тихон Малинин, архиеп. 1792–1793 Феофил Раев 1794 Платон Любарский 1794–1805 с 1796 года архиеп., архиеп. Астраханский и Моздокский в 1799–1803 Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806 Сильвестр Лебединский 1807–1808 Гаий Токаов 1808–1821 Иона Василевский 1821

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воронеж. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Карта и ближайшие объекты Благовещению Пресвятой Богородицы был посвящен из первых храмов на воронежской земле. Время его основания разные исследователи указывают различное. По мнению митрополита Киевского Евгения (Болховитинова), он был основан в 1620 году. Прот. Стефан Зверев, архиепископ Димитрий (Самбикин) и известный иследователь Н.И. Поликарпов считали, что он был построен почти одновременно с основанием города Воронежа в 1586 году. Первый Благовещенский храм был деревянный, много раз становился жертвой нередких пожаров, перестраивался и даже менял место своего расположения. В 1682 году при первом епископе Воронежском святителе Митрофане Благовещенский храм стал Кафедральным Собором. 19 апреля 1684 г. в ответ на ходатайство святителя Митрофана Святейший патриарх Московский и всея Руси Иоаким благословил возведение каменного соборного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, который и был построен в 1690 году. На подворье Кафедрального Собора располагалась с 1682 года резиденция Правящих Архиеерев, а с 1745 до 1822 года и учрежденная епископом Феофилактом Воронежская Духовная Семинария. После кончины в 1703 году святителя Митрофана его честные останки были погребены в Кафедральном Соборе. Во время реконструкции храма святые мощи первого воронежского Архипастыря были обретены, годом позже великий покровитель нашей земли был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. Инициатором канонизации святителя Митрофана стал другой праведник и светильник Воронежской Церкви архиепископ Антоний (Смирницкий). В 1834 году он предложил учредить при Благовещенском Соборе Благовещенский Митрофанов монастырь, с сохранением в нем места пребывания главы Воронежской епархии. Торжественное открытие монастыря состоялось 1 сентября 1836 года, Кафедральным Собором стал Свято-Троицкий, а Благовещенский остался важнейшим центром духовной жизни города и епархии. После революции Благовещенский Собор и Митрофанов монастырь разделили судьбу многих и многих православных святынь. Вначале они был закрыты а в 1950-е годы окончательно разрушены. На месте Собора и монастыря ныне находится главный корпус Воронежского государственного университета.

http://sobory.ru/article/?object=03549

Воронежская и Борисоглебская епархия 16 серпня 2011 р. 13:40 Епархия сегодня До середины XVIII века территория, занимаемая Воронежской губернией, в церковных делах подчинена была Рязанской и Белгородской епархиям. Сто лет спустя со времени основания города Воронежа учреждена была самостоятельная Воронежская епархия. Большой Московский Собор 1666-1667 гг. принял решение о возведении Рязанской архиепископии в статус митрополии и создании в ее составе двух епархий — Тамбовской и Воронежской. Необходимость учреждения новой епархии в Воронеже подтвердил Московский Собор 1681-1682 гг. По указу царя Феодора Алексеевича и по благословению Патриарха Иоакима 27 ноября 1681 года на новообразованную кафедру был избран игумен Макарьевского Унженского монастыря Митрофан, прославленный в дальнейшем в лике святых. 2 апреля 1682 года Патриарх Иоаким возглавил его хиротонию. Первоначально в состав Воронежской епархии вошли города: Воронеж, Елец, Костёнск и Орлов (входившие ранее в состав Рязанской епархии); Урыв, Коротояк и Землянск (Белгородская епархия). После завоевания в 1696 году Азова, границы Воронежской епархии расширились в южном направлении до Азовского моря и на ее территории оказались новопостроенные города Таганрог и Павловская крепость (ныне г. Павловск Воронежской области). По личному распоряжению Петра I, в 1699 году к ней были присоединены города, ранее относившиеся к Рязанской епархии: Усмань, Демшинск, Белоколодск и сел. Мокрый Боерак. Впоследствии епархия расширялась путем присоединения территорий Белгородской епархии (в 1699 году — г. Острогожск); в 1718-1720 гг. — земли по рекам Дон и Хопёр; в 1720 году присоединена часть земель Рязанской епархии, а после 1749 года — Тамбовской и других окрестных епархий. В 1684-1692 гг. трудами святителя Митрофана в Воронеже был воздвигнут каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построено значительное число приходских храмов. По указу епископа Воронежского Феофилакта (Губанова) 31 мая 1745 года была учреждена Воронежская духовная семинария — старейшее учебное заведение Воронежского края. Епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Соколов), будучи человеком образованным и радеющим о науках, за недолгое время своего управления епархией значительно укрепил и расширил деятельность семинарии. Он лично руководил духовной школой, вкладывал значительные средства в ее развитие: выписал учителей из Киева и Харькова, начал создавать библиотеку, которая впоследствии стала одной из лучших среди духовных учебных заведений России.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1624587...

Г.А. Скворцов Глава IV. Отношение п. Адриана к юго–западной Русской церкви Краткий очерк дела подчинения Киевской митрополии Московскому патриархату За четыре года до вступления на патриаршую кафедру. Адриана в истории юго–западной русской церкви произошло крупное по своим последствиям событие. Киевская митрополия была подчинена Московскому патриархату. С этого времени русские первосвятители снова начали иметь на дела юго–западной русской церкви то огромное влияние, которое на два слишком века (с 1459–1686 г.) прервано было насилием польских и литовских государей, желавших поставить юго–западную Русь в независимое во всех отношениях от Москвы положение. Больших усилий, много таланта и энергии, дипломатических уловок и денежных средств пришлось пустить в ход московскому правительству, чтобы сталось это великое дело. П. Иоаким был во главе устроителей подчинения Киева Москве в церковном отношении. П. Адриан явился только продолжателем работы своего предшественника. Это особенно ярко отражается в самих документах по делу о подчинении Киевской митрополии Московскому патриархату 188 . П. Иоакиму пришлось побороть много препятствий. Друзей Москвы среди привилегированных малороссов было немного. Лишь простой народ да низшее духовенство тянуло к православной Москве, чтобы не быть в кабале у ополячившихся панов – католиков и жидов – их кредиторов. Высшее малороссийское духовенство, войсковая старшина, словом, все влиятельные элементы юго–западной Руси, а также польские и турецкие государи, по политическим соображениям, были в рядах противников церковного подчинения Киевской области Москве, несмотря на то, что политически Киев уже с 1654 года был в подданстве московскому государю. Главная преграда была каноническая: юго–западная церковь находилась в подчинении Константинопольскому патриархату с самого основания русской церкви, тогда как Московская церковь вышла в XV в. из этого подчинения и возвысилась в конце XVI в. до положения патриархата, равного восточным. Константинопольские патриархи, получавшие доход с Киевской митрополии, конечно не желали своею волею уступать богатую митрополию Московскому патриарху; их поддерживали другие восточные иерархи, напр., «ярливый» Досифей, п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава V. Духовное образование § 19. Духовное образование до школьной реформы 1808–1814 гг. а) В Московском государстве XVII в. уровень образования духовенства был совершенно неудовлетворительным, хотя сама идея о необходимости духовных учебных заведений для подготовки приходского духовенства находила широкую поддержку среди иерархов. Поместный Собор 1667 г. официально констатировал необразованность духовенства, однако никаких решительных мер для того, чтобы поправить положение, предпринято не было. Те немногие монастырские школы, которые время от времени возникали в Москве в течение XVII в., оказывались нежизнеспособными из-за дефицита в подготовленных учителях, и быстро закрывались. Явно не хватало и самих В московском обществе царил религиозный формализм, в силу которого считалось достаточным сохранять чистоту обрядов, а истинность православной веры полагалась самоочевидной. Отсюда шло недоверие к «учености», которая, как опасались, могла привести только к ересям. Лишь в 80-х гг. XVII в. была организована школа, которая получила название эллино-славянской школы или При отсутствии епархиальных училищ это единственное в Москве учебное заведение не могло, конечно, удовлетворить потребность в обучении духовенства. Это было тем более затруднительно, что оба последних патриарха, Иоаким и Адриан, консерваторы по убеждениям, не уделяли школе необходимого внимания, несмотря на то что горячий приверженец образования Петр I неоднократно указывал патриарху Адриану на большое значение школьного Каждое новое поколение священнослужителей состояло почти исключительно из сыновей духовных лиц, поэтому, ставя цель создать образованное духовенство, следовало прежде всего подумать о школах для его сыновей. В принципе возможность стать священнослужителем была открыта для представителей всех сословий. Однако общепринятая практика выборов духовенства церковными общинами приводила к тому, что кандидатами на замещение вакантных мест почти всегда становились сыновья священнослужителей. К своему будущему поприщу они готовились уже в родительском доме, где их учили читать и писать и знакомили с богослужебным обиходом. Если судить по отзывам епископов и их представителей, которым приходилось экзаменовать ставленников на должности священников и диаконов, результаты такого домашнего образования были, естественно, крайне скудны. Но за неимением более подготовленных кандидатов приходилось рукополагать и

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

Глава V. Стенописи владимиро-суздальские Если во владимиро-суздальской архитектуре нельзя отрицать заметного сходства с архитектурою романскою, сложившеюся под влиянием Византии, если даже возможно было личное участие западноевропейцев в сооружении здешних храмов, то ничего подобного не могло быть по отношению к владимирским стенописям. Принцип византийско-русской иконографии, доколе он не был поколеблен, требовал, чтобы стенописи исполнены были лицом православным, знакомым с православною иератическою живописью. Даже в XVI-XVII вв., когда началось сильное вторжение западных элементов в русское искусство, и русское общество достаточно свыклось с ними, раздавались голоса, протестующие против «иконного воображения» неверных ляхов; сам патриарх Иоаким в эпоху полного ослабления древних иконографических традиций сильно, хотя и безуспешно, протестовал против печатных листов немецких, распространяемых лютеранами и писанных не с древних подлинников и без должного благоговения. Тем более в период владимиро-суздальский нельзя было и думать о том, чтобы поручить внутреннее убранство храма иноверцу. Стенописи исполнялись здесь отчасти греками, отчасти их учениками русскими; а потому и тип храмовой росписи здесь должен быть тот же византийско-русский. Церковь Покрова Пресв. Богородицы, на Нерли, близ Боголюбова монастыря, построенная Андреем Боголюбским в 1165 г., сохранила единственный след ее первоначальной византийской росписи в изображении Господа Вседержителя в куполе. Более обширные циклы изображений сохранились во владимирских соборах Дмитриевском и Успенском, хотя и здесь нет полных стенных росписей. От росписи Дмитриевского собора сохранилась часть изображения страшного суда, открытая при возобновлении собора в 1837–1844 гг. У западной стены, под хорами, изображение Богоматери, сидящей на троне и возле Нее ангел с жезлом. По соседству изображение Авраама, Исаака и Иакова, сидящих на престолах, и две группы праведных душ в виде детей; в недрах Авраама праведная душа в виде маленького человека в нимбе 193 и белой сорочке; в стороне благоразумный разбойник с крестом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Д. Толстой Исторический отрывок До Петра Великого в Москве не было костелов, и Латинские духовные не жили там постоянно, а бывали или проездом на Восток, в качестве миссионеров, или при посольствах. В 1684 году Цесарский посол Жировский оставил в Москве своего духовника иезуита Шмита, которому было дозволено исполнять требы для иностранных начальных людей, бывших в Русской службе и других Римско-католиков. В 1687 году явился в Москву, с рекомендательным письмом от Германского Императора, другой иезуит Тихавский (Тихановский), и весьма скоро составился там целый иезуитский кружок. На счет Германского Императора и через посредство его посланника, куплен был в 1685 году иезуитов дом в Москве, в Немецкой слободе; но записан на имя Итальянца Гваксония, который был ничто иное, как светский иезуит, под названием купца, и служил иезуитскому обществу агентом. Не теряя времени, иезуиты начали действовать: тотчас же основали школу и стали приглашать в неё Русских детей; для совращения Православных, выпускали пропагандические книги на Русском языке, напечатанные в Литовских типографиях, и Латинские образа; вмешивались в дела политические, и служили агентами и шпионами некоторых Римско-Католических держав. Намерения их были решительны: не зная вовсе России, не понимая привязанности Русских людей к своей вере, они почитали за легкое дело утвердить в Москве Латинство. Способы, употребленные иезуитами, состояли в прельщении прозелитизме; примером собственной жизни им трудно было склонить к своей вере, – дело не соответствовало словам, а жизнь – проповеди 1 . Покровителем иезуитов был сильный временщик, Князь В.В. Голицын, любимец Царевны Софии; за то иезуиты обещали прославить имя Голицына по всей Европе. Когда в 1688 году Государи Иоанн и Петр Алексеевичи прибыли на богомолье к Троице, Патриарх Иоаким, опечаленный уже волнениями раскольническими, и видя новую опасность для Православия извне, с Запада, объяснил Государям действия иезуитов, и просил, чтобы их выслали из Москвы. Так и было сделано. Но, дорожа дружественными сношениями с Германскою Империею, Правительство заботилось, чтобы изгнание иезуитов не раздражило Леопольда, потому и велено было отпустить их «милостиво», дать пособие и подводы до Литовской границы; а им поручено было донести Цесарю, что это делается в угождение ему.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ob-i...

Димитракопулос Софоклис Духовная поддержка Наряду с богослужением, изучением Писания и творений отцов, источником новых духовных сил для святого была в этот период регулярная переписка с такими выдающимися подвижниками, как Пахомий Арелас и святогорец Даниил Катунакский 199 . Укрепляло его и участие в литургических собраниях за пределами семинарии. Укажем в этой связи на несколько важных обстоятельств. Проживая юношей на подворье Иерусалимского Патриархата в Константинополе, он и впоследствии сохранил особые связи с Иерусалимской Церковью. Именно в «ризарийский» период началась его духовная дружба с митрополитом Вифлеемским Анфимом, в ту пору экзархом Патриарха Иерусалимского в Афинах, и с давним учеником владыки Анфима афонским пострижеником иеромонахом Иоакимом Специерисом, уже тогда зрелым мужем. Митрополит Анфим 200 был одним из самых знаменитых иерархов Иерусалимской Церкви. Святой Нектарий верил, что изнемогавшая тогда под бременем многих трудностей Церковь эта воспрянет, если найдутся люди, готовые послужить ей своей незыблемой верой и решимостью. Вот почему, когда в начале XX столетия запрашивались мнения видных лиц о том, как изменить ситуацию вокруг Гроба Господня, самый лаконичный ответ дал Пентаполец, приведя слова древнего поэта: «Благими мужами спасается град». Иеромонах Иоаким подвизался некоторое время на Афоне и впоследствии составил одно из первых жизнеописаний Нектария Пентапольского 201 . Святой был участником всенощных бдений и в ныне упраздненной церкви Пророка Елисея (улица Ареу, 14, поблизости от Монастираки) совместно с иереем Николаем Планасом 202 и другими боголюбцами, среди которых были литераторы Александр Пападиамандис и Александр Мораитидис. По всей вероятности, именно там и состоялось его знакомство с этими уроженцами Скиафоса, которое в случае Мораитидиса перешло затем в прочную духовную связь и регулярную переписку 203 . Нельзя не вспомнить и другое место, много раз служившее владыке духовным прибежищем, – часовню Святой Параскевы в поместье Хараламбоса Матфопулоса в Патисии 204 . Там довелось ему, по милости Божией, завязать или возобновить благочестивую дружбу с мужами глубокой веры, готовыми пострадать за Церковь и дело благовестия. Среди них выделялись митрополит Патрасский и Элейский Иерофей Митропулос и два архимандрита – основатель общества «Зои» Евсевий Матфопулос и Панарет Дулигерис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Жития святых для детей Жития святых для детей Жизнеописания Сборники Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. • Благоверный князь Александр Невский • Свт. Алексий, Митрополит Московский • Прп. Алексий, человек Божий • Прп. Амвросий Оптинский • Преподобномученица Анастасия Римляныня • Прп. Антоний Печерский • Преподобный Арсений Великий • Святой отрок Артемий Веркольский • Благоверные князья Борис и Глеб • Вмч. Варвара • Прп. Варлаам Хутынский • Свт. Василий Великий • Великие святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст • Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София • Равноап. князь Владимир • Собор архангела Гавриила • Великомученик Георгий Победоносец • Преподобный Герасим Иорданский • Благоверный князь Даниил Московский • Свт. Димитрий, Митрополит Ростовский чудотворец • Великомученик Димитрий Солунский • Великомученик Евстафий Плакида • Вмч. Екатерина • Пророк Елисей • Пророк Илия • Праведные Иоаким и Анна • Апостол и евангелист Иоанн Богослов • Свт. Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский • Прп. Иоанн Лествичник • Святитель Иоанн Милостивый • Прор. Иоанн Предтеча, рождество • Прор. Иоанн Предтеча. 1-е и 2-е обретение главы • Праведный Иов многострадальный • Прав. Иосиф Прекрасный • Пророк Исаия • Сщмч. Киприан и мч. Иустина • Мч. Кирик и Иулитта • Сщмч. Климент, папа Римский • Равноапостольный царь Константин и матерь его Елена • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан • Блаженная Ксения Петербургская • Апостол и евангелист Лука • Прп. Мария Египетская • Равноап. Мария Магдалина • Прп. Марк Афинский • Блаж. Матрона Московская • Свв. равноап. Мефодий и Кирилл, учители Словенские • Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных бесплотных • Преподобный Моисей Мурин

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

Закрыть itemscope itemtype="" > Состоялась интронизация Предстоятеля Чешской Церкви Прибывшую на торжества делегацию Русской Православной Церкви возглавил митрополит Иларион 10.02.2014 465 Время на чтение 3 минуты Вчера, 9 февраля, в Александро-Невском кафедральном соборе Прешова состоялась интронизация Блаженнейшего Митрополита Ростислава - нового Предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии , сообщает Патриархия.ru. За Божественной литургией Митрополиту Ростиславу сослужили представители Поместных Православных Церквей, а также архиепископ Пражский и Чешских земель Иоаким, архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий, духовенство Православной Церкви Чешских земель и Словакии. В торжествах интронизации также участвовала делегация Русской Православной Церкви. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла делегацию возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, которого сопровождали настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах протоиерей Николай Лищенюк, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук и сотрудник ОВЦС А.А.Ершов. В торжествах также приняли участие архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодор, епископ Львовский и Галицкий Филарет, клирики Мукачевско-Ужгородской и других епархий Московского Патриархата. Антиохийский Патриархат представлял архиепископ Филиппопольский Нифон, Польскую Православную Церковь - епископ Горлицкий Паисий, Православную Церковь в Америке - архиепископ Сан-Францисский и Западноамериканский Вениамин и настоятель Подворья Православной Церкви в Америке в Москве архимандрит Александр (Пихач). В алтаре молился игумен монастыря святого праведного Иоанна Русского Кассандрийской митрополии Элладской Православной Церкви архимандрит Тимофей. На богослужении также присутствовали представители государственной власти Словацкой Республики, в числе гостей были аккредитованные в Словакии иностранные дипломаты, в том числе посол Российской Федерации П.М.Кузнецов.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/02/10/so...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010