Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНЕЙ (Фальковский Иван Иоакимович) (28.05.1762, с. Белоцерковка Лубенского полка (позже Полтавской губ.) - 29.04.1823, Киев), еп. Чигиринский, викарий Киевской митрополии, богослов, ректор КДА. Отец И., Иоаким Фальковский, несмотря на лишения и голод, учился в Киево-Могилянской академии, был одним из лучших учеников; к переходу в философский класс материальное положение его улучшилось. Однако по окончании курса философских наук Иоаким оставил академию (ему было уже за 30), решив принять священнический сан. Он женился на Параскеве, келейнице и дальней родственнице игумении Золотоношского мон-ря. В сент. 1756 г. они поселились в Белоцерковке, здесь у них родился сын, в св. крещении названный Иоанном (биографии И. содержат различные сведения о месте его рождения - Белоцерковка близ Киева ( Щеголев. 1867. С. 129), Белоцерковка Хорольского у., Белоцерковка Лохвицкого у.; автор наиболее обширной и систематической биографии И. утверждает, что И. ни в какой Белоцерковке, кроме Белоцерковки Пирятинского у., не был - Булашев. 1883. С. 11. Примеч.). После смерти жены (1769/70) Иоаким посвятил себя заботам о воспитании сыновей, Ивана и младшего Степана, дочь Елена вышла замуж и не нуждалась в особых заботах отца (Там же). Под руководством отца Иван изучил лат. грамматику, так что к 11 годам мог даже сочинять на латыни. Ириней (Фальковский), еп. Чигиринский. Портрет. 60-е гг. XIX в. (НКПИКЗ) Ириней (Фальковский), еп. Чигиринский. Портрет. 60-е гг. XIX в. (НКПИКЗ) В 1773 г. вдовый Иоаким Фальковский принял монашество с именем Иустин. В 1775 г. он был назначен настоятелем рус. церкви при Токайской комиссии (закупавшей венг. вина для рус. имп. двора). Токайская комиссия оказывала поддержку малоимущим студентам, приезжавшим из КДА в Австрию и Венгрию для продолжения образования. Иером. Иустин стремился дать сыновьям заграничное образование ( Петров. 1907. С. 461). 23 февр. 1775 г.

http://pravenc.ru/text/674029.html

Содержание Патриарх Иов Патриарх Гермоген Патриарх Филарет Патриарх Иоасаф 1–й Патриарх Иосиф Патриарх Никон Патриарх Иоасаф 2–й Патриарх Питирим Патриарх Иоаким Патриарх Адриан     Русская церковь с конца до начала XVIII–ro столетий украшалась Всероссийскими патриархами. Царь Феодор Иоаннович, по усердию своему к церкви, возымел желание, чтобы по примеру Восточной церкви и Русская имела у себя патриарха. Все то время прибыл в Россию Восточный патриарх Иоаким – царь вступил с ним в совещание касательно своего намерения. Иоаким, соглашаясь с мыслями царя, общался содействовать исполнению его намерения. Немного спустя времени, прибыл в Россию и другой патриарх Иеремия. Он объявил царю, что прибыл от лица Вселенских патриархов, учредить в России патриаршество. Скоро приступлено было и к избранию патриарха на кафедру. Вселенский патриарх Иеремия, как известный своею ревностию к церкви, прежде всего был по мыслям царя и народа, вследствие чего его и просили занять Всероссийский престол; Иеремия благодарил царя за такое предложение, но высказал, что быть ему патриархом в России, без согласия Восточных патриархов, нельзя, и прибавил, что цель прибытия его в Россию – только учредить патриаршество. 10–го Января 1589 года, приступлено было к избранию на Всероссийскую кафедру патриарха из Русских святителей. Созван был собор святителей во храм Успения, в придел Похвалы Богоматери, под председательством самого царя. Назначены были достойными кафедры Всероссийкой: Иов Митрополит, Александр Епископ Новгородский, Варлаам Епископ Ростовский и некоторые другие. Собор единогласно избрал Иова. 26–го Января происходило посвящение нареченного патриарха. Литургию совершал Вселенский патриарх Иеремия, в присутствии самого царя, при многочисленном стечении народа. После литургии, во время которой совершалось посвящение, Иеремия вручил новопоставленному патриарху посох, a царь возложил на него панагию и драгоценный клобук, причем говорил речь. Патриарх Иов Первый патриарх Иов возведен был в сан Всероссийского патриарха при царе Феодоре Иоанновиче в 1589 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

патриарх Иоаким Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь Иоаким, милостью Божией, патриарх царствующего великого града Москвы и всей России. В Господе, возлюбленном святой восточной православной церкви настоящей, всем благословенным христианам, всякого чина и возраста, благодать, милость и мир Божий да умножится. Потому что Вседержавный, всех существующих тварей владыка Иисус Христос Бог воплощенный, благоволением Бога Отца и содействию Бога Духа Святого, вручив нашей верной восточной православной церкви во всем Российском царстве, церковную полноту вас христиан, как мирную ладью, стяжать же промысел и руководить нам повелел, вернейшую паству свою такими словами: «Если любите Меня, пасите овцы Мои 1 », которые искупил Он, дорогою ценою крови Своей, о ней мерность наша по Его Спасителя нашего завещанию, больше всего, со всей полнотой и тщательностью, иметь попечение. Да соблюдается Его силой стадо Его словесное всякой напасти и озлобления, большому и малому вреду напрасно. Так как Сам Всеблагой Бог , овец своих от нашей мерности хочет взыскать, по слову божественного Иезекиля пророка, так: «овец моих из рук пастырей взыщу» 2 , и еще, в указ нам, тому же пророку говорит Господь: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня» 3 , потому что стерегущего дело есть, от надлежащей беды и от нашествия грядущего зла, людей возвещением спасать. Так говорит Господь: «Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, – то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, – то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою» 4 . Святой же апостол Павел всегда нас наставляет о преданном служении пастве такими словами: «Предание сохрани» 5 . Этими словами наставляет нас, ощущая сильную боль, видя в пастве нашей, нынешнего времени и в эти дни, в церковном собрании многих людей большое смущение и душевную погибель, которая пришла от злых людей и противников святой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/slovo-na...

Иоаким, патриарх Московский и всея Руси (Савелов) Родился в 1620 году Происходил из рода московских дворян Савеловых. Дворянское происхождение заставило его в молодости поступить на военную службу, но эта деятельность была не по душе молодому Савелову, и на 35 году жизни (в 1655 году) он оставил воинское звание и вступил в число иноков Киево-Межигорского монастыря. В 1657 году назначен патриархом Никоном строителем Новгородского Иверского монастыря. Вскоре, по ходатайству боярина Ртищева, переведен в Москву строителем Андреевского монастыря, а затем келарем Новоспасского монастыря. С 1664 года – архимандрит Чудовского монастыря. 22 декабря 1672 года хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан митрополита. 26 июля 1674 года, после годового междупатриаршества, избран патриархом Московским. В 1681 году дал грамоту о построении каменной церкви в честь иконы Божией Матери Владимирской в г. Арзамасе, вместо сгоревшей. В 1685 году посвящал Гедеона, князя Четвертинского, в митрополита Киевского. Скончался 17 марта 1690 года. Погребен в Московском Успенском соборе. Самостоятельная деятельность Иоакима проявилась с 1673 года, с назначением его митрополитом Новгородским. Первые его распоряжения касались внешней обрядности, на которую он вообще обращал большое внимание. Он указал игуменам и протопопам, спорившим о местах, «кому под кем стоять и заседать», установил, кем должна собираться церковная дань, ввел представление сведений митрополиту о материальном положении причта и приходов. В 1673 году посылал из Новгорода архимандрита Макария на увещевание взбунтовавшихся монахов Соловецкого монастыря. Будучи избран на патриарший престол, Иоаким за все свои 16 лет патриаршества принимал деятельное участие в событиях религиозной и политической жизни Московского государства. Основные его усилия были направлены на борьбу против новых веяний, проникавших в то время в русское общество, против стремлений сблизиться с иноземцами, против иностранного влияния, шедшего, главным образом, из Польши.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ II (Коккодис (Курсулудис) Иоаннис; 1802, сел. Калимасья, о-в Хиос - 5.08.1878, о. Халки, ныне Хейбелиада, Турция), патриарх К-польский (4 окт. 1860 - 9 июля или 18 авг. 1863, 23 нояб. 1873 - 5 авг. 1878). В раннем детстве потерял отца; воспитывался матерью. Начальное образование получил на Хиосе, затем учился в К-поле. Был рукоположен во диакона с именем Иоаким митр. Софийским Иоакимом. Занимал пост личного секретаря, был архидиаконом при митр. Янинском Венедикте; параллельно в Янине И. учился под рук. дидаскалов Афанасия Псалидаса, затем Анастасия Сакеллария. В дек. 1827 г. И. был рукоположен во епископа Дриинопольского, в июле 1835 г. стал митрополитом Янины, но вскоре был удален с кафедры решением патриарха Григория VI и 21 авг. 1838 г. отправлен в Великую Лавру на Афоне. 7 авг. 1840 г. возвращен на Янинскую кафедру, введен в состав К-польского Свящ. Синода. В апр. 1845 г., когда митр. Кизический Мелетий был избран К-польским патриархом, И. занял его кафедру и возглавлял ее 15 лет. 4 окт. 1860 г. И. был избран на Патриаршество. Наиболее сложной проблемой для Церкви в этот период были взаимоотношения с болг. паствой, к-рая стремилась добиться возрождения автокефальной Болгарской Церкви. Уже с нач. 1860 г. болг. общины в К-поле и на Балканах прекратили поминать К-польского патриарха на литургии. В дек. 1860 г. часть болг. общины в К-поле приняла унию с Римом. И. не поддерживал соглашения по совместному участию болгар и греков в церковном управлении и стремился препятствовать движению болгар за возрождение своей Церкви. На созванном им К-польском Соборе 24 февр. 1861 г. были лишены сана нек-рые лидеры болг. движения - еп. Иларион Макариопольский (болг. общины К-поля), митрополиты Авксентий Велийский и Паисий Пловдивский. На Соборе также был принят устав прав и преимуществ болг. народа. В 1862 г. над разрешением болг. вопроса работала смешанная комиссия. Ввиду вражды между греками и болгарами в епархии Силистрии (ныне Силистра, Болгария) в февр. 1861 г. туда был отправлен Ксанфопольский экзарх еп. Кирилл, к-рый призвал народ повиноваться патриаршим распоряжениям. Когда митр. Кирилл Адрианопольский сообщил И., что в его епархии униат. настроения неск. ослабели (1862), патриарх повелел клириков греч. посвящения, обращающихся из унии в Православие, принять через миропомазание и взять от них расписки в преданности Православию; клириков же униат. посвящения принять как мирян, а храмы освятить и снабдить антиминсами.

http://pravenc.ru/text/468903.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ V Дау († 7.10.1592, обл. Хауран, Сирия), патриарх Антиохийский (с 1581). Согласно одной из рукописей, происходил из с. Сафита под Тартусом, согласно другой - был сыном свящ. Исхака из Дамаска. До избрания на Патриаршество носил имя Дорофей. Занимал кафедру митрополита Триполи (в этом сане впервые упом. в колофоне ркп. из мон-ря Хаматура, 1574). После смерти Антиохийского патриарха Иоакима IV ибн Джумы (1576) Дорофей наряду с митрополитами Макарием Евхаитским и Григорием Халебским выдвигался кандидатом на патриарший престол. После того как Григорий отказался от престола в пользу Макария ( Михаил VII ), Дорофею пришлось сделать то же. В патриаршество Михаила Дорофей играл видную роль на правосл. Востоке. В кон. 1578 - нач. 1579 г. он, как экзарх К-польского патриарха Иеремии II , выступал третейским судьей в конфликте Иерусалимского патриарха Германа , монахов лавры св. Саввы Освященного и митр. Иоакима Вифлеемского. От этого времени сохранилась рукопись, переписанная Дорофеем в Архангельском мон-ре Иерусалима (СПбФИВ РАН С 869; янв.-март 1579); в колофонах Дорофей упоминает своих спутников священников Ису и Михаила, впосл. занимавших заметное место в его окружении. Приблизительно в нач. 1581 г. произошел конфликт между патриархом Михаилом и христ. общиной Дамаска, под давлением к-рой патриарх отрекся от престола и покинул Дамаск. Дамасские христиане призвали митр. Дорофея и провозгласили его патриархом с именем Иоаким (ранее 25 мая 1581 - Legrand. Bibl. hell. XVe-XVIe. T. 4. P. 257). Однако вскоре Михаил отказался от своего отречения и совместно с верными ему епископами предал анафеме И. и его сторонников (по сведениям ряда хронистов, отлучение, наложенное Михаилом на дамасских христиан, предшествовало избранию И.). В свою очередь И. вместе с примкнувшей к нему частью клира отлучил Михаила. Антиохийский Патриархат был ввергнут в смуту: юж. епархии поддержали И., северные - Михаила. Конфликт сопровождался сильнейшим взаимным ожесточением. Позднейшие хронисты, не приводя подробностей, пишут об убийствах нек-рых именитых христиан.

http://pravenc.ru/text/468921.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Неофит VIII, патриарх К-польский. Фотография. 1893 г. (Иоаким Папаконстантину) (1832, сел. Кюпкёй, ныне г. Проти, Греция - 18.07.1909, о-в Андигони (ныне Бургаз, Принцевы о-ва, Турция)), патриарх К-польский (27 окт. 1891 - 25 окт. 1894). Род. в семье священника Драмской митрополии Константина Папаконстантину и его супруги Маргариты. Через неск. дней после рождения Иоакима его семья переехала в близлежащее сел. Родоливос (ныне город). В 1839-1848 гг. Иоаким проходил начальное обучение в мон-ре Икосифинисса (Косиница, близ совр. г. Проти, к юго-западу от г. Драма) у своих родственников-монахов. Его 1-м учителем стал мон. Антоний (впосл. митрополит Меленикский). Затем Иоакима отправили для продолжения образования в центральную греческую школу г. Алистрати, где он обучался 3 года. В 1851 г. поступил в Богословскую школу на о-ве Халки. Во время обучения Иоакима схоларх Константин Типальдос постриг его в монашество с наречением имени Неофит. Вскоре состоялась диаконская хиротония Н. В 1858 г. окончил Халкинскую школу и стал 2-м после Иоакима IV (1884-1886) ее выпускником, занявшим К-польскую кафедру. После окончания образования работал учителем греч. языка в школе Алистрати, затем перебрался в Ниссу. В течение 3 лет выполнял обязанности секретаря митр. Струмицкого Иерофея. Затем под рук. И. фон Дёллингера прошел 2-летний курс обучения в Мюнхенском ун-те, хорошо освоил нем. язык. В связи со смертью своего покровителя диак. Мелетия Н. прервал обучение и вернулся на родину. Там он служил архидиаконом и секретарем митр. Амасийского Софрония, а затем был рукоположен им во пресвитера и возведен в сан архимандрита. 25 нояб. 1867 г. избран епископом Элефтеруполиса, который находился на территории Драмской митрополии. В 1872 г. Собор в К-поле признал неканоничным создание султанским правительством Болгарского Экзархата, который должен был стать самоуправляемой структурой в составе Константинопольской Православной Церкви . Экзарх Анфим I и ряд др. болг. архиереев были отлучены от Церкви (подробнее см. в статьях Болгарская Православная Церковь , Константинопольские Соборы ). Среди отлученных - митр. Филиппопольский (Пловдивский) Панарет, кафедру к-рого занял Н. После смерти патриарха К-польского Иоакима II (5 авг. 1878) Н. стал одним из 3 кандидатов на Патриарший престол, на к-рый, однако, был избран Иоаким III (1878-1884, 1901-1912). 4 июля 1880 г. Н. назначили митрополитом Адрианопольским; в янв. 1886 г. по причине болезни он удалился на Афон. 7 марта 1887 г. Н. был избран митрополитом Пелагонийским, 1 авг. 1891 г. перемещен на кафедру Никополя и Превезы в Эпире.

http://pravenc.ru/text/2565012.html

Путь наверх Патриарх Иоаким (июль 1674—март 1690) был по видимости третьим никонианином на московском архиерейском престоле, но в отличие от Иоасафа II и Питирима никогда не рассматривался таковым. Возвысившийся при Никоне и во время борьбы царской власти с Никоном, Иоаким стал самостоятельной фигурой в истории Русской православной церкви. По мнению большинства историков, это была фигура зловещая: глава " мудроборцев " , гонитель просвещения, враг реформ выглядит временами воплощением тупого консерватизма и безграмотности, ненавидящим всякое книжное учение, даже символом жестокости. По другому мнению, Иоаким был идеалом благоговейного почитания русских святынь, столпом истинного благочестия, образцом милосердия, поборником мира и, самое главное, верным сторонником Петра Великого. Все эти несочетаемые на первый взгляд эпитеты и в особенности породившие их поступки патриарха, о деятельности которого сохранились целые горы документов, настойчиво заставляют нас признать Иоакима разносторонней и противоречивой личностью. В действительности речь идет лишь о разносторонности взглядов на архипастыря, выраженных уже в современной ему острой публицистике и отражающих противоречия времени. Просвещение было опасно Церкви и самодержавному государству — но в то же время остро необходимо им. Россия выдвигалась на видное место в ряду мировых держав — и традиционные институты вынуждены были защищать свою самобытность от " искры западнаго зломысленнаго мудрования " . Орел российский простер крылья над Европой и Азией, даровав мир и защиту бесчисленным иноверным народам — в составе единого православного самодержавного царства. С Запада люди бежали сюда, спасаясь от религиозных преследований — в России горели в огне собственные староверы. Я уже не говорю о том, что сила, богатство и слава державы быстро прирастали вольнонаемным трудом, а господствующий слой, как и ныне, кормился благодаря внеэкономическому принуждению. Дать свободу развитию промышленности, торговли, просвещения и даже военного дела (в котором главную роль играла недворянская пехота) — означало для власть имущих поставить крест на себе самих. Страна должна была расти и развиваться в полузадушенном состоянии, в цепях крепостного рабства и ошейнике военно-полицейского государства.

http://sedmitza.ru/lib/text/443313/

Московское Патриаршество 1589-1700 К оглавлению Первый Патриарх святой Иов (1589—1605) и святой Патриарх Ермоген (1606—1612) Спадением Константинополя в 1453 г. духовной преемницей его стала Москва. Русское государство, окончательно сбросившее с себя татарское иго в 1480 г., укрепило свое могущество покорением Казанского (1552 г.) и Астраханского ханств (1556 г.) и Астраханского ханств (1556 г.) и присоединением к России Сибирского (с 1581 г.) ханства, возникших после распада Золотой Орды (1504 г.). Росту и усилению Русского государства содействовала Русская Православная Церковь. Русская Православная Церковь в XVI в. была самой большой и единственной из всех Православных Церквей, независимой от иноверной власти. «Русский Митрополит, по власти и значению в своей Церкви, вполне равнялся Патриархам и даже превосходил их: ему недоставало только Патриаршего имени» (101, с. 7). Последним (перед учреждением Патриаршества на Руси) Митрополитом Московским был святитель Иов (с 1587 г.). В 1589 г. в жизни Русской Православной Церкви произошло важное событие — учреждение Московского Патриаршего престола. В 1586 г. в Москву прибыл Патриарх Антиохийский Иоаким, что дало возможность Московскому правительству вступить с ним в переговоры об учреждении патриаршества в России. Патриарх Иоаким обещал по возвращении на Восток ходатайствовать об этом перед другими Патриархами. В 1588 г. в Москву прибыл Патриарх Константинопольский Иеремия, но полномочий от дру гих Патриархов на поставление русского Патриарха он не имел. Переговоры об учреждении патриаршества на Руси были возобновлены, и вскоре Патриарх Иеремия не только согласился на учреждение патриаршества в России, но и выразил желание остаться Патриархом на Руси. Но Русская Церковь имела своего кандидата — Митрополита Московского Иова. Московское правительство, желая отклонить намерение Патриарха Иеремии остаться на Руси и не вызывать в то же время его недовольства, предложило ему Патриаршую кафедру не в Москве, а во Владимире. Патриарх Иеремия от этого категорически отказался: «Мне во Владимире быть невозможно, потому что Патриархи бывают при государе всегда» (101, с. 24).

http://sedmitza.ru/lib/text/436360/

О всероссийских патриархах Русская церковь с конца 16 до начала 18 столетия украшалась Всероссийскими патриархами. Царь Феодор Иоаннович, по усердию своему к церкви, возымел желание, чтобы, по примеру Восточной церкви, и Русская имела у себя патриарха. Когда прибыл в Россию, по делам церкви, Восточный патриарх Иоаким, Царь вступил с ним в совещание касательно своего намерения. Иоаким, при отъезде из России, соглашаясь с мыслями Царя, обещался содействовать исполнению его намерения. Немного спустя времени, прибыл в Россию Константинопольский патриарх Иеремия. Он объявил Царю, что прибыл от лица Вселенских патриархов, учредить в России патриаршество. Скоро приступлено было и к избранию патриарха на Всероссийскую кафедру. Вселенский патриарх Иеремия, как известный своей ревностью к церкви, прежде всего был по мыслям Царя и народа; вследствие чего, его и просили занять Всероссийский престол. Иеремия благодарил Царя за такое предложение, но высказал, что быть патриархом в России, без согласия Восточных патриархов, нельзя, и прибавил, что цель прибытия его в Россию–только учредить патриаршество. 19-го января 1589 года приступлено было к избранию на Всероссийскую кафедру патриарха из Русских святителей. Созвать был собор святителей во храме Успения, в приделе Похвалы Богоматери, под председательством самого Царя. Назначены были достойными кафедры Всероссийской: Иов Митрополит, Александр Епископ Новгородский, Варлаам Епископ Ростовский и некоторые другие. Собор единогласно избрал Иова. 23-го января происходило посвящение наречённого патриарха. Литургию совершал Вселенский патриарх Иеремия, в присутствии самого Царя, при многочисленном стечении народа. После литургии, во время которой совершалось посвящение, Иеремия вручил новопоставленному патриарху посох, а Царь возложил на него панагию и драгоценный клобук, при чем говорил речь. Патриарх Иов Первый патриарх Иов возведешь был в сан Всероссийского патриарха при Царе Феодоре Иоанновиче в 1589 году. Иов был ревностным защитником православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010