42. 1665 г., января 13. Статейный список о посылке от царя и собора в Воскресенский монастырь к патриарху Никону Чудова монастыря архимандрита Иоакима и думного дьяка Дементия Башмакова, по случаю неожиданного его приезда в Москву в ночь на 18 Декабря 1664 г. и челобитной патриарха Никона к царю, присланной из села Чернева с Сарским митрополитом Павлом и окольничим Родионом Стрешневым, в которой Никон предлагал условия, на каких допускает избрание нового патриарха Лета 7173, а еже по плоти Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1665, Января в 14 день, приехали Нового Иерусалима в Воскресенский монастырь Чудова монастыря архимандрит Иоаким да думный дьяк Дементий Башмаков и велели про себя сказать Никону патриарху . И Никон патриарх велел им сказать, будет по государеву указу приехали, и они б шли на монастырь и в келью. И вшед в келью, говорили: великий господин святейший Никон патриарх ! великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, велел о твоём спасении спрошать. И Никон патриарх говорил: Божьей милостью, се жив есмь. И, поклонясь, говорил: как Господь Бог милует его великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца? И архимандрит Иоаким и думный дьяк Дементий мне, Никону патриарху , сказали: как они поехали с Москвы, и великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, дал Бог в добром здоровье. И спрашивал Никон патриарх архимандрита Иоакима и думного дьяка Дементия: что ваше пришествие к нам, смиренным? И архимандрит, и думный дьяк говорили: прислал де нас великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, со всей палатой и со всем освященным чином; а велел государь царь и весь царской синклит и весь освященный собор сказать: спаси Бог, что де ты правду свою явил, смутное письмо государю прислал, и воровское дело не утаил Никиты Зюзина и его советников, который твоею святительской душой возмутил, и на странное твоё пришествие к Москве привёл и великого государя с освященным собором и со всем государством хотел ссорить, и чтоб ты впредь таким ссорщикам и составщикам не верил; а которые есть иные такие же ссорщики, и ты б, патриарх Никон , про них потому ж объявил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Пока нападки и клеветы на русских иноков на Афоне ограничивались лишь столбцами местных газет, турецкое правительство относилось к ним спокойно, но когда однородные обвинения и притом «из достоверного источника» появились на страницах иностранных официальных документов, то дальнейшее равнодушное отношение к ним сделалось невозможным. Необходимо было или исследовать всесторонне образ поведения русских иноков на Афоне и опровергнуть взводимые на них обвинения, или принять нужные меры к их удалению с Афона. Решено было спросить мнения на счет поведения их у главы Константинопольской Церкви, в духовной зависимости у себя державшей и Святую Гору, для чего Патриарх был приглашен на аудиенцию к султану. Патриарх Иоаким II дал его величеству султану по данному вопросу заверения вполне успокоительного характера. Но правительство почему-то отнеслось к этим заверениям Патриарха с недоверием, так как после упомянутой аудиенции стало известным намерение его, обсуждавшееся и одобренное даже и на совете министров, выселить русских иноков с Афона в Анатолию, в монастырь Сумелла, находящийся близ Трапезунда. В этом смысле было послано предложение святейшему Патриарху, чтобы он привел в осуществление настоящее решение правительства. Оскорбленный недоверием правительства к его заверениям, Иоаким II сделал возражение на это предложение, заявив категорически, что он лично не находит достаточных причин к этому выселению русских иноков, так как «они, во-первых, – писал Патриарх, – ваши подданные, во-вторых, послушные чада Церкви, и, в-третьих, в продолжение своей жизни на Афоне не показали никакого противодействия как правительству, так и Церкви. Следовательно, – заключил он свои возражения авторитетно, – я не могу взять на свою ответственность такого поступка. Если же почтенное правительство замечает в чем-либо русских, живущих на Афоне, или имеет какое-либо подозрение, то может распорядиться как ему благоугодно, в чем и препятствовать не смею, а для оправдания Великой Церкви подам отношение Великой Церкви». Свою угрозу Патриарх и выполнит немедленно, подав правительству прошение об отставке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

ЖМП 1 январь 2023 /  28 декабря 2022 г. 14:30 Духовная миссия Патриаршего экзархата Африки: первые итоги 29 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА РЕШЕНИЕМ СВЯЩЕННОГО СИНОДА БЫЛ ОБРАЗОВАН ПАТРИАРШИЙ ЭКЗАРХАТ АФРИКИ.   В ДЕКАБРЕ 2022  ГОДА В МОСКВУ НА КУРСЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПАСТЫРЕЙ ПРИЕХАЛИ ПЯТЬ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ ИЗ НИГЕРИИ, КАМЕРУНА, МАЛАВИ, ЮАР Они разные по возрасту, характеру, образованию, богослужебному опыту, и у каждого из них — свой путь к Православию. Всех пятерых африканцев объединяет живая вера в Бога, жажда знаний и горячее желание после рукоположения вернуться на родину священниками Русской Православной Церкви. Их не останавливает бедность, отсутствие храмов, богослужебной утвари и книг. Ведь со временем все устроится, тем более когда свое плечо им подставила православная Россия. Занятия будущих пастырей проходят на базе миссионерского факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова при участии Патриаршего экзархата Африки , Синодального миссионерского отдела и  Сретенской духовной академии .  PDF-bepcuя. Даниил Агбаза приехал из Нигерии. Он сын  священника, перешедшего из католичества в православие. Даниил успел закончить семинарию в Лагосе (бывшая столица страны), принадлежал к  Александрийской Православной Церкви (АПЦ) , служил в своей епархии чтецом, казначеем, секретарем епископа (митрополита Нигерийского Александра) и даже преподавал в семинарии литургическое богословие. До расставания с АПЦ он служил в кафедральном соборе Воскресения Христова Лагоса. В этом плане ему повезло, потому что службы там шли  регулярно, в отличие от общины Иоакима Бакали из Малави (г. Чирадзулу), к которому священник АПЦ приезжал служить из Блантайра (в 25 км от Чирадзулу) два раза в год, ссылаясь на то, что для более частых визитов нет транспорта. Для  58-летнего Иоакима — бывшего протестантского пастыря, всю душу вложившего в созданную им общину, долго искавшего истинную веру и пять лет назад вместе с общиной принявшего Православие, — это было непонятно. Греки предложили компромиссный вариант —совершать суточный круг богослужений по Часослову мирянским чином в отсутствие священника и организовали для глав провинциальных малавийских общин специальные курсы катехизаторов. Иоаким со товарищами ждали, что затем их рукоположат в диаконы и священники, но этого не произошло. Новый епископ объявил, что рукоположений не будет, потому что у епархии, к сожалению, нет средств платить зарплату священникам (в Африке АПЦ материально поддерживает свое духовенство). Но это была не единственная грустная новость — вскоре закрыли и школу катехизаторов. На прощание всем  подарили по церковному календарю с мирским чином богослужений, чтобы Иоаким мог хотя бы так проводить службу для своей паствы. Это все, что было у него до перехода в Русскую Православную Церковь. «Мои прихожане не причащались уже год, — грустно сообщает он. — У нас 160 человек в общине, 30 из них ждут, когда их крестят». 

http://e-vestnik.ru/analytics/missiya_pa...

П.В. Безобразов Историческая записка об иерархических расколах в православной церкви Сирийской, представленная гр. Протасову 17 января 1847 года 89 В XVI и XVII веках антиохийский апостольский престол в Дамаске не раз потрясаем был иерархическим расколом, подобным тому, какой был в Антиохии при патриархе Мелетии и после него в IV и V веках. Раскол Иоакима и Макария В 1543 году одни из дамасских христиан, по смерти патриарха Дорофея, избрали на его место митрополита бейрутского Иоакима, а другие епископа Кары Макария. Оба патриарха со своими партиями служили в особых церквах в Дамаске. Этот раскол продолжался 7 лет и стоил больших издержек обоим иерархам и их последователям. Макарий сделался болен и перед смертью просил и получил прощение от Иоакима, который управлял сирийской церковью 33 года. Раскол Михаила и Иоакима По кончине патриарха Иоакима собор всех архиереев избрал преемником ему евхаитского епископа Михаила (1577). Но вскоре дамасские христиане, недовольные им, принудили его подать письменное отречение от престола и на его место поставили триполийского епископа Иоакима. Михаил раскаялся в своём отречении и анафематствовал дамаскинцев. А Иоаким отлучил от церкви его самого и приверженных к нему архиереев и клир. От этого раскола многие семейства христианские обнищали, некоторые потурчились, а иные были умерщвлены безвинно. Михаил ездил на суд в Константинополь к патриарху Иеремии и оттуда возвратился в Алеппо, уполномоченный фирманом Порты и грамотами синодальными. Тогда-то соблазны и раздоры вывершились высоко, тогда отец отделялся от сына, брат от брата, жена от мужа, священник от священника. Михаил в другой раз отплыл в Константинополь. «Там решено было, чтобы он отрёкся от патриаршества и занял свой прежний престол евхаитский». Но на обратном пути он умер на острове Родосе, где и погребён. Он патриаршествовал 7 лет. Соперник его Иоаким остался в покое и для уплаты огромных долгов престола ездил за сбором милостыни в Валахию, Молдавию, в Москву и в Киев (1584 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

То было первое, по окончании русско-турецкой войны, время, когда подводились итоги успехов русского оружия в Малой Азии и на Балканском полуострове, поднятого в защиту единоверных нам народов. Когда намечались новые пути для дальнейшего движения политической и церковно-общественной жизни славян и греков, указывались новые средства для ограждения прав православной церкви в Турции от насилия и произвола мусульманской администрации и выдвигались новые деятели, способные привнести в жизнь новые начала. Вселенский патриарх, как духовный и отчасти гражданский глава православного населения в Турции. Должен был дать определенное направление местной церковно-общественной жизни, оградить церковь и народ от беззаконных притязаний турецкого правительства, имея за собой помощь единоверной России, и не только юридически, но и фактически обозначить порядок и спокойствие среди несчастной романской райи, много веков страдавшей под невыносимым мусульманским игом, находящимся вне всякого закона. И патриарх Иоаким, единогласно избранный синодом и народом на вселенскую кафедру, оказался на высоте призвания. Достаточно сказать, что он, вступив на престол, вошел к султану Абдул Гамиду II с докладом о фактическом восстановлении древних прав и привилегий греческой церкви и народа, предоставленных еще султаном Магометом II (1453 г.), а потом нарушенных. А когда Порта, вопреки своими обещаниям, захотела ограничить право патриарха судить митрополитов и по гражданским делам и права митрополитов рассматривать судебные дела по завещаниям христиан, задерживать и судить клириков своей епархии, когда это вызывалось церковною или гражданскою необходимостью. – Свободно возобновлять церкви и богоугодные заведения, основывать христианские школы, заведовать ими и назначать народных учителей по своему усмотрению; то патриарх Иоаким вступил с турецким правительством в борьбу, продолжавшуюся больше года. Победа осталась на стороне патриарха, – древние права христианской церкви и греческого народа были восстановлены, но это стоило святейшему Иоакиму III кафедры, от которой он и отказался 30 марта 1884 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

1. Управление: а) на севере § 1. Начало патриаршества в Москве При благочестивом Царе Феодоре, с 1588 г. начался новый период Церкви русской, новый по внешнему благолепию церковной власти. Это период патриаршества, продолжавшийся до 1720 г. 1 . Русское благочестие еще с половины 16 столетия начало называть первого Святителя России Святейшим, отличала особенным уважением, как предстоятеля обширной и счастливой Церкви. Почему-то естественно, что Благочестивый Царь Феодор, услаждавший душу свою только делами набожности, благочинием церковных обрядов, желал почтить Митрополита всей России саном Патриарха. – К тому же надежда найти в Русском Патриархе защиту православию, угнетенному на востоке игом мусульманства, а с запада теснимому папизмом, также располагала желать сана Патриаршего для Русского Митрополита. Между тем Господь творил свое. Он готовил в русском Патриархе защиту России на близкое время скорбей, которых еще не видели люди. И Он-то незримо устроял обстоятельства, так что Патриаршество русское явилось как бы по внезапному стечению случаев 2 . В 1586 г. прибыл в Москву антиохийский Патриарх Иоаким. Он прибыл для своих нужд, для милостыни в пользу своей Церкви. Благочестивый Царь Феодор вступил в совещание о своей нужде, какую ощущало благочестие его. Он предложил боярской думе о древнем и новом образе поставления Митрополита и показывал, что Митрополиту всей России недостает только имени Патриарха, а между тем сей сан служил бы украшением православию и православной Церкви. Боярин Борис Годунов послан советоваться о том с антиохийским святителем. Иоаким, соглашаясь с мыслями благочестивого Царя, говорил: «дело сие подлежит суду собора», и обещал предложить его собору Патриархов. Вследствие такого ответа и согласно с отзывом русского собора отправлены были нарочные в Константинополь с грамотами Царя и собора 3 . На следующий год получен был ответ из Царяграда, что Патриархи цареградский и антиохийский согласны с желанием Царя и что они посылали за александрийским и иерусалимским для совещания и решения соборного, положив отправить в Россию Патриарха иерусалимского. Последнее решение изменилось опять неожиданно. Нужды Церкви цареградской потребовали, чтобы отправился в Россию не четвертый, а первенствующий между Патриархами, Патриарх цареградский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Д. Ф. Полознев. Московские патриархи Иоасаф II, Питирим, Иоаким и Адриан К оглавлению В историографии время после низложения патриарха Никона и завершения Большого Собора 1666–1667 гг., вплоть до упразднения патриаршества в 1700 г. отошло как бы в тень более ярких и драматических событий предшествующего периода. Если не принимать во внимание историю раскола, интерес к которому вызвало открытое противостояние приверженцев старой веры православной Церкви, в советское время исследованное как социальное явление, то мы насчитаем буквально несколько работ, касающихся преимущественно патриаршества Иоакима и Адриана и истории Собора 1682 г. И хотя некоторые пробелы восполняются по документам, изданным в составе «Актов Археографической экспедиции», «Актов исторических», «Древней российской вивлиофики», по «Описанию документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода» и др. и отдельным публикациям , в целом данный период еще не получил достаточно полного освещения и обобщения в научной литературе. Между тем на это время приходятся предстоятельства четырех последних патриархов: Иоасафа II (1667–1672), Питирима (1672–1673), Иоакима (1674–1690) и Адриана (1690–1700) и проведение ряда важных церковных Соборов в 1672, 1675, 1678 и 1682 гг. В эти же годы значительные потрясения испытали государство и общество. После кончины в 1676 г. царя Алексея Михайловича власть ненадолго перешла к Федору Алексеевичу (1676–1682), продолжившему реформаторские начинания своего отца. Период после краткого правления Федора и вплоть до воцарения Петра в 1689 г. отличался политической нестабильностью в связи с неясностью в вопросе престолонаследия. Царствование же Петра I, начало которого приходится на последнюю треть XVII в., ознаменовалось резким поворотом не только в государственной политике, но и изменением отношения к Церкви, пытавшейся сохранить традиционные религиозные и национальные устои, ведь даже реформы, начатые патриархом Никоном и весьма последовательно продолженные его преемниками, проходили под знаком борьбы с «новинами».

http://sedmitza.ru/lib/text/436206/

Гедеон, митрополит Киевский и Галицкий (Святополк Четвертинский Григорий, князь) Родился в семье княжеского старосты. В 1659 году хиротонисан во епископа Луцкого и Острожского. Это был период господства унии, период наступления католичества на Православие в Малороссии. Униатский епископ Иосиф (Шумлянский), управляющий Киевской митрополией, старался выжить епископа Гедеона с Волыни. Много притеснений пришлось терпеть преосвященному Гедеону со стороны польских властей, но он твердо стоял за Православие. Польский король и королева убеждали епископа Гедеона перейти в католичество или унию, а за отказ угрожали вечным заточением в крепость Мариенбург. Эти угрозы устрашили владыку Гедеона. Он бежал из своей епархии в Батурин и поселился в Крупицком Николаевском монастыре Черниговской епархии. В это время около 10 лет пустовала Киевская митрополичья кафедра. Московский патриарх Иоаким ставил вопрос о подчинении Малороссии Москве также в духовном отношении, как была она подчинена политически. Заметим, что до этого времени Малороссия в каноническом отношении подчинялась Константинопольскому патриарху. Теперь патриарх Иоаким прилагал все усилия, чтобы изменить существующее положение. Он советовал гетману Левобережной Украины Ивану Самойловичу избрать для Киева митрополита, причем чтобы это был человек, которого можно бы привести в подчинение без сопротивления с его стороны. Гетман предложил епископа Гедеона, человека скромного и слабохарактерного. 8 июля 1685 года на состоявшемся в Киеве Соборе епископ Гедеон (под давлением гетмана Самойловича) был избран в митрополиты Киевские. Вновь избранный митрополит отправился в Москву для посвящения, и 8 ноября 1685 года патриархом Иоакимом владыка Гедеон был возведен в сан митрополита Киевского. Наделенный подарками и грамотой о подчинении ему Черниговского архиепископа и Печерского архимандрита, митрополит Гедеон 15 декабря выехал из Москвы. А гетман Самойлович добился для Киевского митрополита сохранения всех его прежних отличий, права безапелляционного суда и права печатать книги и заводить духовные школы в пределах митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

И. А. Шляпкин III. Вопрос о пресуществлении св. Даров в Москве на почве литературной Общие замечания – История до начала спора – Распространение малорусских книг, обвиняемых в ереси, в подлинниках по Московской Руси – Списки и переводы малорусских книг в Московской Руси – Книга Выклад и распространение латинского мнения о пресуществлении – Симеон Полоцкий и патриарх Иоаким – Начало спора о пресуществлении и «Хлеб Животный», Медведева – «Подверг» Евфимия и «Манна» Медведева – «Акос» Лихудов – «Тетрадь» Афанасия дьякона – «Известие истинное» Медведева – Иннокентий Монастырский – «Церковносоставние» Кассандра и «Истины показание» – Гавриил Домецкий – Мнения архиереев м. Адриана, м. Маркелла, Павла Рязанского, Игнатия Корсакова – Пропаганда латинствующих, князь В. В. Голицын и царевна София. Вопрос о времени пресуществления 541 св. даров на литургии, как мы уже сказали, вызвал в XVII веке обширную полемику и резко выдвинул две до тех пор несколько скрытые партии православного духовенства – старомосковскую и малорусскую. 542 Полемикой заинтересовались все русские люди того времени, и образованные, и простые. Патриарх Иоаким, представитель старомосковской или греческой партии, с горечью замечает: «Ныне освоеволишася неции человеков везде друг с другом в схождениях, собеседованиях, торжищах, временно и безвременно у мужей и жен то и слово о таинствах, и о действе и совершении их, и свары, и распри, вражды, и ересь хлебопоклонная». 543 Эти слова, Иоакима – не одно риторическое украшение речи. Вопрос о том, кланяться ли на литургии во время произнесения слов Спасителя: «Приимите, ядите...» и «Пейте от нея вси...», действительно, мог заинтересовать и простых людей, в виду распространенности вопросов того же формального характера, поднятых в конце XVII века уже значительно выродившимся к тому времени расколом. Припомним кстати и указ царя Алексея Михайловича 1651 года, чтоб св. Тайнам воздавалось и на улицах должное почтение: пред ними должна быть несена свеча и идти прихожане по десяти или и меньше, а мимохожие и мимоезжие должны были уступать путь, и выходя из саней и телег покланяться и почитать святые Тайны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И. А. Шляпкин IV. Вопрос о пресуществлении. св. Даров на почве церковно-исторической и малорусские духовные Взгляд патриарха Иоакима на малоруссов – Письма Иннокентия Монастырского – Недовольство патриарха Иоакима, отсылка Четь-Миней м. Макария и письмо св. Дмитрия патриарху – Послания Иоакима митрополиту Гедеону и Лазарю Барановичу – Дело с Четь-Минеями св. Дмитрия – Книга Иннокентия Монастырского – Ответные послания патриарху малорусских духовных – Поездка Мазепы и св. Дмитрия в Москву и падение Софии – Судьба Сильвестра Медведева и латинской партии – Смерть патриарха Иоакима и патриарх Адриан – Ослабление полемики и греческой партии – Дело Петра Артемьева – Латинствующее мнение и св. Дмитрий – Характеристика латинствующих и их значение. Малорусская церковь , бывшая столь долго почти независимою, при слабом значении Константинопольского патриарха, подчинилась только в 1685 г. Московскому патриарху, и само подчинение как мы уже видели, не было делом вполне безукоризненным. Патриарх Иоаким давно уже подозрительно смотрел на присоединившихся к Москве малороссов. Сам он принял пострижение в киевском Межигорском монастыре 768 и, конечно, знал отступления малоруссов от православных обычаев. Еще в 1677 г. он приказал «выдрать из псалтыри, что печатан в Черкасском Новгородке лист 239 для того, что ектении в молебне несходны с их же книгами и московскими... да лист 146 для того что на том листе напечатано летописец несходно с их книгами и московскими.» 769 В 1683 году, посылая грамоту Самойловичу, он укорял епископа Черниговского Лазаря Барановича за то, что тот посвящает на литургии зараз нескольких дьяконов и иереев. 770 27 марта 1686 г. он дал Игнатию Жигмонтову, игумену Полоцкого Богоявленского монастыря грамоту на непосредственную зависимость от Московского патриаршего престола, под предлогом «неимения архиереев законных, доколе же по воле Божьей в той стране собственные архиереи православные устроятся», хотя монастырь, как часть белорусской епархии, должен был быть подчинен киевскому митрополиту. 771 В 1687 году Иоаким сделал своею ставропигиею киевский Межигорский монастырь. 772 В январе 1688 г. митрополиту киевскому Гедеону запрещено было писаться митрополитом «всея России». 773

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010