Скачать epub pdf Глава 31. Учительство и апостоличность В состав пастырского служения входит и церковное учительство. Оно столь естественно соединяется со священнослужением, что было бы странно, если бы это было иначе. Не только чтение, но и проповедание Слова Божия, прямое учительство, входит в состав священнослужения. Существует не только фактическая неразделенность священнослужения и проповедания; харизматический дар тайнодействия облекает своего носителя также и силою учительства. Проповедь в храме, с церковного амвона, принадлежит, как правило, совершителю Таинства и может быть им лишь передоверена другому лицу, также принадлежащему к клиру. Слово пастыря, независимо даже от своей большей или меньшей значительности, получает свой вес от места произнесения, входя в состав богослужения. И в этом церковном учительстве пастырь не может быть заменен или вытеснен. (Это право ограждается 64-м правилом VI Вселенского Собора.) В первенствующей Церкви учительство ( 1Кор.12:28 ) составляло удел особых лиц, имевших этот дар и переходивших из общины в общину, как «апостолы» или «евангелисты» (благовестники, миссионеры), но это, во-первых, не исключает церковного учительства пастырей в храме, а, во-вторых, с течением времени оно слилось с общим пастырством. Но учительство, конечно, не исчерпывается церковной проповедью, а распространяется и за пределы храма. Из него возникает право и обязанность иерархии блюсти переданное Церковью учение в неповрежденности, ограждая его от искажения и возвещая верующим норму церковного учения, причем блюдение этой нормы ограждается и соответствующими мерами церковной власти. Епископ в пределах своей епархии наблюдает за чистотой преподаваемого и провозглашаемого учения, Собор Поместной Церкви или же, в случаях более общей значимости, Собор Вселенской Церкви устанавливает церковную истину, затемнившуюся или непроявленную в сознании. В связи с признанием за иерархией не только церковнохрамового проповедания, но и общего учительства, возникает общий вопрос о природе этого учительства иерархии, как в отношении его исключительности и принадлежности ей, так и непогрешительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

священник Т.С.Тихомиров Деятельность приходского священника (Общий очерк) Пастырство есть основной институт. осуществляющий иерархическую функцию Церкви Христовой, имеющей пребывать до скончания века -вечно и незыблемо. Таким же точно характером вечности и незыблемости должны быть запечатлены, конечно, и самые задачи пастырства в их существе, выражающиеся в пастырском долге учительства, священнодействия и управления. Учить, священнодействовать и управлять – вот трехчастная в выражении, но единая в существе вечная задача и обязанность пастырства, предназначенного руководить жизнью пасомых в достижении ими вечного спасения. Вечное спасение пасомых – вот высшая и конечная задача и вместе цель пастырского делания. Поэтому, с точки зрения основных пасторологических принципов, не может и не должно быть никакой речи о современности или несовременности в пастырских задачах: задачи пастырства в их основаниях, сущности и цели – выше изменчивых и преходящих течений времени, вневременны и потому всегда были и будут одни и те же. Эти вечные задачи пастырства указаны нами в первой части нашей книги. Но жизнь Церкви протекает и развивается в изменчивых условиях земного существования, тесными узами связана с духом и направлением различных исторических эпох, с запросами и течениями времени, с характером и особенностями народа, с интересами и потребностями отдельных личностей и с этой стороны, в историческом процессе своего развития, представляет из себя одну из глав истории человечества вообще. Будучи вечной и вневременной в своем внутреннем существе и основах, Церковь подлежит властному влиянию изменчивого времени в своей исторической являемости, подобно всякому земному человеческому учреждению. Эта внешняя, феноменальная сторона церковной жизни, не касаясь внутренней сущности Церкви как учреждения сверхъестественного и Божественного, с необходимостью отражается на внешнем ее положении, формах существования внешних, диктуемых условиями времени, средствах и способах осуществления ее вечных целей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

XIII. Священник как учитель и как служитель культа. Две стороны христианского культа. Значение личности пастыря в христианском богослужении. Чрезвычайная важность богослужения в жизни христианских народов. Требования, предъявляемые к совершителю богослужения. Совершение литургии, таинств. Крестные ходы Выше мы указали три стороны пастырской деятельности: учительную, тайнодейственную и душепопечительную. Теперь рассмотрим каждую из этих сторон. Предметом пастырского учительства является божественная истина, которую пастыри обязаны возвещать прежде всего членам Церкви, а затем и всем людям; целью же этого учительства должно служить приведение людей к Богу и к истинному своему назначению. Люди могут различаться по своим нуждам и потребностям в отношении познания истины: могут быть знакомые и незнакомые с основными положениями христианской веры; крещеные и некрещеные; старцы, возрастные и дети; неверующие и ищущие веры; сомневающиеся и убежденные и т. д. Соответственно различному духовному состоянию слушателей должен изменяться род и образ жительства. В общем же различают два вида учительства: катехизический и гомилетический, первый – для физически или духовно несовершеннолетних (для детей и обращаемых к вере), второй – для совершеннолетних. Научное рассмотрение того и другого вида составляет предмет двух особых дисциплин – катехетики и гомилетики, которые занимают особое место в академическом курсе и нашему исследованию в курсе Пастырского Богословия не подлежат. Поэтому мы переходим к рассмотрению второй стороны пастырского служения – тайнодейственной. Деятельность пастыря как служителя культа, именно как совершителя богослужения, является наиболее специальною, таинственною и ответственейшею частью его служения. Если поучать других, руководить другими может и мирянин, то священнодействовать может только пастырь по силе, данной ему при посвящении благодати. И эта именно благодатная способность относит священство, по выражению св. Иоанна Златоуста , к разряду небесных учреждений, несмотря на то что оно совершается людьми и на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Скворцов В. М. Отдел III. Наставления и мысли о миссии Церкви и миссионерах Из Слова Божия Божественный Пастыреначальник и Совершитель нашего спасения, основополагая Церковь Свою на земле, Сын посланный Богом Отцем ( Ин.20:19 ), «проходил грады и веси, уча и проповедуя Евангелие Царствия Божия. Увидев же народы, милосердова о них, яко бяху смятени и отвержены. Тогда сказал Он ученикам Своим: жатва многа, делателей же мало. Молитеся Господину жатвы, да изведет делателей на жатву свою». И потом, проведши «всю ночь в молитве к Богу», по наступлении дня Он призвал, их же хотяше Сам, и от них избрал дванадесять, а потом и иных 70-ть, да будут с Ним и да посылает их проповедати , ихже и апостолы нарече ( Мф.9:35–38 ; Мк.3:13–14 ; Лк.6:12, 6:18, 10:1 ). Сих-то и послал Он, заповедуя им: на путь язык не идите и в град Самарянский не внидите. Идите же паче ко овцам погибшим дому Израилеву ( Мф.10:5 ). Это повеление, имея вначале характер временный и местный, получает вековечное и всемирное значение полномочий и обетований в торжественном повелении Господа, по Его воскресении, тем же ученикам: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф.28:18 ). Яко же посла Мя Отец и Аз посылаю вы: приимите Дух Свят ( Ин.20:21–22 ); шедше в мир весь , научите вся языки, проповедите Евангелие всей твари ( Мк.16:15 ). Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Вот незыблемое историческое основание и непререкаемое свидетельство богоучрежденности и божественных полномочий и прав церковного учительства избраннейших (только, а не всех, одинаково) членов Церкви Христовой. «Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники... пастыри и учители к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова» ( Еф.4:11 ). Прияв сии божественные права и силы, довлеющие для своего устроения внутреннего и внешнего, Церковь , по данному ей полномочию, чрез ближайших преемников апостольской власти – епископов, по усмотрению духовных нужд, избирает сотрудников, споспешников и соработников пастырству в деле его служения словом учения. По принятому христианскою Церковью и богословскою наукою слововыражению, эти соработники на ниве сеяния слова Божия именуются «миссионерами», а дело служения их –«миссиею». Соответственно тому, куда, по преимуществу, направляется Церковью деятельность сотрудников слова и учительства – ко внутреннему ли устроению членов Церкви для духовного ее возрастания, или же ко внешнему расширению пределов ее в мире языческом, – и миссию обыкновенно называют внутреннею или внешнею.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Конспект лекций по пастырскому богословию, читанных в 1910/11 учебном году 271 Введение 1-й билет. Задача пастырского богословия (два чтения), метод (идеальность, практичность, цельность), определение науки. 2-й билет. Возражения против науки пастырского богословия. А) Первое возражение против самостоятельности института пастырства. Оправдание пастырства: a) практическо-дисциплинарное доказательство; b) историко-психологическое доказательство (сознание нужды в ходатае в язычестве, Ветхом и Новом Завете). 3-й билет, с) Нравственно-мистическое доказательство (святость, выделение специального класса, идея «икономии». 4-й билет, d) Догматико-экзегетическое доказательство: разбор Евангелия от Иоанна 20:19–22 ; 1Петр. 5:9 и др. 5-й билет. В) Второе возражение: против особенности пастырского самосознания. Оправдание его: пастырское посредничество, душепопечение, пастырская педагогика, исключительность нравственных требований от пастыря. 6-й билет. С) Третье возражение: о излишности пастырского богословия при существовании других Божественных наук. Отношение пастырского богословия к другим наукам. D) Четвертое возражение. Вопрос о бесполезности (регулятивно-конструктивное значение) и трудности (общность пастырской психологии, аскетическая литература) пастырского богословия, как науки. I. Часть принципиальная. Благодатная сущность пастырского служения 7-й билет. Определение сущности пастырского служения. Обычное определение. Определение проф. Певницкого и Архиепископа Антония. Важность вопроса. Сущность спасения. Вывод. Свидетельство св. Василия Великого , св. Симеона Нового Богослова и о. Иоанна Кронштадтского . 8-й билет. Виды пастырского служения, как благодатного посредничества; сравнительное значение их. Важность вопроса. Благодать, как исходный пункт в оценке трех видов служения: тайноводственного, молитвенного и руководственного. Взгляд архим. Антония и других на сущность пастырского служения. Свидетельство св. Григория Богослова , Слова еп. Феофана Затворника и св. Иоанна Златоуста . Возражение со стороны «первенства» обязанности учительства (в порядке: 1Кор.1:14, 17 ; личный подвиг).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Скачать epub pdf Содержание Введение. Предварительные сведения по пасторологии От редакции Задача, метод и содержание науки Пастырского богословия Научно-систематическая Пасторология за XVIII и XIX вв. в России Нравственно-практическая пасторология в России за XIX в. Основы пастырства как богоустановленного института Часть 1 Пастырь пред хиротонией и по рукоположении Приготовление к пастырству Сущность пастырского служения Пастырская хиротония и благодатные дары ее Пастырское настроение по благодати священства Принятие пастырем «зрака пасомого» Обрученность пастыря Церкви благодатию хиротонии Огненность пастырской любви Пастырское самоотречение и смирение как вывод из настроения любви Близость пастыря ко Христу Стояние пред судом Божиим в пастырском самосознании Утончение совести Экономство в Церкви Смиренно-возвышенность настроения пастыря Радость для пастырей особенно тесного единения со Христом Смелость надежды пастыря на Христа Спасителя Пастырские искушения Искушения в пустыне Христа Спасителя Виды пастырских искушений Необходимость искушений Искушения на почве корысти Искушение гордостью Соблазн к раскольничеству и сектантству Искушение малодушием Искушение самонадеянностью и тщеславием Душевное пастырство Привязывание паствы к пастырской личности Католичество, протестантство и Православие с точки зрения идеала пастырства Часть 2 Пастырь на ниве служения Настроение пастыря в священнослужении Священнодействие Христа Спасителя Сосредоточенность, смирение и преданность Богу священнодействующего пастыря Литургический священник Труд над укреплением настроения пред тайнодействием Сознание им важности благодатных Таинств по участию в них Христа и высоте пастырских полномочий Пастырь-проповедник Особенности Христова учительства в Палестине – в смысле времени, места, содержания и образности Идея Царствия Божия в проповеди Жизненная слава Иисус Христос – центр проповеди Вхождение в круг интересов пасомых и христианское освещение их Пастырь – руководитель паствы Взаимоотношения пастырей Единодушие в пастырях Искушение на почве зависти и честолюбия Дух смирения в пастырях Взаимная любовь пастырей Соблюдение взаимного мира Братство во взаимоотношениях Вред недружелюбия Часть 3 Пастырская аскетика.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

18 июня 2006 г. 14:50 Слово протоиерея Валентина Асмуса на пастырском семинаре: «Подготовка ко Святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса». Пастырский семинар: «Подготовка ко Святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса». Протоиерей Валентин Асмус, настоятель храма Покрова Божией Матери, что в Красном Селе.      Из всех даров, врученных священству (пастырство, учительство...) наибольший - тайносовершение, и прежде всего - Божественная Литургия. Это - дар, данный Церкви, всем верующим. Священник - не хозяин этого дара, но раздаятель его, отвечающий перед Богом за то, чтобы никто не остался лишним на «пиру веры». Самое отрадное в нашей церковной жизни - «евхаристическое возрождение», предуказанное еще св. праведным Иоанном Кронштадтским. Мы не имеем право отказывать христианам, желающим приобщиться Святых Христовых Таин. Единственным препятствием здесь является длящееся состояние смертного греха. Причастие должно быть глубокой внутренней потребностью. Недопустимо причащаться формально, по внешним причинам: потому что Шмеман велит причащаться каждое воскресенье, или потому что мама попросила, или потому что все идут... Причастие - дело личное, самое главное событие в жизни человека. Священник должен напоминать прихожанам о важности причащения. Но не нужно требовать полного единообразия. Когда ко мне приходит т.н. «малоцерковный» человек, я говорю ему, что непременный долг христианина - ежегодное причащение. Имеющим обыкновение ежегодного причащения я говорю, что неплохо бы причащаться во все многодневные посты и в день Ангела. Ходящим в церковь регулярно и ищущим духовного руководства я говорю о желательности причащения раз в месяц или раз в 3 недели. Кто хочет чаще - может и каждую неделю, и еще чаще. Есть люди, стремящиеся причащаться ежедневно. Это - люди одинокие, немолодые, немощные. Я не могу им отказывать, хотя считаю, что даже они должны всякий раз исповедоваться. Нормы поста и воздержания для каждого определяются индивидуально.

http://e-vestnik.ru/analytics/slovo_prot...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Живое слово мудрости духовной Материал, вошедший в  сборник «Живое слово мудрости духовной», взят из последних дневников праведного отца Иоанна Кронштадтского и из слов его, произнесенных в 1905-1906 годах. «Живое слово мудрости духовной» Иоанна Кронштадтского имеет три раздела: «О Боге, в Троице славимом, нашем Творце и Промыслителе, и о Господе Иисусе Христе, нашем Спасителе», «О Церкви и об истинно христианской жизни, как жизни в недрах церковных», «Об истинных причинах современных нестроений». Святой праведный Иоанн Кронштадтский Живое слово мудрости духовной Предисловие Духовная мудрость есть дар святости: она, как венец, даруется лишь тому, кто пребывает в живом союзе с Богом, живет добродетельной, истинно христианской жизнью, — жизнью молитвы, любви и труда ради Бога. Приводимый ниже отрывок из адреса, поднесенного Обществом религиозно-нравственного просвещения праведному отцу Иоанну Кронштадтскому в день пятидесятилетия его пастырского служения (12 декабря 1905 года), пусть послужит разъяснением того, почему нами дано именно такое, а не иное заглавие настоящему сборнику назидательных писаний дорогого батюшки, неустанно подвизавшегося среди других подвигов и многотрудным подвигом учительства духовного. " История духовной жизни народов созидается не массами, а немногими исключительными личностями, сознательными носителями и яркими выразителями идей, вокруг которых, как около знамен, собираются массы. Не может быть сомнения в том, что к таким историческим личностям беспристрастный суд потомков отнесет и Вас, ибо и теперь народ уже видит в Вас личность исключительную и произносит Ваше имя с благоговением, а " глас народа — глас Божий " . Какое же слово написано на том знамени, с которым пастырствуете Вы, Батюшка, наш достойнейший и любимый представитель, живой образец современного всероссийского пастырства? На этом знамени написано одно слово: " Святость " , и оно-то собрало около Вас миллионы народа русского, православного, носящего идеал святости в тайниках души своей, всегда готового поклониться тому, в ком он видит воплощение этого идеала.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

поиск:   разделы   рассылка Выступление патриарха Кирилла в прямом эфире украинского телеканала " Интер " Вопрос ведущего о том, почему первой страной, которую патриарх посещает с пастырским визитом, стала Украина. – Откуда же пошла Русь? Она пошла отсюда, с киевских холмов. Здесь начало нашей веры, начало нашей Церкви, здесь начало государственности, из которой потом возникли государственности самостоятельных образований. Здесь наше историческое прошлое, и, может быть, я кого-то удивлю, но в каком-то смысле здесь во многом будет решаться и наше будущее. Под словом " наше " я подразумеваю всех нас – людей, принадлежащих к единой цивилизации древней Киевской Руси, которая расцвела, развилась и стала мощным фактором мировой цивилизации. Но, кроме того, есть ведь и чисто религиозные причины: Киево-Печерская Лавра – начало нашего монашества, сонм подвижников, преподобных отцов, мощи целебные, источающие миро, источающие великую благодать. Куда же еще можно было приехать, как не в Киев? И когда произошло мое избрание – я уже об этом говорил и сейчас хочу повторить – когда из рук Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира я получил посох митрополита Киевского Петра, перенесшего кафедру в Москву и именуемого также Московским святителем, я почувствовал свою реальную сопричастность великой истории, которая началась здесь, в Киеве, сопричастность жизни народа – украинского народа – и поэтому движение сердца было совершенно конкретным: в первую очередь поехать именно сюда, чтобы помолиться вместе с украинским народом, поразмышлять, услышать голоса людей, понять то, что я еще, может быть, не до конца понимаю. Пастырский визит не означает только учительство. Вообще, пастырство – это процесс двусторонний. Если пастырь закрывается от своей паствы, если чувствует самодостаточность, если исповедует ложное убеждение, что он альфа и омега и носитель конечной истины, то у него прерывается контакт с паствой, его слово перестает быть притягательным, на это слово уже не обращают внимание.

http://religare.ru/2_67047.html

Послесловие Протопресвитер Георгий Иванович Шавельский родился 6 января 1871 года в селе Дубокрай Витебской губернии, в многодетной семье псаломщика сельской церкви. О детских и юношеских годах Георгия Шавельско- го известно совсем немного. Жизненный путь его складывался вполне обычным для выходца из семьи духовного звания – духовное училище и семинария, которые он оканчивает в городе Витебске, епархиальном центре Полоцкой епархии. Благодаря успешному окончанию семинарии – «первым» – способный юноша мог бы без колебаний вступить и на высшую ступень духовного образования – академию, но он временно приостанавливает свою учебу и в 1891 году становится псаломщиком одного из самых бедных приходов родной епархии. Исполняя обязанности псаломщика, Георгии Шавельский одновременно учительствует в сельской школе. Таким образом будущий пастырь проверяет себя на нелегком поприще приходского служения и учительства, желая применить полученные в духовных школах знания на практике. Возможно, к такому шагу подтолкнуло выпускника семинарии и желание помочь семье, часто терпящей нужду в средствах на пропитание. Через некоторое время Георгий Шавельский женится и в 1895 году принимает сан священика с назначением его настоятелем храма в другое село. Спустя два года умирает его жена, оставив овдовевшему пастырю двухлетнюю дочь. Тогда о. Георгий решает продолжить богословское образование и с благословения Витебского епископа направляется учиться в Санкт-Петербургскую Духовную академию. Там он блестяще выдерживает вступительный экзамен и вскоре становится известным как один из лучших студентов. (Свою малолетнюю дочь о. Георгий отдает на попечение в отчий дом, где ее воспитанием отныне занимаются его родители, братья и сестры.) Учась в столичной Духовной академии, о. Георгий, с Божией помощью, умело сочетает свои учебные занятия с пастырской практикой: в Санкт-Петербурге он становится проповедником на Александровском машиностроительном заводе а также благочинным в имении Великого князя Дмитрия Константиновича в Стрельне.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010