Священное Писание не оставляет сомнения в том, что Господь сообщил ученикам власть вязать и решить, т. е. отпускать грехи. Например: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф.18:18). Ап. Павел говорит об апостолах, что они обладают властью, которую Господь дал... к созиданию (2 Кор.10:8). Эта власть вязать и решить была бы неполной, если бы она не подразумевала власть суда с правом наказания виновных. О последнем свидетельствуют слова апостола: Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом... (2 Кор.13:10); ...пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу (2 Кор.13:2).    Несомненно, у апостолов было сознание того, что они являются носителями такой власти. Так, на Апостольском Иерусалимском соборе, формулируя обязательные для исполнения христианами заповеди, они сознавали, что действуют не от себя, не по своей собственной воле, но властью, дарованной Духом Святым. Это выразилось в известной формуле: Ибо угодно Святому Духу и нам... (Деян.15:28), которая с тех пор предваряет решения церковных Соборов.    Это тройственное служение (учительства, священнодействия и управления) называется общим словом «пастырство». Первоначально служение пастырства было уделом только двенадцати апостолов, а также ап. Павла, апостольское достоинство которого приравнивалось к достоинству двенадцати. Сам ап. Павел говорил: У меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов (2 Кор.11:5).    Повеление Спасителя в Мф.28:19-20 заканчивается словами: Я с вами во все дни до скончания века. Следовательно, оно дано не только самим апостолам, но и их преемникам на все времена. Это значит, что апостолы обладали властью и силой определенным образом, через священную хиротонию, передавать свое служение и необходимые для его исполнения дары другим лицам. Об этом, в частности, говорится в Первом и Втором Посланиях ап. Павла к Тимофею.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Благодать Божия, подаваемая в таинстве брака, содействует христианским супругам в продолжении всей их жизни свято исполнять взаимные обязанности друг к другу. Тем самым она содействует к достижению целей брачного союза Таинство Священства Вопрос : Что такое таинство священства? Ответ : Таинство священства есть такое священнодействие, в котором, чрез соединенное с молитвой возложение архиерейских рук на голову правильно избранного и посвящаемого, низводится на него божественная благодать, сообщающая ему божественное полномочие и силы совершать таинства и пасти стадо Христово. Таинство священства называется также рукоположением, или (греч.:хиротонией. Вопрос : Что называется церковной иерархией? Ответ : Церковной иерархией, или церковным священноначалием, называется в Православной Церкви совокупность лиц, облеченных правом учить, священнодействовать и управлять, или, по крайней мере, участвовать в церковном учительстве, священнодействии и управлении. Церковная иерархия называется также клиром, а входящие в её состав лица – священнослужителями, или пастырями. Восполнение иерархии совершается через таинство священства. Вопрос : Какими местами Священного Писания можно подтвердить богоучрежденность пастырства и богоустановленность таинства священства? Ответ : Апостол Павел, обращаясь к пастырям Ефесской церкви (при встрече с ними в Милите), говорил им: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (т.е. «епископами»), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20, 28 ). О первосвященнике тот же Апостол говорил так: «Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом» ( Евр. 5, 4 ). Вообще о различных иерархических лицах (которые в древней Церкви было больше, чем теперь) говорится в послании к Ефесянам: «Он (Господь) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями ... на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф. 4, 11–12 ). Вопрос : Что такое степени священства? Сколько степеней священства существует теперь в Православной Церкви?

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Власть соборная. Всероссийский церковный Собор Преподав Апостолам равную власть пастырства и учительства, Иисус Христос даль указание и на то, где должна заключаться высшая церковная власть. «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного, или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их: скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будете он тебе, как язычник и мытарь». ( Мф. 18:15– 17 ). На основании учения Иисуса Христа и Его святых Апостолов видимая Церковь есть единый духовный организм состояний из главы, души и тела. Глава Церкви есть Господь Иисус Христос. Апостол Павел говорит, что Бог Отец поставил Его [(Иисуса Христа) «выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его. ( Eф. I:22–23 ). Другой Главы, другого Основателя и основания Церкви, кроме Иисуса Христа, не может быт. Апостол Павел пишет, что для Церкви, как здания Божия, «ничего не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». ( 1Кор. 3:11 ). Иисус Христос называет Себя единым Пастырем, а Церковь единым стадом ( Ин. 10:16 ); Себя – единым Учителем и Наставником (МФ. 23:8–10), а всех верующих в Него – братьями; Он возлюбил Церковь и предал Себя за нее ( Еф.5:25 ) на страдания и позорную крестную смерть. Он установил Таинства, в которых сообщается верующим спасительная благодать Божия. – Душу Церкви составляют благодатные дары Св. Духа, Который всегда невидимо пребывает в Церкви, путеводит ее членов в царство небесное и поставляет для нее пастырей Церкви. – Как душа животворит тело и управляет им, так, только в несравненно большей степени, благодать Св. Духа животворит тело Церкви, состоящее из пастырей и пасомых. «Все мы одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом». ( 1Кор.12:13 ). В чин присоединения иноверцев к православной Церкви исповедуется: «верую, яко сея Церкви Правитель и Кормчий есть Дух Снятый». Тело Церкви составляют все право-верующие в Иисуса Христа – как праведники, так и грешники. Апостол Павел пишет к Коринфянам: «вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор. 12:27 ). В Церкви Христовой видимое и невидимое, божественное и человеческое соединены так же, как и в Лице Иисуса Христа, нераздельно, неслиянно, непреложно и неразлучно. Поэтому Церковь называется невестою Иисуса Христа, плотью от плоти Его, костью от костей Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Во-вторых, и по житейским обычаям ( 1Кор. 9:7 ). Ибо «какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не есть плодов его? Кто, пася стадо, не есть молока от стада?» Смысл всех этих рассуждений Апостола один и тот же, именно, что даже и в силу человеческих обычаев он имел право на даровое содержание за свои благовестнические труды. Св. Златоуст к этому еще прибавляет: «своими сравнениями Апостол показывает и то, каков должен быть священник. Он должен иметь мужество воина, трудолюбие земледельца и попечительность пастыря и при всем том не желать ничего, кроме необходимого». В-третьих, по прообразовательному значению постановления закона Моисеева о незаграждении (обротью) уст вола молотяща 54 ( 1Кор. 9:8–10 ). «О волах ли печется Бог ? Или, конечно, для нас говорится? Так для нас это написано» (для нас тружеников слова о Христе). В-четвертых, по превосходству дела проповеди ( 1Кор. 9:11–12 ). «Если мы поселяли в вас (Коринфяне) духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть (жить на ваш счет), не паче ли мы (столь обильно сеявшие)?» Пусть же вникнут все преемники Апостола по пастырству и учительству, какое заключается для них тяжеловесное наставление и предостережение в словах апостольских; ибо что, если они мало сеют духовных семян в своей пастве или даже может быть вовсе пренебрегают этим первейшим своим делом? Естественно, что в этом прискорбном случае они умаляют и даже вовсе теряют свое право на пособие и материальную поддержку со стороны своих пасомых. Жить же на счет пасомых, не заботясь об их умственном просвещении и нравственном развитии, значит не пастырствовать, а наемничать, что, конечно же, в высшей степени постыдно и сопряжено с тяжкой ответственностью пред Господом Богом. В-пятых, по законоположению о ветхозаветном священстве ( 1Кор. 9:13 ). «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?» ( Лев. 27:30 ; Чис. 18:23–23 ; Втор. 14:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

е. не против людей, по природе своей все же немощных, как бы ни были они злы и хитры (Блаж. Феодор.), – «но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Мироправителями называются поднебесные (т. е. повсюдные во вселенной) духи злобы в смысле их зловредности и развратительности в грешном мире, во зле лежащем ( Ин. 5:19 ). Рассеевая зло в людях, они подчиняют их себе, как раборв, и затем властвуют над грешниками, как над своими подданными. ( Еф. 6:13–18 ). В-третьих, Св. Апостол под разными метафорическими образами описывает всеоружие христианское для брани с духами злобы (броня правды, щиты веры, шлем спасения и проч.), показывая, что способ успешного ведения сей брани состоит в «молитве во всякое время духом» (т. е. в непрерывном бодрствовании). III. Заключение ( Еф. 6:19–24 ). В заключении своего послания Апостол просит, во-первых, молиттв о себе, «дабы ему дано было слово … открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования». Во-вторых, говорит о посольстве к Ефесеям Тихика, дабы он возвестил им «об обстоятельствах и делах его, и тем утешил сердца их. Наконец, посылает мир, любовь и благодать братиям со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа». 90 Замечательно, что пастырство и учительство Апостол неразрывно соединяет вместе, как бы внушая, что тот и не пастырь, кто не может быть учителем. 91 Сие изречение нигде в Писании не находится в том виде, как приводит его Апостол; и потому полагают, что оно есть свободное изложение в устах апостольских мысли, заимствованной из пророка Исайи… «восстань светись (Иерусалим), ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою… и проч. ( Ис. 60:1 )… Еще указывают на Ис. 26:19 . «Оживут мертвые твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте» и проч. 92 Что много и часто случается дурных браков в христианстве, это должно смущать никого, точно также, как и то, что много вообще есть недостойных и дурных христиан, хотя в крещении всем подаются силы и возможность быть хорошими христианами. Апостол рассуждает о том, что такое есть христианский брак по существу своему, и каков он должен быть по своей идее, не касаясь того, каким он бывает иногда у христиан на самом деле. Читать далее Источник: Владимир на Клязьме. Типография Н.А. Паркова. 1907 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Если все тело – глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как ему было угодно. А, если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или, также, голова прочим: вы мне не нужны... Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями, далее, иным дал силы чудодейственные... Все ли Апостолы, все ли Пророки, все ли Учители, все ли чудотворцы» ( 1Кор. 12:15–25 )? Тот же Апостол с такой же ясностью и силой подтверждает и тот, из вышеприведенного места, вывод, что не только необходима в Церкви иерархия, но и необходима, именно, Богоучрежденная иерархия. Так, касаясь необходимого в Церкви учительства, он, между прочим, говорит: како призовут, в Него же не вероваша; како же уверуют, Его же не услышаша; како же услышат без проповедующаго; како же проповедят, аще не посланы будут ( Рим. 10:14–15 ), чем ясно показывает, что истинное учительство необходимо должно быть соединено с Божественным посланничеством, подобно тому, как и сам он, совместно с другими Апостолами, потому проповедовал, что на то призван и послан был Самим Христом ( 1Кор. 1:17; 9:16 ), почему и проповедовал не себя (как поступали не призванные учители), но Христа Иисуса Господа ( 2Кор. 4:5 ). Такую же точно мысль ясно высказал ап. Павел и о, необходимом для Церкви, священстве, когда прямо и без всяких ограничений так о сем выразился: никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон ( Евр. 5:4 ). Таких же, конечно, мыслей был ап. Павел и, относительно, учрежденного в Церкви и соединенного с учительством и священничеством пастырства, – что, между прочим, подтверждается и тем, что он, как мы уже видели, поставление ефесских пастырей для пасения стада Христова, прямо приписывал Св. Духу ( Деян. 20:28 ). Между тем, это самое подтверждает и ап. Петр, который, преподавая пастырям наставления, чтобы проходить свое служение Богоугодно, и, указывая им на Иисуса Христа, как на Пастыреначальника, Которому они должны будут дать отчет ( 1Пет. 5:2–4 ), этим самым, необходимо предполагает, что они должны были быть и на самом деле были призваны к своему высокому служению от имени Христова и во имя Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

и действия различны, а Бог один и тот же, производящий в> . " но всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос " . Итак, дары даются для служения, нет дара без соответствующего служения, и нет служения, которому не соответствовал бы определенный дар. Различают дары постоянные, которые всегда существуют в Церкви, и временные, которые отвечают временным потребностям церковной жизни. К первым относятся дары пастырства и учительства, которые связаны со священническим служением. В Еф. (4, 11-12) говорится: " Он (т. е. Христос. — О. Д.) поставил... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем ... в меру полного возраста Христова " . В то же время Свщ. Писание говорит о чрезвычайных дарах первенствующей Церкви. Служение апостольское, дар языков, дары истолкования, исцеления, чудотворения, пророческое служение и прочие дарования могут быть в Церкви, а могут и отсутствовать, однако Церковь от этого не перестает быть тем, чем она является. Особые дарования благодати суть силы и способности, которые представляют собой либо усиленные и возведенные на особенную высоту естественные способности человека, либо совершенно новые, не имеющие оснований в природе и сообщаемые непосредственно Святым Духом не на личную пользу, а на общую, для служения всей Церкви. 3.4. Отношение благодати к свободе 3.4.1. Ложные учения об отношении благодати к свободе 3.4.1.1. Пелагианство Споры об отношении благодати к свободе впервые возникают в первой трети V века в связи с учением Пелагия. Пелагий — британский монах (по другим сведениям — мирянин-аскет в начале V века прибыл в Рим. После того благочестия, которое он наблюдал у себя дома, в захолустной в то время Британии, его поразило падение нравов в древней столице Империи. При этом христиане, предававшиеся всевозможным порокам, обычно оправдывали себя расслабленностью и немощью человеческого естества, его удобопреклонностью ко злу вследствие первородного греха.

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

Каждому дается особый дар для служения всем. Каждый служит всем, и все служат каждому. «Служите друг другу, каждый тем даром (carisma), какой получили, как добрые домостроители многоразличной благодати Божьей (poikilhj caritos Qeou)» (1 Пе. 4,10). «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцеления, тем же Духом; иному чудотворениях, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор. 12,8–11 ). Как дар царственно-священнического служения, так и дары многоразличной благодати Божьей даются каждому отдельно, но опять же не для отдельного, а для совместного служения народа Божьего. И это есть общее служение народа, но не на основе одного, а разных даров. Служение народа Божьего Богу выражается одновременно в его служении самой Церкви. Многообразие даров Духа создает не только общее служение народа Божьего, но и особые служения, которые исполняются не всеми, а только некоторыми. «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения (eij ergon diakoniaj) для созидания тела Христова (eij oikodomhn tou swmatoj tou Cristou)» ( Еф. 4,11–12 ). Для созидания тела Христова поставляются не все, а только те, кто особо Богом к этому призван. Как священников, Бог поставляет одних для служения апостольства, других для служения пророчества, пастырства, учительства. Церковь есть место действия Духа, дары которого Бог раздает особо, как Ему угодно. Только те, кто состоят в Церкви, могут быть призваны к особым служениям, но состоять в Церкви означает принадлежать к народу Божьему и служить Богу в царственно-священническом достоинстве. Служение для созида-ния тела Христова» возможно только через участие в служении самой Церкви. Неимеющий царственно-священнического служения не может иметь особого служения, т. к. он находился бы вне среды действия Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Лица никакого не стыдись и не бойся, но всех, кто грешит, обличай, ибо это есть священническое призвание, и всем проси помощи у Бога. Даже если будут тебя ненавидеть за это злые и злословить, не бойся их; делай свое – и Бог тебя защитит. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1326 ). Первому ветхозаветному архиерею Аарону Господь Бог повелел сделать святительскую ризу, на подоле которой должны были находиться золотые звонцы: «она будет на Аароне в служении, дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть» ( Исх. 28, 35 ). Дивно было украшение этой ризы с позвонками, но еще более дивно то, что архиерея ожидала смерть, если бы архиерейская риза не имела позвонков: «дабы слышен был, – сказано, – от него звук... чтобы ему не умереть». Мы знаем, что все ветхозаветное было преобразованием новоблагодатного; и ветхозаветное священство было прообразом нашего священства; звонцы же, издающие звон, по толкованию святого Григория Двоеслова , знаменовали голос святительского учения, означали, что архиерей, как и иерей, не должен быть немым и должен провозглашать уже не звонцами, а устами и языком, уча и вразумляя людей Божиих, по увещанию апостола: «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» ( 2Тим. 4, 2 ) – твори дело благовестника. Звонцы были золотые, и из священнических уст должны исходить золотые слова: о богоугождении, о святой и праведной жизни, о любви к Богу и ближнему, – слова золотые, а не оловянные, то есть полезные, а не бесполезные, честные, а не бесчестные, любовные, а не враждебные, не оскорбительные и не гнилые. Не имеющий этих золотых духовных звонцов разума и книжного познания, не стяжавший духа премудрости и не способный к учительству служитель Божий и пастырь душ человеческих нем, а вместе и мертв. Ибо как ветхозаветного святителя, если бы он дерзнул войти в святилище без звонцов, ожидала смерть, так и новоблагодатным архиереям и иереям, дерзающим принимать на себя со многими происками сан духовный, но не имеющих звонцов разума и премудрости духовной, не могущим поучать Христово стадо, предстоит некая особая смерть – не телесная, а духовная, ибо они почитаются Богом мертвыми, и каждому из них Он говорит в Апокалипсисе: «ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» ( Апок. 3, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

На чем же основываются эти соображения? Откуда видно, что папство есть божественное установление? Какие данные позволяют заключать, что авторитет папства признаваем был церковью за авторитет верховный и непогрешимый с самых древнейших времен? Автор полагает, что о главенстве апостола Петра, следовательно о божественном установлении папства, ясно говорится уже в евангельской истории. Господь сказал Петру: Ты еси Петр и на сем камне Я создам церковь Мою и врата ада не одолеют ея. И дам тебе ключи царства небесного и что ты свяжет на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Симон! Симон! Се сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя и ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих. Паси агнцев Моих; паси овец Моих: паси овец Моих ( Мф.16:18, 19 ; Лк.22:31–32 ; Ин.21:15–17 ) 68 . Эти божественные изречения доказывают будто бы, что папство есть несомненнейший факт евангельской истории. Первое из этих изречений католические богословы всегда понимали так, что оно заключает в себе мысль о том, что апостол Петр составляет незыблемую основу церкви. Дарование ключей и повеление пасти агнцев и овец теология папистов толкует в том смысле, что в Петре сосредоточивается руководящая власть управления и учительства, т. е. верховное пастырство. Молитва же о Петре, по ультрамонтанской экзегетике, заключает в себе гарантию непогрешимости в вере. У нас существует обширная полемическая литература, посвященная разбору ультрамонтанского толкования приведенных изречений Господа к апостолу Петру. Всего более разработан православными богословами тот отдел полемики, который касается первых трех веков. Если бы автор рассматриваемой нами книги изучил эту литературу: то мнения его о папстве во многом могли бы измениться. К изумлению. труды русских богословов о папстве игнорируются им. Трактуя о прерогативах папского престола, он цитирует, правда, русские сочинения, в которых делаются случайные замечания об авторитете апостольского престола в Риме. Но ни откуда не видно, что он штудировал специальную русскую литературу о папстве. По видимости, он не имел под руками даже капитального трактата „О видимом (папском) главенстве в церкви“ высокопреосвященного Никанора. А между тем здесь-то он и нашел бы основательное и полное беспристрастия, во всех отношениях образцовое исследование тех именно вопросов, которыми он занимается в первой главе своей книги. Это очень жаль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010